Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
469
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / INTELLECTUAL CAPACITY / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / INTELLECTUAL COMPONENT / МЫШЛЕНИЕ / THINKING / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / CAREER GUIDANCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / PROFESSIONAL SKILLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PROFESSIONAL EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бурляева Виктория Арсентиевна, Чебанов Константин Александрович, Надеева Татьяна Алексеевна

В статье рассматриваются теоретические аспекты диагностики профессиональных способностей человека, а точнее, необходимость использования в данной диагностике тестов и методик, которые, помимо профессиональной подготовленности - исполнительности, организованности, устойчивости к монотонности, скорости реакции и др. позволят определять интеллектуальные характеристики личности, или тип интеллекта, соответствующий решаемой в конкретной профессиональной области задачи. Диагностика профессиональных способностей является результатом всесторонней оценки психических функций, степени выраженности у конкретного человека комплекса определенных свойств, качеств, признаков, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. В психологической науке по-разному определяют место профессиональной психодиагностики среди отраслей психологической науки. Одни психологи считают, что диагностика профессиональных способностей является составной частью профессионально-психологического отбора и расстановки кадров, другие же, диагностику профессиональных способностей понимали составной частью трудовой экспертизы и профессионального отбора, как «определение специалистами пригодности человека к труду по конкретной профессии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бурляева Виктория Арсентиевна, Чебанов Константин Александрович, Надеева Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC OF PROFESSIONAL ABILITIES

Discusses the theoretical aspects of diagnosis professional abilities of the person, or rather, the necessity of using in this diagnostics tests and techniques, in addition to professional training - diligence, self-discipline, resistance to monotony, reaction speed etc. will determine the intellectual characteristics of the person, or type of intelligence corresponding to solve specific professional tasks. Diagnostics of professional skills is the result of comprehensive assessment of mental functions, the severity of the particular person of the complex of certain psychological properties, qualities, signs, comparable to professional activities. In psychological science in many ways determine the place of professional psycho-diagnostics among the branches of psychological science. Some psychologists believe that the diagnosis of professional skills is an integral part of professional psychological selection and placement of staff; in other cases, the diagnosis of professional abilities understood integral part of labour expertise and professional selection, as "the definition of fitness experts man to work in a particular profession".

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

14. Zolotuhina YU.YU. Sredovoj podhod k vospitaniyu doshkol'nikov // Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016. № 4. S. 131-134.

15. Novopol'ceva K.A. Osobennosti modeli integrativnoj obrazovatel'noj sredy doshkol'nogo otdeleniya i nachal'nyh klassov gimnazii // Molodoj uchenyj. 2014. №3. S. 994-999.

16. Vajndorf-Sysoeva M.E. i dr. Teoriya i praktika psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya odarennyh uchashchihsya. M.: MGOU, 2010. 110 s.

17. Krivshenko L.P. i dr. Tekhnologii raboty s odarennymi uchashchimisya: obuchenie i vospitanie. M.: MGOU, 2010. 88 s.

18. Buslaeva E.L., Vlasova N.V. Vozmozhnosti razvitiya logicheskogo myshleniya u detej doshkol'nogo vozrasta // Psihologiya obucheniya. 2017. № 5. S. 13-21.

ЗОЛОТУХИНА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА - соискатель кафедры педагогики Московского государственного областного университета; «Лицей № 1574» города Москвы, обособленное подразделение № 5, воспитатель. ZOLOTUHINA, YULIA Y.- Ph.D. student, Department of the Pedagogy, Moscow State Regional University; «Lyceum № 1574» Separate Subdivision № 5, Moscow, educator ([email protected])

УДК 159.923

БУРЛЯЕВА В.А., ЧЕБАНОВ К.А., НАДЕЕВА Т.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Ключевые слова: интеллектуальные способности, интеллектуальный компонент, мышление, профориентация, профессиональные способности, профессиональная эффективность.

В статье рассматриваются теоретические аспекты диагностики профессиональных способностей человека, а точнее, необходимость использования в данной диагностике тестов и методик, которые, помимо профессиональной подготовленности - исполнительности, организованности, устойчивости к монотонности, скорости реакции и др. позволят определять интеллектуальные характеристики личности, или тип интеллекта, соответствующий решаемой в конкретной профессиональной области задачи. Диагностика профессиональных способностей является результатом всесторонней оценки психических функций, степени выраженности у конкретного человека комплекса определенных свойств, качеств, признаков, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. В психологической науке по-разному определяют место профессиональной психодиагностики среди отраслей психологической науки. Одни психологи считают, что диагностика профессиональных способностей является составной частью профессионально-психологического отбора и расстановки кадров, другие же, диагностику профессиональных способностей понимали составной частью трудовой экспертизы и профессионального отбора, как «определение специалистами пригодности человека к труду по конкретной профессии».

