Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИБКОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИБКОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИБКОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ГОТОВНОСТЬ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL FLEXIBILITY / PROFESSIONAL STABILITY / FUTURE TEACHER / READINESS FOR EDUCATIONAL ACTIVITY / COMPONENTS OF READINESS FOR EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченков А.В., Уварина Н.В.

Введение. В статье анализируются вопросы, касающиеся готовности педагогов к воспитательной деятельности, а также их профессиональной гибкости как одного из компонентов к искомой готовности. Проанализирован компонентный состав профессиональной гибкости и готовности педагогов к воспитательной деятельности, выявлены общие черты и взаимосвязь данных компонентов. Профессиональная гибкость рассматривается как фундамент для процесса становления готовности педагога к воспитательной деятельности и последующего ее успешного выполнения. Материалы и методы. Материалом для анализа выступили различные научные источники, посвященные профессиональной гибкости и устойчивости педагогов, а также их готовности к осуществлению воспитательной деятельности. Анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный методы, применяемые при написании данной статьи, являются основным инструментарием анализа. Результаты. На основе анализа научной литературы сформулированы авторские понятия «профессиональная гибкость» и «готовность к воспитательной деятельности педагогов». В качестве содержательных компонентов готовности к воспитательной деятельности выделены следующие: мотивационно-ценностный, когнитивный, оценочно-рефлексивный и операционно-деятельностный компоненты. Содержательными компонентами готовности выступают мотивационно-ценностный, конативно-деятельностный и эмоциональный компоненты. В ходе теоретического анализа доказана их взаимосвязь и взаимообусловленность. Обсуждение . Теоретический анализ психолого-педагогической литературы привел нас к пониманию, что профессиональная гибкость выступает личностным качеством и компонентом профессиональной компетентности будущих педагогов, обеспечивающих их готовность к воспитательной деятельности. Готовность к воспитательной деятельности во многом обусловлена способностью к регуляции педагогом поведения, стабильности выполнения педагогической деятельности, способности быстро реагировать на меняющиеся условия образовательной среды, все вышеперечисленные личностные компоненты детерминируются его профессиональной гибкостью. Сочетание поведенческой и интеллектуальной пластичности, эмоциональной экспрессивности и устойчивости позволит осуществлять воспитательную работу на высоком уровне продуктивности, адаптируясь к разным условиям образовательной среды и контингенту обучающихся. Заключение. В данной статье нами доказано, что профессиональная гибкость педагогов является компонентом готовности, обеспечивающим успешность осуществления ими воспитательной деятельности. Профессиональная гибкость во многом обеспечивает эффективность процесса воспитательной деятельности педагога за счет длительного и эффективного выполнения им профессиональных обязанностей и сохранение работоспособности в эмоционально-напряженных ситуациях, а также готовности и способности быстро реагировать на меняющиеся условия и ожидания профессиональной среды, нахождения оригинальных способов решения профессиональных проблем. Основные положения: - дано авторское понятие и описаны структурные компоненты термина «готовность педагога к воспитательной деятельности»; - проанализирован феномен профессиональной гибкости будущих педагогов и обоснована ее значимость для формирования готовности педагогов к воспитательной деятельности; - описаны компоненты профессиональной гибкости и их значимость в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченков А.В., Уварина Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL FLEXIBILITY AS A COMPONENT OF FUTURE TEACHERS ' READINESS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES

Introduction. The article analyzes issues related to the readiness of teachers for educational activities, as well as their professional flexibility, as one of the components for the desired readiness. The component composition of professional flexibility and readiness of teachers for educational activities is analyzed, and common features and interrelation of these components are revealed. Professional flexibility is considered as the Foundation for the process of becoming a teacher's readiness for educational activities and its subsequent successful implementation. Materials and methods. Various scientific sources devoted to the professional flexibility and stability of teachers, as well as their readiness to carry out educational activities, provided material for the analysis. Analysis of scientific and methodological literature, descriptive and distributive methods used in writing this article are the main tools of analysis. Results. Based on the analysis of scientific literature, the author's concepts of “professional flexibility” and “readiness for educational activities of teachers” are formulated. The following components are identified as content components of readiness for educational activity: Motivational-value, cognitive, evaluative-reflexive, and operational-activity components. The content components of readiness are: motivational-value, conative-activity and emotional components. In the course of theoretical analysis, their interrelation and interdependence are proved. Discussion. Theoretical analysis of psychological and pedagogical literature has led us to understand that professional flexibility is a personal quality and component of professional competence of future teachers, ensuring their readiness for educational activities. Readiness for educational activities is largely due to the ability to regulate the teacher's behavior, the stability of the performance of pedagogical activities, the ability to quickly respond to changing conditions of the educational environment, all of the above personal components are determined by his professional flexibility. The combination of behavioral and intellectual plasticity, emotional expressiveness and stability will allow to carry out educational work at a high level of productivity, adapting to different conditions of the educational environment and the contingent of students. Conclusion. In this article, we have proved that the professional flexibility of teachers is a component of their professional competence and ensures the readiness and success of their educational activities. Professional flexibility in many ways ensures the effectiveness of the educational process of the teacher, due to the long and effective performance of professional duties and maintaining efficiency in emotionally stressful situations, as well as the readiness and ability to quickly respond to changing conditions and expectations of the professional environment, finding original ways to solve professional problems. Highlights: The author’s concept is given and the structural components of the term «teacher’s readiness for educational activities» are described; The phenomenon of professional flexibility of future teachers is analyzed and its significance for the formation of teachers' readiness for educational activities is substantiated; The components of professional flexibility and their importance in preparing future teachers for educational activities are described

