ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ МЕГАПОЛИСОВ
Журавлёва Т.Л., старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России
В статье рассмотрены проблемы формирования системы стратегического маркетингового управления жилищно-коммунальным хозяйством современных российских мегаполисов. В частности рассмотрены принципиальные задачи маркетинговой деятельности в жилищно-коммунальной сфере; важнейшие факторы, стратегического маркетингового управления; принципы стратегического маркетингового управления.
Ключевые слова: мегаполис, стратегическое управление, маркетинговое управление, жилищно-коммунальное хозяйство, система управления.
THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF A STRATEGIC MARKETING DEPARTMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF MODERN RUSSIAN CITIES
Zhuravleva T., senior lecturer, management and marketing chair of the State Academy of Training and retraining for the construction of
housing and communal complex of Russia
The paper considers the problem of establishing the strategic marketing department of housing and communal services with time-Russian cities. In particular, consider the basic task of marketing activity in the housing and municipal sphere, the most important factors, strategic marketing management, principles of strategic marketing management.
Keywords: metropolis, strategic management, marketing management, housing and communal services, the management system.
В современных условиях не вызывает сомнений тот факт, что жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) является той отраслью экономики, которая оказывает решающее влияние на качество жизни населения и эффективность функционирования российских предприятий, напрямую зависящих от качества и доступности предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (далее -ЖКУ). Тем не менее, несмотря на почти 20-летний период внутриотраслевых преобразований, ЖКХ по-прежнему остается одной из самых проблемных сфер отечественной экономики, которую до сих пор часто называют «последним бастионом социализма». Такое выражение в целом можно признать справедливым, поскольку именно в советский период был деформирован организационно-экономический механизм сложившегося в России до 1917 года «жилищного дела», который уступил место насаждению государственной собственности с последующим применением дотационного способа оказания ЖКУ населению и субъектам хозяйствования. Сегодня становится очевидным, что жилищно-коммунальная сфера крупных городов России не сможет успешно развиваться без кардинальной модернизации подходов, связанных с преобразованием отечественного ЖКХ в системе альтернативных форм собственности. При этом особую актуальность приобретают новые подходы к формированию системы управления ЖКХ, поскольку отрасль долгое время функционировала в условиях прямого административного диктата без учета экономических факторов своего развития.
Кроме того, опыт экономически развитых государств убедительно свидетельствует, что производство качественных товаров или услуг еще не гарантирует успешного рыночного сбыта. Это обусловливает необходимость применения маркетинговой концепции, позволяющей ориентировать систему управления жилищно-коммунальным хозяйством на запросы потребителей. В современных условиях стратегическое маркетинговое управление, предполагающее постоянный и систематический анализ потребностей рынка в целях разработки эффективных товаров и услуг, предназначенных для конкретных групп потребителей, становится одним из решающих факторов рыночного успеха. Основная цель стратегического маркетинга как раз и состоит в том, чтобы постоянно ориентировать и при необходимости переориентировать все виды деятельности для обеспечения их развития и рентабельности. Поэтому именно от реализации потенциала стратегического маркетингового управления во многом зависит успех тех преобразований, которые связаны с развитием жилищно-коммунальной сферы современных мегаполисов России.
Таким образом, главной задачей стратегического маркетинга в сфере ЖКХ является ориентация производителя на то, чтобы жи-
лищно-коммунальные услуги уже на стадии их предложения были рассчитаны на нужды всех групп потребителей, на максимальное удовлетворение спроса, обеспечение их качества и доступности. Учет требований потребителя стоит во главе угла концепций маркетинга, и осуществление обратной связи является его отличительной особенностью. Стратегический маркетинг - это, прежде всего, анализ прогнозируемых потребностей физических лиц и организаций производственной и социальной сферы.
Потребитель выдвигает сегодня повышенные требования к ЖКУ, их технико-экономическим и качественным характеристикам, цене, срокам поставки и тем самым создает предпосылки для распределения рынка между производителями, прежде всего, в сфере жилищных услуг, что обусловливает возрастание конкуренции. Повышение конкуренции заставляет производителей тщательно изучать запросы рынка, который предъявляет высокие требования к качеству и доступности жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, производитель на основе результатов маркетинговых исследований выбирает определенную маркетинговую стратегию, которая определяет общий замысел производства ЖКУ, выделяет объект повышенного внимания, позволяющий в определенной экономической ситуации добиваться положительных хозяйственных результатов. В качестве объекта повышенного внимания в данном случае выступает, прежде всего, потребитель.
