УДК 330.1; 331.1
Роль человеческого капитала в инновационной экономике
© Е.Н. Лобачева, Л.Н. Борисенкова МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрено понятие инновационной экономики как экономики знаний, отражены различные теоретические подходы к пониманию сущности и содержания категории «человеческий капитал». Выявлены соотношения экономических категорий «человеческий капитал» и «трудовые ресурсы». Определены функции человеческого капитала и факторы его формирования и развития как основополагающего условия инновационной экономики.
Ключевые слова: инновационная экономика, человеческий капитал, трудовые ресурсы, потребности, способности.
Инновационное развитие является основным приоритетом современной экономики. Это стимул для деловой активности, базирующийся на интеллектуальном капитале и поддерживающий в обществе систему новейших комбинаций факторов производства. Такая система — не только основа конкурентоспособности экономики, она создает условия для всестороннего развития личности через творческую самореализацию и инвестиции в человеческий капитал.
Основой перехода на инвестиционный путь развития и фактором нового качества экономического роста служат инновации. Они обеспечивают рост конкурентоспособности и становятся двигателем национальной экономики.
Инновационная экономика отличается от традиционной и представляет собой новый тип экономических отношений, возникающих в процессе производства между его субъектами. Важно понимать, что переход к инновационному развитию обусловлен соответствующим развитием производительных сил человека — субъекта инновационной экономики. Главным элементом процесса развития инновационного производства является творческий человек, а его человеческий капитал становится главным ресурсом инновационного производства на основе генерации новых знаний.
Особенность производства на основе инноваций заключается в том, что производственный процесс становится творческим процессом преобразования знания в новый продукт. При этом базовый эффект инновационной экономики, основанной на знаниях, заключает-
ся как в создании нового знания и выпуске наукоемкой продукции, так и в использовании их во всех отраслях и сферах.
Эффективная инновационная деятельность означает возрастание роли творческих способностей человека к самореализации, что устанавливает сильную зависимость процесса производства инновации от развития и совершенствования самого субъекта инновационной экономики.
Тенденции мирового экономического развития, выявленные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), свидетельствуют о существенном влиянии процесса накопления знаний и человеческого капитала на темпы экономического развития.
В работах основателей теории человеческого капитала приводятся трактовки человеческого капитала, раскрывающие его содержание и структуру. Так, Г. Беккер определяет человеческий капитал как «имеющийся у каждого запас знаний, способностей и мотиваций» [3]. Известный теоретик человеческого капитала Т. Шульц вкладывает в понятие «человеческий капитал» следующее: «Человеческий капитал есть форма капитала, потому что является источником будущих заработков. Он человеческий, потому что является составной частью человека» [4]. Л. Туроу считает, что человеческий капитал представляет собой способность производить предметы и услуги. Дж. Кендрик понимает под человеческим капиталом знания человека, общие и специфические, его способности к производительному труду.
Современные последователи теории человеческого капитала дают аналогичные по сути определения этой категории. Так, С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи в своей работе называют человеческий капитал «мерой воплощенной в человеке способности приносить доход» [10]. Отечественные исследователи А.И. Добрынин, С. А. Дятлов, С. А. Курганский определяют человеческий капитал как «накопленный человеком запас навыков, знаний, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности и тем самым влияют на рост заработков данного человека» [2].
