Научная статья на тему 'Роль интеллектуальной составляющей человеческого капитала в процессе становления экономики знаний'

Роль интеллектуальной составляющей человеческого капитала в процессе становления экономики знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / КРЕАТИВНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ECONOMY OF KNOWLEDGE / CREATIVITY / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Сергей Владимирович

В статье с целью определения роли интеллектуальной составляющей человеческого капитала в условиях становления экономики знаний, выявлено, что в современных условиях неизмеримо возрастает значение человеческой личности, обладающей высоким креативным потенциалом, который становится главной составляющей человеческого капитала и залогом успешного становления экономики знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE INTELLECTUAL COMPONENT OF THE HUMAN CAPITAL IN THE PROCESS OF ECONOMIC KNOWLEDGE FORMATION

In article for the purpose of definition of an intellectual component role of the human capital in the conditions of formation of knowledge economy, it is revealed that value of the human person possessing in high creative potential which becomes the main component of the human capital and pledge of successful formation of knowledge economy immeasurably increases in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Роль интеллектуальной составляющей человеческого капитала в процессе становления экономики знаний»

РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ

ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

С. В. ИВАНОВ

В статье с целью определения роли интеллектуальной составляющей человеческого капитала в условиях становления экономики знаний, выявлено, что в современных условиях неизмеримо возрастает значение человеческой личности, обладающей высоким креативным потенциалом, который становится главной составляющей человеческого капитала и залогом успешного становления экономики знаний.

Ключевые слова: экономика знаний, креативность, человеческий капитал.

На современном этапе развития экономики переход России от сырьевой экономики к производящей - насущная актуальная проблема. Поэтому «экономика знаний» - идеальная цель, к которой могло бы двигаться наше государство в данных условиях. Отличительной чертой «экономики знаний» является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики, а ее инфраструктурой становится Ш;ете1. В этом заключается смена парадигмы экономического развития, которая существенно уменьшает материально-ресурсные и пространственные пределы границ темпов роста.

Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики. Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний может рассматриваться только как высший этап развития инновационной экономики. Она является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества. Главным же фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал.

Сегодня знания должны восприниматься не как субстанция, воплощенная в производственных процессах или в самих средствах производства, а как непосредственная производительная сила, оказываются важнейшим фактором современного хозяйства. И как следствие, система производственных отношений, складывающаяся сегодня в процессе воспроизводства научного знания, подвергается коренным изменениям.

Отрасли, производящие знания становятся ныне первичным сектором, снабжающим хозяйство наиболее существенным и важным ресурсом. Другими словами, в основу новой научной парадигмы, адекватно выражающей современные особенности общественного развития, должен быть положен новый принцип, базирующийся на все более усиливающейся роли знаний. Сознательная деятельность человека, степень развитости его разума, запас научных знаний - все это реализуется в практической деятельности посредством знание-емких взаимодействий, отношений и связей. В экономике, основанной на знаниях, человек начинает осуществлять свое воздействие на окружающий его мир прямо пропорционально своему знанию.

Анализируя состояние современного общества, нужно подчеркнуть, что информация и знание становятся основным элементом в дальнейшем совершенствовании человеческого капитала. Главным оказывается способность человека работать с имеющейся информацией и создавать новую. В связи с этим изменяется и содержание понятия «человеческий капитал». Это такая экономика, для которой основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития ее заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний, высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.

Переход к обществу знаний вызывает объективную необходимость появления совершенно иного типа работника. На первый план у него выходят такие характеристики, как креативность, способность к инновациям, высокая степень адап-

тации к изменяющимся производственным технологиям, умение быстро принимать решения и т. п. Это приводит к переоценке представлений о наемном работнике как носителе человеческого капитала, поскольку в нем заложена пассивность и отсутствие инновационости и креативности: индивид является аналогом оборудования, закупаемого производителем и используемого в соответствии с «технической инструкцией», в качестве которой выступают объективные параметры человеческого капитала (та же стандартизированная модель резюме, включающая в себя не только данные об образовании и прошлом опыте работы, но и требующая от работника соответствия определенному психологическому типу). На смену ей приходит осознание того, что индивид есть не товар, а решающий фактор общественно-экономического развития [1].

По мере развертывания в современном социуме важнейших хозяйственных изменений -увеличения доли услуг в экономике, опережающего развития производства уникальных и невоспроизводимых благ, формирования адекватных новым условиям производственных структур -создаются объективные предпосылки для трансформации системы общественных ценностей, расширения хозяйственной и личной свободы.

Вместе с тем проявляется все большая зависимость современного производства от творческого потенциала человека. Тем самым впервые в истории хозяйственный и технологический прогресс воплощается уже не только в наращивании объемов производства или совершенствовании выпускаемой продукции, но и в изменяющемся развитии потенциала человека и его отношения к самому себе и своему месту в окружающем мире.

На сегодняшний день значимость человеческого капитала все более и более определяется не только, и даже и не столько наличием традиционных условий производства или денег, но и, прежде всего, наличием и эффективным использованием знаниеемких ресурсов. Приоритеты все более и более смещаются от собственности и капиталов к знаниям, которые следует рассматривать в качестве основного объекта отношений в широком плане.

