Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ПАРАМЕТРИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ'

ОСНОВЫ ПАРАМЕТРИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФУНКЦИИ И ПАРАМЕТРЫ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Китикарь Оксана Васильевна, Черба Татьяна Ивановна

В статье рассмотрены функции цифровой образовательной среды при проектировании и организации системы педагогического образования на государственном, институциональном и субъектном уровнях, которые выступают основой ее параметризации. Обосновано функциональное обеспечение подготовки педагогов инструментами цифровизации в зависимости от основных компонентов педагогического образования: цели, содержания образования, образовательного процесса, результата образования. Определены критерии диагностики качества цифровой образовательной среды для подготовки и профессионального развития педагогических кадров в зависимости от выявленных параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Китикарь Оксана Васильевна, Черба Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF PARAMETERIZATION OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR TRAINING OF MODERN EDUCATORS

The article considers the functions of the digital educational environment in the design and organization of the system of teacher education at the state, institutional and subject levels, which are the basis for its parameterization. It justifies functional provision of training of teachers with digitalization tools depending on the main components of pedagogical education: the purpose, content of education, educational process, result of education. The criteria for diagnosing the quality of the digital educational environment for the training and professional development of pedagogical personnel depending on the identified parameters have been determined.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ПАРАМЕТРИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ»

- Дьулуур Джесёгей - выносливый, упорный;

- Албас Джесёгей - находчивый, изворотливый;

- Сатабыл Джесёгей - смекалистый в сложных ситуациях;

- Кун Джесёгей - гармония физической силы и духа и т.д.

Исходя из данных характеристик Джесёгей, можно определить ожидаемый результат по развитию физических качеств в гармонии с духовными качествами. К сожалению, духовный аспект физического воспитания детей, что характерно для народной педагогики, до сих пор недостаточно изученная область. Реализация поставленных задач потребовала создания содержательной предметно-развивающей среды для развития физических качеств и духовно-нравственного развития личности детей.

Выводы. Таким образом, в процессе длительной опытно-экспериментальной работы нами обработано достаточное количество материалов по развитию духовно-нравственных качеств личности как сущностной основы духовной безопасности.

Результаты исследования свидетельствуют, что содержательная деятельность гармоничного физического и духовно-нравственного развития детей является основой воспроизводства этнокультурных ценностей родного народа в реальную суть воспитания современных детей. Для того, чтобы успешно сопровождать процесс воспитания базисных основ духовной безопасности личности детей, необходимо родителям и педагогам учиться глубже понимать внутренний мир мальчиков, знать особенности их психологического, физиологического, социально-личностного развития; уметь прогнозировать жизненные перспективы и способы самореализации как представителей сильной половины человечества. Считаем, что духовно-нравственные аспекты гармонии тела и духа весьма значимы для саморазвития и обеспечения безопасности личности ребенка.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус / Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - С. 327-332.

2. Баишева М.И. Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха. - Якутск: Изд. Дом СВФУ, 2015. - 162 с.

3. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

4. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью / Избранные педагогические труды в 2-х томах. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2006. - 504 с.

5. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры на рубежах веков // Международный журнал исследований культуры. -№2 (23). - 2016. - С. 16.

6. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Академия, 2003. - 336 с.

7. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай - сахалар. Очерки по древней истории якутов. - Якутск: Нац. Изд-во Республики Саха (Якутия), 1992. - В 2-х том. Т.1. - 416 с.

8. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов / Под ред. А.П. Окладникова. - М., Наука, 1977. - 248 с.

9. Новиков А.Г. О менталитете саха. - Якутск: Аналитический центр при Президенте РС (Я), 1996. - 147 с.

10. Нюргун Боотур. Стремительный. Якутский героический эпос олонхо / Воссоздал на основе народных сказаний П.А. Ойунский; пер. на русский язык В. Державин. - Якутск: Кн. изд-во, 1975. - 423 с.

11. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании / Педагогическое наследие. - В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - С. 199-296.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Китикарь Оксана Васильевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования «Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко» (г. Тирасполь); доцент Черба Татьяна Ивановна

Государственное образовательное учреждение высшего образования «Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко» (г. Тирасполь)

ОСНОВЫ ПАРАМЕТРИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье рассмотрены функции цифровой образовательной среды при проектировании и организации системы педагогического образования на государственном, институциональном и субъектном уровнях, которые выступают основой ее параметризации. Обосновано функциональное обеспечение подготовки педагогов инструментами цифровизации в зависимости от основных компонентов педагогического образования: цели, содержания образования, образовательного процесса, результата образования. Определены критерии диагностики качества цифровой образовательной среды для подготовки и профессионального развития педагогических кадров в зависимости от выявленных параметров.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, подготовка педагогов, педагогическое образование, функции и параметры цифровой образовательной среды.

