Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМАХ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешина Светлана Александровна, Соколова Юлия Александровна

В статье представлены особенности технологизации обучения на цифровых образовательных платформах, которые включают цели и задачи, направления и содержательные характеристики подготовки студента педагогического вуза к работе на цифровых образовательных платформах. В статье акцентируется внимание на том, что цифровые образовательные платформы являются средством и условием повышения индивидуализации обучения как в процессуальном (повышение эффективности процесса обучения), так и в результативном плане (достижение новых образовательных результатов). Обоснована необходимость познания студентами педагогического вуза технологий, которые в условиях интенсивных процессов информатизации, создают условия для преодоления возникающих у обучающихся затруднений на возрастном, психолого-педагогическом, социальном уровнях. Основополагающие характеристики решения заявленной проблемы состоят в выработке умений студентов работать с информацией; приобретении опыта взаимодействия; активизации собственных возможностей в современных условиях высокого уровня информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алешина Светлана Александровна, Соколова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF TEACHING THE FUTURE TEACHER ON DIGITAL EDUCATIONAL PLATFORMS

The article presents the features of the technologization of learning on digital educational platforms, which include goals and objectives, directions and content characteristics of preparing a student of a pedagogical university to work on digital educational platforms. The article focuses on the fact that digital educational platforms are a means and a condition for increasing the individualization of learning, both in the procedural (increasing the effectiveness of the learning process) and in the productive plan (achieving new educational results). The necessity of knowledge of technologies by students of a pedagogical university, which, under conditions of intensive informatization processes, creates conditions for overcoming the difficulties that arise for students at the age, psychological, pedagogical, and social levels is substantiated. The fundamental characteristics of the solution of the stated problem are the development of students' skills to work with information; gaining interaction experience; activation of own capabilities in modern conditions of a high level of informatization.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМАХ»

иностранном языке: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Н.В. Акинина. - Москва, 2003. - 179 с.

2. Ахмедова, Н.Ш. Психологические основы интенсификации обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте / Н.Ш. Ахмедова // Путь науки. - 2016. - №2 (24). - С. 104-107

3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В.Н. Дружинин. - М.: Юрайт, 2019. - 349 с.

4. Клюева, М.И. Значение игры и ее использование при обучении младших школьников иностранному языку / М.И. Клюева, Н.С. Пронина, Р.А. Кузьмин // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 76. - Ч. 3. - С. 125-128

5. Отамуродова, Д.Р. Инновационные образовательные технологии в углубленном обучении французскому языку / Д.Р. Отамуродова // Молодой ученый. - 2021. - № 21 (363). - С. 410-413

6. Сатюкова, А.А. Современная классификация игр (на основе теории М.Ф. Стронина) / А.А. Сатюкова, М.В. Фоминых [Электронный ресурс| // Молодой ученый. - 2016. - № 7.5 (111.5). - С. 71-74. - URL: https://moluch.ru/archive/111/26916/ (дата обращения: 13.02.2023).

7. Современные направления в методике обучения иностранным языкам: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с.

8. Соловова, Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: учебное пособие для вузов / Е.Н. Соловова. - Москва: АСТ: Астрель, 2008. - 190 с.

9. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. - М.: Просвещение, 2001. - 370 с.

10. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета, 2021. - Том 9. - № 2. - С. 244-248

Педагогика

УДК 37.091.12

кандидат педагогических наук, доцент Алешина Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); аспирантка кафедры педагогики высшей школы Соколова Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМАХ

Аннотация. В статье представлены особенности технологизации обучения на цифровых образовательных платформах, которые включают цели и задачи, направления и содержательные характеристики подготовки студента педагогического вуза к работе на цифровых образовательных платформах. В статье акцентируется внимание на том, что цифровые образовательные платформы являются средством и условием повышения индивидуализации обучения как в процессуальном (повышение эффективности процесса обучения), так и в результативном плане (достижение новых образовательных результатов). Обоснована необходимость познания студентами педагогического вуза технологий, которые в условиях интенсивных процессов информатизации, создают условия для преодоления возникающих у обучающихся затруднений на возрастном, психолого-педагогическом, социальном уровнях. Основополагающие характеристики решения заявленной проблемы состоят в выработке умений студентов работать с информацией; приобретении опыта взаимодействия; активизации собственных возможностей в современных условиях высокого уровня информатизации.

