Научная статья на тему 'Теоретические аспекты комплексного подхода к проведению организационных изменений'

Теоретические аспекты комплексного подхода к проведению организационных изменений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ / ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ / ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ / ELEMENTS OF THE ORGANIZATIONAL CHANGE PROCESS / STAGES OF THE ORGANIZATIONAL CHANGE / ORGANIZATIONAL CHANGE MANAGEMENT / THEORY OF THE ORGANIZATIONAL CHANGE / CHANGE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бухбиндер Римма Геннадьевна

В статье рассматриваются методики проведения организационных изменений, разработанные известными зарубежными исследователями. Выделяются важнейшие элементы проведения организационных изменений и анализируются методики по выбранным элементам. Предлагается авторский вариант программы проведения изменений в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of complex approach to organizational change

In the article the methods of providing organizational changes worked out by prominent foreign researchers are analyzed. The author pays attention to the most important elements of providing organizational change and analyses methods which suit the chosen elements the best. The author also suggests his own program of providing organizational changes.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты комплексного подхода к проведению организационных изменений»

снабжения в операционной системе логистики предприятия, структурную основу которой задают функциональные циклы логистики снабжения, производства и сбыта. При этом важно отметить, что основные положения бизнес-практики отечественных предприятий не соответствуют логистическим принципиальным допущениям, положенным в основу разработки программного обеспечения системы ЯР.

Тем не менее адаптация отечественных производственных предприятий, в частности предприятий автомобилестроения, к стандартам логистической деятельности на практике представляет собой задачу, решение которой имеет важное значение для экономики страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГавриловД.А. Управление производством на базе стандарта МЯР II. СПб.: Питер, 2002. 320 с.

2. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под ред. проф. В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2005. 976 с.

3. Организация, планирование и проектирование производства. Операционный менеджмент / С. Найджел и др. М.: ИНФРА-М, 2009. XXVI. 790 с.

4. Питеркин С.В., Оладов Н.А., Исаев Д.В. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-систем. М.: Альпина Паблишер, 2002. 368 с.

5. Российский статистический ежегодник. 2009: стат. сб. М.: Росстат, 2009. 795 с.

6. APICS dictionary / ed. by F. James. Cox, III, John H. Blackstone, Jr. Falls Church, VA: APICS, 1998. 104 р.

Р.Г. БУХБИНДЕР

Римма Геннадьевна Бухбиндер — аспирантка СПбГУЭФ.

В 2007 г. окончила Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.

Автор 7 публикаций.

Область научной специализации — менеджмент, организационные изменения.

^ ^ ^

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ПРОВЕДЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ*

Теория организационных изменений развивается на протяжении более чем пятидесяти лет. Об изменениях в организации как о процессе размораживания старых норм поведения, традиций и технологии и замораживания новых впервые заговорил К. Левин. Современные модели, начиная с 90-х годов XX в., сохраняют преемственность с классическими теориями изменений, но в то же время учитывают современные тенденции развития менеджмента, в частности в области человеческого капитала как основного фактора готовности организации к изменениям. Актуальным направлением развития данной теории является социально-психологический аспект, который акцентирован на социальные и поведенческие элементы изменений в организации. К примеру, если в моделях К. Левина [5] и Л. Грейнера [3] описывались процедуры формирования политики изменений, то современная модель Дж. Дак [1] концентрируется уже на описании поведения работников в процессе организационных изменений. Игнорирование социально-психологического аспекта изменений зачастую ставит под угрозу реальность их проведения и достижение тех целей, которые были поставлены руководством организации. Таким

ГРНТИ 06.81.12 © Р.Г. Бухбиндер, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.Е. Кантора.

образом, в настоящее время необходим комплексный подход к выработке программы организационных изменений, которая учитывала бы как классические модели, разработанные в 50-60-х годах, так и гуманистические модели 90-х годов, подчеркивающие значимость социально-психологического аспекта.

