Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ПЕРСОНАЛ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ / УДАЛЕННАЯ РАБОТА / НАЙМ ПЕРСОНАЛА / ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петренко О.И., Захарова Л.Н.

В статье рассматриваются теоретические аспекты системы управления персоналом в период пандемии коронавируса в России. Целью работы является: анализ последствий пандемии для организаций сферы услуг, исследование произошедших изменений в работе персонала, в найме, обучении и мотивации персонала в условиях карантина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE STUDY OF THE PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

The article deals with the theoretical aspects of personnel management system during the coronavirus pandemic in Russia. The purpose of the work is: to analyze the consequences of the pandemic for service organizations, to study the changes that have occurred in the work of personnel, in the recruitment, training and motivation of personnel in quarantine conditions.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Экономические науки

39

УДК 331.108

теоретические аспекты исследования системы управления персоналом в условиях пандемии

DOI: 10.34905/PC.2021.73.61.008

Петренко О. И., магистрант, кафедра экономики предприятия, регионального и кадрового менеджмента,

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (КубГУ), г. Краснодар E-mail: оlgapetrenko.1998@yandex.ru

Захарова Л. Н., кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики предприятия, регионального и кадрового менеджмента,

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (КубГУ), г. Краснодар E-mail: ln.zakharova@yandex.ru

В статье рассматриваются теоретические аспекты системы управления персоналом в период пандемии коронавируса в России. Целью работы является: анализ последствий пандемии для организаций сферы услуг, исследование произошедших изменений в работе персонала, в найме, обучении и мотивации персонала в условиях карантина.

Ключевые слова: управление персоналом, персонал, пандемия коронавируса, организации сферы услуг, удаленная работа, найм персонала, обучение персонала, мотивация.

THEORETICAL ASPECTS OF THE STUDY OF THE PERSONNEL MANAGEMENT system IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

Petrenko O. I., Master's Student, Department of Enterprise Economics, Regional and Personnel Management, Kuban State University (KUBGU), city of Krasnodar E-mail: оlgapetrenko.1998@yandex.ru

Zakharova L. N., candidate of economic sciences, associate professor, Department of enterprise economics, Regional and Personnel Management, Kuban State University (KubSU), city of Krasnodar E-mail: ln.zakharova@yandex.ru

The article deals with the theoretical aspects of personnel management system during the coronavirus pandemic in Russia. The purpose of the work is: to analyze the consequences of the pandemic for service organizations, to study the changes that have occurred in the work of personnel, in the recruitment, training and motivation of personnel in quarantine conditions.

Key words: human resources management, personnel, coronavirus pandemic, service organizations, remote work, hiring staff, staff training, motivation.

Современный мир все стремительней и стремительней меняется, это заставляет меняться и адаптироваться к новой среде все предприятия. Двадцать первый век - это не только век прорывов во многих сферах, но и век жесткой

конкуренции. Использование интернета сделало все рыночные процессы прозрачными и привело к тому, что удерживать поставщиков, потребителей, а также своих сотрудников стало гораздо сложнее. Поставщики уходят к тому, кто

предлагает выше стоимость или же большие объемы закупок, потребители выбирают высокое качество и низкую стоимость товаров и услуг, а работники переходят туда, где выше оплата труда и более комфортная рабочая атмосфера.

В данной ситуации развиваться организациям сферы услуг очень сложно. Руководителям необходимо искать методы и способы, чтобы опережать конкурентов и делать свою организацию максимально рентабельной. Рентабельность предприятия достигается различными способами:

- вывод новых товаров и услуг на рынок;

- снижение производственных издержек;

- введение различных программ лояльности и бонусов для покупателей.

Но далеко не многие руководители пытаются повысить рентабельность и конкурентоспособность организации за счет эффективного управления персоналом. Важнейшее конкурентное преимущество любой организации - это профессиональные работники.

Пандемия соуи-19 привела к серьезным изменениям в различных сферах экономики.

