УДК 378 ББК 74.58
Лешер Ольга Вениаминовна
доктор педагогических наук, профессор г. Магнитогорск Ноговицина Олеся Валерьевна аспирант г. Магнитогорск Lesher Olga Veniaminovna Doctor of Pedagogics, Professor Magnitogorsk Nogovitsina Olesya Valerievna
Post-graduate Magnitogorsk
Теоретические аспекты проблемы формирования готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки Theoretical Aspects of the Problem Concerning the Development of Students' Readiness to Self-Education in Mastering Mathematics at the University
В статье представлено состояние проблемы формирования готовности студентов университета к самообучению и на его основе выявлена сущность таких понятий исследования как «самообучение», «готовность студентов к самообучению», «формирование готовности студентов к самообучению». Описана спроектированная автором модель формирования готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки, а также педагогические условия ее эффективного функционирования.
The problem review of the development of students' readiness to self-education in mastering Mathematics at the university is presented in this article. The essence of such notions as "self-education", "students' readiness to self-education", "development of students' readiness to self-education" is clarified. The model of the
development of the University students' readiness to self-education in mastering mathematics designed by the author, as well as teaching methods for its effective realization are described in the article.
Ключевые слова: «самообучение», «готовность к самообучению», «формирование», «модель», «педагогические условия».
Key words: "self-education", "readiness to self-education", "development", "model", "teaching methods".
В современных условиях при обучении в высшей профессиональной школе от студентов требуются такие качества как способность к принятию самостоятельных и ответственных решений, выбору жизненной позиции, осознание, самостоятельное определение целей своей учебно-познавательной деятельности и постановка конкретных задач, способность действовать продуктивно, анализировать, оценивать и корректировать результаты своей учебно-познавательной деятельности, активно взаимодействовать с окружающими, конструировать и создавать свое будущее. Другими словами, обучение студентов вуза должно обеспечивать формирование их готовности к самообучению.
Исходным положением в исследовании стал анализ понятий «самообучение», «готовность студентов к самообучению», «формирование готовности студентов к самообучению». Основываясь на разработках исследователей (С.В.Акманова, Э.В.Андреева, Т.Б.Габай, О.С.Газман, М.Г.Гарунов, Е.И.Еремина, Г.М.Коджаспирова, И.Л.Наумченко, И.Л.Никулина, П.И.Пидкасистый, Ю.Г.Репьев, Л.М.Фридман и др.), мы характеризуем самообучение как систематическую, целенаправленную самостоятельную учебно-познавательную деятельность студента, протекающую в условиях социального партнерства. Под готовностью студентов университета к самообучению понимаем целостное, интегративное, динамично развивающееся качество личности, основанное на устойчивом внутреннем убеждении в значимости самообучения, способствующее успешной реализации самообучения при изучении математики, выступающее как совокупность,
взаимодействие и взаимопроникновение когнитивного, ценностно-мотивационного, рефлексивного и технологического компонентов.
В структурном плане готовность студентов к самообучению представляет собой целостное единство когнитивного, ценностно-мотивационного, рефлексивного и технологического компонентов. Когнитивный компонент готовности студентов вуза к самообучению включает в себя основные знания изучаемой математической науки (факты, понятия, категории, законы, теории, методы науки), полученные на основе знаний о способах, технологиях и особенностях организации, осуществления, анализа, оценки, коррекции, контроля процесса самообучения. Ценностно-мотивационный компонент готовности интегрирует систему личностных смыслов, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, потребностей студента, которые не только регулируют формирование готовности к самообучению, но и отражают установку на формирование готовности как личностно-необходимого и внутренне-принятого. Рефлексивный компонент готовности включает в себя информацию о состоянии самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента, понимании смысла информации и деятельности по ее получению. Технологический компонент включает в себя ведущие математические умения, полученные посредством самообучения (познавательные, организационные, информационные, коммуникативные, рефлексивные).
