Научная статья на тему 'О ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

О ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОВЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / БЕЗБАРЬЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андронов Максим Павлович, Лаптева Юлия Александровна, Анохина Ася Сергеевна

В статье конкретизируются условия проектирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в высшем учебном заведении. Определено понятие «доступная среда». Проектирование доступной образовательной среды представляет собой комплексную систему мер, определяющих безбарьерный доступ к образовательным ресурсам обучающимся, имеющим инвалидность или ограниченные возможности здоровья. Проектирование доступной среды вуза связано с определением условий, обеспечивающих полноценное инклюзивное образование для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Установлено, что все планируемые изменения должны совмещать в себе цели реализации образовательного процесса в вузе и цели соответствия этих изменений принципам построения доступной образовательной среды. Акцент делается на архитектурном аспекте проектирования доступной среды вуза. Доступность образовательного процесса определяется физической доступностью зданий и сооружений образовательной организации для лиц с ОВЗ. В статье обозначены требования к проектированию доступной среды в вузе. Определен перечень локальных нормативных актов, закрепляющих право получения образования лицам с особыми образовательными потребностями. Отмечено значение архитектурной среды для получения доступного и качественного высшего образования для инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андронов Максим Павлович, Лаптева Юлия Александровна, Анохина Ася Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT DESIGNING AN ACCESSIBLE ENVIRONMENT FOR PEOPLE WITH DISABILITIES IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

The article specifies the conditions for designing an accessible environment for people with disabilities and people with disabilities in higher education. The concept of "accessible environment" is defined. Designing an accessible educational environment is a comprehensive system of measures that determine barrier-free access to educational resources for students with disabilities or limited health opportunities. Designing an accessible university environment is associated with the definition of conditions that provide a full-fledged inclusive education for people with disabilities and disabilities. It is established that all planned changes should combine the goals of the implementation of the educational process at the university and the goals of compliance of these changes with the principles of building an accessible educational environment. The emphasis is on the architectural aspect of designing an accessible university environment. Accessibility of the educational process is determined by the physical accessibility of buildings and structures of an educational organization for people with disabilities. The article outlines the requirements for the design of an accessible environment at the university. A list of local regulations has been defined that enshrine the right to receive education for persons with special educational needs. The importance of the architectural environment for obtaining affordable and high-quality higher education for the disabled is noted.

Текст научной работы на тему «О ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

образовательную платформу. Такое внедрение позволит открыть больше возможностей по интегрированию в неограниченном количестве и объеме информационных систем, сервисов, баз данных.

Выводы. Представленная логика и возможности использования цифровых образовательных платформ позволяют констатировать, что их внедрение в образовательный процесс является эффективным средством и условием повышения индивидуализации обучения как в процессуальном (повышение качества процесса обучения), так и в результативном плане (достижение новых образовательных результатов). Следует отметить, что данный процесс предъявляет новые требования к подготовке педагога, так как влечет за собой изменения в квалификационных требованиях, а также в профессиональных стандартах педагогических работников.

Литература:

1. Англинов, К.А. Актуальные проблемы педагогического проектирования образовательного процесса военно-морских институтов: монография: В 2 ч. / К.А. Англинов. - Петродворец: ВМИРЭ, 2002. - 288 с.

2. Афанасьева, О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе / О.В. Афанасьева. - 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.org

3. Барков, С.А. «Облачные технологии» как этап в развитии информационного общества / С.А. Барков, С.В. Носуленко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2015. - №2. - С. 16-24

4. Белякова, Е.Г. Взаимодействие студентов вуза с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среды / Е.Г. Белякова, И.Г. Захарова // Образование и наука. - 2019. - Т. 21, № 3. - С. 77-105

5. Бондаренко, Н.Г. Понятие «мобильное обучение» / Н.Г. Бондаренко // Перспективы развития информационных технологий. - 2014. - № 20. - С. 97-103

6. Вострикова, Т.В. Педагогическое проектирование информационно-образовательной среды общеобразовательного учреждения: диссертация. канд.пед.наук: 13.00.01 / Вострикова Татьяна Викторовна. - Ростов-на-Дону, 2006. - 211 с.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2021 г. № 3883-р. «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// kremlin.ru/acts/bank/41919.

8. Гималетдинова, К.Р. Сетевая робототехника как средство повышения доступности образования и формирования у учащихся ключевых навыков и компетенций XXI века / К.Р. Гималетдинова // Образование и информационная культура: теория и практика: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. - Ульяновск: УлГПУ, 2016. -С. 142-143

9. Заир-Бек, Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: дис. ... д-ра пед. наук / Е.С. Заир-Бек. - СПб., 1995. - 410 с.

