Научная статья на тему 'Теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики'

Теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
2576
290
Поделиться
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГУЛИРУЕМАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Соловьева Олеся Анатольевна

Представлены научно-теоретические обоснования государственного регулирования рыночной экономики. Более подробно рассмотрены формы и методы государственного регулирования, программирование как форма перспективного государственного регулирования и принципы планирования экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты государственного регулирования рыночной экономики»

О. А. Соловьева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Представлены научно-теоретические обоснования государственного регулирования рыночной экономики. Более подробно рассмотрены формы и методы государственного регулирования, программирование как форма перспективного государственного регулирования и принципы планирования экономики.

Ключевые слова: рыночная экономика, государственное регулирование, регулируемая экономика.

Товарное хозяйство организованного рынка — модель рыночной экономики более высокого уровня, которая развивается в условиях наличия различных форм экономического монополизма, государственного регулирования экономики. Подавляющее большинство экономистов едины в оценке того, что в настоящее время рыночная экономика свободной конкуренции невозможна в чистом виде. Создание целостной системы рынков и возникновение таких форм организации этих рынков, которые нейтрализуют свободную игру рыночных механизмов, систематическое регулирование воспроизводственных процессов государством, создание современной рыночной инфраструктуры — эти и другие черты современной экономики привели к существенной модификации признаков товарного хозяйства, в частности, к переходу от совершенной (свободной) конкуренции к несовершенной конкуренции, изменению поведения товаропроизводителя в условиях монополистических ограничений на рынке и т. д. [5. С. 61]

Объективная потребность в сознательном регулировании всего общественного хозяйства не просто очевидна, ее реализация стала фактом экономической жизни всех развитых стран с рыночным хозяйством. Весь опыт государственного регулирования экономики, функции государства в обеспечении социальной и экономической стабильности в обществе, научно-технического прогресса и т. д. свидетельствуют о том, что речь идет не просто о воздействии на ход воспроизводства, что имело место и ранее, а о новом типе хозяйствования, когда сознательно и постоянно регулируется всё общественное хозяйство.

Принципиальный вывод о необходимости такого регулирования был сделан еще в конце прошлого века. Однако если взять хозяйство развитых капиталистических стран, то лишь в последние десятилетия он стал подтверждаться всей практикой регулирования экономической

жизни независимо от доктрин, провозглашаемых сторонниками либерализма или кейнсианства.

Модель сознательно регулируемой экономики — эта модель, учитывающая опыт мирового экономического развития; с одной стороны, должна исходить из признания большого потенциала рыночной экономики, с другой — учитывать объективную мировую тенденцию к сознательному регулированию развития рыночной экономики обществом в лице государства. Реальное функционирование такой модели предполагает не только создание развитой рыночной инфраструктуры, но и овладение обществом опытом регулирования рыночных структур посредством новых форм действия экономического центра общества [5. С. 64].

Таким образом, исторический опыт функционирования сознательно регулируемого типа общественного хозяйства показывает, что его становление происходит в рамках общемировых тенденций смены типов общественного хозяйства и выступает в многообразных формах.

Одна из объективных общественных тенденций современного экономического развития состоит, как уже отмечалось, в осуществлении постоянного и сознательного регулирования всего общественного воспроизводства, развития экономики. В странах с развитыми рыночными отношениями выработана целевая система форм и методов воздействия на экономику.

В экономике рыночного типа, когда в условиях многообразия форм собственности на деле признается экономическая обособленность товаропроизводителей, для постоянного регулирования экономики имеются и практические, и теоретические основания.

Во-первых, как показывает опыт развития всех стран с развитой рыночной экономикой, рыночная система сама по себе не способна обеспечить оптимальное функционирование экономики с общественной точки зрения, так как

в целом ряде случаев рынок не может обеспечить стабильное и эффективное развитие общественного воспроизводства. Это объективно требует вмешательства государства с целью сознательного регулирования экономической жизни и выполнения ряда функций в этом отношении.

