Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol5-2.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/48PSMN217.pdf Статья опубликована 26.04.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Смирнова Н.Н., Савенышева С.С. Теоретические аспекты исследования эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/48PSMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 159.9
Смирнова Наталья Николаевна
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Россия, Санкт-Петербург1 Факультет «Психологии», кафедра «Психологии развития и дифференциальной психологии»
Аспирант
E-mail: Sorokina-smirnova@yandex.ru
Савенышева Светлана Станиславовна
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Россия, Санкт-Петербург Факультет «Психологии», кафедра «Психологии развития и дифференциальной психологии»
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: owlsveta@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?id=426291
Теоретические аспекты исследования эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
Аннотация. Формирование способности понимать свои и чужие эмоции, чувства и намерения, сопряженной со всеми механизмами и феноменами становления личности, начинается в начале жизненного пути человека. В этой связи вопрос о формировании эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста является предметом современных исследований в области педагогики и психологии развития. Статья посвящена теоретическому исследованию эмоциональной компетентности. Авторами представлен анализ отечественных и зарубежных исследований эмоциональной компетентности у взрослых людей. Рассмотрена структура эмоциональной компетентности и ее функциональные особенности. Проведен сравнительный анализ понятий эмоциональная компетентность и эмоциональный интеллект. Авторами определено понятие эмоциональной компетентности, представлена модель эмоциональной компетентности у детей дошкольного возраста. Описаны структурные компоненты: когнитивный и поведенческий, и их содержательные составляющие: рефлексия и идентификация эмоций, саморегуляция и эмпатия. Рассмотрены факторы, обуславливающие формирование и развитие эмоциональной компетентности у дошкольников.
Ключевые слова: эмоциональная компетентность; структура эмоциональной компетентности; эмоциональный интеллект; дети дошкольного возраста; эмоциональная рефлексия; саморегуляция; эмпатия; идентификация эмоций; развитие личности дошкольника; эмоциональное развитие дошкольника
1 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6
2017, Том 5, №2 (499) 755 50 99
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
Одной из важнейших задач в воспитании и развитии ребенка является формирование и развитие личности, способной к пониманию себя и другого человека, его чувств, переживаний, намерений. Эффективное взаимодействие в различных ситуациях невозможно без осознания собственных чувств и понимания эмоционального состояния человека, с которым происходит общение. Адекватное представление о себе и других формируется не спонтанно, а является результатом как социального и психолого-педагогического воздействия, так и активности самого человека на разных этапах жизненного пути. Развитие эмоционально-оценочного отражения, сопряженное со всеми механизмами и феноменами становления личности, начинается в начале жизненного пути человека. В этой связи вопрос о формировании эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста является предметом современных исследований в сфере педагогики и психологии развития. Актуальность изучения эмоциональной компетентности дошкольников обусловлена следующими противоречиями:
• с одной стороны, существует признание значимости развития эмоциональной сферы детей раннего и дошкольного возраста, с другой, - работы, раскрывающие особенности эмоциональной компетентности детей данного возраста, встречаются крайне редко;
• с одной стороны, существует необходимость систематического развития эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста, с другой, - в научной литературе не представлены разработанные показатели и критерии эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста с целью их использования в развивающих программах.
К проблеме эмоциональной компетентности и ее аспектов обращались в той или иной степени зарубежные и отечественные ученые. В последнее десятилетие ХХ века на Западе стали активно разрабатывались два близких понятия: эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность. В 1990 году J. Mayer, P. Salovey в своих работах представили систему эмоционально-интеллектуальных способностей, включающую способность к пониманию своих и чужих эмоций, умению различать их и использовать эту информацию для направления мышления и деятельности. J. Mayer и P. Salovey не только сформулировали понятие эмоционального интеллекта, но и предложили способ его измерения, основывающийся на диагностики устойчивости поведения человека в различных ситуациях, при этом, отмечая необходимость исследования интеллектуальных способностей. Концепция эмоционального интеллекта вызвала широкий интерес исследователей, в этом направлении работали H. Eysenck, H. Gardner, J. Guilford, M. Goleman, M. Devis, R. Roberts, D. Caruzo, J. Mayer, P. Salovey, R. Sternberg, B. Parkinson, A.H. Fisher, A.S.R. Manstead, C A. Smith, P.C. Ellsworth и др. [24, 25, 26, 27].