10. Заславская, О.Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов / О.Ю. Заславская // Информатика и образование. - М., 2012. - №1 (230). - С. 45-50

11. Колесникова, И.А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия. Непрерывное образование: XXI век / И.А. Колесникова. - Выпуск 2. - 2013. - С. 1-14

12. Попова, В.И. Ценностно-смысловая коммуникация, или Как достичь взаимопонимания в воспитательной деятельности педагога / В.И. Попова // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология: сб. науч. тр. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63, Ч. 3. - С. 114-116

13. Роберт, И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах / И.В. Роберт // Информатика и образование. - 2001. - №5.

14. Сметанина, С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XXвека) / С.И. Сметанина. - СПб., 2002.

15. Сейдаметова, З.С. Облачные сервисы в образовании / З.С. Сейдаметова // Информационные метода в образовании, 2011. - № 9.

Педагогика

УДК 376

старший преподаватель Андронов Максим Павлович

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); кандидат психологических наук, доцент Лаптева Юлия Александровна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); кандидат биологических наук, доцент Анохина Ася Сергеевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

О ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье конкретизируются условия проектирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в высшем учебном заведении. Определено понятие «доступная среда». Проектирование доступной образовательной среды представляет собой комплексную систему мер, определяющих безбарьерный доступ к образовательным ресурсам обучающимся, имеющим инвалидность или ограниченные возможности здоровья. Проектирование доступной среды вуза связано с определением условий, обеспечивающих полноценное инклюзивное образование для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Установлено, что все планируемые изменения должны совмещать в себе цели реализации образовательного процесса в вузе и цели соответствия этих изменений принципам построения доступной образовательной среды. Акцент делается на архитектурном аспекте проектирования доступной среды вуза. Доступность образовательного процесса определяется физической доступностью зданий и сооружений образовательной организации для лиц с ОВЗ. В статье обозначены требования к проектированию доступной среды в вузе. Определен перечень локальных нормативных актов, закрепляющих право получения образования лицам с особыми образовательными потребностями. Отмечено значение архитектурной среды для получения доступного и качественного высшего образования для инвалидов.

Ключевые слова: доступная среда, доступная образовательная среда; лица с ОВЗ; образовательная среда вуза; условия инклюзивного обучения; безбарьерное образование.

Annotation. The article specifies the conditions for designing an accessible environment for people with disabilities and people with disabilities in higher education. The concept of "accessible environment" is defined. Designing an accessible educational environment is a comprehensive system of measures that determine barrier-free access to educational resources for students with disabilities or limited health opportunities. Designing an accessible university environment is associated with the definition of conditions that provide a full-fledged inclusive education for people with disabilities and disabilities. It is established that all planned changes should combine the goals of the implementation of the educational process at the university and the goals of compliance of these changes with the principles of building an accessible educational environment. The emphasis is on the architectural aspect of designing an accessible university environment. Accessibility of the educational process is determined by the physical accessibility of buildings and structures of an educational organization for people with disabilities. The article outlines the requirements for the design of an accessible environment at the university. A list of local regulations has been defined that enshrine the right to receive education for persons with special educational needs. The importance of the architectural environment for obtaining affordable and high-quality higher education for the disabled is noted.

Key words: accessible environment, accessible educational environment; persons with disabilities; educational environment of the university; conditions of inclusive education; barrier-free education.

Введение. Доступная образовательная среда рассматривается фундаментальным уровнем реализации целей инклюзивного обучения в высшем учебном заведении. Поэтому деятельность по проектированию доступной среды связана с определением условий, обеспечивающих полноценное инклюзивное образование для лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Цель настоящей статьи: конкретизировать условия проектирования доступной среды для лиц с ОВЗ и инвалидов в высшем учебном заведении.

Изложение основного материала статьи. Многие нормативно-правовые акты содержательно определяют термин «доступная среда» или «безбарьерная среда», который чаще всего применяется к элементам среды, описанию зданий и их компонентов, которые могут использоваться людьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами [5, 10].

Доступность среды определяется созданием архитектуры пространства, устранением барьеров для обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью (включает пандусы и лифты для колясочников, светящиеся табло и таблички со шрифтом Брайля, оборудование для слабослышащих и слабовидящих и т.п.) [9].

