Научная статья на тему 'Правовая социализация личности и правопослушное поведение'

Правовая социализация личности и правопослушное поведение Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1193
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Погожева Ольга Владилшровна

В статье рассматривается процесс правовой социализации как период становления и развития личности в целом и формирования его правосознания в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая социализация личности и правопослушное поведение»

УДК 37.017.4

Погожева Ольга Владимировна

ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРАВОПОСЛУШНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Pogozheva Olga Vladimirovna

LEGAL SOCIALIZATION OF THE PERSON AND RIGHTOBEDIENT BEHAVIOUR

Направленность любой деятельности и поведения индивида, по сути дела, определяется трактовкой природы человека и процесса его вхождения в социум. И в этом плане так называемый социализационный подход дает широкие возможности для исследования становления и развития личности в целом и формирования его правосознания в частности.

Достаточно четко положения указанного подхода изложила А. И. Ковалева выделив следующие моменты:

- человек есть прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида «Homo sapiens»;

- человека характеризуют особая телесная организация и надележность сознанием, т. е. способностью познавать внешний и внутренний мир и действовать разумно;

- важнейшим признаком человека является его общественная сущность -лишь в обществе и благодаря обществу человек - способен стать субъектом деятельности, субъектом общественного развития;

- человек развивается в социальных условиях как личность;

- человеком рождаются, а личностью становятся - осваивая созданную людьми социальность, включаясь в нее в процессе своей жизнедеятельности, человек развивается как личность;

- человек не «штампуется», не воспроизводится по неким социальным «клише» как личность, а формируется под влиянием врожденных особенностей, определенных социальных условий в зависимости от своего отношения к этим условиям и к самому себе;

- мера социально типичного и индивидуального в человеке обусловлена как социальными, так и индивидуальными факторами его социализации;

- социология изучает прежде всего установленные и действующие в обществе механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению, соотношение процессов и институтов социализации, а также социально типичное, характеризующее включенность индивидов в общество, социальные группы, социальные институты и организации;

- девиантное повеление, по сути дела, есть проявление социальной дезадаптации - нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации [2, с. 77-79].

Понятно, что при таких исходных позициях индивид предстает перед нами как готовое уже с рождения к самодеятельности в «социальной среде» человеческое существо, которое начинает активно самореализовываться в обществе, осваивая тс или иные социальные роли, а сам процесс вхождения индивида в социум трактуется как процесс адаптации, т. е. его приспособления к среде: «человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленных воздействий на формирование личности), собственной практической деятельности человека» [4, с. 126].

Исторически проблема социализации получила отражение в грудах практически всех крупных исследователей, но так или иначе в западной социологии утвердилось понимание социализации как части процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, устойчивые ее черты, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, которая регулируется ролевой структурой общества.

Эволюция теоретических взглядов на проблему социализации личности особенно интенсивно шла в XX в. Как определенные узловые пункты исследования этой проблемы можно рассмотреть взгляды Т. Парсонса, который указывал, что процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интериоризации общепринятых норм, В качестве условия социализации он выделяет процесс адаптации индивидов к социальной среде, который достигается путем усвоения личностью определенных нормативных структур, символов культуры, чему способствует приобщение ее к современным знаниям. Основными адаптивными механизмами, согласно Т. Парсонсу, выступают семья и система образования. Именно последние, по мнению автора, должны обеспечить человеку его адекватность в двух основных сферах действия и ответственности - в его профессиональной и семейной ролях; специфическим каналом социализации индивида служит приобщение к молодежной субкультуре, которая помогает перейти субъекту от состояния обособленности к универсализации, выбрать «взрослую» роль [3; 4 с. 186].

В современной отечественной социологии социализация рассматривается как процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. В социализации выделяются две фазы - социальная адаптация и интериоризация. Под социальной адаптацией понимается приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, к среде его жизнедеятельности; пол интериоризацией - процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека [4; 6].

Как правило, различают два основных периода социализации: «первичную социализацию» - от рождения человека до формирования зрелой личности; «вторичную социализацию», или ресоциализацию, - период своеобразной перестройки личности уже в период ее социальной зрелости.

В последнее время отечественными исследователями используются и другие основания периодизации процесса социализации, позволяющие учесть своеобразие социализации детей и взрослых, а также так называемую ресоциализацию как процесс усвоения новых ценностей, норм, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных яти устаревших.

Существует и иной принцип градации первичной и вторичной социализации - по характеру воздействия ее агентов:

- первичная связывается с прямым воздействием на человека его непосредственного окружения, первичных социальных групп - семьи, родственников, друзей, ровесников, учебного и трудового коллектива, воспитателей, учителей, непосредственного руководителя по учебе, службе, работе и т. д.;

- вторичная - с воздействием вторичных социальных групп (малых и больших институтов, организаций и учреждений в общей форме и опосредованно, чаще всего в одном-двух направлениях, причем на этом этапе отношения носят преимущественно институциализированный характер [1; 6; 9].

В качестве критериев социализированности личности выделяются:

- содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, «картин мира» человека,

- адаптированность личности, нормативность ее поведения;

- социальная идентичность;

- степень ее независимости, уверенности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованное [5, с. 49].

