Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК РОЗНИЧНЫМ ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК РОЗНИЧНЫМ ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / АССОРТИМЕНТ / ТОВАР / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джумаева Ямила Махмуд-Хусейновна, Амерханова Залихан Шаарановна, Магомедов Абдусалам Магомедсаидович

В статье рассматриваются особенности организации государственных закупок в России. В частности, исследуются особенности законодательства и надзора, определяется круг тем, связанных с национальными и муниципальными закупками, а также сравниваются и анализируются контрактные системы этих стран. В статье представлены результаты анализа рейтингов крупнейших электронных торговых площадок, приобретенных в 2018 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF PLANNING ORGANIZATION PURCHASES BY A RETAILER

This article discusses the features of the organization of public procurement in Russia. In particular, the features of legislation and supervision are investigated, a range of topics related to national and municipal procurement is determined, and the contract systems of these countries are compared and analyzed. The article presents the results of the analysis of the ratings of the largest electronic trading platforms acquired in 2018.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК РОЗНИЧНЫМ ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»

DOI 10.47576/2712-7559 2022 2 1 33

УДК 339

Джумаева Ямила Махмуд-Хусейновна,

ассистент кафедры государственного и муниципального управления, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, е-mail: yamila2016@mail.ru

Амерханова Залихан Шаарановна,

старший преподаватель технологии и дизайна, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: Azsh_78@mail.ru

Магомедов Абдусалам Магомедсаидович,

старший преподаватель, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, е-mail: abdysalam1981@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК РОЗНИЧНЫМ ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

В статье рассматриваются особенности организации государственных закупок в России. В частности, исследуются особенности законодательства и надзора, определяется круг тем, связанных с национальными и муниципальными закупками, а также сравниваются и анализируются контрактные системы этих стран. В статье представлены результаты анализа рейтингов крупнейших электронных торговых площадок, приобретенных в 2018 году.

Ключевые слова: организация; планирование; ассортимент; товар; предприятие.

UDC 339

Dzhumaeva Yamila Mahmud-Huseinovna,

Assistant of the Department of State and Municipal Administration, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, е-mail: yamila2016@mail.ru

Amerkhanova Zalikhan Shaaranovna,

Senior Lecturer in Technology and Design, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Azsh_78@mail.ru

Magomedov Abdusalam Magomedsaidovich,

senior lecturer, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: abdysalam1981@ mail.ru

THEORETICAL ASPECTS OF PLANNING ORGANIZATION PURCHASES BY A RETAILER

This article discusses the features of the organization of public procurement in Russia. In particular, the features of legislation and supervision are investigated, a range of topics related to national and municipal procurement is determined, and the contract systems of these countries are compared and analyzed. The article presents the results of the analysis of the ratings of the largest electronic trading platforms acquired in 2018.

Keywords: organization; planning; range; product; company.

Правильная организация планирования и закупки товаров решает ряд вопросов:

- формирование торгового ассортимента, который необходим для того, чтобы обеспечить население нужным товаром;

- обеспечение товаром розничных торговых точек;

- осуществление воздействия на производителей товаров с учетом реального покупательского спроса;

- создание благоприятной атмосферы для эффективной работы торговой организации.

Торговля - это одна из самых крупных эко -номических отраслей страны с точки зрения не только объемов, но и задействованных в ней участников. Предприятия торговой направленности являются наиболее массовыми и распространенными.

Целью торговых предприятий является удовлетворение потребностей потребителя, поэтому их работа подвержена влиянию различных факторов как финансово-экономических, так и организационно-технических, нуждающихся в повседневном мониторинге и решении конкретных задач по ее достижению.

За рубежом обеспечение компании или предприятия необходимой продукцией называется purchasing, что переводится как закупки/обеспечение закупками. Эта же область деятельности торгового предприятия в России называется материально-техническим снабжением, или товароснабжением. Однако в последние годы ее стали определять новым термином - «закупочная логистика».

Закупочная логистика является основным звеном развития предприятия розничной торговли, поскольку правильно выстроенная закупочная стратегия в разы упрощает обретение предприятием конкурентных способностей и преимуществ перед другими организациями. Улучшение рыночных позиций является причиной высокого спроса на товар, что приводит к увеличению объема продаж и количества потребителей.

