Научная статья на тему 'Отдельные аспекты взаимосвязи культуры гендера и физической культуры личности и общества'

Отдельные аспекты взаимосвязи культуры гендера и физической культуры личности и общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чукин О. В., Османов Э. А.

Chukin О.V., Osmanov E.M. Some aspects of interrelation of gender culture and physical culture of a person and society. The present work sets the goal to designate some aspects of gender approach within the framework of development of physical education theory. The main accent is put on historical and social character of the phenomenon «culture».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of interrelation of gender culture and physical culture of a person and society

Chukin О.V., Osmanov E.M. Some aspects of interrelation of gender culture and physical culture of a person and society. The present work sets the goal to designate some aspects of gender approach within the framework of development of physical education theory. The main accent is put on historical and social character of the phenomenon «culture».

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты взаимосвязи культуры гендера и физической культуры личности и общества»

УДК 796/799

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ КУЛЬТУРЫ ГЕНДЕРА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

© О.В. Чукин, Э.М. Османов

Chukin O.V., Osmanov E.M. Some aspects of interrelation of gender culture and physical culture of a person and society. The present work sets the goal to designate some aspects of gender approach within the framework of development of physical education theory. The main accent is put on historical and social character of the phenomenon «culture».

По справедливому высказыванию В.М. Выдрина, «в популярной и научной литературе термин «культура» чаще всего используется идентично понятию только части ее - духовной культуры. Когда же речь идет о материальной культуре или любом другом феномене, -пишет он, - то зачастую добавляется соответствующее определение («материальная», «исполнительская» и т. п.)». Кроме того, названный ученый подчеркивает, что культура личности в качестве почвы для своего развития имеет всегда общественную культуру, которая является предпосылкой превращения каждого человека в субъект культуры [1].

В данном случае речь идет о физической культуре и культуре гендера.

Обращаясь к справочной литературе, можно обнаружить следующее толкование термина «культура»:

- культура (от лат. еиНша - возделывание, обрабатывание) - социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т. д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека [2];

- культура - совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученным формам человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира. Культура есть возделанная среда обитания людей [3].

В справочном издании «Культура и культурология» отмечается, что к настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры [4], однако во всех них ярко прослеживается созидательный характер человеческой деятельности, культивирования, следствием чего выступает определенный результат. Совокупность подобных результатов, объективированных как в материальной форме, так и в духовной (на уровне чувств, эмоций, сознания), представляет собой культуру: духовную, физическую и пр.

В частности, в одной из трактовок понятия «физическая культура» отмечается такой ее аспект как возделывание или окультуривание тела человека, в связи с чем имеется второе название телесная культура. При

этом, подчеркивая многогранность анализируемого понятия, отмечаются и иные значения, или оттенки, термина «физическая культура»: любительские занятия физическими упражнениями, спорт, культивирование здорового образа жизни, специализированные виды украшения и совершенствования тела (бодибилдинг, татуировка и др.) и пр. [4, с. 857].

В научной и учебной литературе, посвященной проблемам физического воспитания, спорта и физической рекреации, можно встретить различные формулировки понятия «физическая культура» как более полные и сложные, так и лаконичные, но емкие. Так, Б.А. Ашмарин под физической культурой понимает совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых им для физического совершенства людей [5]. Подчеркивая личностный аспект физической культуры, В.М. Выдрин указывает, что она представляет собой ту часть общей культуры человека, которая является внутренней мерой степени развития физических сил и двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья [6].

Физическая культура, будучи явлением историческим и социальным, вбирает в себя не только достижения и опыт предшествующих поколений, но с необходимостью корректируется под влиянием фактора времени, географических, политических и социальных условий современности, а также тенденций развития на будущее время. Если оперировать более узким понятием - «физическое совершенство» - то и оно является историческим. По высказыванию Б.А. Петрова, «каждой исторической эпохе свойственно свое понятие идеала физически совершенного человека, т. к. в этом идеале отражаются условия экономической и социальной жизни людей, их мировоззрение» [7].

Как отмечает Л.И. Лубышева, при анализе содержания первых учебных планов программ физического воспитания в вузах и документальных материалов, относящихся к 1930-1951 гг. нетрудно заметить, что общая и профессионально-прикладная направленность вузовской физической культуры, заложенная изначально, впоследствии стали основными приоритетами при ее дальнейшей разработке и развитии. Названный автор также указывает на жесткую ориентацию физического воспитания на освоение строго регламентированного программного материала, содержание которо-

го определялось обязательной прикладной подготовкой и сдачей норм комплекса ГТО, что исключало возможность обращения к личности студента и развития его индивидуальности [8].

Несмотря на то, что в 60-70-е гг. XX в. ученые уже акцентировали внимание на взаимосвязи биологического характера физического воспитания и его влияния на умственное, эстетическое, нравственное воспитание личности, тем не менее, по выражению Ю.М. Николаева, для специалистов не было достаточной ясности сути гармонизации физического и духовного (в силу неразработанности в те годы теории культуры). Несмотря на то, что в конце XX столетия было проведено достаточно большое количество теоретических и экспериментальных исследований, направленных на гуманизацию физкультурного образования, все же названный ученый и ныне серьезно озабочен тем, что в реальной жизни физическая культура, объективно становясь насущной потребностью человека и общества, продолжает функционировать в нашей стране на крайне низком уровне в сферах образования, труда, досуга. «В современный период, - отмечает Ю.М. Николаев, высказывая необыкновенную заботу о ценности физической культуры, - (если мы хотим считать физическую культуру видом общей культуры человека и общества) должна произойти концептуальная смена взглядов (системы мышления) на сущность физической культуры в направлении понимания ее (как это ни парадоксально на первый взгляд воспринимается) как явления духовно-физического» [9].

