Научная статья на тему 'РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМАХ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'

РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМАХ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Юлия Александровна, Краус Александр Сергеевич

В статье представлены ресурсы развития готовности педагога на цифровых образовательных платформах, которые включают цели и задачи, направления и содержательные характеристики подготовки педагога. Выявлен интерес к организации обучения на цифровых образовательных платформах и соотнесен с необходимостью обоснования подходов, принципов, методов и средств, а также ресурсов образовательной организации для развития готовности педагога к деятельности в цифровой образовательной среде. Обосновано, что цифровую образовательную платформу характеризуют: доступность, богатый образовательный потенциал, систематичность, мотивированность, использование современных образовательных технологий. При этом важна готовность педагога к организации обучения на цифровых образовательных платформах, которая включает систему действий, направленных на получение ожидаемого результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Юлия Александровна, Краус Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES FOR DEVELOPING A TEACHER'S READINESS TO ORGANIZE TRAINING ON DIGITAL EDUCATIONAL PLATFORMS AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON

The article presents resources for the development of teacher readiness on digital educational platforms, which include goals and objectives, directions and content characteristics of teacher training. The interest in the organization of training on digital educational platforms is revealed and correlated with the need to substantiate approaches, principles, methods and means, as well as resources of an educational organization for the development of a teacher's readiness to work in a digital educational environment. It is proved that the digital educational platform is characterized by: accessibility, rich educational potential, systematicity, motivation, use of modern educational technologies. At the same time, the teacher's readiness to organize training on digital educational platforms is important, which includes a system of actions aimed at obtaining the expected result.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМАХ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

Литература:

1. Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер.с англ. Юлии Даре]. - М.: Теревинф, 2009. - 272 с.

2. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1999. - 140 с.

3. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе / И.А. Грошенков. -М.: Ин-т общегуманит. исследований: В. Секачев, 2001. - 223 с.

4. Изард, К.Э. Психология эмоций: пер. с англ. / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2000. - 460 с.

5. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - Минск, 2000. - 364 с.

6. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (при нормальном и нарушенном развитии). - 2-е изд., доп. / В.И. Лубовский. - М.: Буки Веди, 2013. - 198 с.

7. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. - 94 с.

8. Певзнер, М.С. Динамика развития детей-олигофренов / М.С. Певзнер, В.И. Лубовский // АПН РСФСР, Ин-т дефектологии. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 223 с.

9. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2002. - 160 с.

10. Полякова, Н.П. Формирование чувственного опыта у слепых подростков в процессе изучения русского языка / Н.П. Полякова, В.И. Трофимова. - Дефектология. - 2023. - №1 - С. 54-62

11. Психологическая диагностика сфер личности: лабораторный практикум / Урал. гос. пед. ун-т; авт.-сост. Ю.Е. Водяха. - 2018. - 219 с.

12. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

13. Соколова, О.Ю. Изобразительная деятельность как средство развития познавательной и эмоциональной сфер / О.Ю. Соколова // Наука и школа. - М.: Спутник +, 2018. - 78 с.

14. Тюрина, Н.Ш. Технология моделирования междисциплинарного взаимодействия специалистов в инклюзивном образовании / Н.Ш. Тюрина. - М.: Спутник +, 2020. - 92 с.

15. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. - 360 с.

Педагогика

УДК 37.091.33:004

аспирантка кафедры педагогики высшей школы Соколова Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); аспирант кафедры педагогики высшей школы Краус Александр Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМАХ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Аннотация. В статье представлены ресурсы развития готовности педагога на цифровых образовательных платформах, которые включают цели и задачи, направления и содержательные характеристики подготовки педагога. Выявлен интерес к организации обучения на цифровых образовательных платформах и соотнесен с необходимостью обоснования подходов, принципов, методов и средств, а также ресурсов образовательной организации для развития готовности педагога к деятельности в цифровой образовательной среде. Обосновано, что цифровую образовательную платформу характеризуют: доступность, богатый образовательный потенциал, систематичность, мотивированность, использование современных образовательных технологий. При этом важна готовность педагога к организации обучения на цифровых образовательных платформах, которая включает систему действий, направленных на получение ожидаемого результата.

Ключевые слова: ресурсы развития готовности педагога, цифровая образовательная платформа, образовательные траектории.

