тивных методов регулирования достаточно широкая. Они являются неотъемлемой частью хозяйственного механизма, потому что направлены на повышение эффективности общественного производства и благосостояния населения.
Административное регулирование имеет четко ограниченные функции и пределы и требует осторожного применения.
С помощью административных методов регулирования, решаются вопросы о выполнении перспективных задач развития страны и ее отдельных регионов, в том числе формирование целесообразных производственных комплексов по охране и рациональное использование естественных ресурсов, организация рационального использования трудовых ресурсов. Так как административное регулирование - это управление объектом на стадии его движения к заданному результату, деятельность правительства относительно выполнения законов и формирования общественной деятельности, которая оказывает содействие эффективному функционированию рыночной экономики, а также созданию условий конкуренции, перераспределению валового национального продукта (ВНП) и национального богатства; распределению ресурсов с целью усовершенствования общественного производства; стабилизации экономики через широкий контроль за финансовой, кредитно-денежной деятельностью физических и юридических лиц; анализу экономической конъюнктуры; стимулированию производственной активности. Применение прямых методов опирается, прежде всего, на силу государственной власти.
Литература:
1. Кузнецова А. И. Переосмысление традиционных подходов к организации государственного администрирования в современном городе // ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО Университета им. С.Ю. Витте. серия 1: Экономика и управление. Издательство: Московский университет им. С.Ю. Витте (Москва)К8№ 2307-6135. - 2013. - №2 (4). - С. 59-66
2. .Кузнецова А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. - М.: Изд-во Ком- КНИГА, 2013. (Лауреат конкурса на лучшую книгу среди преподавателей. Конкурс «Развитие отечественного образования», г. Сочи)
3. Кузнецова А. И. Инфраструктура как необходимое условие устойчивого развития инновационной экономики города / Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление^2012, №1
4. Кузнецова А. И., Сапожникова Т.А. Управление развитием социальной инфраструктуры города. Теоретические аспекты / Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление №2(8)'2014
5. Золин И. Социально-экономическое развитие: стратегия государственного регулирования // Пробл. теории и практики управл. - 2010. - N 1. - С.25-31.
6. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: Учебник для студ. вузов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Юнити-дана, 2010.-687с.
7.Интернет-ресурсы: http://sva0104.narod.ru/62.html
УДК 336
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Трунова Е.Ю., к.э.н., Военный университет Голубев К.С., аспирант Государственного Научно Исследовательского института Системного анализа Счетной Палаты Российской
Федерации
Финансовый контроль в ВС РФ - это регулируемая правовыми нормами деятельность органов государственной власти, осуществляющих управление ВС РФ, специально созданного органа государственного финансового контроля, органов военного управления по проверке финансовой, хозяйственной, а в ряде случаев и производственной деятельности в целях укрепления финансовой дисциплины, выявления, предотвращения и предупреждения различных злоупотреблений в процессе образования, распределения и использования денежных средств ВС РФ, а также создания условий для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности. Финансовый контроль является составной частью финансовых правоотношений, возникающих в ВС РФ. Определяются цели, направленность и условия осуществления финансового контроля в ВС РФ.
Ключевые слова: бюджетная заявка, федеральный бюджет, финансовый контроль.
THEORETICAL ASPECTS OF FINANCIAL CONTROL
Trunova E., candidate of economic sciences, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation Golubev K., the post-graduate student, State Scientific Research Institute of system analysis of the Accounting Chamber of Russian Federation
Financial control in the armed forces of the Russian Federation is regulated by law the activities of public authorities involved in the management of the armed forces of the Russian Federation , specially created by the authority of State financial control, of the military command to verify the financial, economic and, in some cases, in order to strengthen financial discipline, detection, prevention and prevention of abuse in the education process, distribution and use offunds by the armed forces of the Russian Federation , as well as create the conditions for bringing perpetrators to statutory liability. Financial control is an integral part of the financial legal relationships arising in the armed forces of the Russian Federation. Defines the objectives, focus and the financial control in the armed forces of the Russian Federation.
Keywords: budget proposal, federal budget, financial control.
В широком смысле под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактически полученных финансовых показателей деятельности. Финансовый контроль можно сравнить с лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, заканчивая получением финансовых результатов этой деятельности.
Как отмечают некоторые авторы, финансовый контроль имеет ту особенность, что его объектом всегда являются отношения, связанные с мобилизацией или расходованием денежных средств, то есть с использованием финансовых ресурсов. Для осуществления своих целей любому обществу необходима действенная система управления. Профессор Г.И. Атаманчук определяет управление как целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую
жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры. Профессор В.Е. Чиркин пишет, что будучи неотъемлемой частью общества государство выполняет всеобъемлющие регулятивные (а именно - управленческие) функции по отношению к нему. Сферу деятельности государственного управления, являющегося разновидностью социального управления составляют: финансы, оборона, внешняя политика и др.
