БУЛАВЛЕВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА - аспирант кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.
LEVANOVA, ELENA A. - Doctor of Pedagogy, Professor, Moscow State Pedagogical University ([email protected]).
BULAVLEVA, TATYANA V. - Ph.D. student, Department of Social Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical University ([email protected]).
УДК 159.98
ЧЕБАНОВ К.А., БУРЛЯЕВА В.А., НИКОЛАЕВА А.А., ЧЕБАНОВА Д.А. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, трудовая деятельность, мотив.
В статье раскрываются цели и задачи профориентационной работы в образовательном учреждении. Раскрывается значимость информированности о профессиях, функциях, задачах, орудиях труда. Определены проблемы профориентирования. Огромное значение в свободном и сознательном выборе профессии школьниками-старшеклассниками имеет знание предмета, цели, орудий, условий труда, знаний, умений и навыков, связанных с избранной профессией, умение четко и верно определять их. Осознание учащимися различных сторон и характеристик профессиональной деятельности является одним из определяющих условий правильного выбора профессии. Знания о профессии способствуют формированию адекватной самооценки и адекватного уровня притязаний. Данное знание будет более полным, при условии ознакомления школьников-старшеклассников с профессией непосредственно на рабочих местах (в учреждениях, на предприятиях). Необходимо определить какими знаниями о профессии должен обладать человек, стоящий на пороге выбора. Это знания о предмете, целях, орудиях и условиях труда, основных повседневных обязанностях на рабочем месте, знаниях, умениях и навыках, связанных с данной профессией, взаимоотношениях в трудовом коллективе, образе жизни и социальном окружении специалиста.
CHEBANOV, K.A., BURLYAEVA, V.A., NIKOLAEVA, A.A., CHEBANOVA, D.A. PROFESSIONAL ORIENTATION WORK AS CONDITION OF FORMATION OF KNOWLEDGE SYSTEM
ABOUT THE FUTURE PROFESSION
Keywords: professional orientation work, profession, ,specialty, labor activity, motive.
In the article describes the goals and objectives of career guidance in an educational institution. It discloses the significance of the awareness of the professions, functions, tasks, tools. It identified the problems of professional orientation. Great importance in free and conscious choice of profession students high school students has knowledge of the subject, objectives, tools, working conditions, knowledge, and skills related to a chosen profession, the ability to clearly and correctly identify them. The awareness by students of different sides and characteristics of professional activity is one of the cornerstones of correct choice of profession. Knowledge about the profession contribute to the formation of an adequate self-assessment and an adequate level of claims. This knowledge will be more complete, subject to familiarize students-high students with the profession on workplaces (institutions, enterprises). It needs to determine what knowledge about the profession should have a person standing on the threshold choice. It is the knowledge of the subject, objectives, tools and working conditions, basic daily duties in the workplace, knowledge, and skills associated with the profession, the relationship in the workplace, lifestyle and social environment of a specialist.
Огромное значение в свободном и сознательном выборе профессии школьниками-старшеклассниками имеет знание предмета, цели, орудий, условий труда, знаний, умений и навыков, связанных с избранной профессией, умение четко и верно определять их. Осознание учащимися различных сторон и характеристик профессиональной деятельности является одним из определяющих условий правильного выбора профессии. Знания о профессии способствуют формированию адекватной самооценки и адекватного уровня притязаний. Данное знание будет более полным, при условии ознакомления школьников-старшеклассников с профессией непосредственно на рабочих местах (в учреждениях, на предприятиях). Следует отметить, что информированность большинства учащихся о профессиях довольно низкая. Познавательную готовность старшеклассников к выбору профессии можно повысить лишь в том случае, если у учащихся будет иметься не просто набор сведений, а целостная система знаний о профессии. Профориентационная работа в
школе, призвана в первую очередь, помочь учащимся осознать главные характеристики профессиональной деятельности и научиться анализировать каждую профессию, а также сравнивать профессии между собой. Необходимо, чтобы в результате профориентационной работы учащийся научился делать выводы о профессиональной пригодности того или иного человека к определенной профессиональной деятельности.
Непосредственно в профориентационной работе должны быть задействованы предприятия, которые являлись бы социальными партнерами различных учебных заведений.
