Научная статья на тему 'Теоретические аспекты готовности будущего педагога к аналитической деятельности'

Теоретические аспекты готовности будущего педагога к аналитической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аналитическая деятельность / готовность к аналитической деятельности / будущий педагог / структурные компоненты готовности / педагогическая деятельность / analytical activity / readiness for analytical activity / future teacher / structural components of readiness / pedagogical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимонин Александр Николаевич

Введение. В реалиях современного общества, переживающего процессы глобализации и информатизации, повышается спрос на молодых специалистов, обладающих умениями и навыками анализа больших объемов информации, способных эффективно и быстро принимать решения на основе данных. Теоретический анализ. Рассмотрены основные особенности осуществления аналитической деятельности педагога. Одним из ключевых компонентов профессиональной компетентности педагога является аналитическая деятельность, позволяющая анализировать, прогнозировать и оценивать результаты своей работы, а также оперативно реагировать на изменения в образовательной среде. Были изучены интерпретации понятия «готовность», а также раскрыты сущность и структура готовности будущих педагогов к аналитической деятельности. Новизна работы заключается в пересмотре структурных компонентов готовности педагога к аналитической деятельности, соответствующих современным требованиям образовательных стандартов. Подчеркивается необходимость подготовки специалистов, владеющих умениями и навыками работы с данными и информационными технологиями. Заключение. Формулируется вывод, согласно которому формирование готовности будущего педагога к аналитической деятельности, которое может быть осуществлено посредством применения в образовательном процессе программных средств имитационного моделирования, является необходимым фактором его успешной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимонин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of the future teacher’s readiness for analytical activity

Introduction. In the realities of modern society experiencing the processes of globalization and informatization, there is an increasing demand for young professionals with the skills and abilities to analyze large amounts of information, able to make decisions based on data effi ciently and quickly. Theoretical analysis. This article discusses the main features of the implementation of the analytical activity of the teacher. One of the key components of a teacher’s professional competence is analytical activity, which allows to analize, predict and evaluate the results of their work, as well as quickly respond to changes in the educational environment. Interpretations of the concept of “readiness” were analyzed, and the essence and structure of the readiness of future teachers for analytical activity were revealed. The novelty of the work lies in the revision of the structural components of the teacher’s readiness for analytical activity, corresponding to modern requirements of educational standards. The necessity of training specialists with the skills and abilities to work with data and information technologies is emphasized. Conclusion. The conclusion is formulated, according to which the formation of the future teacher’s readiness for analytical activity is a necessary factor of his or her successful professional activity, which can be carried out through the use of simulation modeling software in the educational process.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты готовности будущего педагога к аналитической деятельности»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 107-111 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 1, pp. 107-111

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-1-107-111, EDN: VDKVCE

Научная статья УДК 37.01

Теоретические аспекты готовности будущего педагога к аналитической деятельности

А. Н. Тимонин

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Тимонин Александр Николаевич, аспирант кафедры методологии и образования, timalex99@mail.ru, https://orcid.org/0009-0000-0508-802X

Аннотация. Введение. В реалиях современного общества, переживающего процессы глобализации и информатизации, повышается спрос на молодых специалистов, обладающих умениями и навыками анализа больших объемов информации, способных эффективно и быстро принимать решения на основе данных. Теоретический анализ. Рассмотрены основные особенности осуществления аналитической деятельности педагога. Одним из ключевых компонентов профессиональной компетентности педагога является аналитическая деятельность, позволяющая анализировать, прогнозировать и оценивать результаты своей работы, а также оперативно реагировать на изменения в образовательной среде. Были изучены интерпретации понятия «готовность», а также раскрыты сущность и структура готовности будущих педагогов к аналитической деятельности. Новизна работы заключается в пересмотре структурных компонентов готовности педагога к аналитической деятельности, соответствующих современным требованиям образовательных стандартов. Подчеркивается необходимость подготовки специалистов, владеющих умениями и навыками работы с данными и информационными технологиями. Заключение. Формулируется вывод, согласно которому формирование готовности будущего педагога к аналитической деятельности, которое может быть осуществлено посредством применения в образовательном процессе программных средств имитационного моделирования, является необходимым фактором его успешной профессиональной деятельности. Ключевые слова: аналитическая деятельность, готовность к аналитической деятельности, будущий педагог, структурные компоненты готовности, педагогическая деятельность

Для цитирования: Тимонин А. Н. Теоретические аспекты готовности будущего педагога к аналитической деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 107-111. https://doi. org/10.18500/1819-7671-2024-24-1-107-111, EDN: VDKVCE

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Theoretical aspects of the future teacher's readiness for analytical activity A. N. Timonin

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Aleksandr N. Timonin, timalex99@mail.ru, https://orcid.org/0009-0000-0508-802X