Специфическим аспектом анализа проблем социализации является определение социализации отклоняющейся, которую можно трактовать как форму дезорганизация поведения индивида или категории лиц в обществе, обнаруживающую несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. В таком ракурсе отклоняющееся поведение можно рассматривать в качестве детерминированной неудав-шейся социализации. Отклоняющейся социализации способствует отчуждение субъекта от институтов социализации, которые выступают носителями моральных, правовых и других социально одобряемых норм, и процесс усвоения социального опыта происходит под влиянием различных асоциальных либо преступных субкультур с собственными корпоративными нормами и ценностями, носящими антиобщественный характер. По мере возрастания социальной дезадаптации снижается референтная значимость мнения родителей, учителей, классного коллектива и возрастает референтная значимость неформальных групп.

В целях содержательного решения рассматриваемой проблемы для разработки управленческих мер по социальному регулированию девиантного

повеления необходим социально-философский анализ дилеммы «социализация индивида - становление человека», который приводит к выводу, что решение должно быть принято в пользу того, что в процессе индивидуального развития, равно как и в истории человечества в целом, идет процесс не выборочного освоения отдельных «компонентов цивилизации» в форме освоения социальных ролей, а целостного вхождения в культуру социума, поскольку культура есть способ целеполагания человека, есть двуединс-тво исторического в его социальном и индивидуальном планах, результат и предпосылка человеческого бытия [8, с. 40-42].

Только при таком подходе становится понятным, почему правосознание индивида диктуется не столько освоением определенных правовых принципов на уровне конкретного знания конкретных законов, но прежде всего нравственностью личности как освоением конкретного исторического опыта процесса «становления природы человеком». Как раз этот опыт диктует общечеловеческие принципы построения общения в социуме, лишь частично отражаемые в праве, Становится понятным также и то, почему в каждой из специализированных деятельностей проявляется исторически обусловленная преобразующая общечеловеческая деятельность, выходящая за пределы непосредственных результатов и строящаяся на основе целеполагания, формирующая а мотивацию, я способ реализации целей деятельности.

К особенностям социализации несовершеннолетних относят пути получения социального опита, которые придают процессу развития личности определенную независимость от внешних воздействий. Во-первых, социальный опыт приобретается предметным способом, когда несовершеннолетний непосредствен по в процессе жизнедеятельности включается в систему реальных объектов и постигает их свойства, взаимодействуя с ними. Во-вторых, традиционным способом, наблюдая действия других людей в различных ситуациях, воспринимая и усваивая соответствующие образцы поведения. Эти образцы закрепляются в его сознании в виде готовых стандартов, шаблонов. И, наконец, в-третьих, сознательно-рациональным путем, познавая продукты культуры в процессе общения с другими людьми, из каналов массовой информации, книг и т. д. [2; 4; 5; 6; 10].

Огромнее влияние на личностное развитие несовершеннолетнего оказывает его непосредственное окружение - микросреда, которая представлена такими элементами, как семья, учебные и воспитательные заведения, друзья и др. В этой микросреде важны не столько безличные нормы и императивы, сколько эмоциональная атмосфера, традиции, мнения Дезинтеграция российского общества привела к погружению человека в сферу семейнодружеских связей, именно поэтому эта функция микросреды в переходный период приобрела особое значение.

В процессе формирования мировоззрения личности воспитывают как слово, так и дело, нередко противоречащие друг другу. При этом, как правило, предпочтение отлается тому, что диктуется объективной реаль-

ностью, а не противоречащей ей идеологической оболочке. Эффективность идеологического воздействия в целях обеспечения господствующей морали и нравственности всегда ограничена объективными условиями жизни общества. И, если в обществе нет желаемого большинством населения равенства, то в результате неистребимого стремления людей к справедливости и равенству неизбежны социальные конфликты в различных формах их проявления.

В условиях рыночных отношении создается и реализуется, возможность получения незначительной частью общества паразитического нетрудового обогащения за счет большинства населения, вынужденного влачить полуни-щенское существование. При таких условиях лозунг приоритета личности -скорее пропаганда, нежели реальная цель. Указанные условия ограничивают возможность воспитания населения в целях утверждения равенства, добра и справедливости. Несмотря на это, государство не может и не должно отказываться от идеологического воздействия на подрастающее поколение в целях профилактики девиаций а их среде. Более того, забота всего общества о воспитании несовершеннолетних в духе соблюдения правил поведения и общежития, о воспитании их правосознания становится необходимой и крайне актуальной [3; 7].

В настоящий момент значительная часть детей и подростков стала безнадзорной, со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями. Распространение подобного поведения среди подрастающего поколения связано с рядом причин: ослаблением традиционных форм социального контроля; дискредитацией прежних морально-этических ценностей; кризисом системы школьного образования, ориентацией подростков на праздно-развлекательные формы досуга; отсутствием социальной системы профилактики вовлечения несовершеннолетних в потребление алкоголя, наркотических и токсических веществ; материальными трудностями, испытываемыми многими семьями; отрицательным изменением семейных отношений (конфликты, скандалы, разводы). Все это, накладываясь на психологические особенности несовершеннолетнего возраста, с одной стороны, резко повышает уровень их виктимности, а с другой - порождает жестокость и корысть, месть и ненависть со стороны самих несовершеннолетних.