Необходимо определить какими знаниями о профессии должен обладать человек, стоящий на пороге выбора. Это знания о предмете, целях, орудиях и условиях труда, основных повседневных обязанностях на рабочем месте, знаниях, умениях и навыках, связанных с данной профессией, взаимоотношениях в трудовом коллективе, образе жизни и социальном окружении специалиста. При традиционном подходе к профориентационной работе многие учащиеся мало что знают о предмете и орудиях труда, не могут описать условия труда, не осведомлены об умениях и навыках, необходимых на рабочем месте. Говоря о знаниях, необходимых квалифицированному специалисту, они отмечают то, что им ближе, - знания по учебным предметам (математике, химии, географии и т.д.). Среди необходимых умений и навыков учащиеся выделяют лишь общекультурные.
При выделении целей труда учащиеся обычно испытывают значительно меньше затруднений, что объясняется тем, что о целях труда говорится в ходе изучения многих предметов. Следовательно, человеку, ведущему, профориентационную работу, необходимо в обязательном порядке знакомить учащихся со специальными (общепрофессиональными) знаниями, умениями и навыками, которыми должен владеть специалист.
Готовясь к выбору профессии, каждый человек должен обладать достаточно полными знаниями о своей личности, должен знать о наличии у себя профессионально значимых качеств и о том, какие свои качества необходимо компенсировать либо преодолевать.
Из требований, которые предъявляет к человеку избранная им профессия, учащиеся отмечают лишь самые общие: четкость выполнения работы, знание наук, в числе личностных свойств и качеств - внимательность, упорство, обязательность, мало дифференцируя их в зависимости от требований конкретных профессий и специальностей. Это объясняется поверхностным ведением профориентационной работы. Преподавателю и представителю от предприятия при подготовке и проведении профориентационных мероприятий (профессиографических встреч, бесед, экскурсий) следует, прежде всего, опираться на свои личные знания об основных характеристиках и особенностях труда по данной профессии, а также предусматривать пути и средства передачи этих знаний учащимся. Желательно, чтобы профориентатор на себе испытал все особенности профессионального труда. При необходимости можно привлекать к профориентационной работе специалистов, ознакомленных с основными аспектами и профориентационной и профконсультационной работы с учащимися. Эта задача решается представителем от предприятия или организации, сотрудничающей с образовательным учреждением, ведущим профориентационную работу.
В системе знаний о профессии, необходимых учащимся для сознательного выбора специальности, следует предусмотреть классификацию профессий по предмету труда. Учащиеся должны быть осведомлены о цели труда - комплексе результатов, которые, в конечном итоге, предусматривает труд; орудиях труда - приспособлениях, необходимых для осуществления трудового процесса; условиях труда - объективной реальности, которая окружает человека в трудовом процессе, особенностях рабочего места; гигиенических условиях, способах «примеривания» учеником себя к требованиям профессии и отдельных ее специальностей. Последнее предполагает не только профессиональные знания и осведомленность о профессиональном труде, но и адекватную оценку своих личностных свойств и качеств, уровня их развития и устойчивости.
Необходимо отметить, что профориентационная работа выступает естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися, а также является и ее логическим
завершением. Е.А. Климов подчеркивал важность профориентационной работы, указывая, что необходимо всячески помогать подростку получить широкую ориентировку в мире профессии, так как подросток должен стать автором проекта и строителем своего жизненного пути[1].
Как научная проблема и определенная совокупность практических мероприятий профессиональная ориентация имеет глубокие исторические корни, так как привлекала внимание многих поколений ученых и вызывала живой интерес у психологов и педагогов.
В психологическом словаре «профессиональная ориентация (профориентация) определяется как система мер, направленная на оказание помощи молодежи в выборе профессии. По своей сути профориентация представляет собой систему мероприятий, которые направленны на формирование у молодежи профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля. В этой связи, важное значение приобретают определения основных понятий - «профессия» и «специальность». Профессия (от лат. professio. - объявляю своим делом), род трудовой деятельности человека, занятий, требующий определенной подготовки и служащий источником существования [2].
Наряду с родовым понятием «профессия», существует видовое понятие «специальность» (лат. specialis - особенный) - это комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии [2].
