Научная статья на тему 'Теоретические аспекты конструирования как процесса создания педагогом дошкольного образования собственной образовательной траектории'

Теоретические аспекты конструирования как процесса создания педагогом дошкольного образования собственной образовательной траектории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котов Александр Сергеевич

В статье представлены теоретические основы проектирования, моделирования, конструирования. Определены их отличительные черты. Выделены взгляды отечественных ученых на процесс проектирования, моделирования, конструирования. Высказана авторская позиция их взаимосвязи и взаимозависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты конструирования как процесса создания педагогом дошкольного образования собственной образовательной траектории»

УДК 378

Котов Александр Сергеевич

аспирант кафедра дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета milena.555@mail .ru Aleksandr S. Kotov

graduate student chair of pre-school pedagogy Moscow pedagogical state university milena.555@mail .ru

Теоретические аспекты конструирования как процесса создания педагогом дошкольного образования собственной образовательной траектории

The theoretical aspects of the design as the process of creating a preschool

teacher's own educational path

Аннотация. В статье представлены теоретические основы проектирования, моделирования, конструирования. Определены их отличительные черты. Выделены взгляды отечественных ученых на процесс проектирования, моделирования, конструирования. Высказана авторская позиция их взаимосвязи и взаимозависимости.

Ключевые слова: образовательная траектория, проектирование, моделирование, конструирование, модель, метод проектов, технология, процесс.

Abstract. ne article presents the theoretical foundations for the design, simulation, design. Identified by their distinctive features. Selected views of the Russian scientists on the process of designing, modeling, design. Expressed the author's view of their relationship and interdependence.

Keywords: educational trajectory, designing, modeling, design, model, project method, technology, process.

Образовательная политика государства направлена на оптимизацию структуры образования, на компетентностный подход в обеспечении содержания образования, способствующих выработке у выпускников вузов и работающих педагогов нового мышления, навыков самостоятельно -творческой деятельности. Однако возникает вопрос, с помощью каких средств и методов достичь поставленные задачи. Одним из путей является конструирование педагогами дошкольных образовательных учреждений собственной образовательной траектории. Проанализируем данное понятие, в которое входят персональный путь творческой реализации личностного потенциала педагога, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно [4, с. 10].

Опираясь на положения, представленные в Приказе Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" [8], в частности на пункт 4.5, касающийся профессиональных компетенций педагога дошкольного образования, мы считаем, что для успешного конструирования собственной образовательной траектории педагогу необходимо:

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.

3. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

4. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

5. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или с детьми с особыми образовательными потребностями.

6. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

7. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

8. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Итак, прежде чем рассмотреть процесс конструирования образовательной траектории педагогов дошкольного образования, мы считаем необходимым определить суть конструирования как дидактической категории и его взаимосвязь и взаимозависимость с такими понятиями, как проектирование и моделирование. Это обусловлено тем, что в образовательной практике довольно часто эти три понятия употребляются как синонимы. Однако по сути своей они отличаются друг от друга.

Начнем с проектирования, поскольку этот процесс создания образовательного продукта часто связывают с методом проектов. Общая теория проектирования состоит из знаний по определению методов деятельности и технологий ее организации, способов взаимодействия при создании различных конструкций, создаваемых для разрешения социальных проблем.

Первое методологическое обоснование проектированию дал Н.М. Розенберг [6, с. 5]. В 20-30 годы прошлого столетия в литературе появляется требование проектировать социальные запросы, а не только заводы и здания. О.И. Генисаретский [2] предполагает, что проектирование включает в себя:

- разработку документируемого на профессиональном языке проекта, его описания, изображения, системы формул, компьютерной программы, вообще текста, удовлетворяющего принятым в данной области критериям проектосообразности;

- научно-техническое и социокультурное обоснование, оценку и согласование проекта среди заинтересованных сторон, т.е. официальных или общественных организаций, потребительских групп или отдельных лиц, заканчивающееся решением о принятии проекта;

- реализацию его доступными для изготовителя технологическими, организационными, инвестиционными и прочими средствами.

- автономность проектирования означает, что оно типологически отделимо от других видов интеллектуально и социокультурно выраженных видов деятельности, таких, например, как научное исследование и программирование, прогнозирование и управление, конструирование и коммуникация и т.д.

Прикот О.Г. [5] определяет педагогическое проектирование как ценностно-ориентированную, глубоко мотивированную, высокоорганизованную, целенаправленную профессиональную деятельность по изменению педагогической действительности.

Яковлева Н.О. [10] под педагогическим проектированием понимает целенаправленную деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы.

