Научная статья на тему 'Теоретические аспекты профессионально-личностного становления будущих специалистов медицинского профиля'

Теоретические аспекты профессионально-личностного становления будущих специалистов медицинского профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / KEY COMPETENCES / PROFESSIONAL AND PERSONAL GROWTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смагина О. А.

Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов проблемы профессионально-личностного становления специалистов медицинского профиля. С позиций личностно-ориентированного подхода проведен анализ современного состояния системы профессионального образования, определены характеристики ключевых компетенций специалиста, представлены концептуальные положения, определяющие направления профессионально-личностного становления студентов медицинского колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL GROWTH OF THE FUTURE MEDICAL PROFILE EXPERTS

The article is devoted to theoretical aspects of professional and personal growth of experts of the medical profile. Analysis has been made of the current status of the system of professional education in terms of individuality-oriented approach, characteristics has been made of the key competences of experts, conceptual criteria have been defined which determine the tendencies in professional and personal growth of students of medical colleges.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты профессионально-личностного становления будущих специалистов медицинского профиля»

УДК 377.5:61

О.А. Смагина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО

СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ

Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов проблемы профессионально-личностного становления специалистов медицинского профиля.

С позиций личностно-ориентированного подхода проведен анализ современного состояния системы профессионального образования, определены характеристики ключевых компетенций специалиста, представлены концептуальные положения, определяющие направления профессионально-личностного становления студентов медицинского колледжа.

Профессиональное образование, ключевые компетенции, профессиональноличностное становление

O.A. Smagina

THEORETICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL GROWTH OF THE FUTURE MEDICAL PROFILE EXPERTS

The article is devoted to theoretical aspects of professional and personal growth of experts of the medical profile. Analysis has been made of the current status of the system of professional education in terms of individuality-oriented approach, characteristics has been made of the key competences of experts, conceptual criteria have been defined which determine the tendencies in professional and personal growth of students of medical colleges.

Professional education, key competences, professional and personal growth

Проблемы профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа в современных условиях непосредственно связаны с вопросами формирования и развития их личности. В условиях функционирования рынка трудовых ресурсов основным критерием в оценке выпускников становится их реальная профессиональная квалификация и компетентность, обеспечивающие конкурентоспособность и профессиональную мобильность специалиста. Достижение целей профессиональной подготовки обеспечивается как модернизацией содержания профессионального образования, так и совершенствованием образовательных технологий, созданием необходимых педагогических условий их реализации в образовательном процессе на основе эффективного использования личностно ориентированного подхода.

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую, опираясь на систему взаимосвязанных понятий и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности обучаемого, развития его неповторимой индивидуальности [1].

Популярность личностно-ориентированного подхода в современных условиях развития образования обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств: 1) динамичное развитие российского общества требует подготовки специалиста, способного самостоятельно решать широкий спектр профессиональных задач, обладающего креативными и исследовательскими умениями и способностями, стремящегося к постоянному личностному самосовершенствованию; 2) существенную роль в профессиональном образовании играют индивидуально-психологические и социальнопсихологические качества личности, которые отражают ее мировоззренческие установки, ориентируют на выполнение определенных функций и составляют основу профессиональной компетентности специалиста; 3) современная профессиональная школа остро нуждается в гуманизации отношений между студентами и преподавателями, в демократизации ее жизнедеятельности; 4) личностноориентированный подход способен переакцентировать приоритеты профессионального образования с процесса овладения специальностью на развитие личностного потенциала специалиста.

Цели профессионального образования связаны с формированием личности будущего работника и отражают две главные составляющие професссиональной деятельности: ценностносмысловую, которая связана с развитием гуманистического профессионального самосознания, профессиональной идентичности, и технологическую, направленную на овладение профессиональной культурой. Именно гармонизация этих составляющих и определяет уровень профессионального и личностного развития будущего специалиста.

При этом главным источником ресурсов педагогического процесса мы определили собственную осмысленную установку студента как активного субъекта профессиональной подготовки: именно он решает изменить себя в процессе образования, именно он берет на себя задачу созидания себя как профессионала. В основе этих изменений лежит освоение средств и способов собственной активности, благодаря которым студент развивает профессионально важные и личностные качества. Это позволяет обеспечить развитие у студентов индивидуальных способностей, построить собственную образовательную траекторию, а также сформировать неповторимый субъективный опыт ценностного отношения к современной социокультурной и профессиональной реальности.

Следовательно, центральной проблемой в организации личностно-ориентированного профессионального образования, по нашему мнению, является процесс психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студента. Поскольку профессиональное и личностное становление человека - сложный, длительный и перманентный процесс, пик которого приходится на студенческий период, психолого-педагогическое сопровождение данного возрастного периода организуется непрерывно в течение всего процесса профессионального образования.

Личностно-ориентированная парадигма образования в XXI веке определила смену цели профессионального образования: с вооружения профессиональными знаниями и умениями - на профессиональное развитие обучающихся, с подготовки узкого специалиста - на подготовку профессионала, обладающего ключевыми компетенциями (социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной и специальной) (таблица) [3].

