Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DIGITAL TECHNOLOGIES / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPETENCIES / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Мария Иннокентьевна, Игнатьев Владимир Петрович, Герасимова Розалия Еремеевна, Алексеева Ирина Степановна

В статье рассмотрены вопросы формирования у будущих специалистов не только общепрофессиональных компетенций, но и цифровых компетенций. Показано, что цифровая образовательная среда учреждениях среднего профессионального образования - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для подготовки специалистов с высоким уровнем цифровой компетентности. Обосновывается необходимость применения цифровых образовательных технологий, которые способствуют повышению качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Мария Иннокентьевна, Игнатьев Владимир Петрович, Герасимова Розалия Еремеевна, Алексеева Ирина Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR TRAINING SPECIALISTS WITH DIGITAL COMPETENCE

The article deals with forming not only professional competencies in future specialists, but also digital competencies. It is shown that the digital educational environment in secondary vocational education institutions is an open set of information systems designed to train specialists with a high level of digital competence. The necessity of using digital educational technologies that contribute to improving the quality of education is substantiated.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА»

УДК 378.046.4

М. И. Винокурова, В. П. Игнатьев, Р. Е. Герасимова, И. С. Алексеева

Цифровая образовательная среда как условие развития цифровой компетенции будущего специалиста

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования у будущих специалистов не только общепрофессиональных компетенций, но и цифровых компетенций. Показано, что цифровая образовательная среда учреждениях среднего профессионального образования - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для подготовки специалистов с высоким уровнем цифровой компетентности. Обосновывается необходимость применения цифровых образовательных технологий, которые способствуют повышению качества образования.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая образовательная среда, компетенции, профессиональное образование.

M. I. Vinokurova, V. P. Ignatiev, R. E. Gerasimova, I. S. Alekseeva

Educational environment as a condition for training specialists with digital competence

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article deals with forming not only professional competencies in future specialists, but also digital competencies. It is shown that the digital educational environment in secondary vocational education institutions is an open set of information systems designed to train specialists with a high level of digital competence. The necessity of using digital educational technologies that contribute to improving the quality of education is substantiated.

Keywords: digital technologies, digital educational environment, competencies, professional education.

ВИНОКУРОВА Мария Иннокентьевна - аспирант группы ТиМПО-17, Институт непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: Vmi_78@mail.ru, vpi_50@mail.ru

VINOKUROVA Maria Innokentievna - postgraduate student, Group TeMPO-17, Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

ИГНАТЬЕВ Владимир Петрович - д.п.н., профессор, Инженерно-технический институт, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г Якутск, Россия.

E-mail:vp.ignatiev@s-vfu.ru

IGNATIEV Vladimir Petrovich - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Engineering and Technical Institute, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

ГЕРАСИМОВА Розалия Еремеевна - к.п.н., заместитель директора, заведующий кафедрой андраго-гики, Институт непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: roza_gerasimova@mail.ru

GERASIMOVA Rozalia Eremeevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Director, Head of the Department of Andragogy, Institute of Continuing Professional Education, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

АЛЕКСЕЕВА Ирина Степановна - к.п.н., доцент, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: is.alekseeva@s-vfu.ru

ALEKSEEVA Irina Stepanovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Teachers' Training Institute, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

Введение

Сегодня цифровая трансформация экономики требует высококвалифицированных IT-компетентностью специалистов и реализация программы «Цифровая экономика» до 2024 г., являясь одной из национальных приоритетов государства, способствует развитию цифрови-зации непрерывной системы образования [1]. Не является исключением и социальная сфера, где активно внедряются цифровые технологии, упрощающие процедуру обращения граждан, тем самым повышающие качество предоставляемых услуг населению.

В настоящее время одним из приоритетных основных требований рынка труда становится качественная подготовка студентов для решения профессиональных задач с использованием цифровых технологий.

Теоретико-методологические основания исследования

Подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего ключевыми цифровыми компетенциями, требует создания цифровой экосистемы.

В настоящее время можно встретить различные трактовки понятия «IT-компетенция. И. А. Зимняя информационную компетенцию рассматривает как «прием, выдача, переработка информации, навыки работы с мультимедийными и массмедийными технологиями, а также владение навыками работы с интернетресурсами» [2]. С.В. Тришина - «знания, навыки, умения и способы работы в сфере информационных технологий, которые направлены на решение профессиональных задач» [3]. А. В. Шариков считает, что цифровая компетентность состоит из следующих компонентов: технико-технологический, содержательно-коммуникативный; технико-технологический, социо-психологический [4]. Г. У Солдатова рассматривает цифровую компетентность как способность личности уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности [5].

