Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В ТЕКСТАХ РЭПЕРОВ ГЕРМАНИИ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В ТЕКСТАХ РЭПЕРОВ ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС-АНАЛИЗ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / РЭП

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маслова Антонина Николаевна, Кошелева Ольга Николаевна

В статье рассматриваются содержательно- идеологические высказывания, как один из аспектов дискурсивного анализа, определяются основные темы, представляющие отношение немецких рэперов к окружающей действительности и выражающие их идеологические представления. Проводится тематический и стилистический анализ текстов песен, указываются различия в использовании лексики в зависимости от тематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Маслова Антонина Николаевна, Кошелева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC AND IDEOLOGICAL STATEMENTS IN THE TEXTS OF THE GERMAN RAPPERS

The article deals with content-ideological statements as one of the aspects of discursive analysis, defines the main themes representing the attitude of German rappers to the surrounding reality and expressing their ideology. The thematic and stylistic analysis of the lyrics is carried out, the differences in the use of vocabulary depending on the subject are indicated.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В ТЕКСТАХ РЭПЕРОВ ГЕРМАНИИ»

контролируется. Это предварительное условие для защиты основополагающих принципов равенства возможностей и социальной справедливости.

Принятие рыночных механизмов и предоставление стандартизированных решений проблем, стоящих перед образованием во всем мире, могут привести к формам исключения и дискриминации.

Для развития демократических институтов, способных внедрять инновации и находить более структурированные ответы на вызовы, стоящие перед системами образования во всем мире наиболее эффективно рассматривать образование именно как общественное благо. Общественные блага способствуют развитию инструментов демократии участия и уделяют больше внимания сетям солидарности между гражданами и группами, чтобы преодолеть более утилитарный и индивидуалистический подходы к образованию.

Говоря про частный сектор в сфере образования необходимо признать положительный вклад. Негосударственные субъекты могут играть определенную роль, если они способны работать с гражданами и государственными учреждениями в разработке новых способов достижения общих социальных целей. Необходима разработка и внедрение инновационных форм сотрудничества, направленных на разработку более устойчивых систем, основанных на видении образования, рассматриваемого не только как движущую силу экономического развития, но и как общественное усилие, с помощью которого отдельные лица, сообщества и общества могут стать более конкурентоспособными.

Список литературы.

1. Яковлева, Н. Г. Образование в России: общественное благо или коммерческая услуга? / Н. Г. Яковлева // Социологические исследования. - 2018. - № 3(407). - С. 149-153.

2. Plonka M. Public goods and the fourth industrial revolution: inclusive models of finance, distribution and production / United Kingdom, London: Taylor & Francis Ltd - 2022 - 256 p.

3. Иродов, М. И. Высшее образование в цифровой экономике / М. И. Иродов, Ю. В. Коречков // Вестник евразийской науки. - 2018. - Т. 10. - № 1. - С. 13.

4. Клячко, Т. Л. Образование в России и мире. Основные тенденции / Т. Л. Клячко // Образовательная политика. - 2020. - № 1(81). - С. 26-42.

УДК 81-23

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В ТЕКСТАХ

РЭПЕРОВ ГЕРМАНИИ

Маслова Антонина Николаевна Maslova Antonina Nikolaevna

кандидат филологических наук, доцент Candidate of Philology, assistant professor Астраханский государственный университет Astrakhan State University Астрахань, Россия Astrakhan, Russia Кошелева Ольга Николаевна, Kosheleva Olga Nikolaevna кандидат филологических наук, доцент Candidate of Philology, assistant professor Астраханский государственный медицинский университет

Astrakhan State Medical University Астрахань, Россия Astrakhan, Russia

SEMANTIC AND IDEOLOGICAL STATEMENTS IN THE TEXTS OF THE GERMAN RAPPERS

Аннотация. В статье рассматриваются содержательно- идеологические высказывания, как один из аспектов дискурсивного анализа, определяются основные темы, представляющие отношение немецких рэперов к окружающей действительности и выражающие их идеологические представления. Проводится тематический и стилистический анализ текстов песен, указываются различия в использовании лексики в зависимости от тематики.

