(апрель-июнь 2004 года). [Электронный ресурс]: Центр развития образования БГУ. Минск-2004. Режим доступа: И11р://е11Ь.Ь8и.Ьу/Ы181геаш/12345б789/10970/1/ЛО_8_2004.ра£.
2. Ахапкина Е. И., Крохмаль Л. А. Отраслевые особенности нормативного подхода к финансовому обеспечению деятельности аграрных вузов Экономика и менеджмент систем Управления. № 2.1 (16), 2015. С. 104-111.
3. Галичин В. А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития / М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. 60 с. (Научные доклады: образование) данные по состоянию на 31 мая 2010 года.
4. Грибанова В. В., Жерлицына Н. А. Подготовка студентов из африканских стран в вузах России: проблемы и перспективы (при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Образ России в современном мире», проект № 06-03-02114а - «Подготовка кадров в РФ для африканских стран как инструмент формирования позитивного образа России: опыт, проблемы, перспективы».
5. Дуглас Д. О., Эделштейн Р. Глобальный рынок международных студентов: перспективы Америки. [Электронный ресурс]: Международное высшее образование. Режим доступа: http://ihe.nkaoko.kz/archive/ihe. (дата обращения: 07.02.2016).
6. Консультации Всемирного банка. Новая стратегия в сфере образования до 2020 года.
7. Международный рынок услуг: Учебник / Под ред. В. А. Черненко. СПб.: Нестор-История, 2011. 212 с.
8. Стратегия в секторе образования Группы организаций Всемирного банка на период до 2020 года. Резюме Электронный ресурс: http://siteresources.wor1dbank.org/EDUCATION/Resources/ESSU/46329 21306181142935/Russian_Exec_Summary_2020_FINAL.pdf. (дата обращения: 07.02.2016).
9. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://money.cnn.com/2015/03/25/investing/university-of-phoenix-apo11o-earnings-tank. (дата обращения: 07.02.2016).
10. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://investors.apo11o.edu/phoenix.zhtm1?c=79624&p=iro1-newsЛrtic1e&ID=2128034. (дата обращения: 07.02.2016).
Теоретические аспекты формирования и развития торговых сетей
Ануфриева Я. Д.
Ануфриева Яна Дмитриевна / АгшЦпеуа. Уапа ОтИтгеупа -магистрант, кафедра политической экономии и международных экономических отношений, экономический факультет, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются торговые сети, выявлены тенденции развития торговых сетей в период кризиса, рассмотрены возможности оценки конкурентоспособности торговых сетей. Ключевые слова: анализ, маркетинг, торговля, торговые сети, конкуренция, кризис.
В настоящее время под торговлей понимается деятельность человека, которая связана с осуществлением действий купли-продажи и которая представляет из себя специфические, технологические и хозяйственные операции, которые направлены на обслуживание обменного процесса. Сущность понятия торговли состоит в реализации посреднической деятельности, связанной с продвижением продукции от производителей к покупателям с помощью купли-продажи.
В последнее время с ростом благосостояния населения все большее развитие получают торговые сети — это совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров), которые размещены на определенной территории (город, поселок, населенный пункт) для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям.
В настоящее время в условиях конкуренции выживают только сильнейшие торговые компании.
В последнее время на рынке все большую популярность обретают ритейлеры - торговые сети, они работают под общим брендом и имеют единое управление.
2015 год, несмотря на кризисное состояние экономики РФ, для ритейлеров стал по ряду показателей рекордным. На ТОП-10 крупнейших сетей FMCG пришлось 24,3 % рынка против 21,6 % годом ранее [1].
и Несетвая розница
ц Прочая сетевая розница
-I Рынки
и Традиционная торговля
ТОП 7 ритейлеров
Рис. 1. Доля рынка торговых предприятий в 2015 году
При этом доля лидера - «Магнита», в 2015 году повысилась на 0,8 п. п. - до 7 % рынка, а основного конкурента X5 Retail Group - на 1 п. п. до 6,2 %.
Колоссальный рост выручки произошел в сети гипермаркетов «Лента». Прибыль увеличилась за 2015 год на 30,3 %, в то время, как X5 Retail Group увеличил выручку на 27,3 %, а «Магнит» на 24,5 %.
По разным оценкам, доля сетевых продуктовых магазинов составляет около 30 % розничного продуктового ритейла, а в городах-миллионниках она превышает 40-50 %.
Рассмотрим, какими конкурентными преимуществами обладают сети в сравнении с обычными торговыми точками:
- высокая доля рынка,
- налаженная система логистики,
- мощная рекламная политика,
- развитая маркетинговая стратегия и т. д.
Быстрый рост числа торговых сетей вызвал скачек конкуренции между сетями. Возникла необходимость в разработке технологии, которая даст возможность оценить конкурентное положение сетей на рынке.
В настоящее время методика оценки показателей конкурентоспособности торговых сетей рассчитывается по 2 различным направлениям:
- определения конкурентоспособности на основе экономических показателей деятельности;
- на основе изучения мнения потребителей.