Annotation. The article considers the functions of the digital educational environment in the design and organization of the system of teacher education at the state, institutional and subject levels, which are the basis for its parameterization. It justifies functional provision of training of teachers with digitalization tools depending on the main components of pedagogical education: the purpose, content of education, educational process, result of education. The criteria for diagnosing the quality of the digital educational environment for the training and professional development of pedagogical personnel depending on the identified parameters have been determined.

Keywords: digital educational environment, training of teachers, pedagogical education, functions and parameters of the digital educational environment.

Введение. Современные реалии, связанные с мировыми тенденциями изменения государственного и общественного уклада жизни во всех сферах, оказали существенное влияние на необходимость модернизации системы образования в разных странах. В Российской Федерации государственная политика в области образования на протяжении нескольких десятилетий опирается не только на необходимость интеграции в мировое пространство, связанную со стандартизацией,

информатизацией и цифровизацией, но и на требования к устойчивости принципов гуманизма, равных прав и свобод граждан и сохранение единой федеральной образовательной среды. При этом, система образования призвана сохранять определенную устойчивость для обеспечения качества обучения и воспитания в постоянно меняющихся, неопределенных внешних условиях, влияющих на ее функционирование и развитие.

Обеспечить это способны только педагоги, обладающие не только комплексным набором традиционных профессиональных компетенций, но и способных к изменению педагогической деятельности при влиянии внешних факторов и требований государства и общества. Именно с этим связаны вопросы модернизации системы педагогического образования в России, которые отображены в целом ряде документов законодательного и нормативного характера. Они содержат акценты на необходимость изменения ее стратегических ориентиров, содержания и технологического обеспечения. Одним из направлений реформирования в системе образования является формирование единой цифровой образовательной среды, и цель нашей статьи обосновать ее параметризацию для организации подготовки современных педагогов на федеральном, институциональном и субъектном уровнях.

Изложение основного материала статьи. О необходимости соблюдения баланса в педагогическом образовании между традициями и новациями; о потребности в создании единых требований к условиям формирования информационно-профессионального педагогического пространства на основе современных достижений науки и техники; о проблеме формирования «гибких» компетенций педагогов для реализации образования в гуманистической парадигме с учетом возросшей технократизации процессов обучения и воспитания, угрожающей национальной и личной идентичности подрастающего поколения, говорится в научных исследованиях В.П. Борисенкова, А.Г. Бермуса, В.В. Гриншкун, О.В. Гукаленко, С.В. Ивановой, М.Л. Левицкого, И.М. Реморенко, В.В. Серикова и др. [2; 3; 5; 6; 8].

Однако, с одной стороны, на сегодняшний день в педагогической науке и практике слабо разработана как методологическая база, так и эффективные механизмы подготовки педагогов в условиях цифровой образовательной среды. А с другой стороны, не обоснованы и не концептуализированы аспекты формирования такой среды для организации системы педагогического образования.

Нормативно «цифровая образовательная среда» (далее ЦОС) обозначена в рамках технологических параметров: как совокупность ресурсов, технологий и средств, обеспечивающих реализацию процесса образования в условиях масштабной информатизации. С позиций гуманистической образовательной парадигмы и на основе деятельностного подхода [4; 7; 10; 12] ЦОС обозначена как некая сетевая конвергентная среда, основанная на средствах цифровизации, для осуществления педагогического процесса и обеспечивающая через деятельность развитие личности обучающихся и становление их идентичности. Противоположные взгляды на сущность ЦОС схожи в ее толковании - как неотъемлемой части традиционной образовательной среды на конвергентной основе. По мнению А.М. Кондакова, их конвергенция осуществляется на методологическом, проектировочном и технологическом уровнях [9].

При этом, необходимо отметить что образовательная среда представлена в педагогической науке в виде моделей [11], отражающих специфику и условия взаимодействия составляющих ее субъектов, и некое их окружение: антропо-психологическая (В.И. Слободчиков), эколого-личностная (В.А. Ясвин), коммуникативно-ориентированная (В.В. Рубцов), экопсихологическая (В.И. Панов), социокультурная (А.В. Хуторской).

