Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ И ВЕДУЩИХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ И ВЕДУЩИХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ / КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чигридова Елена Сергеевна

В результате теоретического анализа литературы и исследований по проблеме, мы выяснили какие жизненные ситуации, связанные с профессиональной деятельностью медицинского работника, могут стать «трудными» и с помощью каких копинг-механизмов, защит и ресурсов они могут быть преодолены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF STUDYING THE FEATURES OF DIFFICULT LIFE SITUATIONS AND LEADING COPING STRATEGIES IN MEDICAL WORKERS

As a result of a theoretical analysis of the literature and research on the problem, we found out which life situations related to the professional activities of a medical worker can become “difficult” and with the help of what coping mechanisms, defenses and resources they can be overcome.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ И ВЕДУЩИХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА»

сравнивая себя, например, как Kollegah с осенними листьями: «wir sterben so wie Blätter im Herbst... wir wissen, dass wir nach dem Tod dem Schöpfer begegnen» („Herbst"). В песне „Leben" Azad обдумывает, какой дорогой он идет и молится о благословении - «Ich überlege, welchen Weg ich gehe und ich bete um Segen». Автор рассуждает о том, что несмотря на все трудности, встречающиеся на пути, он делает свое дело «Ich mach mein Ding». Обращения к Богу мы встречаем у Bushido („Es tut mir Leid"): «Lieber Gott, sag mir bitte, was ich machen soll».

Песни о любви в репертуаре рэперов встречаются также как и песни, включающие высказывания о социальных проблемах, значительно реже, чем песни о воспевании собственных достоинств. Так из 300 проанализированных текстов 52 посвящены жизни и проблемам общества, хотя справедливости ради, следует отметить, что данная тема затрагивается и в других текстах. Об отношениях с женщинами и о любви к «слабому полу» повествуют рэперы только в 36 текстах, тема любви к своим детям и родителям встречается в 18 текстах, и только 2 песни представляют собой разговор с Богом. Такую статистику мы объясняем исторически сложившимися условиями жанра, которые предполагают воспевание собственных достоинств, восхваление себя и оскорбление противника.

Библиографический список:

1. Тичер, С. Методы анализа текста и дискурса [Текст] / С. Тичер, М. Мейер, Р. Водак, Е. Ветер; пер. с англ.; науч. ред. канд. филол. наук А. А. Киселева. - Харьков : Гуманитарный центр, 2009. - 356 с.

2. Шилина, Н. А. Трансформация маскулинности в российском обществе (социокультурный анализ) [Текст] / Н. А. Шилина. - Ростов-н/Д., 2005. - 181 с.

3. Connell, R. W. Hegemonic masculinity : rethinking the concept ^xt] / R. W. Connell, J. W. Messerschmidt // Gender & Society. - Vol. 19. - № 6. - December. - 2005. - S. 829-859.

4. Jäger S. Kritische Diskursanalyse: eine Einführung [Тех^] / S. Jäger. - Münster : Unrast, 2004. - 404 S.

5. Krekow, S. Das neue HipHop-Lexikon [Теxt] / S. Krekow, J. Steiner, M. Taupitz. - Berlin : Schwarzkopf & Schwarzkopf Verlag GmbH, 2003. - 570 s.

© А.Н. Маслова, О.Н. Кошелева, 2022

УДК 159.99

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ И ВЕДУЩИХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У МЕДИЦИНСКИХ

РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Чигридова Елена Сергеевна Chigridova Elena Sergeevna

Студент Student

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный университет» Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Saint-Petersburg State University" Санкт-Петербург, Россия Saint Petersburg, Russia

THEORETICAL ASPECTS OF STUDYING THE FEATURES OF DIFFICULT LIFE SITUATIONS AND LEADING COPING STRATEGIES IN MEDICAL WORKERS

Аннотация. В результате теоретического анализа литературы и исследований по проблеме, мы выяснили какие жизненные ситуации, связанные с профессиональной деятельностью медицинского работника, могут стать «трудными» и с помощью каких копинг-механизмов, защит и ресурсов они могут быть преодолены.

Abstrac. As a result of a theoretical analysis of the literature and research on the problem, we found out which life situations related to the professional activities of a medical worker can become "difficult" and with the help of what coping mechanisms, defenses and resources they can be overcome.

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, копинг-стратегии, профессиональная деятельность медицинских работников, кризисная ситуация, стратегии преодоления.

Key words: difficult life situation, coping strategies, professional activities of medical workers, crisis situation, coping strategies.