Annotation. The article presents resources for the development of teacher readiness on digital educational platforms, which include goals and objectives, directions and content characteristics of teacher training. The interest in the organization of training on digital educational platforms is revealed and correlated with the need to substantiate approaches, principles, methods and means, as well as resources of an educational organization for the development of a teacher's readiness to work in a digital educational environment. It is proved that the digital educational platform is characterized by: accessibility, rich educational potential, systematicity, motivation, use of modern educational technologies. At the same time, the teacher's readiness to organize training on digital educational platforms is important, which includes a system of actions aimed at obtaining the expected result.

Key words: teacher readiness development resources, digital educational platform, educational trajectories.

Введение. Возрастающий в настоящее время интерес к организации обучения на цифровых образовательных платформах направлен на выявление подходов, принципов, методов и средств, а также возможностей образовательной организации для решения заявленных проблем.

Погружение в проблему развития готовности педагога к организации обучения на цифровых площадках позволяет выявить, что к настоящему времени известны разнообразные модели образовательных траекторий, обеспечивающих формирование образовательных программ с персональным набором модулей и дисциплин на основе индивидуальных предпочтений и образовательных возможностей обучающихся. Хотя с позиции повышения качества обучения было бы целесообразным дополнить модели индивидуальных образовательных траекторий в рамках образовательных программ студентов педагогического вуза инновационными моделями организации обучения на цифровых образовательных платформах.

Для выявления ресурсов развития готовности педагога к организации обучения на цифровых образовательных платформах потребовался экскурс в изучение отечественного и зарубежного опыта, поскольку в условиях культурной интеграции, глобализации в различных сферах жизни общества, национальных системах профессионального образования возникают проблемы, характерные для многих стран.

Подчеркивая актуальность заявленной проблемы, потребовалось выявить необходимость обоснования ресурсов подготовки педагога к обучению на цифровых образовательных платформах, что, в свою очередь, позволяет определить задачи не только профессионального, но и личностного развития студента педвуза, а также реализовать модели индивидуальных образовательных траекторий на основе образовательных программ с персональным набором модулей и дисциплин.

В целях заявленных рассуждений выявлены особенности интеграции информатики и математики (А.П. Ершов,

A.Л. Семенов, А.Н. Тихонов) [7, 11, 12]; методология информатизации и цифровизация образования (С.Г. Григорьев,

B.В. Гриншкун) [4, 5].

Возникла необходимость осмысления особенностей развития программируемого обучения, а также технологий обучения на цифровых образовательных платформах, которые представлены в исследованиях (В.П. Беспалько, П.Л. Брусиловский) [1, 3]. Разработку структуры и содержания образовательных систем и ресурсов как элементов цифровых образовательных платформ исследовали (Е.В. Бондаревская, В.В. Гура, В.И. Токтарова) [2, 6, 14].

Изложение основного материала статьи.Понятийная база настоящего исследования включает: уточнение содержания понятия «готовность педагога к организации обучения на цифровых образовательных платформах», которое обобщенно можно трактовать как сложную динамическую систему, включающую интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные аспекты и представляющую собой систему способов, приемов и действий, реализуемых в образовательном процессе для достижения определенного результата.

Дальнейшие исследовательские действия позволили выявить противоречия:

- на социально-педагогическом уровне: между требованиями цифрового общества, федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к личностному и профессиональному развитию обучающихся с применением электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) и недостаточной разработанностью подходов к организации обучения в условиях цифровизации;

- на научно-теоретическом уровне: между объективной необходимостью образовательного процесса в педагогическом вузе, осуществляемого с применением ЭИОС в условиях цифровизации образования, и отсутствием целостной научно обоснованной концепции построения подготовки педагога к организации обучения на цифровых образовательных платформах;

- на научно-методическом уровне: между возможностями организации обучения на цифровых образовательных платформах для личностного и профессионального роста студентов педагогического вуза и отсутствием эффективной методической системы по подготовке будущего педагога с применением комплекса современных цифровых технологий, направленных на достижение умения строить обучение на цифровых образовательных платформах.

Логика дальнейших исследовательских действий состоит в конкретизации понятия «организация обучения на цифровых образовательных платформах» как образовательного процесса, реализуемого в электронной информационно-образовательной среде, который включает целеполагание в проекции на содержание, формы, методы и средства обучения и обеспечивает индивидуальную образовательную траекторию на основе профессиональных потребностей, целей, познавательных интересов в проекции на образовательные результаты обучающихся.

