19 Э. де Сото. Иной путь: Невидимая революция в третьем мире. (Перевод выполнен с издания: de Soto Н. The Other Path. The Invisible Revolution in the Third World. N.Y., 1989) - M.: Catallaxy, 1995. - C. 25.
20 Коуз Р. Фирма, рынок и право. — М.: Дело ЛТД, 1993.
21 Э. де Сото. Иной путь: Невидимая революция в третьем мире. (Перевод выполнен с издания: de Soto Н. The Other Path. The Invisible Revolution in the Third World. N.Y., 1989). / M: Catallaxy, 1995., C. 25.; Э. де Сото. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. — М.: Олимп-бизнес, 2001. — С. 40-44.
22 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — С. 23.
23 Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. — М.: ДЕЛО, 2001. — С. 295.
24 Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. — М.: Фонд экономической инициативы, 1995. — С. 135.
25 Кучта-Хелблинг К. Аналитический отчет «Теневой сектор в странах развивающейся демократии» для семинара «Проблемы участия в легальной экономической и политической деятельности: теневой сектор экономики стран с развивающейся демократией» / Сан-Паулу, Бразилия, 13 ноября 2000 г.
26 Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория. / М.: Дело и сервис, 2006., 352 с.
ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
О.А. Соловьева,
доцент кафедры экономико-правовых основ управления Челябинского государственного университета, кандидат экономических наук [email protected]
В статье изложена авторская трактовка понимания механизма государственного регулирования экономики, что позволяет по-новому обосновывать необходимость и целесообразность его применения государством в условиях рыночной экономики.
Ключевые слова: экономический механизм, государственное регулирование, рыночная экономика, экономическая система, экономическая теория.
УДК 338.242.2 ББК 65.050.1
На первый взгляд, простой вопрос о том, что такое механизм государственного регулирования экономики, вызывает большое многообразие разных ответов. В своем большинстве, эти представления о механизме государственного регулирования экономики, объясняются повседневной жизнью. Каждый сталкивается с производственными отношениями, отношениями собственности, технико-экономическими, социально-экономическими отношениями и т.п. Поэтому в обыденном сознании, представление о механизме государственного регулирования экономики связано с рациональным ведением хозяйства, эффективным использованием средств и ресурсов, и т. п.
Развитие общества, постоянное его воспроизводство осуществляется в единстве всех сфер общественной жизни и отношений. Среди этих отношений основополагающее место занимают экономические отношения, которые в своей простейшей форме являются отношениями по поводу рационального, эффективного использования имеющихся ресурсов в конкретно-исторических, социально-экономических условиях, определенных, в конечном счете, существующими отношениями собственности.
Механизм государственного регулирования экономики определяется двумя аспектами экономических отношений, которые тесно связаны между собой, в то же время различны и обладают определенной самостоятельностью. Аспект рационального использования имеющихся ресурсов и средств производства, а также их воспроизводство являются технико-экономическими и определяются свойствами этих ресурсов, имеющимися технологическими возможностями. Тогда как аспект, определяющий социально-экономические отношения, развиваясь на базе технико-экономических отношений, непосредственно определяется отношениями собственности в данном обществе. Таким образом, сущность механизма государственного регулирования экономики, основанного на особенностях соци-
ально-экономических производственных отношений, получает новое подтверждение в современных условиях, когда развитие многообразия форм собственности на основе существующего технико-экономического базиса используется для активного формирования и развития экономики.
Механизм государственного регулирования экономики образует систему. Каждому способу производства присуща своя система производственных отношений и, следовательно, свой механизм государственного регулирования экономики. Причем особую, и определяющую роль в каждой системе, играет основной экономический закон, который выражает наиболее существенные черты данных производственных отношений.
Механизм государственного регулирования экономики основывается, прежде всего, на необходимой взаимозависимости между двумя сторонами общественного производства. Это соответствие производственных отношений характеру и уровню производительных сил, что действует на всех ступенях исторического развития общества и определяет основные цели механизма регулирования экономики. Чтобы ускорить социально-экономический прогресс общества, необходимо постоянно совершенствовать производственные отношения, поддерживать их устойчивое соответствие динамично развивающимся производительным силам с тем, чтобы не допускать застоя в развитии производства, своевременно выявлять и разрешать возникающие между ними противоречия.