Во-вторых, эволюция теоретических представлений в современной мировой экономической мысли о роли государства в экономике со всей очевидностью свидетельствует о том, что независимо от ее исходных позиций и направлений они едины в главном: экономические функции государства по регулированию экономики неизбежны. Различия касаются же набора способов и форм регулирования и пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики. В этом отношении показательно, что даже нелиберальное направление, провозглашая в качестве экономических функций государства создание условий для действия свободного рыночного механизма, тем самым признает факт вмешательства государства в экономику [5. С. 356].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Устойчивое функционирование рыночной экономики предполагает, что государство реализует свою экономическую роль посредством корректирующей, регулирующей распределительные процессы, стабилизационной функции и функции создания правовых условий экономической деятельности.

Реализуя корректирующую функцию, государство выполняет две основные задачи:

— осуществляет корректировку результатов рыночных процессов;

— обеспечивает производство «общественных товаров».

Другой важнейшей функцией государства является регулирование распределительных процессов, происходящих в рыночной системе. В данном случае цель государственного вмешательства состоит, как правило, в уменьшении разницы в размерах доходов и имущества между отдельными субъектами, которая обусловливается действием рыночного механизма [5. С. 357].

Стабилизационная функция. Инструменты финансово-бюджетной политики активно используются современным государством в целях обеспечения:

— конъюнктурной стабильности;

— высокого уровня занятости;

— противодействия инфляционным процессам.

Эта политика получила в западной

экономической литературе название фискальной и сводится к следующим трем основным принципам:

— если существует неполная занятость вследствие недостаточно высокого спроса, то последний должен быть повышен путем соответствующего изменения бюджетных расходов и доходов (экспансивная бюджетная политика);

— если наблюдается повышение уровня цен (инфляция), то государственные доходы и расходы должны быть применены таким образом, чтобы результатом явилось снижение совокупного спроса (контрактивная бюджетная политика);

— если наблюдается полная занятость при стабильном уровне цен, то публичные финансы должны использоваться таким образом, чтобы совокупный спрос оставался неизменным (нейтральная бюджетная политика) [5. С. 359].

В процессе создания общих правовых условий экономической деятельности государство определяет формы и право собственности, условия заключения контрактов и хозяйственных договоров, организационно-правовые рамки функционирования предприятий, правила деятельности финансово-кредитных учреждений и другие. Кроме того, важнейшим направлением является социальное регулирование: законодательное регулирование минимума заработной платы, условий труда на предприятиях, вопросов социального страхования и социального обеспечения (гарантированный минимум, социальная помощь малоимущим), отношений в рамках коллективных договоров и т. д. [5. С. 360].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщая сказанное, с определённой долей условности можно выделить следующие основные формы государственного воздействия на экономические процессы в рамках современного рыночного хозяйства: мероприятия, предполагающие использование денежных потоков, и мероприятия, регулирующие поведение хозяйственных субъектов непосредственно правовыми методами.

Государственное регулирование есть процесс ориентации государством воспроизводства общественного капитала, организуемого монополизированным конкурентно-рыночным механизмом в направлении предусмотренного варианта движения и развития. Данное определение не исключает, что в отдельных моментах государственное воздействие на экономику может быть весьма жестким, вполне директивным, а иногда приближаться, по сути, и к управлению.

Выделим главные формы вмешательства государства в экономику. Прежде всего важно различать основные формы: прямое вмешательство, косвенное вмешательство и экономическое программирование.

Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Это делает государство совладельцем части общественного капитала.

Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнообразны, например принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной деловой практики (антимонопольных законов) и т. п.

Косвенное вмешательство предполагает осуществление государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика.

Экономическое программирование является высшей формой государственного вмешательства в процесс воспроизводства, которое осуществляется на основе договоров между государством и монополиями. Оно включает: составление прогнозов развития экономики на предстоящий период; определение наиболее общих целей экономической политики для всей экономики в целом; координирование действия всего государственного аппарата при осуществлении намеченной программы.

Эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.

Рассматривая сущность государственного регулирования экономики, необходимо коснуться проблемы планомерности.

