Научная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ'

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
260
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / СТРАТЕГИИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / СИТУАЦИИ ВЫЗОВА / ПОТЕРИ / УГРОЗЫ ПОТЕРИ / ПЕРИОД СРЕДНЕЙ И РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шагарова И. В.

Статья посвящена изучению возрастных особенностей копинг-поведения сотрудников коммерческой организации в стрессовых ситуациях. Определены наиболее стрессогенные ситуации - это ситуации «вызова» и «угрозы потери». В ситуациях профессионального стресса сотрудники чаще всего используют активные стратегии копинга, а также положительного истолкования и личностного роста. Редко используются деструктивные стратегии, отрицание и обращение к религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE-RELATED FEATURES OF COPING BEHAVIOR OF EMPLOYEES OF THE ORGANIZATION IN STRESSFUL SITUATIONS

The article is devoted to the study of age-related situations in the professional activities of employees of a commercial organization that cause stress. The most stressful situations are identified - these are situations of “challenge” and “threat of loss”. In situations of professional stress, employees most often use active coping strategies, as well as positive interpretation and personal growth. Destructive strategies, denial and conversion to religion are rarely used.

Текст научной работы на тему «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ»

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2022. № 1. С. 53-60. УДК 159.9.072

DOI: 10.24147/2410-6364.2022.1.53-60

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ

И. В. Шагарова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Статья посвящена изучению возрастных особенностей копинг-поведения сотрудников коммерческой организации в стрессовых ситуациях. Определены наиболее стрессогенные ситуации - это ситуации «вызова» и «угрозы потери». В ситуациях профессионального стресса сотрудники чаще всего используют активные стратегии копинга, а также положительного истолкования и личностного роста. Редко используются деструктивные стратегии, отрицание и обращение к религии.

Ключевые слова: копинг-поведение; стратегии копинг-поведения; профессиональный стресс; ситуации вызова, потери, угрозы потери; период средней и ранней взрослости.

AGE-RELATED FEATURES OF COPING BEHAVIOR OF EMPLOYEES OF THE ORGANIZATION IN STRESSFUL SITUATIONS

I. V. Shagarova

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

The article is devoted to the study of age-related situations in the professional activities of employees of a commercial organization that cause stress. The most stressful situations are identified -these are situations of "challenge" and "threat of loss". In situations of professional stress, employees most often use active coping strategies, as well as positive interpretation and personal growth. Destructive strategies, denial and conversion to religion are rarely used.

Keywords: coping behavior; coping behavior strategies; professional stress; situations of challenge, loss, threat of loss; the period of middle and early adulthood.

Деятельность человека в профессиональной сфере является неотъемлемой частью его жизни. Она включает, с одной стороны, многочисленные возможности для удовлетворения разного рода потребностей, для профессионального роста и самореализации. С другой стороны, профессиональная деятельность становится источником стресса для человека.

Проблема стресса в профессиональной деятельности человека настолько велика, что на нее обратила внимание Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). В Глобальном плане действий ВОЗ по здоровью работников акцентируется необходимость профилактики ряда профессиональных заболеваний и состояний, среди которых обозначен профес-

© Шагарова И. В., 2021

сиональный стресс и его последствия для здоровья. Ряд нозологических форм (болезненные формы с определенной этиологией, однозначным патогенезом, характерной клинической и патологоанатомической картиной), связанных с реакцией человека на профессиональные стресс-факторы, включены в перечень производственно обусловленных заболеваний (work-related diseases) по МКБ-10. Стресс рассматривается как клинический вариант расстройств адаптации (F 43.21) [1]. В ряде медицинских исследований получены убедительные данные о том, что стресс оказывает влияние на риск развития различных психосоматических заболеваний [2-4].