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИБКОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

йО! 10.25588/С8Ри.2019.153.7.012

УДК 378.18 ББК 74.00

А. В. Савченков1, Н. В. Уварина2

1ORCID № 0000-0002-7268-1533 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

2,

О

о ^

л о о к

0 ж

E-mail: alex2107@mail.ru ^

1

ORCID № 0000-00002-1490-3302 к

о

о

о

Доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: nuvarina@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИБКОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

f У

Аннотация

Введение. В статье анализируются вопросы, касающиеся готовности педагогов к воспитательной деятельности, а также их профессиональной гибкости как одного из компонентов к искомой готовности. Проанализирован компонентный состав профессиональной гибкости и готовности педагогов к воспитательной деятельности, выявлены общие черты и взаимосвязь данных компонентов. Профессиональная гибкость рассматривается как фундамент для процесса становления готовности педагога к воспита- н тельной деятельности и последующего ее успешного выполнения.

а ж

а £

Материалы и методы. Материалом для анализа выступили различные научные источники, посвященные профессиональной гибкости и устойчивости педагогов, а также их готовности к осуществлению воспитательной деятельности. Анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный методы, применяемые при написании данной статьи, являются основным инструментарием анализа.

Результаты. На основе анализа научной литературы сформулированы авторские понятия «профессиональная гибкость» и «готовность к воспитательной деятельности педагогов». В качестве содержательных компонентов готовности к воспитательной деятельности выделены следующие: мотивационно-ценностный, когнитивный, оценочно-рефлексивный и операционно-деятель-ностный компоненты. Содержательными компонентами готовности выступают мотивационно-ценностный, конативно-деятельностный и эмоциональный компоненты. В ходе теоретического анализа доказана их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Обсуждение. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы привел нас к пониманию, что профессиональная гибкость выступает личностным качеством и компонентом профессиональной компетентности будущих педагогов, обеспечивающих их готовность к воспитательной деятельности. Готовность к воспитательной деятельности во многом обусловлена способностью к регуляции педагогом поведения, стабиль-

^ ности выполнения педагогической деятельности, способности быстро реагировать на меняющиеся условия образовательной

среды, все вышеперечисленные личностные компоненты детер-

^ минируются его профессиональной гибкостью. Сочетание пове-

сц

^ денческой и интеллектуальной пластичности, эмоциональной экс-

прессивности и устойчивости позволит осуществлять воспитательную работу на высоком уровне продуктивности, адаптируясь к разным условиям образовательной среды и контингенту обучающихся.

Заключение. В данной статье нами доказано, что профессиональная гибкость педагогов является компонентом готовности, обеспечивающим успешность осуществления ими воспитательной деятельности. Профессиональная гибкость во многом обеспечивает эффективность процесса воспитательной деятельности педагога за счет длительного и эффективного выполнения им профессиональных обязанностей и сохранение работоспособности в эмоционально-напряженных ситуациях, а также готовности и способности быстро реагировать на меняющиеся условия и ожидания профессиональной среды, нахождения оригинальных способов решения профессиональных проблем.

Ключевые слова: профессиональная гибкость, профессиональная устойчивость, будущий педагог, готовность к воспитательной деятельности, компоненты готовности к воспитательной деятельности.

