УДК 66.2(2Рос)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
© 2015 г. В.В. Бобрышева
Бобрышева Виктория Владимировна -аспирант,
кафедра политологии и этнополитики, Южно-Российский институт управления-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, ул. Пушкинская, 70, г. Ростов-на-Дону, 344002. E-mail: bobrysheva. victoria@gmail. com
Bobrysheva Viktoria Vladimirovna -Graduate Student,
Department of Political Science and Ethnic Policy, South-Russian Institute of Management, a Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration of President of the Russian Federation, Pushkinskaya St., 70, Rostov-on-Don, 344002, Russia. E-mail: bobrysheva. victoria@gmail. com
Исследуются теоретические аспекты инновационных процессов в современном государственном управлении, актуальность политики внедрения новаторских методов управления в целях развития российского государства. Инновация рассматривается как оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ не только в технической сфере, как это трактовалось ранее, но и в управленческой сфере деятельности - как средство повышения её эффективности. Инновация в государственном управлении должна представлять собой поиск эффективных и новаторских решений новых проблем или же новых решений старых проблем.
Ключевые слова: инноватика, инновация, инновационная политика, государственное управление.
The article is devoted to the theoretical aspects of innovative processes in modern government management and relevance of the policy implementation of the innovative management techniques for development of Russian state. The author considers innovation as a result offundamental and applied researches, development or experimental work not only in the technical field, as interpreted above, but also in the administrative sphere of activity - as a means of improving its efficiency. Innovation in public administration should be a search for effective and innovative solutions to new problems or new solutions to old problems.
Keywords: innovatics, innovation, innovation policy, government management.
Путь к системному решению сложной проблемы управления современным государством должен прокладываться определением способствующих ее появлению оснований и областей ее влияния. В настоящее время определение таких оснований актуализирует фактор инноваций, который всегда считался катализатором прогресса и одновременно проявлялся в порождаемых им социально-политических противоречиях. Преодоление этого противостояния возможно путем анализа категории инноваций с выводом сложившегося их применения в рамках экономической теории и рассмотрении инноватики в политическом аспекте.
Зарождение понятия инноватики связывают с экономикой, точнее - с развитием предпринимательства, особый же интерес к этой теме вызван с появлением теорий российского ученого Н. Кондратьева и австрийца Й. Шумпетера. Открытие Кондратьева, посвященное описанию больших циклов (длинных волн) в динамике капита-
листического способа производства (его подъема и падения), вызвало последовавшие затем исследования причин этих волн и получение результатов о существенном влиянии новшеств на течение экономических процессов на макроуровне. Основываясь на идеях Н. Кондратьева, Й. Шум-петер популяризовал такие понятия, как «экономическое развитие» и «инновация», дав последнему определение чего-то нового, появление неизвестного ранее уровня какого-то явления, а также ввел другие понятия, начав разрабатывать теорию инновационных процессов, но в основном в сфере предпринимательства.
В научной литературе встречаются разные определения инновации. Ученые трактуют её в зависимости от сферы своих интересов. Известны исследования влияния вводимых новаций на общественные процессы в разных аспектах и в разные эпохи.
П. Друкер, Д. Хомутский, А. Нестеров, В. Лопатин [1-4] считают, что некоторую сложность при
проведении исследований инновационной тематики представляла однобокость толкования термина «инновация» из-за прямого перевода с английского языка. Но в данное время понятие «инновация» получило гораздо более широкое значение в самых разных науках.
Инновация с английского (innovation) переводится на русский язык как нововведение, новшество. В соответствии с этим некоторые авторы предлагают рассматривать и употреблять эти термины как синонимы [5]. Но, на наш взгляд, это не совсем верно, так как под новшеством понимается новый порядок, обычай, метод, новое явление. А «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества. Инновации также означают процесс использования новшества. Поэтому далее термины «инновация» и «нововведение» будем употреблять как тождественные и означающие «введение новшества».
В экономике понятие «инноватика» означает процесс внедрения научно-технических достижений в производственный процесс, производство новых продуктов и использование новых технологий [6]. В других науках встречаются иные понятия и определения терминов «инноватика», «инновация» и «нововведение».
Первоначальная привязка инноватики к экономической сфере сохранилась и в настоящее время, что существенным образом отражается на ее понятийном инструментарии. Существует несколько определений понятия «инновация», данных именно в этом ключе.