Ключевые слова: организация обучения, технологии организации обучения, цифровая платформа, цифровая образовательная платформа.

Annotation. The article presents the features of the technologization of learning on digital educational platforms, which include goals and objectives, directions and content characteristics of preparing a student of a pedagogical university to work on digital educational platforms. The article focuses on the fact that digital educational platforms are a means and a condition for increasing the individualization of learning, both in the procedural (increasing the effectiveness of the learning process) and in the productive plan (achieving new educational results). The necessity of knowledge of technologies by students of a pedagogical university, which, under conditions of intensive informatization processes, creates conditions for overcoming the difficulties that arise for students at the age, psychological, pedagogical, and social levels is substantiated. The fundamental characteristics of the solution of the stated problem are the development of students' skills to work with information; gaining interaction experience; activation of own capabilities in modern conditions of a high level of informatization.

Key words: organization of education, technology of organization of education, digital platform, digital educational platform.

Введение. Социальные и экономические преобразования связаны прежде всего с процессами глобализации информационного пространства, всеобщей цифровизацией, разработкой и внедрением новых инновационных технологий, имеющих как социальный, так и экономический эффект.

В этих условиях предъявляются более высокие требования к профессиональной подготовке педагога, что является одной из образовательных стратегий государства и общества. Обнаруживается необходимость в высококвалифицированных педагогах, способных организовывать обучение на цифровых образовательных платформах, быстро адаптироваться и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Другая важная особенность состоит в том, чтобы будущий педагог владел навыками прогнозирования, моделирования, реализации научных проектов, речь идет о компетенциях, которые востребованы в профессиональной (педагогической) сфере. Вот почему требуется обоснование подготовки педагога, который владеет информационно-коммуникационной компетенцией и навыками организации обучения школьников в цифровой образовательной среде.

Заявленные особенности организации обучения на цифровых образовательных платформах отражены в нормативных документах. Так в Указах Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Приоритетном проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»,а также Распоряжении Правительства РФ «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» декларируется необходимость цифровой трансформации образования, что должно отражать ускоренное внедрение цифровых технологий, создание современной и

безопасной цифровой образовательной среды, развитие гибких по целеполаганию и содержанию образовательных программ в высшем профессиональном образовании [7].

Обоснованными, на наш взгляд, являются следующие этапы организации обучения на цифровых образовательных платформах: аналитический этап направлен на осмысление уровня информатизации, анализ и оценку условий и ресурсов работы с информацией; прогностический этап обеспечивает исследование и создание моделей, программ развития цифровых образовательных платформ; технологический этап позволяет апробировать и реализовать программы формирования цифровых образовательных платформ, мониторинга и оценки качества функционирования цифровых платформ в образовательном процессе.

Изложение основного материала статьи. В современных условиях развития образования важно учитывать развивающиеся процессы цифровизации, которые затрагивают все сферы образовательной деятельности. Возникает необходимость осмысления таких понятий, как «информационная грамотность», «медиаграмотность», «сетевая личность», «цифровая платформа», «цифровая образовательная среда».

Проведенный анализ позволяет выявить особенности и различные подходы к цифровизации образовательного процесса и его организации в современных условиях: теория формирования информационной культуры, информационной грамотности, информационно-коммуникационной компетенции, ценностно-информационной комптентности, медиаграмотности (С.А. Барков [3, С. 16], Н.Г. Бондаренко [5, С. 97], И.А Колесникова [11, С. 1-14], В.И. Попова [12, С. 114]); теория проектирования информационно-образовательных сред и пространств (К.А. Англинов [1, С. 288], Т.В. Вострикова [6, С. 211], Е. С. Заир-Бек [9, С. 410]).