Механизм государственного регулирования экономики отражает необходимые внутренние связи между явлениями и процессами экономической жизни общества. Особенность механизма государственного регулирования экономики проявляется в том, что его применение требует активной и организованной деятельности людей для достижения целей развития экономики. Научное познание и более полное овладение этим механизмом позволяет членам общества действовать в направлениях, кото-
рые диктуются объективными экономическими условиями, и тем самым совершенствовать свою хозяйственную деятельность в соответствии с назревшими потребностями, ускорять развитие производительных сил.
Механизм государственного регулирования экономики, образуя сложную структуру, основанную на производственных отношениях в обществе, экономических законах, определенном способе производства дифференцирует сложный хозяйственный процесс на составляющие его простые элементы. Это достигается путем анализа, с помощью которого выясняется роль и значение каждого отдельного элемента, их причинно-следственная связь внутри единого, но сложного хозяйственного организма. После того как выяснена роль каждого элемента, все они соединяются в единое органическое целое. Внутренняя связь между ними, их взаимодействие исследуются на основе синтеза.
Главная проблема при изучении механизма государственного регулирования экономики заключается в выявлении его содержания. Для этого необходимо: определение входящих в механизм государственного регулирования производственно-экономических отношений; установление степени адекватности экономических форм управления объективным основам экономического строя.
Решение вопроса о соотношении механизма государственного регулирования и системы производственно-экономических отношений связано с выделением того их слоя, который охватывает конкретные формы экономического хозяйствования. Глубинные по своей природе отношения присвоения проявляются через хозяйственную деятельность и всегда осуществляются в определенных организационных формах. Эти формы отражают как тип производственно-экономических отношений, так и уровень развития производительных сил. Поэтому в рамках производственно-экономических отношений объективно существует слой, выражающий их взаимодействие с производительными силами, включая и организационные элементы. Так образуется особая подсистема, характеризующая производство со стороны его организации (формы хозяйствования), — организационно-экономические отношения, которые и определяют общее содержание понятия «механизм государственного регулирования». Кроме того, располагаясь в поверхностном слое, организационно-экономические отношения испытывают на себе влияние и надстроечных элементов. В этой связи механизм государственного регулирования выступает звеном, опосредующим связь производственно-экономических отношений и экономической политики.
Механизм государственного регулирования производственно-экономических отношений должен учитывать смешанную структуру субъектов экономических отношений и осуществлять регулирование экономикой при максимальном соблюдении их интересов. При этом следует особо подчеркнуть, что механизм государственного регулирования нельзя реализовывать без необходимого обеспечения форм, способов и методов сознательного регулирования экономики. Таким образом, механизм государственного регулирования экономики можно определить как совокупность конкретных экономических форм хозяйствования, методов управления, организационных структур и правовых форм, посредством которых осуществляется регулирование экономического развития общества. При этом любому уровню развития производительных сил соответствует ряд общих форм организации производства и ведения хозяйства, независимо от специфики производственно-экономических отношений: организационные структуры управления предприятиями (объединениями), эффективные формы межотраслевых взаимосвязей, территориальной организации производства, и т.д.
Механизм государственного регулирования, отражая специфику систем хозяйствования, включает следующие основные характеристики: во-первых, поверхностные формы производственно-экономических отношений (системы цен, налогов, заработной платы и т. д.); во-вторых, организационно-управленческие отношения (система органов управления экономикой, распределение прав и обязанностей между уровнями хозяйствования, формы самоуправления и участия трудящихся в управлении экономикой и т.д.); в-третьих, систему экономических рычагов и стимулов; в-четвертых, совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственные отношения в обществе.
Существенное влияние на формирование механизма государственного регулирования оказывает общее положение
экономической системы в стране, поскольку она определяет условия становления конкурентного рынка и предпринимательской среды, на которые направлено его действие.
Основополагающим началом формирования механизма государственного регулирования экономики служат конкретные объекты и субъекты регулирования. Объекты воздействия государственных органов власти определяются системой стратегических целей, установленных в процессе формирования государственной экономической политики. Процесс формирования механизма государственного регулирования экономики можно представить в виде следующей последовательности:
— определение конкретных объектов регулирования и целей, трансформированных в критерии регулирования (количественный аналог целей);
— выявление факторов регулирования, определяющих элементы объекта регулирования и их связи;
— установление оптимальных методов воздействия на факторы регулирования, которые конкретизируют инструментарий, способы, технологии достижения поставленных задач;
— предоставление совокупности необходимых ресурсов (материально-технических, финансовых, социальных, институциональных и др.) для регулирования объекта, при использовании которых реализуются методы регулирования, и обеспечивается выполнение стратегической цели.