BURLYAEVA, V.A., CHEBANOV, K.A., NADEEVA, T.A.

THEORETICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC OF PROFESSIONAL

ABILITIES

Keywords: intellectual capacity, intellectual component, thinking, career guidance, professional skills, professional effectiveness.

Discusses the theoretical aspects of diagnosis professional abilities of the person, or rather, the necessity of using in this diagnostics tests and techniques, in addition to professional training - diligence, self-discipline, resistance to monotony, reaction speed etc. will determine the intellectual characteristics of the person, or type of intelligence corresponding to solve specific professional tasks. Diagnostics of professional skills is the result of comprehensive assessment of mental functions, the severity of the particular person of the complex of certain psychological properties, qualities, signs, comparable to professional activities. In psychological science in many ways determine the place of professional psycho-diagnostics among the branches of psychological science. Some psychologists believe that the diagnosis of professional skills is an integral part of professional psychological selection and placement of staff; in other cases, the diagnosis of professional abilities understood integral part of labour expertise and professional selection, as "the definition of fitness experts man to work in a particular profession".

В психологии способности не являются системой оптимальных действий или поступков людей, так как сама продуктивность поступков и движений может выступать только в качестве фактора относительной реализации способностей. Способность человека выступает сформированным или формирующимся образом или системой задатков для этого формирования образа предстоящей или текущей деятельности.

Д. Рибо рассматривал образ как ментальную схему деятельности человека, а именно, как результат восприятия, представления или воображения. Таким образом, в психологии способность - это интеллектуальное, ментальное свойство личности, поэтому методы её исследования исходят из представлений об измерении особенностей интеллекта.

В современном мире возросла роль человека как участника производства и организатора собственной профессиональной жизни. Это, в свою очередь привело к необходимости совершенствования системы непрерывного профессионального образования, и как следствие, сопровождения специалистов на различных этапах трудового пути, что, по нашему мнению, существенно повысит требования к личности профессионала.

Решение данных проблем необходимо начинать с изучения психологических закономерностей превращения индивида в профессионала.

Различными направлениями в отечественной психологии представлены конкретные исследования становления профессионала. В некоторых изучались основные стадии профессиональной социализации: оптация, профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и самостоятельная профессиональная деятельность. В ряде исследований рассматривались отдельные качества профессионала, которые включали профессиональные знания и умения, способности, мотивы, черты личности.

В отечественной психологии достаточно большое внимание уделялось изучению становления профессионала в конкретных видах профессии. Также не обошли вниманием разработку теоретических и методических вопросов психологического анализа профессиональной деятельности.

Анализируя работы отечественных и зарубежных исследователей, мы отмечаем, что достаточно подробно исследованы различные аспекты становления профессионала, но вместе с тем не в полной мере изучены профессиональные способности.

Чтобы понять профессиональные способности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов - личности профессионала. Профессиональные способности - способности, сформировавшиеся в ходе профессионального обучения и продолжающие развиваться и ходе профессиональной адаптации и последующей трудовой деятельности. Профессиональные способности формируются на основе задатков, общих и специальных способностей и включают их элементы в свою структуру в преобразованном виде. Существенным является различие между понятиями «способность» и «подготовленность». Подготовленность - это комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять некоторую деятельность. Профессиональные способности являются предпосылкой формирования подготовленности, достижения того или иного уровня профессионального мастерства, сам факт наличия которого свидетельствует о высоких способностях.

Проблемой способностей занимались такие психологи как В.Н. Дружинин, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков.

Б.М. Теплов под способностями, понимал индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые, в первую очередь, имеют отношение к успешности выполнения какого-либо вида деятельности. При этом, данные способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже были выработаны. Он отмечал, что успешность в каком-либо виде деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность. Таким образом, Б.М. Тепловым выдвигалось утверждение о способностях, как о субъективных условиях успешного выполнения определенного вида деятельности.

Для других авторов так же было характерно определение способностей через деятельность и личностные образования. Так например, С.Л. Рубинштейн давал определение: «Способность - сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются».

Проблема способностей занимает важнейшее место в психологической науке. Ей посвящено огромное количество литературы. Но понятие «способность» трактуется в ней неоднозначно. Если внимательно прочитать эту литературу, то можно выявить, по крайней мере, три теоретические позиции.