Маркетинговая стратегия, в свою очередь, является причиной изменения действующих систем управления: частных стратегий, организационных структур и функций управления. Проектируемая система управления должна, прежде всего, опираться на стратегический анализ внутренней и внешней среды, отвечать определенным условиям рациональной технологии производства, включая межфирменное и внутрифирменное кооперирование, разработку комплекса маркетинга, выход на рынок, оценку эффективности хозяйственной деятельности с учетом факторов внешней и внутренней среды, ориентацию на запросы потребителей ЖКУ
Стратегическое маркетинговое управление в жилищно-коммунальной сфере - явление относительно новое. Особенность производства и реализации ЖКУ, а также учет сложности и многовариантности действий участников жилищно-коммунальной сферы вызывает необходимость применения организационно-экономических методов маркетинга, связанных с возможностью использования программно-целевого подхода. Стратегия маркетинга разрабатывается на основе исследований и прогнозирования конъюнктуры рынка жилищно-коммунальных услуг, изменений в структуре его сегментов, предполагаемой динамики цен и тарифов.
Таким образом, принципиальные задачи маркетинговой деятельности в жилищно-коммунальной сфере заключаются в реализации следующих мероприятий:
1) систематическое изучение рынка жилищно-коммунальных услуг и динамики его развития;
2) ведение баз данных существующих и потенциальных заказчиков ЖКУ;
3) изучение потребностей и предпочтений потенциальных заказчиков, определение взаимовыгодных условий для заключения будущих контрактов, как на жилищные, так и на коммунальные услуги;
4) исследование и прогнозирование запросов конечных потребителей жилищно-коммунальных услуг;
5) изучение конкурентов в сфере предоставления ЖКУ;
6) анализ и контроль за осуществлением контрактной деятельности;
7) организация системы поддержки сбыта жилищных и коммунальных услуг населению, предприятиям производственной и социальной сферы;
8) продвижение продукта и информирование общества о направлениях развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства;
9) мониторинг развития ситуации в жилищно-коммунальной сфере в целях принятия обоснованных управленческих решений по вопросам развития ЖКХ;
10) организация системы стратегического маркетингового управления, как важнейшего направления развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальной сфере, предполагающего ориентирование всей системы ЖКХ на удовлетворение запросов потребителей ЖКУ.
Основная задача, решаемая при разработке маркетинговой стратегии развития города, отрасли или организации состоит в активизации сильных позиций и ограничении слабых сторон с тем, чтобы разумно встретить изменения внешней среды и максимально полно использовать имеющиеся ресурсы, что предполагает глубокий анализ стратегических альтернатив для выбора наилучшего решения. Отбор должен проводиться с учетом важнейших факторов, наличия ресурсов и принятого критерия. К данным факторам можно отнести:
1) качество предоставляемых услуг - показывает, насколько услуги, предоставляемые сферой ЖКХ, соответствуют стандартам качества;
2) уровень обеспечения потребителей - степень обеспеченности населения, предприятий производственной и социальной сферы услугами ЖКХ;
3) уровень тарифов характеризует расценки за услуги ЖКХ, согласно которым население и предприятия производят их оплату;
4)уровень конкуренции определяет существование альтернативных организаций, осуществляющих жилищно-коммунальное обслуживание;
5) срок реализации характеризует период времени, в течение которого возможно осуществление преобразований в сфере ЖКХ при использовании той или иной маркетинговой стратегии. Чем больше срок реализации, тем ниже значение показателя;
6) самоокупаемость определяет финансовые возможности самой отрасли при проведении реформы, насколько она сама сможет оплатить намеченные преобразования;
7) фактор эффективности определяет, насколько эффективно может функционировать ЖКХ при применении той или иной маркетинговой стратегии;
8) социальная защита населения показывает, насколько население является защищенным в сфере обеспеченности ЖКУ. В то же время, данный фактор показывает обеспеченность малоимущих слоев населения льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Система стратегического маркетингового управления ЖКХ любого мегаполиса состоит из ряда элементов и подсистем, взаимосвязанных между собой и направленных на достижение общей цели. Внешней средой для нее служит макроэкономическая ситуация в муниципальном образовании.
В ЖКХ России можно выделить следующие уровни органов управления: федеральные, региональные, городские (поселенческие) и ведомственные.
Систему стратегического маркетингового управления ЖКХ, как любую систему управления, можно разделить на управляющую и
управляемую подсистемы. Управляющая подсистема ЖКХ представляет собой субъект управления и состоит из следующих основных элементов: органы исполнительной власти, органы местного самоуправления на уровне города, органы местного самоуправления на уровне административного округа, инвесторы и управляющие организации. Основной целью управляющей подсистемы является обеспечение бесперебойного функционирования ЖКХ путем разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, программ и конкретных управленческих решений.
