Научная статья на тему 'Коррекционная социология и ее место в исследовании механизмов социальной реабилитации личности'

Коррекционная социология и ее место в исследовании механизмов социальной реабилитации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
234
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ СОЦИОЛОГИЯ / АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / КОНТРАГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / SOCIALIZATION / RESOCIALIZATION / CORRECTION / CORRECTIONAL SOCIOLOGY / AGENTS AND INSTITUTES OF SOCIALIZATION / CONTRACTORS OF SOCIALIZATION / SOCIAL TRANSFORMATIONS / CORRECTIONAL PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попов Михаил Юрьевич

Данная статья посвящена анализу социальных девиаций, возникающих в результате «сбоев» в деятельности агентов и институтов социализации и воздействия на нее асоциальных или криминальных элементов на разных этапах социализации личности, а также поиску наиболее эффективных средств социальной реабилитации личности, подвергшейся этому влиянию. По мнению автора, возникла необходимость использования в современной социологии термина «коррекция» как более актуального, чем «ресоциализация» в тех случаях, когда речь идет о незавершенном цикле социализации личности или когда отсутствует необходимость в радикальном изменении системы ценностей, жизненных стратегий личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correctional sociology and its place in research of mechanisms of the personality’s social justification

This paper analyzes the social deviations resulting from "failures" in activity of agents and institutes of socialization and impact on it of asocial or criminal elements at various stages of socialization of the personality, as well as makes a search for the most effective ways to socially justify the personality who has undergone this influence. According to the author, there is a need to use the term "correction" in modern sociology as more relevant one in comparison to "resocialization" when we speak about an incomplete cycle of socialization of the personality or when there is no need for radical change of system of values and vital strategy of the personality.

Текст научной работы на тему «Коррекционная социология и ее место в исследовании механизмов социальной реабилитации личности»

УДК 316.37 ББК 60.53 П 58

М.Ю. Попов,

доктор социологических наук, профессор, главный редактор научного журнала «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки», г. Краснодар, тел.: +79282683415, e-mail: popov-52@mail.ru

КОРРЕКЦИОННАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТО В ИССЛЕДОВАНИИ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

(Рецензирована)

Аннотация. Данная статья посвящена анализу социальных девиаций, возникающих в результате «сбоев» в деятельности агентов и институтов социализации и воздействия на нее асоциальных или криминальных элементов на разных этапах социализации личности, а также поиску наиболее эффективных средств социальной реабилитации личности, подвергшейся этому влиянию. По мнению автора, возникла необходимость использования в современной социологии термина «коррекция» как более актуального, чем «ресоциализация» в тех случаях, когда речь идет о незавершенном цикле социализации личности или когда отсутствует необходимость в радикальном изменении системы ценностей, жизненных стратегий личности.

Ключевые слова: социализация, ресоциализация, коррекция, коррекцион-ная социология, агенты и институты социализации, контрагенты социализации, социальные трансформации, коррекционная педагогика.

M.Yu. Popov,

Doctor of Sociology, Professor, Editor-in-Chief of the scientific journal "The Humanities, Social Economic and Social Sciences", Krasnodar, ph.: +79282683415, e-mail: popov-52@mail.ru

CORRECTIONAL SOCIOLOGY AND ITS PLACE IN RESEARCH OF MECHANISMS OF THE PERSONALITY'S SOCIAL JUSTIFICATION

Abstract. This paper analyzes the social deviations resulting from "failures" in activity of agents and institutes of socialization and impact on it of asocial or criminal elements at various stages of socialization of the personality, as well as makes a search for the most effective ways to socially justify the personality who has undergone this influence. According to the author, there is a need to use the term "correction" in modern sociology as more relevant one in comparison to "resocialization" when we speak about an incomplete cycle of socialization of the personality or when there is no need for radical change of system of values and vital strategy of the personality.

Keywords: socialization, resocialization, correction, correctional sociology, agents and institutes of socialization, contractors of socialization, social transformations, correctional pedagogy.

Отечественная социология пе- поэтому не удивительно, что поми-реживает период возрождения, мо традиционного для этой науки

понятийного аппарата, используемого исследователями в ходе своей творческой деятельности, современные российские социологи, ощущая потребность в описании современного социума с помощью не только классических терминов, предпринимают попытки его пополнения терминами, с помощью которых не только сами профессиональные исследователи, но и люди, интересующиеся этой наукой, смогли бы открыть в ней новые грани, лучше понимать ее как объект исследования, источник новых знаний.

Подтверждение этой точки зрения мы постоянно находим как в результате своих научных поисков, так и в ходе научного руководства, консультирования молодых ученых в процессе их работы над диссертационными исследованиями, а также во время научных дискуссий, продуцирующих ощущение неполного соответствия используемых авторами социологических терминов при описании тех или иных социальных процессов и явлений. В то же время заменить их на те, что более адекватно отражают описываемую ими проблему, нет возможности.