Для полной и объективной картины возможно объединить два указанных направления, в таком случае будут оцениваться:
- показатели потребительских предпочтений;
- экономические показатели: рентабельность продаж и доля рынка.
Минусом представленной технологии является то, что рассчитываются всего два экономических показателя: доля рынка и рентабельность продаж. Эти показатели не дают возможности выявить уровень конкурентоспособности сети в полной мере.
Существует методика оценки конкурентоспособности торговых сетей, в которой разделяются все показатели на ряд блоков, и оценка конкурентоспособности проводится с помощью вычисления экономических показателей:
- текущая ликвидность;
- обеспеченность собственными средствами.
Автор данной статьи склоняется к тому, что необходимо, помимо указанных выше показателей, учитывать такие как:
- коэффициент значимости привлекательности цен предприятия торговли;
- коэффициент значимости привлекательности услуг предприятия торговли;
- коэффициент значимости привлекательности товара предприятия торговли.
Автор данной статьи считает, что важно учитывать все показатели при определении конкурентоспособности торговых сетей: показатели экономической деятельности и предпочтения потребителей.
Например, все показатели можно, разделить на 4 блока:
- эффективность процессов купли-продажи товаров и услуг;
- финансовое положение хозяйствующего субъекта;
- качество обслуживания покупателей на предприятиях розничной торговли;
- оценка рыночного положения экономического субъекта;
- мнение потребителей.
Технология считается наиболее полной и дает возможность провести комплексною оценку конкурентоспособности сети.
Оценивая конкурентоспособность продовольственных розничных торговых сетей, необходимо понимать, что, прежде всего, сеть считается конкурентоспособной, если она полностью удовлетворяет потребности и требования потребителя. В условиях жесткой конкуренции торговым сетям становится все труднее находить способы, при помощи которых они могли бы формировать отличительные черты своей сети в глазах потребителей. Таким образом, розничные сети с каждым днем набирают свои обороты и их главная цель накапливать и усиливать свои конкурентные преимущества.
Розничная сеть может быть конкурентоспособна в двух направлениях:
1. Внутренняя конкурентоспособность сети, т. е. её финансовый и экономический потенциал, который не может быть оценен с точки зрения потенциального потребителя.
2. Внешняя конкурентоспособность, которая может быть оценена только непосредственно самим потребителем.
Автор предлагает параметры внутренней конкурентоспособности:
Блок А:
Оценка эффективности торговой деятельности
Количество завершенных покупок
Средний чек Коэффициент
обновления ассортимента
Количество наименований продукции собственного производства
■__
--
Темп роста товарооборота
Рентабельность продаж
Коэффициент установочной площади
Блок Б: > -
Оценка эффективности трудовых ресурсов
г Производительность труда >
с Постоянство кадров >
Средняя заработная плата работников > >
Доля сотрудников с профессиональным образованием
Затраты на повышение квалификации персонала "Ч
Блок В
Оценка рыночного положении
Доля рынка
Мультиформатность
Количество магазинов
Количество охваченных городов, территории
Блок Г:
Оценка эффективности
Финансовых показателей
Коэффициент платежеспособности
Коэффициент финансовой независимости
Коэффициент износа основных средств
Скорость обновления основных средств
Рис. 2. Четыре блока для оценки конкурентоспособности торговых сетей
Подводя итог сказанному в данной статье, отметим, что, несмотря на кризис, предполагается дальнейший рост популярности торговых сетей, и необходимо четкое формирование технологий по определению конкурентоспособности торговых сетей; предложенная модель даст возможность оценить конкурентоспособность торговой сети с помощью учета всех факторов ее определяющих.
Литература
1. Сервис по маркетинговым исследованиям [Электронный ресурс] URL: http://mresearcher.com/2016/03/infoline-krupnejshie-fmcg-ritejlery-rossii-v-2016-godu-prodolzhat-narashivat-set.html. (дата обращения: 15.05.2016).
Формирование и направления создания инвестиционного климата в России как способ борьбы с «утечкой капитала» Васильева Н. А.
Васильева Наталья Анатольевна / Уаяйуеуа Ма1а1уа АпаЮ1уеупа - магистрант, кафедра экономической теории и мировой экономики, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: в статье анализируется состояние инвестиционного климата в России в настоящее время. Уделено внимание анализу причин увеличивающегося объема утечки капитала. Утечка капитала - одна из ключевых опасностей устойчивости экономики РФ.
Ключевые слова: инвестиционный климат, утечка капитала, прямые иностранные инвестиции.
Инвестиционная среда служит основой для обеспечения экономического роста и напрямую влияет на поведение как российских, так и зарубежных инвесторов. На сегодняшний день в инвестиционном климате нашей страны имеются противоречия, которые в последние годы стали причиной возникновения и закрепления процессов чистого оттока капитала.
Одним из ключевых показателей, определяющих привлекательность или, напротив, непривлекательность государства с точки зрения инвесторов, служит инвестиционный климат. По своему определению инвестиционный климат является комплексом факторов политического, правового, экономического, организационного, социального и иного характера, которые играют ключевую роль на принятие решений относительно рентабельности финансирования экономики того или иного государства. Чаще всего объемы притока иностранных инвестиций определяются не только
92