Для формирования позитивного в социальном плане правосознания нельзя обойти проблемы, связанные с нынешней нацеленностью посттоталитарной России на построение «правового государства» и «гражданского общества». «Простой перенос институтов западной демократии на другую почву не дает тех результатов, на которые они были рассчитаны у себя дома» [1; 4; 8; 10].

«Правовое общество» индивидуалистов (общество с господством частной собственности) подразумевает неизбежность выхода за существующие правовые рамки и поиск возможностей если не «перепрыгнуть, то обойти закон», в результате чего неизбежна криминализация такого общества. Не последнюю роль в этом играет и признание основным «законом» правового общества формулы: «разрешено все, что не запрещено». Вследствие этого

знание правовых норм становится побуждением не только и не столько к реализации правопослушного поведения, сколько к поиску обходных действий по отношению к зафиксированным «запрещениям» и тем самым пра-вознание подменяется в этом случае правосознанием. Последнее, по сути дела, является следствием примата нравственности над правом - нравственный человек не может сознательно нарушить правовые нормы, если это непосредственно не угрожает существованию высшей ценности - другому человеку [11, с. 94].

В целом анализ проблемы становления правосознания, с точки зрения осуществления воздействия на этот процесс, можно в определенной степени интерпретировать как проблему выбора оснований профилактики девиантного поведения из таких альтернатив, как «основанное на восприятии правовых норм как наиболее целесообразных ориентиров поведения - основанное на конформистском подчинении правовым требованиям - основанное на боязни наказания за иные варианты поведения». И все же, если подходить к проблеме с точки зрения ценностного отношения к миру, положение не столь однозначно, ибо в мире ценностей происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план здесь выступает не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия, а то, что должно соответствовать представлению о назначении человека и его достоинстве, т. е. те моменты в мотивации поведения, в которых проявляются самоутверждение и свобода личности. Однако современное общество в условиях становления рыночной экономики с его устремлением на потребление и обладание формирует личность, энергия которой направлена на исполнение желаний определенного типа.

В результате в социум входит не нравственная личность с ее категоричностью в самоопределении отношений с социумом и каждым конкретным человеком, а личность корпоративная, с присущей ей склонностью к конформному поведению, для которой оттесняется на второй план ее свободное самоопределение. Поведение такой личности в лучшем случае диктуется социумом, в худшем - неформальными группами асоциальной или антисоциальной направленности.

Библиографический список

1. Аверьянова, Т. В. Криминалистика [Текст] / Т. В. Аверьянова, Р, С. Белкин, Ю. Г. Корухов, Е. Р. Российская - М., 2000.

2. Афанасьев, В. С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения [Текст] / В. С. Афанасьев, Я. И. Гилинский - Л., 1993.

3. Гилинский, Я. И. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х-ХХ вв.) [Текст] / Я. И. Гилинский - СПб., 2000.

4. Гилинский, Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» [Текст] / Я. И. Гилинский -СПб., 2004.

5. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг-М., 2003.

6. Клейберг, Ю. А. Социальные нормы и отклонения [Текст] / Ю. А. Клей-берг- М., 1997.

7. Клиническая и судебная подростковая психиатрия [Текст] / В. А. Гурьева, Т. Б. Дмитриева, В. Я. Гиндикин и др. - М., 2001.

8. Колесникова, Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции [Текст] / Г. И. Колесникова - Ростов н/Д, 2005.

9. Петрова, А. Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением [Текст] / А. Б. Петрова - М., 2008.

10. Юридическая психология [Текст] / Сост. В. М. Поздняков. - М., 2002. П.Яньшин, П. В. Клиническая психодиагностика личности [Текст] /

П. В. Яньшин - СПб., 2007.

УДК 74

Бочаров Пётр Дмитриевич

Почётный работник общего образования, директор Каменского технологического института - филиала Пензенской государственной технологической академии, Kamti-pgta2@sura.ru, Каменка

УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕГО влияния ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МАЛОГО ГОРОДА НА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Bocharov Petr Dmitrievich

Honourable worker of the general education, director of Kamenka technological Institute -a branch of Penza state technological academy, Kamti-pgta2@sura.ru, Kamenka

SOCIALIZATION OF PUPILS OF COMPREHENSIVE SCHOOLS IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A SMALL TOWN

Преобразования в общественной жизни, осуществляемые в нашей стране, существенно меняют объективные условия социализации подрастающих поколений. Картины мира современного взрослого и современного ребенка существенно различаются между собой. Ученые констатируют сегодня кризис детства [1, с. 5], одной из причин которого стал социальный кризис, приведший к неуверенности, неопределенности в построении взаимоотношений взрослых с детьми. Эта проблемная ситуация существенно обостряет воспитание как социальную проблему.

Каждый регион России имеет свою социокультурную среду, воздействующую на процессы образования и воспитания, облегчая или затрудняя их. Неоднородность социокультурных сред требует от организаторов воспитания обеспечивать, с одной стороны, единство национальной политики,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.