Е. П. Беклемищев и В. В. Касаткин описывают схему развития заболевания человека в результате действия профессиональных стресс-факторов. Они отмечают, что в целом стрессовые условия приводят к росту психического напряжения, что, в свою очередь, вызывает дезорганизацию высших психических функций - внимания, памяти, логического мышления, воли. В результате этого падает производительность труда. Длительное пребывание в подобных условиях нарушает нервно-эндокринную саморегуляцию организма. Сначала проявляются симптомы хронического переутомления, появляется слабость и раздражительность, мышечная напряженность. Человек начинает мучиться из-за бессонницы, у него снижается настроение. Затем наблюдаются обратимые нарушения функций какого-либо органа или системы организма - у человека фиксируется психосоматическое или функциональное заболевание. После этого наступает этап, на котором формируются необратимые изменения структуры органа - органическое заболевание. В свою очередь, это заболевание затрудняет выполнение человеком профессиональных обязанностей и становится дополнительным стрессовым фактором. Таким образом, образуется порочный круг: профессиональная дезадаптация - хроническое переутомление - функциональное заболевание - органическое заболевание - дезадаптация. При этом каждое предыдущее звено усиливает действие последующего [2].

В научной литературе, как зарубежной, так и отечественной, используются два понятия - «организационный стресс» и «профессиональный стресс». Они совпадают, но не пересекаются полностью. Согласно Н. Е. Водопьяновой, организационный стресс - это психическое напряжение, связанное с необходимостью преодолевать трудности, обусловленные плохой организацией условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей, с поиском нестандартных решений в форс-мажорных обстоятельствах. В основе организационного стресса - реакция работника на организационно-производственную ситуацию. Общим признаком и одновременно общей причиной данной разновидности стресса выступает наличие конфликта между требованиями организации и ожиданиями работника с одной стороны и реальными возможностями сотрудника - с другой [3].

Профессиональный стресс - это реакция, которая возникает в ответ на трудности и специальные требования профессии и определяется личными притязаниями, субъективным образом профессионального развития и самоутверждением работника [4; 5].

В. А. Бодров также настаивает на специфике понятия «профессиональный стресс» и рассматривает его в том же ключе, что и А. Б. Леонова. По его мнению, данное понятие отражает особенности состояния стресса (причины, проявления и последствия), которые возникают при проведении различных видов профессиональной деятельности. В связи с этим важно не только изучать организационные формы и условия выполнения деятельности на рабочих местах, но также анализировать особенности проявления стресса в зависимости от специфики профессии. Один из ключевых аспектов, в отношении которых описывается развитие стресса в профессиональной деятельности, - это профессиональная среда [6]. Позиция данных авторов представляется нам вполне оправданной, однако в большинстве работ, посвященных рассматриваемой теме, специфика этих понятий не проявляется столь явно. В данном исследовании мы также не будем жестко разграничивать понятия организационного и профессионального стресса, отдавая предпочтение термину «профессиональный стресс», как наиболее широкому по своему значению.

Исследования профессионального стресса тесно связаны с изучением стрессовых ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью личности. Разработанная Р. Лаза-русом классификация стрессовых ситуаций, на наш взгляд, может быть применима к проблеме профессионального стресса. Такой же точки зрения придерживается Н. Е. Водопьянова [3].

Р. Лазарус выделяет три типа стрессовых ситуаций: это ситуация утраты, ситуация угрозы утраты, ситуация вызова [6]. Первый тип представляет собой травмирующую потерю кого-либо или чего-либо, что имеет большое личное значение. Второй тип требует от человека больших копинг-усилий, активизации адаптационных возможностей. Третий тип требует для адаптации сложных и потенциально рискованных стратегий преодоления.

Таким образом, при изучении проблемы профессионального стресса необходимо рас-

сматривать и способы совладания с ним, т. е. стретегии копинг-поведения.

С. К. Нартова-Бочавер дает такое определение понятию копинга: «Копинг есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями» [7, с. 21].

В широком смысле копинг включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера - попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. От простого приспособления ко-пинг отличают дополнительные условия (внешние - характеризуют саму задачу, внутренние - представляют собой психологические характеристики субъекта) [8].

Психологическое предназначение копин-га, по словам С. К. Нартовой-Бочавер, состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации и погасить стрессовое действие последней. «Главная задача копинга - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями» [7, с. 21].