Первоначально, исходя из представлений о сущности человеческого капитала как совокупности способностей человека, авторы концепций человеческого капитала сформировали представление о его воспроизводстве как процессе постоянного производства человеческих способностей и их использования субъектом в своей деятельности для получения дохода. Но при более глубоком исследовании воспроизводства человеческого капитала акценты смещаются на изучение процесса производства человеческих качеств, которое рас-
сматривается исключительно через призму экономических интересов субъектов экономики (самого человека, фирмы или государства). Ученые обосновали целесообразность инвестиций в человека в виде затрат на его образование и переподготовку ростом производительности труда работника и увеличением его доходов. Так, основоположник теории человеческого капитала Г. Беккер пишет, что человеческий капитал «формируется путем инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве» [3]. Л. Туроу, уделяя значительное внимание вопросам производства специфического человеческого капитала, отмечает, что «человеческий капитал создается фирмами, ибо они часто выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала. Фирмы считают прибыльным увеличивать человеческий капитал занятого у них персонала, поскольку увеличение ведет к росту выработки. Фирмы, стремящиеся к максимизации прибыли, обеспечивают обучение до тех пор, пока предельные доходы от обучения равны предельным издержкам на обучение» [8]. С аналогичных позиций Дж. Кендрик рассматривает проблемы инвестиций в человеческий капитал на макроуровне.
Современные теоретики указывают, что «производство человеческого капитала — это процесс создания производительных способностей человека посредством инвестиций» [2], под которыми понимается «любое действие, которое повышает квалификацию и способности и тем самым производительность труда рабочих» [6]. В других исследованиях отмечается «несомненная выгода в деле вложений в человеческий капитал» своих работников для компаний. Компании «должны стать источником развития человеческого капитала и настойчиво развивать его» [9], так как решения, принимаемые по поводу инвестиций в человеческий капитал работника, сформируют будущее организации на последующие годы.
Хотя теоретики человеческого капитала указывают, что инвестиции по своему содержанию могут быть денежными, трудовыми и временнь'ши, под которыми понимаются соответственно затраты труда (энергии) и личного времени субъекта человеческого капитала, основное внимание ими уделяется вопросам денежных инвестиций в человеческий капитал как фактора экономической целесообразности вложений в развитие способностей индивида. Это понятно, поскольку основная проблема в вопросах производства человеческого капитала — возврат вложенных инвесторами в развитие качеств человека финансовых средств.
В итоге такой экономический подход к обоснованию поведения человека, когда увеличение доходов стимулирует индивида накапливать новый запас навыков, знаний для того, чтобы в дальнейшем его
вновь эффективно применить, стал стержневой идеей теории человеческого капитала. Большинство новых работ исследователей человеческого капитала только подтверждает этот вывод. Их позиции сводятся к конкретизации самого понятия человеческого капитала, разработке модели анализа выгод и издержек инвестиций в человеческий капитал, рассмотрению вопросов экономической оценки норм отдачи от инвестиций в человеческий капитал, проработке инвестиционных процессов в сфере образования, измерению уровня образования и занятости населения, выработке методологии и критериев оценки человеческого капитала как элемента национального богатства.
Однако существуют и критические замечания со стороны экономистов к теории человеческого капитала. Например, В. Щетинин указывает на превалирование «технократического подхода к характеристике элементов человеческого капитала и недооценки его социально-экономического содержания» [11]. Э. Вильховченко упрекает теоретиков за явную неполноту понятия человеческого капитала и указывает на существование в человеческом капитале «элементов неуловимого, иррационального, неизмеримого в природе человека, в его задатках, поведении, потребностях, которое опосредует соотношение вложений и результатов» [1].
Следует отметить недоработки в теории человеческого капитала. Во-первых, существующие концепции человеческого капитала отличаются односторонним подходом к структуре человеческого капитала, определению его только как совокупности способностей человека при очевидном игнорировании его потребностей.
Во-вторых, использование сторонниками рационального, с точки зрения максимизации дохода экономических субъектов, подхода к анализу экономических явлений как в рассмотрении сущности человеческого капитала, так и при анализе процесса воспроизводства человеческих качеств не позволяет понять действительную суть такой экономической категории, как «человеческий капитал». Возникает спорный вопрос: возможно ли применять существующие концепции человеческого капитала в условиях экономики знаний, в которой господствующие ранее принципы экономической целесообразности человеческой деятельности уступают место стремлению индивида к самореализации, обретению им личной свободы, стимулированию его внутреннего развития?