Другое важное исследовательское направление - обоснование и разработка процессной модели подготовки педагога к организации обучения на цифровых образовательных платформах, которая включает в качестве компонентов технологические этапы, что расширяет научные представления об организации обучения на цифровых образовательных платформах.

Как известно, цифровая образовательная платформа обладает значительными преимуществами по сравнению с другими образовательными каналами, ее характеризуют доступность, богатый образовательный потенциал, систематичность, мотивированность, использование современных образовательных технологий. Однако в заявленном аспекте важно учитывать, что ИКТ-компетентность педагога включает: способность использовать информационные и коммуникационные технологии для обучения на цифровых образовательных платформах; использование вариативных, разноуровневых, модульных образовательных программ [8, С. 101-108].

Ресурсный потенциал обучения на цифровых образовательных платформах позволяет обосновать организационные педагогические условия, обеспечивающие подготовку педагога, и научно-методическое обеспечение реализации исследуемой проблемы.

Важно положение о том, что информатизация системы образования является обязательным условием создания интеллектуальной основы развивающегося информационного общества. Основная цель информатизации образования заключается в глобальном преобразовании интеллектуальной деятельности участников образовательного процесса. Благодаря использованию новых информационных технологий, повышению качества подготовки людей с иным типом мышления, развитию информационной культуры посредством индивидуализации обучения [9].

Другая позиция состоит в том, что использование ИКТ-технологий открывает широкие возможности для организации и управления образовательным процессом на всех уровнях образования. В связи с этим оказывается значительной роль ИКТ-компетенция педагогов и, в частности, педагогов общего и профессионального образования [11].

Готовность педагога к организации обучения, по мнению В.А. Красильниковой, представляет собой систему действий, реализуемых в соответствии с неотъемлемыми законами объекта, приводящую к заранее ожидаемому результату. Из приведенной выше информации, можно выявить общие черты и сформулировать обобщенное понятие готовности педагога к организации обучения. Готовность педагога к организации обучения - это продуманная во всех деталях взаимосвязь способов и приемов, используемых в образовательном процессе для успешного и эффективного результата процесса готовности педагога к организации обучения[10, С. 103-107].

Следует подчеркнуть необходимость обоснования тех технологий, которые позволяют развить готовность педагога к организации обучения, учитывая при этом личностные качества и способности ученика, профессиональное мастерство педагога и направленность обучения на цифровизацию.

Технология готовности педагога к организации обучения представляет собой набор способов, форм и методов, направленных на достижение поставленных целей в рамках общения под руководством педагога. Педагог, таким образом, выполняет роль наставника, выступает в качестве координатора образовательной деятельности, а также управляет всем образовательным процессом в рамках организации коммуникативного взаимодействия. Мастерство педагога в рамках его готовности к организации обучения заключается в оптимальном выборе методов и средств для осуществления поставленных задач, в частности, на цифровых образовательных платформах.

Необходимо учитывать, что существует ряд проблемных моментов в реализации той или иной технологии. К примеру, часто при большом объеме информации, когда представлены недостаточно структурированные сведения, возникает проблема восприятия, осмысления и усвоения учебного материала. Возникает и такой вопрос, как осуществить

оптимальный выбор метода(ов) для реализации одной или нескольких учебных задач, которые могут способствовать адекватному, полному пониманию информации.

Другое важное обстоятельство - какова готовность педагога к организации обучения на цифровых образовательных платформах в аспекте познавательной деятельности обучающихся? Возможно ли применение разных дидактических новаций, проблемного обучения, работы в малых группах, анализа результатов и другое? Как обеспечить активизациюучащихся, что будет способствовать раскрытию их творческого, поискового потенциала и в то же время развитию готовности педагога к организации обучения на цифровых образовательных платформах?

