УДК 331.103.3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА
© 2020А.А. Воронцова, Е.П. Киселица*
В данной статье рассмотрены теоретические основы оценки работы персонала современной компании. Проведено исследование сущности понятия эффективность работы персонала, выявлены основные методы и направления её оценки для повышения качества использования трудовых ресурсов. Кроме того, рассмотрены основные факторы, определяющие выбор моделей и методов при формировании системы оценки работы персонала в конкретной организации.
Ключевые слова: оценка работы персонала, эффективность работы персонала, производительность, результативность, организационная эффективность, социальная эффективность.
Рациональное использование трудовых ресурсов является одним из ключевых инструментов, направленных на повышение эффективности деятельности компании. Система управления персоналом должна базироваться на объективной, количественно-определенной оценке, учитывающей специфику деятельности компании. Несмотря на широкое изучение теоретических и методических аспектов оценки персонала, на практике существует потребность в методиках, обеспечивающих комплексную оценку с учетом особенности деятельности организаций различных сфер и отраслей.
Термин «работа персонала» в экономических науках рассматривается как процесс применения трудовых ресурсов в бизнес-процессах организации. Основной функцией персонала, как привлекаемых организацией кадровых ресурсов является выполнение определенных функций в бизнес-процессах организации. Термин «персонал» объединяет всех работников орга -низации. При этом численность и количество должностей в коллективе отдельных организаций существенно различаются в зависимости от сферы деятельности, типа предприятия или учреждения, особенностей их бизнес-процессов.
Основной целью оценки работы персонала является анализ эффективности выполнения сотрудниками организации своих должностных обязанностей. Оценка труда характеризует способность работника оказывать непосредственное влияние на деятельность конкретного подразделения или компании в целом. Как отмечает Н.В. Кожухова, эффективность работы каждого из сотрудников является основой стабиль-
ности и развития организации, а также гарантией достижения стратегических и тактических целей [7, с. 299].
В управленческом процессе оценка результативности работы персонала проводится для принятия решений по совершенствованию систему управления трудовыми ресурсами, ротации кадров, формированию кадрового резерва, мотивации, развития персона и др. Также она позволяет информировать об относительном уровне работы каждого сотрудника. В результате этого работник может осознать сильные и слабые стороны трудовой деятельности и скорректировать своё поведение [4, с. 251].
В современной научно-методической литературе разработана достаточно обширная теоретико-методологическая база по оценке персонала. Однако, анализ существующих взглядов и подходов к оценке работы персонала показывает наличие различных подходов к оценке работы персонала. Многообразие категорий, показателей и методологий оценки работы персонала влечет необходимость систематизации методов для их эффективного применения в управленческой деятельности.
Необходимо отметить, что основой оценки работы персонала является понятие эффективности. Однако, понятие эффективности применительно к трудовым ресурсам многими учеными сводится к понятию экономической результативности, оцениваемой в показателях производительности. Для более глубокой оценки ряд экспертов предлагают оценивать эффективность труда показателями прибыльности и соотношения вложений в персонал. Предлагаются и ком-
* Воронцова Анна Александровна ([email protected]) - магистрант; Киселица Елена Петровна
([email protected]) - доктор экономических наук, профессор; обе - ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (Тюмень, РФ).
© АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2020 41
ф0
Сновы экономики, управления и права 2 0 20
Economy, Governance and Law Basis
№ 3 (22)
плексные модели, включающие несколько интегрированных показателей. Так Я.В. Хоменко на основе оценки интенсивности и динамики показателей труда и качества персонала предлагает модель интегрированного показателя оценки эффективности труда [14, с. 219]. В тоже время существуют и другие подходы, выделяющие в качестве ключевых показателей эффективности работы персонала различные группы показателей [12, с. 78]. Попытки расширения системы оценки работы сотрудников привели к включению в состав показателей эффективности трудовых ресурсов ряда качественных показателей, таких как оценка качества обслуживания, степени удовлетворенности клиента и др. [10, с. 174].
В сложившейся ситуации многообразия подходов к оценке работы персонала для проведения исследования необходимо рассмотреть сущность понятия «эффективность» более детально. Термин эффективность впервые был предложен американским ученым Г. Эмерсоном в его труде «Двенадцать принципов производительности », увидевшем свет в 1913 году. Г. Эмер -сон понимал эффективность как максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами [9, с. 125]. Это определение отражает сущность экономической эффективности. В современных научных взглядах эффективность понимается как более обширная и всеобъемлющая катего -рия, отражающая насколько экономично и результативно выполняется комплекс поставленных задач, включающих: достижение целей, экономию ресурсов, получение результата, сопоставление результата с планом и применение прогрессивных тенденций [4, с. 252]. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000:2015 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь», эффективность - это соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами [3].