Как отмечает В. А. Бодров, преодоление обычно нацелено на поиск адекватных способов изменения связи между субъектом и условиями внешней среды или на снижение его эмоциональных переживаний и дистресса [9; 10]. Копинг-поведение «проявляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях в форме различных стратегий противодействия стрессогенным факторам или стрессовым реакциям» [9, с. 123].

Копинг-поведение реализуется посредством совокупности копинг-стратегий, которые использует личность в трудной жизненной ситуации. Выбор стратегии преодоления зависит от многих факторов. Исследователи называют, в частности, адаптационный потенциал человека, профессиональные, ген-дерные, возрастные факторы [3; 11].

Необходимо отметить недостаточную изученность возрастных аспектов профессионального стресса и копинга. Известно, что на выбор копинг-стратегий оказывает влияние возраст человека, на что указывают В. А. Бодров [9; 10], Т. Л. Крюкова [12], С. К. Нартова-Бочавер [7] и др. Что же касается возрастных аспектов проблемы профессионального стресса, то на это указывает Н. Е. Водопьянова. Со-

гласно мнению автора, «возраст и стаж работы имеют неоднозначные связи с выраженностью разных стресс-синдромов, что не позволяет прямо сопоставить характерные стресс-синдромы для определенных возрастных или профессиональных групп» [3, с. 125]. Следовательно, исследование возрастных особенностей стратегий копинга в ситуациях профессионального стресса нуждается в доработке и уточнении.

Таким образом, целью исследования стало определение возрастных различий стрессовых ситуаций и стратегий совладания с ними в профессиональной деятельности сотрудников организации.

Исследование проводилось на базе одной из организаций г. Омска, деятельность которой связана с вопросами комплексного оснащения жилых и промышленных объектов узлами учета тепловой энергии, системами горячего и холодного водоснабжения, системами отопления.

Выборка исследования, которую составили 48 сотрудников организации, не занимающие руководящих должностей, была разделена на две возрастные группы в соответствии с возратной периодизацией Д. Б. Бромлей [13]. Первая группа - 20 сотрудников в возрасте 21-25 лет (период ранней взрослости), стаж работы которых составляет от 2 до 5 лет; вторая группа - 28 сотрудников 25-40 лет (период средней взрослости), стаж работы которых составляет от 5 до 12 лет.

Таким образом, гипотезой исследования стало предположение о том, что существуют значимые возрастные различия стрессовых ситуаций и стратегий их преодоления в профессиональной деятельности сотрудников организации.

Исследование проводилось с использованием авторской анкеты для изучения содержания стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности, для определения их типа, также использовались шкала оценки стрессогенности профессионально-трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте («Типичные ПТС»)» Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Стар-ченковой и методика Ч. Карвера, М. Шейера и Дж. Вейнтрауба (в адаптации Л. И. Демен-тий) для определения копинг-стратегий в ситуациях профессионального стресса. Для обработки результатов исследования применялся ^-критерий Манна - Уитни.

На первом этапе исследования были определены стрессовые ситуации, с которыми сталкиваются сотрудники организации. Для реализации этой задачи использовалась авторская анкета: сотрудникам предлагалось назвать минимум три ситуации, которые, по их мнению, были трудными и вызывали стресс на рабочем месте. В итоге было названо 38 стрессовых ситуаций, которые по их содержанию были распределены на три группы в соответствии с определениями Р. Лаза-руса: ситуации вызова, угрозы потери и потери [6]. В результате содержательного анализа и определения частоты их упоминания было выделено две ситуации, относящиеся к типу ситуаций вызова: «агрессия, грубость, не-

Для определения частоты указания различных ситуаций, относящихся к трем типам, выделенным Р. Лазарусом, сравнивалось ко-

сдержанность коллег, заказчиков, клиентов» и «нетактичное, несправедливое и предвзятое отношение руководства». К классу ситуаций угрозы потери были отнесены «сбои в работе из-за нарушений в постановке задач (неполнота исходных данных, неточность в формулировках, постановка невыполнимых задач и т. д.)», а также «опоздания сотрудников, болезни, уклонение от работы, отсутствие на рабочем месте». Тип ситуаций потери был представлен «сверхурочной работой по вечерам и выходным» и «выполнением "чужой" работы без вознаграждения».

