Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования инновационной восприимчивости предприятия'

Теоретические аспекты формирования инновационной восприимчивости предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ENTERPRISE / INNOVATION / INNOVATIVE RECEPTIVITY / MANAGEMENT / FORMING / JURISDICTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусийовская О.Б.

В статье выявлены основные отличия во взглядах ученых на суть понятия «инновационная восприимчивость предприятия». На основе проведенных исследований предложена авторская трактовка данного понятия. Рассмотрены основные виды инновационной восприимчивости предприятия – активная и пассивная. Предложена последовательность формирования инновационной восприимчивости предприятия, в основе которого лежит цепочка компетенций предприятия в сфере управления его инновационной деятельностью, которая соответствует определенному виду восприимчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мусийовская О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF FORMING OF INNOVATIVE RECEPTIVITY OF ENTERPRISE

In the article basic differences are exposed in the looks of scientists to essence of concept «Innovative receptivity of enterprise». On the basis of the conducted researches author interpretation of this concept is offered. The basic types of innovative receptivity of enterprise are considered – active and passive. The sequence of forming of innovative receptivity of enterprise is offered, in basis the chainlet of jurisdictions of enterprise is underlaid in the field of management his innovative activity which it is belonged to the certain type of receptivity.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования инновационной восприимчивости предприятия»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 334.716:658.589

О.Б. Мусийовская

аспирант, кафедра экономики предприятия и инвестиций, Национальный университет «Львовская политехника», Украина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. В статье выявлены основные отличия во взглядах ученых на суть понятия «инновационная восприимчивость предприятия». На основе проведенных исследований предложена авторская трактовка данного понятия. Рассмотрены основные виды инновационной восприимчивости предприятия - активная и пассивная. Предложена последовательность формирования инновационной восприимчивости предприятия, в основе которого лежит цепочка компетенций предприятия в сфере управления его инновационной деятельностью, которая соответствует определенному виду восприимчивости.

Ключевые слова: предприятие, инновация, инновационная восприимчивость, компетенция, управление, формирование.

O.B. Musiyovska, National University «Lviv Polytechnic»

THEORETICAL ASPECTS OF FORMING OF INNOVATIVE RECEPTIVITY OF ENTERPRISE

Abstract. In the article basic differences are exposed in the looks of scientists to essence of concept «Innovative receptivity of enterprise». On the basis of the conducted researches author interpretation of this concept is offered. The basic types of innovative receptivity of enterprise are considered - active and passive. The sequence of forming of innovative receptivity of enterprise is offered, in basis the chainlet of jurisdictions of enterprise is underlaid in the field of management his innovative activity which it is belonged to the certain type of receptivity.

Keywords: enterprise, innovation, innovative receptivity, jurisdiction, management, forming.

Современные экономические возможности большинства предприятий касательно изготовления и реализации ими конкурентоспособной продукции являются недостаточными для обеспечения надлежащего уровня эффективности их производственно-хозяйственной деятельности. В частности, значительная часть применяемых этими предприятиями основных средств является физически и морально изношенной, а потребительские характеристики их продукции не соответствуют современным стандартам развитых стран мира. Вследствие этого, деятельность хозяйствующих субъектов часто является недостаточно рентабельной.

Улучшение финансового состояния предприятий требует неотложной реализации комплекса мероприятий, направленных на совершенствование их техникотехнологической базы и изготовления новых или усовершенствованных видов продукции. Иными словами, преодоление кризисных тенденций в развитии хозяйствующих субъектов должно базироваться на осуществлении ими активной инновационной деятельности. Вместе с тем, современный уровень инновационной активности подавляющего большинства предприятий является крайне низким. Проведенные нами исследования дали возможность выделить основные причины низкого уровня инновационной активности предприятий и осуществить их систематизацию путем разделения на три группы, а именно на: внешние причины,

№ 11 (27) - 2013

47

Проблемы экономики и менеджмента

которые обусловлены действием факторов внешней среды хозяйствующих субъектов; внутренние причины ресурсного характера, которые вызваны отсутствием у предприятий необходимого ресурсного обеспечения процессов разработки и внедрения нововведений; внутренние причины организационного характера, которые обусловлены недостатками в организации инновационной деятельности субъектов предпринимательства.