Основные положения:

— дано авторское понятие и описаны структурные компоненты термина «готовность педагога к воспитательной деятельности»;

— проанализирован феномен профессиональной гибкости будущих педагогов и обоснована ее значимость для формирования готовности педагогов к воспитательной деятельности;

— описаны компоненты профессиональной гибкости и их значимость в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности.

о

о

е с с и о н

аль

о* н

§

г и

о о

с

уд ду

Н п

е д а г о г о в

ж о

д е

¡0

а н и

£

1 Введение (Introduction)

В настоящее время работа педагога приобретает первоочередное значение, так как обществу необходима, в первую очередь, активная и социализированная личность. Обязанностью педагогов становится создание условий для максимального раскрытия интересов, склонностей и способностей обучающихся. Подготовка обучающихся к будущей профессиональной деятельности, к их успешной социализации в жизни общества в условиях неопределенности напрямую зависит от уровня готовности педагогов к воспитательной деятельности как к ключевому виду осуществления педагогической деятельности.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы привел нас к пониманию, что профессиональная гибкость выступает личностным качеством и компонентом профессиональной компетентности будущих педагогов, обеспечивающих их готовность к воспитательной деятельности.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

В статье рассматривается значимость феномена профессиональная гибкость для успешного осуществления педагогами воспитательной деятельности. В статье представлен теоретический анализ терминов «готовность к воспитательной деятельности» и «профессиональная гибкость», доказана взаимосвязь и взаимообусловленность данных понятий, а также их содержательного наполнения.

^ 3 Результаты (Results)

Перейдем к анализу термина «готовность к воспитатель-

«о

I

е ной деятельности».

ч

в

^ А. М. Кузьмин и Л. Е. Идиатуллина считают, что готов-

^ ность к воспитательной деятельности обусловлена устойчивыми

мотивами педагога к ее осуществлению, психическими особенностями и личностными качествами, это устойчивая характеристика профессионально-личностной позиции педагога, которая проявляется в положительной установке на воспитательную деятельность и обеспечивает успех воспитательного процесса [1].

М. Ю. Кулебякина под готовностью педагогов к воспитательной работе понимает интегративное личностное образование, реализуемое в единстве мотивационно-потребностного, когнитивного, деятельностного и эмоционально-рефлексивного компонентов, которые в совокупности обеспечивают успешное выполнение воспитательных функций в образовательных организациях [2].

Психологическая готовность педагогов к воспитательной деятельности рассматривается как система профессионально значимых личностных качеств (коммуникабельность, доброжелательность, эмпатийность), а также как профессионально гуманистическое мировоззрение (профессиональные ценности, проявляющиеся в стремлении развития положительных личностных качеств ребенка, способность к прогнозированию эффективности осуществления воспитательной работы) [3].

По мнению А. Н. Ткачёвой [4], готовность к воспитательной работе трактуется как целостное личностное образование, которое соединяет в себе ценностный, когнитивный, действенный, регулятивный, эмоциональный, технологический и оценочно-прогностический компоненты и реализуется в способности к аксиологическому отношении к миру, потребности в социально-значимой деятельности.

Е. А. Ефимова считает, что готовность к воспитательной работе проявляется в следующих ее компонентах: потребностно-мотивационный (мотивационно-ценностное отношение к воспи-

о е с с и о н §

о* н

§

г и

о о

с

уд ду

Н

а

е

д а г о г о

Ж о

д е

¡0

а

н

а £

тательной деятельности, осознанная потребность в решении воспитательных задач), когнитивный (система знаний в области проектирования и реализации воспитательной деятельности с обучающимися разного уровня воспитанности), деятельностный (способность к осуществлению воспитательной деятельности, с помощью различных воспитательных технологий) и рефлексивный (критический анализ результатов воспитательной работы) [5].

По мнению В. В. Даниловой [6], готовность к воспитательной деятельности подразумевает овладение знаниями в области воспитательной деятельности, способность их применять в совместной деятельности с воспитанниками, организация самоуправления воспитательной деятельностью.

М. М. Юркова выделяет два подхода к определению «готовность к воспитательной деятельности»: функциональный (состояние психологических функций) и личностный (функциональная готовность к осуществлению воспитательной деятельности) [7].

Опираясь на вышесказанное, отметим, что готовность к воспитательной деятельности в большинстве исследований рассматривается как интегративное качество личности будущего педагога, проявляющееся в его созидательных потребностях, ценностном отношении к воспитательной деятельности и воспитаннику, как комплекс компетенций, необходимых для целостного развития личности воспитанника и воспитателя в образова-

^ тельном процессе.

