Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки'

Формирование готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К САМООБУЧЕНИЮ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / READINESS OF STUDENTS FOR SELF-TRAINING / MODEL OF FORMATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ноговицина Олеся Валерьевна

В статье рассматривается сущность основных понятий исследования: «готовность студентов к самообучению», «формирование готовности студентов к самообучению»; спроектированная автором готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки, а также педагогические условия ее эффективного функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ноговицина Олеся Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF HIGH-STUDENTS' READINESS TO THE SELF-EDUCATION IN MASTERING MATHEMATICS

The main investigation notions such as the students' readiness, to the self-education, the development of highstudents' readiness' are described in this article. The designed model for the development of highstudents' by the author readiness to the self-education, as well as the pedagogical methods for its effective realization is presented here.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки»

отдельности не могут характеризовать эффективность процесса и конечного результата в формировании гражданской позиции личности ученика

5. Взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса в ходе формирования гражданской позиции личности ученика должна обладать такой важной характеристикой, как систематичность. Только при наличии этой характеристики результаты могут стать реальными и ощутимыми.

Отметим еще один довольно специфичный фактор. При определении результативности процесса формирования гражданской позиции учащихся мы принимаем во внимание важные особенности процесса:

- во-первых, сама по себе сформированность каких-либо качеств, к сожалению, может быть зафиксирована лишь на какой-то определенный момент. В этом плане фиксация момента обладает «срезовой» характеристикой;

- во-вторых, продвижение личности с одного уровня на другой обусловливается рядом моментов, в числе которых и возрастные изменения, и обогащение интеллекта, и многие другие, которые выступают своеобразным фоном.

В заключение следует сказать, что выдвинутая нами модель, отвечая ряду требований модельного исследования, отличается единством и взаимосвязью компонентов и связью с моделируемой реальностью. Такой подход позволяет прогнозировать результаты теоретического и экспериментального исследования на любом этапе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения : обще дидактический аспект / Ю.К. Бабанский. - Москва : Педагогика, 1982. - 217 с.

2. Философский энциклопедический словарь. - Москва : Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

3. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. -

Минск : 1998. - 367 с..

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К САМООБУЧЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Олеся Валерьевна Ноговицина, старший преподаватель, заместитель директора по

воспитательной работе,

Филиал ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им.

Г.И.Носова», г. Белорецк

Аннотация

В статье рассматривается сущность основных понятий исследования: «готовность студентов к самообучению», «формирование готовности студентов к самообучению»; спроектированная автором готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки, а также педагогические условия ее эффективного функционирования.

Ключевые слова: готовность студентов к самообучению, модель формирования, педагогические условия.

THE DEVELOPMENT OF HIGH-STUDENTS’ READINESS TO THE SELFEDUCATION IN MASTERING MATHEMATICS

Olesya Valerevna Nogovitsina, the senior teacher, the deputy director on educational work, Branch of Magnitogorsk state technical university it. G.I. Nosova,

Beloretsk

Abstract

The main investigation notions such as “the students’ readiness”, to the self-education”, “the development of high- students’ readiness’ are described in this article. The designed model for the development of high- students’ by the author readiness to the self-education, as well as the pedagogical

methods for its effective realization is presented here.

Keywords: readiness of students for self-training, model of formation, pedagogical conditions.

Актуальность проблемы подготовки студентов университета к самообучению определяется происходящими сегодня в нашей стране экономическими, политическими, социальными преобразованиями, которые инициировали модернизацию образовательной системы России на всех уровнях.

Под готовностью студентов университета к самообучению мы понимаем целостное, интегративное, динамично развивающееся качество личности, основанное на устойчивом внутреннем убеждении в значимости самообучения, способствующее успешной реализации самообучения при изучении математики, выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение когнитивного, ценностномотивационного, рефлексивного и технологического компонентов. При этом формирование готовности студентов университета к самообучению характеризуется нами как управляемый, целенаправленный процесс изменения внутренней структуры готовности и ее внешних форм проявления под воздействием внутренних и внешних факторов.

Эффективность решения проблемы формирования готовности студентов университета к самообучению зависит от выбора комплекса научных подходов как общей теоретико-методологической стратегии. На уровне методологии решения поставленной проблемы нами был выбран системный подход, позволяющий рассмотреть несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных систем (система образования, система компонентов и соответствующих функций готовности, система методов, форм и средств обучения), установить связи внутри каждой системы и соотношения между компонентами разных систем. На уровне теоретического обоснования механизма формирования готовности студентов к самообучению в процессе математической подготовки нами были рассмотрены личностно-деятельностный и управленческий подходы, поскольку формирование выявленных компонентов готовности (когнитивного, ценностно-мотивационного, рефлексивного, а особенно технологического) невозможно осуществлять вне управляемой деятельности. На уровне практической реализации процесса формирования готовности студентов университета к самообучению основными выбраны компетентностный, аксиологический и технологический подходы, которые дополняются и конкретизируются еще рядом подходов.

Для раскрытия структуры системы формирования готовности студентов университета к самообучению и определения ее содержания мы использовали такой метод познания сложноорганизованных объектов, как моделирование. Рассмотрение принципов как научно обоснованных требований, вытекающих из педагогических закономерностей и обеспечивающих успешное достижение проектируемых целей, позволило нам аргументировано построить структурно-содержательную модель формирования готовности студентов университета к самообучению, состоящую из целевого, теоретико-методологического, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного блоков. Схема разработанной нами модели представлена на рис. 1.