Следует отметить, что в настоящее время в инновационной сфере экономики сложилась в определенной мере парадоксальная ситуация: с одной стороны,

существует общественная потребность в ряде разнообразных нововведений (в частности, в переходе на изготовление более качественной продукции и во внедрении ресурсосберегающих, прежде всего, энерго- и трудосберегающих, технологических процессов), а с другой стороны - большинство хозяйствующих субъектов не предпринимают ощутимые усилия в удовлетворении этой потребности. Иными словами, в современной экономике существуют определенные барьеры, которые мешают предприятиям удовлетворять в достаточной степени спрос на нововведения, что, в конечном счете, предопределяет низкую эффективность деятельности этих предприятий и существенное технологическое отставание многих отраслей экономики и промышленности от развитых стран мира. Следовательно, можно констатировать, что отечественные субъекты предпринимательской деятельности характеризуются преимущественно низкой восприимчивостью к нововведениям.

Таким образом, активизация инновационной деятельности хозяйствующих субъектов является невозможной без повышения уровня их инновационной восприимчивости. Однако, разработка научно обоснованных принципов такого повышения нуждается в предварительном исследовании сущности данной категории.

В результате проведенного анализа трактовок понятия «инновационная восприимчивость предприятия» можно выявить следующие отличия в них:

- во-первых, разные авторы вкладывают в понятие «инновационная

восприимчивость предприятия» разное содержание, в частности, авторы работ [2, 5, 7, 12] рассматривают инновационную восприимчивость как составную часть инновационного потенциала предприятия, тогда как авторы трудов [3, 4, 10], по нашему мнению, фактически отождествляют инновационный потенциал предприятия и его инновационную восприимчивость (тогда как представляется необходимым рассмотрение инновационного потенциала предприятия как средства реализации его инновационной восприимчивости). Также отдельные ученые, в частности авторы работ [8, 11], обоснованно делают акцент на такой характеристике инновационной

восприимчивости предприятия как способности получать им необходимую для осуществления инновационной деятельности информацию, однако, недостаточное внимание уделяют последующим этапам ее использования;

- во-вторых, кроме понятия «инновационная восприимчивость предприятия»

некоторые авторы применяют его синонимы, в частности: «восприимчивость

предприятий к инновациям и нововведениям» [4, 6, 9], «приемлемость инновации» [1],

48

№ 11 (27) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

«инновативность» [17], «инновационная возможность» [14] и тому подобное;

- в-третьих, ученые придерживаются разных взглядов относительно определения уровня инновационной восприимчивости предприятия, в частности: авторы работ [9, 13] утверждают, что уровень инновационной восприимчивости определяется временем освоения инноваций и (или) общим количеством нововведений, освоенных (или принятых к освоению) на данном предприятии к определенному моменту времени; авторы работ [3, 4, 6, 19] считают, что данный уровень определяется на основе оценки готовности предприятия к инновационному развитию (чем лучше предприятие обеспечено ресурсами (организационными, кадровыми, финансовыми и др.) для инновационного развития, тем выше является степень его инновационной восприимчивости).

Следует отметить, что само понятие «восприимчивость» является производным от «восприятия»; согласно толкового словаря [15] оно трактуется как «способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира». При этом, способность, на наш взгляд, целесообразно рассматривать как совокупность возможностей, которые реализуются в виде набора свойств или характеристик субъекта, проявляющихся в процессе взаимодействия его с окружающей средой.