Abstract. Introduction. In the realities of modern society experiencing the processes of globalization and informatization, there is an increasing demand for young professionals with the skills and abilities to analyze large amounts of information, able to make decisions based on data efficiently and quickly. Theoretical analysis. This article discusses the main features of the implementation of the analytical activity of the teacher. One of the key components of a teacher's professional competence is analytical activity, which allows to analize, predict and evaluate the results of their work, as well as quickly respond to changes in the educational environment. Interpretations of the concept of "readiness" were analyzed, and the essence and structure of the readiness of future teachers for analytical activity were revealed. The novelty of the work lies in the revision of the structural components of the teacher's readiness for analytical activity, corresponding to modern requirements of educational standards. The necessity of training specialists with the skills and abilities to work with data and information technologies is emphasized. Conclusion. The conclusion is formulated, according to which the formation of the future teacher's readiness for analytical activity is a necessary factor of his or her successful professional activity, which can be carried out through the use of simulation modeling software in the educational process.

Keywords: analytical activity, readiness for analytical activity, future teacher, structural components of readiness, pedagogical activity For citation: Timonin A. N. Theoretical aspects of the future teacher's readiness for analytical activity. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 1, pp. 107-111 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-1-107-111, EDN: VDKVCE This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

© Тимонин А. Н., 2024

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 1

Введение

В настоящее время с учетом развития информационных технологий, занимающих важное место в повседневной жизни, одной из наиболее значимых компетенций современного специалиста является умение эффективно и оперативно работать с информацией, применять современные средства и методы.

Социокультурные изменения в условиях глобализации и мировой интеграции, несомненно, оказывают воздействие на молодое поколение и на ценностное пространство всего общества. В связи с этими тенденциями педагогическое сообщество играет важную роль в формировании будущего человеческого капитала. В стремительно развивающемся мире от учителя требуются актуальные практические навыки, необходимые для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности, в состав которой входит аналитическая деятельность.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации является одной из ключевых универсальных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника педагогического образования.

Теоретический анализ

Аналитическая деятельность - это очень сложный вид деятельности, без которого педагогическая деятельность не может быть эффективно реализована. В научно-методической литературе понятие «аналитическая деятельность» часто пересекается с терминами «анализ» или «аналитика» и нередко сопоставляется с аналитическим мышлением или аналитическими навыками. По мнению авторов, аналитика понимается как совокупность процессов анализа, синтеза, обобщения и прогнозирования, выступает связующей нитью между сбором и получением данных и эффективным принятием решений [1].

Считается, что аналитическая деятельность состоит из нескольких компонентов: функциональный компонент (аналитические методы), отраслевой компонент (знание предметной области) и личностный компонент (определенный тип структуры личности) [2]. Можно выделить следующие операции, характеризующие аналитическую деятельность:

разделение целостного объекта на составляющие элементы с целью их всестороннего исследования (анализ);

упорядочение некоторой совокупности знаний в систему, в которой отражены все различные взаимосвязи объектов (систематизация);

дифференциация исследуемых объектов на отдельные группы по определенным признакам (классификация);

определение сходных и отличительных свойств объекта (обобщение);

восстановление частей объекта, расчлененного в процессе анализа и познание этого объекта как единого целого (синтез);

отделение некоторых свойств объекта, зависящих от конкретного контекста (абстрагирование).

Деятельность учителя в психолого-педагогической литературе рассматривается как процесс решения множества задач разного типа, уровня и класса. При этом М. Б. Кенесова указывает на значимость педагогического анализа в образовательном процессе и определяет следующие характерные для аналитического вида деятельности задачи:

анализ учебно-воспитательного процесса; разработка стратегии педагогических мероприятий;

проектирование и осуществление учебного процесса;

контроль и корректировка учебного процесса;

составление итогового отчета, оценивание полученных результатов и формулирование новых педагогических целей [3].

Таким образом, аналитическая деятельность как неотъемлемый элемент педагогической деятельности предполагает сложные интеллектуальные способности, к примеру, способность анализировать, прогнозировать, моделировать и синтезировать теоретические знания и методы педагогической деятельности. Для осуществления аналитической деятельности необходимо иметь сформированную готовность.

За определением термина «готовность» целесообразно обратиться к словарям. Педагогические словари не дают ясной трактовки данного понятия, тем не менее в психологическом словаре рассматривается понятие «готовность к действию». Готовность к действию представляет собой состояние, в котором все

психофизиологические системы человека находятся в мобилизованном состоянии, гарантируя эффективное выполнение конкретных действий [4]. В педагогическом словаре приводится определение понятия «готовность к педагогической деятельности» и трактуется как некий уровень профессионального мастерства педагога, который включает в себя овладение стандартами и нормами профессионально-педагогического образования [5].