Работа в сфере здравоохранения - является одной из самых востребованных, и в тоже время ответственной в нашем обществе. А это, в свою очередь, подразумевает: высокий уровень нагрузок, постоянную работу познавательных процессов, выносливость и профессионализм.

Врачи, медсёстры и другой медицинский персонал - «ресурс», восстанавливающий и уравновешивающий общество. Но для этого, они большую часть своего времени должны проводить в медицинских учреждениях, полностью погружаясь и отдаваясь работе. Для этого, медицинский персонал должен быть готов к работе в любое время суток, в чрезвычайных ситуациях, должен быть способен справляться с большим объёмом рабочей нагрузки и стрессом, причём все эти факторы могут негативно сказаться на их производительности и качестве трудовой жизни. [1, с. 98].

К тому же, часто медицинские работники могут столкнуться в профессиональной и личной жизни с ситуациями, которые могут нарушить их адаптивный потенциал. Это трудные жизненные ситуации, пандемии глобального масштаба, которые предполагают мобилизацию большого количества психологических, физических ресурсов, которые могут быть снижены в процессе напряжённой профессиональной деятельности медика [2, с. 114].

Что же представляет собой «трудная жизненная ситуация»? Ф.Е. Василюк такую ситуацию называет критической. По его мнению, это ситуация, когда человек не может реализовать и проявить свои ресурсы и возможности (ценности, мотивы, стремления и т.п.). А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделяют понятие «трудная ситуации жизнедеятельности» - ситуация, характеризующаяся дисбалансом между задачами и личными возможностями и (или) мотивами и условиями среды, при этом эта дисгармония вызывает психическую напряженность у человека. Обобщая приведённые понятия, можно говорить о том, что трудная жизненная ситуация - условия, которые в настоящее время имеют доминирующее значение для личности, вызывающие негативные эмоции и состояния [3, с. 98-101; 4, с. 200-202].

Выделяют следующие виды трудных ситуаций: в деятельности, в социальном взаимодействии и внутри личности. Также, критические ситуации различаются по: по возрасту субъекта (детские, подростковые, юношеские, взрослые); по характеристикам (индивидуальные, групповые, семейные); по реакции субъекта (адекватные или неадекватные, то есть активизирующие или тормозящие потенциал человека); по уровню адаптации (активные, пассивные, приспособления) [1, с. 99].

Трудные ситуации всегда являются субъективными, поскольку каждый человек обладает разным набором психологических и физических ресурсов, что предполагает введение и рассмотрение индивидуальных предикторов, иллюстрирующих различные степени тяжести переживаний у разных людей. Подобные жизненные перипетии требуют от личности адаптации к новым условиям, в ином случае - это может привести к личностным, поведенческим, психическим нарушениям [5, с. 11].

Для трудной жизненной ситуации характерно:

•напряженность;

•решение личностью какой-то задачи;

•необходимость изменения привычного поведения и жизнедеятельности.

Субъективные проявления подобных трудных ситуаций проявляются в: стрессовых реакциях и состояниях; переживаниях о невозможности соответствовать новым требованиям, неопределенности перспектив. К тому же, критические ситуации провоцируют внутриличностный конфликт между интересами личности или её интересами и интересами общества. Это, в сою очередь, побуждает человека искать и выбирать новые пути достижения цели. Таким образом, подобные острые ситуации представляют собой в определённой мере «переломный момент», который выражается в социальной, личностной и эмоциональной нестабильности человека [5, с. 18; 6, с. 20].

В преодолении трудных жизненных ситуаций важную роль играет осознание человеком таких ситуаций. Такое осознание детерминируется следующими факторами:

•поведенческим (побуждает человека к осознанию того, что привычные образцы поведения являются неэффективными и неадаптивными в подобных ситуациях);

•когнитивным (человек приходит к пониманию, что его знаний, умений, навыков недостаточно для преодоления ситуации);

•витальным (выражается в субъективном ощущении и переживании невозможности пребывания в этой ситуации);

•экзистенциальным (человек эмоционально опустошён, это вынуждает его переосмыслить собственные ценности) [7, с. 74].

Решение кризисных ситуаций требует формирования новых моделей поведения, информационных и когнитивных систем, развития новых способностей самоконтроля и восполнение собственных ресурсов. Х. Ремшмидт выделяет следующие этапы в процессе преодоления трудностей:

1) Первоначальная оценка ситуации, включающая эмоциональные и когнитивные элементы.

