Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ТРУДНЫМ ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ТРУДНЫМ ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
615
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / КРИЗИС / СОВЛАДАНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ВОСПИТАННИКИ ПРИЮТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова Надежда Николаевна, Никишов Сергей Николаевич, Осипова Ирина Станиславовна, Баляев Сергей Иванович

Введение. В статье рассматривается проблема психологической адаптации подростков к трудным жизненным ситуациям. Анализируются сложившиеся теоретические подходы к пониманию феномена психологической адаптации, рассматриваются понятия «трудная жизненная ситуация», «критическая ситуация». Особое внимание уделяется анализу психологической специфики совладающего поведения подростков. Группа испытуемых, находящихся в трудной жизненной ситуации, была сформирована из воспитанников ГКУСО РМ «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда». Материалы и методы. В ходе эмпирического исследования были использованы проективные методики «Психологическая автобиография» Л. Ф. Бурлачука и Е. Ю. Коржовой и «Человек под дождем» А. Абрамса и А. Эмчина. Для обработки полученных эмпирических данных применялись методы математической статистики: U-критерий Манна - Уитни и критерий φ* - угловое преобразование Фишера. Результаты исследования. По результатам проведенного эмпирического исследования большинству подростков двух групп оказалось свойственно проявление в сложных жизненных ситуациях пассивности, недостатка энергии, скованности, ригидности, что в целом подтверждает слабую представленность в копинг-поведении подростков проблемно-ориентированных копинг-стратегий. Обсуждение и заключение. Воспитанникам приюта оказались свойственны депрессивные состояния, возможно, детерминированные неблагоприятной социальной ситуацией, в которой они оказались и в которой они с большой долей вероятности могут испытывать депривацию поддержки со стороны значимых людей. На основании осуществленного исследования сформулированы психологические рекомендации по повышению эффективности психологического совладания подростками с трудными жизненными ситуациями, которые могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов - в профессиональном консультировании и психокоррекции, в работе педагога-психолога, школьного психолога и других специалистов. В указанных рекомендациях учтена прежде всего важность развития у подростков проблемно-ориентированных копинг-стратегий на основе объективного и критического анализа причинно-следственных связей трудных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Морозова Надежда Николаевна, Никишов Сергей Николаевич, Осипова Ирина Станиславовна, Баляев Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF TEENAGERS TO DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Introduction. The article deals with the problem of psychological adaptation of adolescents to difficult life situations. The existing theoretical approaches to understanding the phenomenon of psychological adaptation are analyzed, the concepts of “difficult life situation”, “critical situation” are considered. Particular attention is paid to the analysis of the psychological specifics of the coping behavior of adolescents. The group of subjects who are in a difficult life situation was formed from pupils of the State Committee for Education and Science of the Republic of Moldova “Republican social shelter for children and adolescents ‘Nadezhda’ ”. Materials and Methods. In the course of the empirical study the following methods have been used: the projective method “Psychological autobiography” by the authors L. F. Burlachuk and E. Yu. Korzhova, the projective method “Man in the rain” by the authors A. Abrams and A. Emchin. To process the obtained empirical data, methods of mathematical statistics were used: the Mann - Whitney U-criterion and the φ* criterion - Fisher’s angular transformation. Results. According to the results of the empirical study, most adolescents of the 2nd group were characterized by the manifestation of passivity, lack of energy, stiffness, rigidity in difficult life situations, which generally confirms the weak representation of problem-oriented coping strategies in the coping behavior of adolescents. Discussion and Conclusion. The pupils of the orphanage turned out to be characterized by depressive states, possibly determined by the unfavorable social situation in which they found themselves, and in which they are most likely to experience deprivation of support from significant people. On the basis of the study carried out, psychological recommendations have been formulated to improve the effectiveness of adolescents’ psychological coping with difficult life situations, which can be used in the professional activities of psychologists - in professional counseling and psychocorrection, in the work of a teacher-psychologist, school psychologist and other specialists. These recommendations take into account, first of all, the importance of developing problem-oriented coping strategies in adolescents based on an objective and critical analysis of the cause-and-effect relationships of difficult situations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ТРУДНЫМ ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ»

Психология

Psychology

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.060.022.202204.459-476

УДК 615.851.13-057.875

H. H. Морозова1, С. Н. Никишов2, И. С. осипова3, С. И. Баляев4

i2 3 4Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. п. Огарёва (Саранск, Россия)

1 e-mail: nnm2605@yandex.ru 2e-mail: serg-n79@yandex.ru 3e-mail: isosipova@yandex.ru 4e-mail: balyaevsi@mail.ru

Особенности психологической адаптации подростков к трудным жизненным ситуациям

Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема психологической адаптации подростков к трудным жизненным ситуациям. Анализируются сложившиеся теоретические подходы к пониманию феномена психологической адаптации, рассматриваются понятия «трудная жизненная ситуация», «критическая ситуация». Особое внимание уделяется анализу психологической специфики совладающего поведения подростков. Группа испытуемых, находящихся в трудной жизненной ситуации, была сформирована из воспитанников ГКУСО РМ «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда». Материалы и методы. В ходе эмпирического исследования были использованы проективные методики «Психологическая автобиография» Л. Ф. Бурлачука и Е. Ю. Коржовой и «Человек под дождем» А. Абрамса и А. Эмчина. Для обработки полученных эмпирических данных применялись методы математической статистики: U-критерий Манна - Уитни и критерий ф* - угловое преобразование Фишера.

Результаты исследования. По результатам проведенного эмпирического исследования большинству подростков двух групп оказалось свойственно проявление в сложных жизненных ситуациях пассивности, недостатка энергии, скованности, ригидности, что в целом подтверждает слабую представленность в копинг-поведении подростков проблемно-ориентированных копинг-стратегий.

Обсуждение и заключение. Воспитанникам приюта оказались свойственны депрессивные состояния, возможно, детерминированные неблагоприятной социальной ситуацией, в которой они оказались и в которой они с большой долей вероятности могут испытывать депривацию поддержки со стороны значимых людей. На основании осуществленного исследования сформулированы психологические рекомендации по повышению эффективности психологического совладания подростками с трудными жизненными ситуациями, которые могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов - в про© Морозова Н. Н., Никишов С. Н., Осипова И. С., Баляев С. И., 2022

фессиональном консультировании и психокоррекции, в работе педагога-психолога, школьного психолога и других специалистов. В указанных рекомендациях учтена прежде всего важность развития у подростков проблемно-ориентированных копинг-стратегий на основе объективного и критического анализа причинно-следственных связей трудных ситуаций. Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, подростки, психологическая адаптация, кризис, совладание, копинг-стратегии, воспитанники приюта.