Таким образом, информационная компетентность - это способность человека, используя свои знания, умения и навыки быть конкурентоспособным в быстроменяющихся условиях глобальной цифровой трансформации экономики и общества.

В связи с этим подготовка специалистов, отвечающих требованиям цифровизации социальных услуг, становится актуальной проблемой системы среднего профессионального образования (СПО). Требования к основам цифровой компетентности будущих специалистов заложены в федеральном государственном образовательном стандарте СПО (ФГОС СПО). Однако, без создания цифровой образовательной среды подготовка специалистов с высоким уровнем цифровой компетентности становится проблематичным.

Представляемая работа проведена с целью изучения проблем формирования цифровой компетентности будущих специалистов на примере специальности «Право и организация социального обеспечения» (ПИОСО). Для реализации целей настоящего исследования перед нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучение теоретических основ цифровой образовательной среды;

2. Определение базовых требований к цифровой компетентности студентов СПО;

3. Исследование цифровой компетентности будущих специалистов в процессе реализации ФГОС СПО по специальности «ПИОСО».

Следует констатировать тот факт, что эффективность формирования цифровой компетентности у будущих специалистов в системе СПО зависит от создания цифровой образовательной среды путем достижения цифрового равенства не только субъектов образовательного процесса, но и содержания общепрофессиональных и профессиональных учебных дисциплин по ФГОС СПО.

В рамках темы исследования наибольший интерес представляет процесс создания образовательной среды, формирующей цифровые компетенции у будущих специалистов, способных работать в условиях цифровизации системы пенсионного и социального обеспечения. Речь идет о создании цифровой образовательной среды (ЦОС).

Под ЦОС многие авторы подразумевают оснащённость компьютерным оборудованием, наличие локальной сети, высокоскоростного интернета, электронных учебных пособий по различным дисциплинам специальности [6]. Между тем, активной частью ЦОС являются субъекты образовательного процесса: преподаватель и студент, между которыми должно сложиться цифровое равенство, способное сформировать высокий уровень цифровых компетенций у будущих специалистов. Кроме этого современное образовательное пространство среднего профессионального образования должно интегрировать содержание учебных предметов с учетом стремительно развивающейся цифровой экономики по профилю специальности. В нашем случае цифровизация социальной сферы способствует созданию межпредметного цифрового равенства содержания образования.

В целях формирования высокого уровня цифровых компетенций у студентов с 1-х курсов по профессиональному модулю (ПМ1) нами создается цифровая образовательная среда с обязательным закреплением навыков работы основными офисными программами MS Office (Word, Excel, Power Point). Демонстрация мультимедийных дидактических материалов, мотивация студентов на подготовку сообщений в форме презентации с использованием программы Power Point, пакета векторной графики Corel Draw, анализа нормативно-правовых актов с использованием справочно-правовых электронных ресурсов: Консультант Плюс, Гарант, официальных порталов Пенсионного Фонда РФ, ФСС РФ и др. На 2-м курсе важно выработать навыки по решению ситуативных задач (расчет, индексация и корректировка пенсий, назначение выплат, учет нуждающихся лиц), используя программные продукты информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Закрепление навыков цифровых компетенций происходит в период производственной практики по профилю специальности. Указанные подходы формируют общие цифровые компетенции: ОК 4, ОК 5 и цифровые профессиональные компетенции: ПК1.1, ПК1.4, ПК 2.2. Важно отметить, что общие цифровые компетенции студентов по ФГОС СПО 42.02.01 формируют учебные дисциплины общегуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного учебных циклов. В период учебы формирование профессиональных цифровых компетенций происходит на основе общих цифровых компетенций при освоении общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей с последующим закреплением во время производственной практики.

В целях анализа уровня развития цифровых компетенций нами было проведено в 20192020 годах исследование путем анкетирования 104 студентов, обучающихся на 2 курсе по специальности «ПИОСО» в различных учреждениях СПО РС(Я). Вопросы анкеты были направлены на самоанализ уровня сформированности общих (5 вопросов) и ключевых цифровых компетенций (3 вопроса).

Уровень развития цифровых компетенций у студентов определяли по следующим критериям:

1. Ниже базового. Студент считает, что у него не сформированы цифровые компетенции.

2. Базовый. У студента сформирован базовый уровень цифровых компетенций.

3. Высокий. Студент имеет высокий уровень развития цифровых компетенций и готов работать специалистом.

