Научная статья на тему 'Национальные и зарубежные тенденции развития рынка образовательных услуг'

Национальные и зарубежные тенденции развития рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПОТЕНЦИАЛ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крохмаль Лариса Александровна

Рынок образовательных услуг во всем мире признается как наиболее перспективный. В России, хотя и предприняты попытки к решению вопросов по увеличению экспорта образовательных услуг (например, в мониторинг эффективности вузов включен показатель удельного веса иностранных студентов в общей их численности), еще существует много вопросов развития этого перспективного направления. Несмотря на сложность проблем в сфере высшего образования, Российская Федерация продолжает обладать потенциалом, который позволяет ей занимать достойное место на международном рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальные и зарубежные тенденции развития рынка образовательных услуг»

Национальные и зарубежные тенденции развития рынка образовательных услуг Крохмаль Л. А.

Крохмаль Лариса Александровна /Krokhmal Larisa Alexandrovna - кандидат экономических наук,

проректор по экономике, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск

Аннотация: рынок образовательных услуг во всем мире признается как наиболее перспективный. В России, хотя и предприняты попытки к решению вопросов по увеличению экспорта образовательных услуг (например, в мониторинг эффективности вузов включен показатель удельного веса иностранных студентов в общей их численности), еще существует много вопросов развития этого перспективного направления. Несмотря на сложность проблем в сфере высшего образования, Российская Федерация продолжает обладать потенциалом, который позволяет ей занимать достойное место на международном рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: международный рынок образовательных услуг, потенциал, международная торговля.

Рынок образовательных услуг во всем мире признается как наиболее перспективный. Всемирная торговая организация (ВТО) обратила свое внимание на услуги образования, и включила этот вид услуг в перечень торгуемых коммерческих услуг. Аналитики американской инвестиционно-банковской компании «Меррил Линч» прогнозируют, что к 2025 году число студентов, обучающихся в университетах стран-участников ВТО, достигнет уровня 160 миллионов. Широкое распространение высшего образования сулит дальнейший рост прибыли от реализации услуг высшего образования [1].

Именно эта сфера считается наиболее многообещающей с точки зрения развития международной торговли. Роль образования в качестве ключевого фактора развития международной торговли признана в работах зарубежных исследователей: Romer (1990), Lucas (1988), Barro, Robert, Xavier Salai-Martin (1995).

По оценкам ВТО, емкость мирового рынка образовательных услуг составляет более 90 миллиардов долларов [7]. По мнению экспертов Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), сейчас в мире за пределами своей страны обучается около четырех миллионов студентов [5]. Ведущими экспортерами международного рынка образовательных услуг являются США, Великобритания, Канада, Австралия. Наиболее перспективными, с точки зрения экспортеров, являются страны Азии. Азия лидирует по численности студентов, выезжающих для обучения в другие государства. Удельный вес студентов этого региона в общей численности студентов, получающих услуги высшего образования на территории стран ОЭСР, составляет 43 %. Второе место в этом списке занимают европейские страны - 35 %, за ней следуют страны Африки - 12 %, Северной Америки -7 %, Южной Америки - 3 % и страны Азиатско- Тихоокеанского региона - 1 % [3].

Еще одним свидетельством развития мирового рынка образовательных услуг является то, что акции крупнейшей в Соединенных Штатах компании по предоставлению услуг в сфере высшего образования Apollo Group, котируются на фондовой бирже.

Apollo Group работает на рынке образовательных услуг США уже более 35 лет и является одним из крупнейших в мире частных поставщиков образовательных услуг. Компания предлагает инновационные образовательные программы с использованием ресурсов Интернет во всем мире, а также непосредственно на кампусе через свои дочерние организации. Программы и услуги компании предоставляются в 40 штатах и округах Колумбия, Пуэрто-Рико, Канаде, Латинской Америке и Европе.1 Компания владеет и управляет четырьмя высшими учебными заведениями: Университетом Феникса, Западный Международный Университет, Эксия колледжем и колледжем финансового планирования. В 2015 году численность обучающихся в университетах группы составляла примерно 213 000 студентов [9]. И хотя численность студентов, обучающихся в учебных заведениях, по сравнению с 2010 годом снизилась, чистый доход группы Apollo от реализации образовательных услуг за первый квартал 2016 составил S 586,0 миллионов [10].