Специфика готовности студентов к самообучению заключается в выполняемых ею функциях, к которым мы относим: информационную, ориентирующую, ценностно-смысловую, стимулирующую, рефлексивную, развивающую. В динамическом аспекте, учитывая процессуальный характер формирования готовности студентов к самообучению, мы определили ее уровни (высокий, средний, низкий) и этапы формирования (диагностирующе-подготовительный, организационный, прогностический).
Эффективность решения проблемы формирования готовности студентов университета к самообучению зависит от выбора комплекса подходов как
общей теоретико-методологической стратегии. Анализ научной литературы показал, что наиболее продуктивными являются системный, личностно-ориентированный, автономный, дифференцированный, управленческий, компетентностный, аксиологический, рефлексивный, технологический подходы, которые взаимообогащая друг друга позволяют решить поставленную нами проблему. Данные подходы послужили теоретико-методологической основой для разработки и обоснования модели формирования готовности студентов университета к самообучению. При ее проектировании мы исходили из того, что любая научная модель-это абстрагированное выражение сущности исследуемого явления. В основе моделирования лежит теория подобия, модель выступает в качестве аналога этого явления.
Разработанная нами модель ориентирована на конкретную цель -формирование готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки. Формирование готовности студентов университета к самообучению это управляемый, целенаправленный процесс изменения внутренней структуры готовности и ее внешних форм проявления под воздействием внутренних и внешних факторов. Учитывая современные идеи таких ученых, как Н.Ф. Винокурова, Е.С.Заир-Бек, В.В.Николина, конкретная цель была дополнена перспективной (повышение уровня готовности студентов к самообучению) и оперативной, которая по своему содержанию представляет декомпозицию первых двух на комплекс основных и промежуточных подцелей (задач). Состав модели, обеспечивающей достижение заданных целей, представлен четырьмя взаимосвязанными блоками: 1) теоретико-методологическим, включающим научные подходы и соответствующие им принципы, определяющие основу формирования готовности студентов университета к самообучению, комплекс педагогических условий, обеспечивающих более эффективное протекание этого процесса; 2) содержательным, представленным системой основных математических знаний и ведущих умений, полученной посредством самообучения; 3) организационно-деятельностным, включающем этапы формирования готовности к
самообучению, формы, методы и средства работы преподавателей и студентов; 4) оценочно-результативным, выстроенным в соответствии со структурой готовности к самообучению и включающем уровни, критерии, показатели и диагностические методы отслеживания результатов.
Динамика достижения цели разработанной нами модели формирования готовности студентов к самообучению определяется реализацией связанного с ней комплекса педагогических условий, включающего в себя: компетентность преподавателя вуза по формированию готовности студентов к самообучению в процессе математической подготовки; осуществление педагогического содействия студентам в процессе формирования их готовности к самообучению при изучении математики; актуализацию аксиологического потенциала студентов; внедрение спецкурса для студентов «Методика формирования готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки».
Осуществление процесса формирования готовности студентов к самообучению невозможно без компетентности преподавателей в данном вопросе, на основании этого нами выделено первое педагогическое условие -компетентность преподавателей вуза по формированию готовности студентов к самообучению в процессе математической подготовки. Опираясь на педагогические исследования [1,с.321; 3, с.249; 4,с.16], мы сочли возможным определить компетентность преподавателей по формированию готовности студентов к самообучению как компетентность, являющуюся интегральной характеристикой личности, отражающей способность и готовность преподавателя эффективно осуществлять процесс формирования готовности студентов к самообучению, включающей в себя личностно-рефлексивный, интерактивный, профессиональный аспекты. Также нами были выделены функции, которые должны выполняться преподавателем в процессе формирования готовности студентов университета к самообучению: аналитико-прогностическая, проектная, коммуникативная, дидактическая, контрольно-коррекционная, психологической поддержки [6, с.93-95; 7,с.57-60].