Для цитирования: Морозова Н. Н., Никишов С. Н., Осипова И. С., Баляев С. И. Особенности психологической адаптации подростков к трудным жизненным ситуациям // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2022. Т. 22, № 4. С. 459-476. DOI: 10.15507/20789823.060.022.202204.459-476.

Nadezhda N. Morozova1, Sergey N. Nikishov2, Irina S. Osipova3, Sergey I. Balyaev4

12 3 4National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia)

1 e-mail: nnm2605@yandex.ru

2 e-mail:serg-n79@yandex.ru

3 e-mail:isosipova@yandex.ru 4 e-mail: balyaevsi@mail.ru

The Peculiarities of Psychological Adaptation of Teenagers to Difficult Life Situations

Abstract

Introduction. The article deals with the problem of psychological adaptation of adolescents to difficult life situations. The existing theoretical approaches to understanding the phenomenon of psychological adaptation are analyzed, the concepts of "difficult life situation", "critical situation" are considered. Particular attention is paid to the analysis of the psychological specifics of the coping behavior of adolescents. The group of subjects who are in a difficult life situation was formed from pupils of the State Committee for Education and Science of the Republic of Moldova "Republican social shelter for children and adolescents 'Nadezhda' ".

Materials and Methods. In the course of the empirical study the following methods have been used: the projective method "Psychological autobiography" by the authors L. F. Burlachuk and E. Yu. Korzhova, the projective method "Man in the rain" by the authors A. Abrams and A. Emchin. To process the obtained empirical data, methods of mathematical statistics were used: the Mann - Whitney U-criterion and the 9* criterion - Fisher's angular transformation. Results. According to the results of the empirical study, most adolescents of the 2nd group were characterized by the manifestation of passivity, lack of energy, stiffness, rigidity in difficult life situations, which generally confirms the weak representation of problem-oriented coping strategies in the coping behavior of adolescents.

Discussion and Conclusion. The pupils of the orphanage turned out to be characterized by depressive states, possibly determined by the unfavorable social situation in which they found themselves, and in which they are most likely to experience deprivation of support from significant people. On the basis of the study carried out, psychological recommendations have been formulated to improve the effectiveness of adolescents' psychological coping with difficult life situations, which can be used in the professional activities of psychologists - in professional counseling and psychocorrection, in the work of a teacher-psychologist, school psychologist and other specialists. These recommendations take into account, first of all, the importance of developing problem-oriented coping strategies in adolescents based on an objective and critical analysis of the cause-and-effect relationships of difficult situations.

Keywords: difficult life situation, teenagers, psychological adaptation, crisis, coping, coping strategies, orphanage children.

Гуманитарий : актуальные проблемы ^ „ „ „

For citation: MorozovaN. N., Nikishov S. N., OsipovaI. S., Balyaev S. I. The peculiarities of psychological adaption of teenagers to difficult life situations. Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2022; 22(4): 459-476. (In Russ.). DOI: 10.15507/20789823.060.022.202204.459-476.

Введение

Особенности психологической адаптации к трудным жизненным ситуациям в подростковом возрасте, помимо факторов, относящихся к личностному адаптационному потенциалу, обусловлены общей и индивидуальной спецификой психического развития в данный возрастной период в совокупности с уникальной комбинацией личностных черт подростка и характером влияния первичной социальной группы как источника и модели общения. Несмотря на значительное число научных публикаций, связанных с изучением копинг-поведения подростков, проблема выявления специфики переживания трудных жизненных ситуаций в указанный возрастной период в целях определения мер, содействующих конструктивному совладанию с ними, остается весьма актуальной. В подростковом возрасте внутриличностные процессы, влияющие на успешность психологической адаптации в кризисных ситуациях, находятся в стадии развития, что в свою очередь значительно сказывается на стрессогенном характере влияния совокупного действия факторов социальной среды, возрастных, физиологических и психических трансформаций. Неконструктивное переживание кризисных ситуаций подростками создает риски в дополнение к тем, которые обусловливают отнесение данного периода к категории опасных. Указанные обстоятельства объясняют важность дальнейшего изучения данной проблематики в целях содействия психологическому благополучию и развитию личности в подростковый период.

Объектом исследования является психологическая адаптация к трудным жизненным ситуациям. Предметом исследования является специфика процесса психологиче-

ского совладания подростками с трудными жизненными ситуациями (специфика ко-пинг-поведения, копинг-стилей и копинг-стратегий подростков). Целью нашего исследования явилось изучение особенностей психологической адаптации подростков к трудным жизненным ситуациям. В качестве задач исследования следует обозначить:

1) изучение литературы и обобщение опыта эмпирических исследований по проблеме;

2) эмпирическое выявление особенностей психологической адаптации подростков к трудным жизненным ситуациям (особенности копинг-поведения, копинг-стилей и копинг-стратегий подростков);

3) выработка рекомендаций по повышению эффективности психологического совладания подростками с трудными жизненными ситуациями.

Гипотеза исследования: большинству подростков в сложных жизненных ситуациях свойственны проявления пассивности, недостатка энергии, скованности, ригидности, слабая представленность в копинг-поведении проблемно-ориентированных копинг-стратегий.

Обзор литературы

В научной психологии существует множество понятий, относящихся к категории трудных жизненных ситуаций: «кризисные», «критические», «напряженные», «особые», «проблемные», «фрустриру-ющие», собственно «трудные», «чрезвычайные» ситуации и др. Среди отечественных авторов, изучавших специфику указанных ситуаций, выделяются В. А. Ананьев, Л. Ф. Бурлачук, Ф. Е. Василюк, Л. Г. Дикая, М. И. Дьяченко, Д. Н. Исаев, А. М. Матюш-кин, В. Н. Мясищев, И. М. Никольская, Т. М. Титаренко, М. Тышкова, А. В. Фур-

ман, С. А. Шапкин и др. К зарубежным исследователям ситуаций психологической угрозы и специфики поведения в них личности относятся Р. Лазарус, С. Фолкман, Н. Хаан, М. Перре, Х. Томе и др.