Организациям сферы услуг пришлось адаптироваться к новым условиям ведения деятельности. Вынужденная самоизоляция, переход на удаленную работу, а также другие методы защиты населения от новой коронавирусной инфекции привели к тому, что у предприятий появились множество серьезных проблем, осложняющих ведение деятельности. В результате карантина некоторые компании были вынуждены закрыться, также произошло увеличение числа безработных и сокращение совокупного спроса [7]. На рисунке 1 видно, что после введенного в России режима самоизоляции, уровень безработицы в стране резко вырос. Организации тяжело пережили введенный карантин, многие закрылись, в связи с чем люди остались без работы. Часть компаний поддерживали свою деятельность только за счет сокращения некоторого числа работников. Хотя и государство старалось поддержать предприятия, в том числе и работников предприятия за счет различных выплат, но все же полностью сделать это не получилось.

Рис. 1. Уровень безработицы в России с сентября 2018 года по май 2021 год [4]

В настоящее время уровень безработицы снижается и уже почти достиг значений до пандемии [4].

Для сохранения бизнеса, а также скорейшего выхода из кризиса, организациям сферы услуг приходится перестраивать множество бизнес-процессов, в том числе и управление персоналом. Основными направлениями ИР-службы во время пандемии являются:

- перевод работников на дистанционный формат работы;

- повышение вовлеченности к трудовой активности, лояльности и удовлетворенности сотрудников условиями труда;

- оптимизация системы мотивации и оплаты труда персонала;

- забота о здоровье своих сотрудников, увольнение сотрудников.

Некоторые организации выбирают политику бездействия в отношении собственного персонала. Но данная политика приводит к тому, что лояльность сотрудников быстро снижается.

теоретические аспекты исследоВания сисТемы управления персоналом в условиях пандемии

Рис. 2. «Какие бизнес-процессы потребовалось перестраивать, чтобы сохранить бизнес и ускорить выход

из кризиса?», 2020 год, % [4]

Руководители организаций задаются вопросами (рисунок 2): как управлять персоналом в условиях пандемии? Как можно сохранить своих работников, если нельзя гарантировать стабильную заработную плату, профессиональную реализацию, а также комфортные условия работы? Для начала проводятся мероприятия, которые позволяют снизить у персонала тревожность. К таким мероприятиям относят:

- открытый диалог, то есть руководитель честно рассказывает о ситуации в организации и определяет перспективы дальнейшего взаимодействия с сотрудниками;

- регулярное общение руководителя с работниками организации. Тут обращается внимание не только на то, что говорить, но и на то, что надо делать и как делать. Вся информация и все дей-

23%

ствия обязательно должны быть своевременными и понятными для каждого сотрудника [6].

Во время пандемии некоторые организации вводят для части персонала удаленную работу. Удаленная работа - это метод занятости, при которой работник выполняет свои непосредственные обязанности дистанционно и контактирует с руководителем через интернет. Этот способ позволяет удержать на определенном уровне активность компании, а также ее работников. Почти вся деятельность сотрудников переводится в онлайн-формат (рисунок 3). Используются различные коммуникационные сервисы: Zoom, Microsoft Teams, Skype, WhatsApp и другие. Данный метод выявляет необходимость осваивать новые технологии работы с персоналом, так как его использование - это стресс для работников [8].

32%

■ 75% «50-75% I 20-50% до 20% ■ не предполагаетудаленную работу

Рис. 3. Процент сотрудников, переведенных в режим удаленной работы [3]

Другая проблема удаленной работы заключается в том, что не все организации сферы услуг могут ввести удаленную работу, даже частично. Например, ресторанный бизнес, гостиничный бизнес, фитнес-клубы, салоны красоты зависят от живого контакта и не имеют возможности перевести своих сотрудников на «удаленку». Во время пандемии данные виды бизнеса стали терпеть убытки. Резко сократился спрос на официантов, барменов, горничных, парикмахеров, в связи с чем компаниям пришлось увольнять своих сотрудников.

Для того, чтобы сохранить бизнес, как можно скорее выйти из кризиса, а также сохранить работников, организации во время пандемии для своих сотрудников использовали другую работу в рамках предприятия, приносящую прибыль. С начала коронавирусной пандемии резко возрос спрос на медицинские маски, поэтому сразу же стали появляться предложения по изготовлению медицинских масок, особенно многоразовых.