Abstract. The article deals with content-ideological statements as one of the aspects of discursive analysis, defines the main themes representing the attitude of German rappers to the surrounding reality and expressing their ideology. The thematic and stylistic analysis of the lyrics is carried out, the differences in the use of vocabulary depending on the subject are indicated.

Ключевые слова: дискурс-анализ, идеологическая оценка, рэп.

Key words: discourse analysis, ideological assessment, rap.

Дискурс-анализ как метод изучения движения информации в тексте является междисциплинарной областью знания затрагивающей лингвистику, психологию, социологию, стилистику, философию и другие науки. Именно поэтому тексты в рамках дискурс-анализа рассматриваются с точки зрения их институциональных рамок, образов авторов и адресатов, а также содержательно идеологических высказываний, на которых остановимся подробнее на примере текстов песен в стиле рэп на немецком языке.

Согласно З. Егеру, практически в каждом фрагменте дискурса находятся основания для идеологических оценок, учитывая понимание общества, осознанный образ человека, точки зрения на новые технологии, вопросы экологии, ожидаемое развитие будущего, вопросы человеческого существования и т.д. Подобные «сгущения» внутри собственной дискурсивной позиции могут представлять важные «маркеры» для интерпретации и заслуживают особого внимания [Jäger, 2004, с. 184]. Тексты рэперов не являются исключением, поскольку авторы также рассматривают подобные проблемы, давая им свою оценку. В проанализированных текстах рэперов не содержатся высказывания по проблемам экологии, но образ человека, его существование в настоящий момент и в будущем находят свое отражение в текстах.

Рассмотрим темы, которые представляют собой отношение рэперов к окружающей их действительности, выражая его идеологические представления.

Излюбленной темой рэперов является тема жизни, которая включает в себя рассуждения о социальных проблемах, таких как национальная принадлежность, безработица, алкогольная и наркотическая зависимость, отношения в семье, воспитание детей. Bushido рассуждает о вышеназванных проблемах в песне „Asche zu Asche" «Die Gewalt steigt ...Aggression im Kopf...», но кроме того он расширяет круг социальных проблем, говоря о наркотиках и проституции: «Drogen, Prostitution ist meine Generation» и задает вопрос, кто же виноват: «Wer hat Schuld?». Помимо данных проблем автор делает акцент на проблемах подрастающего поколения в песне „Stimme der Nation": «die Kinder haben keinen Schulabschluß, keinen Sinn, keinen Job, und sie scheißen drauf, unsere Kinder dealen Crack, fressen Pillen, ziehen Koks und lieben Rap». Продолжает тему воспитания детей Azad в песне „Tage des Regens": «Die Hoffnung stirbt. Väter auf Alk. Gewalt ist überall hier. Wenig Perspektiven, viele ohne Ziele ... Probleme sind zu groß.» и приходит к выводу, что именно тяжелые жизненные условия делают детей жестокими «Kein Wunder, dass Herz in ihnen später so kalt ist». Не обходит стороной в своем творчестве предложенную тему и рэпер Kollegah в песне „Ein Junge weint hier nicht": «(die Eltern) hauen sich täglich.. .Eltern sind arbeitslos. Die Welt ist kalt. Immer nur Streit. Das Geld ist knapp. Schläge hab ich viel kassiert. », когда родители ежедневно дерутся ребенку не остается ничего другого, кроме как идти на улицу «deshalb zieh ich es vor, in den Straßen rumzutreiben.nachts rumgehangen.das härtet ab. Das Leben macht mich aggressiv». Проблемы отношений в семье раскрывает также Sido в песне „Augen auf": «Mama war nur selten da. keiner hat aufgepasst. Jenny war draußen mit der Clique». Рэпер говорит о том, что семьи, где детям мало уделяется внимания, приводят их к нравственному падению: «mit 12 fing sie zu trinken an. mit 13 ging auf Partys. mit 18 schminken wie 'ne Nutte, dann Extasy, Kokain, ficken aufm Weiberklo», в другой семье при тех же условиях возникают похожие проблемы: «er raucht mit 6, kifft mit 8 und ist mit 10 besoffen». В припеве рэпер призывает родителей заметить проблемы их детей: «Hey. Mama mach die Augen Auf! Hey. Papa mach die Augen auf». Fler также обращает внимание слушателей на то, что дети погружаются в криминальную среду: «Die Kinder werden kriminell. das Leid und die Gewalt nimmt hier sein Lauf» („Meine Straße"). О социальных проблемах «больного общества» говорит и Kool Savas, что обозначено в названии песни „Krank": «Wir sind alle krank!». В данном тексте мы находим подробное перечисление проблем, волнующих рэпера: «Lügen, Drogen, Hystеrie, Krieg, Eltern, Ärger, Arbeit und Psychiatrie». В каждой строчке данной песни автор называет явления, которые делают наше общество больным: «Gier, Ignoranz, Herzlosigkeit, Neid, Gefühlskälte, Depression, Volksverdummung, Rassentrennung». Таким образом, в одной песне рэпер охватывает большинство существующих на сегодняшний день социальных проблем, давая им свою оценку - «das ist krank». В данном тексте такие явления как использование оружия, употребление и распространение наркотиков рассматриваются как нездоровые проявления общества и оцениваются негативно, однако не стоит забывать, что рэперы, как правило, хвалятся своими достижениями в этих областях.