2) Оценивание собственных возможностей - возможно при поддержки окружающих людей. При этом, на этом этапе осуществляется расширенная оценка и происходит подбор и развитие новых стратегий преодоления трудностей.

3) Третичная оценка проблема на основании уже пережитых неудач или новой информации: новую постановка задачи и новые альтернативы поведения [8, с. 2-4].

Каким образом критические ситуации могут быть преодолены? Каждый из нас отличается индивидуальными особенностями, которые и определяют линию нашего поведения в подобных

ситуациях. Однако, объединяя различные паттерны поведения в кризисных ситуациях, можно представить следующие стратегии преодоления, выделенные С. Хобфоллом:

1. Активная «Ассертивные действия» - комплекс действий, при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, при этом, не пренебрегая интересами окружающих.

2. Просоциальная «Вступление в социальный контакт» - преодоление критических моментов, заключающийся в поиске поддержки во взаимодействии с социумом.

3. Просоциальная «Поиск социальной поддержки» - когда действия человека направлены на поиск поддержки от своего социального окружения.

4. Пассивная «Осторожные действия» - стратегия поведения, предполагающая уход от решения проблем.

5. Прямая «Импульсивные действия» - действия, совершаемые под влиянием аффекта, которые, соответственно, являются нерациональными и из-за которых человек часто испытывает чувство вины.

6. Пассивная «Избегание» - совладание с ситуацией с помощью ухода от конфликта.

7. Непрямая «Манипулятивные действия» - совокупность действий, которые предполагают преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определённых состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором собственных целей.

8. Асоциальная «Асоциальные действия» - поведение и поступки, выходящие за рамки социальных норм и прав поведения людей.

9. Асоциальная «Агрессивные действия» - любые формы поведения, предполагающие причинение кому-либо или чему-либо физического или психологического ущерба [9, с. 112-115].

Л.И. Анцыферова в своих трудах рассматривает в качестве основных стратегий совладания: стратегии приспособления и преобразующие, которые предполагают изменения индивидом собственного поведения и отношения к происходящей ситуации) [10, с. 26].

Что касается трудных жизненных ситуаций у медицинских работников, то по данным исследований 61,3% медработников отметили, что часто пребывают в состоянии беспокойства и тревожности, из-за: материального неблагополучия, производственно-профессиональных проблем, жилищно-бытовой неустроенности и здоровья своих близких.

Для медицинских сестер, кризисными факторами стали: уровень заработной платы (26,3%), психологический климат в коллективе (24,8%), территориальная близость к дому (27%). Помимо этого, в качестве критических факторов выделяют: стиль руководства (6%), социальные гарантии - 2,1%, рациональное питание на рабочем месте - 2,6%, соблюдение режима работы - 4,6%, сохранение здоровья - 0,5%, жилищные условия - 6,1% респондентов.

По другим данным, материальным положением не удовлетворены 90,0 % медицинских работников; проведением отпуска и своего досуга - 60,8 % и 54,6 % соответственно; жилищно-бытовыми условиями - 45,2%; содержанием работы - 29,7%; взаимоотношениями с администрацией - 23,2 % и отношениями с коллегами - 9,2 % респондентов [5, с. 205].

Помимо этого, для медиков среднего звена трудности вызывает реформирование и реорганизация системы здравоохранения. В результате реформирования соотношение числа среднего медицинского персонала к числу врачей в нашей стране (2:15) значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира (в Канаде - 4:7; Норвегии - 4:4; Ирландии - 4:7; Дании - 5:6), что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи. Такой кадровый дисбаланс сопровождается принижением роли сестринского персонала в лечебном процессе, функции которого сводятся к выполнению технической работы, а также к выполнению функций младшего медицинского персонала, что приводит к почти полному исчезновению категории младшего медицинского звена и снижению функциональной работоспособности среднего звена [10, с. 29].

Условия труда также могут повлиять на формирование трудной жизненной ситуации у медицинского персонала. И именно медицинский персонал среднего звена имеет высокий риск по развитию профессиональных заболеваний: заболевания верхних дыхательных путей - 25%, заболевания костно-мышечной системы - 23%, сердечно-сосудистой системы - 13% и по 12% - патология желудочно-кишечного тракта и гинекологические заболевания [6, с. 21].

