Научная статья на тему 'Теоретические аспекты гендерного подхода в организации занятий по физической культуре'

Теоретические аспекты гендерного подхода в организации занятий по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Османов Эседулла Маллаалиевич, Чукин Олег Викторович

The purpose of the article is to mark some aspects of gender approach within the limits of improvement of the physical training teaching process in the institutions of higher education. In order to give grounds to the institute of gender in the specified sphere of the pedagogical activity, basic views of gender approach in other social sciences are summarized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of gender approach in the process of conducting physical training classes

The purpose of the article is to mark some aspects of gender approach within the limits of improvement of the physical training teaching process in the institutions of higher education. In order to give grounds to the institute of gender in the specified sphere of the pedagogical activity, basic views of gender approach in other social sciences are summarized.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты гендерного подхода в организации занятий по физической культуре»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Э.М. Османов, О.В. Чукин

Osmanov E.M., Chukin O.V. The problem of gender approach in the process of conducting physical training classes. The purpose of the article is to mark some aspects of gender approach within the limits of improvement of the physical training teaching process in the institutions of higher education. In order to give grounds to the institute of gender in the specified sphere of the pedagogical activity, basic views of gender approach in other social sciences are summarized.

Конституционный приоритет современного Российского социального государства -направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции Российской Федерации) [1] - в рамках своей реализации имеет самые различные векторные дифференциации. Они связаны с ценностями не только политического и экономического характера, но и культурного, духовного, образовательного, здоровьесберегающего спектра неотчуждаемых благ, принадлежащих каждому в силу факта существования человека как биологического и социального существа. В настоящий момент многие из указанных доминант находят свое реальное воплощение в ходе реализации приоритетных национальных проектов.

Представляется уместным вспомнить известное высказывание Сократа о том, что здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто. Безусловно, детерминантами здоровья, прежде всего, являются наследственные факторы и условия окружающей природной среды, тогда как детерминантами здорового образа жизни являются различные характеристики ценностно-мировоззрен-

ческого толка.

Так, профессионалы в области педагогики, биологии, медицины, а также непосредственно физической культуры и спорта серьезно озабочены проблемой изменения подходов к преподаванию физической культуры как в специализированных вузах, так и в вузах нефизкультурного профиля (К.Г. Габриелян, Ю.Д. Железняк, Ю.М. Николаев,

В.Г. Федоров, Х.З. Хуббиев и др.). Отдельно исследуются проблемы, связанные с необходимостью формирования новых Государственных стандартов высшего профессионального образования в области физической

культуры и спорта (В.Ф. Костюченко,

A.B. Минаев, Е.Ф. Орехов, B.C. Степанов).

В работах указанных авторов ставятся вопросы о совершенствовании педагогического процесса и педагогического мастерства в сфере преподавания физической культуры в аспекте культивирования здоровья и здорового образа жизни не только с позиций эффективности двигательной активности как таковой, но и с позиций ее значимости как ценностно-ориентированного потенциала.

В частности, отмечается тот факт, что «красной нитью дисциплины должен стать тезис «индивидуальное здоровье является самостоятельной жизненной ценностью»» [2].

Ю.М. Николаев, подчеркивая значимость общей теории и методологии физической культуры, указывает на то, что они должны раскрыть «все величие потенциала этого социального явления для самореализации сущностных сил человека, показать его влияние (наряду с телесно-двигательными качествами) на формирование его мировоззрения и духовности с целью пробуждения в нем воли к самостроительству, интереса к самопознанию в связи с освоением многообразных духовно-физических ценностей физической культуры» [3].

В рамках обсуждаемых вопросов представляется значимым признать в качестве самостоятельного объекта исследовательского интереса проблему гендерного подхода в организации и проведении занятий по физической культуре.

В специализированной литературе отмечается, что понятие «гендер» означает «совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном сче-

те, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин». В свою очередь, гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям [4].

Как указывает М. Месснер, в спортивной социологии пол в его взаимодействии с социальной группой обычно игнорируется или считается само собой разумеющимся, кроме случаев исследования женщин спортсменок. В результате проведенного научного анализа он пастулирует положение, согласно которому, будущие исследования роли и значимости спорта могут опираться на вывод о том, что участие в спортивных соревнованиях, а также спорт как зрелище служат формированию мужской солидарности в плане доминирования мужчин над женщинами, а также иерархии различных форм маскулинности [5].

Человек представляет собой уникально сложный комплекс физиологического и социально-культурного наследия, кроме того, особо учитывающего особенности женского и мужского начала, следствием чего стало появление понятия «гендерный подход». В свою очередь физическая культура и спорт являются наиболее значимыми сферами, которые, с одной стороны, призваны учитывать морфофункциональные особенности мужского и женского организмов, с другой стороны, способны оказывать на них серьезное влияние. Как представляется, указанное влияние с необходимостью должно учитывать социальные роли, отведенные мужчине и женщине в том или ином обществе.