К настоящему времени накоплен значительный мировой и отечественный опыт в области дистанционного обучения, сделаны разработки электронных обучающих курсов и ресурсов (Т. Бэйтс, Д. Орр, А. Хикен). В условиях интенсивного развития дистанционного обучения развиваются подходы и методы подготовки к обучению на цифровых образовательных платформах (Д. Буклей, Б. Нильссон, Дж. Фишер, О. Эйке).

В условиях цифровизации образования развиваются методики управления учебным процессом в электронной информационно-образовательной среде вузов (П.П. Дьячук, Р. Мерфи, Г. Хинтон, Л. Ризотто), а также обосновываются методы и подходы цифрового мониторинга, фиксации и прогнозирования поведения обучающихся (А.Г. Бермус, И.Г. Захарова, В.А. Кудинов). К настоящему времени разработаны модели и методики построения индивидуальных образовательных траекторий в обучающих средах и электронных образовательных системах (Р.М. Асадуллин, М.В. Литвиненко, Т.В. Погодаева).

В современных условиях обнаруживается необходимость развития моделей активного управления образовательным процессом, которые обеспечивают педагогическое взаимодействие участников обучения и которые способствуют созданию индивидуальных образовательно-развивающих маршрутов с учетом индивидуальных характеристик обучающихся.

Важно учитывать и другое: развитие современной терминологии, отражающей высокий уровень информатизации. Это связано с осмыслением таких понятий, как «информационная грамотность», «медиаграмотность», то есть умением читать и писать, используя современные носители информации и информационно-коммуникационные технологии. Медиаграмотность (media literacy), наряду с аудиовизуальной грамотностью, определяет качество работы с медиапродуктом, обусловливая способность читать и оценивать медиатекст [11, С. 1-14].

Не менее важна ценностно-информационная компетентность как преподавателя, так и обучающегося: интегративное качество личности, обеспечивающее овладение способами работы с информацией в целях эффективной коммуникации (в условиях диалога, монолога и полилога). Ценностно-информационная компетентность представляет собой «сложную структуру, формирование которой происходит в процессе решения обучающимися профессиональных задач восприятия (осмысления), переработки и создания новой информации в целях самообразования и саморазвития в определенной области знания» [12, С. 114-116].

Как известно, успешность реализации процесса организации обучения на цифровых образовательных платформах обеспечивается включением обучающихся в информационную образовательную среду, которая расширяет диапазон педагогических возможностей образовательного процесса, в том числе в условиях педагогической поддержки.

По словам И.А. Колесниковой, интернет постоянно заставляет людей разных возрастных групп и представителей разных профессий переосмысливать роль познания и образования. То есть можно предположить, что необходимо, во-первых, уточнение концепции повышения грамотности носителей информации, во-вторых, обоснование оценочного и этического аспектов названных ранее видов грамотности. Возникает проблема воспитания так называемой критической автономии личности по отношению к информации, поступающей из разных источников. В данном случае работу с информацией следует рассматривать в соотнесенности с теорией критического мышления [11, С. 3].

Таким образом, понятия «грамотность», «компетентность» в работе с информацией сочетают в себе социокультурные, социолингвистические, грамматические, педагогические аспекты. Важно учитывать не только особенности каналов подачи информации, восприятие и осмысление ее носителями языка, но и уровень развития системы образования, обеспечивающего взаимодействие, на основе которого возникает подлинный диалог с миром и другими людьми. При этом цифровая образовательная платформа является своего рода механизмом, который обеспечивает достаточный уровень образования и развития личности обучающегося в складывающихся взаимоотношениях педагога и школьника. Так, цифровая образовательная платформа - одна из возможностей оказания содействия педагогическим работникам и образовательным организациям в сфере повышения уровня образования.