С позиций лингвистики «восприимчивость» означает наличие совокупности механизмов, которые обеспечивают переход от первичного описания информации к ее интерпретации как определенного элемента системы, то есть идентификации. Данное понятие можно трактовать как «сложный процесс приема и превращения информации, которая обеспечивает отражение объективной реальности и ориентирование в окружающем мире» [18].

Зарубежные ученые [16] предложили использовать общую модель восприимчивости организации как функцию от личностно-психологических характеристик персонала, особенностей построения организационной структуры (то есть структурных переменных), характеристик внешнего окружения и межорганизационных связей, которые рассматриваются как контекстуальные переменные. Согласно этой модели, личностно-организационные характеристики персонала включают половые, возрастные признаки, уровень профессионализма, особенности связей с бизнес-средой, место каждого работника в организационной иерархии, степень инновационности восприятия преобразований, заинтересованность в карьерном росте, склонность к риску, мотивированность. К структурным переменным авторы относят размер предприятия, наличие резервов, вид и тип организационной структуры, ее сложность, иерархичность, централизованность, регламентированность, коммуникативную восприимчивость, организационный климат и межорганизационную интеграцию. Контекстуальные переменные базируются на характере бизнесовых связей с близким и далеким окружением.

Исходя из вышеизложенного, стоит отметить следующие характеристики, присущие понятию «восприимчивость»:

- восприимчивость по своей сути является характеристикой, которая

№ 11 (27) - 2013

49

Проблемы экономики и менеджмента

свойственная любому субъекту, и свидетельствует о его способности воспринимать из окружающей среды определенные предметы, процессы, явления, и т.д., выступающие объектом восприятия;

- в результате взаимодействия субъекта и объекта восприятия при наличии соответствующих условий и под воздействием факторов внутренней и внешней среды происходит переход потенциальных возможностей объекта восприятия в совокупность реальных его свойств;

- процесс восприимчивости является двухсторонним: с одной стороны,

причиной процесса восприимчивости является изменение состояния объекта восприятия, а, с другой стороны, субъект восприятия осуществляет влияние не только на объект восприимчивости, но и на среду, в которой он пребывает.

На наш взгляд, на уровне предприятия инновационная восприимчивость характеризуется как его потенциальное свойство, определяющее реальные возможности адаптации к изменениям нестабильной и динамической среды на основе осуществления инновационных преобразований. Стоит отметить, что инновационная восприимчивость рассматривается нами не как функция от личностно-психологических характеристик персонала, структурных и контекстуальных переменных, а как совокупность отдельных функциональных подсистем, направленных на обеспечение эффективной адаптации поведения данного предприятия к изменениям во внешней среде.

Анализ литературных источников, а также результаты собственных исследований дают нам возможность представить такое толкование понятия «инновационная восприимчивость предприятия»: это способность предприятия

оперативно аккумулировать информацию о параметрах его внешней инновационной среды (в частности, сведения об ожидаемом спросе на инновационную продукцию и современном уровне развития науки и техники в данной и смежной отраслях экономики), осуществлять оценку и обработку этой информации, определяя на основании этого направления своей инновационной политики и оценивая предварительную целесообразность реализации отдельных инновационных проектов, материализовать эти направления путем привлечения и (или) создания нововведений, обеспечивая тем самым получение надлежащих финансовых результатов.

Исследование сущности инновационной восприимчивости предприятий показало сложность и многогранность этой категории. Это закономерно обусловливает наличие разных видов инновационной восприимчивости хозяйствующих субъектов. В зависимости от способа осуществления инновационной деятельности предприятия нами предлагается выделить следующие виды восприимчивости:

- пассивная инновационная восприимчивость, которая характеризует

способность предприятия к привлечению нововведений (прежде всего, продуктов и технологических процессов), разработанных сторонними лицами, в частности, путем приобретения лицензий на право такого привлечения;

- активная инновационная восприимчивость, которая характеризует

способность предприятия к самостоятельной разработке нововведений с

50

№ 11 (27) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

использованием для этого собственные инновационные ресурсы (кадры разработчиков, научно-исследовательские лаборатории, оборудования и т.д.).