Компетентность преподавателя позволяет реализовать основной, «самый важный и надежный способ получения систематического образования -обучение» [8,с.186]. При этом необходимо отметить, что в современном образовательном пространстве ситуация такова, что далеко не каждый студент может добиться высоких результатов, осуществляя учение, в котором собственная, самостоятельная, самоуправляемая учебная деятельность субъекта учения никем, кроме самого субъекта не обусловлена, не управляется, не контролируется и ничем не регламентируется [7,с.47]. Поэтому в условиях массового профессионального образования студентам необходима помощь и содействие в учебной деятельности со стороны преподавателя. На основании этого мы выбрали второе педагогическое условие - осуществление педагогического содействия студентам в процессе формирования их готовности к самообучению при изучении математики. Мы под педагогическим содействием студентам в процессе формирования их готовности к самообучению при изучении математики понимаем совместную, научно-организованную, ценностно-направленную деятельность преподавателя и студента в контексте достижения последним потенциально возможного уровня готовности к самообучению. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить наиболее эффективные способы педагогического содействия студентам: внимательное, приветливое отношение преподавателя к студентам, доверие к ним, использование деятельностного содержания, создание ситуаций успеха, создание условий для самореализации личности, повышение статуса студента, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач, позитивная оценка достижений, создание ситуаций взаимного обучения, диалогичное общение, оказание консультационных услуг, инициированное самим студентом, обеспечение индивидуализации при предъявлении учебной информации, создание специальных, адаптированных и структурированных средств самообучения [5,с.67; 7,с.170].
Педагогическое содействие студентам в процессе формирования их готовности к самообучению должно быть направлено на создание условий
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ для учения свободного и самостоятельно инициируемого, личностно вовлеченного, влияющего на всю личность, оцениваемого самим студентом, направленного на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. При этом, необходимо учитывать, что для того, чтобы студент мог свободно и самостоятельно функционировать в окружающей его действительности, ему необходимо понять объективный мир как систему, имеющую определенную способности (свойства), которые представляют ценность для него, в которых воедино соединяются личное и общественное, выстраиваются определенные предпочтения; для потребления этих способностей необходимо специально учиться, развивать у себя соответствующие ценностные способности [2, с.16]. На основании этого нами выбрано третье педагогическое условие -актуализация аксиологического потенциала студентов, под которой мы понимаем воспроизведение имеющейся у студента совокупности устойчивых значимых ориентаций, проявляющихся в ценностном отношении к самообучению; перевод их из внутреннего состояния в актуальное действие посредством внешних и внутренних факторов. Мы полагаем, что актуализация аксиологического потенциала будет эффективна при использовании методов активного обучения (проблемных лекций, эвристических бесед, дискуссий, олимпиад, студенческих конференций, метода «круглого стола», деловых игр), методов педагогического стимулирования потребностно-мотивационной сферы студентов.
Формирование готовности студентов к самообучению требует создания таких условий и ситуаций, в которых они могли бы увидеть и осознать потребность в развитии себя как субъекта самостоятельной учебно-познавательной деятельности. При этом было необходимо, чтобы студенты владели информацией о том, как можно организовать самообучение, какие методы, приемы, средства можно применять для его реализации, где найти источники соответствующей информации. Анализ психолого-педагогической литературы, собственные теоретико-экспериментальные изыскания привели нас к необходимости поиска такой формы включения студентов в
самостоятельную учебно-познавательную и практическую деятельность, которая определяет ценностную направленность и технологичность его подготовки к самообучению; предоставляет возможность углубленного изучения различных аспектов самообучения, способствует формированию осознанной потребности студентов в повышении своего уровня готовности к самообучению; позволяет активизировать самостоятельную работу студентов над проблемами изучаемой области; обеспечивает непрерывное обновление содержания основного учебного процесса; гарантирует всестороннее развитие личности с учетом индивидуальных способностей. Все это обуславливает выделение четвертого педагогического условия - внедрение спецкурса для студентов «Методика формирования готовности студентов к самообучению в процессе изучения математики».