Вместе с тем, обе среды интегрированы в образовательное пространство, которое наряду с выполнением политической и геополитической функций, является фактором, влияющим на качество социального и культурного развития человека и общества в целом.

Таким образом, цифровую образовательную среду мы будем рассматривать как объективно реально существующую (конвергентную с традиционной образовательной средой) часть образовательного пространства, содержательно и технологически обеспечивающую целостный педагогический процесс и его результат на основе использования цифровых ресурсов и средств. При этом, анализ моделей традиционной образовательной среды и специфика цифровой трансформации образования, связанная с использованием цифровых средств и основанная на внедрении результатов научных достижений в области информатизации и глобальной коммуникации [12] позволили определить особенности структуры ЦОС. В качестве основных компонентов цифровой образовательной среды выступают:

- субъекты образования (включая всех участников образовательной сферы), формы их взаимодействий и взаимоотношений в заданных объективных условиях цифровизации, влияющие на динамичность среды;

- условия формирования и развития личности обучаемых, создаваемые цифровыми ресурсами и средствами: информационно-методическое и информационно-учебное обеспечение; интерактивность и организационное управление учебно-воспитательного процесса, административный менеджмент на основе цифровых порталов и платформ;

- система влияний по расширению предметности осваиваемого социума и культуры и субъектного вектора образования (целевого, содержательного), реализуемая через цифровые образовательные технологии: виртуальная и дополненная реальность, киберпространство и др.;

- совокупность цифровых ресурсов, технологий и инструментов.

Таким образом, ЦОС с одной стороны, создает условия, основанные на использовании ее технологических возможностей, для влияния на субъекты образования, а с другой, ими же и создается в результате их взаимодействия и взаимовлияния. Педагог, являясь одним из основных субъектов образовательного процесса, на протяжении своей профессиональной деятельности выступает и в роли обучаемого, и в роли обучающего, что влияет на определение содержания и условий его подготовки в условиях цифровой образовательной среды.

Для того, чтобы задать параметры ее проектирования и организации, необходимо рассмотреть структуру и функции педагогического образования, которое выполняет «метаобразующую» функцию по отношению ко всей образовательной сфере в целом.

Цель современного педагогического образования в научных исследованиях определена с различных точек зрения:

- организационно-профессиональная: подготовка педагогов и управленцев в сфере образования;

- компетентностно-формирующая: формирование системы профессионально-личностных компетенций педагога, обеспечивающих эффективное выполнение содержательно-целевых видов педагогической деятельности [3];

- персонифицированно-педагогическая: конструирование субъектного уровня профессионального опыта, осознания себя, своих смыслов и потребностей в самообразовании, самореализации, прежде всего, через преодоление обезличенного подхода и с целью формирования целостной личности педагога [2].

Содержание педагогического образования рассматривают с позиций диаметрально разных научных подходов:

1) в логике антропоцентрической концепции [2; 3; 5; 7]: система смыслов, ориентировочных основ и опыта осуществления будущим педагогом целеполагающих, мотивирующих, обучающих, развивающих и воспитательных функций педагога; интегративный конструкт содержания образования, как готовность педагога человекоразвивающей миссии образовательного процесса - развитие способности ученика быть активным субъектом собственной жизни и социокультурного прогресса;

2) в логике технократической парадигмы: наполнение профессионального багажа будущих учителей набором дидактических решений, формирование умения конструировать такие решения на основе современного педагогического знания.

Цифровая образовательная среда призвана обеспечить качество подготовки современных педагогов в рамках целевых и содержательных векторов согласно требованиям государственной политики, запросам общества и всех субъектов образовательной сферы.

Институционально педагогическое образование реализуется через систему образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования, учреждений дополнительного профессионального образования и курсов повышения квалификация. Во взаимодействии учреждений внутри системы прослеживается вертикальная взаимосвязь субъектов образовательного процесса, которая осуществляется опосредованно законодательными и нормативно-правовыми актами, отражающими требования общества и государства к результатам подготовки педагогов и непосредственно требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, профессионального стандарта, отраженных в содержании основных образовательных программ подготовки педагогических кадров.