Целью закупочной логистики является обеспечение удовлетворения потребностей торгового предприятия с максимальной экономической эффективностью.

Для эффективной работы торгового предприятия необходимо наладить материально-техническое обеспечение, реализуемое посредством материально-технического снабжения [6].

Органы снабжения осуществляют полное и своевременное наполнение производства необходимыми товарами и ресурсами, соответствующих качеству, комплектации и спросу потребителя.

Перед ними стоит важная задача по оптимизации и улучшению работы предприятия, которая включает в себя следующее:

- изучение и мониторинг спроса и предложения на все необходимые материальные ресурсы;

- повышение или понижение цен на товары и услуги посредников;

- выбор наиболее выгодной формы товародвижения;

- оптимизацию товарных запасов предприятия.

Закупочная логистика - это процесс управления и обеспечения торгового предприятия необходимыми материальными ресурсами, а также осуществление закупки, доставки и хранения товаров.

В узком понимании цель закупочной логистики заключается в своевременном обеспечении компании или предприятия необходимым товаром от надежного поставщика с высоким уровнем сервиса, отвечающим всем критериям качества по экономичной цене.

Рассмотрим более детально следующие цели МТО:

1. В первую очередь необходимо обеспечить бесперебойную поставку сырья и комплектующих товара, а также оказание услуг, которые нужны в работе компании. Недостаток сырья влечет за собой серьезные проблемы в системе работы, а именно большие накладные расходы, что ведет к росту дополнительных затрат и неспособности удовлетворить потребности клиентов.

2. Грамотные инвестиции. Для того чтобы обеспечить непрерывный поток товаров, необходимо создать запас. Однако запасы являются капиталом, который нельзя в дальнейшем инвестировать. Оптимальным уровнем ежегодного текущего запаса является 20-50 % от общей стоимости активов.

3. Соответствие качеству. Обязательным условием торгового дела является поддержание и повышение уровня качества товара или предоставляемой услуги. Повышение уровня качества также ведет к производственным расходам.

4. Поиск поставщиков. Очень многое зависит от надежности и компетентности поставщика и умения развивать с ним отношения. Выбор соответствующего поставщика является залогом успеха организации закупок предприятием. Важно постоянно совершенствовать совместную работу.

5. Закупка мультифункциональных товаров. По возможности, необходимо закупать товар, функционал которого выполнялся ранее двумя-тремя изделиями. Выбор таких товаров дает преимущество предприятию за счет:

- низкой стоимости изделия;

- снижения стоимости инвестирования в запас без ухудшения качества товара;

- повышения конкуренции среди торговых предприятий.

6. Работа по принципу «цена - качество» на стадии закупок. Закупка товаров является деятельностью, предусматривающей использование большого объема оборотных средств. Поэтому на стадии закупки необходимо выбирать товары с наименьшей ценой и высоким качеством. Стандартам высокого качества должен отвечать не только товар, но и условия поставок, а также предоставляемый поставщиком сервис [7].

7. Повышение уровня конкурентоспособности. Для того чтобы предприятие было конкурентоспособным, необходимо оптимизировать все затраты, связанные с закупкой товаров, избегать неприбыльной деятельности, а также деятельность, которая требует больше времени и ресурсов.

8. Работа в системе. Закупка товаров напрямую связана с деятельностью всех отделов предприятия. Только благодаря сотрудничеству и созданию благоприятных гармоничных отношений между сотрудниками разных структурных подразделений возможно повышение эффективности работы.

Для достижения цели необходимо выполнять следующие задачи:

1. Своевременность закупки. Важно соблюдать обоснованные сроки по закупке товаров, ведь товары, приобретенные слишком рано, становятся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды. Товары, приобретенные позже установленного оптимального времени, могут сорвать намеченный закупочный план, или же полностью его изменить [4].

2. Обеспечить соответствие между спросом и предложением. Избыток или недостаток товаров также негативно влияет на уровень оборотных фондов. Нерациональные закупки могут привести к дополнительным затратам во время восстановления оптимального состояния баланса.

3. Строгий контроль за качеством закупаемого товара.

После рассмотрения целей и задач закупочной логистики необходимо также отметить ее принципы:

- планирование закупок;

- регулярность - завоз товаров через примерно одинаковые промежутки времени, что помогает выстроить правильную работу;

- оперативность - наблюдение за спросом в целях планирования и осуществления закупок в соответствии с запросом потребителя;

- экономичность - достигается путем сокращения расходов на доставку после определения эффективных графиков работы транспортных средств;

- технологичность - внедрение и применение современных способов закупок.

