Научная статья на тему 'Теоретические аспекты оптимизации процесса формирования культуры взаимоотношений младших школьников в добродетельной деятельности'

Теоретические аспекты оптимизации процесса формирования культуры взаимоотношений младших школьников в добродетельной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДОБРОДЕТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ФУНКЦИИ / CULTURE OF COOPERATION IN CHARITABLE ACTIVITIES / OBJECTIVES AND PRIORITY FUNCTIONS / GOAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавриш И. И.

В статье проанализирована специфика воздействий современного общества на формирование культуры отношений в добродетельной деятельности. Раскрыто содержание целей и задач на которых будет базироваться следующий этап работы. Освещены функции, принципы и условия разработки модели формирования культуры взаимоотношений в добродетельной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты оптимизации процесса формирования культуры взаимоотношений младших школьников в добродетельной деятельности»

И.И. Гавриш

соискатель кафедры педагогики и методик начального образования, Черновицкий национальный университет имени Юрия Федьковича

I.I. Havrish

researcher of the Department of Pedagogy and methodology ofprimary education,

Chernivtsi National University named after Yuriy Fedkovych

(impetuous.flow@mail. ru)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОБРОДЕТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье проанализирована специфика воздействий современного общества на формирование культуры отношений в добродетельной деятельности. Раскрыто содержание целей и задач на которых будет базироваться следующий этап работы. Освещены функции, принципы и условия разработки модели формирования культуры взаимоотношений в добродетельной деятельности.

Annotation. The article analyzes the specific influences of modern society to create a culture of cooperation in charitable activities. The content of the goals and objectives based towhich the next phase of work. Deals with functions, principles and conditions for the development model of cultural relations in charitable activities.

Ключевые слова: культура взаимоотношений в добродетельной деятельности, цели, задачи, приоритетные функции, принципы и условия построения модели формирования культура взаимоотношений в добродетельной деятельности.

Key words: culture of cooperation in charitable activities, goal, objectives and priority functions, principles and conditions for constructing a model of relationships in shaping the culture of charity.

Процессы демократизации и гуманизации общества, модернизация современной системы образования приводит к росту социальных связей, в которые включается личность. В этой связи актуальность приобретает проблема воспитания личности с высоким уровнем коммуникабельности. Это предопределяет необходимость формирования культуры взаимоотношений младших школьников еще в начальной школе, поскольку именно этот возрастной период отмечается ощутимым интеллектуальным и социальным ростом. Культура взаимоотношений является одной из важнейших компетенций детей младшего школьного возраста, но недостаточный уровень разработки теоретических аспектов культуры взаимоотношений, требованиями к проявлению личностью культуры взаимоотношений, как в деловой, так и в личной сфере, отсутствием у школьников знаний и умений такого рода взаимоотношений, и их потребность в положительных, содержательных отношениях со сверстниками - подтолкнуло нас к исследованию данной проблемы. В решении этих противоречий существенную роль, по нашему мнению, играет добродетельная деятельность, ориентированная на расширение и углубление знаний, умений и навыков школьников, развитие их нравственности, сознания, индивидуальных способностей, удовлетворения об-

щественных интересов и налаживание культуры взаимоотношений со сверстниками.

Научное наследие современных зарубежных и отечественных ученых по проблеме культуры взаимоотношений вмещает исследования сущности и содержательных аспектов культуры взаимоотношений (Л. Бутенко, В. Грехнев, В. Куницына, М. Левковский, В. Малахов, А Назаренко, С. Сарновская); изучение особенностей межличностных отношений (В. Белкина, А. Киричук, Я. Коломин-ський, М. Красовицкий, А. Реан, Д. Фельдштейн); исследования эмоциональной основы и мотивов взаимоотношений (И. Бех, Л. Божович, Т. Кириленко, В. Сем-ченко); выяснение роли учителя в воспитании культуры взаимоотношений школьников (И. Дубровина, Ю. Костюшко, Л. Фридман).

Для организации и проведения экспериментальной работы по формированию культуры взаимоотношений младших школьников в добродетельной деятельности, прежде всего надо определить теоретические аспекты оптимизации данного феномена. Выбор темы исследования именно в такой формулировке, нами не случайный, поскольку добродетельная деятельность имеет эффективное воспитательное поле. Таким образом, обеспечивая формирование таких качеств ребенка, способствующих его благоприятному приобретению культуры взаимоотношений.