Однако М.А. Шансков справедливо отмечает, что физиологические механизмы адаптационных перестроек, индивидуальнотипологические особенности женского организма при занятиях современными оздоровительными программами изучены недостаточно [6]. При этом следует отметить, что имеются специальные исследования, связанные с изучением особенностей женского организма и методиках влияния на него с учетом репродуктивной функции.

Так, Ю.С. Журавлева и

А.З. Пиллиповский отмечают, что развитию мышц брюшного пресса у студенток уделяется незначительное внимание или не уделя-

ется вообще, хотя эта мышечная группа имеет немаловажное значение в процессе физического воспитания девушек [7]. В свою очередь, И.Н. Шевелева в рамках проводимого эксперимента выявила, что низкая степень нарушения репродуктивного здоровья выявлена у 19 % студенток, средняя - у 54 %, высокая - у 27 %. Предлагаемая ею методика профилактики нарушения репродуктивного здоровья (комплекс упражнений для укрепления мышц тазового дна, брюшного пресса, спины, нижних конечностей и др.) позволила не только вызвать у студенток интерес к проблеме репродуктивного здоровья, но и благоприятную динамику психоэмоционального состояния, улучшение показателей физической работоспособности и пр. [8].

В процессе физического воспитания немаловажное значение имеет проблема мотивации при включении в процесс занятиями физической культурой. Социологическое исследование, проведенное Центром социологии образования РАО в 2002 г. среди школьников VII, IX, XI классов общеобразовательных школ Москвы, позволило выявить явную тенденцию к меньшему интересу к данному виду оздоровительной деятельности у девушек по сравнению с юношами. Так, предпочтение занятиям спортом, относительно других видов досуговой деятельности отдали 43,2 % юношей и только 23,3 % девушек. При этом показатели, связанные непосредственно с мотивацией занятиями спортом, распределились следующим образом: мотив «поддерживать фигуру и внешность в хорошем состоянии (выглядеть привлекательно)» - 30,5 % юноши, 49,7 % - девушки; мотив «быть сильнее, увереннее, защитить себя» - 2,0 % юноши, 0,9 % девушки. При этом соотношение по всей выборке между данными мотивами выглядит так: мотив «поддерживать фигуру и внешность в хорошем состоянии (выглядеть привлекательно)» - 40,3 % респондентов; мотив «быть сильнее, увереннее, защитить себя» - 8,3 %. Интересным образом представлен мотив «снять напряжение, стресс» - 4,7 % юноши, 7,8 % девушки [9].

Из приведенных выше примеров с необходимостью можно сделать вывод о том, что гендерные особенности являются объективным фактором, обусловливающим дифференцированный подход к организации и проведению занятий по физической культуре как

со школьниками, студентами, так и другими категориями обучающихся в рамках досуговой, оздоровительной, а также образовательной деятельности.

Однако с сожалением можно констатировать тот факт, что проблемы гендерных исследований чаще всего являются предметом психологической науки, социологической, правовой, но не педагогики. Как отмечает С.Л. Рыков, перечень педагогических диссертаций по проблеме гендерных знаний «пока крайне скуден». Кроме того, он подчеркивает, что исследования по данной проблематике в российской педагогической науке до сих пор не имеют целостной научной концепции, а объем педагогических исследований в общей системе гендерных изысканий составляет в России 0,7 % (имеется ссылка указанного автора на работу 2000 г. «Гендерные исследования в России и СНГ. Кто есть кто» (ред.-сост. З.А. Хоткина) [10].

По нашему мнению, преподаватель занятий по физической культуре, прежде всего, должен исходить из того, что гендерные различия - факт объективно существующий.

Однако следует помнить, что недопустимо сводить данные различия к неравенству в аспекте доминирования или превосходства одних над другими (мужчин над женщинами или женщин над мужчинами). Имеющаяся озабоченность связана с проблемой так называемой гендерной асимметрии (непропорциональной представленности социальных и культурных ролей обоих полов (а также представлений о них) в различных сферах жизни). Источником гендерной асимметрии может выступать скрытая дискриминация и патриархальные установки, господствующие в общественном сознании, которые являются проводниками практических действий [4, с. 29].

Таким образом, пастулируя факт билогического различия мужчины и женщины в целях преподавания знаний и формирования навыков в области физической культуры, следует, прежде всего, исходить из морфофункциональных особенностей мужского и женского организмов, а также репродуктивной функции каждого из них. Думается, что это будет полезно не только для конкретного индивида, но и для целей решения той демографической проблемы, которая сложилась сегодня в отечественном государстве.

По нашему мнению, проблема гендерного подхода при организации и проведении занятий по физической культуре находится в рамках более широкой проблемы - проблемы становления физической культуры личности.