Проанализировав работы [8; 9; 10; 11], посвященные под-

готовке будущих педагогов к воспитательной деятельности, мы

^ выяснили, что в большинстве из них выделяют следующие компо-

сц

^ ненты готовности педагогов к воспитательной деятельности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мотивационно-ценностный компонент: включает устойчивую мотивацию к работе с обучающимися, доминирующие мотивы профессионального поведения, осознание профессионального идеала, чувства долга, ценностное отношение к педагогической профессии, стремление к саморазвитию, осознание социальной значимости выполняемой профессиональной деятельности, готовность выстраивать позитивные взаимоотношения с другими субъектами образовательного процесса;

- когнитивный компонент: системные знания и умения, необходимые для обеспечения и развития целостной личности воспитанника, знание концептуальных и теоретических основ, форм и методов организации воспитательной работы, ориентация на воспитуемого как высшую ценность, потребность в создании комфортной эмоциональной атмосферы, потребность в непрерывном образовании, критическое мышление, готовность к оценке воспитательного потенциала семьи и ближайшего окружения воспитанника;

- операционно-деятелъностный компонент: антропологическая ориентированность, целостность и продуманность всех компонентов реализуемой воспитательной системы, устойчивые нравственные ориентиры, владение инновационными технологиями воспитательной работы, самосовершенствования и самовоспитания, владение методами саморегуляции, эмоциональная устойчивость и интеллект, педагогическое воображение, наблюдательность, способности в области управления коллективом обучающихся, умения разрабатывать методическое обеспечение воспитательной работы;

- оценочно-рефлексивный компонент: готовность к оценке своего потенциала и потенциала своих воспитанников, не-

о е с с и о н

ъ

о* н

я

г

и

о о

с

уд ду

Н 8

п

е

д а г о г о

в

ж о

д е

¡0

принятие негативных явлений в жизни общества, умение осознанно контролировать результаты воспитательной работы, а также собственный уровень саморазвития, высокий уровень развития рефлексивно-прогностических способностей.

Перейдем к характеристике понятия «профессиональная гибкость».

В отечественной педагогической и психологической науке проблеме профессиональной гибкости будущих педагогов внимание практически не уделяется. Профессиональная гибкость педагогов рассмотрена только в исследованиях Л. М. Ми-тиной [12; 13], автор понимает под искомым качеством совокупность интеллектуальной, поведенческой и эмоциональной гибкости. Профессиональная гибкость педагога позволяет ему легко отказаться от несоответствующих профессиональной задаче способов поведения, вырабатывать новые и оригинальные приемы и способы поведения и эмоционального реагирования, отказаться от поведенческой ригидности и стереотипных способов поведения.

Научный поиск позволил нам выявить ряд исследований, посвященных профессиональной гибкости специалистов различных сфер. Так Т. В. Корнилова считает, что профессиональная гибкость подразумевает готовность к профессиональному выбору в сложных профессиональных ситуациях и к принятию ответственности за него [14]. Т. Ю. Тодышева связывает профессиональную гибкость с динамикой личностной самооргани-ен зации и саморегуляции в профессиональной деятельности, соот-

а

н и

ира Ува

сц

,

§

О ветственно, чем она выше, тем выше уровень сформированности ^ профессиональной гибкости личности [15].

Большинство зарубежных исследований рассматривает «профессиональную гибкость» как синоним «когнитивной гибкости», для нашего исследования этот факт играет важную роль. Так, А. £иЬаёаго§1и связывает профессиональную гибкость с вероятностным мышлением, когда педагогическая ситуация резко изменяется, рутинный подход перестает быть эффективным, возникает ситуация неопределенности. Именно в данном контексте от педагога требуется поведенческая гибкость и способность к пре-адаптации, которые рассматриваются нами как компоненты профессиональной гибкости [16].

Люди с высоким уровнем сформированности профессиональной гибкости склонны к проявлению положительных эмоций (общение, открытость к совершенствованию, адаптация, умение решать проблемы, коммуникативная гибкость, внимание, самоэффективность, понимание, готовность, счастье, социально-эмоциональная компетентность, критическое, творческое мышление и др.) и здоровому личностному развитию в целом и не склонны проявлять отрицательные эмоции (гнев, тревога, стресс, агрессия и др.), которые мешают профессиональному развитию [17; 18].