В пандемию организации сферы услуг устраивали своих сотрудников в другую организацию или даже в другую отрасль на временную занятость. В основном работников перенаправляли в сельскохозяйственный сектор или же в розничные сетевые магазины продуктов питания и товаров первой необходимости. Так, например, баристы сети кофеен «Шоколадница» были трудоустроены в сеть супермаркетов «Магнит» в качестве работников торгового зала, то есть они занимались выкладкой товаров, оказывали помощь покупателям, работали на кассах. Тем самым сотрудники сохранили свою работу и заработную плату. Каждый сотрудник всегда информируется о пр оисходящем в организации,

проводится переобучение работника. Если пренебрегать данными действиями, то сотрудники начнут сомневаться в необходимости временного перевода для работы в другие организации и будут искать предложения работы на стороне, тем самым у компании не получится сохранить штат и успешно выйти из кризиса.

Во время пандемии предприятиям часто приходилось искать новых сотрудников. Данный процесс во многих организациях перешел также в онлайн-формат. По данным исследования KPMG «Действия HR в условиях пандемии» 49 % российских компаний стали проводить собеседования полностью онлайн с использованием коммуникационных сервисов: Microsoft Teams, Skype, Zoom, а 22 % компаний проводят собеседования частично онлайн, а для некоторых вакансий - очно.

Многие компании создают чат-бота для первичного отбора кандидатов. Если соискатель заинтересован в вакансии, то бот отправляет ему специальный перечень вопросов для конкретной должности. На основе ответов бот формирует короткое резюме и отправляет его в управление кадров, которое уже проводит в онлайн формате дальнейшее собеседование. В целом, дистанционный найм не теряет популярности даже после пандемии. Онлайн проводятся не только собеседования, но и обмен документами, инструктаж, а также решаются тестовые задания.

Во время пандемии многие организации перевели обучение в онлайн-формат. Онлайн обучение поддерживают не все компании, некоторые предпочитают традиционный очный формат обучения, так как не верят, что онлайн обучения эффективно (рисунок 4). Но все же дистанционное обучение имеет ряд преимуществ:

■ Часть обучения перевели в онлайн, а часть перенесли на более поздний срок

Наша компания приняла решение временно приостановить обучение

Да, мы полностью перевели обучение в онлайн (внутренние тренинги, оплата абонементов на обучающих платформах и т.д.)

Рис. 4. Адаптация обучения персонала в условиях пандемии [3]

теоретические аспекты исследования системы управления персоналом в условиях пандемии

- более экономичное, так как нет затрат на командировки, обеды, аренды помещений;

- доступное для любого числа сотрудников и для любой географии;

- эффективность, так как занятия интерактивные, знания проверяются моментально с помощью тестов, имеются тренажеры, чтобы отработать навыки, быстрая и эффективная обратная связь, легко анализировать результаты [5].

Пандемия коронавируса показала, что внешние обстоятельства зачастую бывают непредсказуемыми, а удержать компанию от прекращения деятельности может лояльность сотрудников. У руководителей различных организаций появлялись вопросы: «Как мотивировать сотрудников во время повышенной тревожности?» Выделяются несколько способов мотивации сотрудников. Чтобы объединить сотрудников, увеличить их интерес к работе и повысить производительность труда, необходимо выбрать стратегию, чётко донести ее до сотрудников фирмы и зарядить их энтузиазмом. Сделать это можно, если внести в работу социально значимую составляющую, тогда работники убедятся в важности и ценности своей деятельности. Например, некоторые медицинские клиники создавали сайты, где клиенты могли анонимно задать вопрос, на который позже отвечали врачи.

Если дать работнику попробовать себя в новой должности, это позволит повысить мотивацию у этого работника. Обычно рутинная работа приводит к выгоранию, а вот возможность по-новому проявить себя, сделать другую работу - это точно мотивирует сотрудника, приведет к изменению рабочих процессов и повышению производительности труда работника.