Наряду с исследованиями в области эмоционального интеллекта C. Saarni в 1990 г. вводит термин «эмоциональная компетентность», которое рассматривает как единство трех аспектов: «я-идентичности», характера и истории развития. Эмпирическая модель эмоциональной компетентности выглядит как набор из восьми видов способностей: способность осознавать собственные эмоциональные состояния; способность различать эмоции других людей, способность использовать словарь эмоций и формы выражения, присущие данной культуре, а позднее - усваивать культурные сценарии и связывать эмоции с социальными ролями; осознание того, что структура или характер взаимоотношений в значительной степени определяются тем, как эмоции определяются во взаимоотношениях, а именно как степенью непосредственности, подлинности проявления, так и степенью эмоциональной взаимности или симметрии во взаимоотношениях; способность принимать свои эмоции и соответствовать собственным представлениям о эмоциональном «балансе» [1]. Результатом развития эмоциональной компетентности, по мнению автора этой концепции,
Мир Науки
2017, Том 5, №2 (499) 755 50 99
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
будет способность управлять своими способностями, высокая самооценка и жизнеспособность при стрессах.
D. Goulmen рассматривает эмоциональную компетентность как более широкое понятие, и определяет ее как интегральную характеристику, включающую компоненты эмоционального интеллекта, волевые качества, показатели самосознания, социальных навыков, которую условно можно разделить на личную (понимание себя, саморегуляция, мотивация) и социальную компетентность (эмпатия и социальные навыки) [12].
В отечественной психологии, так же, как и в зарубежных исследованиях, понятие эмоциональной компетентности зачастую отождествляется с понятием эмоционального интеллекта, которое активно стало применяться в психологической теории и практике с 1990 г. В настоящее время отсутствует единый подход к проблеме эмоционального интеллекта. Как правило, понятие это включает рассмотрение следующих аспектов: осознание и понимание человеком собственных эмоций (рефлексивная составляющая), умение контролировать эмоциональное состояние, умение чувствовать и понимать эмоциональные переживания других людей, умение строить взаимоотношения и успешно использовать их в жизнедеятельности. На основании этой концепции были разработаны методы, с помощью которых выявился ряд психологических закономерностей, таких, например, как наличие корреляционных связей между эмоциональным интеллектом и качеством выполнения практической деятельности [16].
Отечественные авторы опираются главным образом на представленную Д.В. Люсиным теорию эмоционального интеллекта, раскрывающую совокупность положений о способности распознавать эмоцию; идентифицировать эмоцию; понять причины и следствия вызванной эмоции; контролировать интенсивность эмоций; внешнее выражение эмоций; вызвать нужную эмоцию, когда это необходимо и т.д. [10].
В современной отечественной психологии активно разрабатываются проблемы особенностей эмоциональных переживаний в условиях взаимодействия (А.И. Прихидько, О.А. Гулевич), особенности эмоционального интеллекта у представителей разных народов (А.А. Панкратова, Е.Н. Осин, Д.В. Люсин), теоретические модели эмоционального интеллекта (Е.М. Павлова, О.О. Марютина, А.С. Степанова), психофизиологические аспекты эмоционального интеллекта (Е.И. Изотова, Е.Б. Максимова). Учеными определены особенности развития различных компонентов эмоционального интеллекта, динамика эмоционального интеллекта в различных социальных условиях [1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15].
По нашему мнению, эмоциональная компетентность не сводится к эмоциональному интеллекту, а является самостоятельным психологическим феноменом, требующим отдельного изучения. С целью определения основных компонентов эмоциональной компетентности, рассмотрим понятие компетентности в психологии.
