Научная статья на тему 'Методологические основы самообучения школьников'

Методологические основы самообучения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМООБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АЛГОРИТМ САМООБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКА / НЕЛИНЕЙНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ САМООБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ САМООБУЧЕНИЯ / SELF-TRAINING / ONLINE-EDUCATION / STUDENT'S SELF-TRAINING ALGORITHM / NONLINEAR PERSONAL DIDACTICAL MODEL OF STUDENT'S TRAINING / DIDACTIC CONCEPTION OF THE SELF-TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирикович Т.Е.

В статье коротко представлены методологические основы самообучения школьника; приведен алгоритм самообучения; кратко представлена концепция самообучения школьника; дано определение понятия «самообучение»; раскрыто понятие эффективности самообучения школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article includes methodological basis of students self-training in brief; self-training algorithm is given; students self-training concept and the definition of self-training is represented; the definition of effec tiveness of students self-training is explored.

Текст научной работы на тему «Методологические основы самообучения школьников»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета: документы [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/ 12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 22.08.2013).

2. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» от 17.03.2010 г. № 184.

3. Полякова Е. А. Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки// Среднее профессиональное образование. 2012. № 11. С. 32-33.

4. Шуберт Н. П., Замара Е. В. Реализация компе-тентностного подхода в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2013. № 3. С. 22-25.

5. Гусев В. А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: автореф. дис. ... д-ра наук. М., 1990. 39 с.

6. Бестужев-Лада И. Не кто виноват, а что делать // Учительская газета. 1988. 6 фев.

7. Педагогическая энциклопедия. М., 1965.

8. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.

9. Глейзер Г. Д. Проблемы индивидуальности и дифференциации в вечерней школе. Л.: Изд-во АПП СССР, 1981.

10. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.

11. РостовскаяЕ. Г. Дифференцированное обучение как условие подготовки конкурентоспособного специалиста в системе среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005.

12. Гусев В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: Академия, 2003. 432 с.

13. Кобзев М. С., Горбачев И. А. Выдающиеся физики и математики о воспитании и обучении. Саратов: Изд-во СарГу,1981.

14. Шапавалов А. Д. Профильная дифференциация обучения в колледже как фактор формирования устойчивого интереса студентов к выбранной профессии: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005.

15. Шахмаев Н. М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе // Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМООБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

METHODOLOGIC BASIS OF STUDENTS' SELF-TRAINING Т. Е. Кирикович

В статье коротко представлены методологические основы самообучения школьника; приведен алгоритм самообучения; кратко представлена концепция самообучения школьника; дано определение понятия «самообучение»; раскрыто понятие эффективности самообучения школьника.

Ключевые слова: самообучение, электронное образование, алгоритм самообучения школьника, нелинейная личностная дидактическая модель самообучения школьника, дидактическая концепция самообучения.

T. E. Kirikovich

The article includes methodological basis of student's self-training in brief; self-training algorithm is given; student's self-training concept and the definition of "self-training" is represented; the definition of effectiveness of student's self-training is explored.

Keywords: self-training, online-education, student's self-training algorithm, nonlinear personal didactical model of student's training, didactic conception of the self-training.

Идеи самообразования и саморазвития личности в течение всей жизни стали ключевым направлением реформирования образования в XXI в., получили международное признание в качестве рабочих ориентиров в программах ЮНЕСКО, нашли отражение в приоритетных документах развития отечественного образования - «Национальная доктрина об-

разования на период до 2025 г.», доклад «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», Федеральная целевая программа развития образования до 2015 г., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

В формирующемся «обществе знания» будет востребован человек, способный самообучаться и саморазвиваться в течение всей жизни, эффективно обрабатывая огромные объемы информации, легко отказываясь от стереотипов при освоении или генерации новых знаний. Образование в таком обществе станет средством самореализации и саморазвития личности [1-2]. При этом он должен руководствоваться проектно-технологическим типом культуры организации учебной деятельности, как приоритетным и эффективным на современном этапе исторического развития [2-4].

Образование, закладывая основы формирования человека, подготавливает будущее общества, в этом заключается его особая функция. Переход российской школы к электронному образованию, предполагает: массовое использование электронных учебников; готовность учителя из основного источника информации превратиться в организатора самостоятельной учебной деятельности школьника; готовность школьника самостоятельно добывать знания, используя современные информационные технологии.