Так, Б. Твисс объясняет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание [7].
Б. Санто говорит, что инновация — это такой общественно-техническо-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий [8].
Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом [9].
С. Ильенкова считает, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты [10].
Р. Фатхутдинов определяет инновацию как конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения эко-
номического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта [11].
В настоящее время к технологическим инновациям применяются рекомендации, установленные в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. В рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была создана группа, которая разработала «Руководство Фраскати» (1963 г., последние изменения внесены в 1993 г. - название по г. Фраскати, Италия, где был принят этот документ), называющееся «Предложенная стандартная практика для обследования исследований и экспериментальных разработок». Методика сбора данных о технологических инновациях базируется также на рекомендациях, принятых в Осло в 1992 г., которые называются еще «Руководство Осло» [12]. Согласно этим Международным стандартам в статистике науки, техники и инноваций (а это рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики), инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта или технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.
Вообще большинство существующих подходов к толкованию понятия «инновация» условно можно разделить на две группы. Те, кто является сторонниками теории Й. Шумпетера, считают инновацию процессом, цель которого - внедрение нового устройства или технологии. Точка зрения второй группы ближе к теории конкуренции М. Портера, где под инновациями понимаются изменения как в используемых технике и технологии, так и в выпускаемой продукции или методах управления [13].
Наиболее общим является определение новшества как оформленного результата фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению её эффективности, а не только в технической сфере.
Новшества могут быть в виде открытий, изобретений, товарных знаков, технологий, управленческого или производственного процесса, организационного, производственного, управленческого или другого новаторского решения, понятий, научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.), результатов исследований.
Вложение финансовых или материальных инвестиций в разработку новшества является начальным этапом инновации. Для получения практического результата, отдачи необходимо внедрить новшество в практику, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный эффект.
Инновация будет законченным результатом, если внедрение новшества произошло с достижением цели - изменением объекта управления и получением политического, экономического, социального, научно-технического или другого позитивного эффекта.
Новшества могут быть разными по средствам их приобретения: покупными или собственной разработки; по предназначению: для накопления, продажи или внедрения в собственную продукцию (выполняемую услугу) фирмы и пр.
Рассматривая различные подходы к понятию «инновация», В. Коновалов пишет, что инновацию в современном мире не следует ограничивать только сферой экономической деятельности [14, с. 254]. Прежде всего потому, что отношения между людьми и социальными группами не ограничиваются только ею. Значимыми сферами в жизни людей являются политика, искусство, проблемы мо-
рали, нравственности, экологии, образования, здравоохранения и т. д. Это не предпринимательство, не бизнес. И здесь присутствуют инновации, новое, то, что создается творческим путем.
Широкую классификацию инноваций провёл Ю. Яковец, который определяет их как использование достижений человеческого ума для повышения эффективности в различных сферах жизнедеятельности общества. Инновации, считает автор, могут быть технологические, экономические, экологические, управленческие, военные, политические, социокультурные, государственно-правовые и другие (рисунок) [15].
Исходя из классификации инноваций по различным сферам жизнедеятельности человека и общества, предложенной В. Яковцом, можно сделать заключение, что полем применения инноваций может быть все социальное пространство жизнедеятельности человечества. Современный этап эволюции как высшая точка общественного развития отличается стремительными изменениями в социально- политической жизни, поэтому инновации стали необходимым объектом интереса социологов, правоведов, экономистов, управленцев, политологов.
ИННОВАЦИИ
По полю действия
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ инновавди продукты
инновац ии -процессы
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ в природ оп от ьзгаании
в окране среды
в производстве
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ в сфере обращения
в управлении
СОЦИАЛЬНО- в социальной сфере
ПОЛИТИЧЕСКИЕ в политике
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ в государств мной власти и управлении
в праве
в науке
В ДУХОВНОЙ СФЕРЕ в культуре
в образовании
в религии, идеологии
В СФЕРЕ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ в военной области
в области правопорядка и безопасности
По уровню новизны
- эп скальные
г- базисные
улучшающие
микроинновации
пс ев д синнов ации
антииннсеации
По пространству действия
— глобальные
цинилизсе энные
национальные
- рациональные
г- лекальные
точечные
Классификация инноваций
Одной из попыток систематизации научных знаний в области исследований сущности инноваций, их закономерностей появления, развития и распространения в современном обществе, стала работа Ю. Карповой [16]. Автор рассматривает инновацию как феномен, имманентно присущий социуму, появление и функционирование которого в культуре общества вызывает социальные, к тому же системные, а не только технические изменения. Определяя инновацию как новый подход, прогрессивный результат творческой деятельности в какой-либо сфере бытия, который приводит к важным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы, Карпова говорит об универсальности инновационных процессов, хотя и относит эту универсальность только к социальной сфере. О значимости инноваций и их влиянии не только на социальную сферу, но и государственное управление пишет В. Романов [17].