Все это воплощается через: любовь к самым близким людям - матери и отцу; уважение к тем, кто являются носителями идеалов Добра и Истины; чувство доброты и милосердия ко всем людям, которые в этом нуждаются; осуждение тех, кто наносит неприятные, болезненные ощущения и переживания другим; бескорыстную поддержку любого, кто пытается делать добро, приносит радость; стремление помогать в углублении знаний о добродетельной деятельности, выработке на их основе устойчивых убеждений; бережное отношение к объектам окружающей среды. Итак, основным направлением добродетельной деятельности является формирование у учащихся позитивного отношения к добродетельной деятельности и осуждения негативизма.

В нашем понимании оптимизация формирования культуры взаимоотношений младших школьников в добродетельной деятельности предусматривает определение: цели, задач, функций, принципов и содержания деятельности.

Основная цель исследования - формирование культуры взаимоотношений учеников в добродетельной деятельности:

- сформировать у младших школьников адекватное понимание сути культуры взаимоотношений и добродетельной деятельности;

- выяснить совокупность мероприятий добродетельной деятельности, обеспечивающих формирование культуры взаимоотношений, необходимых и достаточных для установления и поддержания ее в младших школьников (окультуривание, интеллектуализация чувств).

Сформулирована цель предполагала решение следующих задач:

- выявление степени сформированности основ культуры взаимоотношений, необходимых для их дальнейшего развития в условиях добродетельной деятельности;

- раскрытие нравственных основ взаимоотношений и добродетельной деятельности;

- создание модели формирования культуры взаимоотношений младших школьников в добродетельной деятельности;

- исследование условий, влияющих на формирование культуры взаимоотношений в добродетельной деятельности у детей данной возрастной категории;

- помощь младшему школьнику в осознании проявлений добродетельной деятельности во взаимоотношениях (альтруизм, эмпатия).

Структура экспериментальной модели формирования культуры взаимоотношений в добродетельной деятельности объединенная устойчивыми взаимосвязями. Приоритетными функциями работы, направленной на исследование проблемы формирования культуры взаимоотношений учеников начальной школы в добродетельной деятельности мы считаем, следующие:

- добродетельная (организация деятельности таким образом, чтобы учащиеся добродетельную деятельность реализовывали невольно, автоматически, но сознательно);

- побудительная (сознательная, самостоятельная реализация добродетельной деятельности и культуры взаимоотношений отдельно и комплексно );

- коммуникативная (реализация стремлений младших школьников к полноценной добродетельной деятельности и культуры во взаимоотношениях, способствует установлению между ними положительных контактов);

- диагностическая (выявление причин и факторов отклонений культуры взаимоотношений в добродетельной деятельности);

- интегративная (обеспечение объединения субъектов взаимоотношений, преодоления противоречий и конфликтов в отношениях через добродетельную деятельность, поиск эффективного их решения);

- рекреационная (непринужденная добродетельная деятельность, на досуге, помогает ребенку углубить культуру взаимоотношений);

- гедонистическая (реализуется естественное стремление ребенка укреплять культуру взаимоотношений в условиях добродетельной деятельности);

- аксиологическая (овладение философскими, педагогическими знаниями добродетельной деятельности);

- мировоззренческая (формирование общечеловеческих идеалов, выработки ценностных предпочтений);

- регулятивно-коррекционная (коррекция и регуляция поведения субъектов взаимоотношений соответственно среде добродетельной деятельности);

- гностическая (обеспечение осознанного усвоения знаний о добродетельной деятельности, превращение их в личностные достояния, формирование умений и навыков, благоприятных культуре взаимоотношений).

Решение ранее поставленных нами задач основывалось на принципах личностно ориентированного воспитания, обоснованных И. Бехом: принцип целенаправленного создания эмоционально обогащенных воспитательных ситуаций; принцип личностно развивающего общения; принцип использования сопереживания как психологического механизма в воспитании личности; принцип систематического анализа воспитанником собственных и чужих поступков [1, с. 169-175].