Долгое время многими учеными в сфере психологии исследование компетентности было затруднено из-за неоднозначности и содержания феномена. В большинстве случаев компетентность психологическая включает как сумму психологических знаний, умений и навыков, так и совокупность мотивационных, эмоциональных, личностных конструктов. Исследователи отмечают основные характеристики психологической компетентности: во-первых, это в некоторой степени средство решения задач при становлении и формировании личного опыта. Во-вторых, психологическая компетентность предполагает когнитивную, коммуникативную, социальную и аутопсихологическую составляющие. В качестве структурных компонентов психологической компетентности рассматривают знания, умения, личностные качества, субъективный контроль. Опираясь на положения о системности и гетерохронности развития психологической компетентности, можно предположить, что
Мир Науки
эмоциональная компетентность как компонент психологической компетентности, является системным психологическим явлением, развивающимся посредством усвоения психологических знаний, восприятия психологической информации, апробации в различных видах активности.
Если при изучении эмоционального интеллекта исследователями предлагается рассматривать интеграцию процессов понимания эмоционального мира и регулятивных процессов личности, то эмоциональную компетентность необходимо рассматривать как результат функционирования этих процессов. Принимая во внимание тот факт, что под компетентностью в общем смысле принято понимать совокупность умений, знаний, навыков, способов выполнения деятельности (в соответствии с конкретными условиями), мы рассматриваем эмоциональную компетентность не как некоторую способность к приобретению знаний, умений, навыков эмоциональной деятельности, а собственно сформированные знания, умения, навыки.
Обращаясь к исследованиям эмоциональной компетентности во взрослом возрасте, интересна точка зрения Юсуповой Г.В., где эмоциональная компетентность рассматривается как группа развивающихся способностей к саморегуляции и регуляции интерперсональных отношений путем понимания своих эмоций и эмоций окружающих. Важнейшей функцией эмоциональной компетентности, по мнению автора, является предвосхищение последствий своих действий и адаптация в социуме.
В модели эмоциональной компетентности, представленной Юсуповой Г.В., представлены четыре основных компонента: саморегуляция, регуляция взаимоотношений, рефлексия и эмпатия, которые, попарно комбинируясь, образуют шесть функциональных блоков эмоциональной компетентности:
1. Эмоционально-регулирующий блок (саморегуляция и эмпатия);
2. Самоотражение в межличностных отношениях (Регуляция взаимоотношений и рефлексия);
3. Поведенческий блок (Саморегуляция и регуляция взаимоотношений);
4. Когнитивный блок (Рефлексия и эмпатия);
5. Интраперсональный блок (Саморегуляция и рефлексия);
6. Интерперсональный блок (Регуляция взаимоотношений и эмпатия).
Четыре последних блока выступают в инструментальном значении функциональным механизмом успешной адаптации в социуме [23].
Интраперсональный блок
Интерперсональный блок
Поведенческий блок
Саморегуляция
Регуляция взаимоотношений
Когнитивный блок
Рефлексия
Эмпатия
Рисунок 1. Функциональные блоки и базовые элементы эмоциональной компетенции в
исследовании Юсуповой Г.В. [23]
Мир Науки
Другой подход было предложен Крайновой Ю.Н., согласно которому, эмоциональная компетентность - это когнитивно-аффективное явление и интегративное образование личности, которое представляет собой единство адекватной эмоциогенной ситуации рефлексии (саногенной), саморегуляции и оптимально выраженной эмпатии и экспрессивности. Выстраивая структуру эмоциональной компетентности, Крайнова Ю.Н. отводит особое место саногенной рефлексии, считая ее системообразующим компонентом [8].