Функции отдела закупок товаров на торговом предприятии включают в себя три направления:

1. Планирование закупок, предполагающее:

- анализ и оценку внешней и внутренней среды торгового предприятия и рынка товаров;

- определение потребности в товарах, планирование связей с поставщиками;

- оптимизацию имеющихся запасов товара;

- установление лимита по закупкам;

- оперативное планирование закупок.

2. Организация включает:

- сбор информации о необходимых товарах;

- анализ поставщиков;

- заключение договоров с поставщиками;

- завоз продукции;

- организацию склада;

- обеспечение рабочих мест необходимым инструментарием.

3. Контроль работы включает:

- контроль за выполнением договоров с поставщиками, а именно сроков поставки товаров;

- контроль за использованием материальных ресурсов;

- контроль качества поступающего товара;

- контролирование созданных товарных запасов;

выдвижение претензий поставщикам или логистическим организациям за нарушение или невыполнение условий договора.

Рыночная экономика отличается тем, что ее участники могут сами выбирать поставщиков и, соответственно, наиболее качественные и экономичные товары. Это вынуждает работников снабженческого отдела постоянно мониторить и оценивать характеристики поставляемой продукции и выбирать поставщиков [5].

Процесс закупки осуществляется в несколько этапов:

- определение спроса;

- определение необходимых характеристик и количества товара;

- анализ и выбор поставщиков;

- обсуждение цены и условий доставки;

- формирование и отправка заказа на закуп;

- контроль за исполнением заказа;

- получение и контроль за качеством товара;

- обработка и оплата счета;

- учет последующих поступлений товаров [8]. '

После того как заказ получен и проверен, его необходимо отразить в журнале или другом ресурсе учета. Эта процедура включает в себя ведение документов, отображающих всю информацию о заказе, необходимую для отдела закупок.

Среди этих документов:

- журнал заказов предприятия;

- реестр заказов, в котором содержится информация обо всех предыдущих заказах;

- товарный реестр, содержащий информацию о каждом товаре, имеющемся на предприятии: его цену, номер, количество, остаток;

- реестр поставщика, в котором отображены все заказы, произведенные у одного определенного поставщика.

Правильное формирование заказов имеет огромное влияние не только на процесс логистики, но и на рентабельность торгового предприятия в целом. В условиях рыноч-

ной экономики одной из главных проблем является то, что потребительский спрос постоянно меняется, и работа отдела закупок должна полностью соответствовать потребностям покупателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективная работа отдела закупок достигается посредством информированности о том, какие именно товары необходимо закупать у поставщиков для дальнейшей организации торговли.

Документом, содержащим такую информацию, является план закупок. Цель плана -объединение и согласование всех структурных отделов в таких важных задачах, как снабжение предприятия товарами, выбор метода закупок, выбор поставщиков, контроль за организацией заказа, доставки и размещения на складе. Перед составлением плана закупок необходимо исследовать рынок.

Планирование начинается с этапа анализа информации из ежегодного плана, а также плана производства и общего экономического плана. Благодаря планированию определяется надобность в товарах и услугах, которые будут приобретены компанией [9].

Производственное планирование нужно для того, чтобы определить источники приобретения товаров, а также продукцию и услуги, необходимые при оценке общих тенденций изменения цены, а также заработной платы и других расходов.

Множество предприятий используют закон Парето, который гласит, что при закупке менее 20 % товара расходуются более 80 % средств.

Расход товаров определяется помесячно и поквартально. Происходит это в соответствии со значениями запаса товара, производится расчет и соотносится с изменением цены, а также прогнозами наличия товара, который необходимо приобрести. Только затем разрабатывается план закупок.

Если прогнозы говорят, что ожидается большая поставка сырья, а также возможно уменьшение цен, то политика закупок заключается в снижении запаса товаров до минимума. И наоборот, если прогнозируются небольшой объем поставок, а цена увеличивается, целесообразным будет увеличение объема имеющегося запаса.