Рассмотрим первую проблему. Способности человека не раскрывают истинного содержания человеческого капитала. В раскрытии сущности этой категории ошибочно игнорируются такие качества человека, как его потребности. Введение в состав компонентов человеческого капитала отдельного субъекта «запаса его мотиваций», ко-
торое можно наблюдать у таких ученых, как Г. Беккер, А.И. Добрынин, говорит о неверном толковании самого термина «мотивация». Мотивация не может быть качеством субъекта, подобно знаниям, уровню образования. Она является «целевой функцией... деятельности человека», «мыслится как процесс выбора между различными возможными действиями индивида», «объясняет целенаправленность действия».
В основе деятельности человека лежат потребности. Именно потребности являются фактором развития и применения человеком своих способностей. Известно, что производство (формирование) и использование (реализация) человеческого капитала как процесс инициируется и находится в движении благодаря актуализации потребностей: развитие и применение любых способностей невозможно без наличия необходимых для этого у субъекта потребностей.
Необходимость введения потребностей в область анализа человеческого капитала можно увидеть при определении качеств человека, которые позволяют ему осуществлять деятельность и достигать ее результата.
Любая деятельность инициируется потребностями. Потребности существуют до деятельности субъекта, и, будучи импульсом ее начала, остаются ориентиром последней до получения необходимого результата. Следовательно, потребности — это основа человеческой деятельности. Полное удовлетворение потребностей невозможно без обладания человеком способностями, которые определяют потенциальные возможности человека осуществлять эффективную деятельность в соответствии с его потребностями. Наличие способностей — субъективное условие осуществления процесса деятельности и достижения результата. Способности рассматриваются как определенные средства успешного достижения цели деятельности, и в этом качестве являются лишь элементом структуры акта деятельности. В основе реализации способностей лежат человеческие потребности. Потребности и способности человека — взаимозависимые качества, которые необходимы ему для осуществления деятельности и достижения ее результата. Таким образом, потребности и способности должны на равных основаниях представлять структуру человеческого капитала.
Рассмотрим вторую проблему теории человеческого капитала — ее невозможность быть адекватной новым экономическим условиям экономики знаний. Исследователи отмечают, что необходима новая концепция человеческого капитала, которая соответствует специфике экономики общества на новом этапе его развития. Теория человеческого капитала, сформировавшаяся в русле неоклассической экономической теории, имеет определенные ограничения. Подчиняясь ве-
дущей проблеме неоклассической экономической теории — рациональному распределению ограниченных ресурсов, теория человеческого капитала была построена на принципах рационального поведения человека. Этот экономический подход к поведению человека можно назвать вполне объективным лишь для условий индустриальной экономики с ее развитым машинным производством и преобладанием рутинного труда. Но на пороге становления экономики знаний этот подход утрачивает свою актуальность вместе со всеми сформировавшимися ранее концепциями человеческого капитала. Применение большинства воззрений теоретиков человеческого капитала в современной экономике с преобладанием в ней творчества с его главным атрибутом — внутренней мотивацией субъекта деятельности, его ярко выраженным стремлением к самосовершенствованию и самореализации становится неосуществимым.
Целесообразно согласиться с утверждением, что дальнейшее развитие теории человеческого капитала должно происходить в рамках политической экономии. Главным основанием для обращения к методологии политэкономии является то, что становление постиндустриального общества обусловливается экспансией творческой деятельности, что в свою очередь определяется качествами работника. Именно его человеческий капитал, его способность к осуществлению творческой деятельности и потребность такую деятельность осуществлять становятся главным условием роста инновационного производства как основы экономики знаний.
Лишь определив экономическую сущность человеческого капитала, детально исследовав процесс его воспроизводства, установив законы движения человеческого капитала, можно ответить на вызовы инновационного производства и таким образом решить проблемы его развития.
Усиление исследовательского интереса к человеческому капиталу вызвано благодаря функциям данной экономической категории. Различным функциям человеческого капитала посвящены работы В.В. Виноградова, В. А. Мау, Е.В. Балацкого, А. Д. Радыгина. Функции человеческого капитала представляют собой его способность удовлетворять потребности государства, фирмы, личности соответственно на уровне отдельного индивида, микро- и макроуровне.