Специфичность новой хозяйственной системы состоит в том, что наиболее эффективными становятся вложения в самих работников. При этом парадигма вещных богатств сменяется зна-ниеемкой парадигмой, закономерности которой лежат вне сферы «обычного» материального производства. Так, ресурсы, доминирующие в экономике общества, основанного на знаниях, должны

рассматриваться не как воспроизводимые и ограниченные, а как одновременно уникальные и всеобщие.

Современные социально-экономические условия требуют от многих государств трансформации подходов к развитию своей экономики, что обусловлено во многом новыми вызовами и успехами в конкурентной борьбе со стороны лидеров глобального мира. Опыт государств, добившихся на настоящий момент времени наибольших успехов в развитии, показывает, что фактически единственным устойчивым источником экономического роста становится человеческий капитал. На данном этапе прогресс цивилизации начинает определяться интеллектуально-образовательной

мощью человека. Человеческий капитал в силу своей неисчерпаемости становятся основным национальным богатством.

В период индустриальной эпохи, когда производственный процесс нуждался в частичном рабочем, являвшимся лишь дополнением машины, применение научных знаний в производстве было совершенно отделено от знаний и умения отдельных рабочих. Более того, появление машин в производственных процессах не только не способствовало повышению квалификации подавляющего большинства их непосредственных участников, но и потребовало массовой замены искусных, квалифицированных работников

ручного труда низкоквалифицированными рабочими, способными выполнять лишь ограниченное число частичных операций. Тем самым частичный рабочий по своей функциональной роли в производственном процессе сам оказывался низведенным лишь до положения машины, которая именно поэтому так легко и успешно с ним конкурировала, вытесняя его из производства [6].

В этом сведении производственных функций человека к функциям машины и заключается основная причина того, что в индустриальной экономике идет сравнение живого и овеществленного труда и даже придание им некой эквивалентности. Однако становление знание-емкого типа роста дает повод к коренному пересмотру этой точки зрения.

Человеческий капитал претерпевает трансформации в условиях перехода к экономике знаний. Его структура претерпевает значительные изменения, знание и квалификация приобретают все большее первостепенное значение. Современные высокотехнологичные производственные процессы, предполагают, что участвующие в них работники выполняют элементы сложного твор-

ческого, интеллектуального труда, а это значит, что современное производство требует уже не частичных рабочих, а работников-универсалов, производственные функции которых способны выполнять лишь всесторонне развитые индивиды. Поэтому неизбежным следствием развития системы информационных технологий станет устранение современных косных форм разделения труда.

Тем самым, наличие у индивида определенного уровня образования и интеллектуального развития выступает необходимой предпосылкой его вступления в процессы производства, технико-экономические условия которых соответствуют общественно нормальному уровню. Следовательно, сегодня интеллектуальная деятельность уже не противостоит остальным функциональным формам материального производства, применяющим ее продукт. По выражению К. Ясперса, «человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке» [7]. Это означает, что сегодня необходима принципиальная методологическая разработка проблем воспроизводства рабочей силы, учитывающая воспроизводство овеществленных в ней знаний.

Квалификация современного работника выступает важнейшим результатом предшествующего труда по производству знаний и по ее воплощению в живом труде. Характеризуя процесс воспроизводства рабочей силы трудящегося индивида, К. Маркс отмечал, что его образование, квалификация являются «важнейшим сохраненным результатом предшествующего труда, существующим, однако, в самом живом труде» [5].

В целом, масштабность изменения явлений, наблюдаемых в сфере современного производства огромна, и осмыслить его в полной мере очень сложно. И хотя прогресс производства, будучи неизменным фоном, на котором происходит становление нового человека, по крайней мере, до последнего времени был в большей степени причиной социальных трансформаций, нежели их следствием, хозяйство, ранее определявшееся техническими возможностями производства и экономическими возможностями потребителя, сегодня во все большей мере развивается под воздействием потребностей человека в самореализации как в потреблении, так и в производстве [2].

При становлении экономики, основанной на знаниях, складывается следующая ситуация, когда развитие производства во все возрастающих масштабах (как качественное, так и количественное) все более зависит от эффективного исполь-

зования знаний. Однако, учитывая тот факт, что знания могут производиться только человеком, то, на наш взгляд, можно говорить, что основным средством производства становится человек как собственник своего интеллектуального капитала. Здесь этот капитал, в отличие от капитала овеществленного, как средство производства неотделим от непосредственного производителя - человека. В силу этого в современных условиях неизмеримо возрастает значение человеческой личности, обладающей высоким креативным потенциалом, т. е. личности, способной не только воспринимать ранее накопленное научное знание, но и обобщать, анализировать, создавать новое в виде передовых научных идей, информационных технологий, услуг и продуктов.