Тема жизни неразрывно связана с темой любви, хотя подобные тексты встречаются значительно реже. Следует отметить, что тексты внутри данной группы можно разделить на тексты о любви к женщине, к матери и к своим детям. Такие тексты отличаются большей степенью лиричности, в них используется гораздо меньшее количество грубой лексики, и не столь явно подчеркивается собственное превосходство. Песни, посвященные любимым девушкам рэперов, несколько отличаются по стилю и построению текста: в них практически отсутствуют восхваления себя, оскорбления противника и его родственников, практически не используется ненормативная лексика. В песне „Leben" Azad признается, что его жизнь - это его женщина, без которой он не существовал бы вовсе «Ohne dich würd's mich nicht geben.du bist mein Leben». О своей возлюбленной поет и MC Rene в одноименной песне, признавая, что

сделал бы для нее все «Ich würde alles für dich tun». Абсолютно идентичное выражение мы встречаем в тексте Sido „Nein!": «Baby, Ich würde alles für dich tun». Bushido в песне „Schau mich an" с большим чувством говорит о девушке «Du warst meine Kerze», он сожалеет, что она ушла «Es ist deine Schuld, dass letzte bisschen Hoffnung in mir stirbt» и, хотя в расставании рэпер обвиняет свою девушку «Der ganze Scheiß liegt an deinem Stolz... Du bist hart geworden», он признается ей в любви «Ich liebe dich!». Признание в любви мы встречаем также в песне „Schmetterling": «du bist ein Engel. Du bist die Sonne, die am Himmel scheint. Ich lieb dich. Du bist mein Schatz». В песне „Augenblick" Bushido предстает перед поклонниками вовсе не как гангста-рэпер, образ которого ему близок, а как мужчина, готовый от безысходности сломать стену голыми руками: «Ich hau ein Loch in die Wand mit der blanken Faust». Автор настолько боится потерять свою любимую, что решается признаться в том, что он вот-вот заплачет: «mir kommen die Tränen». Как мы уже говорили, такое действие не подходит под общепризнанный в обществе стереотип, что мужчины не плачут, кроме того данное признание противоречит всем критериям «крутости», которую демонстрируют представители хип-хоп культуры. В данной песне мы не находим ни одного грубого слова, что доказывает любовь рэпера: «Diese Frau ist etwas Besonderes. die Mutter meiner Kinder». О любви с самого детства к девушке рассказывает Azad („Du bist der Wahnsinn"): «Du bist die, für die ich da bin. Meine Nummer Eins». Оригинальное восхищение женщиной мы находим в тексте Kool Savas „Komm mit mir", выраженное сравнением с машинами: «Du bist Hummer wie ein Hummer. Du bist süß wie ein Mini mit 'ner Figur wie ein 6-er. du strahlst und scheinst wie die Felgen». Рэпер с помощью игры слов выражает невозможность существования по отдельности: «Du bist meine Ghini ohne Lambor, Fer ohne rari», «du bringst die Sonne in mein Leben wie ein Cabrio». В итоге Kool Savas сравнивает их любовь с дизелем: «Unsere Liebe ist wie ein Diesel», видимо, такая она стремительная, мощная, крепкая.