Управляемая подсистема в системе стратегического маркетингового управления ЖКХ представляет собой объект управления, состоящий из организаций и объектов жилищно-коммунальной сферы, потребителей услуг ЖКХ. Жилищно-коммунальные организации в крупном городе можно подразделить на городские (поселенческие), окружные и местные (локальные).
Систему стратегического маркетингового управления ЖКХ мегаполиса следует определить в качестве так называемой «большой системы», состоящей из ряда элементов и подсистем, взаимосвязанных между собой и направленных на достижение общей цели. Она также является открытой системой, т.к. взаимосвязана с такими сферами, как топливный и энергетический комплекс, жилищное строительство, социальной сферой и другими, при этом внешней средой для нее служит макроэкономическая ситуация в городе.
Построение системы стратегического маркетингового управления ЖКХ крупного города предполагает комплексный анализ основополагающих принципов, исходных положений, влияющих на ее формирование.
Как представляется, важнейшие принципы стратегического маркетингового управления, которые определяют собой наиболее эффективные методы, приемы, формы и средства, направленные на обеспечение устойчивости функционирования и развития ЖКХ, включают:
Целенаправленность, которая является исходным принципом, формулирующим в качестве основной цели стратегического маркетингового управления ЖКХ полное и качественное обеспечение потребностей населения, организаций производственной и социальной сферы в жилищно-коммунальных услугах, повышение надёжности и эффективности функционирования ЖКХ города.
Принцип приоритетности означает соответствие мероприятий по стратегическому маркетинговому управлению ЖКХ приоритетам, определенным в соответствующих федеральных и региональных программах, комплексных программах социально-экономического развития муниципальных образований.
Принцип эффективности проявляется в увеличении объемов производства и повышении качества ЖКУ, повышении производительности труда, экономии ресурсов, повышении эффективности использования фондов и т.д.
Оптимальность означает выбор варианта развития, который способствует достижению поставленной цели с наименьшими затратами времени и различных видов ресурсов.
Вариативность базируется на необходимости разработки и количественной оценки сценариев развития ситуации в ЖКХ конкретного мегаполиса.
В этой связи особое место занимают принципы многофункциональности и многовриантности, предполагающие разработку указанных выше сценариев развития ЖКХ мегаполиса с учетом большого размера и открытости системы стратегического маркетингового управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования.
Принцип комплексности означает учет принципов и механизмов, по которым важнейшие функции и структурные элементы ЖКХ мегаполиса связаны между собой. Необходимо рассматривать развитие ЖКХ во взаимосвязи с развитием других сфер города (реального сектора экономики, социальной сферы, экологического регулирования).
Принцип системности ориентирует на сбалансированное функционирование всех составляющих ЖКХ, ликвидацию диспропорций и системных противоречий по отношению к ЖКХ как управляемому объекту и к управлению как к процессу.
Среди других принципов системы стратегического маркетингового управления большое значение имеет принцип сопровождаемости развития ЖКХ (наличие системы мер по организационноуправленческому и методическому обеспечению), способствующий на формирование гибкости, готовности к проведению реформ, а также социальной защищенности населения от воздействия возможных негативных последствий реформирования.
Кроме того, система стратегического маркетингового управления ЖКХ мегаполиса должна основываться на ряде принципов стратегического маркетингового планирования, таких как:
- сбалансированность управления ЖКХ, реального сектора экономики, социальной сферы и экологического регулирования мегаполиса;
- ориентация ЖКХ на внедрение ресурсоэнергосберегающих технологий и использование возобновляемых источников энергии;
- целеполагание должно учитывать потребности будущих поколений, при этом горизонт планирования должен составлять не менее 20 лет с учетом необходимости увязки мероприятий программ с генеральными планами городов.
Сочетание и применение при разработке системы стратегического маркетингового управления ЖКХ рассмотренных принципов позволит обеспечить комплексное развитие ЖКХ на принципах стратегического маркетинга, обеспечить повышение эффективно-
сти его работы, привлечение инвестиций и эффективную защиту интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Литература:
1. Ващишин Д.С. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства: современное состояние, проблемы и перспективы // Вестник ОмГУ - 2009. - №3.
2. Сиваев С.Б. Реформа ЖКХ в 2003-2008 годах: извилистая дорога к рынку. Институт экономики города. - М., 2009 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.urbaneconomics.ru/ texts.php?folder_id= 80&mat_id =431.
