Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КРЕАТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Л. А., Троян И. А., Горячих М. В.

В статье рассмотрена актуальная проблема развития человеческого капитала, представлен генезис теории человеческого капитала, при этом выделены особенности познания понятийной и методологической составляющей. На основе исследования подходов к пониманию человеческого капитала, раскрыта его сущность, определены роль в креативной экономике и важнейшие составляющие развития человеческого капитала. Проведено терминологическое разграничение между данным понятием и смежными с ним категориями, такими, как «рабочая сила», «человеческое развитие»,«трудовые ресурсы», «человеческий потенциал», «трудовой потенциал». Рассмотрена дифференциация основных трудовых категорий в разрезе макро- и микроуровней. На основе диалектического метода познания обосновано, что в условиях креативной экономики развитие человеческого капитала определяется доминирующей креативной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2022. Т. 8 (74). № 3. С. 49-58.

УДК 331.102.312

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ

Кравченко Л. А., Троян И. А., Горячих М. В.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

В статье рассмотрена актуальная проблема развития человеческого капитала, представлен генезис теории человеческого капитала, при этом выделены особенности познания понятийной и методологической составляющей. На основе исследования подходов к пониманию человеческого капитала, раскрыта его сущность, определены роль в креативной экономике и важнейшие составляющие развития человеческого капитала. Проведено терминологическое разграничение между данным понятием и смежными с ним категориями, такими, как «рабочая сила», «человеческое развитие», «трудовые ресурсы», «человеческий потенциал», «трудовой потенциал». Рассмотрена дифференциация основных трудовых категорий в разрезе макро- и микроуровней. На основе диалектического метода познания обосновано, что в условиях креативной экономики развитие человеческого капитала определяется доминирующей креативной составляющей.

Ключевые слова: человеческий капитал, креативный человеческий капитал, творчество, креативная экономика

ВВЕДЕННИЕ

Нестабильность внешней среды, мировой кризис, политические события вызывают значительные изменения экономической ситуации в России и заставляют пересмотреть основные принципы хозяйственно-экономической деятельности, сменить ее прерогативы.

Концептуальное осмысление человеческого развития как цели общественного прогресса вызывает смену императивов в современной экономической теории и социально-экономической политике. Важность и своевременность постановки данной проблемы для российской экономики подтверждается, прежде всего, ориентацией стратегии на качество человеческого капитала и новыми подходами к сферам, сопряженным с процессом его использования. Объективность развития современной рыночной экономики России и ее регионов предполагает продолжение фундаментальных научных исследований человеческого капитала, методологических подходов к разработке концепции его формирования и развития, поскольку на ее основе раскрывается не только социально-экономическое содержание данного понятия, но и строится стратегия государственного регулирования с учетом специфических функций человеческого капитала в решении следующих задач: обеспечение человеческими ресурсами национальной экономики, регионов, отдельных предприятий, совершенствование социально-экономических процессов, повышение социальной направленности и эффективности экономики, концептуализации места и роли человека в социально-экономической системе.

Сложность, недостаточная изученность и нерешенность на теоретическом, методологическом и прикладном уровнях вопросов формирования и развития

человеческого капитала тесно связаны с вопросами совершенствования социально-экономической политики, поиском адекватных форм и методов регулирования, которые могли бы обеспечить эффективное использование человеческого капитала в условиях креативной экономики обусловили выбор направления данного исследования, подтверждают его актуальность и определяют цель.

Целью статьи является развитие теоретических основ реализации человеческого капитала как ключевого фактора креативной экономики.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Сочетание теоретико-методологических и прикладных исследований, твердо обозначившихся в последние годы, следует, на наш взгляд, считать важнейшей закономерностью развития теории человеческого капитала. Человеческий капитал, его структура, факторы формирования, компоненты активизации его развития традиционно являются одной из ключевых проблем, находящихся в поле научной мысли отечественных и зарубежных ученых. Современная теория человеческого капитала была сформулирована в работах Г. Беккера, дальнейшее развитие получила в работах Т. Шульца, М. Блауга, Э. Денисона, Дж. Кендрика, Л. Туроу, Б. Чизвика и других. Теоретико-методологические подходы к определению человеческого капитала как экономической категории, а также принципы его формирования и использования отражены в научных работах Капелюшникова Р. И., Марцинкевича В. И., Нижегородцева Р. М., Брижак О. В., Римашевской Н. М., Рюминой Е. В. и многих других отечественных ученых.