При этом в понятии эффективности исследуемого процесса выделяются несколько составляющих. Прежде всего, это результативность и экономичность. Первое понятие отражает достижение целевых показателей анализируемым процессом. Оценка результативности включает сравнение полученных и возможных результатов деятельности, которые были бы достигнуты при более эффективном управлении ресурсами [12, с. 7].
Понятие «экономичность» подразумевает определение качества расходования ресурсов. Оценка экономичности основана на соотнесении объема ресурсов, поданных на вход в процесс, и объема результатов, полученных на выходе. Комплексная оценка эффективности любого процесса подразумевает сопоставление его результативности и экономичности. Рост эффективности процесса должен характеризоваться сочетанием увеличенной результативности и повышением или сохранением качества расходования ресурсов. Подходы к оценке эффективности в современных экономических системах, как правило, не ограничиваются понятием экономической результативности, формируя комплексную систему оценки, включающей наряду с экономической, социальную и управленческую эффективность. Использование такого подхода обеспечивает комплексный учет влияния исследуемого процесса на различные аспекты функционирования организации и общества.
При оценке эффективности работы персонала в современном управлении также происходит постепенный переход к комплексной системе оценки. Если ранее эксперты рассматривали категорию эффективности труда совместно с понятием производительности, то сегодня эффективность работы персонала, как отмечает А.Я. Кибанов, представляет собой «производительность труда с учетом достигнутых экономических, организационных и социальных эффектов» [5, с. 211].
К числу одного из наиболее полных определений, раскрывающих сущность экономической категории «эффективность работы персонала» следует отнести формулировку Чулановой О. Л.: «Эффективность работы персонала - это совокупный показатель трудовой деятельности работников, включающий в себя количественную составляющую в виде производительности труда и качественную составляющую в виде удовлетворенности процессом труда и повышения качества производимой продукции» [15, с. 12].
В рамках такого подхода под производительностью труда понимают его экономическую эффективность (то есть отношение реализованного на рынке результата труда в денежных еди -ницах к оплаченной по рыночным ценам трудоемкости производства этого результата), а под эффективностью работы персонала - его общую результативность (величину удовлетворенности результатами труда всех заинтересованных сто-
Эффективность работы персонала
Экономиче екая эффективность работы персонала
Организационная: эффективность работы персонала
основана на сопоставлении достгггнутыхрезультатов и затрат, потребовавшихся для их получения; определяется окупаемо стью затрат на персонал прп достижении запланированного уровня пронзводпгельноститруда
Л
показывает качество организации труда н её влияние па другие управленческие процессы и оффеткшшость функционирования организации в целом.
Социальная эффективность работы персонала
характеризуется уровнем стабильности персонала, степенью удовлетворенно сти сотрудников работой,
социальными по следствиямработы сотрудников
Рис. Комплекс показателей эффективности работы персонала организации
Источник: Составлено авторами на основе анализа литературы.
рон на всех стадиях жизненного цикла как самого труда, так и его результата) [2, с. 147].
Основой комплексной оценки эффективности работы персонала согласно такому подходу является оценка трёх её компонентов: экономической, организационной и социальной эффективности (см. рисунок).
Для каждого из выделенных направлений оценки эффективности работы персонала существует достаточно широкий комплекс показателей и методов оценки. В целом используемые в оценке показатели можно разделить на две большие группы:
1) прямые (или количественные) - это объем, полнота, качество, своевременность выполнения должностных обязанностей и пр. Особенностью данных показателей является их достаточно простая измеримость и возможность объективной количественной оценки;
2) косвенные - не имеющие прямого влияния на достижение результатов, их невозможно определить количественно. Такие показатели
также называют качественными, к ним относят оперативность работы, напряженность, интенсивность, качество труда и др. [1, с. 33].
В настоящее время разработано много методик оценивания работы персонала. Анализ возможных методов оценки применительно к отдельным компонентам эффективности работы персонала организации представлен в таблице.