Исходя из анализа справочной литературы, стоит отметить, что «готовность» является многоплановым и комплексным понятием и требует учета различных факторов и аспектов.

В современной научной литературе довольно широко изучается проблематика готовности личности относительно различных видов деятельности. По мнению Е. А. По-мельниковой, готовность к профессиональной деятельности - это комплексное свойство личности, которое основывается на осознании профессиональных норм, позиционировании индивида как эксперта в своей области, наличии у специалиста благоприятного отношения к своей профессиональной деятельности и среде, а также в стремлении к максимальному творческому развитию [6].

Н. П. Гаманенко трактует готовность к профессиональной педагогической деятельности как комплексное образование личности педагога, которое определяет его потребность к совершенствованию как индивидуальной деятельности, так и деятельности педагогического коллектива, способствует выявлению актуальных проблем при подготовке специалистов, поиску и реализации оптимальных мер для их решения [7].

По мнению С. Г. Меньшениной, готовность к аналитической деятельности понимается как интегративное свойство личности, определяющее стремление обучающегося к качественному осуществлению функций профессиональной деятельности, а также наличие способствующих успешному выполнению этих функций аналитических умений [8].

Готовность к информационно-аналитической деятельности в исследовании Е. Н. Семеновой рассматривается как интегративное качество индивида, которое проявляется в осмыслении собственных мотивов, потребностей и способностей, необходимых для

успешного самостоятельного и независимого выполнения информационно-аналитической деятельности [9].

Анализируя различные взгляды на проблему готовности, можно определить сущность понятия «готовность к аналитической деятельности». Готовность к аналитической деятельности - это комплекс психологических, профессиональных и социальных качеств, определяющих способность личности к анализу, сбору, обработке и интерпретации информации в профессиональной деятельности. Она базируется на знаниях, умениях и навыках, обладание которыми позволяет индивиду оперативно и эффективно работать со сложными и многоуровневыми данными и информацией в рамках своей деятельности, а также находить оптимальные пути решения возникающих проблем и профессиональных задач. По нашему мнению, сформированная у будущих педагогов готовность к аналитической деятельности является важным фактором успешной работы и повышения качества образовательного процесса.

При рассмотрении различных концепций готовности к деятельности вышеупомянутых авторов было выявлено, что готовность представляет собой цельную систему, состоящую из отдельных структурных элементов. Обобщение авторских подходов к идентификации структуры готовности позволило выделить следующие компоненты готовности к аналитической деятельности: мотивационный, когнитивный, операциональный и рефлексивный. Рассмотрение данных компонентов в неразрывном единстве делает структуру готовности педагога к аналитической деятельности более систематизированной и эффективной, что дает возможность учитывать основные аспекты аналитической деятельности в образовательном процессе.

Исходя из анализа требований, квалификационных характеристик и функций профессиональной деятельности, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», охарактеризуем каждый структурный компонент, составляющий готовность будущего педагога к аналитической деятельности (таблица).

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 1

Структурные компоненты готовности педагога к аналитической деятельности Table. Structural components of the teacher's readiness for analytical activity

Компоненты Критерии Показатели

Мотивационный Позитивный настрой на проведение аналитической деятельности, уверенность в своих силах, стремление к постоянному усовершенствованию своих знаний и умений; осознание важности данной деятельности для успешной реализации профессиональных задач Высокий уровень самооценки и уверенности в своих аналитических возможностях. Желание реализовывать свой профессиональный потенциал, удовлетворение от достигнутых результатов в аналитической деятельности

Когнитивный Наличие у педагога необходимых знаний и навыков в области анализа данных, умений работать с информацией, быстро принимать решения и критически мыслить Общее представление о целях, задачах и принципах аналитической деятельности; знание методов и технологий аналитической деятельности, основных методов обработки и анализа данных

Операциональный Способность педагога эффективно использовать свои профессиональные умения к планированию работы, организации технической подготовки для решения сложных профессиональных задач по анализу данных Умение планировать и разрабатывать учебные программы в соответствии с современными требованиями и стандартами; использование передовых технологий и методов образования и внедрение их в учебный процесс; применение современных информационных технологий для сбора, хранения, обработки и анализа данных в рамках педагогической деятельности

Рефлексивный Способность педагога анализировать свою профессиональную деятельность, корректировать свое поведение и принимать оптимальные решения на основе полученных результатов Умение осуществлять системный и целостный анализ своей деятельности, выявлять ее проблемные аспекты и разрабатывать стратегии их решения, умение анализировать эффективность своих образовательных и воспитательных действий

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод, согласно которому формирование аналитической деятельности педагога должно быть связано с развитием соответствующей системы профессиональных знаний и умений, а также профессионально значимых характеристик педагога.