Экономическая наука тем или иным способом всегда изучает деятельность человека. Во-первых, человек является объектом исследования экономической науки. С этой позиции он представлен как работник, покупатель, менеджер, предприниматель и тому подобное. Во-вторых, человек в экономической науке представлен как определенная модель, определенный образ, который дает возможность анализировать экономические процессы, то есть рассматривается модель человека как инструмент исследования. Теоретическая конструкция основного течения современной экономической мысли основывается на поведении так называемого экономического человека. Модель экономического человека является не полученным результатом научного анализа, а его предпосылкой, инструментом экономического исследования. Так, в последние годы важным вектором научных исследований являются проблемы качества жизни населения и стимулирования развития человеческого капитала.

«Теория человеческого капитала, основанная на ортодоксальной неоклассической традиции, получила свое развитие в неоинституциональном подходе, который значительно расширил рамки и обогатил методологию анализа, позволил данной теории полнее реализовать ее практическую функцию» [1, С. 98]

Для системного понимания категории «человеческий капитал» следует обратить внимание на само понятие «капитал». К. Маркс так определяет капитал: «...первоначально авансированная стоимость не только сохраняется в обращении, но и изменяет свою величину, присоединяет к себе прибавочную стоимость, или возрастает. И как раз это движение превращает ее в капитал; ... стоимость становится

самодвижущейся стоимостью, самодвижущимися деньгами, и как таковая она -капитал [2, С. 161-165]; .капитал - это не вещь, а определенное, общественное, принадлежащее определенной исторической формации общества производственное отношение» [3, С. 886-887]. По К. Марксу, поведение человека в экономике однозначно детерминировано объективными товарно-денежными отношениями. Экономическая теория, которая ставит человека в центр своего предмета исследования, это - трудовая теория стоимости. Так, теории человеческого капитала предшествовала разработанная К. Марксом теория стоимости рабочей силы, в которой он определил все основные элементы, формирующие ее параметры или элементы человеческого капитала. К. Маркс, пользуясь наработками своих предшественников, назвал почти все факторы формирования ценности рабочей силы (образование, опыт, уровень жизни, исторический и моральный элементы). Таким образом, отличительными чертами категории «человеческий капитал» являются следующие: он создаётся за счёт инвестиций, генерирует новую стоимость и поток доходов.

Как самостоятельное направление экономического исследования теория человеческого капитала была сформирована только в 50-60-е годы ХХ века. «Формирование концепции человеческого капитала происходило в период становления и развития теорий о постиндустриальном обществе, вызванных изменениями в общественно-экономической системе, результатом которых стал поворот общественных наук к «реальному» человеку: автоматизация производства; переход от занятости в промышленности к занятости в сфере услуг; изменения в характере труда; высокий темп развития информационно-коммуникативной сферы; потребность в специфическом человеческом капитале» [4].

«Эволюцию теории человеческого капитала можно представить в рамках основных этапов ее развития: классические экономические мысли о человеческом капитале; экономические фундаментальные исследования человеческого капитала; развитие теории человеческого капитала посредством обоснования выделения отдельных компонентов человеческого капитала; современные воззрения на теорию человеческого капитала» [5].

В развитии теории человеческого капитала можно выделить четыре основных периода (табл.1) [6].

Таблица 1. Периоды развития теории человеческого капитала

Исторический период Характеристика

до 1960 года Формируется понятие «человеческий капитал», повышается интерес к его изучению, используются финансовые методы оценки. Рассматриваются проблемы управленческого учета капиталовложений в человека и их эффективность.

1960-1990 гг. В структуре человеческого капитала учитываются инвестиции и обеспечение профессиональной мобильности

1990 -2010 гг. Учитываются не только финансовые составляющие, но и нематериальные компоненты.