Опираясь на вышеперечисленные исследования, мы под профессионалъной гибкостъю понимаем интегративное качество личности педагога, включающее сочетание поведенческой и интеллектуальной пластичности, эмоциональной экспрессивности и устойчивости, ценностное отношение к педагогической деятельности, что в совокупности обеспечивает регуляцию поведения и стабильность выполнения педагогической деятельности, в том числе и в эмоционально-напряженных ситуациях, готовность и способность быстро реагировать на меняющиеся усло-

о

о

е с с и о н

ъ

о* н

ая

г

и

о о

с

д

у

и8 п

е д а г о г о в

ж о

д е

¡0

а

н и

ира Ува

вия и вызовы профессиональной среды, нахождение оригинальных способов решения профессиональных задач, сохраняя при этом автономность и независимость поведения.

Перейдем к характеристике компонентов профессиональной гибкости будущих педагогов и их значения для успешного осуществления воспитательной деятельности педагогами.

Основой (ядром) профессиональной гибкости педагога является его профессиональная устойчивость, реализуемая в накопленном профессиональном знании и опыте, устойчивом поведении, способности длительно и продуктивно выполнять профессиональную деятельность. Профессиональная гибкость связана со способностью менять свое поведение в зависимости от условий труда, сохраняя при этом эффективность, быть открытым для восприятия информации и мнений, отличных от своих, что позволяет педагогу подстроиться под изменяющиеся условия труда, выполнять воспитательные и профориентацион-ные функции в общих условиях неопределенности образовательной среды.

Мотивационно-ценностный компонент, включающий: 1) мотивы осуществления педагогической деятельности, под влиянием профессиональной деятельности и специально созданной образовательной среды трансформируются в высший уровень развития мотивационной сферы педагога — самомотивацию, которая является содержательным компонентом профес-

^ сиональной гибкости будущего педагога;

2) личностные компоненты, такие, как ценности, идеалы, убеждения и мировоззрение, в рамках профессиональной устой-

^ чивости позволяют принять ценности педагогической профес-^ сии, в процессе целенаправленной работы по обеспечению ста-

новления профессиональной гибкости педагогов трансформируются в интеграцию личностных и профессиональных ценностей и смыслов.

Мотивационно-ценностный компонент позволяет принять ценности воспитательной деятельности, придать ей личностное наполнение, осознать ее социальную значимость, за счет развития коммуникативных навыков сформировать позитивные взаи- ф моотношения с другими субъектами образовательного процесса.

Конативно-деятелъностный компонент профессиональной гибкости включает способность к преадаптации, т. е. воз- я можность предвидеть изменения в профессиональной деятельности и адаптироваться к ним. В ходе становления профессиональной гибкости уже имеющиеся у педагога рефлек-

ными технологиями ее реализации, предвидеть и прогнозировать результативность данной деятельности, критически оце-

Эмоциональный компонент обеспечивает стабильность профессионального поведения и, наряду с коммуникативными способностями, трансформируется в эмоциональный интеллект, который является важнейшим «soft-skill» и содержательным компонентом профессиональной гибкости.

Типологические особенности личности будущего педагога в ходе целенаправленной деятельности по формированию

а к

м

сивно-прогностические умения позволяют ему овладеть совре- по

не

менными педагогическими технологиями, без которых сложно н

г

о

представить профессиональную гибкость. Данный компонент дополняет и обогащает оценочно-рефлексивный и операционно- но деятельностный компоненты готовности будущих педагогов к

f

воспитательной деятельности, позволяет овладеть инновацион- у

-S

п

е f

а г о

о

нить ее результаты. §

ж о

f е

So

профессиональной устойчивости обеспечивают сформирован-ность компонентов стрессоустойчивости и саморегуляции, которые позволяют будущему педагогу успешно и стабильно действовать в сложных и эмоционально-напряженных профессиональных ситуациях. Дальнейшая работа по становлению профессиональной гибкости позволяет педагогу овладеть эмпатией.

Данный компонент связан с когнитивным и операционно-деятельностным компонентами готовности педагогов к воспитательной деятельности, позволяет овладеть концептуальными и теоретическими основами, формами и методами организации воспитательной работы, готовностью к оценке воспитательного потенциала семьи и ближайшего окружения воспитанника, способностями в области управления коллективом обучающихся. 4 Обсуждение (Discussion)

Анализируя вышеизложенные подходы к профессиональной гибкости педагога и готовности к воспитательной работе, мы видим, что в них можно выявить общие черты: 1) готовность, как и профессиональная гибкость, зависит от сформиро-ванности ценностного отношения к будущей педагогической деятельности; 2) готовность к воспитательной деятельности зависит от наличия профессионально-личностных качеств педагога (способность к регуляции поведения, стабильности ее вы-

§ полнения, быстрая реакция на изменяющуюся обстановку и т. д.), s

§ которые во многом обеспечиваются его профессиональной гибкостью; 3) сочетание поведенческой и интеллектуальной плас-«о тичности, эмоциональной экспрессивности и устойчивости поз! волит осуществлять воспитательную работу на высоком уровне

§

^ продуктивности, адаптируясь к разным условиям образователь-

^ ной среды и контингенту обучающихся.