Проектирование цифровой образовательной среды для педагогического образования, таким образом, необходимо осуществлять на разных уровнях, неразрывно связанных между собой и образующих системный интегративный конструкт: субъектный, локальный (институциональный), государственный (конкретизированный на уровне субъекта РФ). При этом, реализация подготовки педагогов рассматривается нами в рамках законодательно обозначенного термина «образование» [1], педагогическое образование включает: общественно значимую цель - личностное и профессиональное развитие педагога; содержание определено совокупностью профессиональных знаний, умений навыков, ценностных установок педагогической деятельности, а также набором компетенций; образовательный процесс, направленный на подготовку и дальнейшее профессиональное развитие и повышение уровня квалификации педагогов; результат: совокупность знаний умений, навыков в профессиональной деятельности по осуществлению образовательного процесса и сформированные компетенции.

Цифровая образовательная среда является динамической системой, состоящей из объективно существующих компонентов: субъектов всей образовательной сферы государства и цифровых инструментов и функций по созданию условий и влияний на каждый компонент педагогического образования и на личность педагога в целом [9; 11]. Следовательно, в качестве оснований ее параметризации будут выступать функции ЦОС в процессе реализации педагогического образования на всех уровнях.

На уровне целеполагания педагогического образования ЦОС должна выполнять перспективную функцию: на институциональном и субъектном уровне формулируются профессиональные компетенции и индикаторы их достижений с учетом современных достижений научно-технического прогресса в области цифровизации на опережение.

Содержательный компонент педагогического образования требует выполнения следующих функций ЦОС:

Предметная: расширение предметности осваиваемого профессионально-педагогического социума, предметности культуры (классической и современной); областей учебных дисциплин через цифровой накопительный банк данных.

Информационная: на всех уровнях обеспечивается наличие доступной, нормативно и научно достоверной информации по профессиональной подготовке и квалификационному росту педагогических кадров; методическому и организационному сопровождению учебно-воспитательного процесса на основе единого цифрового ресурса.

Технологическая: формирование кейсов цифровых образовательных ресурсов и технологий по разным основаниям: дидактические, воспитательные, развивающие и т.д.

Стимулирующая: размещение информации по проведению профессиональных конкурсов, грантов, проектов и т.д.; размещение видеоуроков и мастер-классов педагогов высокого профессионального уровня.

Для организации процесса подготовки педагогов ЦОС выполняет следующие функции:

Традиционно-педагогическая: организация целостного процесса подготовки педагогов на всех уровнях с использованием возможностей цифровых инструментов.

Интерактивная: формирование виртуальной и дополненной реальности, киберпространства для повышения самостоятельности творческой деятельности педагогов по овладению профессиональными знаниями, умениями, навыками, формирования компетенций; для организации активного взаимодействия всех субъектов образовательной сферы.

Конструктивно-проектировочная: формирование цифрового контента, основанного на возможности создания будущими или начинающими педагогами совместных (или индивидуальных) проектов разных форм учебно-воспитательного процесса в разной действительности с возможностью их обсуждения друг с другом и педагогами высокой квалификации.

Персонификации: использование цифровых образовательных технологий для выявления дефицитов педагогической деятельности и построения индивидуального маршрута профессионального развития педагогов; возможность организации наставничества в разных форматах среды.

Организационно-управленческая: повышение скорости нормативного документооборота; организация сетевого профессионального сообщества педагогов в рамках государства, региона, образовательного учреждения; обеспечение качества мониторинга результатов образования педагогов и их деятельности на основе современных цифровых инструментов.

На уровне результативного компонента педагогического образования цифровая образовательная среда выполняет следующие функции:

Рефлексивная: непрерывная диагностико-консультативная оценка профессиональной подготовки и успешности в процессе педагогической деятельности на основе цифровых ресурсов.

Диагностико-оценивающая: диагностика результатов освоения профессиональными компетенциями на институциональном уровне; адаптивно-этапная диагностика на субъектном уровне в соответствии с уровнями становления педагога в профессиональной деятельности: этап вхождения в профессию; профессиональной социализации; профессиональной идентификации; формирования индивидуального «педагогического почерка»; овладения педагогическим мастерством и опыта цифрового образования.

При этом, функции цифровой образовательной среды при подготовке педагогов могут быть дополнены и уточнены для каждого уровня подготовки педагогов:

- на государственном (региональном) в зависимости от целей и стратегических векторов развития субъектов Российской Федерации, условий внешней среды: политических, географических, демографических, лингвистической среды трансляции (моноязыковая, билингвальная или полилингвальная), культурной среды (монокультурная, поликультурная, кросс-культурная); уровня технического развития;

- на институциональном, в зависимости от модели учебных заведений по подготовке педагогов (традиционная: университеты, институты, колледжи; кластерная: педагогические классы-СПО-высшее образование - система дополнительного профессионального образования и др.);

- на субъектном уровне в зависимости от интересов и мотивов личностного и профессионального развития педагогов на каждой ступени подготовки и педагогической квалификации.