Наиболее разработанной областью, по-прежнему остается оценка экономической эффективности работы персонала. Из числа других методов оценки работы персонала наиболее эффективным и наиболее распространенными экспертами называются следующие методики: шкала оценок (бальная шкала); тесты; кейсовый метод; наблюдение; обратная связь или оценки 180-360° [13, с. 71], [11, с. 174]. Выбор конкретных методов и показателей оценки работы персонала организации на практике зависит ряда факторов, как внутриорганизационного характера, так и от субъектов и целей самого процес-
Анализ возможных методов оценки применительно к отдельным компонентам эффективности работы персонала организации
Компонент оценки Методы и показатели оценки
Экономическая эффективность работы персонала Оценка показателей производительности, доходности труда, зарплатоотдачи, зарплатоемкости, отдачи от вложения средств в человеческий капитал, оценка показателей интенсивности труда.
Организационная эффективность работы персонала Оценка достижения планов и целей организацией, подразделениями и конкретными работниками, управление по целям, внутренний аудит. Разработка систем ключевых показателей эффективности работы персонала (Key Performance Indicators, KPI).Использование шкал оценок (бальных шкал); тестов; кейсовым методов; наблюдения; обратной связи; оценка качества обслуживания и степени удовлетворенности клиента, МВО, Ассессмент-центр, Performance management
Социальная эффективность работы персонала Оценка качества обслуживания и степени удовлетворенности клиента, оценка удовлетворенности персонала.
Источник: Составлено авторами на основе анализа литературы.
© АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы ", 2020 43
ф0
сновы экономики, управления и права 2 0 20
Economy, Governance and Law Basis
№ 3 (22)
са оценки, тенденций развития кадрового рынка и методов управления персоналом.
Как справедливо отмечают эксперты, формируя систему оценки персонала следует, прежде всего, учитывать, что методы и модели оценки зависят от содержания труда и категории оцениваемых сотрудников. Наиболее сложен в оценке труд управляющего персонала и работников интеллектуального звена. Так И.П. Бушу-ева и Э.Н. Климова отмечают, что результативность труда рабочих-сдельщиков оценивать проще, так как количественные и качественные результаты их труда выражаются в количестве произведенной продукции и их качестве, а оценка проводится на основе сравнения с запланированным заданием [1, с. 34]. Оценка же труда руководителей и специалистов значительно сложнее, т.к. результативность работы управленческого персонала зависит от степени достижения цели управления при наименьших затратах.
Немалую роль в формировании системы оценки труда персонала в организации играют используемые технологии и бизнес-процессы и их совершенствование. Следует отметить, что при существующем достаточно широком разнообразии методов проведения оценки работы персонала, но все они стремительно теряют актуальность и устаревают под воздействием быстро меняющихся условий и информационных революций. В современной экономической системе такая оценка требует всё более многогран -ного подхода, поиска инновационных методов для обеспечения повышения эффективности труда.
К числу одного из определяющих факторов при формировании системы оценки работы персонала эксперты относят сферу деятельности организации. Наиболее сложно измеримыми являются показатели работы персонала в сфере услуг. Учитывая основные качества услуги, такие как неосязаемость, изменчивость качества, неотделимость от источника, сложность стандартизации, оценка качества работы персонала сферы услуг требует формирования комплексной системы оценки качества обслуживания с использованием различных, в том числе маркетинговых методов оценки.
Для бюджетных и муниципальных учреждений, в том числе и в сфере здравоохранения, вопросы оценки работы персонала являются высоко актуальными, так как финансирование таких учреждений осуществляется из бюджет-
ных средств и качество работы персонала не является вкладом процесс формирования прибы -ли. Оценка же эффективности расходования бюджетных средств, вкладываемых в трудовые ресурсы, в данном случае исходит из целевых показателей и нормативов расхода ресурсов. Применительно к организациям здравоохранения сегодня, в условиях отработки пациентоориен-тированной модели оказания медицинской помощи, в качестве одного из базовых методов оценки работы персонала сегодня развивается оценка мнения пациентов, как значимый ориентир в совершенствовании деятельности системы здравоохранения. Одним из основных инструментов мониторинга и проверки качества работы сотрудников в учреждениях сфер здравоохранения яв -ляется внутренний аудит, представляющий собой процесс сбора, документирования и оценки соответствия полученных данных установленным стандартам качества [8, с. 229].