Следует отметить, что достаточно свободное использование в психологической литературе многообразной терминологии в целях обозначения трудных жизненных ситуаций повлекло и различное определение данной категории ситуаций. Так, Д. Н. Исаев, оперируя понятием «кризисные ситуации», определяет их как ситуации повышенного риска, создающие условия для возникновения реакций дезадаптации (определенных кризисных состояний) [6]. А. Н. Фоминова, также использующая данный термин, понимает указанные ситуации как функционирование личности на таком пределе ее адаптационных возможностей, что влечет для личности все более полную утрату субъектности [13]. Л. И. Анцыферо-ва отметила, что в представленных определениях трудных жизненных ситуаций не учитывается определенная ценность, которая в критических ситуациях может быть потеряна личностью, что только и делает ситуацию критической [1]. А. И. Лактионова определила трудные жизненные ситуации как ситуации «несоответствия между стремлениями, ценностями, целями и возможностями их реализации, либо качествами личности» [8]. Критические ситуации, по мнению Ф. Е. Василюка, - это ситуации невозможности «реализовывать внутренние необходимости своей жизни», ставящие личность перед необходимостью их переживания в смысле совладания с ними, их психологического преодоления [2, с. 25].

Несмотря на вышеуказанные различия в определении рассматриваемой категории ситуаций, в теоретических исследованиях можно увидеть выделение неких общих характеристик данных ситуаций: психическая напряженность, затрудняющая управление

462

поведением и снижающая результативность решения жизненных задач; наличие значимых для личности переживаний как особой внутренней работы по преодолению кризисности тех или иных событий; изменения самооценки и мотивации; проявляющаяся потребность в мотивационной корректировке и во внешней психологической поддержке личности.

Ю. А. Рокицкая трактует кризис как то, что может касаться нарушения физического функционирования организма человека или развития его как личности [9]. Л. Г. Дикая, А. В. Махнач рассматривают кризис в качестве движущей силы личностного роста, а Е. Н. Туманова предлагает рассматривать кризис в ракурсе именно его позитивной роли в развитии личности [4; 10]. Согласно Л. С. Выготскому, кризисы - это не временное состояние, а путь внутренней жизни, а кризис развития - это сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в процессе развития личности, это точка отсчета нового времени личности [3].

Как правило, трудные жизненные ситуации анализируются исследователями с точки зрения характеристик объективных условий деятельности, отношения личности к ситуации затруднения, состояния, возникающего у человека, его внешних поведенческих реакций, нормативности или типичности соответствующей ситуации. Е. Н. Тумановой отмечена важность изучения феномена данных ситуаций как результата взаимодействия и взаимовлияния указанных характеристик [10].

Особенности психологической адаптации к трудным жизненным ситуациям подростков могут быть раскрыты через анализ процесса совладания с ними, их психологического преодоления, процесса их переживания. В подростковый период происходят сложные биопсихосоциальные процессы. Исследователями отмечается повышение общей чувствительности под-

ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^ „ „ „

ростков, в основе чего лежит, как правило, сочетание заниженной самооценки с завышенным уровнем притязаний. А. Е Личко, раскрывая выделенные Л. С. Выготским фазы подросткового периода (негативную и позитивную), охарактеризовал негативную фазу проявлением трех основных типов реакций: протеста, отрицания и имитации [11]. Как отметил Л. С. Выготский, в преодолении трудных ситуаций подросткам свойственны крайняя вариативность, неоднородность и сложность [3]. Исследуя совладающее поведение подростков, И. А. Сирота и В. М. Ялтонский классифицировали их копинг-стратегии по сферам психической деятельности (выделив когнитивные, поведенческие и эмоциональные стратегии) и по степени адаптивности (адаптивные, частично адаптивные и неадаптивные) [12]. Согласно данным проведенного В. И. Долговой, Ю. А. Рокицкой, А. А. Саламатовым регрессионного анализа, наиболее эффективными ко-пинг-стратегиями подростков являются выражение чувств и юмор (слезы, прого-варивание чувств в беседе, дневниковые записи и др.), высмеивание кризисной ситуации, собственной неадекватной формы реагирования на нее и т. д. [5]. По мнению И. М. Никольской и Р. М. Грановской, копинг-стратегии эмоционального отреагиро-вания, отвлечения, восстановления физических сил, сотрудничества со взрослыми являются в подростковом возрасте основными [7]. По результатам исследования С. В. Фроловой, в подростковый период (причем как в ранний, так и в поздний) менее всего представлены копинг-стратегии альтруизма, сотрудничества, определения смысла трудной жизненной ситуации, эмоциональной разрядки и поиска поддержки, что может быть объяснено недостаточной зрелостью указанных поведенческих возможностей подростков и их навыков конструктивного преодоления трудностей

[14]. Таким образом, в научной литературе можно увидеть определенную противоречивость данных относительно копинг-стратегий подростков, что говорит о необходимости дальнейших эмпирических исследований рассматриваемой проблемы.

Методы

Эмпирическое исследование проводилось на базе ГКУСО РМ «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30» г. Саранска; период исследования - май 2022 г.; число участников исследования - 40 чел. в возрасте 11-15 лет (по 20 учащихся в каждом из указанных учреждений). Исследование проведено в три этапа.

На первом этапе были сформированы группы участников исследования. Группа испытуемых, находящихся в благополучных социально-психологических условиях, была определена посредством метода экспертной оценки из подростков - учеников МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30» г. Саранска, живущих в благополучных семьях и имеющих положительные характеристики со стороны экспертной группы -представителей педагогического коллектива.

Группа испытуемых, находящихся в трудной жизненной ситуации, была сформирована из воспитанников ГКУСО РМ «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда», поскольку дети и подростки подобных учреждений автоматически получают указанный статус на основании поступления их из дисфункциональных семей и необходимости оказания им социально-психологической помощи. При этом важно было получить обоснованное подтверждение, что участники сформированной в данном учреждении группы фактически испытывают переживания от происходящих в их жизни событий, по-

скольку само по себе нахождение в приюте детьми и подростками с определенными личностными характеристиками не всегда может быть воспринято отрицательно.

Для получения такого подтверждения была применена экспрессивная проективная методика «Психологическая автобиография» Л. Ф. Бурлачука и Е. Ю. Коржовой, позволяющая осуществить психодиагностику адаптационных возможностей личности и одновременно выявить особенности ситуационного компонента внутренней картины жизненного пути как одного из показателей функционирования адаптационного процесса личности.

