Известная фраза «Реклама — двигатель торговли», ставшая крылатым афоризмом, впервые прозвучавшая в начале двадцатого века из уст предпринимателя Людовика Метцеля, является до сих пор актуальной. А контекстная реклама - один из самых распространенных и популярных видов интернет-рекламы, основой которого является система оплаты за клик (Pay Per Click). То есть компания платит в том случае, если пользователь нажимает на объявление и переходит на ее сайт. Объявления контекстной рекламы показываются в поисковой строке и формируют перечень в списке ТОПов, т.е. в этом случае рекламодатель "покупает" в поисковой системе определенные ключевые слова [2]. Вот и получается, при наличии денег, можно фактически монополизировать выдачу поисковых систем и, тем самым, монополизировать продажу определенных видов товаров в интернет-пространстве.
Таким образом, монополизация торговли в интернет-пространстве, осуществляется за счет покупки в поисковых системах определенных позиций и попадание в ТОПы за счет контекстной рекламы торговыми интернет-магазинами, что соответственно, увеличивает им количество продаж, а также возрастает их доход. Фактически они являются основными торговыми компаниями в интернете и, как следствие, монополистами онлайн торговли в определенном секторе продаж.
Список литературы / References
1. Бочуля Т.В. Учетные тонкости торговых операций интернетизированных экономических субьектов / Т. В. Бочуля // Международный бухгалтерский учет, 2013. № 28. С. 55-62.
2. Федоричак В. Реклама в Интернете: 8 основных видов и их особенности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lemarbet.com/razvitie-internet-magazina/reklama-v-internete-8-osnovnyh-vidov-i-ih-osobennosti/ (дата обращения 03.05.2019).
3. Worldwide Retail and Ecommerce Sales: eMarketer's Estimates for 2016-2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //htlps://www.emarketer.com/Reporf/Worldwide-Refail-Ecommerce-Sales-eMarketers-Estimates-20162021/20020 (дата обращения 04.05.2019).
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Иконин А.А. Email: [email protected]
Иконин Антон Александрович - студент магистратуры, кафедра международного транспортного менеджмента и управления цепями поставок, Институт международных транспортных коммуникаций Российский университет транспорта, г. Москва
Аннотация: в статье описаны основные этапы организации закупочной деятельности коммерческих предприятий, рассмотрены особенности организации закупочной деятельности с использованием метода ABC- и XYZ-анализов и принципов Incoterms-2010 в соответствии со стандартами ISO 9001. Указаны принципы использования метода выбора поставщика в соответствии с необходимыми критериями, ABC- и XYZ-анализов при прогнозировании спроса и планировании закупок, а также общие положения Incoterms-2010 при ведении закупок зарубежных товаров.
Ключевые слова: закупочная деятельность, ABC-анализ, XYZ-анализ, ISO 9001, Incoterms-2010.
FEATURES IN THE ORGANIZATION OF PROCUREMENT ACTIVITIES
Ikonin A.A.
Ikonin Anton Aleksandrovich - Master Student, INTERNATIONAL TRANSPORT MANAGEMENT AND SUPPLY CHAIN MANAGEMENT DEPARTMENT, INSTITUTE OF INTERNATIONAL TRANSPORT COMMUNICATIONS RUSSIAN UNIVERSITY OF TRANSPORT, MOSCOW
Abstract: the article describes the main stages of the organization of procurement activities of commercial enterprises, considered the features of the organization ofprocurement activities using the ABC method and XYZ analysis and the principles of Incoterms-2010 in accordance with ISO 9001. The principles of using the supplier selection method in accordance with the necessary criteria, ABC -
andXYZ-analyzes in forecasting demand andprocurementplanning, as well as the general provisions
of Incoterms-2010 when conducting procurement of foreign goods.
Keywords: procurement, ABC-analysis, XYZ-analysis, ISO 9001, Incoterms-2010.
УДК 338.984
В настоящий момент функционирование как коммерческих, так и некоммерческих предприятий невозможно представить без закупочной деятельности. Любое предприятие, так или иначе, осуществляет свою деятельность с использованием закупок товаров, услуг, сырья и расходных материалов: начиная от закупки канцелярских товаров и оргтехники для ведения административной работы и заканчивая закупками высокотехнологичного оборудования для непосредственного использования в производстве или оказания услуг клиентам.