4). Продвинутый. Студент имеет продвинутый уровень развития общих и профессиональных цифровые компетенции, знает, как их совершенствовать.

Результаты исследования показали, что у студентов общие цифровых компетенции, формируемые междисциплинарными циклами, преимущественно развиты на базовом уровне (83,7%), ниже базового уровня имеют лишь 6,9% респондентов, при этом у 7,1% студентов наблюдается высокий уровень, а у 2,3% - продвинутый уровень развития общих ЦК. Вместе с тем, анализ уровня развития профессиональных цифровых компетенций показал, что у 52,2% студентов ниже базового уровня, у 45,9% развит на базовом уровне и лишь у 1,9% студентов сформирована готовность работать в качестве специалиста.

На основании педагогического опыта и анализа проведенного исследования считаем, что для повышения уровня профессиональной цифровой компетентности будущих специалистов необходимо:

1. Cовершенствовaть образовательное пространство путем цифрового равенства не только субъектов образования, но и междисциплинарного цифрового равенства общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, адаптируя содержание учебных дисциплин ОП 13: «Документационное обеспечение управления» и ОП 14: «Информационные технологии в профессиональной деятельности» к требованиям ФГОC СТО специальности 42.01.02 «ПИОШ».

2. Производственная практика студентов должна проходить на рабочем месте специалиста социальной или пенсионной службы для повышения уровня цифровых компетенций профессиональных компетенций.

Заключение. Таким образом, в условиях интенсивной цифровизации социально-экономической сферы появляется необходимость изучения вопросов подготовки студентов с учетом приоритетных направлений информатизации общества, где основным фактором формирования цифровой компетенции у будущего специалиста является создание цифровой образовательной среды. бедует отметить, что создание цифровой образовательной среды это не только технические инновации, но и формирование электронных образовательных ресурсов, организация учебно-воспитательного процесса с использованием цифровых технологий.

Литература

1. Развитие цифровой экономики в России. Программа до 2035 года. URL: http:// spkurdyumov.ru/ uploads/2017/05/strategy.pdf (дата обращения: 02.10.2020).

2. Cорочинский M.A. Развитие информационной компетентности студентов дидактическими средствами электронной информационно-образовательной среды [Текст]: автореф. дис. на соиск. Учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Cорочинский Maксим Анатольевич; ФГАОУ ВО CBФУ- Якутск,2019. - 23 с.

3. Тришина, C.B. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] / C.B. Тришина // Эйдос: Интернет-журнал. - 2005.

4. Шариков A.B. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности / A.B. Шариков // Журнал исследований социальной политики. - 2016. - № 1 (14). - C. 87-98.

5. ^лдатова Г.У Mодели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн / Г.У ^лдатова, Е.И. Рассказова // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2 (22). - C. 50-60. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=6622

6. Лапин BT. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. - № 1(21). - C. 55-59.

References

1. Razvitie tsifrovoi ekonomiki v Rossii. Programma do 2035 goda. URL: http:// spkurdyumov.ru/ uploads/2017/05/strategy.pdf (data obrashcheniia: 02.10.2020).

2. Sorochinskii M.A. Razvitie informatsionnoi kompetentnosti studentov didakticheskimi sredstvami elektronnoi informatsionno-obrazovatel'noi sredy [Tekst]: avtoref. dis. na soisk. Ucheniu step. kand. ped. nauk (13.00.01) / Sorochinskii Maksim Anatlol'evich; FGAOU VO SVFU. - Iakutsk, 2019. - 23 s.

3. Trishina, S.V. Informatsionnaia kompetentnost' kak pedagogicheskaia kategoriia [Elektronnyi resurs] / S.V. Trishina // Eidos: Internet-zhurnal. - 2005.

4. Sharikov A.V. O chetyrekhkomponentnoi modeli tsifrovoi gramotnosti / A.V. Sharikov // Zhurnal issledovanii sotsial'noi politiki. - 2016. - № 1 (14). - S. 87-98.

5. Soldatova G.U. Modeli tsifrovoi kompetentnosti i deiatel'nost' rossiiskikh podrostkov onlain / G.U. Soldatova, E.I. Rasskazova // Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal. - 2016. - № 2 (22). - S. 50-60. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=6622

6. Lapin V.G. Tsifrovaia obrazovatel'naia sreda kak uslovie obespecheniia kachestva podgotovki studentov srednem professional'nom obrazovanii//Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniia. - 2019. -№ 1(21). - S. 55-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.