Мы сами неоднократно сталкивались с подобными ситуациями в ходе редактирования авторских публикаций в научных изданиях, а также на заседаниях диссертационных советов в вузах Юга России. Это и побудило нас написать данную статью, которая стала откликом на эти дискуссии, в частности, при обсуждении природы отклонений от норм поведения индивида или группы лиц, возникающих в ходе социализации личности на разных этапах этого процесса, когда не всегда корректным нам казалось использование тех или иных терминов, характеризующих его особенности у представителей определенных социальных, возрастных групп, а также при исследовании различных периодов жизни индивида, в частности:

- при переходе его от одного жизненного цикла к другому, когда от человека не требуется радикального изменения образа жизни в связи с изменением его социального статуса в рамках профессиональной деятельности, например, в случаях повышения или понижения в должности, переезда в другой населенный пункт и пр. И, тем не менее, ему необходимо приложить определенные усилия для адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности, для чего от него требуются определенные усилия и поддержка со стороны агентов этого процесса, который мы не можем охарактеризовать как ресоциализацию, которую одни исследователи трактуют как усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия [1; 985]. Другие рассматривают ее как резкий отказ от ранее усвоенных ценностей и образов поведения и замена их радикально другими [2; 334] или изменение ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека в соответствии с новыми социальными условиям и предписаниями; перестройка личности, изменение, восстановление социальных связей, ценностных ориентаций, норм [3; 141];

- при нарушении хода первичной или вторичной социализации личности под влиянием неблагоприятных факторов, провоцирующих делинквентность или ад-диктивность, несущих реальную угрозу трансформации законопослушного поведения подростка, молодого человека в маргинальное и даже криминальное. Следствием этого может стать временная изоляция от общества в специальные закрытие учреждения, в частности, в воспитательные колонии, с целью их ограждения от деформирующего влияния со стороны контрагентов социализации и возвращения

перевоспитываемых подростков, юношей в процесс социализации, протекающий в традиционном, нормативном русле. Нередко эту процедуру некоторые специалисты ассоциируют с ресоциализацией [4], хотя этот термин они применяют в отношении лиц, у которых произошло прерывание естественного хода первичной социализации. А если это так, то о какой ресоциали-зации личности может идти речь, тем более в условиях пенитенциарного учреждения?

Если же продолжить дискуссию о взаимодействии агентов социализации с индивидами, испытывающими на себе деформирующее воздействие контрагентов социализации на этапе их первичной социализации, но без временной изоляции от общества, то в работе с этой категорией молодежи агентам социализации необходимо создавать благоприятные условия для их возвращения в русло естественной социализации, что возможно через оздоровление духовно-нравственной обстановки в семье, в ближайшем социальном окружении молодых людей, что позволит нейтрализовать негативное влияние на них со стороны контрагентов социализации.

Но если под ресоциализацией понимать процесс, в ходе которого происходит изменение программ поведения, жизненных установок личности в границах нормативного поля под влиянием социальных трансформаций или каких-либо иных процессов, но оказывающих на нее столь же заметное влияние, то этот термин к предмету нашего внимания никакого отношения не имеет, потому что в обоих случаях нами рассматривался совсем иной сценарий. И в данном случае, как нам представляется, следует вести речь о коррекции какого-то из циклов социализации, в результате чего в первом случае происходит адаптация индивида к изменившимся условиям жизнедеятельности, но в тех же социальных

условиях, в которых он находился и до описанных выше перемен. Во втором же случае мы имеем дело со стремлением агентов социализации вывести объекты социализации из-под влияния контрагентов социализации и создать им благоприятные условия для формирования личности в нормативном поле первичной, а затем и вторичной социализации.

А чтобы не смешивать этот процесс с ресоциализацией личности, мы предлагаем использовать для него определение «социальная коррекция», где основополагающим выступает понятие «коррекция», что в переводе с латинского языка означает исправление, улучшение [5; 505]. В педагогике, в педагогической психологии этот термин используется в отношении к индивидам детского возраста, и по выражению В.П. Кащенко, дело воспитания которых является уделом не только профессионалов-педагогов, ответственных за будущее наших детей, а всего общества в целом [5; 23].

В профессиональной педагогике термин «коррекция» используется в контексте коррекционно-развивающего обучения, под которым подразумевается восстановление пробелов в общеличностном и интеллектуальном развитии обучаемых и обеспечение необходимых предпосылок для их профессионального становления. По мнению В.Н. Тарасовой, особенности этого вида педагогической деятельности заключаются в синтезе, коррекции, развитии, социальном формировании и адаптации. В процессе коррекции происходит изменение негативных установок и мотивации на позитивные, пассивной позиции в деятельности - на активную, а также снимается тревожность, неуверенность, закомплексованность. В ходе коррекции происходит компенсация временно утраченных резервов личности и функций, т.е. восстановление, перестройка или замещение. Их

несформированность тормозит профессиональное и общеличностное становление [6; 457-458].