Научная дискуссия относительно содержания термина «доступная образовательная среда» для инвалидов позволяет выделять широкий, узкий, локальный, адаптивный, адаптивно-акмепедагогический, гуманистический и другие его смысловые контексты. В широком смысле он трактуется как «система унифицированного выбора модели и технологий педагогической деятельности, гарантирующая равный доступ личности обучающегося к образовательным возможностям современного образовательного учреждения» [2, С. 104]. Доступная образовательная среда предполагает наличие системы специально организованных на базе образовательной организации социальных, культурных, технологических, психолого-педагогических и иных условий, обеспечивающих возможность беспрепятственно передвигаться по выбранному маршруту (образовательному и/или, связанному с архитектурной доступностью помещения).

И.Р. Мясников и другие обосновали ряд взаимосвязанных компонентов, образующих доступную образовательную среду для инвалидов. Основываясь на принципах Конвенции [10], требованиях организационно-методических принципов реабилитации инвалидов, они содержательно описали нормативно-правовой, реабилитационный, процессуальный, теоретический компоненты, обозначили значение технических средств реабилитации, медико-экспертной составляющей и архитектурно-планировочной доступности при реализации комплексного подхода в организации образовательной среды для инвалидов [4].

Рядом исследователей отмечаются трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся с ОВЗ при поступлении и последующем обучении в вузе. Среди них выделены те проблемы, которые непосредственно связаны с «многообразными препятствиями физического доступа» в аудитории, туалетные комнаты, пребывание в названных помещениях, отсутствие подъемников, пандусов, расширенных дверных проемов, табличек с рельефно-точечным шрифтом и т.п. [1, С. 55].

Е.Б. Горлова в ряде проблем подготовки лиц с ОВЗ выделяет «трудности внедрения современных стандартов архитектурной доступности» [3, С. 80].

Е.В. Донгаузер, Д.В. Михалёва, Н.Д. Семёнова и другие, отмечая трудности внедрения инклюзии в высшее образование, указывают на профессиональную неподготовленность профессорско-преподавательского состава к работе с лицами с ОВЗ, неприспособленность зданий и аудиторий для нужд инвалидов [6, 7, 8].

С этих позиций под термином «доступная среда» понимаем «безбарьерную» среду, обеспечивающую доступ к образовательным ресурсам, обучающимся с инвалидностью или особыми образовательными потребностями.

Формирование среды для лиц с ОВЗ в высших учебных заведениях предполагает создание условий для решения двух ключевых задач.

Во-первых, необходимо обеспечить доступность образовательного процесса за счёт внедрения в образовательную среду вуза цифровых образовательных технологий и использования специального коррекционного оборудования для инклюзивного обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Во-вторых, организовать физическую доступность зданий и сооружений образовательной организации, что предполагает реализацию комплекса мер по адаптации зданий и сооружений, используемых в образовательном процессе под особые потребности обучающихся. Решение данной задачи невозможно без привлечения значительных материальных средств для реализации современных технических решений, привлечение человеческих ресурсов с целью разработки локальной нормативной документации и создания проекта адаптаций зданий и сооружений, принадлежащих образовательной организации.

Все планируемые изменения должны совмещать в себе цели реализации образовательного процесса в вузе и цели соответствия этих изменений принципам построения доступной образовательной среды.

Результатами проекта в части адаптации образовательного пространства вуза для лиц с ОВЗ и инвалидностью становится наличие:

- адаптированных земельных участков и прилегающих к образовательной организации территорий;

- доступных входных групп зданий образовательного учреждения, путей следования к образовательным помещениям и эвакуационных путей;

- адаптированных санитарно-бытовых помещений учебных корпусов и общежитий;

- адаптированных жилых помещений общежитий и учебных помещений с возможностью реализации инклюзивного образования;

- адаптивные и адаптированные образовательные программы;

- доступная цифровая образовательная среда с возможностью формирования индивидуальной траектории обучения лиц с особыми образовательными потребностями.

Стоит отметить, что число обучающихся с особыми образовательными потребностями в Кузбасском гуманитарно-педагогическом институте ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» с каждым годом увеличивается: с 25 человек в 2016 году до 52 человек в 2020 году. Однако реальное число студентов больше статистических данных по вузу, в силу того, что многие скрывают свой статус инвалида, не заявляют о правах, не просят об особых образовательных условиях. В настоящее время в нашем вузе успешно проходят обучение 46 студентов, преимущественно с нарушениями опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов колясочников), с нарушениями слуха и зрения.