На следующем этапе исследования осуществлялось решение второй задачи - изучение особенностей совладающего поведения подростков, фактически находящихся в трудной жизненной ситуации, и особенностей потенциального копинг-поведения их сверстников в трудной жизненной ситуации, фактически находящихся в благополучных условиях. Для решения данной задачи была применена проективная методика «Человек под дождем» А. Абрамса и А. Эмчина, являющаяся достаточно информативной, поскольку позволяет диагностировать особенности совладания человека со сложными ситуациями, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, определить личностные резервы, используемые защитные механизмы психики, а также определить, как человек реагирует на трудные ситуации, возникающие при этом настроения, испытываемые им эмоциональные состояния, чувства, переживания.

Третий этап исследования включал количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных с ис-пользованиемметодовматематическойстати-стики: U-критерия Манна - Уитни и критерия ф* - углового преобразования Фишера.

Результаты и обсуждение

На первом этапе согласно поставленной

задаче выявления подростков, фактически испытывающих переживания от происходящих в их жизни событий, с участниками обеих групп было проведено исследование с применением методики «Психологическая автобиография» Л. Ф. Бурлачука и Е. Ю. Коржовой, позволившей не только подтвердить факт специфики ситуационного компонента внутренней картины жизненного пути, свидетельствующей, что участники одной из групп (воспитанники социального приюта) действительно находятся в сложной жизненной ситуации, но и одновременно получить дополнительные данные для психодиагностики адаптационных возможностей испытуемых, что способствовало решению второй задачи исследования. Полученные данные представлены в табл. 1.

Показатели ряда параметров свидетельствовали о низкой значимости прошлого опыта для большинства испытуемых - воспитанников социального приюта (80 %), низкой продуктивности восприятия ими образов жизненного пути (100 %), слабой дифференциации переживаний событийной сферы (90 %), низких показателях открытости испытуемых и адекватности используемых ими психологических защит (30 %). Содержательная составляющая ответов подтвердила значимость для большинства подростков данной группы вопроса нахождения их в приюте, нежелательность этого (60 %) и очень низкий (по сравнению с их сверстниками из обычной школы) показатель количества ответов по значимым событиям, связанным с учебой (10 %) и с родительской семьей (30 %).

Особо обращают на себя внимание два последних из указанных значений. Можно предположить, что, поскольку в сравнении с соответствующими показателями учеников средней школы разница является довольно существенной (80 % и 45 % соответственно), возможно, ситуация в данных

Гуманитарий : актуальные проблемы ^ „ „ „

Таблица 1

Ситуационный компонент внутренней картины жизненного пути подростков

по методике Л. Ф. Бурлачука и Е. Ю. Коржовой, % /

Table 1

The situational component of the internal picture of the life path of adolescents according to

the method of L. F. Burlachuk and E. Yu. Korzhova, %

Шкалы / Scale Группа 1 / Group 1 Группа 2 / Group 2

Продуктивность восприятия образов жизненного пути (богатство и легкость актуализации образов прошлого и будущего) / Productivity of perception of images of the life path (richness and easiness of actualization of images of the past and future) 100 60

Значимость прошлого опыта / The importance of past experience 80 30

Открытость, адекватность используемых психологических защит / Openness, adequacy of used psychological defenses 30 55

Признаки, свидетельствующие о нежелании вспоминать негативный прошлый опыт или о вытеснении прошедших психотравмирующих событий / Signs that indicate an unwillingness to remember negative past experiences or to repress past traumatic events 90 85

Беспокойство за будущее, ориентация на положительные переживания и избегание негативного опыта / Worrying about the future, focusing on positive experiences and avoiding negative experiences 100 100

Способность мысленного выстраивания в определенный временной ряд прошедших событий жизни / The ability to mentally align past life events in a specific time series 70 50

Дифференциация переживаний событийной сферы / Differentiation of experiences in the event sphere 90 70

Типы наиболее значимых событий / Types of the most significant events

Личностно-психологические / Personal-psychological 70 100

Изменения социальной среды / Changes in the social environment 100 95

Биологические / Biological 10 60

Изменения физической среды / Physical environment changes 60 60

Вид наиболее значимых событий / Type of the most significant events

Учеба / Studies 10 90

Межличностные отношения / Interpersonal relationships 20 50

«Я» / "Self' 20 70

Родительская семья / Family of origin 30 75

Место жительства / Place of residence 60 15

Материальное положение / Financial situation 20 55

Работа / Work 30 50

сферах у подростков данной группы может важную роль для школьника играет семья носить неблагоприятный характер. По- как фактор психологического благополучия скольку для успешной школьной адаптации (способствующий получению эмоциональ-

ной поддержки, пониманию трудностей, сочувствию в случае неуспеха), предположительно трудности, имеющиеся в семьях подростков данной группы, оказали негативное влияние и на отношение к учебной деятельности.

Опытом, относящимся к личностному адаптационному потенциалу, может являться та биографическая составляющая личности, которая включает интегрированные способы осуществления жизни, основанные на личностных ценностях, и которая способна актуализироваться в кризисные моменты жизни для выбора наилучших из использованных ранее способов поведения. Если опыт не был психологически обработан личностью, по наблюдениям исследователей, часто такой прошлый опыт являлся негативным, т. е., исходя из совокупных данных по воспитанникам социального приюта о низкой значимости прошлого опыта, трудностях актуализации прошлых событий, слабой дифференциации переживаний событийной сферы, низких показателях открытости испытуемых и адекватности используемых ими психологических защит, высоких показателях, свидетельствующих о нежелании вспоминать негативный прошлый опыт или о вытеснении прошедших психотравмирующих событий, обоснованно предположить негативность прошлого опыта и в целом низкий уровень биографической составляющей личностного адаптационного потенциала.

Показатели, полученные по подросткам школы № 30, свидетельствовали о большей значимости прошлого опыта (разница между показателями двух групп составляет 50 %); большей продуктивности восприятия образов жизненного пути по сравнению с подростками из социального приюта (разница 40 %); большей открытости и адекватности используемых психологических защит (разница 25 %); лучшей дифференциации переживаний событийной сферы (разница 20 %).