Рисунок 2. Модель эмоциональной компетентности, разработанная Крайновой Ю.Н. [8]
В отечественной психологии научные работы, раскрывающие особенности эмоциональной компетентности, как целостной структуры, у детей дошкольного возраста встречаются крайне редко, но большое внимание уделяется изучению особенностей эмоциональной сферы ребенка, различных составляющих эмоциональной компетентности, таких как эмпатия, идентификация эмоций, рефлексия и эмоциональная саморегуляция.
Так, Стрелкова Л.П. исследовала эмпатию в процессе восприятия художественного произведения детьми дошкольного возраста - сказки, поскольку, по мнению автора, это позволяет проследить развертывание эмпатийного процесса в полной мере на всей его протяженности. Результатом ее исследовательской работы является модель трехступенчатого эмпатийного процесса: сопереживание - сочувствие-содействие. Каждое звено этой цепочки находится во взаимозависимых связях с другими и функционирует благодаря определенным психологическим механизмам или их сочетанию [20]. Изучением влияния детско-родительских отношений на проявление эмпатии к сверстникам у старших дошкольников с задержанным и нормальным психическим развитием занималась Сорокоумова С.Н. [19]. А особенности когнитивного и поведенческого компонентов эмпатии у дошкольников с нарушением интеллектуального развития описала в своей научной работе Хасанова Р.И. [21].
Огромный вклад в изучение механизмов распознавания эмоций детьми дошкольного возраста внесла Е.И. Изотова. В ее исследованиях большое внимание уделяется развитию представлений детей об эмоциях, включая понимание их причин и возможности сосуществования амбивалентных эмоций, кроме того, ею были разработаны диагностические средства, которые в значительно степени повлияли на исследования в области эмоционального развития детей. В русле когнитивного подхода изучали идентификацию эмоций в дошкольном возрасте Н.Д. Былкина и Д.В. Люсина. Интересно, что в ходе исследования удалось выделить
не только четыре уровня развития когнитивных схем эмоций, но и два типа испытуемых в зависимости от того, на какой источник информации они опираются при идентификации эмоции. Одни испытуемые опирались на внешние проявления эмоции (экспрессивный тип), а другие - на логику эмоциогенной ситуации (логический тип) [5]. А А.М. Щетинина на основе экспериментальной работы определила 6 типов восприятия детьми дошкольного возраста эмоций других людей: довербалъный, диффузно-аморфный, диффузно-локальный, аналитический, синтетический, аналитико-синтетический [22]. Большой интерес вызывают исследования идентификации эмоций детьми дошкольного возраста в рамках модели психического под руководством Е.А. Сергиенко. Понимания эмоций, как один из феноменов модели психического, развивается одновременно, постепенно, подвергаясь реорганизации на определенных этапах развития. А наиболее критичным периодом в развитии модели психического, согласно автору, является дошкольное детство [17]. Подтверждают эту точку зрения и другие исследования. Н.А. Довгая и Ю.О. Перелыгина отмечают, что с возрастом понимание причин того или иного эмоционального состояния расширяется, углубляется. Сложные эмоции дети начинают понимать только к окончанию периода образования в детском саду. В это же время они способны контролировать свои эмоциональные состояния [1]. Авторы сделали выводы о взаимосвязи эмоционального и речевого развития, о недостаточном развитии эмоциональной сферы у детей 5-6 лет. Причиной этому недостаток вербализации взрослых переживаемых чувств. Именно этот фактор, считают исследователи, является причиной низкого уровня самоконтроля эмоциональных реакций у детей дошкольного возраста. Интересную закономерность отражает научная работа Е.М. Листик: в ходе исследования было обнаружено, что дети старшего дошкольного возраста, переживающие семейную ситуацию как проблемную, более успешны в идентификации эмоциональных состояний. Наличие семейного конфликта делает ребенка более чутким, компетентным в распознавании эмоционального состояния другого. Возможна и обратная связь: чувствительность к эмоциональным состояниям родителей влияет на усиление восприимчивости к проблемным семейным ситуациям и их переживанию [9].