В результате реализации задач проекта «Доступная среда» все учебные корпуса и общежития имеют выделенные парковочные зоны для парковки транспортных средств студентов и сотрудников с ОВЗ. Маршруты следования от парковочных мест до входных групп имеют нормативные уклоны, отсутствуют препятствия для движения людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Входные группы основных учебных корпусов, в которых проводятся занятия для студентов с ОВЗ, оборудованы пандусами с перилами и широкими нормативными проемами входных групп с габаритной подсветкой, имеется кнопка вызова ассистента (тьютора). Во всех учебных корпусах адаптированы санитарные комнаты.

Для помощи в навигации по учебным корпусам применяются светодиодные табло типа «Бегущая строка» и звуковые маяки. В нашем распоряжении имеется принтер Брайля Index Everest-D V4, позволяющий создавать печатные материалы, включая графические, по запросам студентов, а также самостоятельно дублировать шрифтом Брайля указательные таблички и названия аудиторий.

В адаптированных аудиториях применяются разнообразные технические средства и оборудование:

- регулируемые по высоте столы;

- радиокласс «Сонет РСМ» для инклюзивного обучения студентов с нарушениями слуха, который интегрируется в систему свободного звукового поля и карманные слуховые аппараты;

- ручные электронные видеоувеличители, дисплей Брайля Focus - 40 Blue для работы с компьютерной техникой, программы экранного доступа, позволяющие подключать дисплей Брайля.

Использование данного оборудования требует специальной подготовки сотрудников и профессорско-преподавательского состава нашего вуза. Поэтому на кафедре дошкольной и специальной педагогики и психологии разработана программа повышения квалификации преподавателей «Инклюзивное обучение в высших и средних профессиональных образовательных организациях». За последние 5 лет свою квалификацию повысили более 230 преподавателей и сотрудников нашего вуза.

Выводы. При реализации рассмотренных условий проектирования доступной среды образовательная организация получает возможность предоставлять инклюзивные образовательные услуги, а значит, и повысить общественный авторитет вуза.

В настоящей статье сделан акцент на архитектурном и нормативно-правовом аспектах построения доступной среды для обучающихся с ОВЗ. Однако считаем, что решение задач проектирования доступной среды вуза только с позиции обеспечения безбарьерного доступа к образовательным ресурсам не достигает цели высшего инклюзивного образования.

Отмечаем, что при формировании доступной образовательной среды для лиц с особыми образовательными потребностями имеет значение организованное психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивающее самоактуализацию и саморазвитие, решающее задачи комплексной реабилитации и социализации студента с ОВЗ, а также создание адаптированных программ дисциплин и практик.

Успешность построения доступной образовательной среды вуза обеспечивается заинтересованным участием и сформированным у каждого преподавателя представлением о своей готовности и возможностях реализации инклюзивного образования.

Литература:

1. Абашев, А.В. Опыт внедрения доступной образовательной среды для лиц с ОВЗ и инвалидов в Тихоокеанском государственной университете / А.В. Абашев, А.А. Абашева, А.В. Ковалев // Ученые записки ТОГУ. - 2019. - Т. 10. - №4 -С. 53-57

2. Атякшева, И.И. Доступная образовательная среда и педагогическая поддержка обучающегося: теории и решения / И.И Атякшева, Т.В. Литвинцева, Т.А. Кель // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2019. - Т. 3. - № 2. - С. 104-110

3. Горлова, Е.Б. О формировании доступной среды в профессиональном и высшем образовании / Е.Б. Горлова // Евразийский союз ученых. - 2014. - № 8-3 (8). - С. 80-82

4. Мясников, И.Р. Комплексный подход в организации доступной образовательной среды для инвалидов / И.Р. Мясников, Е.М. Старобина, Л.А. Карасева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. -Т. 23. - № 176. - С. 29-36

5. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 №363 «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2025 гг.». - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72116666/

6. Приходько, О.Г. Обеспечение доступности среды базовых профессиональных образовательных организаций для лиц с инвалидностью и ОВЗ в условиях реализации мультифункциональной модели / О.Г. Приходько. - Текст: непосредственный // Специальное образование. - 2019. - № 4 - С. 99-103

7. Романенкова, Д.Ф. Реализация мероприятий по обеспечению доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации / Д.Ф. Романенкова // Инновационное развитие профессионального образования. - 2016. - № 3 (11) - С. 25-30

8. Семёнова, Н.Д. Проблема создания доступной среды в условиях инклюзивного образования в вузах России / Н.Д. Семёнова, Е.В. Донгаузер // Сборник статей. Актуальные проблемы социогуманитарного образования / науч. ред. Е.В. Донгаузер, Т.С. Дороховой. - Екатеринбург, 2022. - Выпуск 5. - С. 168-172

9. СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.

10. ФЗ от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - https://docs.cntd.ru/document/902344657

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.