В научной литературе под креативным потенциалом личности понимают следующие качества человека [4]:

- системное научное мышление, позволяющее человеку, обозревая некоторую проблему или явление в целом, выделить не только ее наиболее важные составные части, но также выявить их взаимосвязи и взаимообусловленность;

- конструктивное образное мышление, создающее у человека достаточно высокий эмоциональный подъем, необходимый для внутренней психологической поддержки творческого процесса, требующего значительных волевых усилий;

- развитое воображение, позволяющее представить возможные варианты будущего развития тех или иных процессов или явлений на основе их ранее выявленных свойств и тенденций;

- пространственное мышление, содействующее адекватному восприятию разнообразных пространственных форм окружающего мира, постижению понятий многомерности физической реальности;

- ассоциативное мышление и развитая интуиция, которые позволяют человеку уловить взаимосвязь и взаимное влияние некоторых, казалось бы, далеких друг от друга явлений и на этой основе выявить новые закономерности развития экономики и общества;

- хорошая память, особенно на новые понятия и образы, которая является фундаментом многих творческих процессов, особенно в научной деятельности;

- вариативность мышления, его незаком-плексованность, т. е. способность выйти за рамки привычных, устоявшихся представлений.

Другими словами, под креативными способностями мы понимаем основанные на знании,

осознанные, нравственно ориентированные способности человека собирать, накапливать и перерабатывать все нарастающие потоки знаний, производить новые знания и уметь находить нетривиальные решения по их эффективному применению.

В результате, креативный потенциал человека становится главной составляющей человеческого капитала. Соответственно, формирование человека, обладающего творческим потенциалом, новаторскими способностями, превращается, с одной стороны, в главную задачу, а с другой - в главный источник экономического развития современного общества. Исключительно важной становится проблема свободного всестороннего развития личности. Благодаря этому, в современных условиях в основе изменения роли человеческого капитала лежит не столько увеличение объема новых знаний у человека или формирование его новых навыков, личных качеств, сколько наличие (или возможность к проявлению или усилению) креативных способностей по их усовершенствованию.

Таким образом, в условиях развития экономики, основанной на знаниях, должно совершенно измениться отношение к главной производительной силе общества - человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в экономике, основанной на знаниях, очень велика и постоянно будет расти. Поэтому, по нашему глубокому убеждению, подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, является приоритетной региональной и федеральной проблемой. В связи с этим следует подчеркнуть, что объективная потребность инновационного развития, становление экономики, основанной на знаниях, требуют разработки новой стратегии развития человеческого капитала. В ее основу должны быть положены следующие принципы:

- становление, развитие и самореализация творческой личности, постоянная нацеленность на генерацию перспективных научно-технических нововведений и изыскание путей и методов их практической реализации в инновации;

- ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов, системных менеджеров инновационной деятельности;

- рассмотрение обучения и подготовки кадров как составной части производственного процесса, а расходов на подготовку кадров - не как

издержки на работников, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятий, отраслей и регионов;

- обучение управлению социальными и психологическими аспектами процесса создания наукоемких нововведений, использованию творческого потенциала коллектива ускоренному широкомасштабному внедрению в практику инновационных разработок;

- создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции;

- сотрудничество университетов и других вузов региона с передовыми предприятиями региона, реализующими инновационные проекты, и их совместную деятельность в области разработки учебных программ, издания учебников и монографий по инновационным технологиям, системам машин и оборудования, в деле подготовки специалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным направлениям.

В целом трансформация роли человеческой личности в экономике, основанной на знаниях, приводит не только к изменению жизни конкретного человека, но и к преобразованию всей парадигмы экономической науки. Данные изменения несут человечеству гуманизацию производства, творческий труд, комфорт в быту и огромные возможности духового развития.

Практически все исследователи информатизации и становления экономики знаний оценивают ее как позитивный процесс. Рост же структурной безработицы, связанный с отмиранием многих профессий, противоречия между старыми и новыми отраслями производства, конкуренцию между ними за государственную поддержку, усиление различии в уровне жизни промышленно развитых стран, вступивших в информационную цивилизацию, и стран, находящихся на более низкой стадии развития - все эти, а также некоторые другие явления можно оценить как трудности переходного периода, которые с развитием экономики знаний уйдут в прошлое.

Литература

1. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб., 1999.

2. Иноземцев В. Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М., 2008.

3. Иноземцев В. Л. Парадоксы постиндустриальной экономики (инвестиции, производительность и хозяйственный рост в 90-е годы) // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3.

4. Колин К.К. Социальная информатика. М., 2003.

5. Маркс К. Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала») // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. 4. III.

6. Медведев В. А. Перед вызовами постиндустриализма: Взгляд на прошлое, настоящее и будущее экономики России. М., 2003.

7. Ясперс К. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

* * *

ROLE OF THE INTELLECTUAL COMPONENT OF THE HUMAN CAPITAL IN THE PROCESS OF ECONOMIC KNOWLEDGE FORMATION

S. V. Ivanov

In article for the purpose of definition of an intellectual component role of the human capital in the conditions of formation of knowledge economy, it is revealed that value of the human person possessing in high creative potential which becomes the main component of the human capital and pledge of successful formation of knowledge economy immeasurably increases in modern conditions.

Key words: economy of knowledge, creativity, human capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.