Оно, преломляясь, разделяется на конкретно определенные виды: финансовое, военное и др.
В связи с этим различают конкретные органы государства, его осуществляющие: Министерство финансов РФ, Министерство обороны РФ и др.. Но в то же время нужно подчеркнуть различие между видами государственной деятельности. Например, одни виды деятельности осуществляют только конкретно определенные органы
государства. Так, одним из основных органов, осуществляющих военную деятельность, является Министерство обороны РФ. Есть также определенные виды деятельности государства, осуществляемые всеми его органами. Это финансовая деятельность государства. Министерство обороны РФ, являясь органом военного управления, осуществляет расходование государственных финансовых средств, определенных в федеральном бюджете на конкретный год. Размер и структура этих средств определяются реальными потребностями военного ведомства на осуществление своей деятельности, а также возможностями государства по их удовлетворению. Но не само Министерство обороны РФ определяет конкретно, сколько и на какие цели будет выделено денежных средств. Оно лишь подает бюджетную заявку на их выделение. Сам процесс рассмотрения и утверждения военного бюджета осуществляют высшие органы государственной власти. Эти органы, определяя размер и направленность финансового обеспечения объектов военного ведомства, имеют право и должны знать: как, каким образом используются выделенные ими средства. Такое знание необходимо, во-первых, для определения эффективности такого использования, во-вторых, для выявления различных отклонений в самом процессе финансового обеспечения в ВС РФ, с тем, чтобы в последующем путем принятия нормативных правовых актов, исключить возможность таких отклонений. В-третьих, выявления финансовых нарушений с целью не только пресечения незаконных действий в процессе финансовой деятельности, но и необходимой законопроектной и законотворческой работы по пресечению самой возможности таких действий. Исходя из этого, государственные органы власти как непосредственно, так и через специально создаваемые ими органы осуществляют государственный финансовый контроль в ВС РФ. Нужно подчеркнуть, что функцией любого управления, в том числе и военного, является контроль. Исходя из этого, в самом Министерстве обороны РФ существует свой внутриведомственный финансовый контроль. Итак, финансовый контроль в ВС РФ находится на пересечении государственного и военного управления. Его осуществляют как государственные органы, так и ведомственные органы Министерства обороны РФ. Соответственно и нормы, регулирующие его осуществление, имеют как государственный, так и ведомственный характер. Особенность финансового контроля в ВС РФ заключается в том, что по средством его осуществления проверяются специфические отношения, возникающие в ВС РФ, - финансовые. Эти отношения находят свое непосредственное выражение в нормах права. Говоря о соотношении финансов и права, профессор Э.А. Вознесенский писал, что существование финансов в отличие от других стоимостных категорий немыслимо вне государства, без придания финансовым отношениям государственно-властного характера.
Из этой особенности вытекает как само существование финансового контроля, как явления, так и особенности его осуществления. Путем, например, издания органами, осуществляющими финансовый контроль в ВС РФ, обязательных для исполнения представлений и предписаний либо указания в акте ревизии на конкретные нарушения и на необходимость их устранения, с определением порядка и сроков этого устранения, постановки вопроса перед органами военного управления и военной прокуратуры о привлечении виновных лиц к ответственности, эти органы осуществляют свои властно-распорядительные полномочия. Важную роль
Вознесенский Э.А. Соотношение финансов и права. Правоведение, № 3, май-июнь, 1971. С. 128. финансовый контроль играет при формировании военных расходов и потребностей государства. Говоря о расходах государства, профессор И.И. Патлаевский в девятнадцатом веке писал, что расход " сам по себе не имеет важного значения: он представляет цифру выдачи, мало говорящую саму за себя; всю же важность расход получает от той потребности государственной, ради которой он делается". Далее он указывал на то, что только " рассмотрение и изучение государственных потребностей, удовлетворяемых хозяйственными силами государства, может уяснить то значение, какое имеет расход в государственной жизни.". Под этими потребностями он понимал как совокупность тех материальных средств, которые нужны государству для осуществления его задач, так и самые задачи, для выполнения которых оно призвано. Профессор В.А. Лебедев потребность государства по содержанию вооруженных сил характеризовал, как необходимейшую потребность государства во все времена". Он писал, что государственные расходы это "денежное выражение системы государственных потребностей". Из всего этого можно сделать вывод о том, что финансовый контроль является составной частью финансовых
правоотношений, возникающих в процессе финансовой деятельности в ВС РФ. Финансовый контроль в ВС РФ есть необходимая составляющая государственного и военного управления, опосредованная его потребностями и расходами на оборону. Финансовый контроль необходим в связи с существованием такой экономической категории, как финансы, для уяснения положения дел в финансовой сфере, их улучшения или исправления путем применения государством властно-распорядительных полномочий.