Таким образом, оценка работы персонала является неотъемлемым элементом управленческой деятельности, показывающей эффективность использования трудовых ресурсов организацией, ее конкурентоспособности [см. 6]. Современные подходы к оценке работы персонала, несмотря на разнообразие подходов и предлагаемых показателей, характеризуются повышением комплексности и многогранности оценки эффективности, включающей наряду с экономической, социальную и управленческую эффективность. Использование такого подхода обеспечивает комплексный учет влияния исследуемого процесса на различные аспекты функционирования организации и общества, но требует более детальной проработки методологии оценки и особенностей её применения к организациям различных отраслей и форм деятельности.
Библиографический список
1. Бушуева И.П., Климова Э.Н. Оценка результативности работы ^-персонала // Повышение конкурентоспособности социально-экономических систем в условиях трансграничного сотрудничества регионов: сб. тр. VI Всерос. научно-практ. конф. с междунар. уч., посвященной 75-летию Гуманитарно-педагогической академии. - М.:, 2019. - С. 33-34.
2. Войтов А.Г. Эффективность труда и хозяйственной деятельности. Методология измерения и оценки - М.: Дашков и К, 2018. - 232 с.
3. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь».
URL: http://docs.cntd.ru/document/1200124393 (дата обращения: 10.05.2020).
4. Иконников С.В. Контроль эффективности оценки персонала // Российский экономический вестник. - 2020. -Т. 3. № 2. - С. 251-255.
5. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И. А Экономика управления персоналом: учебник -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 427 с.
6. Киселица Е.П., Слюсарева А.И. Конкурентоспособность предприятия: подходы к ее пониманию и факторы ее повышения // Эксперт: теория и практика. - 2019. - № 1 (1). - С. 21-24. DOI 10.24411/ 2686-7818-2019-00013
7. Кожухова Н.В., Адыкова Д.Б. К вопросу о повышении эффективности работы персонала в организации // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2019. - № 1-1. - С. 299-303.
8. Влияние аудита и поддерживающего мониторинга на качество медицинской помощи в детских стационарах муниципального уровня здравоохранения / Т.В. Куличенко [и др.]. // Педиатрическая фармакология. - 2017. - Т.14. №4. - С. 229-241
9. Минева О.К., Ахунжанова И.Н., Мордасова Т.А. Управление персоналом организации: технологии управления развитием персонала: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 160 с.
10. Неуструева А.С., Петренко Ю.В., Лейзин И.Б. Исследование качества предоставляемых услуг фитнес клубом методом «тайный покупатель» // Высокие технологии и инновации в науке. - М.: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. - С. 174-178.
11. Овчаренко А.П., Сучкова Е.Э. Опыт проектирования системы оценки персонала (на примере ПАО НК «РОСНЕФТЬ») // Лучшая студенческая статья 2019: сб. ст. XXVI Междунар. научно-исслед. конкурса, в 2 ч.. - 2019. - С. 77-82.
12. Петров М.А., Прозоровская К.А. Эффективность труда персонала: учебное пособие. - Санкт-Петербургский государственный экономический университет. - 2016. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=26849444 (дата обращения: 12.05.2020).
13. Попов И.В., Невмятуллина Х.А. Методы количественной оценки работы персонала // Высшая школа: научные исследования: сб. матер. межвуз. научн. конгресса. - 2020. - С. 7-11.
14. Хоменко Я.В. Методические аспекты оценки эффективности труда на предприятии // Наука и бизнес: пути развития. - 2019. - № 6 (96). - С. 217221.
15. Чуланова О.Л. Консалтинг персонала: учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 164 с.
Поступила в редакцию 09.06.2020 г.
© АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы ", 2020
45
Основы экономики, управления и права
Economy, Governance and Law Basis
№ 3 (22)
2 0 20
THE ORETICAL ASPECTS OF PERSONNEL ASSESSMENT
© 2020 A.A. Vorontsova, E.P. Kiselitsa*
In this article theoretical basics of evaluation of the work ofpersonnel of the modern company are covered. The research of essence of a concept overall performance ofpersonnel is conducted, the main methods and the directions of its assessment for improvement of quality of use of human resources are revealed. Besides, the major factors defining the choice of models and methods when forming a system of evaluation of the work ofpersonnel in the concrete organization are considered.
Keywords: evaluation of the work of personnel, overall performance of personnel, productivity, effectiveness, organizational efficiency, social efficiency.
* Vorontsova Anna Alexandrovna ([email protected]) - undergraduate; Kiselitsa Elena Petrovna
([email protected]) - Doctor of Economics, Professor; both - Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Tyumen State University " (Tyumen, Russian Federation).
Received for publication on 09.06.2020