Для корректной и бесперебойной работы торгового предприятия владелец должен об-

ращать внимание на одну из самых важных рабочих задач - планирование закупок продукции. Товары, находящиеся на торговом предприятии, а также материалы, которые используются в сервисе, являются основными активами компании. Заказывать продукцию у поставщиков в больших объемах, не изучив рынок, создавая тем самым огромный запас, - стратегически неверное решение. Необходим рациональный подход и поиск «золотой середины». В том случае, если у магазина много товарных активов, у покупателей формируются положительное отношение, а также повышается общий рейтинг и уровень доверия, что дает преимущество перед конкурентами [10].

В то же время чрезмерное количество товаров, залежавшихся на складе, замораживает активы и ставит под угрозу ликвидность предприятия. Зачастую переизбыток запасов является причиной краха торговых магазинов, поэтому необходимо учитывать количество закупаемой продукции, способы оптимизации заказов, исключения задержки товара на складе, взаимовыгодные условия договора с поставщиками, правильно составленный план финансовых расходов.

Решить проблему закупок возможно путем грамотного планирования, которое можно разделить на несколько этапов:

1. Во-первых, предварительные операции планирования стоит начинать с подготовки и анализа. Производится прогноз спроса, то есть реальная потребность покупателей в товаре или услуге.

Для определения спроса необходимы следующие данные:

- объемы продаж;

- остатки товаров на складе;

- уровень неудовлетворенного спроса;

- анализ самых продаваемых позиций;

- отчет о выполнении предшествующего плана.

Далее планируется продажи. Важно ставить достижимые цели для каждой категории товаров, которые согласованы со стратегией развития предприятия и анализированным спросом (рис. 1).

На третьем этапе планируется объем закупок и объем запасов. Важным стратегическим решением является подстраховка от непредвиденных обстоятельств в виде возможных отклонений от прогнозов по спросу

Планирование

Мотивация | Организация

Л / Л

Координация 4 Контроль

Рисунок 1 - Планирование продаж: элементы цикла управления

путем закупки товара больше, чем требуется.

Однако размер избытка не должен превышать норму. Это необходимо для того, чтобы не переполнить товаром склады, не заморозить денежные активы или же не спугнуть покупателей. К таким последствиям могут привести избыточные или недостаточные закупки. Норма избыточного товара в каждом случае может быть разной и варьироваться в зависимости от условий рынка.

Помощью в определении оптимального уровня избыточных товаров становятся статистические анализы и прогнозирование, которые рассчитывают необходимый уровень в зависимости от вероятности продаж.

Приведем пример: если предполагающийся объем продаж равен 120 позициям, уровень доверия равен отрезку от 100 до 140 позиций, и исходя из этого интервала можно определить необходимое количество страховых закупок.

Размер планируемых закупок чаще всего определяется в ERP-системе, некоторые компании подсчитывают план вручную благодаря формуле. Например: План продаж -(Остатки на складе + Заказы) - (Планируемые продажи - Заказы).

Подсчеты не дают точного ответа. Чем больше корректных данных вводится в систему, тем меньше уровень погрешности.

Планируя закупки, не следует забывать и о контроле складских остатков. От неликвидных товаров необходимо избавляться. Самым

частым и употребляемым способом являются скидки, которые необходимо ежемесячно планировать и закладывать в бюджет. Такое управление количеством товаров на складе позволяет не перегружать складское пространство и вводить дополнительные средства в оборот. Естественно, что эти товары в следующий план вносить не следует.

В розничной и оптовой торговле накопление остатков является нормальным явлением, которое невозможно полностью избежать, однако возможно сдерживать его уровень на разумной отметке посредством:

- правильного выбора каналов поставки;

- с помощью мониторинга показателей прибыли общего товарооборота;

- улучшения рабочего пространства.

Большой ошибкой является оставление

без внимания дополнительных факторов, влияющих на торговлю. Помимо основных факторов цены, спроса и потребительского интереса нужно учитывать еще и сезонность (рис. 2).

Неценовые факторы спроса

потребительск ие вкусы число покупа телей ДОХОД покупа теля цены на сопряженн ые товары

1 I ■г

ИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНОГО СПРОСА

Рисунок 2 - Факторы, влияющие на продажи

Важным является планирование закупок товаров с высокой востребованностью в некоторые дни или периоды года (Новый год, 14 февраля, 8 марта). Закупку товаров на эти даты целесообразно продумывать заранее и проводить заблаговременно. Разумеется, количество закупаемых единиц не должно превышать количество реальных продаж.