В качестве критериев для диагностики качества цифровой образовательной среды для проектирования педагогического образования, в соответствие с ее параметрами могут выступать: доступность освоения педагогами на уровне получения образования и повышения квалификации образовательных программ в полном объёме независимо от места проживания; персонализация - возможность постановки педагогами, с учётом уровня собственных профессиональных целей и проектировании индивидуального профессионального маршрута; научность - обеспечение научно проверенной информации в контексте междисциплинарности; избыточность и структурированность - наличие такого количества упорядоченных цифровых образовательных средств, ресурсов и сервисов, а также разноуровневых элементов учебного содержания, которые позволяли бы выстраивать широкий вариативный спектр индивидуальных профессиональных маршрутов развития [9; 12]; гибкость и адаптивность (индивидуализация), по отношению к системе педагогического образования и его субъектам; совместная деятельность и продуктивное сотрудничество - построение процесса взаимодействия педагогов и других субъектов в региональной системе непрерывного педагогического образования на основе процесса активной многосторонней коммуникации, осуществляемой в разных формах (реальная, виртуально-сетевая); включённое оценивание, требующее индивидуализации построения мониторинга.

Выводы. Педагогическое образование является фундаментом всей образовательной сферы Российской Федерации. Выполняя важнейшую социальную функцию по подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе, выполнению трудовых функций, педагог не может быть оторван от условий кардинально изменившихся условий внешней среды, связанной с цифровой трансформацией организации социума.

Формирование цифровой образовательной среды уже прошло период адаптации в образовательном пространстве, и на современном этапе осуществляется ее конвергенция с традиционной образовательной средой. Поэтому подготовка педагогов должна рассматриваться с позиций ее параметризации при выполнении функций качественного наполнения содержания и процессов педагогического образования на разных уровнях подготовки не только с позиций технократичности, но и в рамках антропоцентристской парадигмы.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru.

2. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Розов Н.Х. Реформирование педагогического образования и системы повышения квалификации учителей // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. - 2016. - № 1. - С. 3-6.

3. Болотов В.А., Левицкий М.Л., Реморенко М.И., Сериков В.В. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография / Южный федеральный университет; научный редактор Ю.П. Зинченко. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. - С. 23-42

4. Бороненко Т.А., Федотова В.С. Модернизация педагогического образования в условиях цифровой трансформации // Высшее образование: проблемы и трансформации / отв. редактор А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2019. - С. 403-411.

5. Гукаленко О.В., Иванова С.В., Пустовойтов В.Н., Селиванова Н.Л. Социально-воспитательное пространство педагогического образования: опыт становления и проектирование будущего // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография / Южный федеральный университет; научный редактор Ю.П. Зинченко. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. - С. 192-215.

6. Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Определение качества электронного обучения: подходы, модели, критерии // Вестник МГПУ. Сер. Информатика и информатизация образования. - 2018. - № 1 (43). - С. 16-23.

7. Гриншкун В.В. Информатизация в контексте развития педагогического образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Информатизация образования. - 2014. - № 2. - С. 5-10.

8. Гукаленко, О.В., Китикарь О.В., Колоколова И.В. Персонифицированный подход в системе подготовки педагогов. Отечественная и зарубежная педагогика. - Т. 2, № 3 (73). - С. 11-21.

9. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова. - М.: Издательство «Перо», 2019.

10. Заславская О.Ю. Влияние глобальных процессов информатизации на развитие современной системы образования в условиях цифровой экономики // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Информатизация образования. - 2018. - Т. 15, № 3. - С. 271-282.

11. Природова О.Ф., Данилова А.В., Моргун А.Н. Структура цифровой образовательной среды: нормативно-правовые и методические аспекты // Педагогика и психология образования. - 2020. - № 1. - С. 9-30.

12. Роберт И.В. Направления развития информатизации отечественного образования периода цифровых информационных технологий // Электронные библиотеки. Тематический выпуск «Математическое образование в школе и вузе». - 2020. - Т. 23, № 1-2. - С. 145-164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.