В последние годы вопрос развития и диагностики профессиональных способностей не является предметом обсуждения психологов, педагогов, в частности, и научной общественности России, в целом. И обусловлено это тем, что многим специалистам эта проблематика кажется не интересной, гораздо более интересным представляются тренинги, психотерапия и другие направления психологии, наиболее востребованные и интенсивно-развивающиеся. Однако, если мы вспомним, что в сутках 24 часа - треть из них - 8 часов -сон, еще треть - 8 часов - профессиональная деятельность, а остальные 8 часов тратятся на частную житейскую суету, порой бездарно и непродуктивно. Здесь необходимо правильно расставить акценты - важным моментом является правильный выбор профессии, которая помимо материального блага будет приносить и моральное удовлетворение. Правильно выбранная профессия будет приносить восемь, девять часов счастья, которое будет заключаться в том, что человеку нравится его работа, его уважают, как высококлассного специалиста, он продвигается по служебной лестнице, ему увеличивают заработную плату и другие факторы. Неправильно выбранная профессия обрекает человека на наличие внутренних конфликтов, отсутствие мотивации к труду, к низким качественным и количественным показателям, конфликтным ситуациям с коллегами и руководством, семейным неурядицам. Правильное профессиональное ориентирование приводит, в конечном итоге, к счастью конкретного человека. Неправильный подход к выбору профессии или отсутствие профессионального ориентирования, приведет к необходимости постоянно решать внутренние проблемы, посещать тренинги личностного роста, тренинги снятия тревожности, тренинги повышения уверенности в себе и т.д. С 70-х годов прошлого столетия специалисты периодически пытались проследить, какой процент выпускников вузов не работают по полученной ими специальности. Если этот процент составлял 30% и более, то правительство предпринимало ряд мер, в том числе по профориентационной работе, с целью преодоления данной проблемы. Статистика современности показывает, что менее 30% выпускников вузов работают по профессии, полученной в учебном заведении. Кроме этого, в процессе трудовой деятельности большое количество людей, на современном этапе, предпочитают получать дополнительное образование или переучиваются. И связано это не столько с невостребованностью полученной ранее профессии, сколько с самоопределением личности и с неправильным профессиональным выбором в юности.

Для правильного профессионального самоопределения, прежде всего, человек должен правильно определиться не только с желаниями, знаниями, но, прежде всего с наличием определенных способностей. Способности, следует определить, как индивидуально-психологические особенности личности, которые обусловливают ту или иную деятельность. Способности личности обнаруживаются в процессе овладения различными видами деятельности в том, насколько индивид, при прочих равных условиях, быстро и качественно осваивает способы ее организации и осуществления. Способности вырабатываются в процессе жизнедеятельности личности. В.Н. Мясищев считал, что способности это взаимно усиливающие друг друга свойства. В ядре способностей находятся интеллектуальные характеристики, но показатели мышления, все реже учитываются с помощью профориентационного опроса старшеклассников, и практически, не используется диагностика для их исследования и выявления.

Любая профессиональная деятельность - это анализ, оценка ситуации или оценка ситуации, анализ, формирование представление о ситуации и принятие решения, в соответствии с ситуацией, т. е интеллектуальный компонент, в этом алгоритме является основным. Однако, многие современные исследователи не учитывают интеллектуальный компонент, а предпочитают останавливаться на отдельных личностных характеристиках или профессиональных качествах, таких как организованность, коммуникативность,

дипломатичность, лидерские качества, энергичность, умение устанавливать контакты и т.д. Первые исследования, посвященные мышлению, были проведены британским психологом Чарлзом Спирменом в начале XX века. Используя различные тесты, Спирмен исследовал деятельность различных специалистов и показатели мышления. В результате он выявил, что есть люди, которые во всем всегда более успешны. По ряду тестов Спирмен получил высокие корреляции между отдельными показателями, выделил ядерную характеристику и назвал ее g -фактор или генеральный фактор (интеллект). С этих исследований началось практическое изучение интеллекта. Интеллект стали понимать, как целостную характеристику человека, g-фактор - интеллектуальный показатель человека, от которого определяли, насколько эта личность может быть эффективна или не эффективна в разных видах обучения, деятельности и т.д. В дальнейшем другие ученые пытались выявить взаимосвязь интеллекта с наследственностью, социально-экономическими факторами, с половой принадлежностью и т.д.