Цифровая образовательная платформа обеспечивает образовательный процесс, модернизируя работу педагогов по сопровождению обучающихся, хранению и предоставлению им материалов по предметным дисциплинам, взаимодействию в дистанционном режиме, а также текущему контролю знаний и итоговой аттестации.

В целях индивидуализации образовательного пространства в вузах особую роль приобретают дидактические условия организации обучения студентов на цифровых образовательных платформах в целом и активизации ее отдельных компонентов:

- повышение самостоятельности студентов за счет расширения технической и ресурсной базы изучения учебных модулей;

- использование проектной деятельности как одного из эффективных видов деятельности (индивидуальной, групповой, коллективной) в работе с информацией;

- организация учебного процесса с помощью эффективных средств, а именно использования информационно-развивающей наглядности для осмысления учебного материала;

- дистанционная поддержка в рамках обучения;

- изучение учебных дисциплин на современном технологически и ресурсно обеспеченном уровне [10, С. 45-50].

Стоит отметить, что большую роль в процессе организации обучения на цифровых образовательных платформах играет

уровень достижения обучающимися образовательных результатов (прежде всего на личностном, информационно-

коммуникативном и метапредметном уровнях). При этом развитие личности обучающихся происходит через разнообразие способов применения цифровых образовательных платформ. Так, использование цифровых образовательных платформ влияет на формирование таких личностных качеств, как активность, творческий подход к решению проблем и креативность.

Кроме того, способность и привычка обучающихся мыслить творчески и неординарно раскрывается посредством применения разнообразных по направлению цифровых образовательных платформ, в том числе адаптации стандартного программного обеспечения для решения возникающих проблем на творческом уровне, Кроме того, появляется возможность сформировать у студентов навыки самостоятельного поиска и анализа информации, отбора материала и использования его по назначению (транслирование информации).

Цифровые образовательные платформы выполняют одну из главных задач, а именно: формирование человека мира, сетевую личность, принимающую себя как часть единой земной цивилизации, что способствует развитию мировоззрения и мироощущения на новом уровне. Осознание себя с позиций человека мира способствует более четкой и определенной национальной самоидентификации, расширению основ для формирования подлинного чувства принадлежности к этому миру [5, С. 97-103].

В заявленном аспекте целесообразно обосновать логику действий студента в проекции на школьника, выделить этапы использования технологии организации обучения на цифровых образовательных платформах.

Первый этап - аналитический. На данном этапе происходит анализ уровня развития образовательных платформ, уровня информатизации, анализ и оценка условий и ресурсов, разработка нормативно-правовой базы. Результатом этого этапа является описание кадровых, технических и финансовых условий; схемы цифровых образовательных платформ с описанием идеи, направлений по развитию цифровых образовательных платформ.

На втором этапе - прогностическом, происходит разработка концепции формирования цифровых образовательных платформ, моделей, программ развития цифровых образовательных платформ. Продуктом успешной реализации данного этапа будет являться концепция и модель цифровых образовательных платформ, которая будет включать в себя положение, пояснительную записку, программу и план-график формирования цифровых образовательных платформ.

Основной задачей технологического, заключительного этапа, является реализация программы формирования цифровых образовательных платформ, организация мониторинга и оценки качества внедрения и функционирования цифровых платформ в образовательном процессе. На данном этапе продуктом деятельности будут информационно-аналитические отчеты, результаты мониторинга и оценки качества деятельности студента [2].

Если в ходе реализации программы формирования цифровых образовательных платформ будут допущены какие-то неточности, или будут требоваться доработки, то составляется перспективная программа совершенствования цифровых образовательных платформ.

Следует студент должен овладеть умениями и навыками поиска, систематизации и анализа информации, то есть проводить поиск информации в источниках разного типа; производить анализ собственно источника информации; осмысливать и понимать полученную информацию, перерабатывать ее и правильно трактовать.