Рисунок 1 - Цепочка компетенций предприятия в сфере управления его инновационной деятельностью, которая отвечает: а) его пассивной инновационной восприимчивости; б) его активной инновационной восприимчивости (разработано автором)

В целом, инновационная восприимчивость предприятия может рассматриваться как определенная система, взаимозависимыми составляющими которой являются набор компетенций предприятия относительно его способности осуществлять инновационную деятельность на разных этапах протекания инновационного процесса, а также организационно-методическое и ресурсное обеспечения реализации соответствующих компетенций. При этом данные компетенции реализуются поочередно, что позволяет ввести понятие цепочки компетенций предприятия в сфере управления его инновационной деятельностью. В зависимости от того, какой тип инновационной восприимчивости предприятия рассматривается - активная или пассивная, цепочка соответствующих компетенций будет разной, как это показано на рисунке 1.

№ 11 (27) - 2013

51

Проблемы экономики и менеджмента

Как следует из приведенной на рисунке 1 схемы, инновационная восприимчивость предприятия зависит от эффективности функционирования каждого звена цепочки компетенций предприятия в сфере управления его инновационной деятельностью. При этом в случае, если какое-то звено функционирует неудовлетворительно, все последующие звенья цепочки компетенций не будут работать с наивысшей возможной их эффективностью.

Рисунок 2 - Последовательность формирования инновационной восприимчивости

предприятия (разработано автором)

Таким образом, процесс формирования инновационной восприимчивости имеет цепной характер, содержание которого различается в зависимости от типа восприимчивости (активного или пассивного). При таких условиях формирование этих

52

№ 11 (27) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

двух видов инновационной восприимчивости хозяйствующего субъекта на определенных этапах может происходить параллельно, как это изображено на рисунке 2. Однако начальными этапами процессов образования обоих отмеченных типов инновационной восприимчивости предприятия является сбор и обработка информации о внешней и внутренней инновационной среде субъекта предпринимательства.

Основным заданием сбора информации о внешней инновационной среде предприятия является формирование массива актуальных, полных и точных сведений: об имеющихся в настоящее время разработанных другими лицами нововведениях (в первую очередь, продуктовых и технологических), которые предприятие потенциально может привлечь в свою деятельность; об ожидаемом спросе потребителей на нововведения (в частности, на новые или усовершенствованные виды продукции, а также на традиционные ее виды, изготовление которых может быть осуществлено с помощью новых прогрессивных технологических процессов); о состоянии рынков инновационных ресурсов; о состоянии и параметрах государственной регуляции инновационной деятельности (в частности, о существующих льготах для предприятий, которые осуществляют такую деятельность); о развитии науки и техники в данной и смежных отраслях экономики (информация о таком развитии позволяет данному предприятию оценить возможности осуществить разработку нововведений

собственными силами, базируясь на результатах исследований, выполненных и обнародованных научными работниками).

Главной целью сбора информации о внутренней инновационной среде предприятия является формирование массива актуальных, полных и точных данных о существующем организационно-техническом уровне данного предприятия, в частности, относительно степени прогрессивности применяемых им ресурсов и технологий, а также качества и конкурентоспособности продукции, которую оно изготовляет.

При таких условиях сопоставления данных о внешней и внутренней инновационной среде предприятия позволяет предварительно оценить

целесообразность замены или совершенствования существующих на нем видов техники, технологии, способов организации инновационной деятельности, а также видов изготовляемой продукции. Таким образом, будет происходить формирование базиса для раскрытия возможностей предприятия касательно реализации других звеньев цепи его компетенций в сфере управления инновационной деятельностью.

Список литературы:

1. Алексеев И.В. Приемлемость инноваций и конкурентоспособность предприятий / И.В. Алексеев, А.Г. Оленец // Теоретические и прикладные вопросы экономики. - 2009. - Вып. 19.- С. 147-153.