Спустя некоторое время в научном мире происходит разочарование в абсолютизации категории «интеллект». Произошло это после исследования Э. Торндайка, который в начале 40-х годов XX века в Америке начал исследовать, используя анкетирование, интеллект десяти тысяч старшеклассников. Далее, в середине и в конце 50-х годов XX в. эти люди были исследованы повторно, с целью подтвердить или опровергнуть сформулированные после первого исследования гипотезы. В результате исследования ученые пришли к выводу, что нет корреляции между уровнем интеллекта и профессиональной эффективностью. Очень незначительный процент исследуемых людей подтвердили свою профессиональную эффективность в сочетании с высоким уровнем интеллекта. Интересен и вывод о том, что ребята со средним показателем интеллекта добились высоких показателей в карьере, а часть опрошенных с высоким уровнем интеллекта не добились ничего. Но еще более удивительным фактом является то, что большой процент ребят с низким уровнем интеллекта показали замечательный профессиональный результат в виде профессиональной эффективности, карьерного роста, высокого профессионального и социально-экономического статуса. На основании этих экспериментов была написана книга «Десять тысяч карьер», в которой был сформулирован вывод о том, что на уровень профессиональной эффективности уровень интеллекта не влияет ни как.

В качестве критики данного многолетнего труда можно лишь напомнить, что действует в социуме не интеллект, а личность, которая сочетает в себе комплекс характеристик и свойств. Результаты обучения и развития личности зависят от того, собранный человек или неорганизованный, здоровый или больной, коммуникативный, активный или неактивный и т.д. Современные ученые полагают, что интеллект не представляет собой какой-либо целостности или отдельной единицы или способности, а складывается из отдельных интеллектуальных операций мышления, которые развиты по-разному у отдельных индивидов, а в разных видах деятельности требуются разные операции мышления. В качестве подтверждения этого тезиса вспомним исследования 2010 года канадских ученых Э. Оуэна и А. Хэмпшира, которые запустили сайт 12 Pillars of Wisdom, на котором более ста тысяч людей решали 12 различных тестов. Эти тесты выявляли различные типы интеллектуальных способностей — умение планировать, делать логические выводы, задания на концентрацию внимания, объем кратковременной памяти и другие подобные способности. В результате был сделан шокирующий вывод - интеллекта, как единой целостности не существует, а существуют типы мыслительных способностей, а уровень IQ не следует считать общим показателем ума человека.

Только тогда, когда мы работаем с отдельными операциями мышления, тогда мы можем формулировать какие-то выводы об эффективности деятельности. Но отказываться от изучения интеллектуальных способностей нельзя, т.к. если тип интеллекта не соответствует решаемой в данной области задачи, то человек не может эффективно работать. В обыденной обстановке человек выполняет стандартную работу, мысля стереотипно, по инструкции и нет необходимости принимать нестандартные решения, реагировать быстро, адекватно,

креативно. Однако в экстремальных или чрезвычайных ситуациях необходимо молниеносно проводить анализ ситуации и действовать нестандартно.

Чернобыльская авария на АЭС показала, что в экстремальных ситуациях операторы установок мыслят, как «операторы» - если операция протекает не так, как нужно, следует вернуться в исходное положение и операцию начать заново. Операторы именно так и поступили, произошел взрыв реактора. Взрыв произошел в мае 1986 года, а в ноябре 1985 года проводилась диагностика профессиональной подготовленности операторов установок чернобыльской АЭС, проверялись исполнительность, организованность и операторские характеристики - устойчивость к монотонии, скорость реакции и т. д., но диагностики интеллектуальных характеристик не проводилось. В день аварии работала именно та бригада, которая прошла успешно этот тренинг и была признана весьма эффективной. Когда тип интеллекта не соответствует возникшей нестандартной задачи, анализ ситуации не проводится, а действуют работники по наущению или по инструкции. Если показатели мышления не соответствуют типу решаемой в данной области задачи, то человек каким-то образом представляет себе решение этой задачи, но не понимает, что он его представляет не очень адекватно и принятые решения получаются неправильными. У операторов не хватило критичности мышления понять и осознать катастрофичность и трагичность принимаемых ими решений.

Говоря о, невозможно не затронуть понятийный аппарат, предлагаемый современными исследователями и научными деятелями. Если рассматривать термин «диагностика», то он образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис»). Его буквальный перевод «различительное познание». Данный термин активно используется во многих областях науки и общественной практики, а в самом общем виде под диагностикой понимается распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров.

Диагностика профессиональных способностей является результатом всесторонней оценки психических функций, степени выраженности у конкретного человека комплекса определенных психологических свойств, качеств, признаков, сопоставимо с выполняемой профессиональной деятельностью.