Характеристики ключевых компетенций

Компетенция Содержание компетенции

Социальная Способность взять на себя ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность, проявление сопряженности личных интересов с потребностями производства и общества

Коммуникативная Владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, умение пользоваться системой Интернет

Информационная Обладание информационным ресурсом, владение информационными технологиями, критичное отношение к полученной информации

Специальная Подготовленность к самостоятельному, творческому выполнению профессиональных функций, объективной оценке себя и результатов своего труда

Когнитивная Г отовность к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремление к саморазвитию, постоянному обогащению своей профессиональной компетентности

Дж. Равен определяет компоненты компетентности как характеристики и способности людей, которые позволяют им достигать личностно значимых целей и социальной структуры, в которых эти

люди живут и работают [7]. Она рассматривается как интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыта, достаточных для самостоятельного осуществления профессиональных задач, а также его нравственную позицию.

Профессиональное развитие как цель современного профессионального образования неразрывно связано с педагогическим управлением их профессионально-личностным становлением, которое понимается как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социально-психологических воздействий, учебно-профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на постоянное самосовершенствование и самореализацию личности в значимых видах деятельности [2].

В каждый новый период жизнедеятельности человек стоит перед необходимостью решения возникающих личностных профессиональных задач, для чего необходима не только актуализация имеющихся способностей, но и прежде всего раскрытие потенциала личности. В отечественной науке обосновывается положение о том, что важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития, является достижение определенного уровня личностного самосознания, который позволяет определять свой способ жизни, вырабатывать определенную жизненную стратегию. Например, Н.С. Пряжников рассматривает развитие самосознания как один из центральных моментов профессионального становления [6].

Отечественные и зарубежные исследователи выделяют следующие критерии профессионального становления: профессиональную информированность (владение информацией о профессии, ее востребованности на рынке труда и требованиях, которые она предъявляет); профессиональную зрелость (умение соотносить свои возможности и потребности с требованиями профессии); профессиональную идентичность (значимость самой профессии для личности, возможность реализовать в профессии способности и потребности); моделирование личностью пространство активности; профессиональная продуктивность (эффективность профессионального развития личности, степень ее соответствия требованиям профессии, качество и надежность результатов); профессиональное развитие (преобразование профессионалом своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности); профессионализм; профессиональная компетентность [5].

Е.С. Романова указанные критерии дополняет следующими: уровнем и потенциальными возможностями развития профессиональных способностей; общим спектром ценностных ориентаций личности; мотивами и ценностями труда; функциональными или психологическими состояниями человека, определяющими его готовность к выполнению различных видов учебной или трудовой деятельности; способами защиты личности от неудач и ошибок в профессиональной и социальной сферах [8].

Реализуя идею профессионально-личностного становления студентов медицинского колледжа, мы руководствуемся следующими концептуальными положениями:

1. Профессиональное становление личности - это поэтапный процесс развития и саморазвития личности в ходе освоения профессиональных знаний, решения профессиональных задач, овладения профессиональными компетенциями, самоутверждения себя как личности и профессионала в ходе освоения профессиональной деятельности.

2. Профессионально-личностное становление охватывает весь период онтогенеза человека -от появления первичных профессиональных намерений до прекращения своей профессиональной деятельности.

3. Профессионально-личностное становление представляет собой динамический процесс «развертывания» психологических свойств и качеств личности, проявляющийся в формировании профессионального интереса, профессиональной направленности, овладении профессиональными компетенциями, развитием профессионально важных качеств, способностей, психофизиологических свойств.

4. Профессионально-личностное становление рассматривается в контексте таких понятий, как «профессиональное и личностное самоопределение», «профессиональный и личностный рост», «профессиональная и личностная самоактуализация».

5. В становлении личности можно выделить периоды, стадии. Переход от одного уровня к другому осуществляется на основе диалектического принципа развития: в процессе эволюционного развития возникают и накапливаются противоречия, которые приводят к скачку, переходу на новый, более высокий уровень развития личности и деятельности.

6. Профессиональное становление тесно связано с развитием личности обучающегося: имеющиеся личностные особенности индивида (мотивы, интересы, ценностные ориентации, способности, черты характера) могут способствовать профессиональному становлению, но могут и препятствовать ему.

7. Становление личности будущего специалиста осуществляется под воздействием окружающей среды, эффективность которого в значительной мере повышается при создании специальных

благоприятных условий обучения, воспитания и развития, а также при активности самого обучающегося использующего все возможности этой среды.

8. Успешное профессионально-личностное становление включает объективные и субъективные условия. Объективные: наличие условий, отвечающих современным требованиям профессиональных учебных заведений, наличие современного научно-методического и информационнотехнического оснащения, компетентных специалистов, эффективных технологий профессиональной подготовки и личностного развития. Субъективные: знакомство с миром профессий, потребность в получении профессионального образования, осознание профессиональной пригодности, определенный уровень интеллектуального и личностного развития, наличие гуманистических ценностных ориентаций, наличие познавательной мотивации и потребности в достижениях, а также самоорганизация, трудолюбие, совпадение смысла жизни и профессиональной деятельности и т.д.