Говоря о понятии инноваций, необходимо отметить и такое распространенное явление, как псевдоинновации [18]. Они являются ложными путями человеческой изобретательности и предприимчивости, направленными на частичное улучшение и продление жизни устаревших технологий, общественных систем и институтов. Иногда псевдоинновации могут на короткое время вдохнуть новую жизнь в устаревший институт, подвигнуть его на некоторый сдвиг жизненного цикла. Введение псевдоинноваций, по сути своей имитации нового, вызываются нежеланием индивидов, властей или определенных влиятельных групп отказываться от привычек, стремлением сохранить существующее положение, боязнью рисков, которые приносят с собой нововведения, что тормозит общественный прогресс. Псевдоинновации обычно появляются на заключительной фазе жизненного цикла уходящей системы, когда она уже в основном исчерпала свои ресурсы и потенциал, но всячески сопротивляется приходу более прогрессивной системы, стремится с помощью видимости обновления сохранить свои позиции в изменившихся условиях.
Инновации необходимы для достижения развития системы государственного управления, что в конечном итоге приведет к развитию социальной и политической системы страны. Данной теме посвящен п. 4 повестки дня Пятой сессии ООН, проводимой в марте 2006 г. в Нью-Йорке, где рассматривался вопрос «Инновации в сфере управления и государственно-административной деятельности как средство достижения согласованных на международном уровне целей развития, в том числе целей в области
развития, сформулированных в Декларации тысячелетия» [19].
По мнению экспертов ООН, представивших доклад, инновацию в сфере государственного управления можно определить как разработку государственными органами новых направлений деятельности и новых стандартных рабочих процедур для решения проблем, возникающих в процессе реализации государственной политики. Комитет экспертов по государственному управлению отметил, что «инновации можно рассматривать как противоположность рутинному, или традиционному порядку ведения дел в государственном секторе, и подчеркнул, что для достижения ощутимых результатов в инновационной деятельности необходимо обеспечить свободу мысли и убеждений, а также открытое общество и государственно-административные структуры, стимулирующие диалог между государственными служащими, компетентность которых не вызывает сомнений. Инновации заключаются в изучении того, какие методы работают, а какие - нет. Комитет добавил, что, для того чтобы считаться инновационным, тот или иной метод должен отвечать требованиям закона и быть этически оправданным [19].
Таким образом, инновация в государственном управлении должна представлять собой поиск эффективных и новаторских решений новых проблем или же «новых решений старых проблем». Эксперты утверждают, что инновации в государственном управлении не дают «фиксированных» (статичных) и окончательных результатов, это динамичный и открытый процесс, с творческим подходом к решениям тех, кто их принимает. «Инновации в государственном секторе зависят от двух важнейших факторов: готовности осуществлять преобразования и идти на риск; и способности руководства возглавить процесс преобразований и брать на себя риски и наличия ресурсов, необходимых для таких преобразований» [19].
И. Ганчеренок и С. Князев предлагают следующие типы инноваций в государственном управлении:
- учрежденческая инновация, когда основное внимание уделяется обновлению существующих учреждений и/или созданию новых учреждений;
- организационная инновация, включающая внедрение новых рабочих процедур или методов руководства в сфере государственного управления;
- инновация в форме совершенствования процессов, когда основное внимание уделяется повышению качества предоставляемых государством услуг;
- концептуальная инновация, направленная на внедрение новых форм управления (например, интерактивное формирование политики, управление на основе широкого участия населения, «горизонтальное/сетевое управлении) [20].