Причина, побуждающая к деятельности это - мотив, а то, к чему стремится человек, выполняя определенную работу-это цель. Именно через мотивацию и целеполагание при выборе профессии происходит осмысление собственных потребностей, выстраивается иерархия данных потребностей, возникают интересы, которые в динамике своего развития могут превратиться в склонности. Со временем сформируются ценности, оформятся мотивы, определятся цели. Только после этого может быть принято решение на деятельность, другими словами произойдет самоопределение. Необходимо учесть, что для грамотного проведения профориентационной работы обязательно учесть, что воздействовать на потребности ученика бывает очень сложно, но еще сложнее их изменить [3].
В отличие от потребностей ценности не являются догмой, они могут меняться в течение жизни человека; могут отличаться по национальному признаку, меняться при переходе общества из одной социально-экономической формации к другой. Поэтому профориентационная работа в школе должна быть направлена на развитие интересов, корректировку ценностей, мотивов и формирование целей. В этом контексте большая роль в профориентационной работе должна отводиться изучению личности школьника. Необходимо вовремя выявить, какими ценностными ориентациями руководствуется старшеклассник, каковы его мотивы выбора профессии, способности, профессиональные интересы. В процессе изучения личности школьника в целях профессионального самоопределения большое значение имеют его профессиональные интересы.
Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Именно на уроке педагог должен сообщать учащимся знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным материалом, сформировать положительное отношение у старшеклассников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения [3].
В целях обучения учащихся самостоятельному выделению характерных особенностей профессий и профессиональной деятельности необходимо организовать пробу ими своих сил
и возможностей. Ориентируя школьников на педагогические профессии, в школах проводят дни самоуправления, где каждый может попробовать себя в роли учителя-предметника, социального педагога, психолога, воспитателя, директора, завуча и т.д. Так же внедрение в профессию может происходить в период летней трудовой практики в сельском хозяйстве и на производстве с последующим анализом успехов и путей преодоления трудностей. Такой практикой и анализом ее успехов должен руководить опытный педагог-профориентатор.
Важно в процессе трудовой практики давать учащимся специальные профессиографические поручения: наблюдение трудовой деятельности работника по специальности, с последующим описанием деятельности - трудовых операций, условий труда, трудных ситуаций, факторов, способствующих трудовым успехам, личностных качеств рабочего или служащего, ошибок в процессе труда и их причин и т.п. Описания профессиональной деятельности должны включать не только описание внешних действий, но и обеспечивающих их эффективность знаний, умений, способностей.
Расширенному пониманию труда и профессий содействует чтение рекомендованных профориентатором книг о профессиях и трудовой деятельности с последующим опросом учащихся о том, что они узнали о профессии и специальности, об орудиях и условиях труда, о необходимых профессиональных знаниях и способностях.
Для обучения сознательному выбору специальности можно проводить с учащимся беседы о необходимых для работы по тем или иным специальностям способностях, особенностях внимания, темперамента, в результате чего формировать у них представления о своих положительных чертах и недостатках. Такие беседы могут быть общего познавательного характера и прикладного. Виды работ, направленные на формирование системы знаний о профессиях, помогут учащимся сознательно выбрать профессию, оптимально соответствующую их личностным особенностям.
Чтобы сравнить уровень выраженности качеств личности с требованиями избираемой профессии, необходимо иметь представление о развитии профессии в связи с научно-техническим прогрессом. Поэтому важно готовить учащихся к такому представлению об особенностях профессии в будущем, по крайней мере, в вообразимом ближайшем будущем, и своем месте в боле развитом производстве. Этот аспект профессионального самоопределения должен пронизывать всю профессиональную ориентацию учащихся. Следует учитывать, что одни качества, как определяющие профессиональную пригодность, другие же - профессиональная сноровка, мастерство - обычно развиваются в процессе овладения профессией. Поэтому профориентация учащихся, формируя их профессиональное самоопределение должна, исходя из данного, так сказать актуального, уровня развития их профессионального сознания, способствовать формированию более отдаленной зоны его развития. Только динамический подход в профориентации может обеспечить действенное устойчивое профессиональное самоопределение учащихся[4].