Многие современные исследователи финансового контроля рассматривают его как способ обеспечения законности в финансовой сфере и достоверности данных, представленных в бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов, что близко к трактованною финансового контроля как формы регулирования определенных финансово-производственных отношений.
При этом упускается из виду тот факт, что контроль является и способом организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о результатах оказанного им на объект воздействия.
В настоящее время экономические преобразования в стране вызвали необходимость реструктуризации системы финансового контроля в целом, которая должна быть направлена на создание единой, целостной, охватывающей все стороны экономической жизни системы финансового контроля. Сейчас мы имеем то, что экономика страны не полностью охвачена финансовым контролем.
Финансовый контроль в ВС РФ - это регулируемая правовыми нормами деятельность органов государственной власти, осуществляющих управление ВС РФ, специально созданного органа государственного финансового контроля, органов военного управления по проверке финансовой, хозяйственной, а в ряде случаев и производственной деятельности в целях укрепления финансовой дисциплины, выявления, предотвращения и предупреждения различных злоупотреблений в процессе образования, распределения и использования денежных средств ВС РФ, а также создания условий для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности. Финансовый контроль является составной частью финансовых правоотношений, возникающих в ВС РФ. Определяются цели, направленность и условия осуществления финансового контроля в ВС РФ.
Принципы финансового контроля в ВС РФ необходимо разделять на две группы:
- принципы организации финансового контроля в ВС РФ;
- принципы правового регулирования финансового контроля в войсках. Причем к первой группе относятся такие принципы, как: принцип единства организации системы финансового контроля в войсках, принцип массовости осуществления финансового контроля, гласность осуществления финансового контроля, научность его осуществления в ВС РФ, принцип объективности, принцип независимости. К группе принципов правового регулирования финансового контроля в ВС РФ относятся такие принципы, как: законность и принцип эффективной юридической защиты контролируемых субъектов [1].
Функции финансового контроля в ВС РФ можно классифицировать на две группы: общие и специальные. К общим функциям относятся: функция контроля в военно-бюджетном процессе; функция контроля за исполнением законов и иных нормативных и правовых актов, регулирующих финансовую и хозяйственную деятельность в ВС РФ; функция контроля за соблюдением и обеспечением государственной финансовой дисциплины в войсках; функция контроля состояния учета и отчетности в ВС РФ; информационная функция финансового контроля в ВС РФ; функция контроля состояния финансового обеспечения войск, позволяющего поддерживать ВС РФ в постоянной боевой готовности; функция охраны военного имущества и федеральной собственности; экспертно-аналитическая функция; экспертно-аналитическая функция финансового контроля в ВС РФ. К специальным функциям относятся: функция контроля финансового планирования, финансирования и использования денежных средств; проверка контрольно-ревизионной работы в войсках; проверка состояния организаторской работы по руководству финансовой и хозяйственной деятельностью; проверка осуществления руководства и контроля за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью предприятий; функция контроля регистрации штатных расписаний; проверка работы с кадрами финансово-экономической службы и финансовой инспекции; проверка претензионно - исковой работы, правильности заключения и исполнения договоров по финансовым и хозяйственным вопро-
ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №5 2014 | 211
сам. В Философском энциклопедическом словаре под функцией понимают обязанность, круг деятельности.
Нужно признать, что функции финансового контроля в Вооруженных Силах РФ органически входят и составляют определенную часть функций контроля в Вооруженных Силах РФ в целом. Причем последние - это основные и наиболее общие направления всей контрольной деятельности в этой области. Внешнее проявление финансовый контроль находит в органах, его осуществляющих. В соответствии с этим, а также с кругом вопросов, подлежащих проверке, и функции финансового контроля можно подразделить на функции надведомственного и внутриведомственного контроля. Также нужно отметить, что имеются общие для всех функции, которые присущи в равной степени всем контрольным органам. Их направленность обусловлена решением достаточно широкого круга вопросов. Но имеются и специальные функции, вытекающие из общих, являющиеся в некоторых случаях их составными частями (не переставая быть при этом отдельными обособленными функциями), или находящиеся в тесной связи с общими функциями. Специальные функции обусловлены более глубокой направленностью на проверку конкретно определенных вопросов.