С указанных позиций особую актуальность в современных условиях приобретает вопрос результатов преломления гендерных исследований через призму ценностей физической культуры.

Прежде чем вплотную подойти к взаимосвязи двух культур - культуры гендера и физической культуры -считаем уместным отметить то обстоятельство, что в специальной литературе, посвященной проблемам культуры, отмечается следующая функциональная характеристика феномена «культура»: она характеризуется как системный комплекс специфических и более или менее нормированных способов и форм социальной интеграции, организации, регуляции, познания, коммуникации, оценки и самоидентификации, обладающей способностью к социальному и историческому само-воспроизводству, адаптивной изменчивости и прогрессивному саморазвитию по пути структурно-функционального усложнения [10].

Таким образом, в ходе эволюции института гендера выкристаллизовалась не просто тесная взаимосвязь культуры гендера и физической культуры, а образовался определенный биолого-социальный и физиологокультурный симбиоз, диктующий необходимость исследования проблем физической культуры (физического воспитания, спортивной культуры, физической рекреации) не просто с позиций пола, а с точки зрения социального пола, т. е. гендера.

Как известно, гендерные исследования явились результатом развития социальной борьбы, основанной на протесте женщин доминантному положению мужчин в определенных сферах социальной жизни. Однако, отмечая уникальность физической культуры для проблемы гендера, следует отметить его двоякую значимость для последней, поскольку как ни в какой иной сфере в

ней наиболее контрастно проявляются и биологические, и социальные стороны гендера.

Основываясь на тезисе: «физическая культура» и «культура» соотносятся с понятием «культура» как частное и общее, - можно предположить тот факт, что гендерные исследования, охватившие такие сферы общественной жизни как политику, право, искусство и др., а также соответствующие им науки политологию, психологию, юриспруденцию, филологию и ряд иных, постепенно должны проникнуть и в сферу физической культуры.

Человек представляет собой уникально сложный комплекс физиологического и социально-культурного наследия, кроме того, особо учитывающего особенности женского и мужского начала, следствием чего стало появление понятия «гендерный подход». В свою очередь, физическая культура и спорт являются наиболее значимыми сферами, которые, с одной стороны, призваны учитывать морфофункциональные особенности мужского и женского организмов, с другой стороны, способны оказывать на них серьезное влияние. Как представляется, указанное влияние с необходимостью должно учитывать социальные роли, отведенные мужчине и женщине в том или ином обществе.

Так, Ю.С. Журавлева и А.З. Пиллиповский отмечают, что развитию мышц брюшного пресса у студенток уделяется незначительное внимание или не уделяется вообще, хотя эта мышечная группа имеет немаловажное значение в процессе физического воспитания и воздействия на репродуктивное здоровье девушек [11].

В процессе физического воспитания немаловажное значение имеет проблема мотивации при включении в процесс занятиями физической культурой. Социологическое исследование, проведенное Центром социологии образования РАО в 2002 г. среди школьников VII, IX, XI классов общеобразовательных школ Москвы, позволило выявить явную тенденцию к меньшему интересу к данному виду оздоровительной деятельности у девушек по сравнению с юношами [12].

Из приведенных выше примеров с необходимостью можно сделать вывод о том, что в современных условиях имеется достаточно богатый спектр направлений, в рамках которых следует намечать цели и ставить конкретные задачи, связанные с необходимостью адаптации современной российской культуры гендера к ценностям той физической культуры, которую мы возделываем сегодня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выдрин ВМ Культура, физическая культура, спорт // Спорт в современном обществе / под ред. В.М. Выдрина. М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 9,12.

2. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 211.

3. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 203.

4. Культура и культурология: Словарь / сост. и ред. А.И. Кравченко. М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. С. 450.

5. Ашмарин Б.А., Виленский М.Я., Грантынь К.Х. и др. Теория и методика физического воспитания как научная и учебная дисциплина // Теория и методика физического воспитания: учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1979. С. 13.

6. Выдрин В.М. Культура, физическая культура, спорт // Спорт в современном обществе / под ред. В.М. Выдрина. М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 15.

7. Петров Б.А., ВиленскийМ.Я., Грантынь К.Х. и др. Общая характеристика советской системы физического воспитания // Теория и методика физического воспитания как научная и учебная дисциплина // Теория и методика физического воспитания: учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1979. С. 22.

8. Лубышева Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992. С. 14.

9. Николаев Ю.М. От идей П.Ф. Лесгафта к современной теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2006. №9. С. 19-20.

10. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 208.

11. Журавлева Ю.С., Пиллиповский А.З. Сравнительный анализ эффективности тренировочного процесса различной направленности в повышении функциональных резервов женского организма // Теория и практика физической культуры. 2007. №1. С. 58.

12. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Возрастные и гендерные особенности отношения подростков к спорту // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 86, 89.

Поступила в редакцию 14 мая 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.