5 Заключение (Conclusion)

Проанализировав научно-исследовательскую литературу, мы пришли к выводу, что профессиональная гибкость во многом обеспечивает эффективность процесса воспитательной деятельности педагога за счет длительного и эффективного выполнения им профессиональных обязанностей и сохранение работоспособности в эмоционально-напряженных ситуациях, а также го- ^ товности и способности быстро реагировать на меняющиеся условия и ожидания профессиональной среды, нахождения оригинальных способов решения профессиональных проблем. §

Перспективой данного исследования является разработка историографии, авторской педагогической концепции формирования готовности педагогов к воспитательной деятельности, ко-

реализации концепции и ее верификацию.

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а к

м

торая включает ядро концепции, методологические подходы, о

не

закономерности и принципы, а также педагогические условия н

о

Библиографический список

1. Кузьмин А. М., Идиатуллина Л. Е. Готовность педагога к реализации воспитательной работы с подростками в общеобразовательной школе // Педагогический журнал Башкортостана. 2008. № 3 (16). С. 83-92.

2. Кулебякина М. Ю. Технология формирования готовности будущего классного руководителя к воспитательной работе в инновационных общеобразовательных учреждениях // Вестник ЧГПУ. 2012. № 12. С. 58-71.

3. Сорокоумова С. Н., Егорова П. А., Сорокина Т. М., Щелоков С. А. Психологическая готовность будущих педагогов к воспитательной работе с подростками // Приволжский научный журнал. | 2015. № 3 (35). С. 278-283.

f У

-S

а

л f

а г о г о №

4. Ткачёва А. Н. Готовность современного учителя к воспитательной деятельности и развитие системы подготовки педагогов к организации воспитательного процесса // Социальная педагогика. 2012. № 2. С. 29-39.

5. Данилова В. В. Система по формированию партисипатив-ной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности и условия ее функционирования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 861.

6. Ефимова Е. А. Работодатели о готовности молодых учителей к воспитательной деятельности // Грани познания. 2013. № 4 (24). С. 43-46.

7. Юркова М. М. Основные компоненты и условия готовности будущих учителей к воспитательной деятельности в условиях общеобразовательного учреждения // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов V Международной научно-практической конференции, 27 мая 2017 г. Чебоксары. 2017. С. 161-165.

8. Селиванова Н. Л. Перспективы и механизмы развития воспитательного потенциала российского учительства: монография / под ред. Е. И. Соколовой. М., 2011. 176 с.

9. Селиванова Н. Л. Предпосылки создания перспективных моделей воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 25-29.

§ 10. Степанов П. В. Общность в контексте воспитания // Во-

I £

сц ^

в, вко

н е

у

в

О 12. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального

сц

развития субъектов образования : монография. СПб., 2014. - 376 с.

просы воспитания. 2012. № 2. С. 50-58.

11. Степанов П. В. Структура воспитательной деятельности педагога как объясняющая модель // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 49-56.

13. Митина Л. М., Ефимова Н. С. Интеллектуальная гибкость учителя. Психологическое содержание, диагностика, коррекция : монография. М.: Флинта, 2003. - 144 с.

14. Корнилова Т. В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. С. 3.

15. Тодышева Т. Ю. Личностная гибкость в профессиональной деятельности // Вестник Бурятского университета. 2010. № 5 (84). С. 84-88.

16. £uhadaroglu A. (2013), "Bili§sel esnekligin yordayici -lari", Cumhuriyet International Journal of Education, 2 (1), 86-101. r

17. Velthuis C., Fisser P. & Pieters J. (2014), "Teacher Trai-

A. V. Savchenkov1, N. V. Uvarina2

ORCID No. 0000-0002-7268-1533 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Training Teachers of Professional Education and Subject Methodology, South-Ural State Humanities-Pedagogical

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Training Teachers of Professional Education and Subject Methodology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: nuvarina@yandex.ru

e

0 a

a

1

ning and Pre-Service Primary Teachers' Self-Efficacy for Science g Teaching", Journal of Science Teacher Education, 25, 445-464.