Частота встречаемости стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности представлена в табл.1.

личество сотрудников, отметивших данную ситуацию в качестве стрессовой в своей работе (рис. 1).

Таблица 1

Стрессовые ситуации в профессиональной деятельности, их типы и частота встречаемости

Стрессовая ситуация в профессиональной деятельности Тип ситуации Количество лиц, назвавших ситуацию, %

Сверхурочная работа по вечерам и выходным Ситуация потери 14

Выполнение «чужой» работы без вознаграждения Ситуация потери 10

Сбои в работе из-за нарушений в постановке задач (неполнота исходных данных, неточность в формулировках, постановка невыполнимых задач и т. д.) Ситуация угрозы потери 24

Опоздания сотрудников, болезни, уклонение от работы, отсутствие на рабочем месте Ситуация угрозы потери 14

Агрессия, грубость, несдержанность коллег, заказчиков, клиентов Ситуация вызова 23

Нетактичное, несправедливое и предвзятое отношение руководства Ситуация вызова 15

Рис. 1. Количество сотрудников, указавших конкретный тип стрессовой ситуации

Таким образом, наибольшее число сотрудников указывают ситуации угрозы потери и ситуации вызова как наиболее стрессо-генные в своей работе.

Для исследования оценки уровня стресса в ситуациях, с которыми сталкиваются со-

трудники организации, использовалась методика «Типичные ПТС» Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой. При исследовании индекса стрессогенности рассматриваемых ситуаций были получены следующие данные (рис. 2, табл. 2).

25

20

15

ф о

□ период ранней взрослости

□ период средней взрослости

2 3

Типичные ситуации

4 5 6

профессионального стресса

Рис. 2. Индекс стрессогенности типичных ситуаций в профессиональной деятельности у сотрудников в период ранней и средней взрослости: цифрами обозначены типы ситуаций: 1 - сверхурочная работа по вечерам и выходным; 2 - опоздания сотрудников, болезни, уклонение от работы, отсутствие на рабочем месте; 3 - агрессия, грубость, несдержанность коллег, заказчиков, клиентов; 4 - выполнение чужой работы без вознаграждения; 5 - сбои в работе из-за нарушений в постановке задач (неполнота исходных данных, неточность в формулировках, постановка невыполнимых задач и т. д.); 6 - нетактичное, несправедливое и предвзятое отношение руководства

5

0

1

Таким образом, на рис. 2 показано, что самый высокий уровень стресса у сотрудников организации вызывают ситуации «агрессия, грубость, несдержанность коллег, заказчиков, клиентов» и «нетактичное, несправедливое и предвзятое отношение руководства», относящиеся к типу ситуаций вызова. Это ситуации, которые требуют для адаптации сложных и потенциально рискованных стратегий преодоления. По-видимому, данные ситуации связаны с наибольшими трудностями в совладании с ними. Можно предположить, что это ситуации, в которых затруднительно использовать прямые способы преодоления и которые требуют дополнительных ресурсов.

Менее стрессогенными для сотрудников оказались ситуации угрозы потери: «сбои в работе из-за нарушений в постановке задач (неполнота исходных данных, неточность в формулировках, постановка невыполнимых задач и т. д.)» и «опоздания сотрудников, болезни, уклонение от работы, отсутствие на рабочем месте». Это ситуации, которые требуют от человека больших копинг-усилий, активизации адаптационных возможностей. По-видимому, разрешение данных ситуаций возможно с некоторыми усилиями, поэтому уровень стресса в них ниже, чем в предыдущем типе ситуаций.

Обобщение данных по типам ситуаций дало следующие результаты (табл. 2).