Функции человеческого капитала на уровне отдельного индивида:
1) экономическая — заключается в существенном ускорении прироста прибыли за счет приращения и реализации знаний, необходимых для обеспечения движения капитала;
2) стимулирующая — содействует формированию и совершенствованию наиболее необходимых на данном этапе развития производственных качеств.
Функции человеческого капитала на микроуровне:
1) прогностическая. Исследование человеческого капитала позволяет через диалектическую связь возможности и действительности оценить степень использования человеческого капитала работников, коллективов, регионов страны и на этой основе создать условия для повышения конкурентоспособности, инновационной активности, экономического роста;
2) производственно-экономическая. С помощью человеческого капитала человек непосредственно включается в процесс производства товаров и услуг. Чем более высокого качества достигает человеческий капитал индивида, тем более качественными будут его трудовая деятельность, выпускаемые им товары и услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности людей и удовлетворения их потребностей, тем больший доход он будет приносить предпринимателю.
Функции человеческого капитала на макроуровне включают:
1) трансляционную, которая заключается в преемственности, передаче из прошлого в будущее человеческого капитала, которым располагает общество. При этом передается только та часть человеческого капитала, которая востребована новым временем;
2) стратегическую, проявляющуюся в том, что человеческий капитал является одним из элементов, сопутствующих развитию государства, движению научно-технического прогресса в рамках государства, экономическому росту.
При исследовании экономической сущности человеческого капитала важно выявление соотношения экономических категорий «человеческий капитал» и «трудовые ресурсы».
Трудовые ресурсы — наиболее близкая к человеческому капиталу категория. Прежде всего необходимо отметить, что трудовые ресурсы, как и человеческий капитал, отождествляются со «способностью индивида к труду». Теория человеческого капитала формируется в противоборстве и полемике ведущих направлений экономической науки — марксистского и неоклассического, но ключевой составной частью определения понятия «трудовые ресурсы» и у К. Маркса, и у теоретиков человеческого капитала является один и тот же компонент — человеческие способности (в частности, способности к труду).
Можно выделить специфические черты этих категорий:
• трудовые ресурсы образуют физические и умственные способности, являющиеся воплощением природных дарований самого человека. Именно природные свойства, которыми обладают трудовые ресурсы, обеспечивают накопление знаний, опыта, умения, превращая их в человеческий капитал. На этой основе человеческий капитал и трудовые ресурсы взаимодействуют в процессе их функционирования, образуя целостность;
• понятие «человеческий капитал» отражает более широкий спектр возможностей человека, чем трудовые ресурсы, и отличается от них различными приращениями, усовершенствованиями, накопленными дополнительными резервами, что способствует требованиям инновационной экономики — внедрению высоких технологий и информационной революции.
Трудовой ресурс выступает общей способностью человека к труду, обладает природными свойствами (физическая сила, здоровье, психологический уклад, талант), а также свойствами профессиональными (знания, опыт, навыки, мастерство). Человеческий капитал начинает развиваться и накапливаться только в процессе образовательной и трудовой деятельности, а также в результате инвестиционных вложений. Важной его частью, помимо здоровья, физической силы, профессиональных знаний, умений, навыков и т. д., являются интеллектуальная, исследовательская составляющая, а также наличие мотиваций к труду. Это очень актуально в условиях рыночных отношений. Все это содействует росту профессионализма и производительности труда работника;
• человеческий капитал предполагает накопление способностей человека, а трудовые ресурсы — лишь восстановление (в постоянном или увеличивающемся объеме) и последующее расходование в процессе труда.
Таким образом, человеческий капитал рассматривается нами как совокупность качеств, которые определяют производительность труда и являются источником дохода для человека и общества.