Вопрос закупочной деятельности изначально строится на принятии решения «make-or-buy», что в переводе на русский язык означает «сделать или купить». Данная задача заключается в предпочтении одного из двух альтернативных решений: произвести какой-либо товар, сырье или комплектующие силами собственных производственных мощностей, либо закупить необходимые товарно-материальные ценности или услуги у другой компании, специализирующейся непосредственно на их предоставлении. К основным причинам, по которым закупки у сторонних предприятий могут оказаться более целесообразными, можно отнести:
- более низкие затраты на закупку материальных ресурсов у сторонней компании по сравнению с затратами на самостоятельном производстве;
- более высокое качество товаров у поставщика, чем у производимых собственными силами товаров;
- невозможность производства необходимых товарно-материальных ценностей на собственном производстве по причине технической неоснащенности и/или отсутствия должной квалификации у производственных работников предприятия;
- желание предприятия расширить ассортимент товаров;
- потребность в товарно-материальных ценностях невелика и закупка у сторонних компаний экономически целесообразна.
Если потребности в материальных ценностях стабильны и достаточно велики и данные товары или комплектующие могут быть изготовлены с использованием имеющегося оборудования с необходимым качеством, оптимальными затратами на их производство, логичнее производить собственными силами без использования закупок данных товаров у сторонних организаций.
В случае принятия компанией решения о закупке тех или иных товаров или комплектующих у специализированных предприятий необходимо пользоваться определенными принципами и правилами построения закупочной деятельности. Одной из ключевых задач на данном этапе является задача выбора поставщика. При поиске потенциальных поставщиков организация может воспользоваться такими методами как: объявление конкурса/тендера, изучение рекламных материалов, посещение специализированных вставок и ярмарок, переписка и личные контакты с потенциальными поставщиками [1].
Составленный после поисков список потенциальных поставщиков анализируется на основании определенных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых для компании поставщиков. Количество данных критериев может составлять несколько десятков, однако в большинстве случаев компании ограничиваются тремя основными критериями: ценой, качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции. В результате формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений и налаживаются поставки продукции.
Помимо задачи выбора поставщика, немаловажным критерием оптимальной закупочной деятельности в компании является планирование закупок. Точное планирование объемов закупок, сроков отгрузок партий товаров и их ассортимента позволяют избежать чрезмерного скопления товаров на складе, обеспечить оптимальное движение товаров на складе и организовать бесперебойную работу склада; способствуют рациональному использованию денежных средств в компании, что особенно актуально при сложной экономической ситуации как внутри компании, так и в масштабах страны.
Основные мероприятия при планировании закупок включают:
- обработку актуальных заказов клиентов;
- контроль за качеством предоставляемых клиентам товаров и услуг;
- контроль за товарами в пути;
- учет и проведение инвентаризаций запасов на складах;
- обработку и анализ потребностей производственных подразделений.
При планировании и управлении закупками на предприятии необходимо учитывать имеющиеся на складах запасы. Чрезмерные запасы на складах могут отрицательно влиять на организацию складского процесса и складские работы. В свою очередь, отсутствие запасов на складах и неравномерное поступление товаров и материалов на склад могут привести к срывам сроков поставок товаров клиентам, потере клиентов и к неполученной прибыли. Именно поэтому необходимо осуществлять прогнозирование и управление заказами поставщикам с учетом имеющихся запасов на складах предприятия и их оборачиваемости. Формирование заказов производителям и поставщикам необходимо осуществлять с учетов сложившихся в компании систем и величин основных запасов.
Полезным будет также произвести ранжирование товарно-материальных ценностей, используемых в организации, и поставщиков методами ABC- и XYZ-анализа. С их помощью можно разделить материальный поток, проходящий через компанию, по степени его оборачиваемости, стоимости, доле тех или иных товаров и/или материалов в общем потоке и т.д. С помощью ABC-анализа можно также проклассифицировать поставщиков по их доле в общем объеме закупок.
С помощью ABC-анализа различают три группы поставщиков. А-поставщики - это те поставщики, с которыми предприятие имеет примерно 75% оборота. Такой показатель оборота дают около 5% поставщиков. В-поставщики (их в среднем 20%), как правило, дают 20% оборота. Оборот С-поставщиков (их примерно 75%) составляет ориентировочно 5%.
Таким образом, при помощи метода ABC-анализа можно узнать, каким поставщикам предприятию следует уделить большее внимание. Если предприятие хочет иметь небольшие затраты на закупки, оно должно уделять больше внимания А-поставщикам, так как плотная работа с А-поставщиками может воздействовать на 75% оборота с остальными поставщиками.