Однако когда чувства заканчиваются и любовь проходит, в песнях рэперов это находит свое отражение: появляются грубая лексика, нелестные высказывания в адрес женщин: «Ich mach auf Arschloch und lass sie mich hassen. Ich gehe mit Paar Weibern jeden Samstag aus. Sie interessiert sich dafür nicht, die ignorante Ziege». Такую картину нам рисует в песне „Sie bleibt" Sido, который изначально был влюблен „Ich war so verliebt, die Welt hat sich nur noch um sie gedreht". В песне, исполненной совместно с Cassandra Steen, Bushido признается, что ему очень тяжело расставаться, но он просит девушку подарить ее жизнь другому мужчине: «Es tut mir Leid. Es fällt mir unendlich schwer. Schenke dein Leben einem anderen Mann. Steh auf und geh ohne mich».

Только лишь в трех песнях мы находим рассуждения рэперов о любви к детям - Sido поет о своем сыне, называя его частью себя („Ein Teil von mir"), Azad рассказывает о своей дочери („Mein Licht"), Bushido называет себя ангелом для всех детей, который за ними наблюдает („Engel"). Как видно уже из названий, дети для рэперов имеют большое значение, что подтверждается в текстах, в т.ч. и отсутствием нецензурной лексики (искл. Verdammt „Ein Teil von mir"). Azad готов на все ради своей дочери: «Ich werde mich kümmern um dich. Ich würde für dich gehen durchs Feuer». Как любящий отец Azad предостерегает свою дочь от жизненных трудностей, признается ей в любви, ласково при этом называя 14 разными словами: «Ich liebe dich, Engel... Meine Welt. Mein Schatz. Das Beste, was ich habe. Mein Stern. Mein Kern. Meine kleine Blume. Mein Kind. Mein Licht. Mein Leben. Mein Alles. Meine Sonne. Mein Leib. Meine Prinzessin». Sido также как и предыдущий исполнитель признается в любви своему сыну. Для обращения к своему сыну автор использует 5 слов - Mein Sohn, Mein Fleisch, Mein Blut, ein Teil von mir, Mini-Me. Bushido, затрагивая такую социальную проблему как конфликт между мужем и женой, говорит, что он ангел, который страдает вместе с ребенком, и друг, который его сопровождает: «Glaub daran, dass dieser Engel hier dich lieb hat». Таким образом, мы можем сделать вывод, что рэперы, у которых есть дети, готовы преступить законы сценического жанра, чтобы выразить свою любовь к своим детям.

Говоря о любви к детям, мы не можем не затронуть такую тему, как любовь к родителям, а чаще всего к матери рэпера. Данную тему мы обнаружили также в 15 текстах из 300. Песня „Für dich (Mama)" представляет собой признание в любви матери: «Ich liebe Dich. Die schönste Frau auf dieser Welt. der einzige Mensch, dem ich alles anvertraut habe. eine starke Frau. für dich gib ich mein letztes Hemd und Ruhm!». Kollegah, затрагивая тяжелое социальное положение семьи, признается, что его мама и его сестра - это все, что у него есть, и ради своей маленькой семьи он, как и другие рэперы, готов на все: «Ihr seid alles, was ich hab, meine kleine Familie. Wenn euch je einer Schaden will, wird ich ihn kalt erschießen» („Alles was ich hab"). Samy Deluxe в песне „Omas Song" говорит о том, что для своей бабушки он был и останется любимым внуком: «Ich bin und bleib dein Lieblingsenkel».