Ученые, занимающиеся исследованиями в указанной сфере, делают акцент на глубокой индивидуализации учебно-воспитательного процесса в рамках физического воспитания. Критикуемая Т.В. Скобликовой и H.A. Князевой современная система физического воспитания, детерминированная задачами двигательной подготовки в ущерб комплексному подходу к реализации всех ценностей физической культуры, не обеспечивает их использование для адаптации человека к современным условиям профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Они подчеркивают, что только признание необходимости индивидуализации и дифференциации физического воспитания позволяет разрешить противоречие между уровнем накопленных знаний по проблемам становления физической культуры личности, с одной стороны, и современной практикой физического воспитания, с другой [11].

Таким образом, гендерный подход, актуализировавшийся сегодня в новом качестве (имеются в виду различные гендерные теории вообще, а также советские и постсоветские в нашем государстве в частности) самым непосредственным образом связан с теорией и практикой физической культуры независимо от того, в рамках какого возрастного или деятельностного подхода они реализуются. Однако следует отметить, что, в первую очередь, это касается занятий физической культурой в вузе.

Именно в условиях данного этапа образовательного процесса, который, как представляется, выступает самым значимым для формирующейся личности и для становления профессионала, происходит обогащение и знаниями в области физической культуры, и навыками. Занятия физической культурой не должны ограничиваться стенами вуза или сдачей итогового экзамена или зачета. Они должны стать необходимой естественной потребностью как для мужчины, так и для женщины, как для гуманитария, так и для специалиста в области техники.

Вместе с тем индикатором всех форм и методик совершенствования преподавания

учебных дисциплин в рамках физической культуры (и теории, и практики) должен являться гендерный подход, который как ни в какой другой сфере профессиональной деятельности проявляется здесь наиболее ярко.

Феноменология гендерного подхода в сфере физической культуры и спорта заключается в том, что, с одной стороны, здесь не должна проявляться указанная М. Мессне-ром мужская солидарность в аспекте доминирования мужчин над женщинами, с другой стороны, должны учитываться особенности мужского и женского организмов как с позиций их морфофункциональных признаков, так и с позиций репродуктивного здоровья.

1. Российская газета. 1993. 25 дек.

2. Габриелян К.Г., Ермолаев Б.В. // Теория и практика физической культуры. 2006. № 12. С. 24.

3. Николаев Ю.М. // Теория и практика физической культуры. 2006. № 9. С. 21.

4. Словарь гендерных терминов / под ред. A.A. Денисовой. М., 2002. С. 21, 24.

5. Мееснер М. Антология гендерной теории: сб. пер. / сост., коммент. Е. Гаповой, А. Усмановой. Мн., 2000. С. 221, 233.

6. Шансков М.А. // Теория и практика физической культуры. 2006. № 9. С. 60.

7. Журавлева Ю.С., Пиллиповский А.З. // Теория и практика физической культуры. 2007. № 1. С. 58.

8. Шевелева ИН. // Там же. С. 17-18.

9. Собкин B.C., Абросимова 3.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. // Вопр. психологии. 2005. № 2.

С. 86, 89.

10. Рыков С.Л. // Педагогика. 2001. № 7. С. 20.

11. Скобликова Т.В., Князева H.A. // Проблемы педагогической деятельности в физической культуре и спорте и пути их решения в физкультурном образовании: материалы науч.-практ. конф. каф. пед. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, по-свящ. памяти A.A. Сидорова (Сидоровские чтения). Вып. 2 / под науч. ред. М.В. Прохоровой. СПб., 2002. С. 59.

Поступила в редакцию 6.03.2007 г.

СПОРТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

М.Ю. Богданов

Bogdanov M.Y. Physical education as a model of conducting physical training lessons. The article describes the potential for the Sport Education curriculum model as an appropriate pedagogy for the use in Russian physical education. The sport education aims are to reproduce the key features of authentic sport, by helping students to experience sport in its fullest sense in physical education.

Актуальность спортизации в общеобразовательных школах России складывается из двух составляющих: ухудшение уровня здоровья нации и маргинализация предмета физической культуры в обществе. Также большое значение имеет отношение самих учителей к предмету. Уроки физической культуры в школах воспринимаются учениками, родителями и даже некоторыми учителями как предмет в какой-то степени второстепенный. Это не секрет, что во многих школах при составлении расписания занятий урок физической культуры помещается в такое расписание в последнюю очередь. Зато когда необходимо снять школьников с урока, предмет

физической культуры стоит на первом месте. Такое мышление, и хуже всего, такие действия, не могут не придавать предмету физическая культура ауру незначительности, второ-степенности и несерьезности. Такое обывательское мнение о месте предмета физической культуры в системе общеобразовательной школы, несомненно, в какой-то степени оправдано, так как во многих школах качество занятий, мягко сказать, неадекватно. Уроки преподаются по устаревшим методикам, тем самым снижается интерес к занятиям у учащихся. В России наблюдается острый недостаток инвентаря, многие квалифицированные и талантливые учителя по многим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.