В России, хотя и предприняты попытки к решению вопросов по увеличению экспорта образовательных услуг (например, в мониторинг эффективности вузов включен показатель удельного веса иностранных студентов в общей их численности), еще существует много проблем по развитию этого перспективного направления.

Всего в России в 2013-2014 учебном году обучалось 205,7 тысячи иностранных студентов. Самая

1 Данные по состоянию на 31 мая 2010 года.

востребованная программа высшего образования среди иностранных студентов — медицина (19,2 % студентов). На втором месте — экономика, финансы, менеджмент (17,5 %); на третьем — гуманитарно-социальные специальности (15,6 %). Неизменно популярными в России остаются также инженерно-технические специальности; право; естественные и точные науки (в том числе математика) [7].

Удельный вес численности иностранных студентов в общей численности обучающихся по программам высшего образования в этот период в России составляет 3,6 %. Наибольший удельный вес (75,9 %) в общей численности иностранных студентов занимают студенты из стран СНГ, Грузии и Балтии, т. е. граждан бывших республик СССР. Таким образом, можно говорить о том, что численность иностранных студентов, обучающихся в России в сопоставимых для сравнения условиях с численностью иностранных студентов, обучающихся в СССР, составляет всего 1 % (без студентов из стран СНГ, Грузии и Балтии).

СССР являлась одним из признанных центров международного образования. В 1960 г. в Москве был открыт Университет дружбы народов, названный позднее именем Патриса Лумумбы. Он стал одним из крупнейших в мире по подготовке иностранных специалистов. В 1990 г. иностранные студенты обучались в 700 учебных заведениях 120 городов СССР. С 1950 по 1990 годы численность иностранных студентов в СССР увеличилось более чем в 20 раз и составила 126,5 тысяч человек. В результате удельный вес этой категории студентов составил 10,8 % от общемировой численности иностранных студентов. Советский Союз занимал третье место в мире после США и Франции по количеству студентов-иностранцев [4].

Несмотря на сложность проблем в сфере высшего образования, Российская Федерация продолжает обладать потенциалом, который позволяет ей занимать достойное место на международном рынке образовательных услуг. Реформирование отрасли, хотя и оказало негативное влияние на качественные характеристики университетов, но нельзя отрицать, что качество российского образования остается высоким, учитывая сохранившийся интеллектуальный ресурс, высокий, но вместе с тем не полностью используемый потенциал образовательных учреждений [2].

В качестве подтверждения приведем последние данные из Стратегии в секторе образования группы организаций Всемирного банка на период до 2020 года «Качественное обучение для всех. Инвестиции в знания и навыки в целях содействия развитию» [8]. В качестве причин, которые вызвали необходимость в изменении политики Всемирного банка в сфере образования, названы следующие:

- ускоренный экономический рост, позволивший странам инвестировать в образование;

- появление новых экономических лидеров - Индии, Китая, Бразилии, России;

- экономический кризис, оказывающий влияние на объемы донорской помощи.

Таким образом, по признанию Всемирного банка, Россия в международном образовательном пространстве, наряду с другими странами-членами БРИКС, начинает претендовать на ведущую роль.1 Известно, что оценки Всемирного банка содержат целый ряд критериев, в соответствии с которыми осуществляются прогнозы развития. В рабочих материалах к новой Стратегии в секторе образования группы организаций Всемирного банка на период до 2020 года содержатся прогнозы относительно развития международного образовательного пространства. Несмотря на очевидные преимущества в прогнозах относительно США и других стран, занимающих лидирующие позиции на международном рынке образовательных услуг, Россия постепенно приступает к завоеванию тех позиций, которые были, казалось, безвозвратно потеряны со времен СССР. Однако прогноз - это всего лишь шанс, реализовать который возможно исключительно с пересмотром положений политики в области высшего образования, которая сейчас реализуется в России. При этом не следует забывать, что шансы для России среди всех стран-участников БРИКС самые скромные, но они есть [6].