2. Багрова И.В. К вопросу определения круга ведущих составляющих инновационного потенциала промышленного предприятия / И.В. Багрова, Т.И. Тищенко // Вестник экономической науки Украины. - 2011. - № 2. - С. 14-18.

3. Близнюк Т.П. Инновационная деятельность предприятия в условиях цикличности развития предприятия: автореф. дис. ... канд. экон. наук: спец. 08.00.04

№ 11 (27) - 2013

53

Проблемы экономики и менеджмента

«Экономика и управление предприятиями» / Т.П. Близнюк. - Харьков, 2008.- 18 с.

4. Бузько И.Р. Стратегическое управление инвестициями и инновационная деятельность предприятия / И.Р. Бузько, Е.В. Вартанова, А.А. Голубенко. - Луганск: Изд. ВНУ им. В. Даля, 2002. - 176 с.

5. Бутенко Д.С. Теоретическое исследование инновационной благоприятности предприятий / Д.С. Бутенко // БизнесИнформ. - 2011. - № 12. - С. 221-223.

6. Власенко В.В. Управление инновационной деятельностью предприятия: автореф. дис. ... канд. экон. наук: спец. 08.06.01 «Экономика, организация и управление предприятиями» / В.В. Власенко. - Харьков, 2004. - 20 с.

7. Гусаков М. Формирование потенциала инновационного развития / М. Гусаков // Экономист. - 1999. - № 2. - С. 3-38.

8. Карпенко Е.М. О формировании единого методологического подхода к трактовке сущности категории «инновационная восприимчивость» / Е.М. Карпенко, С.Ю. Комков // Вестник ГГТУ им. П.О. Сухого. - 2001. - № 1. - С. 63-71.

9. Краснокутская Н.В. Инновационний менеджмент: учебное пособие

/ Н.В. Краснокутская. - К.: КНЭУ, 2003. - 504 с.

10. Литвиненко А.А. Оценка восприимчивости предприятия к внедрению инноваций / А.А. Литвиненко // Коммунальное хозяйство городов: науч.-техн. сб. -2010. - № 87. - С. 156-162.

11. Масленникова Н.П. Менеджмент в инновационной сфере: [учебное пособие] / Н.П. Масленникова, А.В. Желтенков. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2005. - 536 с.

12. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные

проблемы инноватики) / А.И. Пригожин. - М.: Политиздат, 1989. - 28 с.

13. Синица Л.В. Обеспечение инновационной восприимчивости региональной экономической системы / Л.В. Синица // Вестник Восточно-украинского национального университета им. В. Даля. - 2010. - № 2(144). - С.124-127.

14. Смолинска Н.В. Методика оценки уровня инновационной возможности предприятия / Н.В. Смолинска // Маркетинг и менеджмент инноваций. - 2011. -№ 4, т.1. - С. 215-221.

15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С.И.

Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Режим доступа:

http://www.j obtoday. com.ua/ slovar/slovo_search.php.

16. Управленческие нововведения в США: проблема внедрения / [пер. с англ.

В.П. Аверчев и др.]. - М.: Наука, 1986. - 244 с.

17. Шамина Л.К. Инновационный потенциал предприятия / Л.К. Шамина // Инновации. - 2007. - № 9 (107). - С. 58-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Яненкова И.Г. Организационно-управленческие ресурсы инновационного развития экономики: методология и практика : монография / И.Г. Яненкова. -Николаев: Изд-во ЧДУ им. Петра Могилы, 2012. - 380 с.

19. Ястремская Е.Н. Осуществление управленческого консультирования промышленных предприятий на основе определения их восприимчивости к развитию / .Н. Ястремская // БизнесИнформ. - 2011. - № 12. - С. 151-158.