Классификация поставщиков также может быть произведена в разрезе товарно-материальных ценностей, которые приобретает компания. Практические значения для А-, В-, С-товаров соответственно равны 75, 20 и 5%. Здесь также следует заниматься сначала А-товарами для минимизации затрат на закупки.
XYZ-анализ дает возможность производить классификацию ресурсов предприятия в зависимости от того, как они потребляются, и точности в прогнозе изменений их необходимости в течение определенного времени.
Вместе с соотношением стоимости и количества, которые исследуются при производстве ABC-анализа, для оценки показателей объемов могут использоваться другие критерии. Информация о структуре использования отдельных видов материалов также важна. При производстве XYZ-анализа материалы распределяются в полном соответствии со структурой потребления.
Товары группы А, имеющие наибольшую долю на предприятии, будут наиболее оборачиваемыми. Компаниям необходимо обращать пристальное внимание на данную группу, поскольку перебои в поставках, низкое качество партий товаров, ошибки в планировании закупок могут привести к финансовым потерям. Компаниям следует устанавливать точный размер заказов и страхового запаса для товаров данной группы и соблюдать ритмичность поставок данных товаров и их постоянный контроль. Товары группы В имеют более низкую долю от общего объема закупок, и в зависимости от их значимости, компаниям следует работать с ними как с товарами группы А, либо как с товарами группы С. Группа С имеет наименьшую материальную ценность, из-за большого количества товаров в этой группе и их низкой стоимости основная задача рационализации состоит в уменьшении затрат на складирование и оформление заказов. Для этого компаниям следует вводить упрощенное оформление и учет товаров, увеличивать партии заказов и так далее.
Методы АВС- и XYZ-анализа применимы также и при планировании и организации закупок товаров в зарубежных странах. Специфической чертой импорта товаров, а в частности импорта электроники, механического оборудования и их компонентов является длительный срок изготовления товаров и их поставки. Поэтому АВС- и XYZ-анализы являются необходимыми для определения потребностей в определенных товарах от тех или иных производителей на этапе прогнозирования и планирования закупок. Данные методы позволяют грамотно распределить доли закупаемых товарно-материальных ценностей, что, в конечном итоге, направлено на оптимизацию использования основных средств компании и минимизацию
убытков, связанных с просчетами в планировании и организации не только закупок, но и всей логистической системы компании в целом.
Одним из инструментов повышения качества закупок является использование общепризнанных мировых стандартов. Как и многие другие бизнес-процессы, закупочная деятельность регулируется стандартами серии ISO 9001. Исходя из этих стандартов, закупочную деятельность можно разделить на четыре основных блока: планирование, закупку, верификацию и улучшение.
Процесс закупок в компаниях начинается с определения потребности в товарно-материальных ценностях. Имея такую информацию на определенный момент времени, можно планировать закупки. В п. 7.4.2 ISO 9001 установлены требования к информации о закупках, в частности об обеспечении адекватности требований к закупкам до их сообщения поставщику.
П. 7.4.1 ISO 9001 гласит, что выбор и оценка поставщиков должны исходить из возможности поставщика удовлетворить требования организации, для чего организация устанавливает критерии отбора и оценки поставщиков. Помимо этого, компания должна определить тип и степень управления, применяемые к поставщику, в зависимости от воздействия закупаемых товарно-материальных ценностей на конечную продукцию компании.
Процесс контроля поставок - это стандартная процедура, устанавливающая способность поставщика выполнять условия контракта. Также в соответствии с требованиями п. 7.4.3 ISO 9001 организация должна разрабатывать и осуществлять контроль либо другую деятельность, необходимую для обеспечения соответствия закупленной продукции установленным требованиям к закупкам.
На основании результатов произведенных поставок товаров и верификации закупленной продукции организация производит переоценку поставщиков; соответствующие требования к переоценке заложены в п. 7.4.1 ISO 9001. Согласно п. 7.4.1 ISO 9001, компания должна вести записи результатов оценивания и любых необходимых действий, вытекающих из оценки, что делает процесс прозрачным и пригодным для анализа и аудита, направленного на улучшение деятельности как закупок, так и всей компании в целом.
Такой подход к процессу закупок позволяет организации эффективно решать практические задачи обеспечения производства ресурсами требуемого качества в соответствии с установленными сроками, а также улучшать свою деятельность, используя лучший мировой опыт.