2010 г.- по настоящее время В условиях конкурентного рынка ключевым фактором производства становится сотрудник с высокоинтеллектуальным потенциалом, способный творчески подходить к решению

Исходным ключевым тезисом в классической теории человеческого капитала стало понимание его как совокупности знаний, навыков и умений человека, расходы на приобретение которых в перспективы должны окупаться в виде доходов от трудовой деятельности [7, 8]. Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств человека, приносящих доход. Армстронг [9] в своих трудах видел неразрывное единство человеческого, социального и организационного капиталов. При этом важно отметить, что, не взирая на значительные исследования, целостность и последовательность современной теории человеческого капитала, между учеными отсутствует как таковое концептуальное единство (рис. 1).

Человеческий Ь2л1гсал как запас спвсо&ностей,

МЛШШ'Гг. НЯВМКОВ,

используемых в

ДжС. Уолш, Л.С. Тороу, ¥ Боу-эк. 0 Н. Костю*, ТВ. Дрок ЕО.П. Бойко

Кяпишнш является не сам человек, в унаследованные И приобретенные ни спгособкости к труду, в также образование к

1свАпкф|ГкЛ1?1я СДжС Уолт).

Яешприаий кагсгтал лредета&ляет способ геость нвдкЕцдууьы к производству товаров и услуг|

производственные ся&еейноега к знания <Л.£ Тороу)

Человеческий капжал как запас спз&еобяост^й, зданий и другие характеристик:, П01Е0ЛЯКЧШИ получать более высокие доходы в будущем

Т У. Шульц. Г. Беккер, Ф МДХЛуА, !£ Фишер, Е.В. Ьобкова. К А Майорова, С М Климов

Капиталом яашветсяБсе то, что представляет содой

511" -ЮЧК1К бУЗуШИХ

улсштетвяренкй йарйЬотк.<>ь. любой акгив -физический или челомчеснЛ, обладающий свосабнеез ью генерировать поток буаушга доходов {Т У Шульи.) Человеческий капитал -

У НЛЛ И Ч К! ВПКНИДОЙ

интеллектуальные и уиствдвнэде ега&йооаоегй человека, делающие его свосовдмм ороюкшл* теовомнческиебгАга в шпынем ■оЬъемияа лучшего качества, получать более высокие доходы. (Ф Маяпгуп)

Человеческий каппам как: сформ«-рова^н±сЛ в результате инвестиций загас способностей, знаний л других характеристик,

юклямщЛ кшутагь более ввдокнё доход в будущем

С.А Дятлов, Е Д Цыренова В Т Смирнов, ИТ Ксзрагадив А Н Добрыми

Сфортпгроианиый в результате нвдктишА накопленный запас знаний, ШфОИл, мотивации, Спос<>6(ГОСТЕЙ, ЮТОрбК

используются в той нли иной сфере обшестБенгеого производства, содействуют росту □рОЯ 3; водит ел ьн ми I труда и тем самым влнянч на росг доходов этого человека. (С-А.

Детлснв) Человеческий квгапвп ■

ЭЯГО со во^увнюст ь содержательных. способностей, личных качеств, накалливагемьо за счет инвестиций, лелолыуемых. в ¡национальном хозяйстве в течение определенного периода времена с пйльзо волучеягса доводов в будущем (Е. Д Цыремова)

Человеческий капитал как ««обЕшенмщрепи форма человеческой жизнедеятельности

ММ Краггсхзгй Л.Г. Сюгккна. [{В Нлвквгкий

Человеческий Капитал -вееооше конкретная форма человеческой

Жй 1 н (Я^а Т ЙЛ ЬЛ СИГ ■ 31

«сииышрукчвая предшее т вующую

форму ПрОДЯОДОТГСЯЮуЮ 3! потребительную, лднунагные или ХОДЕ лроизЕС ляшего и присваивающего хозяйства к

РС ХЛЮСТ КП1П КП1Г.-К.Х"Д

как итог исторического движения общества к современному состоянию (М М

Крятснй)

Человеческий капитал основами*: из, эшншэщ вре-ыенн обогащение

ЖИЗНСДСЯТСЛЬНОСТ!!.