Динамика достижения цели разработанной нами модели формирования готовности студентов к самообучению определяется реализацией связанного с ней комплекса педагогических условий, включающего в себя: компетентность преподавателя вуза по формированию готовности студентов к самообучению в процессе математической подготовки; осуществление педагогического содействия студентам в процессе формирования их готовности к самообучению при изучении математики; актуализацию аксиологического потенциала студентов; внедрение спецкурса для студентов «Методика формирования готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки». Кратко остановимся на основных моментах, связанных с реализацией выделенных педагогических условий.

Социальный заказ ♦ ---------------

Пр е п о д авате л и Ї

Формирование готовности студестов университета к самообучению в процессе профессиональной подготовки +

Целевой блок

конкретная цель - формирование готовности студентов университега к самообучению в процессе математической подготовки, перспективная цель- повышение уровня готовности студентов к самообучению, оперативная цель - основная и промежуточная - -‘ декомпозиция на задачи.

Теооегико-метоиояогичесгиД блок

Подходы системный, личностно-ориентированный, автсном-ный. дифференцированный, управленческий, компетентаост-ный, аксиологический, рефлексивный, технологический

Принципы: системности,

сотрудничества, автономии, дифференциации, актиЕно-сти, компетентности, ценностного отношения к самообучению, дополнительности, технологичности, фундаментализации, информационной поддержки

Педагогические условия: компетентность

преподавателя вуза по формированию готовности студентов к самообучению в процессе

математической подготовки; осуществление педагогического содействия студентам в процессе формирования их готовности к самообучению, актуализация аксиологического потенциала студентов вуза; реализация спецкурса «Методика формирования готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки»

Содержательный

блик

Система основных математических знаний и ведущих матема?иче-сеих умений (познавательные, организационные, информационные, рефлексивные, коммуникативные), полученная посредством самообучения

Организационно-деятельностный блок

Этапы: диагностируют е-подготовитесь н ый, организационный, прогностический Методы: развития компетентности преподавателе вуза, методы, позволяющие постепенно наращивать степень активности и самостоятельности студентов, дифференциации, активного обучения, педагогического стимулирования, аудиторной самостоятельной работы, самостоятельной работы с литеоатурой, самостоятельной работы с ИТО, рефлексивные. Средства: информационные, диагнсстирующие, быстрого реагирования Формы индивидуальные занятия, практические и лабораторные занятия, консультации, олимпиада

Оценочно результатнвнын блок

уровни, критерии, показатели, диагностические методы отслеживания результатов

Рис. 1. Схема модели формирования готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки

Опираясь на педагогические исследования [1. - С.321; 2. - С.249; 3. - С.16], мы сочли возможным определить компетентность преподавателей по формированию готовности студентов к самообучению как компетентность, являющуюся интегральной характеристикой личности, отражающей способность и готовность преподавателя эффективно осуществлять процесс формирования готовности студентов к самообучению, включающей в себя личностно-рефлексивный, интерактивный, профессиональный аспекты. К основным стратегическим линиям реализации данного педагогического условия мы относим формирование у преподавателей базовых теоретических знаний о

готовности студентов к самообучению; приобщение преподавателей к методике формирования готовности студентов университета к самообучению; формирование у преподавателей устойчивой потребности в саморазвитии по проблеме формирования готовности студентов к самообучению. При этом данные направления рекомендуем реализовывать на модераторском семинаре для преподавателей университета «Формирование готовности студентов университета к самообучению». Компетентность преподавателя позволяет реализовать основной, «самый важный и надежный способ получения систематического образования - обучение» [5. - С.186].

Осуществляя педагогическое содействие студентам в процессе формирования их готовности к самообучению, необходимо стремиться создавать условия для учения свободного и самостоятельно инициируемого, личностно вовлеченного, влияющего на всю личность, оцениваемого самим студентом, направленного на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Формирование готовности студентов к самообучению требует создания таких условий и ситуаций, в которых они могли бы увидеть и осознать потребность в развитии себя как субъекта самостоятельной учебнопознавательной деятельности. При этом было необходимо, чтобы студенты владели информацией о том, как можно организовать самообучение, какие методы, приемы, средства можно применять для его реализации, где найти источники соответствующей информации.

Все это обусловливает внедрение спецкурса для студентов «Методика формирования готовности студентов к самообучению в процессе изучения математики», при проведении которого выделяют два направления деятельности: специально организованная теоретико-практическая система аудиторных занятий (лекции-дискуссии, активные методы обучения, исследовательские методы, информационные технологии обучения, Интернет-ресурсы, рефлексивные методы); самостоятельная деятельность студентов, направленная на отработку полученных знаний, умений, необходимых для успешной реализации самообучения (ведение дневника учебных достижений по математике, выполнение заданий для самоконтроля, составление заданий для самоконтроля, написание рефератов по предложенным математическим темам, выполнение групповой проектной работы, написание докладов и тезисов докладов для участия в студенческих конференциях).

Таким образом, нами получены данные, научная новизна которых по сравнению с предшествующими работами по данной проблеме состоит в спроектированной модели формирования готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки; теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, обеспечивающего эффективность формирования готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки; разработке методики формирования готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая Советская Энциклопедия : в 30 т. - 3-е издание. - М. : Советская энциклопедия, 1978. - Т. 25. - 600 с.

2. Профессионально-педагогическая компетентность учителя и проблемы воспитания и развития личности учащегося / М.Е. Дуранов, О.В. Лешер [и др.]. - Челябинск, Магнитогорск : Изд-во Челяб. Гос. ун-та, 1996. - 130 с.

3. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана - Граф, 2005. - 368 с.

4. Репьев, Ю.Г. Интерактивное самообучение : монография / Ю.Г. Репьев. - М. : Логос, 2004. - 248 с.

5. Педагогика : учебное пособие для студентов / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М. : Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.