Отсутствие планирования может привести к чрезмерным запасам товаров, востребованных в короткий промежуток времени, либо недостаточным предложениям в горящий сезон. Кроме вышеперечисленных необходимо отметить единичные факторы, которые также могут повлиять на продажи:

- мода;

- экономическая стабильность в стране;

- конкуренция;

- эпидемиологические условия.

О последнем можно сказать, что в 2020 году мы могли наблюдать, как сильно могут влиять на изменение спроса и предложения чрезвычайные условия.

После разработки плана, можно приступить к сбору заказа. Для начала следует проанализировать возможных поставщиков и выбрать наиболее выгодное предложение и условия сотрудничества.

Как и планирование, формирование заказа может осуществляться автоматически благодаря специализированным программам, а также вручную. Несомненным преимуществам ручного способа формирования заказов является возможность реагировать на различные изменения, однако такой метод чаще всего несет за собой много ошибок, так как человек ошибается чаще машины. Наличие субъективного мнения в формировании заказа и выбора поставщика также является ошибкой. Поэтому каждый предприниматель сам выбирает, довериться ему специализированному программному обеспечению либо сотруднику.

Перед тем как формировать новый заказ, необходимо проверить уровень товарных остатков на складе.

Важно:

- избавиться от остатков неправильно составленных заказов;

- списать просроченную и некачественную продукцию;

- определить товарные остатки, возникшие из-за неправильного планирования заказа;

- оформить возвраты поставщику.

Также при составлении заявки желательно учитывать следующее:

- не брать в расчет редкий скачок продаж, связанный с резкими изменениями спроса, например, погода или крупный единоразо-вый заказ;

- контролировать выкладку товара на при -лавках;

- контролировать содержание промоак-ций для отражения реальной картины потребления товара.

Первым этапом формирования заказа является составление календарного плана, который согласовывается с поставщиком, затем на основе этого плана составляется график поставок, отражающий информацию о том, когда необходимо заказывать новую

партию товара. Товары с высоким спросом заказываются раз в месяц, еженедельно, или в соответствии с исчерпанием запасов. Многое зависит от отношений с поставщиком и условий сотрудничества, которые должны включать в себя поставку небольшого количество товара в том числе. Однако зачастую поставщики предъявляют требования по минимальному лимиту заказа. В таком случае необходимо заранее планировать новую партию во избежание истощения популярного товара. Необходимо также рассчитывать время доставки.

Еще одним важным нюансом является минимальное количество товара, требуемое для рентабельности предприятия. Дефицит товара, особенно в розничных магазинах, может привести к его краху.

Основными показателями, вычисляемыми для расчета объема будущего заказа, являются:

1. Средний показатель продаж в день. Для его вычисления необходимо разделить сумму ежедневных продаж на выбранный период. Дни, в которые объем продаж превышает среднее значение, лучше исключить.

Средние продажи = , (1)

где п - количество дней продаж.

2. Прогноз ежедневных продаж. Несмотря на то, что ни один даже самый четкий прогноз не может гарантировать точность его реализации, планирование и прогнозирование являются основополагающими процессами на торговом предприятии. Чем полнее и точнее информация, тем реалистичнее и вероятнее будет прогноз.

Для прогнозирования необходимо полученный показатель средних продаж в день

Коэффициент сезонности:

Ксез = 100%

у

где у/ - уровни каждого месяца, 1 - среднегодовой уровень

= * 100

у

где Т7- эмпирические (исходные) средние уровни ряда

У

- среднии уровень ряда.

умножить на коэффициент сезонности, учитывая вероятность воздействия дополнительных факторов (рис. 3).

3. Запас товаров. Чтобы обеспечить бесперебойную работу торгового предприятия до следующей поставки, необходимо вычислить минимальный запас товара на основе прогноза ежедневных продаж. Для его вычисления необходимо показатель прогноза ежедневных продаж умножить на количество дней между плановыми поставками и добавить минимальное число продуктов на выкладку.

Запас товара = Средние продажи * N + Вы -кладка, (2)

где N - количество дней между поставками.