В психологической науке по-разному определяют место профессиональной психодиагностики среди отраслей психологической науки. Одни психологи считают, что диагностика профессиональных способностей является составной частью профессионально-психологического отбора и расстановки кадров, другие же, диагностику профессиональных способностей понимали составной частью трудовой экспертизы и профессионального отбора, как «определение специалистами пригодности человека к труду по конкретной профессии»[1]. «Прогностическая психологическая трудовая экспертиза, - писал К.К. Платонов, - на основе психодиагностики решает вопросы предвидения, психопрогностики особенностей дальнейшей трудовой деятельности свидетельствуемого».

Кроме того, при определении места психодиагностики в системе психологического знания сложилось два его понимания: психодиагностика как наука и психодиагностика как практическая деятельность[2].

В первом понимании психодиагностика выступает непосредственной теоретической основой диагностической деятельности психолога-практика. Как научная дисциплина она:

-изучает и рассматривает природу психологических явлений и принципиальную возможность их научной оценки, соответствие применяемых психодиагностических средств принятым общенаучным и методологическим требованиям;

-разрабатывает основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики и процедуре их применения;

-изучает основания достоверности результатов практической психодиагностики, изучает и разрабатывает основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты.

Таким образом, проводя диагностику профессиональных способностей, следует исследовать мыслительные операции, тип интеллекта, который должен соответствовать решаемым в данной области задачам. Необходимо также внимательно относится к тем диагностическим материалам, тестам, которые имеются в арсенале современной науки.

Литература и источники

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие/Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та и др., 2000.

References and Sources

1. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. M.: Akademiya, 2004.

2. Praktikum po obshchej, ehksperimental'noj i prikladnoj psihologii: Uchebnoe posobie/Pod red. A. A. Krylova, S. A. Manicheva. SPb.: Izd-vo S. Peterb. un-ta i dr., 2000.

БУРЛЯЕВА ВИКТОРИЯ АРСЕНТИЕВНА - доктор социологических наук, профессор, проректор по учебной и научной работе Невинномысского государственного гуманитарно-технического института. ЧЕБАНОВ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой электроэнергетики Невинномысского государственного гуманитарно-технического института. НАДЕЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА - доцент кафедры профессионального обучения Невинномысского государственного гуманитарно-технического института.

BURLYAEVA, VIKTORIA A. - Doctor of Sociology, Professor, pro-rector for educational and scientific work, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute ([email protected]).

CHEBANOV, KONSTANTIN A. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Power Engineering Department, Nevinnomyssk State Humanitarian Technical Institute ([email protected]).

NADEEVA, TAATYANA A. - - Associate Professor, Department of Professional Training, Nevinnomyssk State Humanitarian Technical Institute ([email protected]).

УДК 372.891

ЕВСТАФЬЕВА Н.С., ГРИШАЕВА Ю. М., ТКАЧЕВА З.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, программа формирования универсальных учебных действий, проектная деятельность, учебный проект, методика проектной деятельности.

В статье анализируется содержание Федерального государственного образовательного стандарта в части требований к организации учебной проектной деятельности обучающихся. Анализируются дефиниции, относящиеся к реализации технологии проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе. Рассматриваются примеры проектов по географии для разных классов общеобразовательной школы.

EVSTAFIEVA, N.S., GRISHAEVA, Y.M., TKACHEVA, Z.N. TECHNOLOGY OF PROJECT ACTIVITY IN THE SCHOOL GEOGRAPHICAL EDUCATION

Keywords: Federal state educational standard of basic general education, the program of formation of universal educational activities, project activity, training project, methodology of project activity.

In the article analyzed the content of Federal state educational standard in terms of requirements to organization of educational project activities of students. Examines definitions related to the implementation of the technology project activities in the educational process. Examples of projects on geography for different classes of secondary school using of project technology in teaching geography in the modern school consistent with the purposes and tasks of modernization of education and modern geographical standards of training of graduates of the school. Project method is a way of increase of efficiency of mastering of knowledge, abilities, skills and methods activities (cognitive, informative and communicative, reflexive), the formation of the research activity, social orientation and socially responsible behavior in nature and society).

Модернизация системы общего образования сегодня вступает в свою активную фазу. Внедрение ФГОС нового поколения, концептуально отличающихся от предыдущих документов в области стандартизации образовательного процесса, приводит к необходимости для современного учителя осваивать и внедрять в учебный процесс новые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.