Формирование профессионального самосознания и самоопределения эффективно при условии выработки у учащихся оценочных критериев, необходимых для осознания адекватности личных физических, психофизических и моральных качеств, требованиям профессионального труда. Критерии станут для ученика основополагающими ориентирами и в самосовершенствовании и в профессиональном самоопределении. Важно помнить, однако, что сама профессиональная самооценка зависит и от ряда таких общих психологических образований, как мировоззрение, отношение к другим, понимание смысла своей жизни, которые в свою очередь, также должны быть предметом самоосмысления.
Литература и источники
1. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение. 1990. 150 с.
2. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошенко. М.: Политиздат. 1990. 494 с.
3. Каримова А. Н., Амиров А. Ж. Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы // Молодой ученый. 2016. №26. С. 660-662.
4. Бурляева В.А. Подготовка старшеклассников в учреждении дополнительного образования к планированию профессиональной карьеры. Дисс. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2002.
References and Sources
1. Klimov E. A. Kak vybirat' professiyu. M.: Prosveshchenie. 1990. 150 s.
2. Psihologiya. Slovar' / Pod obshch. Red. A. V. Petrovskogo, M. G. YAroshenko. M.: Politizdat. 1990. 494 s.
3. Karimova A. N., Amirov A. ZH. Formirovanie professional'nogo samoopredeleniya uchashchihsya v usloviyah proforientacionnoj raboty // Molodoj uchenyj. 2016. №26. S. 660-662.
4. Burlyaeva V.A. Podgotovka starsheklassnikov v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya k planirovaniyu professional'noj kar'ery. Diss. ... kand. ped. nauk. Stavropol', 2002.
ЧЕБАНОВ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой электроэнергетики Невинномысского государственного гуманитарно-технического института. БУРЛЯЕВА ВИКТОРИЯ АРСЕНТИЕВНА - доктор социологических наук, профессор, проректор по учебной и научной работе Невинномысского государственного гуманитарно-технического института. НИКОЛАЕВА АНЖЕЛА АЛЕКСАНДРОВНА - аспирант кафедры профессионального обучения Невинномысского государственного гуманитарно-технического института.
ЧЕБАНОВА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА - аспирант кафедры профессионального обучения Невинномысского государственного гуманитарно-технического института.
CHEBANOV, KONSTANTIN A. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Power Engineering Department of the Nevinnomyssk State Humanitarian Technical Institute ([email protected]) BURLYAEVA, VICTORIA A. - Doctor of Sociology, Professor, Pro-rector for educational and scientific work, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute ([email protected])
NIKOLAEVA, ANZHELA A. - Ph.D. student of the Department of Professional Training, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute ([email protected]).
CHEBANOVA, DARYA A. - Ph.D. student, Department of professional training, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute ([email protected])
УДК 378(470)
ВАСИЛЬЕВ В.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Ключевые слова: единоначалие, коллегиальность, непрерывное образование, программирование, администрирование.
В статье рассматриваются актуальные проблемы организации непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования МВД РФ, вопросы программирования образовательной деятельности. Дается анализ основных моделей администрирования образовательной деятельности в вузах МВД РФ.
VASILIEV, V.V.
ORGANIZATION PROGRAMMING OF CONTINUING EDUCATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
OF THE MIA OF RUSSIA
Key words: man management, collegiality, continuing education, programming, administration.
The article deals with current problems of organization of continuous education in educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the programming of educational activities. Analyses the basic models of administration of educational activities in universities of the interior Ministry.
В современных условиях повсеместного внедрения в политическую, социальную и общественную жизнь Российской Федерации информационных IT-технологий, совершенствования деятельности образовательных организаций, вопрос организации непрерывного образования, его программирования, выходит на передний план. В своем Послании Федеральному Собранию РФ в декабре 2016 года Президент России В.В. Путин прямо указал, что вектор развития и совершенствования IT-технологий в российской промышленности и обществе должен получить всемерную поддержку [1]. Данное развитие невозможно без четкой организации непрерывного образования и внедрения в него элементов программирования.
Проблема организации и программирования непрерывного образования в образовательных организациях вызывает широкий интерес и обсуждение не только в педагогических сообществах гражданских вузов, но и в ведомственных образовательных системах «силового» блока федеральных органов исполнительной власти России. Там данная