Достижение планомерности предполагает действие определенного механизма. Прежде всего государство должно располагать некоторыми материальными и нематериальными ресурсами

регулирования, т. е. средствами, которыми можно воспользоваться для проведения в жизнь этих целей. Среди них государственные финансы, государственный сектор экономики, законодательное право, возможность сбора и обработки информации.

Практическое и целенаправленное применение этих средств требует определенных орудий — методов регулирования. Методы регулирования можно классифицировать следующим образом:

- управление государственной собственностью;

- методы экономического воздействия — государственное потребление, расходы на социальные нужды, бюджетная политика, налогообложение, регулирование денежного обращения и предоставление кредитов, финансирование, финансовое избирательное регулирование;

- методы административно-экономического воздействия — контроль над кредитной системой, доходами, ценообразованием, контракты, «встроенные стабилизаторы»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- методы административного воздействия, осуществляемого путем введения законодательных или административных ограничений, не затрагивающих движение стоимостных факторов;

- методы информационного воздействия, а также государственное хозяйственное законодательство и инспекция.

Деятельность государства должна иметь соответствующие формы регулирования. Различают три формы:

- перспективное (априорное) регулирование, осуществляющееся главным образом в виде программирования и предназначенное для решения преимущественно задач развития и роста производства, совершенствования производительных сил, социального развития;

- текущее (апостериорное) регулирование, осуществляемое посредством различных мероприятий конъюнктурного характера и предназначенное, прежде всего, для поддержания сбалансированности производства;

- перспективно-текущее регулирование (смешанная форма), осуществляемое главным образом посредством специальных программ по поддержанию сбалансированности экономики [2. С. 295].

В состав механизма регулирования целесообразно включить объекты воздействия, на которые конкретно влияет государство: спрос,

предложение, цены, доходы; различные системы, структуры и соотношения; отдельные элементы. Воздействуя на какой-либо из объектов, государство изменяет его величину, поведение, влияя тем самым и на другие подсистемы и элементы.

Программирование есть одна из конкретных форм прежде всего перспективного регулирования, а потому его можно определить как процесс организации государством развития производства посредством регулятивного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии.

Под программированием экономики понимается составление плана деятельности, в котором в определенной последовательности изложены основные экономические задачи и цели, намеченные правительством, определены действия по экономическому развитию (рис. 1).

Рис. 1. Основные этапы программирования

Важнейшим инструментом хозяйственного механизма выступает планирование. Планирование представляет собой конкретную форму реализации объективной необходимости согласованного, сбалансированного развития всех отраслей и регионов, всех сфер общественного воспроизводства [3. С. 546].

Необходимость планирования в масштабе всей экономической системы возрастает с повышением уровня обобществления производства и труда, формированием единого национальнохозяйственного комплекса, в котором органически связаны производство, распределение, обмен и потребление в масштабах страны [4. С. 298].

Планирование является формой использования всей системы экономических законов. Планирование позволяет гармонично развивать все отрасли экономики, рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы страны, устанавливать оптимальные межотраслевые и внутриотраслевые пропорции, рационально размещать производительные

силы с целью достижения большей экономической эффективности общественного производства [4. С. 307].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе планирования учитываются и взаимоувязываются интересы социальных слоев и групп (работников разных сфер и отраслей, детей, молодежи, людей старшего возраста), а также региональные и федеральные особенности. К ключевым принципам планирования относится объективность. Реализовать принцип объективности — значит улучшить плановую деятельность центральных экономических органов, осуществить направленность всей плановой работы.

В планировании необходима увязка федерального, межотраслевого, отраслевого и регионального подходов. В экономике страны разрабатывается система планов. В нее входят единый план экономического и социального развития страны, отраслевые и региональные планы.

Любой план включает следующие компоненты: цели и задачи, состоящие, в конечном счете, в удовлетворении общественных потребностей; пути и средства достижения поставленных целей; ресурсы, необходимые для решения плановых задач; пропорции, обеспечивающие сбалансированность в развитии экономики. Составной частью плановой деятельности является практическая работа по его реализации, контроль за выполнением плана. Разработке плана предшествует этап прогнозирования, когда выявляются условия, пути и задачи будущего развития экономики (рис. 2).