Анализ существующих дидактических концепций обучения школьника, а также практики их осуществления показывает, что механизм их реализации не вышел за рамки традиционной дидактической модели обучения, в которой доминирующую роль играет преподавание. Это значит, что учебный процесс в школе сохранил линейный характер (все школьники на уроке примерно в одно и то же время достигают одну учебную цель); учебную цель для школьника определяет учитель; средства достижения учебной цели (способы, методы, приемы, средства обучения) не являются личностными, предпочтительными и эффективными для конкретного школьника, их также в основном определяет учитель; ключевыми источниками знаний остались учитель и учебник; цель -развитие школьника осталась приоритетной для учителя; ответственность за принятие основных решений в обучении (определение учебной цели и средств ее достижения) не возложена на школьника. Таким образом, школьник так и не стал полноценным субъектом своего обучения и развития.

Мы предлагаем систему самообучения, в основу которой положена аксиологически направленная нелинейная личностная дидактическая модель самообучения школьника, в которой процесс «учения» и процесс «преподавания» осуществляет сам школьник, а учитель создает для этого все необходимые условия: организационно-педагогические, информационные, дидактические и др. Аксиологическая направленность дидактической модели определяется ценностной направленностью личности школьника в самообучении. Личностный характер дидактической модели придает то, что школьник приобретает личный опыт самообучения, достигает в самообучении социально-личностную цель, применяет личностный набор способов, методов, приемов, средств, форм познания, движется в познании по личностной траектории самообучения и развития, получает личностный результат в знаниях, способностях, личностных качествах.

Под самообучением школьника (синоним самоучения) понимается процесс приобретения личного опыта деятельности, осознаваемой и управляемой самим субъектом (школьником) по развитию способностей и овладе-

нию знаниями, умениями, компетенциями, навыками. Самообучение является ведущим компонентом системы непрерывного образования, средством его осуществления.

В основу самообучения школьника положена дидактическая концепция, которая интегрирует идеи методологии образования А. М. Новикова, субъектно-деятельностной теории развития личности ребенка, антропологического, аксиологического, системного, синергетического подходов; ориентирована на актуализацию и развитие высшей духовной потребности личности - потребности в самореализации и саморазвитии, опирается на систему принципов:

• гуманизма (базовое понятие гуманизма - «самоценность личности» является фундаментом теории и механизма реализации теоретико-методологических оснований самообучения школьника);

• открытости процесса самообучения (школьник в процессе познания обменивается информацией с учителем, родителями, товарищами по классу и школе, с другими людьми в социуме и в Интернете и пр.);

• личностного характера самообучения (содержание самообучения носит личностный характер, так как учебные цели и средства их достижения детерминированы особенностями развития личности школьника);

• нелинейности (в образовательном пространстве школьники реализуют индивидуальные нелинейные способы, методы, приемы обучения и развития, в соответствии с проявляемой познавательной активностью);

• саморазвития личности школьника (каждый шаг в самостоятельном обучении, связанный с преодолением внутренней личностной проблемы является одновременно и шагом в развитии обучающегося);

• автономности самообучения (школьник автономно решает основные учебные задачи, руководствуясь «алгоритмом самообучения»);

• субъектности самообучения (школьник является субъектом своего обучения и развития);

• целостности (знания воспринимаются школьником целостно, логически завершенными блоками);

• культуросообразности (школьник должен освоить проектно-технологический тип культуры организации познавательной деятельности, отвечающий современному уровню развития общества);

• последовательности (новый опыт обучающегося накапливается последовательно);

• коммуникативности (необходимость в различного рода коммуникациях, преимущественно коллективные формы организации познавательной деятельности школьников);

• эффективности (школьник достигает учебной цели с наименьшими затратами).