Литература

1. Аналитический обзор № 8 состояния и международных тенденций развития систем образования

1 БРИКС (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 года, по заявлению индийского министра финансов, с этого времени группа стала носить название BRICS. Организация была основана в июне 2006 году в рамках Петербургского (Россия) экономического форума с участием министров экономики Бразилии, России, Индии, Китая. Помимо саммитов, встречи проходят на уровне глав МИД, министров финансов и др. Эксперты не предполагали наличия координации экономических политик между странами БРИК. Тем более не предполагалось, что страны БРИК образуют некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию, как Европейский союз. Однако со временем появились признаки, что «четыре страны БРИК стремятся сформировать политический клуб» или «союз», и таким образом преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое «влияние».

(апрель-июнь 2004 года). [Электронный ресурс]: Центр развития образования БГУ. Минск-2004. Режим доступа: И11р://е11Ь.Ь8и.Ьу/Ы181геаш/12345б789/10970/1/ЛО_8_2004.ра£.

2. Ахапкина Е. И., Крохмаль Л. А. Отраслевые особенности нормативного подхода к финансовому обеспечению деятельности аграрных вузов Экономика и менеджмент систем Управления. № 2.1 (16), 2015. С. 104-111.

3. Галичин В. А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития / М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. 60 с. (Научные доклады: образование) данные по состоянию на 31 мая 2010 года.

4. Грибанова В. В., Жерлицына Н. А. Подготовка студентов из африканских стран в вузах России: проблемы и перспективы (при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Образ России в современном мире», проект № 06-03-02114а - «Подготовка кадров в РФ для африканских стран как инструмент формирования позитивного образа России: опыт, проблемы, перспективы».

5. Дуглас Д. О., Эделштейн Р. Глобальный рынок международных студентов: перспективы Америки. [Электронный ресурс]: Международное высшее образование. Режим доступа: http://ihe.nkaoko.kz/archive/ihe. (дата обращения: 07.02.2016).

6. Консультации Всемирного банка. Новая стратегия в сфере образования до 2020 года.

7. Международный рынок услуг: Учебник / Под ред. В. А. Черненко. СПб.: Нестор-История, 2011. 212 с.

8. Стратегия в секторе образования Группы организаций Всемирного банка на период до 2020 года. Резюме Электронный ресурс: http://siteresources.wor1dbank.org/EDUCATION/Resources/ESSU/46329 21306181142935/Russian_Exec_Summary_2020_FINAL.pdf. (дата обращения: 07.02.2016).

9. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://money.cnn.com/2015/03/25/investing/university-of-phoenix-apo11o-earnings-tank. (дата обращения: 07.02.2016).

10. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://investors.apo11o.edu/phoenix.zhtm1?c=79624&p=iro1-newsЛrtic1e&ID=2128034. (дата обращения: 07.02.2016).

Теоретические аспекты формирования и развития торговых сетей

Ануфриева Я. Д.

Ануфриева Яна Дмитриевна / АгшЦпеуа. Уапа ОтИтгеупа -магистрант, кафедра политической экономии и международных экономических отношений, экономический факультет, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются торговые сети, выявлены тенденции развития торговых сетей в период кризиса, рассмотрены возможности оценки конкурентоспособности торговых сетей. Ключевые слова: анализ, маркетинг, торговля, торговые сети, конкуренция, кризис.

В настоящее время под торговлей понимается деятельность человека, которая связана с осуществлением действий купли-продажи и которая представляет из себя специфические, технологические и хозяйственные операции, которые направлены на обслуживание обменного процесса. Сущность понятия торговли состоит в реализации посреднической деятельности, связанной с продвижением продукции от производителей к покупателям с помощью купли-продажи.

В последнее время с ростом благосостояния населения все большее развитие получают торговые сети — это совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров), которые размещены на определенной территории (город, поселок, населенный пункт) для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям.

В настоящее время в условиях конкуренции выживают только сильнейшие торговые компании.

В последнее время на рынке все большую популярность обретают ритейлеры - торговые сети, они работают под общим брендом и имеют единое управление.

2015 год, несмотря на кризисное состояние экономики РФ, для ритейлеров стал по ряду показателей рекордным. На ТОП-10 крупнейших сетей FMCG пришлось 24,3 % рынка против 21,6 % годом ранее [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.