Среди наиболее значимых событий выявлены учеба (90 %), родительская семья (75 %) и «Я» (70 %). Немаловажным для психодиагностики адаптационных возможностей испытуемых данной группы является более высокий (по сравнению с аналогичным параметром другой группы) показатель значимости событий, связанных с родительской семьей (разница 45 %). Поскольку, согласно научным данным, приведенным в первой части настоящей работы, именно семья играет одну из самых важных ролей в формировании эффективного копинг-поведения личности, можно заключить, что для большинства подростков данной группы значимость событийной сферы, связанной с родительской семьей, является личностным ресурсом и важной составляющей личностного адаптационного потенциала.

Следует также отметить сходные показатели по обеим группам, прежде всего по признакам, свидетельствующим о нежелании вспоминать негативный прошлый опыт или о вытеснении прошедших психотрав-мирующих событий, а также по признакам, свидетельствующим о беспокойстве за будущее, ориентации на положительные переживания и избегании негативного опыта, что, во-первых, согласно нормативным показателям методики, может отражать естественную для человека опору на радостные события; во-вторых, подтверждает данные о частом использовании подростками в кризисные моменты жизни тактики избегания травмирующих факторов, отвлечения от ситуации, ухода от реальности, о преобладании в копинг-поведении подростков не конструктивных, а эмоционально-ориентированных стратегий.

Таким образом, полученные данные позволили решить первую задачу исследования: признать подростков группы, сформированной из воспитанников социального приюта, фактически находящимися в трудной жизненной ситуации (соответственно,

ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^ „ „ „

это - экспериментальная группа 1); одновременно полученные данные не позволяли признать таковыми подростков группы, сформированной из учеников средней школы (соответственно, обоснованно признать указанных подростков находящимися в относительно благоприятной психологической ситуации - экспериментальная группа 2).

На втором этапе исследования была проведена психодиагностика особенностей совладающего поведения подростков обеих групп с помощью проективной методики «Человек под дождем» А. Абрамса и А. Эм-чина. Результаты обследования представлены в табл. 2.

Проведенный сравнительный анализ полученных результатов выявил следующие особенности копинг-поведения подростков группы 1 и группы 2. Прежде всего следует отметить, что результаты по шкале «Ориентация испытуемых на прошлый опыт» подтвердили результаты предыдущей методики, свидетельствующие о низкой значимости для большинства испытуемых группы 1 прошлого опыта и о гораздо большей значимости такого опыта для подростков группы 2 (30 % и 70 % соответственно). Следует вывод о низком уровне значимости для подростков группы 1 прошлого опыта, который в нормальных условиях развития личности является важной составляющей личностного адаптационного потенциала.

Одинаковым и максимально высоким оказались показатели по шкале «Импульсивность». Под данным понятием понимается склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, т. е. полученный результат согласуется с выводами многих исследователей о малой представленности в копинг-стратегиях подростков стратегии определения смысла трудной жизненной ситуации и о преобладании в их копинг-по-ведении не конструктивных, а эмоционально-ориентированных стратегий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели по шкале «Отвержение определенных стереотипов поведения в тех или иных ситуациях» также оказались достаточно высокими и сходными по обеим группам (80 % - по группе 1 и 70 % - по группе 2). Аналогично и по шкале «Негативизм» (данным термином характеризуется поведение человека, проявляющееся в склонности к противостоянию другим людям и внешним обстоятельствам) - результаты оказались равными и составили 70 %. Все вышеуказанные показатели могут отражать, во-первых, свойственные подросткам антагонистические реакции, связанные, в частности, со сложностью понимания посредством присущей подростковому периоду рассудочной логики всего многообразия и противоречивости реальности; во-вторых, свойственные подросткам поведенческие реакции эмансипации, основанные на желании соответствовать собственным представлениям об идеальном, освободиться от не соответствующих таким представлениям требований со стороны взрослых.

Большинству подростков обеих групп (80 % и 60 % соответственно по группам 1 и 2) в сложных жизненных ситуациях оказались свойственны проявления пассивности, недостатка энергии, скованности, ригидности, что в целом подтверждает отмеченную исследователями слабую представленность в копинг-поведении подростков проблемно-ориентированных копинг-стратегий. Присутствуют также такие реакции на сложные ситуации, как стеснение в проявлении чувств, тенденция к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми, депрессивные состояния в результате стресса (50 % и 25 % соответственно по группам 1 и 2). Вышеуказанные результаты в совокупности согласуются с результатами научных наблюдений, согласно которым отказ от обычных желаний и стремлений, пассивность, подавленность могут являться следствием попадания ребенка в неблаго-

Таблица 2

Результаты обследования совладающего поведения подростков по методике

«Человек под дождем», % / Table 2

The results of the survey of coping behavior of adolescents according to the method

"Man in the rain", %

Шкалы / Scale Группа 1 / Group 1 Группа 2 / Group 2

Импульсивность / Impulsiveness 100 100

Нестабильность, потребность в опоре, отсутствие стержня, равновесия, восприятие окружающей среды как нестабильной, враждебной / Instability, need for support, lack of a core, balance, perception of the environment as unstable, hostile 100 100

Тревожность, страх, напряженность / Anxiety, fear, tension 100 95

Сложности социальной адаптации, неумелость в социальных отношениях, потребность в защите / Difficulties in social adaptation, ineptitude in social relations, need for protection 70 50

Закрытость, погруженность в себя, сосредоточенность на себе, своих мыслях / Closeness, immersion in oneself, focus on oneself, one's thoughts 50 40

Потребность и недостаток общения / Need and lack of communication 70 80

Негативизм / Negativism 70 70

Пассивность, недостаток энергии, скованность, ригидность / Passivity, lack of energy, stiffness, rigidity 80 60

Стеснение в проявлении своих чувств, наличие тенденции к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми, подверженность депрессивным состояниям в результате стресса / Restriction in the manifestation of their feelings, the presence of a tendency to restraint and some inhibition when interacting with people, susceptibility to depressive states as a result of stress 50 25

Ориентация испытуемых на прошлый опыт / Orientation of subjects to past experience 30 70

Отвержение определенных стереотипов поведения в тех или иных ситуациях / Rejection of certain stereotypes of behavior in certain situations 80 70

Использование защитных механизмов психики / The use of defense mechanisms of the psyche 100 95

в том числе вытеснение / including displacement 90 80

приятные условия. Примечательно также, ют результаты группы 2 на 25 %, что может что в группе 1 результаты по последнему свидетельствовать о детерминации деструк-из вышеуказанных показателей превыша- тивных для развития подростков группы 1

процессов (в частности, депрессивных состояний) той неблагоприятной социальной ситуацией, в которой они оказались и в которой они с большой долей вероятности могут испытывать депривацию поддержки со стороны значимых людей.