List of references:

1. Alekseev I.V. Acceptability of innovations and competitiveness of enterprises / I.V. Alekseev, A.G. Olenec // Theoretical and applied questions of economy. - 2009. - № 19.- P. 147-153.

2. Bagrova I.V. To the question of determination of circle of anchorwomen of constituents of innovative potential of industrial enterprise / I.V. Bagrova, T.I. Tischenko // Announcer of economic science of Ukraine. - 2011. - № 2. - P. 14-18.

3. Bliznyuk T.P. Innovative activity of enterprise in the conditions of recurrence of development of enterprise: avtoref. dis. on the receipt of nauch. degrees of kand. economic of sciences: special. 08.00.04

54

№ 11 (27) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

«Economy and management enterprises» / T.P. Bliznyuk. - Kharkov, 2008.- 18 p.

4. Buzko I.R. Strategic management and innovative activity of enterprise investments / I.R. Buzko, E.V. Vartanova, A.A. Golubenko. - Lugansk: Publ. of VNU the name of V. Dalya, 2002. - 176 p.

5. Butenko D.S. Theoretical research of innovative favourableness of enterprises / D.S. Butenko // BiznesInform. - 2011. - № 12. - P. 221-223.

6. Vlasenko V.V. Management by innovative activity of enterprise : avtoref. dis. on the receipt of nauch. degrees of kand. economic of sciences: special. 08.06.01 «Economy, organization and management enterprises» / V.V. Vlasenko. - Kharkov, 2004. - 20 p.

7. Gusakov M. Forming potential of innovative development / M. Gusakov // Economist. - 1999. -№ 2. - P. 3-38.

8. Karpenko E.M. About forming of single methodological approach to interpretation of essence of category «innovative receptivity» / E.M. Karpenko, S.Yu. Komkov // Announcer GGTU the name of

P.O.Sukhogo. - 2001. - № 1. - P. 63-71.

9. Krasnokutska N. V. Innovation management : train aid / N. V. Krasnokutska.- K. : KNEU, 2003.504 p.

10. Litvinenko A.A. Estimation of receptivity of enterprise to introduction of innovations / A.A. Litvinenko // Scientific and technical collection «Communal economy cities». - 2010. - № 87. - P. 156-162.

11. Maslennikova N.P. Management in an innovative sphere: [studies. posob.] / N.P. Maslennikova, A.V. Zheltenkov. - M.: IDES «FBK-PRESS», 2005. - 536 p.

12. Prigozhin A.I. Innovations: stimuli and obstacles (social problemmy innovation) / A. Prigozhin. -M.: Politizdat, 1989. - 28 p.

13. Sinica L.V. Providing of innovative receptivity of the regional economic system / L.V. Sinica // Vestnik the Vostochnoukrainskogo national university the name of V.Dalya. - 2010. - № 2 (144). - P. 124127.

14. Smolinska N.V. Method of estimation of level of innovative possibility of enterprise / N.V. Smolinska // Marketing and management of innovations. - 2011. - № 4. - P. 215-221.

15. Explanatory dictionary of S.I. Ozhegova, N.Yu. Shvedovoy [Elektronniy resource]. - Access mode: http://www.jobtoday.com.ua/slovar/slovo_search.php.

16. Administrative innovations are in the USA: problem of introduction / [trudged. with angl. of V.P. Averchev et al.]. - M.: Science, 1986. - 244 p.

17. Shamina L.K. Innovative potential of enterprise / L.K. Shamina // Innovation. - 2007. - № 9(107). -

P. 58-60.

18. Yanenkova I.G. Organizational-administrative resources of innovative development of economy: methodology and practice: monograph / Irene George Yanenkova. - Nikolaev: Publishing house CHDU of the name of Peter Mogily, 2012. - 380 p.

19. Yastremska O.N. Realization of the administrative advising of industrial enterprises on the basis of determination of their receptivity to development / O.N. Yastremska // BiznesInform. - 2011. - № 12. - P. 151158.

№ 11 (27) - 2013

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.