Кроме вышеперечисленных тем мы выделяем в репертуаре рэперов тему обращения к Богу. И хотя только 2 из 300 песен составлены в форме молитвы, многие тексты содержат в себе однократное обращение ко Всевышнему с какой-либо просьбой. Так Azad в песне „Ich bete zu dir" просит уберечь его дочь, помочь слабым и бедным, просит прощения и благодарит Бога за его милость. Sido также благодарит Бога, что видно уже из названия песни „Danke" и, раскаиваясь, просит прощения за свои поступки и мысли: «Es tut mir Leid - verzeih mir. Danke für Deine Güte», хотя сам исполнитель не считает данную песню молитвой, а лишь благодарностью: «Das hier ist kein Gebet, ich will nur Danke sagen». Рэперы размышляют в своих произведениях о своем земном существовании и о смерти,

сравнивая себя, например, как Kollegah с осенними листьями: «wir sterben so wie Blätter im Herbst, wir wissen, dass wir nach dem Tod dem Schöpfer begegnen» („Herbst"). В песне „Leben" Azad обдумывает, какой дорогой он идет и молится о благословении - «Ich überlege, welchen Weg ich gehe und ich bete um Segen». Автор рассуждает о том, что несмотря на все трудности, встречающиеся на пути, он делает свое дело «Ich mach mein Ding». Обращения к Богу мы встречаем у Bushido („Es tut mir Leid"): «Lieber Gott, sag mir bitte, was ich machen soll».

Песни о любви в репертуаре рэперов встречаются также как и песни, включающие высказывания о социальных проблемах, значительно реже, чем песни о воспевании собственных достоинств. Так из 300 проанализированных текстов 52 посвящены жизни и проблемам общества, хотя справедливости ради, следует отметить, что данная тема затрагивается и в других текстах. Об отношениях с женщинами и о любви к «слабому полу» повествуют рэперы только в 36 текстах, тема любви к своим детям и родителям встречается в 18 текстах, и только 2 песни представляют собой разговор с Богом. Такую статистику мы объясняем исторически сложившимися условиями жанра, которые предполагают воспевание собственных достоинств, восхваление себя и оскорбление противника.

Библиографический список:

1. Тичер, С. Методы анализа текста и дискурса [Текст] / С. Тичер, М. Мейер, Р. Водак, Е. Ветер; пер. с англ.; науч. ред. канд. филол. наук А. А. Киселева. - Харьков : Гуманитарный центр, 2009. - 356 с.

2. Шилина, Н. А. Трансформация маскулинности в российском обществе (социокультурный анализ) [Текст] / Н. А. Шилина. - Ростов-н/Д., 2005. - 181 с.

3. Connell, R. W. Hegemonic masculinity : rethinking the concept ^xt] / R. W. Connell, J. W. Messerschmidt // Gender & Society. - Vol. 19. - № 6. - December. - 2005. - S. 829-859.

4. Jäger S. Kritische Diskursanalyse: eine Einführung [Тех^] / S. Jäger. - Münster : Unrast, 2004. - 404 S.

5. Krekow, S. Das neue HipHop-Lexikon [Теxt] / S. Krekow, J. Steiner, M. Taupitz. - Berlin : Schwarzkopf & Schwarzkopf Verlag GmbH, 2003. - 570 s.

© А.Н. Маслова, О.Н. Кошелева, 2022

УДК 159.99

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ И ВЕДУЩИХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У МЕДИЦИНСКИХ

РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Чигридова Елена Сергеевна Chigridova Elena Sergeevna

Студент Student

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный университет» Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Saint-Petersburg State University" Санкт-Петербург, Россия Saint Petersburg, Russia

THEORETICAL ASPECTS OF STUDYING THE FEATURES OF DIFFICULT LIFE SITUATIONS AND LEADING COPING STRATEGIES IN MEDICAL WORKERS

Аннотация. В результате теоретического анализа литературы и исследований по проблеме, мы выяснили какие жизненные ситуации, связанные с профессиональной деятельностью медицинского работника, могут стать «трудными» и с помощью каких копинг-механизмов, защит и ресурсов они могут быть преодолены.

Abstrac. As a result of a theoretical analysis of the literature and research on the problem, we found out which life situations related to the professional activities of a medical worker can become "difficult" and with the help of what coping mechanisms, defenses and resources they can be overcome.

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, копинг-стратегии, профессиональная деятельность медицинских работников, кризисная ситуация, стратегии преодоления.

Key words: difficult life situation, coping strategies, professional activities of medical workers, crisis situation, coping strategies.

Работа в сфере здравоохранения - является одной из самых востребованных, и в тоже время ответственной в нашем обществе. А это, в свою очередь, подразумевает: высокий уровень нагрузок, постоянную работу познавательных процессов, выносливость и профессионализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.