Базовым компонентом самообучения школьника является «алгоритм самообучения», который представляет целенаправленный динамический процесс интериориза-ции и экстериоризации субъектного опыта школьника в самостоятельном обучении, является компонентом дидактического обеспечения к учебному предмету и включает этапы: проектирования, выполнения, рефлексии. Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

Этап проектирования. Самоопределение школьника в ситуации определения учебной цели и средств для ее достижения. Под средствами достижения учебной цели подразумевается личностный набор способов, методов приемов и средств самообучения, которые фиксируются в виде проекта личностной информационной модели знаний об объекте, явлении либо процессе на любом носителе информации. Под личностной информационной моделью представления знаний об объекте (явлении или процессе) понимается его субъективный образ (результат процесса познания) в форме понятий, умений, выявленных связей, закономерностей.

Этап проектирования включает следующие действия школьника:

• определение учебной цели (осознание требований к уровню усвоения учебного материала);

• выбор источников знаний;

• выбор партнеров по совместной учебной деятельности;

• проектирование личностной информационной модели представления новых знаний об объекте, явлении или процессе и «плана действий» по ее уточнению.

Под «планом действий» предполагается ответ на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы знание извлечь из источников информации?» При необходимости учитель может оказать помощь в построении проекта информационной модели новых знаний.

Этап выполнения. Самоорганизация школьника на достижение учебной цели, то есть построение уточненной личностной информационной модели новых знаний на внешнем и внутреннем плане в процессе реализации «плана действий».

Этап рефлексии. Проведение школьником рефлексии своих образовательных достижений. Достижение исходной образовательной цели должно быть каким-либо образом проверено. На уроке для этого используются точки самоконтроля, которые определены в дидактическом обеспечении к урокам и показывают, что, собственно, должен был познать школьник. В качестве точек самоконтроля можно использовать задания для самоконтроля в дополнительных источниках знаний (решебники, цифровые образовательные ресурсы и пр.). Если полученные школьником знания недостаточны, то ему необходимо вернуться либо на этап проектирования и корректировать свой «план действий», либо на этап выполнения.

Эффективность дидактической модели достигается благодаря:

1) личному опыту школьника в приобретении знаний, применении знаний, развитии способностей и личностных качеств;

2) исходной мотивации школьника к самостоятельному обучению, формируемой на основе достижения им социально-личностных целей: знаний, личностных качества, способностей подростка в контексте жизненных перспектив;

3) высокому уровню осознанно проявляемой познавательной активности;

4) автономности и субъектности школьника в решении основных учебных задач за счет использования «алгоритма самообучения» школьника;

5) применению школьником личностного набора способов, методов, приемов и средств самообучения, а также предпочтительных для личности школьника форм (индивидуальное, групповое) самообучения;

6) развивающему характеру самообучения;

Мотивацию школьника к самостоятельному обучению

формируют учителя на основе потребностей и ценностей, обусловленных возрастными особенностями его развития, речь идет об учащемся основной школы. Подростковый возраст характеризуется чувством взрослости, которое проявляется в обостренной потребности у подростка в:

• самостоятельности («я сам решаю»);

• личностном самоопределении («какой я?», «могу ли я?»);

• познавательной активности («мне интересно знать...»);

• общении.

Современный школьник готов к самостоятельному обучению, так как он познает реальный мир не только через активное познавательное взаимодействие с реальными объектами, но и через взаимодействие с информационными моделями реальных объектов, которые в избытке предоставляют телевидение, Интернет, сотовая связь, СМИ, книги и пр. Современный школьник владеет рациональным способом познания (познание реального объекта через его информационную модель), имеет опыт познавательной самодеятельности уже в дошкольном возрасте, многократно закрепленный реалиями современной жизни. Например, большинство современных школьников успешно самостоятельно осваивает компьютер, сотовую связь. При этом побудительным фактором и показателем эффективности познания является познавательная активность школьника.

Каждому школьнику - субъекту познания свойственен предпочтительный и эффективный лично для него набор способов, методов, приемов, средств познания, который обусловлен особенностями протекания психических процессов, личностными характеристиками и может совершенно не совпадать с теми способами, методами и приемами, средствами познания, которые предлагает использовать учитель или автор учебника. В мировой психолого-педагогической науке выделяют три основных стиля деятельности учащихся: визуалы, аудиалы, кинестеты. В основу данной градации положены способы восприятия информации. Для аудиалов характерно восприятие информации на слух, для визуалов - зрительное восприятие, для кине-стетов - деятельное. С учетом ценностей, опыта, привычек и особенностей воспитания личности школьника каждый из этих стилей можно разбить на множество подстилей.