Итак, инновационное государственное управление - деятельность по социальному управлению, генеральным субъектом которого является государство. Его деятельность направлена на инициирование, поддержку, корректировку и регулирование инновационных процессов, являющихся источником и катализатором социополитического, культурного и экономического развития страны. Задачей государственного управления является обеспечение динамической устойчивости в условиях неравновесности инновационно преобразующейся социальной среды. Необходимым условием эффективности выполнения данной задачи является инновационная адаптируемость и опережающая инновационность решений органов государственного управления в ответ на социальные вызовы и в их предвидении.
Многие ученые и практики до недавнего времени говорили о том, что правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации на федеральном уровне носит фрагментарный характер, необходимо законодательное закрепление понятия «инновации». 21.07.2011 г. был принят Федеральный закон 254-ФЗ, внесший поправки в Федеральный закон 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», которые определили такие понятия, как «инновации», «инновационный проект», «инновационная инфраструктура» и «инновационная деятельность». Согласно закону, инновации - это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Инновационный проект - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.
Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.
Инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятель-
ность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
Таким образом, актуализацию темы инноваций в сфере государственного управления нельзя рассматривать как очередную политическую кампанию. Государство, которое внедряет инновационные идеи в процессы и системы аминистративно-управленческой деятельности, сможет эффективно ответить на вызовы времени на национальном, международном и региональном уровне. Инновации в политике управления современного государства не самоцель, а средство совершенствования государственной системы в целях улучшения качества жизни граждан государства. Внедрить уже опробованные инновации недостаточно, как пишут эскперты, «взять чужой образец означает лишь создать макет, а не работоспособный механизм» [21, с. 107].
Инновации укрепляют управление при оптимальном подходе к выбору между преемственностью и стабильностью, между необходимостью достижения новых уровней развития, внедрением новшеств и рисками изменений.
Литература
1. ДрукерП.Ф. Бизнес и инновации. М., 2007.
2. Хомутский Д.Ю. Управление инновациями в компании. М., 2008.
3. Нестеров А.В. Инновации - системный подход // Компетентность. 2007. № 6 (47).
4. Лопатин В.Н. Государство и интеллектуальная собственность: переход к инновационной экономике // Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики: сб. науч. тр. М., 2008. Т. 1.
5. Дунаев О.Н., Ершова И.В., Кузнецова Е.Ю. Конкурентоспособность регионального управления / под ред. О.Н. Дунаева. Екатеринбург, 1999.
6. Портников Б.А., Султанов Н.З. Основы иннова-тики / под ред. Н.З. Султанова. Кн. 1. Оренбург, 2000.
7. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: пер. с англ. / предисл. и науч. ред. К.Ф. Пузыня. М., 1989.
8. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: пер. с венг. / общ. ред. и вступ. ст. Б. Сазонова. М., 1990.
9. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.
10. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: учебник. 3-е изд. перераб. и доп. М., 2007.
11. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 6-е изд. СПб., 2008.
12. Oslo Manual. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. 3rd edition. A Joint Publication of OECD and Eurostat. OECD/EC, 2005 (Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд., совместная публикация ОЭСР и Евростата / пер. на рус. яз. М., 2006. URL: http://www.hse.ru/data/2011/09/05/ 1267119067/oslo_ru. pdf (дата обращения: 10.09.2014).
13. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. М., 2006.
14. КоноваловВ.М. Инновационная сага. М., 2005.
15. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI в. М., 2004.
16. Карпова Ю.А. Введение в социологию инновати-ки: учеб. пособие. СПб., 2004.
17. Романов В.Л. Социально-инновационный вызов государственному управлению. М., 2006.
18. Долговременные тенденции в капиталистическом воспроизводстве: реф. сб. / отв. ред. и сост. Р.М. Энтов, Н.А. Макашева. М., 1985. С. 115-140.
19. Организация Объединенных Наций. Экономический и Социальный Совет. Доклад Комитета экспертов по государственному управлению о работе его пятой сессии (Нью-Йорк, 27-31 марта 2006 года). URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/u npan02 3031.pdf (дата обращения: 10.09.2014).
20. Князев С.Н., Ганчеренок И.И. Управление инновациями и инновации в управлении // Государственное управление. Электронный вестн. 2007. № 11. URL: http://www.pac.by/dfiles/001897_461559_145_gancheronoc. pdf (дата обращения: 10.09.2014).
21. Понеделков А.В., Кузина С.И. Особенности трансформации гражданской идентичности в российском политическом процессе // Вестн. Волгоградского гос. ун-та. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. № 1(23). С. 100-112.