Высокие показатели по шкалам «Сложности социальной адаптации, неумелость в социальных отношениях, потребность в защите» (70 % и 50 % по группам 1 и 2 соответственно), «Потребность и недостаток общения» (70 % и 80 % соответственно), «Нестабильность, потребность в опоре, отсутствие стержня, равновесия, восприятие окружающей среды как нестабильной, враждебной» (максимально высокий процент по обеим группам) и «Тревожность, страх, напряженность» (100 % и 95 % по группам 1 и 2 соответственно) в целом отражают установленный научными исследованиями факт слабой представленности в подростковый период копинг-стратегий сотрудничества, поиска поддержки и эмоциональной разрядки, а также в очередной раз подчеркивают важность в данный период психологической поддержки со стороны значимых людей. Показательны результаты у подростков группы 1 по шкале «Сложности социальной адаптации, неумелость в социальных отношениях, потребность в защите» (результат достаточно высок - 70 % и превышает соответствующий показатель группы 2 на 20 %), что также может быть следствием нарушений в семейных отношениях (исходя из установленных научными исследованиями фактов крайне негативного влияния таких нарушений на процесс формирования совладающего поведения).

Результаты по шкале «Закрытость, погруженность в себя, сосредоточенность на себе, своих мыслях» (50 % и 40 % по группам 1 и 2 соответственно) не слишком высоки, однако также отражают результаты научных наблюдений, согласно которым дезадаптивным моделям копинг-поведения

подростков присущ низкий уровень поиска/ восприятия социальной поддержки.

Характерными оказались результаты и по шкале «Использование защитных механизмов психики» (100 % и 95 % по группам 1 и 2 соответственно), и по относящемуся к данной шкале показателю «В том числе вытеснение» (90 % и 80 % по группам 1 и 2 соответственно). В совокупности данные результаты согласуются с результатами предыдущей методики и очевидно подтверждают научные выводы о свойственных подросткам в кризисные моменты реакциях избегания травмирующих факторов, отвлечения от ситуации, ухода от реальности.

Статистическая значимость рассматриваемых различий по и-критерию Манна -Уитни не выявлена (результаты представлены в табл. 3), тем не менее разница ряда существенно важных для сравнения показателей очевидна.

Результат: и = 73,5. Критиче-

эмп ' *

ские значения: икр = 39 (р < 0,01) и икр = 51 (р < 0,05). Иными словами, полученное эмпирическое значение и (73,5)

эмп

находится в зоне незначимости.

Математическая обработка полученных данных по критерию ф* - угловое преобразование Фишера показала наличие статистически значимых различий по шкалам «Ориентация испытуемых на прошлый опыт» и «Стеснение в проявлении своих чувств, наличие тенденции к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми, подверженность депрессивным состояниям в результате стресса». Результаты сравнения представлены в табл. 4.

Проведенное эмпирическое исследование позволило сформулировать следующие выводы.

1. Биографическая составляющая личностного адаптационного потенциала подростков группы 1 в целом имеет невысокий уровень (особенно исходя из низких пока-

Таблица 3

Сравнение результатов по U-критерию Манна - Уитни /

Table 3

Comparison of results according to the Mann - Whitney U-test

Группа 1 / Group 1 Ранг 1 / Rank 1 Группа 2 / Group 2 Ранг 2 / Rank 2

100 23,5 100 23,5

100 23,5 100 23,5

100 23,5 95 19,5

70 10,5 50 5,0

50 5,0 40 3,0

70 10,5 80 15,5

70 10,5 70 10,5

80 15,5 60 7,0

50 5,0 25 1,0

30 2,0 70 10,5

80 15,5 70 10,5

100 23,5 95 19,5

90 18,0 80 15,5

Сумма рангов / Sum of ranks 186,5 164,5

зателей значимости для большинства таких подростков прошлого опыта и трудностей актуализации прошлых событий). Полученные результаты по подросткам группы 2 заметно отличаются от вышеуказанных показателей группы 1 и свидетельствуют о намного большей значимости для большинства из них прошлого опыта (в соответствии с данными математической обработки с помощью критерия Фишера различия оказались статистически значимыми при р < 0,01) и, следовательно, о более высоком уровне биографической составляющей личностного адаптационного потенциала подростков группы 2.

2. Существенные различия в уровнях значимости событий, связанных с родительской семьей (в совокупности с научными данными об особой роли семьи в формировании эффективного копинг-по-ведения личности) позволяют заключить, что для большинства подростков группы 2, в отличие от подростков группы 1, значи-

мость событийной сферы, связанной с родительской семьей, является личностным ресурсом и важной составляющей личностного адаптационного потенциала.

3. Сходные и достаточно высокие результаты обеих групп, свидетельствующие об активном использовании механизмов психологической защиты (особенно механизмов, связанных с нежеланием вспоминать негативный прошлый опыт) или о вытеснении прошедших психотравмирующих событий, согласуются с научными данными о частом использовании подростками в кризисные моменты жизни тактики избегания травмирующих факторов, отвлечения от ситуации, ухода от реальности.

4. Сходные и максимально высокие результаты обеих групп, свидетельствующие о склонности подростков действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, согласуются с данными научных исследований о малой представленности в копинг-стра-

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ „ „ „

Таблица 4

Сравнение результатов по критерию ф* - угловое преобразование Фишера /

Table 4

Comparison of results by the criterion ф* - Fisher's angular transformation

Шкалы / Scale Группа 1 / Group 1 Группа 2 / Group 2 Ф* Т эмп

Результат, %

Импульсивность / Impulsiveness 100 100 -

Нестабильность, потребность в опоре, отсутствие стержня, равновесия / Instability, need for support, lack of a core, balance, perception of the environment as unstable, hostile 100 100 -

Тревожность, страх, напряженность / Anxiety, fear, tension 100 95 1,426

Сложности социальной адаптации, неумелость в социальных отношениях, потребность в защите / Difficulties in social adaptation, ineptitude in social relations, need for protection 70 50 1,299

Закрытость, погруженность в себя, сосредоточенность на себе, своих мыслях / Closedness, immersion in oneself, focus on oneself, one's thoughts 50 40 0,639

Потребность и недостаток общения / Need and lack of communication 70 80 0,734

Негативизм / Negativism 70 70 -

Пассивность, недостаток энергии, скованность, ригидность / Passivity, lack of energy, stiffness, rigidity 80 60 1,398

Стеснение в проявлении своих чувств, наличие тенденции к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми / Restriction in the manifestation of their feelings, the presence of a tendency to restraint and some inhibition when interacting with people, susceptibility to depressive states as a result of stress 50 25 1,657*

Ориентация испытуемых на прошлый опыт / Orientation of subjects to past experience 30 70 2,602**

Отвержение определенных стереотипов поведения в тех или иных ситуациях / Rejection of certain stereotypes of behavior in certain situations 80 70 0,734

Использование защитных механизмов психики / The use of defense mechanisms of the psyche 100 95 1,426

в том числе вытеснение / including displacement 90 80 0,898

Примечание / Note: ф^ = 1,64 (р < 0,05) и ф^ = 2,31 (р < 0,01).

