Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
урок истории / ИКТ / методы обучения / интерактивное обучение / мотивация / history lesson / ICT / teaching methods / interactive teaching / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коленченко А.А.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты организации современного урока истории с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Освещаются типы и структура уроков, требования ФГОС, роль активных и интерактивных методов обучения, а также значение ИКТ в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коленченко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF ORGANIZING HISTORY LESSON IN MODERN SCHOOL

Article discusses the theoretical and practical aspects of organizing a modern history lesson using information and communication technologies (ICT). The types and structure of lessons, the requirements of the Federal State Educational Standard, the role of active and interactive teaching methods, as well as the importance of ICT in the educational process are highlighted.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

УДК 372.8

Коленченко А.А.

учитель истории и обществознания Антрацитовская средняя школа № 3 (г. Антрацит, ЛНР, Россия)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические и практические аспекты организации современного урока истории с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Освещаются типы и структура уроков, требования ФГОС, роль активных и интерактивных методов обучения, а также значение ИКТ в образовательном процессе.

Ключевые слова: урок истории, ИКТ, методы обучения, интерактивное обучение, мотивация.

С каждым годом учителя все чаще отходят от традиционных методов преподавания в пользу современных. Это связано с изменениями в мире и развитием педагогики, где ключевую роль занимает современный урок и разнообразие его форм. Научно-техническая революция и стремительное развитие информационного общества поставили под сомнение эффективность традиционной модели авторитарного образования, основанного на «начитывании» материала. Современные условия требуют практико-ориентированного подхода, что делает актуальными уроки нового типа. Международные исследования, такие как PISA, акцентируют внимание на развитии ключевых компетенций - критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации, которые важны для успешной самореализации молодежи.

Однако в условиях информационного общества возникает проблема некритического восприятия учащимися доступной информации. Важнейшая задача современного урока - научить школьников критически оценивать источники и отличать научные данные от недостоверных. Это требует формирования навыков верификации информации, что делает акцент на принципах научности, критики и рефлексии в обучении.

Современный урок, соответствующий требованиям ФГОС, обладает рядом ключевых характеристик [1, с. 15-17]:

- использование информационно-коммуникационных технологий (компьютеры, интерактивные доски, проекторы),

- комфортная форма организации обучения, с учетом индивидуальных особенностей учащихся,

- реализация индивидуализированного подхода,

- вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности: поиск, анализ информации, создание персонализированных продуктов, обобщение и исследование,

- формирование у учащихся критического мышления и способности преобразовывать идеи в действия,

- интеграция предметных, метапредметных и личностных результатов (развитие hard и soft skills).

Урок является центральным элементом педагогического процесса и требует тщательного планирования с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Его проектирование должно быть ориентировано на достижение не только предметных знаний, но и навыков их практического применения [2]. Основная цель преподавания истории заключается в формировании индивида, способного анализировать исторические события и использовать эти знания для ориентации в современном мире.

Для повышения интереса учащихся к изучению истории урок должен быть многогранным, интерактивным, художественным и стимулировать познавательную активность. Он должен пробуждать мотивацию через

эмоциональное вовлечение и рефлексию. Основные методические принципы современного урока включают [3, с. 46]:

- субъективизация: ученик становится равноправным участником образовательного процесса наряду с учителем,

- метапредметность: развитие универсальных компетенций (soft skills),

- деятельностный подход: ученик исследует исторические события под руководством педагога, анализируя документы, готовя доклады и сообщения,

- коммуникативность: взаимодействие в группах и участие в исторических реконструкциях, что способствует формированию мировоззрения и этнокультурного самосознания,

- рефлексивность: анализ собственной деятельности, корректировка мыслительных процессов и установление обратной связи с учителем.

Современный урок отличается от традиционных методических моделей как по структуре, так и по подходам. Выделяются такие типы уроков, как изучение нового материала, закрепление знаний и навыков, обобщение и систематизация, контроль и коррекция знаний, умений и навыков.