Несомненно, что для формирования механизма государственного регулирования требуются стабильность политической системы в стране и в отдельных регионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества.
Сущностные характеристики механизма государственного регулирования раскрываются в его функциях. В качестве основополагающих характеристик можно выделить следующие:
— поддержание соответствия между непрерывно развивающимися производительными силами и конкретными формами производственно-экономических отношений;
— обеспечение экономической реализации отношений собственности, при этом надо иметь в виду, что применение неадекватных сущностным характеристикам собственности форм хозяйствования неизбежно ведет к ее деформации;
— согласование интересов агентов общественного производства, что не может быть осуществлено путем подчинения одних другими, а требует их сочетания;
— реализация социально-экономической политики при условии, что ее цели и задачи формируются как объективный результат функционирования конкретных производительных сил и производственно-экономических отношений, в противном случае они не смогут быть фактором развития и не будут реализованы.
Функционирование механизма государственного регулирования возможно только при создании адекватной перспективному развитию страны правовой подсистемы (среды), не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности (ответственность) и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью.
Рассматривая институционально-организационную подсистему, необходимо отметить, что ее развитие является важнейшим условием функционирования механизма государственного регулирования, поскольку многие институты (организации) являются структурными (специализированными) его элементами (кредитно-финансовые организации; страховые организации; учебные заведения по подготовке кадров для предпринимательских организаций и др.).
Большое влияние на функционирование механизма государственного регулирования оказывает общественная подсистема (общественное мнение), которое формируется в средствах массовой информации (радио, телевидение, периодическая печать). Несмотря на широкую известность и относительную изученность значимости механизма государственного регулирования экономики, само понятие остается в теории экономики недостаточно четко определенным. В целом механизм государственного регулирования экономики рассматривают, как наиболее активный компонент системы государственного регулирования экономики, обеспечивающий воздействие на
факторы, от состояния которых зависит результат деятельности регулируемого объекта [5].
По мнению автора, механизм государственного регулирования экономики — это структурный элемент системы государственного регулирования экономики, включающий в себя совокупность форм, методов, средств, инструментов государственного воздействия, применяемых органами государственной власти федерального и регионального уровня в процессе регулирования производственно-экономических отношений между хозяйствующими субъектами в соответствии с макроэкономическими целями и задачами развития страны.
Вопрос о структуре механизма государственного регулирования экономики в настоящее время остается дискуссионным. К этому выводу приводит анализ научной литературы по данной проблематике. Структуру механизма государственного регулирования экономики автор предлагает рассматривать как организационно-экономическую модель регулирующей деятельности государства, основанную на экономических законах, определяющих функционирование рыночной экономики.
Государственное регулирование осуществляется следующими основными методами: прямого регулирования хозяйства; косвенного воздействия на экономику через кредитно-денежную сферу.
Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной деловой практики (антимонопольных законов) и т.п.
Прямое государственное регулирование экономики получает преимущественное развитие во время войн. Методы такого регулирования могут быть самые разнообразные. Государство объединяет предпринимателей по отраслям, присваивает правлению картеля функции государственной монополии, берет на себя закупку сырья на внешних рынках, вводит карточную систему распределения потребительских товаров и т.д.
Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора. Функциями административных методов являются: обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни; защита конкурентной среды; гарантирование прав собственности и свободы принятия экономических решений. В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает. Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы национального хозяйства. Административные методы подразделяются на меры запрета, меры разрешения и меры принуждения.
Косвенное вмешательство предполагает осуществление государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.
Косвенное регулирование экономики осуществляется посредством использования кредитно-денежной системы. Государство принимает меры для предотвращения банкротства промышленных и банковских монополий, выдает субсидии и льготные кредиты. Государство вмешивается в процесс воспроизводства путем изменения процентной ставки в кредитных учреждениях и величины налогов на частные состояния, стимулируя или замедляя капиталовложения. Деятельность государства направляется на поддержание хозяйственной конъюнктуры, преодоление трудностей, диспропорций, возникающих в ходе производства [4].
Косвенные методы государственного регулирования экономики предусматривают использование инструментов воздейс-
твия государства на частное предпринимательство с целью обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики. Преимуществом косвенных методов воздействия является то, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостатком — определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах. Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, предоставление же экономической информации рыночному сектору хотя и экономически реализуется в интересах государственной политики, но не вызывает столь серьезной реакции рыночных агентов. По организационно-институциональному критерию косвенные методы принято относить к экономическим мерам государственного регулирования. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба. Из экономических мер наиболее часто используются: средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики; средства денежно-кредитной политики; прогнозирование, планирование и программирование экономики; воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.
Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвенное воздействие государства на хозяйствующий субъект, что обеспечивает свободу в принятии частных экономических решений. В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение методов должно стать другим: бюджетное (то есть прямое) регулирование выдвигается на первый план. Составление прогнозов, индикативных планов и программ — вариант косвенного государственного воздействия — имеет рекомендательный характер для частного сектора и ориентировано на обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач.
В действии механизма государственного регулирования экономики различают следующие формы регулирования:
— перспективное (априорное) регулирование, осуществляющееся главным образом в виде программирования и предназначенное для решения преимущественно задач развития и роста производства, совершенствования производительных сил, социального развития;
— текущее (апостериорное) регулирование, осуществляемое посредством различных мероприятий конъюнктурного характера и предназначенное, прежде всего, для поддержания сбалансированности производства;
— перспективно-текущее регулирование, осуществляемое главным образом посредством специальных программ по поддержанию сбалансированности экономики [5].
В схему регулирования целесообразно включить объекты воздействия, на которые конкретно влияет государство: спрос, предложение, цены, доходы; различные системы, структуры и соотношения; отдельные элементы. Воздействуя на какой-либо из объектов, государство изменяет его величину, поведение, влияя тем самым и на другие подсистемы и элементы.
Экономическое программирование является высшей формой государственного вмешательства в процесс воспроизводства, которое осуществляется на основе договоров между государством и монополиями. Оно включает: составление прогнозов развития экономики на предстоящий период; определение наиболее общих целей экономической политики для всей экономики в целом; координирование действия всего государственного аппарата при осуществлении намеченной программы.
В систему программирования входят не только общехозяйственные планы, но и программы ограниченного характера: развитие отдельных отраслей и регионов. Среднесрочные планы могут дополняться и уточняться краткосрочными. Они получили название экономических бюджетов. В прямом смысле экономические бюджеты не есть детализация среднесрочных программ по годам — они разрабатываются независимо от них, но в своей
конструктивной части бюджеты не могут не учитывать среднесрочных наметок. Обе формы программирования взаимосвязаны, но скорее как сосуществующие или взаимодополняющие, чем субординированные.
К программированию примыкает и смешанная форма регулирования, известная под названием планов стабилизации, посредством которой решаются как перспективные, так и текущие задачи по поддержанию сбалансированности производства, его более равномерной динамики. В своей основе планы стабилизации принадлежат к конъюнктурному регулированию. Но в той степени, в которой они служат борьбе со структурной несбалансированностью, их можно рассматривать и как форму структурного регулирования, и, следовательно, как элемент системы программирования. Следует отметить, что лишь некоторые частные программы и планы стабилизации подлежат обязательному выполнению, но их реализация может быть в любое время остановлена. Что касается среднесрочных планов и экономических бюджетов, то они носят рекомендательный характер и их выполнение не является строго обязательным.
Рекомендательность планов не означает, что они не выполняются: планы могут выполняться, если появляется необходимость их выполнять. Планы представляют собой руководство к действию, но не догму. Наметки планов — ориентиры, а не жесткие ограничения. Среднесрочные программы подлежат корректировке, а иногда частичной или полной отмене их действия [2].
На современном этапе развития экономики широко применяются математические методы экономического планирования. Последние представляют собой использование математических приемов для осуществления плановых расчетов, в том числе и в составлении различного рода экономических моделей. В основе математических методов планирования лежит математическое моделирование экономических процессов. Математические модели позволяют устанавливать влияние комплекса различных факторов развития экономики, проверять выдвинутые научные гипотезы, создавать различного рода планы и программы, а затем выбирать оптимальный вариант действия. Математические модели экономических процессов представляют собой формализацию знаний и определенное упрощение экономических процессов. Поэтому они всегда требуют глубокого теоретического обоснования, практической проверки. Использование математического моделирования в регулировании экономики предполагает широкое применение компьютерной техники, формирование специальной системы отбора, учета и обработки информации.
Рассматривая сущность государственного регулирования экономики, необходимо коснуться проблемы планомерности. Сознательный характер государственного регулирования экономической системы, наличие различного рода программ и планов говорят о том, что регулирование имеет отношение к хозяйственной организации, которую обычно квалифицируют как планомерную. Если оставаться в рамках самой регулирующей деятельности государства, то можно прийти к заключению о планомерном характере регулирования. Однако такой вывод утрачивает определенность, как только принимается во внимание взаимодействие государства с экономикой, монополизированным конкурентно-рыночным механизмом. Оказывается, что регулирование не только не сообщает общественному производству характера планомерно-организационного процесса, но и само не реализуется как планомерная организация.