Важнейшей общей функцией финансового контроля в ВС РФ является осуществление контроля в военно-бюджетном процессе. В этом плане нужно отметить большую роль, прежде всего Федерального Собрания РФ и Счетной палаты РФ [2]. Можно даже сказать, что эта функция является для данных органов в какой-то мере спе-
циальной. На сегодняшний день принятие федерального бюджета и утверждение отчета о его исполнении является для Федерального Собрания РФ одним из самых эффективных рычагов воздействия на экономическую ситуацию в стране и в ВС РФ в частности. В то же время палаты Федерального Собрания РФ создают различного рода комиссии по проверке тех или иных вопросов, в том числе финансового и материального обеспечения Вооруженных Сил РФ. Счетная палата РФ же создавалась именно как орган бюджетного контроля. Итак, функция контроля в военно-бюджетном процессе осуществляется при составлении и рассмотрении проекта федерального бюджета, принятии федерального бюджета (расходов федерального бюджета на оборону), исполнении федерального бюджета, рассмотрении отчета об исполнении. Эта функция для ВС РФ является общей, объединяющей ряд специальных функций. Из нее вытекает или является ее составной частью такая, например, специальная функция, какой является функция контроля финансового планирования, финансирования и использования денежных средств в ВС РФ.
Литература:
1. Васильева М.В. Стратегии развития системы государственного финансового контроля в России // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - N 10.
2. Данные с сайта Счетной палаты РФ. www.ach.gov.ru - официальный сайт Счетной палаты РФ
УДК 338.51
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Познахирев С.С., аспирант, ШИИТ, тел.: +7(985)960-82-19, e-mail: [email protected]
Рассмотрены вопросы методологии ценообразования, как эффективного инструмента экономического управления и стимулятора развития экономики.
Ключевые слова: ценообразование, тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом, Прейскурант №10-01.
PROPOSALS TO IMPROVE THE CONCEPT OF PRICING FOR RAIL TRANSPORT
Poznakhirev S., the post-graduate student, MIIT, tel.: +7(985)960-82-19, e-mail: [email protected] The problems ofpricing methodology as an effective tool for economic management and stimulator of economic development.
Keywords: pricing, tariffs for transportation of goods by rail, Prices №10-01.
Железнодорожный транспорт является неотделимой частью мировой и российской экономики. Транспортная инфраструктура призвана обеспечить высокий уровень развития производительных сил, вовлеченность новых территорий в торгово-экономические отношения, обеспечить рост занятости трудоспособного населения, увеличение товарообмена не только внутри государства, но и в международном сообщении. Кроме того, развитая транспортная инфраструктура обеспечивает целостность территории государства, благоприятно влияет на экономические показатели деятельности страны, а также имеет высокое геополитическое значение в международных отношениях.
Учитывая огромное влияние процессов, происходящих в экономике страны, на железнодорожный транспорт, модель регулирования его деятельности не могла формироваться в отрыве от процессов реформирования экономики.
В проводимой на железнодорожном транспорте государственной тарифной политике принимались меры регулирования, направленные на учет особенностей экономики регионов страны, поддержку отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, использования более прогрессивных технологий перевозок. Регулирование тарифов сводилось, как правило, к ограничению предельного уровня тарифов, а также введению тарифных преференций на перевозки отдельных грузов и тарифному стимулированию перевозок в отдаленные регионы России.
Это привело к целому ряду проблем, которые могут стать критическими не только для дальнейшей работы железнодорожного транспорта, но и для социально-экономического развития страны:
• износ основных фондов;
• территориальные диспропорции в развитии инфраструктуры;
• недостаточность инвестиционных ресурсов и, как следствие этого,
ограничения пропускных способностей железнодорожных линий.
Решение данных проблем стало основой реформы железнодорожного транспорта, которую Правительство Российской Федерации начало в 1998 году.
Однако результаты, достигнутые в ходе реализации структурной реформы железнодорожного транспорта, не решили полностью задачу по формированию эффективных источников финансирования развития железнодорожного транспорта и его модернизации, обеспечивающих баланс экономических интересов государства, пользователей услуг и предприятий железнодорожного транспорта.
Несмотря на то, что Правительством Российской Федерации одобрены механизмы финансирования стратегически важных инфраструктурных проектов ОАО «РЖД», компания должна сформировать экономически эффективные источники финансирования инвестиционных проектов, в том числе за счет ценовой политики, обеспечив тем самым, решение поставленных перед железнодорожным транспортом задач.
Эффективность ценообразования на продукцию железнодорожного транспорта можно оценить по следующим критериям:
1. «Создание условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития железнодорожного транспорта общего пользования» [14].
2. «Обеспечение баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами» [14].
3. Повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта.
В таблице 1 представлены предложения по решению существующих основных проблем на железнодорожном транспорте за счет располагаемых «экономических инструментов».