В постоянном кругообороте формирования производства, распределения и использования способностей к труду на одном полюсе постоянно развиваются и обогащаются творческие созидательные способности человека, а на другом — воспроизводятся трудовые навыки, профессиональное умение. Первые функционируют как самовозрастающая стоимость — капитал, вторые — как трудовые ресурсы. Таким образом, экономическая форма способностей к исполнительному труду — это категория «трудовые ресурсы», а способность к интеллектуальному труду — «человеческий капитал». Объединяющим фактором является «труд», который принимает форму интеллектуального или исполнительного. Оба термина — «человеческий капитал» и «трудовые ресурсы» — базируются на способности к труду, и это их общая черта.
В результате исследования категории «человеческий капитал» появилась необходимость изучения факторов ее формирования и развития.
Можно выделить две основные группы факторов формирования и развития человеческого капитала:
1) факторы формирования и развития социальной составляющей человеческого капитала: формальное обучение, неформальное обучение, самостоятельное обучение (образование, квалификация, знания, трудовая миграция, мораль, этика, культура);
2) факторы формирования и развития биологической составляющей человеческого капитала: здоровье, физический уровень, вложения в систему здравоохранения.
В экономической теории целесообразно определять развитие любого процесса со стороны производительных сил и производственных отношений.
Со стороны производительных сил формирование и развитие человеческого капитала определяется темпами научно-технического прогресса и инновациями. Поскольку развитие науки и техники — это лишь средство осуществления процесса труда, ведь именно в процессе труда возрастает качество рабочей силы, накапливается человеческий капитал, то под влиянием научно-технического прогресса и в результате осуществления инновационного процесса происходят существенные изменения как в средствах производства, так и в качестве рабочей силы, человеческом капитале.
Объективная необходимость развития человеческого капитала, вызываемая интересами развития производительных сил, усиливается совершенствованием всей системы производственных отношений, которые оказывают влияние не только на ускорение научно-технического прогресса, его темпы, масштабы и направления развития, но и в целом на инновационное развитие экономики, следовательно, обеспечивают реализацию требований инновационной экономики к развитию человеческого капитала. Новые производственные отношения предъявляют к человеческому капиталу ряд специфических требований и создают все более полные возможности для его дальнейшего развития.
Учитывая, что производственным отношениям соответствуют определенные хозяйственные формы, в которых они отражаются и совокупность которых образует хозяйственный механизм, необходимо для определения основных путей и направлений развития человеческого капитала со стороны производственных отношений обоснование понятия «экономический механизм формирования, развития и реализации человеческого капитала» как составной части хозяйственного механизма.
Все направления формирования и развития человеческого капитала необходимо рассматривать с двух сторон:
1) формирование человеческих способностей (укрепление здоровья, приобретение образования, совершенствование профессиональных навыков;
2) реализация приобретенных способностей для производительных целей или для культурной либо политической деятельности.
Таким образом, все эти направления дают возможность определить главный путь развития человеческого капитала, который фактически включает повышение образовательного и профессионального уровня, экономическую культуру, отношения стимулирования, распределительные отношения, улучшение условий труда и, как следствие, — повышение уровня жизни.
Глубокие специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека и другие слагаемые человеческого капитала зависят от уровня жизни, степени удовлетворения потребностей человека. Потребности человека по мере их развития всегда выступают побудительными мотивами в развитии человека, его личности. Это означает, что формирование и развитие человеческого капитала следует рассматривать через призму возрастания потребностей, выступающего не только целью общественного производства, но и средством и необходимым условием формирования и развития человеческого капитала.
Государство, обладая наибольшими ресурсами и возможностями по сравнению с частным сектором и бизнесом, несет главную ответственность за развитие человеческого капитала. Его главная задача — формирование условий эффективной реализации программ развития социальной и биологической составляющей системы человеческого капитала и их согласование.