Цели

-► Задачи

Средства

Основные составляющие плана

Принципы

Направления •<-

Методы

Рис. 2. Основные составляющие плана

Планирование базируется на принципах объективности, непрерывности, научности, политического подхода, сочетания отраслевого и территориального.

Принцип научной обоснованности закономерностей развития материально-технической базы, необходимых структурных изменений, тенденций в экономических преобразованиях дает основу для выявления назревших потребностей, их масштабов, путей и реальной возможности удовлетворения.

Принцип политического подхода к формированию плановых установок ставит своей задачей реальное превращение хозяйственного планирования в фактор, обеспечивающий достижение коренных целей общества. Экономическая политика, будучи отражением прогрессивных изменений, имеет первенствующую роль над чисто экономическим подходом в планировании.

Принцип целевого подхода в планировании призван обеспечить содержательное единство составляемых планов. Он отражает, с одной стороны, многогранность, взаимозависимость экономических процессов, а с другой — подчинение их в конечном итоге одной общей стратегической цели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип непрерывности планирования заключается в обеспечении взаимозависимости планов во времени. Он отражает преемственность самих экономических процессов, выражающую поступательное развитие экономики. Именно временная преемственность экономических процессов делает необходимой разработку системы планов, которые и обеспечивают непрерывность планирования.

Принцип сочетания отраслевого и территориального планирования отражает необходимость обеспечения комплексного развития всех регионов страны, использования средств предприятий, расположенных в том или ином регионе, в этом процессе. Значение оптимального сочетания отраслевого и территориального аспектов плана существенно возрастает в современных условиях.

Одной из важнейших задач планирования является обеспечение сбалансированности и постоянного поддерживания пропорциональности в развитии экономики. Это определяет особую значимость балансового метода в планировании [3. С. 549].

Будучи наиболее развитой и обобщающей формой регулирования, программирование не чурается и текущего воздействия на экономику. В программах нельзя предусмотреть само текущее регулирование, но можно наметить концепцию экономической политики, включающую и тактические моменты. В программах могут содержаться даже некоторые количественные ориентиры для конъюнктурного регулирования. Нельзя забывать о том, что текущее

регулирование служит, так или иначе, реализации перспективного [2. С. 297].

К программированию примыкает и смешанная форма регулирования, известная под названием планов стабилизации, посредством которой решаются как перспективные, так и текущие задачи по поддержанию сбалансированности производства, его более равномерной динамики. В своей основе планы стабилизации принадлежат к конъюнктурному регулированию. Но в той степени, в которой они служат борьбе со структурной несбалансированностью, их можно рассматривать и как форму структурного регулирования, а следовательно, и как элемент системы программирования. Следует отметить, что лишь некоторые частные программы и планы стабилизации подлежат обязательному выполнению, но их реализация может быть в любое время остановлена. Что касается среднесрочных планов и экономических бюджетов, то они носят рекомендательный характер и их выполнение не является строго обязательным.

При проведении экономической политики важно помнить, что и государство, и рынок — великие завоевания цивилизации. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего и поддерживающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. Но существуют и объективные пределы государственного вмешательства. Рынок и государство — две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе экономического развития [1. С. 379].

Список литературы

1. Курс экономической теории : учебник / под ред. Е. А. Киселевой, М. Н. Чепурина. Киров : АСА, 2006. 832 с.

2. Политическая экономия / под ред. В. В. Ра-даева. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1992. 414 с.

3. Политическая экономия : учеб. для вузов / В. А. Медведев, Л. И. Абалкин, О. И. Ожерельев. М. : Политиздат, 1990. 735 с.

4. Политическая экономия : учеб. пособие для вузов / Г Я. Кузнецов. М. : Мысль, 1989. 463 с.

5. Политическая экономия : учеб. пособие / под ред. А. В. Сидоровича, Ф. М. Волкова. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1993. 407 с.