Немаловажным критерием при прогнозировании и формировании закупок играют сроки поставки товаров. Относительно короткий срок поставки позволяет более гибко планировать заказы поставщикам; формировать более мелкие, но при этом частые партии поставок. В этом случае ошибки в прогнозировании спроса на товары можно нивелировать за счет быстрого срока поставки. Однако при длительных сроках поставок партий необходимо тщательное планирование спроса и размеров заказов товаров и материалов: например, при международных поставках товаров сроки доставки заказов могут достигать нескольких месяцев. Необходимо учитывать длительные сроки поставок и возможное резкое возрастание спроса на товары при организации международных закупок товаров и материалов.
Оперативное взаимодействие всех подразделений предприятия (отдела закупок, складского подразделения, производства, отдела маркетинга, сбыта и других) и соблюдение стандартов процесса закупок позволяет наиболее точно осуществлять планирование и организацию закупочной деятельности, избежать финансовых потерь при закупках товаров и улучшить репутацию предприятия на рынке за счет бесперебойности поставок товаров клиентам при их надлежащем качестве. Таким образом, закупочная деятельность является ключевой не только в масштабах логистической системы компании, но и в масштабах хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Список литературы / References
1. Аникин Б.А., Родкина Т.А. Логистика и управление цепями поставок. Основы логистики.
Теория и практика. Учебник. М.: Проспект, 2012. 608 с.
2. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е
изд. [Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера]. М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2012.
640 с.
3. Лукинский В.С., Лукинский В.В., Плетнева Н.Г. Логистика и управление цепями поставок.
М.: Юрайт, 2016. 359 с.
4. Охотников И.В., Сибирко И.В. Системный подход как методологическая основа управления логистическими бизнес-процессами в цепях поставок // Логистика, 2014. № 1.
5. Павлова Е.И., Черпакова Е.В., Колыбелкина Е.В. Развитие логистического сервиса в международном бизнесе. // Транспортное дело России, 2019. № 2.
6. Википедия. Инкотермс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Инкотремс (доступ свободный)/ (дата обращения: 20.06.2019).
УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ РИСКАМИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Иконин А.А. Email: [email protected]
Иконин Антон Александрович - студент магистратуры, кафедра международного транспортного менеджмента и управления цепями поставок, Институт международных транспортных коммуникаций Российский университет транспорта, г. Москва
Аннотация: в статье рассмотрены основные риски, возникающие при ведении внешнеэкономической деятельности, их виды и суть, приведены способы их нивелирования. В качестве одного из способов минимизации рисков, возникающих при транспортировке грузов из зарубежных стран, рассмотрено страхование грузов, его виды и принципы использования. Описаны правила перехода ответственности за груз от поставщика к покупателю при международных перевозках на основании условий международных правил Инкотермс-2010, виды и суть этих принципов.
Ключевые слова: риск, внешнеэкономическая деятельность, страхование, Инкотермс-2010.
LOGISTIC RISK MANAGEMENT IN ORGANIZING THE PROCUREMENT OF GOODS IN FOREIGN COUNTRIES
Ikonin A.A.
Ikonin Anton Aleksandrovich - Master Student, INTERNATIONAL TRANSPORT MANAGEMENT AND SUPPLY CHAIN MANAGEMENT DEPARTMENT, INSTITUTE OF INTERNATIONAL TRANSPORT COMMUNICATIONS RUSSIAN UNIVERSITY OF TRANSPORT, MOSCOW
Abstract: the article discusses the main risks arising in the conduct of foreign economic activity, their types and nature, are given ways to level them. As one of the ways to minimize the risks that arise when transporting goods from foreign countries, cargo insurance, its types and principles of use are considered. Describes the rules for the transfer of responsibility for the goods from the supplier to buyers in international transport under the terms of the international rules of Incoterms 2010, the types and essence of these principles.
Keywords: risk, foreign trade activity, insurance, Incoterms-2010.
УДК 339.562.4
Ведение внешнеторговой деятельности в большинстве случаев сопровождается определенными экономическими и организационными рисками. Импорт товаров и материалов, как и любая другая внешнеэкономическая деятельность предприятий, осуществляется сегодня в условиях ужесточения конкуренции, обострения политической и экономической обстановки, из-за чего имущественные интересы предприятий постоянно подвергаются рискам.
В настоящее время в российской экономической теории нет общепринятой классификации рисков, которые испытывают коммерческие предприятия, что объясняется многоаспектностью такого явления как риск. Различными авторами работ, посвященных вопросу возникающих при ведении коммерческой деятельности рисков, эти риски сгруппированы по-разному.
Импорт товаров имеет специфические риски, которые можно объединить в пять больших групп; данные группы рисков и их суть представлены в таблице 1.