Слободчиков В.И. [8, с. 136] считает: «Проектирование - есть идеальное "промысливание" того, что может быть; а точнее - мысленное конструирование и практическая реализация того, что возможно, или того, что должно быть. Идеальное конструирование, имеющее замысел, проектную идею воплощается во вполне определенном продукте - образовательном проекте, а практическая реализация выступает в качестве целенаправленной деятельности по формированию разного рода ресурсов, делающих данный проект реалистичным и реализуемым. Два этих момента взаимообусловлены».

В качестве объекта проектирования, выступает, как правило, определенная педагогическая конструкция: технология, метод, содержание образования, учебная программа и т.д. Субъектом проектирования выступают педагог или группа специалистов. Средства проектирования, как любой деятельности, можно условно разделить на материальные и духовные.

Методы проектирования достаточно разнообразны, поскольку их использование зависит не только от проблемы и предмета проектирования, т.е. от объективных критериев, но и от особенностей самих субъектов, от того набора методов, которыми владеют конкретные проектировщики, что составляет основу субъектных критериев. Результатом проектирования является педагогический проект, функциональная специфика которого зависит от следующих условий: состояния среды, особенностей субъектов, занятых подготовкой конкретного проекта, функциональных связей между элементами проекта, возможностей его эффективного использования, ожидаемых результатов.

Теперь рассмотрим, в чем суть понятия моделирование. Моделирование считают методом научного исследования, широко применяется в педагогике. Данный метод является интегративным, так как он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций.

Основу моделирования представляет модель в трех видах: модель физическая, имеющая природу, сходную с оригиналом; модель вещественно-математическая, когда возможно математическое описание поведения оригинала; модель логико-семиотическая, состоящая из специальных знаков, символов и структурных схем.

Для описания эффективности моделирования в педагогику было введено специальное понятие - педагогическая валидность, которое близко к достоверности, адекватности, но не тождественно им. Педагогическую валидность обосновывают комплексно: концептуально, критериально и количественно, так как моделируются, как правило, многофакторные явления.

Необходимость владения методикой моделирования связана как с общим методом научного познания, так и с необходимостью решения психолого-педагогических задач.

В.В. Краевским [3] были сформированы основные положения педагогического моделирования, отраженного в следующих этапах:

1) вхождение в процесс и выбор методологических оснований для моделирования, качественное описание предмета исследования;

2) постановка задач моделирования;

3) конструирование модели с уточнением зависимости между основными элементами исследуемого объекта, определением параметров объекта и критериев оценки изменений этих параметров, выбор методик измерения;

4) исследование валидности модели в решении поставленных задач;

5) применение модели в педагогическом эксперименте;

6) содержательная интерпретация результатов моделирования.

Теперь обратимся к определению сущности, содержания и специфики конструирования.

Конструирование (от лат. CONSTRUO - строю, создаю) — процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчётов.

Конструирование в процессе обучения - это средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей обучаемых. Различают такие виды конструирования, как: умственное, представленное системой мыслительных операций; графическое как выполнение эскизов, схем и пр.; предметно-манипулятивное - в виде постройки опытного образца устройства практического назначения.

Проанализировав литературу по проблеме конструирования, мы часто встречали определение, носившее характер описания детского творчества или представляющий технологический процесс разработки моделей одежды или создания зданий и т.д.

В настоящее время существует множество подходов к конструированию в педагогике. Данный процесс рассматривается учёными с различных позиций.

Так, М.В. Буланова - Топоркова [1] видит педагогическое конструирование как создание конструкта, представленного в виде проекта. В свою очередь, проект приближает участников образовательного процесса к его использованию в конкретных реальных условиях образовательного процесса.

В.А. Сластёнин и И.Ф. Исаев [7] считают, что одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Они доказывают, что на этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности педагога, которые относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и программ действий своих и учащихся.

Ученые предлагают технологию конструирования педагогического процесса, которую представляют как единство технологии конструирования содержания, т.е. конструктивно-содержательную деятельность, или конструирование материальных средств, т.е. конструктивно-материальную деятельность в совокупности с деятельностью конструктивно-операциональной.

Все эти виды деятельности различаются по своему предмету. В каждой из них выделяются анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений. Продуктивность решения стратегических, тактических и оперативных задач в равной мере обуславливается качеством технологии конструирования вне зависимости от того, был проект как ее результат заранее зафиксирован на бумаге в форме плана, конспекта, или нет.

Психолог А.Е. Фомин [9] интерпретирует педагогическое конструирование следующим образом - психологически содержательное

педагогическое конструирование - это конструирование, включающее в себя актуализацию и применение психологических знаний в фазе определения замыслов учебного занятия. Следует согласиться с мнением ученого, что главным признаком при конструировании разных форм обучения, на который педагог должен опираться - общепринятые концепции учения и обучения, данные о соотношении обучения и развития дошкольников, достижения психологии мотивации учения, с прогнозируемыми затруднениями детей в процессе образовательной деятельности.