3. Чернышов Л.Н. Роль и значение жилищного и коммунального комплексов как важнейшей части территориальной инфраструктуры муниципального образования. // ЖКХ. - 2005. - № 6. - Ч.1.
4. Ясин Е.Г. Политическая экономия реформы ЖКХ. // Экономическая политика. - 2006. - № 2.
ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Салихов Б.В., профессор Российского государственного социального университета, д.э.н.,
Салихова И.С., аспирант Российского государственного социального университета
Статья посвящена ключевым вопросам формирования и развития достойной жизни человека как основы становления инновационного типа индивидуального и общественного воспроизводства. Основное внимание уделяется выявлению сущности и характеристике социально-экономических основ достойной жизни. Подчеркивается, что становление достойной жизни в современных условиях непосредственно связано с утверждением духовно-нравственных ценностей, формированием человеческого капитала соответствующего аксиологического качества. Основными практическими мерами развития инновационного человеческого капитала названы институциональное предпринимательство и становление системы реальной собственности человека как личности.
Ключевые слова: инновационное развитие, достойная жизнь человека, меры развития.
WORTHY HUMAN LIFE AS A BASIS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF MODERN ECONOMY
Salikhov B., Professor, Russian State Social University, Doctor of Economic Sciences,
Salikhova I., The post-graduate student, Russian State Social University
Article is devoted key questions of formation and development of worthy human life as bases offormation of innovative type of individual and public reproduction. The basic attention is given to revealing of essence and the characteristic of social and economic bases of a worthy life. It is underlined, that formation of a worthy life in modern conditions is directly connected with the statement of' spiritually-moral values,formation of the human capital of corresponding valuable quality. By the basic practical measures of development of the innovative human capital are named business in sphere of creation of new institutes and formation of system of the real property.
Keywords: innovation development, decent human life, the measures of development.
В современной экономической литературе развернута масштабная дискуссия о путях, методах и способах формирования инновационного типа индивидуального и общественного воспроизводства, о создании национальной инновационной системы, призванной обеспечить новое, именно созидательное качество социально-экономического развития. При этом, как показывает ретроспективный анализ существующих подходов к данной проблеме, недостаточно полно раскрывается роль и характеризуется значение человека в создании и развитии экономических инноваций. Данное обстоятельство вступает в противоречие с объективной логикой современного развития, предопределяемой превращением человека, одновременно, в цель, средство и условие экономического роста. Сказанное означает, что современное хозяйственное развитие есть непосредственная функция всестороннего развития человека, есть следствие качественно-количественных свойств и характеристик капитала его созидательных знаний, или человеческого капитала. Это положение еще более актуализируется в условиях растущей интенсификации информационного пространства и ускоренного развития экономики знаний. Таким образом, направленность и качественное содержание современного социально-экономического развития все в большей степени определяется качеством человеческого капитала.
Достойная жизнь как социокультурный феномен
(уровень жизни, качество жизни, достойная жизнь)
В общем смысле, жизнь человека - это форма его существования, характеризуемая целостностью, и способностью к самоорганизации, что невозможно вне рамок не только соответствующего
«набора» удовлетворяемых различных потребностей, но и определенных качественных свойств и характеристик. Среди этих свойств, конституирующих «качество жизни» следует выделить, прежде всего, жизненные ценности и смыслы человеческого существования, лежащие в основе целей и задач формирования и развития данной личности и домохозяйства; систему творчески-трудовых мотивов и соответствующих сформированных внутренних институтов, регулирующих направленность, скорость и структуру индивидуального воспроизводства; характеристики результатов самореализации данной личности, как обобщающее тестирование степени соответствия человеческого существования императивам как таковой сущности человека.
Жизнь человека, как форма его существования, характеризуется целостностью, и способностью к самоорганизации. Высшей формой целостности в человеческой жизни является созидающая личность. Современный уровень социально-философского знания позволяет обоснованно утверждать, что глубинным источником целостности и самоорганизованности жизни личности является ее духовное начало и духовно-нравственные основания, детерминирующее безусловный приоритет гуманистических ценностей и созидательных смыслов бытия. Таким образом, «высокое» качество жизни, имеющее своим основанием систему духовных ценностей, может трактоваться как достойное, или гуманистически-созида-ющее качество жизни, понимаемое как духовно-нравственная форма соответствующего (достойного) уровня жизни личности. Здесь как таковая социокультурная форма уровня жизни человека принимает духовно-нравственную форму достойного уровня