Таким образом, выработка заявленных умений и навыков осуществляется при выборе эффективных средств обучения, в том числе использовании современных цифровых образовательных платформ, что, в конечном итоге, позволяет сделать процесс обучения комплексным и систематичным.

Наряду с созданием условий для использования цифровых образовательных платформ, в процессе организации обучения, необходимо учитывать, что эффективное функционирование цифровых образовательных платформ опирается на базовый, «входной» уровень информационной коммуникативной компетентности обучающегося, одной из характеристик которой является готовность (или неготовность) использовать возможности цифровых образовательных платформ в учебном процессе при изучении дисциплин. Кроме того, цифровые образовательные платформы создают технологическую и ресурсную основу для нового уровня освоения знания, нового уровня развития способности получать и применять это знание, быстро и точно решать возникающие проблемы и задачи в предметных областях.

Другая важная особенность - наличие навыков использования полученных из цифровых источников знаний в нестандартных ситуациях, что позволяет утверждать, что цифровые образовательные платформы являются одним из новейших инструментариев, направленных на развитие самостоятельности студента умения работать с информацией.

Как уже отмечалось, использование возможностей проектной деятельности является одним из компонентов процесса индивидуализации образовательного пространства. Проектная деятельность включает в себя поиск информации, а цифровая образовательная платформа создает условия не только найти необходимые данные, но и обработать их, интерпретировать и, исходя из полученных количественных данных, проанализировать ситуацию, предположить возможные варианты исхода событий [2].

Цифровые образовательные платформы высших учебных заведений за счет расширения средств обучения, в том числе на основе компьютерных технологий, использования новых форм учебного процесса способствует освоению знаний и формированию навыков и умений не только в области учебных дисциплин, но и в будущей профессиональной деятельности.

Профессионально-педагогическая направленность использования цифровых образовательных платформ обеспечивает реализацию следующих компонентов. Информационно-ресурсное обеспечение является основой наполнения содержания процесса обучения, складывается из ресурсов сети Интернет. Однако целесообразно сюда также включить информационные ресурсы на носителях (USB, CD, DVD и т.д.).

Материально-техническое и программное обеспечение включает в себя материально-технические условия, а именно: оснащение учебных аудиторий, библиотек аудиовизуальной и компьютерной техникой, доступ к Интернету и локальной сети.

Информационно-технологическое обеспечение включает в себя набор информационно-коммуникативных технологий, которые в дальнейшем будут использоваться в образовательном процессе.

Методическое обеспечение - это учебно-методические комплексы, учебные планы, методические пособия, списки литературы, рекомендации разноуровневого характера, учитывающие возможности участников образовательного процесса и уровни владения информационными технологиями.

Организационное обеспечение - система форм образовательной деятельности в условиях образовательного учреждения, которая обеспечивает организацию и доступ к остальным компонентам цифровых образовательных платформ.

Кадровое обеспечение, как важный компонент совершенствования цифровых образовательных платформ, раскрывается с двух сторон: одна их них - это изменения в определении ролей и взаимоотношений между педагогом и студентом, другая особенность состоит в повышении эффективности функционирования образовательных платформ [15].

Изменения традиционных образовательных программ, переход к цифровым образовательным платформам влечет за собой еще один перспективный процесс цифровизации - внедрение искусственного интеллекта в цифровую

образовательную платформу. Такое внедрение позволит открыть больше возможностей по интегрированию в неограниченном количестве и объеме информационных систем, сервисов, баз данных.

Выводы. Представленная логика и возможности использования цифровых образовательных платформ позволяют констатировать, что их внедрение в образовательный процесс является эффективным средством и условием повышения индивидуализации обучения как в процессуальном (повышение качества процесса обучения), так и в результативном плане (достижение новых образовательных результатов). Следует отметить, что данный процесс предъявляет новые требования к подготовке педагога, так как влечет за собой изменения в квалификационных требованиях, а также в профессиональных стандартах педагогических работников.