В результате проведенного нами детального анализа наиболее известных моделей организационных изменений были выделены их основные достоинства и недостатки. Значительная часть авторов выделяет такие элементы, как «необходимость признания проблемы», «поиск причин проблемы», «составление программы изменений», «работа с персоналом». В то же время в отдельных концепциях упускаются из виду следующие значимые элементы: «информирование персонала», «поддержка изменений руководством», «пилотное внедрение».

Обобщим рассмотренные нами модели организационных изменений с целью выявления наиболее значимых элементов организационных изменений (см. табл.).

Таблица

Определение значимых элементов организационных изменений

Элементы орг. изменений Автор подхода Осознание необходимости изменений, определение цели и задач изменений Поддержка руководством Сбор информации Инфор-мирова- ние и привлечение персонала Пилот лот-ное вне-дре-ние Преодоление сопротивления персонала Стимулирование определенного поведения персонала Наличие внешних консультантов Контроль дос-тиже-ния целей

К. Левин + + + +

Л. Грейнер + + + + + +

Дж. Дак + + + + + + +

Х. Рамперсад + + + + + + + +

Дж. Коттер + + + + + + +

На основе таблицы можно сделать ряд выводов. Так, все выбранные нами элементы являются значимыми при проведении организационных изменений. Наиболее спорным представляется критерий «наличие внешних консультантов». С одной стороны, приглашенный консультант имеет опыт работы с изменениями в организациях, обладает беспристрастным взглядом, способен своим появлением в организации показать персоналу, что процесс изменений запущен. С другой стороны, менеджеры, осуществляющие изменения, осведомлены о негласной иерархии в коллективе, лидерах, имеют налаженные контакты с персоналом, могут быть более заинтересованы в процветании организации, чем сторонний консультант. Исследователи сходятся в том, что осознание руководством необходимости изменений, определение их целей и задач являются ключевыми моментами в процессе организационных изменений. Значимость стимулирования нового поведения людей подтверждают большинство исследователей. Наиболее полно этот процесс описан у ученых-практиков (Дж. Дак, Х. Рамперсад, Дж. Коттер), поскольку у них была возможность анализировать процесс изнутри.

Комплексное исследование моделей, представленных в теории организационных изменений, позволило систематизировать их основные положения и смоделировать оптимальную программу проведения организационных изменений, включающую три этапа.

1. Подготовительный этап. Всегда предшествует внедрению глобальных изменений. Его важность подчеркивается всеми упомянутыми исследователями. Этот этап включает:

1.1. Принятие руководством того факта, что организации нужны изменения. Если руководители высшего уровня не заинтересованы в изменениях, значит, изменения не будут осуществлены. Если рядовые сотрудники видят незаинтересованность руководства в изменениях, то они не примут изменения всерьез.

1.2. Сбор и обработка важной для организации информации. Х. Рамперсад и Дж. Коттер подчеркивают необходимость получения информации, будь то внутренняя информация о показателях фирмы или успешности организации бизнес-процессов или внешняя информация о потребностях клиентов или изменении конкурентных позиций организации [2; 4]. Л. Грейнер предостерегает от преждевременного определения проблемы: в случае сбора неполной информации, проблема может быть определена неверно [3].

1.3. Определение целей, задач и программы изменений. Это самый важный элемент в процессе внедрения изменений. Без четко прописанного процесса изменений невозможно добиться понимания того, как осуществлять перемены. Необходимо установить сроки, цели и мероприятия по каждому этапу организационных изменений. Контроль за успешностью прохождения этапа изменений осуществляется различными методами: с помощью специально организованных групп (команда переходного периода у Дж. Дак [1], команда реформаторов

у Дж. Коттера [4]), собраний работников и руководителей организации, анализа экономических показателей (доля рынка, процент брака, прибыльность и др.).

1.4. Информирование персонала. Чем более доступна и понятна информация об изменениях, тем вероятнее принятие персоналом данных изменений. Если не информировать персонал официально — через Положения, лекции, собрания, то информация начнет распространяться неформальным путем посредством слухов. Открытый разговор между руководством и работниками, во-первых, дает работникам понять, что администрацию интересует их мнение, а во-вторых, позволяет передать всю информацию в неискаженном виде.