Следующий компонент эмоциональной компетенции - рефлексия, остается наиболее малоизученной областью эмоционального развития в дошкольном возрасте. Она включает процесс понимания своих эмоций, причин возникновения собственных чувств. Рефлексивные процессы включают также знания об особенностях переживаний других людей, возможность сравнения личностных переживаний с эмоциональными переживаниями других людей. Посредством познания образа эмоционального мира другого как партнера взаимодействия происходит познание собственного эмоционального состояния или комплекса состояний. Согласно А.В. Карпову, рефлексия изучается как психических процесс, свойство и состояние
[7].
Способность детей в 6-7 лет к эмоциональной саморегуляции, являющейся важным новообразованием дошкольного возраста, изучена и доказана в работах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Р.М. Грановской, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Н.Л. Кряжева, ЯЗ. Неверович и др. А.А. Ошкина и И.Г. Цыганкова продолжая исследования в этом направлении подчеркивали, что этот процесс стоит рассматривать не с позиции контроля, подавления эмоций, а как развивающуюся способность овладения детьми новыми способами эмоциональной саморегуляции, базирующимися на определении своего и чужого эмоционального состояния, а также причин его вызывавших.
На основе анализа современных исследований эмоциональной компетенции у взрослых и эмоционального развития дошкольников нами была предложена модель эмоциональной компетентности у дошкольников (рис. 3).
Мир Науки
Рисунок 3. Модель эмоциональной компетентности (рисунок авторов)
Под эмоциональной компетентностью мы понимаем совокупность знаний об эмоциональной сфере (состояниях, переживаниях, чувствах и т.д.), умений определять содержание эмоций, опознавать эмоциональные состояния и переживания, умений сопереживать, сочувствовать и содействовать другим людям, а также навыков осознания и регуляции собственных эмоциональных реакций, развитие которых позволяет выстраивать социальное поведение, общение и взаимодействие.
Эмоциональная компетентность связана с процессом восприятия, в целом, с когнитивными процессами, со способностью передачи - принятия информации; с овладением ребенком речью. Эмоциональная компетентность - это сложное образование, включающее в себя когнитивный и поведенческий компоненты.
К когнитивному компоненту относятся знания о собственных переживаниях, об особенностях эмоциональных переживаний других людей, наличие рефлексивных механизмов. Когнитивный компонент включает в себя представления о взаимоотношениях между людьми, а также образ эмоционального мира другого как партнера взаимодействия.
На поведенческом уровне эмоциональная компетентность представляет собой индивидуальную систему оптимальных моделей саморегуляции, регуляцию и воздействие на эмоциональные состояния других людей.
Процесс формирования и развития эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста обусловлен следующими факторами:
во-первых, содержанием информации об эмоциональном мире человека;
во-вторых, организацией познавательной деятельности по овладению знаниями об эмоциональной сфере, умениями и навыками определять содержание эмоций, осознавать и регулировать собственные эмоциональные реакции [20];
в-третьих, особенностями эмоционального взаимодействия с близким окружением (родители, сиблинги, сверстники, воспитатели) [3, 4, 19];
в-четвертых, личностными особенностями детей (когнитивными, волевыми, психофизиологическими).
На наш взгляд, перспективным направлением исследования эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста является изучение динамики формирования,
внешних и внутренних факторов, обусловливающих развитие системы эмоциональной компетентности, а также поиск методов и способов ее развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бреслав Г.М. Психология эмоций - М.: «Академия», 2004. - 544 с.
2. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. N 5. С. 38 - 48.
3. Головей Л.А., Василенко В.Е., Савенышева С.С. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника [Статья] // Социальная психология и общество. - Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2016 г. - №2: Т. 7.
4. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгард Е.Е. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений "Родитель-ребенок": теоретический и эмпирический аспекты [Статья] // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Санкт-Петербург: [б.н.], 2014 г. - №2: Т. Серия 12.
5. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы // «Дошкольное воспитание». 2007. №12.