Активные и интерактивные методы обучения направлены на развитие самостоятельного мышления и способности решать сложные задачи. Примеры таких методов включают кейс-технологии, проблемные лекции, игровые методики и баскет-метод. Их успешное применение отражается в повышенной мотивации учащихся, минимальных отвлечениях и активизации мыслительной деятельности.

Интерактивный метод обучения предполагает активное взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, что проявляется в форме бесед, диалогов и других методов, где ученик занимает центральное место под руководством педагога. Этот метод нацелен на формирование у учащихся самостоятельного мнения, навыков работы в коллективе, а также способности к самостоятельному поиску и анализу информации. Примеры интерактивных методов включают мозговой штурм, кластерные техники, дискуссии, дебаты и игровые методы, особенно эффективные для средней школы. Игры

способствуют активизации интереса к предмету и стимулируют межпредметные связи, что делает учителя истории ключевой фигурой в этом процессе.

Основная цель интерактивных методов - научить ребенка учиться, развивая универсальные учебные действия (УУД). Для этого педагоги применяют технологии критического мышления, проектную деятельность и дискуссионные методы. Формирование УУД требует мотивации учащихся, создания опыта выполнения действий, понимания их применения на практике и навыков самоконтроля [2].

Современный урок должен обладать измеримой целью и чёткой структурой, организованной с помощью технологической карты для эффективного планирования учебного процесса и достижения универсальных учебных действий (УУД) [1, с. 27]. Ключевым критерием любого урока является его результативность. Современный урок должен гармонично сочетать учебную и творческую деятельность, быть интерактивным, но при этом оставаться в рамках основных дидактических принципов: непрерывности, научности, гуманности и культурно-развивающей направленности.

Современное развитие дистанционного обучения выдвинуло на передний план информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как ключевой инструмент в преподавании истории. Применение ИКТ трансформирует образовательный процесс, повышая мотивацию и наглядность, стимулируя интерес и познавательные потребности учащихся. ИКТ способствуют индивидуализации обучения, усиливают интерактивность, обеспечивают доступ к разнообразным источникам информации, а также ускоряют контроль за результатами учебной деятельности. Особенной популярностью пользуются видеоматериалы и презентации, которые благодаря гибкости и возможности использовать их как в урочной, так и внеурочной деятельности, создают эффект присутствия и подлинности исторических событий [4, с. 654-656].

Однако использование ИКТ предъявляет ряд требований к их содержанию: они должны быть познавательно значимыми, фактологически достоверными, эмоционально и эстетически воздействующими, а также

способствовать решению образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Несмотря на необходимость ИКТ в современном уроке, их широкое применение может негативно сказываться на использовании интерактивных методов обучения. Дистанционный формат лишает учеников важной социальной связи, необходимой для полноценного развития, что создает определённые трудности в формировании коммуникативных навыков и коллективного взаимодействия, столь значимых для воспитания личности в условиях современной школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Проектирование современного урока в соответствии с ФГОС ООО: методическое пособие / С.В. Фаттахова. Казань: ИРО РТ, 2015. 90 с;

2. Короткова М.В. Методические подходы к использованию документов в теории и практике обучения истории [Электронный ресурс]. URL: https://pish.ru/blog/archives/6676;

3. Методика обучения истории: учебник для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению «Педагогическое образование» / [В. В. Барабанов и др.], под ред. В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой. Москва: Академия, 2014. 428 с;

4. Чариев Турсун. Эффективные методы обучения истории / Турсун Чариев // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 654-656

Kolenchenko A.A.

Anthracite Secondary School № 3 (Anthracite, Russia)

THEORETICAL ASPECTS OF ORGANIZING HISTORY LESSON IN MODERN SCHOOL

Abstract: article discusses the theoretical and practical aspects of organizing a modern history lesson using information and communication technologies (ICT). The types and structure of lessons, the requirements of the Federal State Educational Standard, the role of active and interactive teaching methods, as well as the importance of ICT in the educational process are highlighted.

Keywords: history lesson, ICT, teaching methods, interactive teaching, motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.