Положительная атмосфера внутри коллектива - это тоже важный фактор мотивации персонала. Для того чтобы в коллективе была хорошая атмосфера, необходимо:

- подчеркивать успехи организации;

- подчеркивать успехи каждого сотрудника;

- работать над тем, чтобы сплотить коллектив;

- постоянно обсуждать проблемы и успехи в работе каждого сотрудника, для того чтобы найти решение этих проблем, а также похвалить сотрудника за успех;

- не бояться расставаться с токсичными, демотивирующими и сложными людьми;

- рассказывать о планах организации [2].

Важным способом мотивации персонала считаются оплачиваемые курсы. Если руководитель вкладывает деньги в обучение и развитие своих сотрудников, их это мотивирует, показывает важность их деятельности. У каждого работника должен быть четкий план развития, тогда он понимает, что ему нужно делать и чего необходимо достичь. Необходимо рассказать каждому работнику, какие этапы ему нужно пройти при работе в компании и что будет ждать работника, если он будет выполнять свою деятельность качественно.

Пандемия привела к тому, что работники часто находились в состоянии стресса из-за перехода на удаленную работу, неумения разграничить рабочее и личное время, эмоционального и рабочего выгорания. Поэтому многие организации ввели корпоративную психотерапию, которая также является одним из способов мотивации сотрудников во время пандемии. Корпоративная психотерапия позволяет восстановить равновесие между рабочим и свободным временем, устанавливает границы, учит отдыхать так, чтобы у работника восстанавливались ресурсы [1].

В заключении можно сделать вывод, что пандемия 2020 года ухудшила функционирование организаций сферы услуг в целом, но при это подтолкнула предприятия к переходу в сторону цифровизации деятельности. Почти все бизнес-процессы изменились, в том числе и управление персоналом. Пандемия - это период, характеризующийся неопределенностью и высокой тревожностью, поэтому деятельность организаций в данный период основывается на принципе удержания высококвалифицированного персонала. Удаленная работа, онлайн отбор персонала, дистанционное обучение, онлайн совещания, все это способствует сохранению штата работников, принятию новых квалифицированных работников, созданию благоприятных условий труда, обеспечению безопасности труда на рабочем месте, а также быстрому выходу организации из кризиса. Пандемия сильно изменила бизнес-процессы, но одно осталось неизменным - честная и прозрачная деятельность руководителя является важным мотивационным фактором персонала.

ЛИТЕРАТУРА

1. 2020, выгорание и стресс: как мотивировать сотрудников во время пандемии? [Электронный ресурс]. URL: https://esquire.ru/articles/227603-2020-vygoranie-i-stress-kak-motivirovat-sotrudnikov-vo-vremya-pandemii/.

2. Виноградов С. А., Колясов П. Е., Шадрина Е. А. Влияние пандемии на внутреннюю среду организации [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/99093/1/978-5-7996-3246-5 007.pdf.

3. Действия HR в условиях пандемии [Электронный ресурс]. URL: https://assets.kpmg/content/ dam/kpmg/ru/pdf/2020/04/ru-ru-hr-actions-in-pandemic.pdf.

4. Исследование влияния пандемии Covid-19 на российский бизнес [Электронный ресурс]. URL: https://sapmybiz.rbc.ru/RBK Issledovanie vliyaniya pandemii COVID 19 na rossiyskiy biznes.pdf.

5. Как и чему учить сотрудников в эпоху пандемии: исследование и опыт [Электронный ресурс]. URL: https://hr-portal.ru/blog/kak-i-chemu-uchit-sotrudnikov-v-epohu-pandemii-issledovanie-i-opyt.

6. Кучерова А. А., Субботина Т. Н. Особенности управления персоналом в условиях пандемии Covid-19 // Economy and Business. 2020. №2 (70). С. 75-78 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-upravleniya-personalom-v-usloviyah-pandemii-covid-19/viewer.

7. Кучумов А. В., Печерица Е. В. Современные тренды управления персоналом в сфере услуг // Технико-технологические проблемы сервиса. 2021. №1 (55). С. 57-61 [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-trendy-upravleniya-personalom-v-sfere-uslug/viewer.

8. Мартынова М. Э., Камшилов С. Г. Специфика управления персоналом в условиях пандемии коронавируса // Экономика труда и управление персоналом. 2020. №4. С. 57-60 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-upravleniya-personalom-v-usloviyah-pandemii-koronavirusa/viewer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.