Собственно, программа оптимизации формирования культуры взаимоотношений младших школьников в добродетельной деятельности базировалась на следующих принципах:

- мировоззренческий (формирование культуры взаимоотношений через различные жизненные ситуации добродетельной деятельности, а также формирование различных коммуникативных и моральных возможностей личности);

- ролевой (использование театрализации, драматизации, сказкотерапии, игротерапии, творческие виды деятельности, для проигрывания различных ролей в отношениях);

- вариативности (наличие широких возможностей для творческого подхода в формировании культуры взаимоотношений младших школьников в добродетельной деятельности);

- адекватности и постоянства системы требований (соответствие требований возрастным особенностям ребенка, их системность и четкое определение, что допустимо, а что недопустимо в отношениях, толкования, что такое добродетельная деятельность);

- личный пример эффективного поведения (сдержанность собственных эмоции, не допускать вспышек гнева, потому что ребенок все следует в своей модели взаимоотношений);

Учитывая русло и специфику нашего исследования, мы считаем нужным выделить еще два важных, по нашему мнению, принципы:

- действенности добродетельности (обеспечение не только теоретического понимания понятия, но и практического воплощения и не только «по команде», но и осознанно в повседневной жизни);

- добродетельной деятельности (любая деятельность может быть добродетельной, ее только надо направить в правильное русло).

Содержание формирования культуры взаимоотношений младших школьников в добродетельной деятельности отражает единство цели и задачи и возникает «как совокупность действий и взаимовлияний воспитателя и воспитанника в процессе воспитания» [2, с.56]. Содержание формирования культуры взаимоотношений младших школьников в добродетельной деятельности раскрывается через:

- осознание учениками мотивов поведения и развитие положительной мотивации взаимоотношений добродетельной деятельностью;

- выработка у учащихся навыков и умений добродетельной деятельности и культуры взаимоотношений;

- коррекция у младших школьников недостатков в сформированности знаний, умений и навыков культуры взаимоотношений;

- расширение круга знаний учащихся об оптимальных путях проявления культуры во взаимоотношениях с другими;

- формирование у младших школьников установки на добродетельную деятельность.

В процессе разработки методики формирующего эксперимента учитывали, что становление высокого уровня культуры взаимоотношений в добротель-ной деятельности у учащихся начальных классов происходит комплекса конкретных условий. Условия эффективности формирования культуры взаимоотношений младших школьников в добротельной деятельности включают в себя организацию воспитательного коллектива. Его сплочения и совершенствования, обеспечения высокого уровня успеха в нем каждого младшего школьника [3, с. 59]. Сочетание обучения с различной деятельностью добротельного характера,

постепенно усложненную. Формирование культуры взаимоотношений младших школьников в добротельной деятельности требует значительных усилий и обеспечения следующих педагогических условий:

- охвата добротельной деятельностью всех учащихся - это позволит перекрыть пути распространения антикультуры во взаимоотношениях;

- осуществление системно-творческого подхода как стратегии построения процесса формирования культуры взаимоотношений младших школьников в условиях добротельной деятельности;

- активное участие и интеграция младших школьников в жизнедеятельности школьного коллектива и создание благоприятной психологической среды, что будет способствовать окультуриванию взаимоотношений;

- развития инициативности, ценностного отношения и самовоспитания младших школьников;

- воспитание потребности ребенка в добродетельной деятельности не только при внешних воздействиях-требованиях, но и на альтруистических началах.

Таким образом, мы можем подытожить, что обнаруженные и раскрытые теоретические аспекты проблемы формирования культуры взаимоотношений младших школьников в добродетельной деятельности (цель, соответствующие задачи, разработаны функции и принципы и условия), дают нам возможность для дальнейшего их воплощения в модели формирования культуры взаимоотношений младших школьников в добродетельной деятельности. Подробное рассмотрение каждого из аспектов раскрывает возможность дальнейшей поэтапной организации добродетельной деятельности, наполненной, калейдоскопом традиционных и инновационных форм и методов, которые будут использоваться в процессе реализации разработанной, в дальнейшем, нами модели.

Список источников:

1. Бех 1.Д. Виховання особистосп: У 2 кн. Навч.-метод. видання. - К.: Либщь, 2003. - Кн. 1: Особистюно орieнтований пщхщ: науково-практичш засади. - 280 с. -Бiблiогр.: с. 273-276.

2. Словник базових понять курсу „Педагопка" // Антонова O.G. Методичш рекомендаций до застосування технологи формування у майбутшх учшешв базових знань з курсу „Педагопка". - Житомир, 2000. - С. 44-83.

3. Сокольников Ю.П. В помощь изучающим концепцию системного понимания воспитания. - Чебоксары, 1993. - 66 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.