Конструирование педагогического процесса не может быть сведено к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств. Особенно важно для дошкольного образования осуществлять ориентацию на каждого ребенка в отдельности с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Подведем итог. Моделирование в виде создания модели - это разработка общей идеи, поскольку любая педагогическая деятельность начинается с цели. Поставленная цель заставляет задуматься о том, где и когда формируемые у учащихся или дошкольников качества будут востребованы, в каких условиях и как реализованы. Поставленная цель способствует возникновению идей, с помощью которых ее можно осуществить. Это позволяет спроектировать педагогический процесс. Проектирование как создание проекта представляет собой дальнейшую разработку созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Если модель составляется преимущественно мысленно, выполняя функцию установки, то проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды. А

конструирование, т.е. создание педагогического конструктора - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к использованию в конкретных условиях реальными участниками воспитательно-образовательных отношений.

Проектирование и моделирование, на наш взгляд, следует рассматривать как этапы конструирования, как часть конструкта, необходимого для построения образовательной траектории педагога. Моделирование - образец, проектирование - перспектива от цели до результата, а конструирование -технология создания образовательного конструкта как самостоятельной единицы образовательной системы.

Литература

1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

2. Генисаретский О.И. Деятельность проектирования и проектная культура //Предисловие к неизданной книге о проектной культуре 1994 г. http://prometa.ru/olegen/publ ications/26

3. Краевский, В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики / В. В. Краевский - М. : Знание, 1977. - 64 с.

4. Морева Н.А., Котов А.С., Проблемы конструирования собственной образовательной траектории педагогами дошкольного образования// Наука и школа. - 2013 - №2. - С. 10-13.

5. Прикот О.Г. Педагогическое проектирование как рабочий инструмент методической службы школы. / О.Г. Прикот // Методист : науч.-метод. журнал. 2002. - № 2. - С. 44-47.

6. Розенберг, Н.М. О сущности и возможностях применения дидактических показателей / Н.М. Розенберг // Сов. педагогика. 1985. № 5, - С. 3-9.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие М.: Академия, 2002.

- 576 с.

8. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. — [2-е издание, переработанное и дополненное]. — Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. — 270 с.

— (Материалы для педагогических размышлений).

9. Фомин А.Е. Психологические аспекты подготовки студентов к педагогическому конструированию: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. К., 2000. -21 с.

10. Яковлева Н.О. Проектирование как условие повышения качества образования //Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы науч. - практич. конф. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. Часть 1. - С. 382-384.

References

1. Bulanova-Toporkova M.V. Pedagogika i psihologija vysshej shkoly: uchebnoe posobie. Rostov n/D: Feniks, 2002. - 544р.

2. Genisaretskij O.I. Dejatel'nost' proektirovanija i proektnaja kul'tura //Predislovie k neizdannoj knige o proektnoj kul'ture 1994 g. http://prometa.ru/olegen/publications/26

3. Kraevskij, V. V. Sootnoshenie pedagogicheskoj nauki i pedagogicheskoj praktiki / V. V. Kraevskij - M. : Znanie, 1977. - 64 р.

4. Moreva N.A., Kotov A.S., Problemy konstruirovanija sobstvennoj obrazovatel'noj traektoriipedagogami doshkol'nogo obrazovanija//Nauka i shkola. -2013 - №2. - Р. 10-13.

5. Prikot O.G. Pedagogicheskoe proektirovanie kak rabochij instrument metodicheskoj sluzhby shkoly. / O.G. Prikot // Metodist : nauch.-metod. zhurnal. 2002. - № 2. - Р. 44-47.

6. Rozenberg, N.M. O sushhnosti i vozmozhnostjah primenenija didakticheskih pokazatelej / N.M. Rozenberg // Sov. pedagogika. 1985. № 5, - Р. 3-9.

7. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: Uchebnoe posobie M.: Akademija, 2002. -

576р.

8. Slobodchikov V. I. Ocherki psihologii obrazovanija. — [2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe]. — Birobidzhan: Izd-vo BGPI, 2005. — 270 s. — (Materialy dljapedagogicheskih razmyshlenij).

9. Fomin A.E. Psihologicheskie aspekty podgotovki studentov k pedagogicheskomu konstruirovaniju: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. K., 2000. -21р.

10. Jakovleva N.O. Proektirovanie kak uslovie povyshenija kachestva obrazovanija //Modernizacija obrazovanija: problemy i perspektivy: materialy nauch. - praktich. konf. Orenburg: Izd-vo OGPU, 2002. Chast' 1. - Р. 382-384.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.