Для решения заявленных проблем следует педагогу руководствоваться следующими рекомендациями:

- понимать роль цифровых образовательных платформ в образовании (влияние различных подходов к информатизации образования на обучающихся и педагогов);

- анализировать учебные программы и оценивать их на основе выделения в содержании учебной дисциплины понятий и процессов, которые предпочтительно осваивать с использованием цифровых образовательных платформ;

- разрабатывать учебные проекты, с применением информационно-коммуникационных технологий, которые направлены на решение образовательнально-развивающих проблем;

- осуществлять выбор технических и программных средств цифровых образовательных платформ в целях их использования для организации и управления совместной проектной учебной деятельностью обучающихся;

- овладеть навыками организации и управления образовательным процессом (управление материальными, людскими и временными ресурсами при интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду образовательной организации);

- использовать электронные ресурсы и сетевое сотрудничество для своего профессионального развития [15].

Выводы. Таким образом, готовность к организации обучения на цифровых образовательных платформах является

одним из важных качеств квалификации современного педагога. В условиях внедрения новых образовательных стандартов, обновления требований к уровню преподавания учебных дисциплин и формам организации учебной деятельности, владение информационно-коммуникационными технологиями способствует не только индивидуализации образовательного процесса, но и позволят улучшить усвоение обучающимися учебного материала, повысить уровень их заинтересованности в образовании.

Перспективным является разработка (на основе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов) модели подготовки педагога к организации обучения на цифровых образовательных платформах, которая включает следующие взаимосвязанные блоки: целевой (подход, принципы, функции), содержательный, технологический, результативно-рефлексивный, которые и обеспечивают повышение уровня готовности педагога к организации обучения на цифровых образовательных платформах.

Литература:

1. Беспалько, В.П. Киберпедагогика. Педагогические основы управляемого компьютером обучения (E-Learning) / В.П. Беспалько. - Москва: T8Rugram, 2018. - 240 с.

2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-н/Д: Ростов. пед. ун-т, 2000. - 352 с.

3. Брусиловский, П.Л. Адаптивные интеллектуальные технологии в сетевом обучении / П.Л. Брусиловский // Новости искусственного интеллекта. - 2002. - № 5. - С. 25-31

4. Григорьев, С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - М.: МГПУ, 2005. - 231 с.

5. Гриншкун, В.В. Особенности и следствия использования открытых образовательных ресурсов и электронных курсов в российских вузах / В.В. Гриншкун // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2018. - Т. 15. - № 3. - С. 247-270

6. Гура, В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред / В.В. Гура. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. - 320 с.

7. Ершов, А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества / А.П. Ершов // Коммунист. - 1988. - №2. - С. 82-92

8. Заславский, А.А. Дидактический потенциал облачных технологий для управления образовательной организацией / А.А. Заславский // Вестник РУДН, серия Информатизация образования. - 2016. - № 3. - С. 101-108

9. Инструменты Google для образования // Teachtech. Информационные технологии в образовании. - URL: http://teachtech.ru/instrumenty-veb-2-0/instrumenty-google-dlya-obrazovaniya.html (дата обращения: 26.02.2023)

10. Кабушко, А.Ю. Экспериментальная модель формирования готовности дагогов к обучению риторике детей дошкольного возраста / А.Ю. Кабушко // Известия высших учебных заведений. Северо-кавказский регион. Общественные науки. - 2017. - № 5. - С. 123-127

11. Мобильные технологии в образовании // Инновационный Центр Развития Образования и Науки. - URL: http://izron.ru/articles/o-nekotorykhvoprosakh-i-problemakh-psikhologii-i-pedagogiki-sbornik-nauchnykh-trudov-poitogam-mezh/sektsiya-8-sovremennye-tekhnologii-v-pedagogicheskoy-nauke/mobilnye-tekhnologii-v-obrazovanii/ (дата обращения: 26.02.2023).

12. Семенов, А.Л. Качество информатизации школьного образования / А.Л. Семенов // Вопросы образования. - 2005. -№ 3. - C. 248-269

13. Тихонов, А.Н. Развитие единой образовательной информационной среды в Российской Федерации / А.Н. Тихонов // Университетское управление: практика и анализ. - 2001. - № 4(19). - С. 9-13

14. Токтарова, В.И. Теоретико-методологические основы проектирования адаптивной системы математической подготовки студентов в информационнообразовательной среде вуза / В.И. Токтарова, С.Н. Федорова // Сибирский педагогический журнал. - 2020. - № 3. - С. 74-83

15. Cloud Computing in Education with Cloud Volumes ONTAP // ONTAP - URL:https://cloud.netapp.com/blog/cloud-computing-in-education-trends-andchallenges (дата обращения: 26.02.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.