2. Внедрение изменений:

2.1. Проведение пилотных внедрений, т. е. внедрение изменений сначала в одном или в нескольких отделах. Во-первых, это позволит проследить реакцию персонала и его отношение к происходящим изменениям. Во-вторых, при сравнении результатов изменений в данном секторе с поставленными целями можно оценить правильность выбора мероприятий. В-третьих, пилотные испытания позволят избежать тех же проблем, но в больших масштабах. Постепенные и контролируемые изменения убеждают персонал в том, что руководство настроено довести до конца процесс изменений.

2.2. Обеспечение принятия персоналом изменений. Сопротивление людей переменам естественно и связано с рядом причин психологического, социального, экономического и другого характера, однако с этим можно и нужно бороться.

2.3. Внедрение изменений в организации. Когда программа изменений разработана и проверена пилотным внедрением, ошибки и недочеты учтены, персонал информирован, можно переходить к «массовому» внедрению изменений.

3. Мониторинг изменений. Дж. Коттер в качестве завершающего этапа изменений выделяет «институциона-лизацию новых подходов» как формулирование связей между новым осуществлением деятельности (или отдельных процессов) и финансовыми показателями компании [4].

Разработанную нами программу можно представить на рисунке в виде блок-схемы.

Рис. Программа организационных изменений

Таким образом, мы получили комплексную модель, которая содержит основные элементы классических моделей управления изменениями, такие как осознание руководством необходимости изменений, сбор информации и определение целей и задач изменений, а также элементы современных (гуманистических) моделей, включающие в себя информирование персонала об изменениях, привлечение персонала к работе над изменениями, а также проведение изменений на опытном участке.

Предложенная нами комплексная модель, сочетающая в себе процедурные аспекты, описываемые в классических моделях, и социально-психологические аспекты, включенные в гуманистические модели, будет способствовать успешному проведению организационных изменений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дак Дж. Д. Монстр перемен: причины успеха и провала организационных преобразований / пер. с англ. М.: Альпина, 2002. 315 с.

2. Рамперса Х. Универсальная система показателей: Как достигать результатов, сохраняя целостность / пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 352 с.

3. Greiner L. Pattern of Organizational Change // Harvard Business Review. 1967. May-June.

4. Kotter J.P. Leading Change: Why Transformation Efforts Fail // Harvard Business Review. 2007. Vol. 85. N 1. P. 96-103.

5. Lewin K. Field theory in social sciences. New York: Harper & Row, 1951.

Е.А. ВАРЛАКОВА

Екатерина Александровна Варлакова — соискатель кафедры английской филологии факультета иностранных языков РГПУ им. А.И. Герцена.

В 2006 г. окончила РГПУ им. А.И. Герцена.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — типология текста. ^ ^ ^

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ДЕТЕКТИВНОГО ТЕКСТА*

Концептуально-тематическая суть художественного текста реализуется тремя текстовыми универсалиями: «Человек», «Пространство» и «Время». Человек, с присущим ему внутренним миром и эмоционально-духовной сферой, закономерно оказывается в центре абсолютно антропоцентричного художественного текста и как субъект повествования, и как объект эстетического художественного познания, т. е. в качестве персонажа — «медиума авторского сознания» [3, с. 219]. Под образом персонажа традиционно понимают часть общей художественной структуры текста, особым способом организованную систему портретных описаний, сюжетных эпизодов, описаний действий и внутренних состояний, соотнесенных друг с другом в поверхностной структуре текста через общий семантический центр (антропоним) [там же, с. 231—232] и формируемых разнообразными словообразовательными, грамматическими, лексическими, синтаксическими и стилистическими языковыми средствами.

Минимальным эстетически значимым компонентом художественного текста, индуцирующим в воспринимающем сознании целостный художественный образ, включая образ персонажа, называют деталь, эстетическую активность которой связывают с характером семантической трансформации языковых единиц, реализующих

ГРНТИ 16.21.33 © Е.А. Варлакова, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра филол. наук, проф. И.А. Щировой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.