* Иными словами, на уровне значимости 5 % можно говорить о различии, а на уровне значимости

1 % этого утверждать нельзя / In other words at a significance level of 5% one can speak of a difference, but at a significance level of 1%, this cannot be asserted.

** Иными словами, на уровне значимости 1 % можно говорить о различии / In other words, at a

significance level of 1%, one can speak of a difference.

тегиях подростков стратегии определения смысла трудной жизненной ситуации и о преобладании в их копинг-поведении эмоционально-ориентированных стратегий.

5. Большинству подростков обеих групп в сложных жизненных ситуациях оказались свойственны проявление пассивности, недостатка энергии, скованности, ригидности, что в целом подтверждает отмеченную исследователями слабую представленность в копинг-поведении подростков проблемно-ориентированных копинг-стратегий (при этом результаты группы 1 по указанным параметрам заметно превышают результаты группы 2, что также может быть связано с той сложной социально-психологической ситуацией, в которой находятся подростки группы 1).

6. Такие реакции на сложные ситуации, как стеснение в проявлении чувств, тенденция к некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми, депрессивные состояния в результате стресса, оказались более свойственны подросткам группы 1 (в соответствии с данными математической обработки с помощью критерия Фишера различия оказались статистически значимыми при р < 0,05), что может свидетельствовать о возможной детерминации деструктивных для развития подростков группы 1 процессов (в частности, депрессивных состояний) той неблагоприятной социальной ситуацией, в которой они оказались и в которой они с большой долей вероятности могут испытывать депривацию поддержки со стороны значимых людей.

7. Сходные данные обеих групп сразу по нескольким показателям подтвердили слабую представленность в подростковый период копинг-стратегий поиска социальной поддержки, причем высокие результаты подростков группы 1 по шкале «Сложности социальной адаптации, неумелость в социальных отношениях, потребность в защите» могут быть следствием наруше-

472

ний в семейных отношениях (исходя из установленных научными исследованиями фактов крайне негативного влияния таких нарушений на процесс формирования со-владающего поведения).

8. Крайне высокие результаты обеих групп по шкалам «Нестабильность, потребность в опоре, отсутствие стержня, равновесия, восприятие окружающей среды как нестабильной, враждебной» и «Тревожность, страх, напряженность» в целом согласуются с установленным научными исследованиями фактом слабой представленности в подростковый период копинг-стратегии поиска поддержки и эмоциональной разрядки.

9. Несмотря на то что по примененным методам математической статистики удалось выявить статистическую значимость различий только по двум параметрам, это не может нивелировать очевидные различия остальных полученных данных, свидетельствующих не столько о различиях копинг-поведения подростков группы 1 и группы 2, сколько о разной интенсивности проявления одних и тех же параметров сравнения. Кроме того, полученные результаты с большой долей вероятности позволяют считать их достоверными, поскольку согласуются с результатами научных исследований, представленными в теоретическом обзоре. Поставленная гипотеза исследования также доказана.

Заключение

Кризисность той или иной ситуации определяется степенью ее значимости для личности и уровнем «биографического стресса» в тот или иной период ее развития. Степень патогенности психической травмы прямо пропорциональна степени значимости для человека нарушенных ею систем переживаний, а также во многом детерминирована уровнем личностной зрелости, конституционально-характерологическими особенностями и текущим психофизиоло-

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ „ „ „

гическим состоянием человека. Психологическая адаптация к трудным жизненным ситуациям как результат данного процесса заключается в обретении баланса между личностью и окружающим ее миром, благодаря которому личность не только достигает когнитивного, аффективного и поведенческого взаимодействия с обстановкой, адекватного ей, но и способна к раскрытию внутреннего потенциала в целях обеспечения в конечном счете физического и психического здоровья личности, оптимальных условий для ее дальнейшего всестороннего развития.

В подростковом периоде внутрилич-ностные процессы, влияющие на успешность психологической адаптации в кризисных ситуациях, находятся в стадии развития. Поэтому в целях содействия нормальному развитию процессов адаптации к кризисам в подростковом возрасте крайне важно предотвращать дисфункциональный ответ среды на действия подростка в процессе личностно-средовых трансакций, изменять только деструктивные способы достижения подростком целей, связанных с его естественным психосоциальным развитием, и формировать у подростка опыт как обращения к социальной поддержке, так и личного ее оказания другим.

Реакциям подростков на трудные жизненные ситуации свойственны крайняя вариативность, неоднородность, парадоксальность: наличие признаков детского реагирования, стремление к избеганию травмирующих факторов, имитирование не только дезадаптивных, но даже опасных для здоровья и личностного развития способов реагирования референтной группы, агрессивные действия, депрессивные состояния, интра- и экстрапунитивные реакции, не соответствующая степени внешнего воздействия сила реакции.

Специфика копинг-поведения, копинг-стилей и копинг-стратегий подростков заключается в следующем: именно в семье

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

осуществляется первоначальное усвоение стилей совладания с кризисными ситуациями (а нарушения в семейных отношениях неизбежно и крайне негативно влияют на ко-пинг-стили и в целом на процесс формирования совладающего поведения); личностные особенности предопределяют как эффективность совладающего поведения (при гармонизации внутриличностной структуры, преобладании позитивных личностных качеств), так и потенциальную склонность к дезадаптивным состояниям; отмечается преобладание в копинг-поведении подростков эмоционально-ориентированных стратегий, так как для конструктивных (проблемно-ориентированных) стратегий совладания необходимо появление возрастных новообразований. Поэтому крайне важным для формирования конструктивных копинг-стратегий подростков является создание для них условий, способствующих формированию или активизации важных для психологической устойчивости личностных ресурсов (прежде всего интернального локуса контроля и потребности в саморазвитии).