6. Изотова Е.И., Максимова Е.Б. Психологические и психофизиологические аспекты исследования эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрастах. Психологические исследования, 2016, 9(46).
7. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. №5. С. 45-57.
8. Крайнова Ю.Н. Саногенная рефлексия в структуре эмоциональной компетенции будущих педагогов / Диссертация ... к. психолог. наук, 2010. - 166 с.
9. Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте. Диссертация ... к. психолог. наук, 2003. - 175 с.
10. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 - 36.
11. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями -эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 129-140.
12. Мавлянова О.В. Эмоциональная компетентность и целенаправленность поведения детей младшего школьного возраста с разными формами проявления агрессии / Диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. - Москва, 2011. - 269 с.
13. Павлова Е.М. Эмоциональный интеллект: от иерархических моделей к представлению о единой когнитивной способности // Психологические исследования. 2014. Т. 7, №37. С. 4.
14. Панкратова А.А., Осин Е.Н., Люсин Д.В. Особенности эмоционального интеллекта у представителей российской и азербайджанской культур // Психологические исследования. 2013. Т. 6, №31. С. 11.
15. Прихидько А.И., Гулевич О.А. Межгрупповые эмоции в условиях политической конкуренции // Психологические исследования 2010. №1 (9).
16. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева.
- М.: Изд-во «Когито-центр», 2011. - 600 с.
17. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо Эмоциональный интеллект MSCEIT v. 2.0. Руководство М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - 176 с.
18. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
19. Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с задержкой психического развития к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений / Диссертация ... к. психолог. наук, 2005. - 339 с.
20. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников / Автореф. дисс. ... к. психол. наук, 1987. - 24 с.
21. Хасанова Р.И. Особенности эмпатии у дошкольников с нарушением интеллектуального развития / диссертация . к. психолог. наук, 2009. - 204 с.
22. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.
- 88 с.
23. Юсупова Г.В. Состав и измерение эмоциональной компетентности / Диссертация ... к. психол. наук, 2006. - 166 с.
24. Goleman D., Emotional intelligence. Why it can matter more than IQ Bantam Books, 1995.
25. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional Intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. V. 27. P. 267 - 298.
26. Parkinson B., Fisher A.H., Manstead A.S.R. Emotion in social relations. Cultural, social and interpersonal processes. N.Y.: Psychology Press, 2005.
27. Smith C.A., Ellsworth P.C. Patterns of cognitive appraisal in emotion // J. of Pers. and Soc. Psychol. 1985. N 48. P. 813-838.
Smirnova Natalya Nikolaevna
Saint-Petersburg state university, Russia, Saint-Petersburg E-mail: Sorokina-smirnova@yandex.ru
Savenysheva Svetlana Stanislavovna
Saint-Petersburg state university, Russia, Saint-Petersburg
E-mail: owlsveta@mail.ru
Theoretical aspects of the research of the emotional competence of pre-school-aged children
Abstract. The formation of capability to understand own and other's emotions, feelings and intentions associated to all the mechanisms and socialization phenomena begins at the start of human life path. With that knowledge in mind the question about the emotional competence of pre-school-aged children is a subject of modern researches at pedagogy and developmental psychology. The present article is concerned with theoretical research on the emotional competence. The authors provided insight into home and foreign researches on the emotional competence of the adult persons. The structure of emotional competence and its functional features were examined. The comparative analysis of the terms "emotional competence" and "emotional intelligence" was carried out. The authors determined the term "emotional competence", presented the model of the emotional competence of the pre-school-aged children. The structural components were described: cognitive and behavioral ones and their substantial elements: reflection and emotions identification, self-direction and empathy. The factors preconditioning the formation and the development of the emotional competence of the pre-school-aged children.
Keywords: emotional competence; structure of emotional competence; emotional intelligence; pre-school-aged children; emotional reflection; self-direction; empathy; emotions identification; development of the preschooler's personality; emotional development of the preschooler