Работа медицинского персонала среднего звена характеризуется большой эмоциональной напряжённостью, связанной с необходимости постоянной «включенности» в переживания больного, что в свою очередь, может привести к развитию тревоги, в отношении возможных последствий. Подобная постоянная эмоциональная напряжённость, может провоцировать хронификацию эмоциональных нарушений и может служить предпосылкой развития синдрома эмоционального выгорания. Ситуация достигает пиковых значений ещё и за счёт того, что медицинским сестрам одновременно приходится участвовать в решении собственных жизненных проблем, что является одним из факторов, влияющих на здоровье и качество жизни [11, с. 29-30].

Таким образом, решая не только профессиональные, но и личностные кризисные ситуации, медицинским работникам приходится использовать различные приёмы психологической защиты,

которые могут разрушительным образом сказаться на взаимоотношениях с больным: медик дистанцируется от больных тем самым, становясь менее эмпатичными, в ином случае, профессиональная деятельность медиков может стать причиной эмоциональных нарушений, профессиональных деструкций, а это приводит к возникновению трудной жизненной ситуации.

Библиографический список:

1. Трифонова Е.А. Стратегии совладания со стрессом и соматическое здоровье человека: теоретические подходы и эмпирические исследования // Психология. - 2015. - №9. - С. 96-108.

2. Бухтияров И.В. Профессиональный стресс в результате сменного труда как фактор риска нарушения здоровья работников / И.В. Бухтияров, М.Ю. Рубцов, О.И. Юшкова // Научные обзоры. -2017. - №18. - С. 110-121.

3. Куприянчук Е.В. Психологические «копинг-стратегии преодоления» трудных жизненных ситуаций // Приволжский научный вестник. - 2014. - №12(40). - С. 94-102.

4. Фельдман И.Л. Копинг-стратегии и защитные механизмы в развитии личностного самопознания медицинских работников // Вестник ТГУ. - 2015. - С. 200-206.

5. Петраш М.Д. Психофизиологический потенциал и ресурсы профессионального развития медицинских работников // Медицинская психология в России. - 2014. - Т. 6 № 1(24). - С. 1-22.

6. Руженков В.А. Факторы, обусловливающие качество жизни медицинских работников / В.А. Руженков, Е.А. Сергеева, У.С. Москвитина // Ме-дицинские новости. - 2015. - №10. - С. 19-23.

7. Родионова В.И. Социальная работа среди актуальных профессий в усло-виях развития пандемии / В.И. Родионова, Е.А. Сысоева // Научно-практические исследования. - 2020. - 5-9 (28). - С. 73.76.

8. Сафиуллина Л.А. Профессиональный стресс и синдром выгорания у медицинских работников // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 4. - С. 2-5.

9. Бухтияров И.В. Профессиональный стресс в результате сменного труда как фактор риска нарушения здоровья работников / И.В. Бухтияров, М.Ю. Рубцов, О.И. Юшкова // Научные обзоры. -2017. - №18. - С. 110-121.

10. Руженков В.А. Качество жизни медицинских работников / В.А. Ружен-ков, Е.Л. Сергеева, У.С. Москвитина // Научные ведомости. - 2014. - № 18 (161). - С. 23-32.

11. Фельдман И.Л. Особенности копинг-стратегий и защитных механизмов у медицинских работников // Известия Саратовского Университета. - 2014. - Т. 9 №3. - С. 78-83.

УДК 321.01

РЕАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: НА ПРИМЕРЕ ПРИДНЕСТРОВЬЯ

Бобкова Елена Михайловна Bobkova Elena Michailovna

Доктор социологических наук, профессор Doctor of sociological sciences professor Заведующая кафедрой социологии и социальных технологий Head of Department of the sociology and social technologies department,

ПГУ им. Т.Г. Шевченко PSU named after T.G. Shevchenko Тирасполь, Молдова Tiraspol, Moldova Короткова Ольга Александровна Korotkova Olga Alexandrovna Аспирантка Социологического института РАН (Санкт-Петербург), преподаватель кафедры социологии и социальных технологий Postgraduate student of the Sociological Institute of the Russian Academy of Sciences (SPb),

teacher of the sociology and social technologies department

ПГУ им. Т.Г. Шевченко PSU named after T.G. Shevchenko Тирасполь, Молдова Tiraspol, Moldova

IMPLEMENTATION OF POWER FUNCTIONS OF STATE INSTITUTIONS AND ACTIVITIES OF CIVIL SOCIETY: ON THE EXAMPLE OF TRANSNISTRIUM

Аннотация. В статье представлены отдельные стороны взаимодействия институтов власти и гражданского общества в непризнанном государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.