которое является

ОСНО&НЬШ

отношением современной инновационной системы (Л Г С|!Л!.К!!_Ча >

Рисунок 1. Подходы к определению понятия «человеческий капитал».

Рассмотренные подходы к содержанию человеческого капитала значительно различаются по составу субъектов экономических отношений, механизму инвестирования в человеческий и креативный капитал, стратегиям их использования и моделям получения дохода. Анализ вышеперечисленных точек зрения дает возможность определить человеческий капитал систему социально-экономических отношений, возникающих между людьми в процессе создания, реализации, воспроизводства, а также мобилизации и развитии способностей человека при удовлетворении своих потребностей, в том числе для получения дохода в определенных институциональных условиях.

Теория человеческого капитала учитывает, что люди могут увеличить свой производственный потенциал за счет более высокого уровня образования и профессиональной подготовки. Однако критики этой теории утверждают, что она ошибочна, чрезмерно упрощена и смешивает труд с капиталом. Формирование и дальнейшее развитие человеческого капитала - это системный и непрерывный процесс единства биологических задатков качеств личности и влияния внешней среды в виде образования, самообразования и саморазвития, трудовой деятельности, повышения квалификации и другими инвестициями во всевозможные навыки и умения человека.

Для того чтобы более полно рассмотреть понятие «человеческий капитал», необходимо провести терминологическое разграничение между данным понятием и смежными с ним категориями, а именно: «рабочая сила», «человеческое развитие», «трудовые ресурсы», «человеческий потенциал», «трудовой потенциал» (рис. 2).

Рисунок 2. Соотношение основных категорий, определяющих роль человека в социально-экономическом развитии.

Научная проблема разграничения этих понятий и категорий имеет теоретический аспект, который связан с потерей четкости понятийного аппарата при употреблении терминов как синонимичных, что противоречит, по крайней мере существующей практике, когда применение категории «капитал» применяется в отношении физического или финансового капитала.

Считаем целесообразным рассмотреть дифференциацию основных трудовых категорий в разрезе макро- и микроуровней в зависимости от степени формирования человеческого капитала (рис. 3).

Макроуровень Категории Микроуровень

' "Ч / \ Г Л

Количество населения региона

Совокупность возможностей человеческих ресурсов населения государства, отражающие уровень и возможности развития при определенных и социально-экономических условиях

Накопленные обществом знания, навыки, умения и способности, выступающие стратегически!] ресурсом и фактором экона^птческого роста

С ОБОкупные возможности трудоспособной части населения определенней территории

Трудоспособная часть населения, обладающая физическим развитием, способностями, знаниями н квалификацией, необходимыми для осуществления трудовой деятельности

ЧелоЕ pet 1еческие Трсы

Г

Челов поте еческнн нцнал

Человеческий капитал

Трудовой . кадровый потенциал

Трудовые ресурсы рабочая сила

Работники с профессиональными навыками и знаниями

Совокупность знаний, информации, навыков кадре е предприятия, организационные, управленческие и информационные

возможности у

-N

Качественные характеристик и рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки, способствует увеличению дохода

Совокупность способностей ] Есзможностей кадров, обеспечивать эффективное функционирование предприятия V_У

Совои пность физических и интеллектуальных с пособностей человека, которые могут сыть применены в производстве

Рисунок 3. Содержание трудовых категорий на макро- и микроуровне. Источник. Составлено авторами по данным [10].

Следует почеркнуть, что для развития современной экономики особое значение имеет человеческий капитал с акцентом на креативную составляющую. С приобретением трудом творческого характера в мотивационной сфере личности на первый план выходит потребность в самореализации, стремление раскрыть потенциал своих возможностей, проявить свою индивидуальность. Так, творца интересует не только стимулирование к внедрению инноваций или материальное вознаграждение, которое несет успех той или другой идеи, а в большой степени содержание самого труда. Такое состояние, когда стремление к результативному творческому труду, творческим достижениям исходит от самого работника, а не от «внешнего побудителя» считается наиболее эффективным методом повышения отдачи труда специалистов в креативной сфере. Все это обусловило поиск новых методов активизации человеческого капитала, инвестирования в его развитие, стимулирования трудовой деятельности путем сочетания экономических, организационных и морально-психологических стимулов для раскрепощения инициативы и креативного мышления работников.