9. Профессионально-личностное становление зависит от внешних и внутренних условий. К внешним условиям можно отнести: постоянную смену востребованности профессии на рынке труда и требований общества к конкретным профессиям, изменение соотношения данной профессии к другим профессиям; преобразование мотивационной сферы и духовных ценностей в обществе, что неизбежно ведет к переструктурированию как самой профессиональной деятельности, так и общения. К внутренним условиям относятся: совокупность представлений, установок и стереотипов о профессии; осознание необходимости выбранной профессии в обществе, ее престижность, возможность быть успешным в профессии, а также критерии оценки профессионализма в ней.

Таким образом, возникновение системы психолого-педагогического сопровождения личностного и профессионального становления студентов в образовательном учреждении детерминировано, с одной стороны, необходимостью индивидуального, личностного подхода к обучающимся в условиях демократического государства, с другой - увеличением количества студентов, нуждающихся в особых педагогических подходах в связи с динамично изменяющимися социально-экономическими реалиями, новыми задачами профессионального образования в условиях его модернизации.

ЛИТЕРАТУРА

6. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н.А. Алексеев. Ростов н/Д., 2006.

7. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: курс лекций / Д.А. Белухин. М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 320 с.

8. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: монография / Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д., 2000.

9. Геворкян Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации: монография / Е.Н. Геворкян. М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2005. 305 с.

10. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях: учеб. пособие / Т.П. Демидова. М. Воронеж, 2006. 112 с.

11. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. М. Воронеж, 1996. 256 с.

12. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление и развитие: пер. с англ. / Дж. Равен. М., 2002.

13.Романова Е.С. Психология профессионального становления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Е.С. Романова. М., 1992. 31 с.

Смагина Ольга Александровна -

кандидат педагогических наук, доцент, директор Самарского медицинского колледжа имени Н. Ляпиной

Статья поступила в редакцию 17.02.12, принята к опубликованию 02.03.12

Olga A. Smagina -

Ph. D., Associate Professor,

Principal: N. Lyapina Samara Medical College

УДК 1:316

Д.С. Федин

ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА1

Статья посвящена исследованию взглядов классиков и современников социально-философской мысли на природу институтов общества. Автор полагает, что субъектом и источником построения воображаемых миров, предшествующих появлению института, является личность, которая формирует собственное бытие под влиянием рациональных и иррациональных факторов.

Личностное бытие, личность, человек, институционализация, общество

D.S. Fedin

AN INDIVIDUALITY AS THE SUBJECT OF INSTITUTION FORMATION

The article is devoted to investigation of classical and present-day concepts of the nature of social institution formation. The author believes that an individuality is the subject and source of constructing imagined worlds, which preceded occurrence of the institution. This individuality creates his/her own social being under the influence of rational or irrational factors.

Personal being, person, institutionalization, society

В связи с глобальной деформацией и динамикой общественных процессов, изменению подвергаются институты общества, выполняющие функцию социального регулятора. Их дефиниции, соответственно, требуют существенного пересмотра в рамках развивающейся социально-философской мысли. Некоторые институциональные образования не обладают полным набором признаков. Это есть признак того, что институт несовершенен: или находится в стадии логического развития (прогресс) либо уже в стадии логического упадка (регресс). Влияние институтов и институционализации на общество очевидно, но столь же актуально и очевидно влияние общества на формирование институтов. С.С. Фролов, прежде всего, выделяет главные институты, которые оказывают влияние на общество, и приводит их сходства и закономерности. Он подчеркивает, что у различных институтов общества существуют сходные механизмы воздействия на личность. Подобная нормативность и устойчивость классического понимания институтов общества критиковалась позициями неоинституционализма.

В отличие от «старых» институционалистов, неоинституционалисты экономической науки 1970-90-х годов придают понятию института более широкий смысл [1]. Они считали, что если есть устойчивые взаимодействия, то есть и неформальные правила этих взаимодействий. А. А. Казанцев полагал, что «неоинституционализм обосновывает неправомерность трактовки институтов как неких надчеловеческих образований. Институты создаются людьми, а не предвечными законами природы» [2]. Также исследователь приводит один из важнейших теоретических постулатов неоинституционализма, в соответствии с которым «люди вынуждены действовать и согласовывать свои действия в ситуации, когда никто из них не знает истины» [2].

В трудах Д. Норта развивается неоинституциональный подход к исследованию институтов, прежде всего, как «разработанных людьми ограничений, структурирующих человеческие взаимодействия» [3]. Согласно известному определению Д. Норта, институты - это «правила игры» в обществе, которые организуют взаимоотношения между людьми и структурируют стимулы обмена во всех его сферах - политике, социальной сфере или экономике [4]. По поводу соблюдения «правил игры» Норт писал, «что институты связаны с мышлением людей, чтобы соблюдать правила их нужно знать, каким-то образом трактовать и подчинятся им» [5]. «Правила игры» выступают здесь неким гарантом выполнения обязательств и безопасности и являются основой конструирования и функционирования института.

Институциональный подход к переходной российской экономике развивает в своих исследованиях В.Л. Тамбовцев. Одним из основных понятий в его работах является понятие «рынка институ-

1 Статья подготовлена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (ГК № 02.740.11.0592).

216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.