Автор приходит к выводу, что регулирование не может заменить собой конкурентно-рыночную организацию, вынуждено к ней приспособиться, реализоваться как подсистема этой организации. Каким бы не выглядело регулирование, оно, в конечном итоге, всегда осуществляется как конкурентно-рыночная организация. Природа и сущность регулирования двойственны: это одновременно и планомерная, и непланомерная формы, но «присутствие» планомерности здесь таково, что собственно планомерная организация общественного производства не достигается. Двойственная природа регулирования обуславливает внутреннюю противоречивость между тенденцией к планомерной организации и ее фактической конкурентно-рыночной реализацией. Самое большее, о чем можно говорить, это об элементах планомерности в рамках государственного регулирования, и то с большой долей условности.
Отличительной чертой планомерности является ее нацеленность на национальные интересы, на обеспечение цели процесса производства. Необходимость планомерности в масштабе всей экономической системы возникает с повышением уровня обобществления производства, а также с формированием единого национально-хозяйственного комплекса, в котором органически связаны: производство, распределение, обмен и потребление в масштабах страны [1].
Планомерность как форма движения, развития экономической системы обусловливает непосредственно-общественные экономические связи, отношения всех членов общества. Она выражает необходимость координации из единого центра практической деятельности людей во всех сферах жизни посредством целенаправленного научного предвидения и управления социально-экономическими процессами. Отношения планомерности выражают объективную необходимость согласованного хозяйствования в масштабе общества, за счет общества и достижения цели производства — все более полного благосостояния и всестороннего развития всех членов общества. Планомерность позволяет регулировать все общественное производство как осознанный процесс, как сознательное движение к цели, ограничивать возможность проявления стихийности и обеспечивать большее соответствие между поставленными задачами, целями и достигнутыми результатами. Планомерность выступает как форма государственного регулирования экономики в организации общественного производства, обеспечения все большего соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.
Инструментарий государственного воздействия на экономику можно рассматривать как совокупность инструментов, применяемых государством, которая отражает специфику целей правительства и хозяйственных отношений. Инструменты регулирования можно классифицировать следующим образом. Управление государственной собственностью, инструмент экономического воздействия — государственное потребление, расходы на социальные нужды, бюджетная политика, налогообложение, регулирование денежного обращения и предоставление кредитов, финансирование. Финансовое избирательное регулирование, инструмент административно-экономического воздействия — контроль над кредитной системой, доходами, ценообразованием, контрактами. «Встроенные стабилизаторы», инструмент административного воздействия, осуществляемого путем введения законодательных или административных ограничений, не затрагивающих движение стоимостных факторов, методы информационного воздействия, а также государственное хозяйственное законодательство и инспекция.
Таким образом, автор под функционированием механизма государственного регулирования экономики предлагает понимать целенаправленные действия государства по координации экономических отношений между хозяйствующими субъектами как внутри страны, так и между странами в соответствии с национальными целями и задачами. Основными видами деятельности, определяющими функционирование механизма государственного регулирования в национальной экономике, являются внутриэкономические виды деятельности и внешнеэкономические.
К основным внутриэкономическим видам деятельности относятся: внутренняя торговля; использование внутренних трудовых ресурсов; сотрудничество в банковской сфере; внутринациональное инвестиционное сотрудничество; национальная производственная кооперация; внутринациональное научно-техническое сотрудничество; национальные предприятия; формирование экономических зон; туризм.
К основным внешнеэкономическим видам деятельности относятся: внешняя торговля; использование иностранной рабочей силы; сотрудничество в банковской сфере; международное инвестиционное сотрудничество; международная производственная кооперация; международное научно-техническое сотрудничество; совместные предприятия; формирование экономических зон свободной торговли; иностранный туризм.
Механизм государственного регулирования экономики, как структурный элемент системы государственного регулирования воздействует количественно и качественно на все секторы национальной экономики. Структура механизма зависит от институциональных особенностей государственной власти, но является мобильной и диктуется потребностями научно-технического, со-
циально-экономического развития, соотношением различных и развитием политических сил государства, изменениями в при-форм собственности и неразрывно связана с формированием оритетах проводимой ими экономической политики.