Таблица 2

Уровень стрессогенности ситуаций потери, угрозы потери и вызова у сотрудников в период ранней и средней взрослости

Тип ситуации Период ранней взрослости Период средней взрослости

Среднее значение, балл Стандартное отклонение, балл Среднее значение, балл Стандартное отклонение, балл

Ситуация потери 37,84 15,6 38,96 15,5

Ситуация угрозы потери 36,84 13,1 40,12 11,6

Ситуация вызова 40,26 12,8 44,63 13,0

Результаты показали, что в целом сотрудники в период средней взрослости выше оценивают уровень срессогенности во всех типах ситуаций. Данный факт можно объяснить возрастными особенностями и стажем работы: по-видимому, сотрудники в период средней взрослости в большей степени осведомлены о зонах своей ответственности, более внимательно относятся к выполнению своих трудовых функций, чем более молодые сотрудники. Следовательно, встречая трудности при выполнении своей работы, они в большей степени подвержены переживаниям и воздействию стресса. Кроме того, можно предположить, что более долгое пребывание в стрессогенных условиях оказывает негативное влияние на степень напряжения и уровень стресса данных сотрудников.

Данные, представленные в табл. 2, только подтвердили данные о более высоком уровне стресса в ситуациях вызова, но также указали на тот факт, что менее всего сотрудники первой возрастной группы (период ранней взрослости) оценивают уровень стресса в ситуациях угрозы потери, а сотрудники второй возрастной группы (период средней взрослости) -ситуацию потери.

Применение статистического ^-критерия Манна - Уитни показало отсутствие значимых различий в уровне стресса как отдельных ситуаций, так и обобщенных типов (вызова, потери, угрозы потери).

Следующим этапом исследования стало определение стратегий совладания с ситуациями профессионального стресса. При исследовании копинг-стратегий использовался опросник Ч. Карвера (в адаптации Л. И. Де-ментий).

Результаты исследования показали следующее (табл. 3).

Та б л иц а 3

Стратегии копинг-поведения сотрудников организации

Стратегия копинг-поведения Среднее значение, балл Стандартное отклонение, балл

Активный копинг 10,7 2,7

Планирование 10,9 2,3

Поиск активной общественной поддержки 10,7 3,1

Поиск эмоциональной общественной поддержки 10,6 2,4

Подавление конкурирующей деятельности 11,0 2,1

Обращение к религии 7,3 2,5

Положительное истолкование и рост 11,5 2,9

Сдерживание 10,9 1,6

Принятие 10,4 2,5

Фокус на эмоциях и их выражение 10,4 2,8

Отрицание 8,7 2,2

Ментальное отстранение 10,1 2,8

Поведенческое отстранение 8,5 2,5

Использование алкоголя и наркотиков 7,1 2,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юмор 9,5 2,6

Согласно полученным результатам, в целом сотрудники организации наиболее активно используют такие копинг-стратегии, как «Положительное истолкование и рост», «Активный копинг» и «Планирование». Реже всего используются стратегии «Обращение к религии», «Отрицание» и «Использование алкоголя и наркотиков». Таким образом, в ситуациях профессионального стресса сотрудники организации склонны к активному поведению при решении проблем, возникающих в их работе, планированию своей деятельности для того, чтобы избегать возникновения проблем. Необходимо отметить, что сотрудники склонны извлекать полученный опыт при возникновении подобных проблем в будущем, а также использовать его для профессионального и личностного роста.

Сотрудники организации не склонны проявлять деструктивные стратегии копинга,

отрицать существование проблем, избегать решения возникающих трудностей в работе, а также использовать способы отвлечения при преодолении профессионального стресса.

14 |-

период ранней взрослости период средней взрослости

2 0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Стратегии копинг-поведения

Исследование возрастных различий показало следующие результаты (рис. 3).