При проектировании системы самообучения школьника мы опирались на методологические, философские и психолого-педагогических идеи о роли субъекта - личности и его самореализации в процессе познания:

- о признании самоценности личности как таковой, ее центральной, определяющей роли в мироздании, а

также роли самореализации личности в ее развитии и в процессе познания (А. Августин, Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, И. Кант, Н. О. Лосский, Н. Н. Моисеев, М. Монтень, И. Фихте, А. А. Чижевский и др.);

- возможности самоуправляемого развития субъекта на основе принципов самоорганизации (В. И. Аршинов,

B. Г. Буданов, Ф. Д. Демидов, Е. Н. Князева, К. К. Колин,

C. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий, В. С. Степин, Н. М. Талан-чук, И. Пригожин, Г. Хаген и др.);

- определяющей роли внутренней активности субъекта в познании и самореализации (Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Р. Декарт, Г. С. Костюк, В. С. Лазарев, Дж. Локк, В. А. Петровский, Платон, С. Л. Рубинштейн, Сократ, А. В. Хуторской и др.);

- личность наделена потенциями к непрерывному развитию и реализации своих творческих возможностей, способна управлять собственным развитием (В. И. Андреев, А. А. Грицанов, Е. И. Исаев, А. Маслоу, Г. Мерфи, Г. А. Мюррей, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. И. Слободчиков, Э. Фромм и др.);

- в основе организации познавательной деятельности на современном этапе развития общества должен лежать проектно-технологический тип культуры организации познавательной деятельности (В. А. Никитин, А. М. Новиков, Д. А. Новиков, А. К. Орешкина, Н. А. Масюкова);

- школьник способен самостоятельно организовать свою познавательную деятельность, что является показателем высшего уровня его интеллектуального развития (Д. Б. Богоявленская, А. К. Осницкий);

- идеи непрерывного образования личности в информационном обществе (А. М. Новиков, Т. Ю. Ломакина, А. К. Орешкина и др.).

Возраст существующей традиционной дидактической модели обучения насчитывает несколько столетий, в течение которых менялись общественно-экономические формации, совершались революции, менялся и сам человек. По нашему глубокому убеждению, большинство проблем школьного образования обусловлены несоответствием между устаревшей дидактической моделью обучения, в которой определяющую роль играет преподавание, и современными потребностями информационного общества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008. 136 с.

2. Новиков А. М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006. 488 с.

3. Никитин В. А. Организационные типы современной культуры: автореф. дис. ... д-ра культурологии. Тольятти; М., 1998. 49 с.

4. Масюкова Н. А. Проектирование в образовании. Минск: Технопринт, 1999. 288 с.

5. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М.: Академия, 2004. 192 с.

6. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.

СВЕРХТЕКСТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

SUPRA-TEXT ON THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Ю. А. Чадина, А. Д. Дейкина

В статье представлены возможности использования комплексного анализа сверхтекста как метода развития творческих способностей учащихся. В основу разработки положена модель текстоориентирован-ной деятельности учащихся. Описаны этапы анализа текста в процессе подготовки к написанию сочинения. Предполагается возможность использования методики в процессе подготовки школьников к итоговой государственной аттестации в 9-м классе.

Ключевые слова: текстоориентированный подход; текстовая деятельность; сверхтекст; комплексный анализ сверхтекста.

Текстоориентированный подход, не только декларируемый в методике преподавания русского языка, но уже в определенной мере обеспеченный в школьных учебниках, предполагает широкое использование текста как дидактической единицы. В основе данного

Yu. A. Chadina, A. D. Deikina

The article presents the possibilities of using complex analysis of supra-text as a method of development of creative abilities of pupils. The model of customizable text activity of students is placed in the basis. The steps on the analysis of the text in the process of writing the essay are described. It is assumed that it is possible to use the presented method in the process of preparing students for the final state attestation in the 9th form.

Keywords: customizable text activity, supra-text, complex analysis supra-text.

подхода лежит понятие о текстовой деятельности, под которой в современной методической науке принято понимать процессы восприятия, интерпретации и порождения текстов учащимися в комплексе основных показателей общей культуры человека. На современном этапе текстовая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.