Диалектический метод познания места и роли человека в социально-экономической системе позволяет говорить, что на этапе развития креативной экономики основой формирований стратегии управления человеческими ресурсами и их потенциалом является концепция, определяющая, что человеческий капитал -высшая форма богатства общества, предусматривающая систему социально-экономических, организационно-политических и иных мер по преодолению противоречий, во-первых, непосредственно в труде и формах его организации и, во-вторых, в ликвидации отчуждения работника от средств труда и его результатов.

«Появление категории «креативная экономика» связано со все возрастающим влиянием творческих процессов на развитие социума и территории. В основе введения данной категории - выявленные на практике взаимосвязи получения экономических выгод от использования интеллектуального потенциала человека. Как правило, креативные экономические процессы сопровождаются неординарными способами решения проблем» [11]. «Креативная экономика обусловлена качеством человеческого капитала, прямо зависящего, прежде всего, от вклада талантливых людей. Они создают самую высокую добавленную стоимость в развитых экономиках» [12].

Доля креативных индустрий в структуре экономики многих стран развивается наиболее динамически и демонстрирует увеличения части ВВП, продуцируемого творческим трудом. Многие развитые страны привлекают талантливых людей со всего мира как объект инновационной и творческой деятельности, понимая важность человеческого капитала и находя необходимые стимулы для их творчества. Следует отметить, что механизм мотивации креативной активности работников формируется и функционирует в каждой стране с учетом особенностей национальной экономики, специфики государственной политики, системы взаимодействия государственных структур власти, финансовых возможностей и стратегических приоритетов.

Теория человеческого капитала основывается на определении способностей и навыков в определенных исторических условиях, однако рассмотрение человека как носителя умений связано с этическими ограничениями, ведь он, будучи целостной

личностью, обладает не только знаниями и навыками, но и эмоциями. С дальнейшим развитием креативной экономики традиционная концепция человеческого капитала обнаруживает внутреннее противоречие. Креативная экономика может быть названа экономической концепцией новой экономической эпохи, которая усиливает информацию и творчество, полагаясь на идеи и запас знаний человеческих ресурсов в качестве основного производственного фактора в своей экономической деятельности.

Концепция креативной экономики вносит изменения в рынок труда. Развиваются формы гибкой занятости, удаленной работы, растет трудовая мобильность, занятость, в том числе лиц с ограниченными возможностями. Все это позволяет решать вопросы занятости в отдаленных районах, в том числе путем развития, например, традиционных ручных ремесел. Анализ свидетельствует, что человеческий капитал - это не только способности и навыки, но и социальная компонента, опирающаяся на принцип гуманизма. Поэтому «в системе государственного регулирования многих стран приоритетом является социальная политика - образование, здравоохранение и программы социальной защиты» [13]. «Россия, стремясь интегрироваться в новую экономическую реальность, должна развивать условия и механизмы для генерации и реализации креативного человеческого капитала: увеличивать корпоративный заказ на людей с востребованными компетенциями; продвигать имидж страны как привлекательной для талантов; формировать инновационную инфраструктуру, соответствующую интеллектуальному уровню творческих работников и использовать его для создания экосистемы организаций и стартап-проектов; повышать долю занятых в сфере НИОКР; строить отношения с владельцами интеллектуального капитала на основе партнерства» [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫВОДЫ

Таким образом, человеческий капитал является нематериальной экономической ценностью опыта и навыков работника, которая включает в себя такие факторы, как образование, обучение, интеллект, навыки, здоровье и другие личностные качества человека в процессе его трудовой деятельности. Инвестиции в человеческий капитал в условиях креативной экономики будут значительно расширяться, включая инвестиции в материализованные способности, духовные аспекты развития человека, в приобретение опыта и положительных чувств, удовлетворенности от своей работы. Изучение характеристик человеческой личности, рациональное и грамотное использование потенциала здоровья, знаний, умений и интеллектуальных способностей человека дает возможность повысить качество жизни и ускорить темпы экономического роста. Креативная экономика производит помимо новых экономических и социальных благ общественно значимые нематериальные ценности и обеспечивает устойчивое развитие, ориентированное на человека. С развитием креативной экономики следует переосмыслить роль человека в структуре факторов производства.