18. Voss W., Wagner U., Klusmann U. & Kunter M. (2017), "Changes in Beginning Teachers' Classroom Management Knowledge and Emotional Exhaustion During the Induction Phase", Contemporary Educational Psychology, 51, 170-184.

o

>1

o a

e

a £

U

e

e ö

о ^

e r

e

University, Chelyabinsk, Russia. d

E-mail: alex2107@mail. ru e

bo s

Oo

ORCID No. 0000-0002-1490-3302 r

0

0 a

1 o

a a

X о

a .g

C a

£

PROFESSIONAL FLEXIBILITY AS A COMPONENT OF FUTURE TEACHERS ' READINESS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES

Abstract

Introduction. The article analyzes issues related to the readiness of teachers for educational activities, as well as their professional flexibility, as one of the components for the desired readiness. The component composition of professional flexibility and readiness of teachers for educational activities is analyzed, and common features and interrelation of these components are revealed. Professional flexibility is considered as the Foundation for the process of becoming a teacher's readiness for educational activities and its subsequent successful implementation.

Materials and methods. Various scientific sources devoted to the professional flexibility and stability of teachers, as well as their readiness to carry out educational activities, provided material for the analysis. Analysis of scientific and methodological literature, descriptive and distributive methods used in writing this article are the main tools of analysis.

Results. Based on the analysis of scientific literature, the author's concepts of "professional flexibility" and "readiness for educational activities of teachers" are formulated. The following components are identified as content components of

^ readiness for educational activity: Motivational-value, cognitive, v, evaluative-reflexive, and operational-activity components. The

content components of readiness are: motivational-value, conative-activity and emotional components. In the course of theoretical analysis, their interrelation and interdependence are proved.

Discussion. Theoretical analysis of psychological and pedagogical literature has led us to understand that professional flexibility is a personal quality and component of professional competence of future teachers, ensuring their readiness for educational activities. Readiness for educational activities is largely due to the ability to regulate the teacher's behavior, the stability of the performance of pedagogical activities, the ability to quickly respond to changing conditions of the educational environment, all of the above personal components are determined by his professional flexibility. The combination of p behavioral and intellectual plasticity, emotional expressiveness and stability will allow to carry out educational work at a high level of productivity, adapting to different conditions of the educational environment and the contingent of students.

Conclusion. In this article, we have proved that the professional flexibility of teachers is a component of their professional competence and ensures the readiness and success of their educational activities. Professional flexibility in many ways ensures the effectiveness of the educational process of the teacher, due to the long and effective performance of professional duties and maintaining efficiency in emotionally stressful situations, as well as the readiness and ability to quickly respond to changing conditions and expectations of the professional environment, finding original ways to solve professional problems.

Keywords: Professional flexibility; Professional stability; Future teacher; Readiness for educational activity; Components of readiness for educational activity.

0 n

ö

1

o

>1

o n

№ n

£

u №

№ ö c

R

№ ö

i n

s s

r

r

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

d

c

c

ö

i o

n

ö c

a .g

C a

â

ü

s

■s:

sj

Highlights:

The author's concept is given and the structural components of the term «teacher's readiness for educational activities» are described;

The phenomenon of professional flexibility of future teachers is analyzed and its significance for the formation of teachers' readiness for educational activities is substantiated;

The components of professional flexibility and their importance in preparing future teachers for educational activities are described

References

1. Kuzmin A.M. & Idiatullina L.E. (2008), Gotovnost' peda-goga k realizacii vospitatel'noj raboty s podrostkami v obshcheo-brazovatel'noj shkole [Readiness of teachers to realization of educational work with teenagers in comprehensive school]. Peda-gogicheskij zhurnal Bashkortostana, 3 (16), 83-92. (In Russian).

2. Kulebyakina M. Yu. (2012), Tekhnologiya formirovani-ya gotovnosti budushchego klassnogo rukovoditelya k vospitatel'noj rabote v innovacionnyh obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [Technology of formation of readiness of the future class teacher for educational work in innovative educational institutions]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta, 12, 58-71. (In Russian).

3. Sorokoumova S.N., Egorova P.A., Sorokina T.M. & Shchelokov S.A. (2015), Psihologicheskaya gotovnost' budush-chih pedagogov k vospitatel'noj rabote s podrostkami [Psychological readiness of future teachers for educational work with teenagers]. Privolzhskij nauchnyj zhurnal, 3 (35), 278-283. (In Russian).

o s

a

"a,

4. Tkacheva A.N. (2012), Gotovnost' sovremennogo uchitelya k vospitatel'noj deyatel'nosti i razvitie sistemy podgo-tovki pedagogov k organizacii vospitatel'nogo processa [Readiness of the modern teacher for educational activity and development of the system of training of teachers for the organization of the educational process]. Social'naya pedagogika, 2, 29-39. (In Russian).