Литература
1. Бевентер Э., Хампе Й. Основные знания по рыночной экономике. — М.: Республика, 1993. — 176 с.
2. Маевский В. Макроэкономические проблемы развития России // Экономист. — 2004. — № 4.
3. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления / Под ред. А.И. Татарки-на. — Екатеринбург: УрО РАН, 1997. — 379 с.
4. Экономика: Свобода и солидарность / Н.П. Федоренко, Г.К. Гофман, В.Е. Дементьев. — М.: Наука, 1991.— 304 с.
5. Ясин Е. Новая эпоха, старые тревоги (взгляд либерала на развитие России) // Вопросы экономики. — 2001. — № 1.
конкуренция и СОРЕВНОВАНИЕ: сравнительный анализ
М.В. Петрищев,
доцент кафедры экономической теории Тверского государственного университета, кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассматривается различие экономических отношений рыночной конкуренции и трудового соревнования по их содержанию, сферам действия, формам проявления, внутренним противоречиям, субъектам и результатам функционирования.
Ключевые слова: кооперация труда, нормы труда, конкретно-личный труд, общественно-обезличенный труд, экономическое соревнование, кооперация труда, субъекты конкуренции и соревнования, формы оценки труда.
УДК 339.137.2 ББК У011.33
Соревнование как экономическое отношение, в противоположность конкуренции, основанием которой является обособленный труд, существует вне рынка, внутри кооперации труда [1, С.115], или иначе — внутри совместного труда. Только выяснив структуру и способ функционирования этой кооперации можно определить основание, условия, процесс и результат соревнования и сопоставить его с рыночной конкуренцией.
Совместный труд в небольших масштабах существовал всегда, даже тогда, когда его базой было ремесло. Коренное изменение масштабов совместного труда и усложнение его структуры совершилось в эпоху перехода к машинному производству, в период превращения капиталистических мануфактур в фабрики. С тех пор внутри системы рыночного хозяйства постоянно нарастают «острова» [2, С. 218] совместного, кооперированного на основе внутреннего разделения труда — от фабрик на базе паровых машин до гигантов индустрии и далее на основе концентрации и централизации капитала к производственным комплексам и системам (энергетическим, транспортным, информационным), объединяющим труд десятков и сотен тысяч людей. «Формирование индустриальных организаций
— комплексный исторический процесс, идущий на протяжении не менее 250 лет ... Замещение фирмой рынка, отношений автономных субъектов отношениями субъектов внутри коллективов
— экономическая реальность» [1, С. 115].
Тип экономических отношений внутри совместного труда
— не рыночный. Этот тип, в отличие от товарно-денежных отношений с присущими им конкуренцией, спросом и предложением, имеет иную сущность и механизм функционирования. Эти нерыночные отношения называются нормативными.
Для исследования экономических отношений, возникающих в совместном труде и отраженных в его нормах, необходимо показать их как отношения сотрудничества, т.е. представить сам совместный труд как непрерывный процесс смены стадий или
элементов, переходящих друг в друга. Простейшим таким элементом является отдельный процесс труда, в котором должен быть достигнут определенный полезный эффект, необходимый для дальнейшего осуществления совместного труда.
Критерием выделения этого особого процесса труда, соединяющегося с другими, как раз и является тот полезный эффект, который можно вычленить, фиксировать и нормировать. Тем самым можно определить качественную структуру совместного труда и его протяжённость в каждой стадии.
Для того, чтобы такая структура могла нормально функционировать, необходимо до начала процесса совместного труда установить нормы каждого особого процесса труда. Поскольку труд имеет качественную и количественную определенность, то первая определённость фиксируется через полезный эффект, а количественная — через продолжительность, т.е. рабочее время.
Сначала нормированию подлежат те качественные характеристики отдельного процесса труда, которые входят в соединение с другими. Поэтому нормируется не непосредственно качество труда, а его внешнее существование — полезный эффект. В нем отражено такое «качество», которое способно перейти в другие трудовые процессы, т.е. фиксируется системное качество, определенное совместным трудом как целым. Каждый полезный эффект из них необходим не потому, что подобен другим, а потому, что отличен от них. Все полезные эффекты, конечно, обладают равной предельной полезностью, хотя они качественно различны.
В совокупности полезных эффектов проявляется разделение внутри совместного труда, взятое с материально-вещественной стороны. Нормы полезных эффектов отражают меры материальных воплощений трудовых процессов, т.е. количество произведенных вещей, параметров технологических операций (шероховатость обработки, температуры нагрева, глубину реза-