12

g 10 СП

ю

<D

ние 8

С4

6

Рис. 3. Копинг-профиль сотрудников в период ранней и средней взрослости: 1 - активный копинг; 2 - планирование; 3 - поиск активной общественной поддержки; 4 - поиск эмоциональной общественной поддержки; 5 - подавление конкурирующей деятельности; 6 - обращение к религии; 7 - положительное истолкование и рост; 8 - сдерживание; 9 - принятие; 10 - фокус на эмоциях и их выражение; 11 - отрицание; 12 - ментальное отстранение; 13 - поведенческое отстранение; 14 - использование алкоголя и наркотиков; 15 - юмор

Результаты определения возрастных различий и их значимости показали следующее. На рис. 3 видно, что сотрудники в период средней взрослости более склонны к использованию активных стратегий копинга. Так, они чаще, чем сотрудники в период ранней взрослости, используют стратегии активного копинга ^ = 290,5 при р < 0,05), планирования ^ = 310,5 при р < 0,05), поиска активной общественной поддержки ^ = 312,0 при р < 0,05), положительного истолкования и роста (П = 314,5 при р < 0,05). Вместе с тем менее выраженной (по сравнению с более молодыми сотрудниками) является стратегия отрицания (П = 292,5 при р < 0,05). Таким образом, сотрудники обеих возрастных групп в ситуации профессионального стресса демонстрируют активное поведение, направленное на решение проблем, они не склонны избегать решения существующих проблем. Однако более активными при совладании со стрессовыми ситуациями в профессиональ-

ной деятельности являются сотрудники второй возрастной группы (период средней взрослости), они также в большей степени склонны обращаться за советом и помощью к другим сотрудникам или руководителю, извлекать опыт из сложившихся ситуаций, рассматривать их как источник для профессионального и личностного роста.

Подводя итог проведенному исследованию, можно заключить, что его результаты подтвердили существование возрастных различий в способах решения проблем и стратегиях преодоления профессионального стресса. Было также показано, что сотрудники организации склонны указывать на одни и те же ситуации в качестве стрессовых и примерно одинаково оценивать их уровень стресса.

В качестве дальнейших перспектив исследования возрастных различий копинг-пове-дения в ситуациях профессионального стресса возможно привлечение других возрастных групп, сравнение ситуационного содержания у рядовых сотрудников и руководящего зве-

на, а также изучение других факторов стратегий копинга в ситуациях профессионального

стресса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Измеров Н. Ф., Бухтияров И. В., Прокопенко Л. В., Шиган Е. Е. Реализация глобального плана действий ВОЗ по охране здоровья работающих в Российской Федерации // Медицина труда и промышленная экология. -2015. - № 9. - С. 4-10.

2. Беклемищев Е. П., Касаткин В. В. Технология адаптации личности государственного служащего к его профессиональной деятельности (профилактика стресса и коррекция его последствий) // Известия ТРТУ. Технические науки. - 1999. - № 1. - С. 111113.

3. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. - СПб. : Питер, 2009 - 336 с.

4. Леонова А. Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. - 2004. - № 2. -С. 75-85.

5. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. - 2000. - № 3. - С. 421.

6. Бодров В. А., Обознов А. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости че-

ловека-оператора // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21, № 4. - С. 32-40.

7. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18, № 5. - С. 20-29.

8. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15, № 1. - С. 3-16.

9. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Ч. 1. «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27, № 1. - С. 122-133.

10. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М. : ПЕР СЭ, 2006. -650 с.

11. Черемискина И. И., Нагриняк Н. А. Профессиональный стресс и копинг-стратегии у сотрудников торговой компании // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2019. - № 12. -С. 161-170.

12. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. - Кострома : Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. - 296 с.

13. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости. - М. : Эксмо, 2005. - 416 с.

Информация о статье Дата поступления 6 декабря 2021 Дата принятия в печать 25 февраля 2022

Сведения об авторе

Шагарова Ирина Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: ishagarova @yandex.ru.

Для цитирования

Шагарова И. В. Возрастные особенности совладающего поведения сотрудников организации в стрессовых ситуациях // Вестник Омского университета. Серия «Психология». -2022. - № 1. - С. 53-60. - DOI: 10.24147/ 2410-6364.2022.1.53-60.

Article info

Received December 6, 2021 Accepted February 25, 2022

About the author

Shagarova Irina Viktorovna - PhD in

Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of General and Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: ishagarova@yandex.ru.

For citations

Shagarova I.V. Age-Related Features of Coping Behavior of Employees of the Organization in Stressful Situations. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2022, no. 1, pp. 53-60. DOI: 10.24147/2410-6364.2022.1.53-60. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.