References
1. Druker P.F. Biznes i innovatsii [Business and Innovation]. Moscow, 2007.
2. Khomutskii D.Yu. Upravlenie innovatsiyami v kompa-nii [Control of Innovations in a Company]. Moscow, 2008.
3. Nesterov A.V. Innovatsii - sistemnyi podkhod [Innovations - System Approach]. Kompetentnost. 2007, no 6 (47).
4. Lopatin V.N. Gosudarstvo i intellektual'naya sobstvennost': perekhod k innovatsionnoi ekonomike [State and Intellectual Property: Transition to Innovation Economy]. Intellektual'naya sobstvennost'. Aktual'nye problemy teorii i praktiki: sb. nauch. tr. Moscow, 2008, vol. 1.
5. Dunaev O.N., Ershova I.V., KuznetsovaE.Yu. Konkuren-tosposobnost' regional'nogo upravleniya [Competitiveness of Regional Governance]. Ed. O.N. Dunaev. Ekaterinburg, 1999.
Поступила в редакцию
6. Portnikov B.A., Sultanov N.Z. Osnovy innovatiki [Fundamentals of Innovation]. Ed. N.Z. Sultanov. Vol. 1. Orenburg, 2000.
7. Tviss B. Upravlenie nauchno-tekhnicheskimi novov-vedeniyami [Management of Scientific and Technological Innovations]. Transl. K.F. Puzyn. Moscow, 1989.
8. Santo B. Innovatsiya kak sredstvo ekonomicheskogo razvitiya [Innovation as a Means of Economic Development]. Transl. B. Sazonov. Moscow, 1990.
9. Shumpeter I. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [Theory of Economic Development]. Moscow, 1982.
10. Il'enkova S.D. Innovatsionnyi menedzhment [Innovation Managment]: uchebnik. Moscow, 2007.
11. Fatkhutdinov R.A. Innovatsionnyi menedzhment [Innovation Managment]. Saint Petersburg, 2008.
12. Oslo Manual. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. 3rd edition. A Joint Publication of OECD and Eurostat. OECD/EC, 2005. Available at: http://www.hse.ru/data/ 2011/09/05/1267119067/oslo_ru.pdf (accessed 10.09.2014).
13. Porter M. Konkurentnaya strategiya: Metodika analiza otraslei i konkurentov [Competitive strategy: Methodology of Analyzing Industries and Competitors]. Moscow, 2006.
14. Konovalov V.M. Innovatsionnaya saga [Innovation Saga]. Moscow, 2005.
15. Yakovets Yu.V. Epokhal'nye innovatsiiXXI v. [Epochal Innovation XX century]. Moscow, 2004.
16. Karpova Yu.A. Vvedenie v sotsiologiyu innovatiki [Introduction to Sociology of Innovation]. Saint Petersburg, 2004.
17. Romanov V.L. Sotsial'no-innovatsionnyi vyzov go-sudarstvennomu upravleniyu [Social and Innovation Challenge to Government]. Moscow, 2006.
18. Dolgovremennye tendentsii v kapitalisticheskom vo-sproizvodstve [Long-term Trends in Capitalist Reproduction]. Ed. R.M. Entov, N.A. Makasheva. Moscow, 1985, pp. 115-140.
19. Organizatsiya Ob"edinennykh Natsii. Ekonomicheskii i Sotsial'nyi Sovet. Doklad Komiteta ekspertov po gosudarstven-nomu upravleniyu o rabote ego pyatoi sessii [The Organization of the "United Nations". Economic and Social Council]. New York, 27-31 March, 2006. Available at: http:// un-pan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan02303 1.pdf (accessed 10.09.2014).
20. Knyazev S.N., Gancherenok I.I. Upravlenie innovatsiyami i innovatsii v upravlenii [Innovation Management and Innovation in Management]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik. 2007, no 11. Available at: http://www.pac.by/dffles/001897_ 461559_145_gancheronoc.pdf (accessed 10.09.2014).
21. Ponedelkov A.V., Kuzina S.I. Osobennosti transfor-matsii grazhdanskoi identichnosti v rossiiskom politicheskom protsesse [Features of Transformation of Civic Identity in the Russian Political Process]. Vestnik Volgogradskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2013, no 1(23), pp. 100-112.
3 марта 2015 г.