Для эффективной реализации выделенного условия, необходимо разработать программу спецкурса, цель которой заключается в том, чтобы ознакомить студентов с тем, как можно рационально спланировать, организовать свою самостоятельную учебно-познавательную деятельность при изучении математики, осуществлять и управлять ею; как составлять индивидуальную программу самообучения, какие методы, средства можно применять для ее реализации, где найти источники соответствующей информации.
Достижению поставленной цели должно способствовать решение задач: разъяснить и аргументировать необходимость применения самообучения в математической подготовке студентов; разъяснить и аргументировать необходимость наличия и использования индивидуальной программы самообучения; разработать групповую и индивидуальную стратегию и тактику формирования и совершенствования умений, необходимых для успешной реализации самообучения; показать возможности применения самообучения в процессе изучения математики путем систематизации знаний о сущности самообучения, методах и средствах самообучения, сущности, структуре,
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ функциях готовности к самообучению, знаниях и умениях организации самообучения.
При проведении спецкурса необходимо выделять два направления деятельности: специально организованную теоретико-практическую систему аудиторных занятий; самостоятельную деятельность студентов, направленную на отработку полученных знаний, умений, необходимых для успешной реализации самообучения.
Таким образом, в исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых по сравнению с предшествующими работами состоит в проектировании модели формирования готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки; теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, обеспечивающего эффективность формирования готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки; разработке методики формирования готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки; уточнении сущности, содержания, структуры, функций готовности студентов к самообучению; раскрытии критериальных и уровневых характеристик формирования готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки; разработке и апробации научно-методического обеспечения формирования готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки.
Библиографический список
1. Большая Советская Энциклопедия [Текст]: 3-е издание. в 30 т.-М.: Советская энциклопедия, 1978, т.25.-600 с.
2. Вазина К.Я. Коллективная и мыслительная деятельность - модель саморазвития человека [Текст].- М.: Педагогика,1990.-196 с.
3. Дуранов М.Е., Лешер О.В. и др. Профессионально- педагогическая компетентность учителя и проблемы воспитания и развития личности учащегося [Текст]. - Челябинск-Магнитогорск: ЧелГУ,1996.-130 с.
4. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана - Граф, 2005.-368 с.
5. Педагогические технологии [Текст] /Под общей ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»:-Ростов н/Д: изд.центр «МарТ»,2006.-336 с.
6. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы [Текст]: Учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192 с.
7. Репьев Ю.Г. Интерактивное самообучение [Текст]: Монография. - М.: «Логос», 2004. -248 с.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов. - М.: Школа-Пресс,1998
Bibliography
1. Big Soviet Encyclopedia [Text]: 3-d edition. 30 Volumes. -M.: Soviet Encyclopedia, 1978, V.25. - 600 p.
2. Vazina K.Y. Collective and Intellectual Activity - the Model of a Human Self-Development [Text]. - M.: Education Sciences, 1990.- 196 p.
3. Duranov M.E., Lesher O.V. and others. Teacher's Professional and Educational Competence and the Problems of Students' Education and Development [Text]. - Chelyabinsk -Magnitogorsk: ChelSU, 1996.- 130 p.
4. General and Professional Education Sciences [Text]. Educational Handout for Students of Teacher-Training Universities./ Edited by V.D. Simonenko.- M.: Ventana-Graf, 2005.- 368 p.
5. Teaching Technologies [Text]. / Edited by V.S. Kukushkin. - M.: "MarT", Rostov-upon-Don: Publishing House "MarT",- 2006.- 336 p.
6. Popkov V.A., Korzhuev A.V. Didactic Sciences of Higher Education [Text]. Educational Handout for University Students.-M.: Publishing House "Academy",2004.-192 p.
7. Repiev Y.G. Interactive self training [Text]. Monograph.-M.: "Logos",2004.- 248 p.
8. Slastyonin V.A., Isaev I.F., Miszhenko A.I., Shiyanov E.N. Pedagogics. Educational Handout for Students. [Text] - M.: Shkola-Press, 1998.