Несмотря на то что в ходе нашего эмпирического исследования статистическая значимость различий выявлена только по двум из параметров сравнения, это не может нивелировать очевидные различия остальных полученных данных, свидетельствующих не столько о различиях копинг-поведения подростков, фактически находящихся в трудной жизненной ситуации, и подростков, находящихся в относительно благоприятной психологической ситуации, сколько о разной интенсивности проявления одних и тех же параметров сравнения. Кроме того, полученные результаты с большой долей вероятности позволяют считать их достоверными, поскольку согласуются с результатами научных исследований.

На основании осуществленного исследования сформулированы психологические рекомендации по повышению эффек-

тивности психологического совладания ве объективного и критического анализа подростками с трудными жизненными причинно-следственных связей трудных ситуациями, которые могут быть исполь- ситуаций, важность профилактики де-зованы в профессиональной деятельности структивных способов копинг-поведения, психологов - в профессиональном кон- нормализации психических состояний с сультировании и психокоррекции в работе учетом индивидуальных особенностей педагога-психолога, школьного психолога личности, своевременного оказания рази других специалистов. В указанных реко- личных форм поддержки со стороны зна-мендациях учтены прежде всего важность чимых людей, а также важность содей-развития у подростков проблемно-ори- ствия гармонизации внутриличностной ентированных копинг-стратегий на осно- структуры подростка.

Список источников

1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 3-18.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984. 240 с.

3. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 281 с.

4. Дикая Л. Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал. 1996. № 3. С. 137-148.

5. Долгова В. И., Рокицкая Ю. А., Саламатов А. А. Индивидуально-психологические предикторы адаптивного поведения подростков // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 45-59.

6. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2005. 400 с.

7. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006. 342 с.

8. Лактионова А. И. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков: моногр. М.: Ин-т психологии РАН, 2017. 236 с.

9. Рокицкая Ю. А. Факторная структура копинг-поведения подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 220-233.

10. Туманова Е. Н. Кризисные ситуации в жизни подростков из неблагополучных семей: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2001. 18 с.

11. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд., доп. и перераб. Л.: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1983. 255 с.

12. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1994. № 1. С. 63-74.

13. Фоминова А. Н. Психологические ресурсы человека: возрастной аспект: моногр. М.: Прометей, 2021. 294 с.

14. Фролова С. В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте // Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: сб. ст. Саратов, 2018. С. 10-18.

References

1. Antsyferova L. I. Personality in difficult life conditions: rethinking, transformation of situations and psychological protection. Psihologicheskij zhurnal = Psychological journal. 1994; vol. 15(1): 3-18. (in Russ.)

2. VasilyukF. E. Psychology of experience: analysis of overcoming critical situations. Moscow, 1984, 240 p. (In Russ.)

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ „ „ „

3. Vygotsky L. S. Psychology of development. Selected works. Moscow, 2005, 281 p. (In Russ.)

4. DikayaL. G. Human attitude to unfavorable life events and factors of its formation. Psihologicheskij zhurnal = Psychological journal. 2016; 3: 137-146. (In Russ.)

5. Dolgova V. I., Rokitskaya Yu. A., Salamatov A. A. Individual psychological predictors of adolescent adaptive behavior. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University. 2018; 1: 45-59. (In Russ.)

6. Isaev D. N.Emotional stress, psychosomatic and somatopsychic disorders in children. St. Petersburg, 2005, 400 p. (In Russ.)

7. Nikolskaya I. M. Psychological protection in children. St. Petersburg, 2006, 340 p. (In Russ.)

8. Laktionova A. I. Vitality and social adaptation of adolescents. Moscow, 2017, 236 p. (In Russ.)

9. Rokitskaya Yu. A. Factor structure of adolescent coping behavior. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2018; 3: 220-233. (In Russ.)

10. Tumanova E. N. Crisis situations in the life of adolescents from dysfunctional families: Abstract of Cand. Sci. (Psych.) Dissertation. St. Petersburg, 2001, 18 p. (In Russ.)

11. Lichko A. E. Psychopathies and character accentuations in adolescents. 2nd ed., add. and reworked. Leningrad, 1983, 255 p. (In Russ.)

12. Sirota N. A., Yaltonsky V. M. Coping behavior and psychoprophylaxis of psychosocial disorders in adolescents. Obozrenie psihiatrii i medicinskoj psihologii = Review of psychiatry and medical psychology. 1994; 1: 63-74. (In Russ.)

13. Fominova A. N. Human psychological resources: age aspect. Moscow, 2021, 294 p. (In Russ.)

14. Frolova S.V Study of strategies for overcoming crisis situations in adolescence. Psihologicheskaya pomoshch ' podrostku v krizisnyh situaciyah = Psychological assistance to a teenager in crisis situations. 2018: 10-18. (In Russ.)

Поступила 27.06.2022.

Сведения об авторах

Морозова Надежда Николаевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: психотерапия, психокоррекция, тендерная психология. Автор более 180 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1227-9064.

E-mail: nnm2605@yandex.ru

Никишов Сергей Николаевич - кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: социальная психология, психология общения, психология автобиографической памяти. Автор более 80 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1573-6825.

E-mail: serg-n79@yandex.ru

Осипова Ирина Станиславовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: психология общения, психология личности. Автор более 110 научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid/ org/0000-0001-9987-7803.

E-mail: isosipova@yandex.ru

Баляев Сергей Иванович - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П.

Огарёва (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: социальная психология, сравнительно-культурная психология. Автор более 100 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0005-1323-6884.

E-mail: balyaevsi@mail.ru

Submitted 27.06.2022.

About the authors

Nadezhda N. Morozova - Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1227-9064.

E-mail: nnm2605@yandex.ru

Sergey N. Nikishov - Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Department of Psychology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: social psychology, communication psychology, psychology of autobiographical memory. The author of more than 80 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1573-6825.

E-mail: serg-n79@yandex.ru

Irina S. Osipova - Candidate of Psychology, Assistant of Professor, Department of Psychology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: communication psychology, personality psychology. The author has more than 110 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9987-7803.

E-mail: isosipova@yandex.ru

Sergey I. Balyaev - Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: social psychology, comparative cultural psychology. The author of more than 100 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0005-1323-6884.

E-mail: balyaevsi@mail.ru

Л п/ ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы „ „ ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.