Как не трудно заметить, коррекция в педагогическом контексте не преследует цели радикального изменения личностных характеристик, а предполагает их адаптацию к изменяющимся условиям. Но эта коррекция также затрагивает внутренний мир человека, психологическую структуру личности, оказывающих влияние на его жизнедеятельность, социальное поведение. И как мы полагаем, именно эта функция коррекции имеет важное значение для некоторых направлений социологии, в частности для тех из них, что исследуют этапы социализации личности, а также различные виды ее отклоняющего поведения.

Коррекция отклонений, возникающих в процессе социализации личности под влиянием различных неблагоприятных факторов, является, по нашему мнению, важнейшей, но до настоящего времени мало исследованной функцией социологической науки, благодаря чему могут выявляться причины «сбоев» в социализации личности на разных ее этапах. Наиболее эффективным инструментом, с помощью которого может быть преодолено их влияние, по мнению Р. Клотье и А. Рено, должно стать эффективное взаимодействие агентов и институтов социализации. Они выделили четыре иерархически расположенные структуры этого взаимодействия:

- микросистему, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие (семью, детское дошкольное учреждение, школу, друзей);

- мезосистему, включающую в себя отношения между элементами микросистемы (семья-друзья, школа-семья, школа-друзья и т.д.);

- экосистему, представляющую собой институты, не касающиеся индивида непосредственно, но, тем

не менее, участвующие в его социализации и иногда оказывающие на этот процесс сильное влияние, что подтверждается на примере родственного или профессионального окружения самого индивида или его родителей;

- макросистему, включающую в себя социальные ценности, идеологические институты, правовые нормы, не только внушаемые индивиду непосредственно, но и косвенно влияющие на функционирование трех первых структур (например, идеологические установки общества в целом, ориентированные на молодежные объединения, правозащитные организации и др.) [7; 24].

Задачей коррекционной социологии может стать:

- поиск «болевых» точек, возникающих внутри этих структур, а также в результате их взаимодействия между собой;

- исследование и комплексный структурный анализ причин деформаций в деятельности социальных институтов, являющихся причиной отклонений в поведении индивидов от социальных норм в ходе социализации личности или в каких-то других случаях под влиянием этих «сбоев»;

- выработка государственными и общественными институтами стратегии и тактики по профилактике и преодолению деформирующего влияния на личность, страты и социум в целом этих факторов, вызванных трансформационными процессами в обществе на различных этапах его развития:

- реализация этих стратегий и анализ эффективности функционирования микро-, мезо-, эко- и макросистем в условиях социальной реальности.

Благодаря использованию методико-методологического инструментария коррекционной социологии, у общества появляется возможность снижения и минимизации негативного влияния со стороны субъектов деформирующего

воздействия, что облегчит адаптацию его членов к происходящим в социуме переменам, а следовательно - снизит вероятность доведения индивидов до того состояния, когда им потребуется ресоциализация, требующая от общества значительно больших усилий и материальных

средств для адаптации каждого отдельного человека или социальной группы к изменившимся условиям жизнедеятельности или подвергшимся деформирующему воздействию со стороны асоциальных или криминальных элементов или структур.

Примечания:

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социализация и образование // Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 8. М., 2005.

2. Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами / под ред. С.А. Кравченко. М., 2001.

3. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. М., 2006.

4. Алиев А.М., Марианов А.А., Амирбеков Г.Г. Проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных (опыт Кизилюртовской воспитательной колонии) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 3.

5. Педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1965.

6. Тарасова В.Н. Коррекционно-развивающее обучение // Энциклопедия профессионального образования. Т. 1. М., 1998.

7. Cloutier R., Renaud A. Psihology de infant. Boucherville, 1990.

References:

1. Dobrenkov V.I., Kravchenko A.I. Socialization and education // Fundamental Sociology. In 15 volumes. Vol. 8. M., 2005.

2. Educational sociological dictionary with English and Spanish equivalents / Ed. by S.A. Kravchenko. M., 2001.

3. Mudrik A.V. Socialization yesterday and today. M., 2006.

4. Aliev A.M., Marianov A.A., Amirbekov G.G. Problems of re-socialization of juvenile offenders (experience of Kizilyurt educational colony) // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2016. No. 3.

5. Educational Encyclopedia. Vol. 2. M., 1965.

6. Tarasova V.N. Corrective and developing education // Encyclopedia of vocational education. Vol. 1. M., 1998.

7. Cloutier R., Renaud A. Psihology de infant. Boucherville, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.