Литература:

1. Англинов, К.А. Актуальные проблемы педагогического проектирования образовательного процесса военно-морских институтов: монография: В 2 ч. / К.А. Англинов. - Петродворец: ВМИРЭ, 2002. - 288 с.

2. Афанасьева, О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе / О.В. Афанасьева. - 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.org

3. Барков, С.А. «Облачные технологии» как этап в развитии информационного общества / С.А. Барков, С.В. Носуленко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2015. - №2. - С. 16-24

4. Белякова, Е.Г. Взаимодействие студентов вуза с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среды / Е.Г. Белякова, И.Г. Захарова // Образование и наука. - 2019. - Т. 21, № 3. - С. 77-105

5. Бондаренко, Н.Г. Понятие «мобильное обучение» / Н.Г. Бондаренко // Перспективы развития информационных технологий. - 2014. - № 20. - С. 97-103

6. Вострикова, Т.В. Педагогическое проектирование информационно-образовательной среды общеобразовательного учреждения: диссертация. канд.пед.наук: 13.00.01 / Вострикова Татьяна Викторовна. - Ростов-на-Дону, 2006. - 211 с.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2021 г. № 3883-р. «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// kremlin.ru/acts/bank/41919.

8. Гималетдинова, К.Р. Сетевая робототехника как средство повышения доступности образования и формирования у учащихся ключевых навыков и компетенций XXI века / К.Р. Гималетдинова // Образование и информационная культура: теория и практика: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. - Ульяновск: УлГПУ, 2016. -С. 142-143

9. Заир-Бек, Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: дис. ... д-ра пед. наук / Е.С. Заир-Бек. - СПб., 1995. - 410 с.

10. Заславская, О.Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов / О.Ю. Заславская // Информатика и образование. - М., 2012. - №1 (230). - С. 45-50

11. Колесникова, И.А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия. Непрерывное образование: XXI век / И.А. Колесникова. - Выпуск 2. - 2013. - С. 1-14

12. Попова, В.И. Ценностно-смысловая коммуникация, или Как достичь взаимопонимания в воспитательной деятельности педагога / В.И. Попова // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология: сб. науч. тр. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63, Ч. 3. - С. 114-116

13. Роберт, И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах / И.В. Роберт // Информатика и образование. - 2001. - №5.

14. Сметанина, С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XXвека) / С.И. Сметанина. - СПб., 2002.

15. Сейдаметова, З.С. Облачные сервисы в образовании / З.С. Сейдаметова // Информационные метода в образовании, 2011. - № 9.

Педагогика

УДК 376

старший преподаватель Андронов Максим Павлович

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); кандидат психологических наук, доцент Лаптева Юлия Александровна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); кандидат биологических наук, доцент Анохина Ася Сергеевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

О ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье конкретизируются условия проектирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в высшем учебном заведении. Определено понятие «доступная среда». Проектирование доступной образовательной среды представляет собой комплексную систему мер, определяющих безбарьерный доступ к образовательным ресурсам обучающимся, имеющим инвалидность или ограниченные возможности здоровья. Проектирование доступной среды вуза связано с определением условий, обеспечивающих полноценное инклюзивное образование для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Установлено, что все планируемые изменения должны совмещать в себе цели реализации образовательного процесса в вузе и цели соответствия этих изменений принципам построения доступной образовательной среды. Акцент делается на архитектурном аспекте проектирования доступной среды вуза. Доступность образовательного процесса определяется физической доступностью зданий и сооружений образовательной организации для лиц с ОВЗ. В статье обозначены требования к проектированию доступной среды в вузе. Определен перечень локальных нормативных актов, закрепляющих право получения образования лицам с особыми образовательными потребностями. Отмечено значение архитектурной среды для получения доступного и качественного высшего образования для инвалидов.

Ключевые слова: доступная среда, доступная образовательная среда; лица с ОВЗ; образовательная среда вуза; условия инклюзивного обучения; безбарьерное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.