Человеческий капитал, характеризующийся высоким уровнем и эффективностью использования интеллектуального и творческого потенциала,

способен продуцировать бизнес-идеи, которые при должном финансовом обеспечении способны обеспечить рентабельность креативного сектора экономики. Именно концентрация человеческого капитала как одного из наиболее значимых факторов обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества, необходимые для ответа на сегодняшние вызовы, стоящие перед Россией. В условиях турбулентных экономических процессов необходимо широко использовать новый феномен, которым, безусловно, является творчество, и сочетать его с технологической зрелостью и накопленными знаниями, что поможет найти инструменты и механизмы, которые дадут возможность России воспользоваться преимуществами креативной экономики.

Развитие человеческого капитала с доминированием его креативной составляющей становится ключевым фактором и движущей силой креативной экономики, которая становится альтернативным сектором национального хозяйства. Креативная экономика способна в полной мере реализовать творческий, интеллектуальный, инновационный потенциал людей и создать условия для полной реализации человеческого капитала.

Целесообразно выделить следующие составляющие сохранения и развития человеческого капитала в условиях креативной экономики, а именно: реализация эффективной государственной политики по поддержке развития креативного сектора экономики; расширение и интенсификация инвестиций в развитие экономики знаний; расширение и активизация профессиональных сетей и ассоциаций; создание бизнес-инкубаторов, кластеров и развитие хабов в креативной сфере; интернационализация и глобализация креативного сектора экономики. Основные направления развития человеческого капитала должны предусматривать эффективное применение всех мер по осуществлению государственной поддержки креативной сферы за счет целевого финансирования, стимулирования реализации творческих идей и расширения границ развития данной сферы.

Список литературы

1. Кравченко Л. А., Троян И. А. Человеческий капитал в креативной экономике // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: Труды XXI Международной научно-практической конференции, Симферополь-Гурзуф, 20-22 октября 2022 года. Симферополь: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2022. С. 97-100. EDN GMGKGI.

2. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. Процесс производства капитала. М.: Политиздат,1983. 905 с.

3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 3. Кн. 3. Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Ч. 2. / Изд. под ред. Ф. Энгельса. М.: Политиздат, 1986. 1080 с.

4. Кудина М. В., Сухарева М. А. Теория человеческого капитала: систематизация подходов на основе критериев взаимосвязи его развития со структурными изменениями в мировой экономике // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. № 5. С. 59-71.

5. Куделина О. В., Адова И. Б. Развитие теории человеческого капитала в XXI в.: Новые тренды и российский контекст // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 51. С. 60-87.

6. Брюхина Н. Г. Основные концепции человеческого капитала в научных исследованиях // Управление устойчивым развитием. - 2020. - №2 (27) - С.11-19.

7. Schultz Theodore W. Capital Formation by Education. Journal of Political Economy, 1960.

8. Becker G. S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. 1962. № 5 (70). Р. 9-49.

9. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами; пер. с англ. под ред. С. К. Мордовича. 8-е изд. СПб.: Питер, 2004.

10. Хаджалова Х. М. Качество жизни и человеческий капитал в формировании инновационного развития регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 8 (70). С. 104-110.

11. Орловская Т. Н. Креативная экономика и социопространственное развитие мегаполисов: эволюция взглядов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2022. Т. 8 (74). № 2. С. 65-73.

12. Кузнецова Н. В. Новая парадигма современности - креативная экономика // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24. № 1. С. 15-37. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-1/15-37

13. Simchenko N. A., Kravchenko L. A., Gindes E. G., Troyan I. A. Formation And Development Of Human Potential For Service Sector: Globalization Aspect // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. SCTMG 2020 International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism». 2020. P. 3449-3456 doi:10.15405/epsbs.2020.10.05.458

14. Брижак О. В. Роль интеллектуального капитала в развитии национальных экосистем // Теоретическая экономика. 2021. № 5. С. 81-87.

Статья поступила в редакцию 21.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.