Смеем предположить, что формирование готовности к аналитической деятельности является неотъемлемой частью обучения в любой дисциплине, однако оно приобретает большое значение в процессе обучения информационным технологиям. В связи с широким распространением и внедрением новых технологий во все сферы деятельности человека необходима подготовка специалистов, обладающих умениями

и навыками работы с данными и способных применять их для изучения и прогнозирования процессов, характерных для профессиональной деятельности.

В качестве средств современных информационных технологий видятся средства имитационного моделирования, которые могут быть полезным инструментом для формирования готовности будущего педагога к аналитической деятельности [10]. С помощью таких средств можно моделировать виртуальные системы, которые будут напоминать реальные учебные ситуации, и позволят студентам учиться применять аналитический подход к решению различных задач. Это также может помочь обучающимся развить способности анализировать информацию, принимать решения и оценивать их результаты.

Список литературы

References

1. Понкин И. В. Понятие «Аналитика» // International Journal of Open Information Technologies. 2019. T. 7, № 10. С. 80-90.

2. Петров В. К., Петрова М. Ю. Организация информационных потоков и управление ими как неотъемлемая функция аналитика // Власть. 2020. Т. 28, № 5. С. 119-123. https://doi.org/10.31171/vlast. v28i5.7585

3. Кенесова М. В. Педагогический анализ как составная часть готовности учителей к аналитической деятельности // Известия КазУМОиМЯ имени Абылай хана. Серия: Педагогические науки. 2019. № 4. С. 58-64.

4. Авдеева Н. Н. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М. : АСТ, 2009. 811 с.

5. Загвягинский В. И. Педагогический словарь / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М. : Академия, 2008. 343 с.

6. Помельникова Е. А. Формирование готовности будущих специалистов информационной безопасности к успешной профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2019. 183 с.

7. Гаманенко Н. П. Формирование готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности: дис. . канд. пед. наук. Пермь, 2018. 259 с.

8. Меньшенина С. Г. Формирование готовности к аналитической деятельности студентов - будущих специалистов по информационной и компьютерной безопасности: дис. . канд. пед. наук. Самара, 2016. 208 с.

9. Семенова Е. Н. Формирование готовности курсантов военных вузов к информационно-аналитической деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2019. 257 с.

10. Александрова Н. А., Тимонин А. Н. Развитие аналитического мышления обучающихся на уроках информатики средствами имитационного моделирования // Информатика в школе. 2022. № 2. С.18-27. https://doi.org/10.32517/2221-1993-2022-21-2-18-27

1. Ponkin I. V. The concept of "Analytics". International Journal of Open Information Technologies, 2019, vol. 10, no. 10, pp. 80-90 (in Russian).

2. Petrov V. K., Petrova M. Yu. Organization of information flows and their management as an integral function of the analyst. Vlast' [Power], 2020, vol. 28, no. 5, pp. 119-123 (in Russian). https://doi.org/10.31171/vlast. v28i5.7585

3. Kenesova M. V. Pedagogical analysis as an integral part of teachers' readiness for analytical activity. Izvestiya KazUMOiMYa imeni Abylay khana. Seriya: Pedagogicheskie nauki [Bulletin of Ablai Khan KazUIRandWL, Series Pedagogical Sciences], 2019, no. 4, pp. 58-64 (in Russian).

4. Avdeeva N. N. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' [Meshcheryakova B. G., Zinchenko V. P., eds. A Large Psychological Dictionary]. Moscow, AST, 2009. 811 p. (in Russian).

5. Zagvyaginskiy V. I. Pedagogicheskiy slovar' [Zagvyazin-skiy V. I., Zakirova A. F., eds. Pedagogical Dictionary]. Moscow, Akademiya, 2008. 343 p. (in Russian).

6. Pomel'nikova E. A. Formation of Readiness of Future Information Security Specialists for Successful Professional Activity. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Samara, 2019. 183 p. (in Russian).

7. Gamanenko N. P. Formation of Readiness of College Teachers to Improve Professional Pedagogical Activity. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Perm', 2018. 259 p. (in Russian).

8. Men'shenina S. G. Formation of Readiness for Analytical Activity of Students - Future Specialists in Information and Computer Security. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Samara, 2016. 208 p. (in Russian).

9. Semenova E. N. Formation of Readiness of Cadets of Military Universities for Information and Analytical Activity. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Khabarovsk, 2019. 257 p. (in Russian).

10. Aleksandrova N. A., Timonin A. N. Development of analytical thinking of students in informatics lessons by tools of simulation modeling. Informatika v shkole [Computer Science at School], 2022, no. 2, pp. 18-27 (in Russian). https://doi.org/10.32517/2221-1993-2022-21-2-18-27

Поступила в редакцию 09.06.2023; одобрена после рецензирования 07.12.2023; принята к публикации 12.01.2024 The article was submitted 09.06.2023; approved after reviewing 07.12.2023; accepted for publication 12.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.