Происходящие в нашей стране социально-экономические преобразования требуют пристального внимания к проблемам формирования человеческого капитала как одного из условий обеспечения экономического роста при переходе на инновационный путь развития. Рост в значительной степени зависит от уровня развития человеческого капитала, реализации потребностей личности и общества, наличия развитой информационной инфраструктуры. Угроза экономическому росту может быть определена как реальный и потенциальный ущерб, возникающий в результате снижения качественных и количественных характеристик национального человеческого капитала за определенный период.
Таким образом, устойчивым и долгосрочным источником экономического роста выступает национальный человеческий капитал, а эффективное развитие социально-экономической сферы — важнейшим условием улучшения и совершенствования качества человеческого капитала в инновационной экономике. Это особенно актуально в настоящее время, когда сокращаются расходы государства на социальные льготы, привилегии и проводится жесткая денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика. Это оказывает негативное воздей-
ствие на индивидуальную адаптацию к изменившимся социально-экономическим условиям.
Учитывая инерционность экономических процессов, следует отметить, что негативные процессы сохраняют свою тенденцию и в современных условиях. Исследовательский интерес к состоянию человеческого капитала в Российской Федерации предопределяет актуальность поиска направлений развития человеческого капитала.
Человеческий капитал является основным фактором инновационного развития. Но в российских условиях существуют следующие негативные моменты, мешающие эффективно использовать человеческий капитал в качестве фактора инновационного развития:
• низкий вклад инновационного сектора в ВВП и экспортный потенциал;
• высокий уровень зависимости российской экономики от импорта технологий и оборудования.
Вместе с тем в инновационном секторе происходят качественные трансформации, связанные с увеличением отклика рынка на инновации, производимые собственными силами российских предприятий, ростом выгод для них различных по масштабам инноваций и науко-емкости конечной продукции.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Вильховченко Э.Д. О «посттейлоризме» и «человеческом капитале». МЭиМО, 1995, № 11, с.138-146.
[2] Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. Санкт-Петербург, Наука, 1999, 309 с.
[3] Капелюшников Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению. США: экономика, политика, идеология, 1993, № 11, с. 17-32.
[4] Капелюшников Р.И. Современные западные концепции формирования рабочей силы. Москва, Наука, 1981, 136 с.
[5] Лобачева Е.Н. Научно-технический прогресс. Москва, Экзамен, 2004.
[6] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 2. Москва, Республика, 1992, 400 с.
[7] Омельченко И.Н., Лобачева Е.Н., Рыбина Г.А. и др. Экономика инновационной деятельности наукоемких предприятий. Москва, Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007.
[8] Симкина Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике. Санкт-Петербург, СПбГИЭА, 2000, 152 с.
[9] Fernandez E., Mauro P. The role of Human capital in Economic Growth. International Monetary Fund, 2000, 3 p.
[10] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Москва, Дело ЛТД, 1993, 864 с.
[11] Щетинин В.П. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки. МЭиМО, 2001, № 12, с. 42-49.
Статья поступила в редакцию 01.07.2013
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:
Лобачева Е.Н., Борисенкова Л.Н. Роль человеческого капитала в инновационной экономике. Гуманитарный вестник, 2013, вып. 8.
URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/econom/hidden/101.html
Лобачева Елена Николаевна (1947). Окончила Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева (1972). Д-р экон. наук (1994), профессор, с 2001 г. заведующая кафедрой «Экономическая теория» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Основатель научной школы «Экономическое развитие и научно-технический прогресс» и ряда новых направлений в сфере инновационной экономики и бизнеса. Подготовила более 20 кандидатов и 2 докторов экономических наук. Результаты исследований обобщены в серии монографий, посвященных современному видению экономической теории. Руководитель авторского коллектива самого востребованного отечественного учебника по экономической теории. e-mail: [email protected]
Борисенкова Лариса Николаевна (1980). Окончила Всероссийский заочный финансово-экономический институт (2004). Ассистент кафедры «Финансы» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор 7 научных, учебных и учебно-методических работ. Область научных интересов: проблемы инновационного развития экономики страны; проблемы человеческого капитала. e-mail: [email protected]