Также является необходимой разработка оптимального графика поставок, вписывающегося в план закупок. Важно определить, когда необходимо формировать и отправлять заказ поставщику, чтобы запасов товара хватило на время доставки, внесения в базу и выкладки на витрину. Пример рассчитанного графика поставки изображен на рис. 4.

График поставки товара

день день заказа поставки

день заказа

день поставки

ср

сб

ср

Рисунок 3 - Расчет коэффициента сезонности

Срок Необходимый объем запасов

поставки между поставками

Рисунок 4 - График поставки товаров

4. Остаток товара ко дню поставки. В зависимости от того, сколько дней осуществляется доставка заказа, необходимо рассчитать показатель реального товарного остатка. Для этого отнимаем показатель суточных продаж от остатка товара и результат умножаем на количество дней доставки.

Остаток ко дню поставки = Общий остаток - Суточные продажи * п (3) где п - количество дней доставки. Вышеперечисленные данные помогут рассчитать необходимый объем заказа по формуле:

Объем заказа = Запас товаров - Остаток товара к поставке (4)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во избежание срыва возможных сделок и перехода покупателей к конкурентам необходимо обеспечить торговые предприятия

достаточным количеством товара. Как это сделать?

Стабильные продажи гарантированы в том случае если придерживаться следующих рекомендаций:

1. Формировать заказы таким образом, чтобы поступление было максимальным, списание минимальным.

2. Заключить договор о частых поставках даже с минимальным количеством товара.

3. Определять невостребованную продукцию и фиксировать ее отрицательным остатком.

4. Контролировать товарооборот.

Подводя итоги, нужно сказать, что ключевая задача планирования закупок торгового предприятия - это умение спрогнозировать спрос на ближайший период и произведение закупки товаров с максимальным объемом и минимальным списанием. Правильное планирование закупок на торговом предприятии предполагает эффективную и бесперебойную работу.

Список литературы

1. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика: учебник. М.: ТК Велба, 2012. 432 с.

2. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.: Новое знание, 2017- 202 с.

3. Белявский И.К. Основы коммерции: учеб.-практ. пособие / Московский государственный университет. М.: МЭСИ, 2016. 229с.

4. Бизнес-план: методические материалы / И.Ю. Иванов. М.: Финансы и статистика, 2017. - 125 с.

5. Голиков Е.А. Оптовая торговля: Менеджмент. Маркетинг. Логистика. М.: Экзамен, 2011. 350 с.

6. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. 208 с.

7. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. М.: Экономика, 2012. 362 с.

8. Дашков А.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. М.: Дашков и Ко, 2012. 758 с.

9. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление: учеб. пособие / под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. СПб.: Политехника, 2013. 357 с.

10. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры. М.: ИНФРА-М, 2013. 252 с.

References

1. Anikin B.A., Tyapuxin A.P. Kommercheskaya logistika: uchebnik. M.: TK Velba, 2012. 432 s.

2. Analiz xozyajstvennoj deyatel'nosti v torgovle. M.: Novoe znanie, 2017. 202 s.

3. Belyavskij I.K. Osnovy kommercii: ucheb.-prakt. posobie / Moskovskij gosudarstvennyj universitet. M.: ME'SI, 2016. 229s.

4. Biznes-plan: metodicheskie materialy / I.Yu. Ivanov. M.: Finansy i statistika, 2017. - 125 s.

5. Golikov E.A. Optovaya torgovlya: Menedzhment. Marketing. Logistika. M.: E'kzamen, 2011. 350 s.

6. Gordon M.P., Karnauxov S.B. Logistika tovarodvizheniya. M.: Centr e'konomiki i marketinga, 2012. 208 s.

7. Grebnev A.I. E'konomika torgovogo predpriyatiya. M.: E'konomika, 2012. 362 s.

8. Dashkov A.P., Pambuxchiyancz V.K. Kommerciya i texnologiya torgovli. M.: Dashkov i Ko, 2012. 758 s.

9. Kommercheskaya deyatel'nost' predpriyatiya: strategiya, organizaciya, upravlenie: ucheb. posobie / pod red. V.K. Kozlova, S.A. Uvarova. SPb.: Politexnika, 2013. 357 s.

10. Mirotin L.B., Tashbaev Y'.E'. Logistika dlya predprinimatelya: osnovnye ponyatiya, polozheniya i procedury. M.: INFRA-M, 2013. 252 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.