5. Danilova V.V. (2014), Sistema po formirovaniyu partisipativnoj gotovnosti budushchih uchitelej k vospitatel'noj deyatel'nosti i usloviya ee funkcionirovaniya [System for the formation of participative readiness of future teachers for educa- ^ tional activities and conditions for its functioning]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 6, 861. (In Russian).

6. Efimova E.A. (2013), Rabotodateli o gotovnosti mo-

lodyh uchitelej k vospitatel'noj deyatel'nosti [Employers on the y

s

readiness of young teachers for educational activities]. Grani a

oo

poznaniya, 4 (24), 43-46. (In Russian). §

0

7. Yurkova M.M. (2017), Osnovnye komponenty i usloviya e

s

gotovnosti budushchih uchitelej k vospitatel'noj deyatel'nosti v f

u

usloviyah obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya [The Main |

e

components and conditions of readiness of future teachers for e educational activities in a General educational institution] . he

Sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj R

e

a

konferencii. 27 maya 2017 g. "Nauka, obrazovanie, obshchestvo: n

es

tendencii i perspektivy razvitiya " [Trends and Prospects for De- f

o

velopment: Proceedings of the V International Scientific and d

c

Practical Conference "Science, Education, Society", May 27, a 2017]. Cheboksary, pp. 161-165. (In Russian). l

8. Selivanova N.L. (2011), Perspektivy i mekhanizmy i

1

razvitiya vospitatel'nogo potenciala rossijskogo uchitel'stva: s

a .g

C a

£ £

ii R

SJ

[Prospects and mechanisms for the development of the educational potential of Russian teachers]. Monografiya, Moscow, 176 p. (In Russian).

9. Selivanova N.L. (2013), Predposylki sozdaniyaperspek-tivnyh modelej vospitaniya [Prerequisites for creating promising models of education]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 3, 25-29. (In Russian).

10. Stepanov P.V. (2012), Obshchnost' v kontekste vospitaniya [Commonality in the context of upbringing]. Voprosy vospitaniya, 2, 50-58. (In Russian).

11. Stepanov P.V. (2013), Struktura vospitatel'noj deya-tel'nosti pedagoga kak ob "yasnyayushchaya model' [The structure of the educational activity of a teacher as an explanatory model]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 3, 49-56. (In Russian).

12. Mitina L.M. (2014), Psihologiya lichnostno-professional'nogo razvitiya sub"ektov obrazovaniya [Psychology of personal and professional development of subjects of education]. Monografiya, SPb., 376 p. (In Russian).

13. Mitina L.M. & Efimova N.S. (2003), Intellektual'naya gibkost' uchitelya. Psihologicheskoe soderzhanie, diagnostika, korrekciya [Intellectual flexibility of the teacher. Psychological content, diagnostics, correction]. Monografiya, Izdatel'stvo "Flinta", Moscow, 144 p. (In Russian).

14. Kornilova T.V. (2015), Princip neopredelennosti v psihologii vybora i riska [The principle of uncertainty in the psychology of choice and risk]. Psihologicheskie issledovaniya, 8, 40, 3. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8 n40/ 1111-kornilova40.html (Accessed: 01.12.2019). (In Russian).

15. Todysheva T.Yu. (2010), Lichnostnaya gibkost' v pro-fessional'noj deyatel'nosti [Personal flexibility in professional

activity]. Vestnik Buryatskogo universiteta, 5 (84), 84-88. (In Russian).

16. £uhadaroglu A. (2013), "Bili§sel esnekligin yordayicilari", Cumhuriyet International Journal of Education, 2 (1), 86-101.

17. Velthuis C., Fisser P. & Pieters J. (2014), "Teacher Training and Pre-Service Primary Teachers' Self-Efficacy for Science Teaching", Journal of Science Teacher Education, 25, 445-464.

18. Voss W., Wagner U., Klusmann U. & Kunter M. (2017), "Changes in Beginning Teachers' Clas sroom Management r Knowledge and Emotional Exhaustion During the Induction Phase", Contemporary Educational Psychology, 51, 170-184.

e

l

y

o

>1

o s e s

t u e

e

a c

h

e

R

e

a

i e

s s

r

r

d

c c

a

i o

s

a

c

a

ni ir a

Uva

.N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

v,

£

n e h c v

vaS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.