УДК 37.013.21
Разенкова Надежда Ефимовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологии дошкольного образования, декан факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кузбасской государственной педагогической академии, [email protected], Новокузнецк
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЭКСПРЕССИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Razenkova Nadezhda Efimovna
Dean of the Faculty of Preschool and Remedial Pedagodics and Psychology, Assistant Professor, Pedagogics and Technologies of Preschool Education Chair, Kuzbass State Pedagogical Academy, the faculty of under school age and correction pedagogics and phychology, Smit-27@ yandex.ru, Novokuznetsk
THEORETICAL ASPECTS OF EMOTIONAL-EXPRESSIVE DEVELOPMENT OF A PERSONALITY
Эмоциональная экспрессия человека была и остается для исследования в психологии одним из чрезвычайно интересных и важных феноменов. В последнее десятилетие проблеме эмоций и эмоциональной экспрессии посвящаются все новые и новые работы не только в психологии, но и в педагогике, культурологии и философии. Проблема эмоциональной экспрессии человека возникает межличностного общения и коммуникативной деятельности (А. А. Бодалев, В. А. Лабунская, О. О. Пугачевский); понимания другого (Г. В. Гриненко, Н. Д. Творогова); «Я» - концепции личности и самоактуализации личности (В. Р. Знаков, Е. А. Павлюченко); личности как феномена социальной эволюции (С. С. Малявин, А. А. Бодалев). Особое место данная проблема занимает в психологических исследованиях. Если обратиться к истории изучения эмоциональной экспрессии, можно выделить донаучный и научный периоды в изучении данного феномена. Донаучный период развития проблемы экспрессии человека начался еще со времен Древней Греции и связан с именем Аристотеля, создавшего целую теорию о лице. Начиная с XVI в., многие философы искали научный подход к изучению лица и выступали против физиогномики Аристотеля (Ф. Б. Кон, М. Монтень). И лишь в XVIII столетии И. Г. Лафатер предложил новый подход к этой проблеме, создав «библию физиогномики».
Научный период в развитии проблемы эмоциональной экспрессии начинается в XIX в. с появлением работ И. М. Сеченова и Ч. Дарвина, доказавших, что эмоциональная сфера и способы выражения эмоций следуют законам эволюции и базируются на принципах генезиса. К каждому мимическому выражению эмоций следует относиться как к феномену, имеющему определенное, исторически детерминированное биологическое значение, а все виды мимики возникли как результат мышечной деятельности. Теория Дарвина явилась началом научных исследований человеческих эмоций. 296
Последующие исследования феномена можно разделить на несколько направлений изучения эмоциональной экспрессии.
Экспериментальное изучение идентификации эмоциональных мимических проявлений (Фелека, Лангфельд, Лэндис, Фруа-Виттман, Дунлап, Хэ-навальт, Коулмен, Вудворте, Шлосберг, И. А. Сикорский, П. Мантегаццы, Я. Рейковский, С. Л. Рубинштейн, П. Фресс, К. Д. Шафранская, К. Э. Изард,
A. Пиз и др.). Итогом экспериментальных исследований ученых, работавших в направлении физиогномики, явилось описание паттернов, характерных для определенных эмоций, и выявление общих закономерностей их опознания. В русле данного направления выделились кросскультурные исследования мимических выражений разных народов (Кляйнберг, Ви-наке, Фюнг, В. С. Агеев, С. Л. Рубинштейн, П.. Фресс, Ж. Пиаже, П. Эк-ман, С. Томкинс, I. ЕклеЬпёе, М. Уагс20шег, К. Изард, А. П. Оконешникова и др.), результатом которых стало доказательство того, что форма и употребление выразительных движений преобразовываются и фиксируются общественной сферой.
Влияние общества на выражение эмоций идет в двух направлениях:
- общество поощряет выражение одних эмоций и порицает другие;
- общество создает настоящий язык мимики, который обогащает спонтанные выразительные движения. Была выработана нейрокультурная модель эмоций (П. Экман). Исследования последних десятилетий (С. Томкинс, П. Экман, У. Фризен, К. Изард и др.) доказали существование генетически заданных универсальных поведенческих комплексов и специфических индивидуальных выражений эмоций. Нейрокультурная теория эмоций ослабила противоречия между социально-психологическим и индивидуальным аспектами выражения эмоций.
Важным направлением в исследовании эмоциональной экспрессии стало экспериментальное изучение феномена как внешнего «Я» личности. Важный вклад в развитие проблемы внесла немецкая и отечественная психология (К. Коттштальдт, Н. Фритд, Ф. Кирьоофф, В. Классовский, И. М. Сеченов, И. А. Сикорский, С. Л. Рубинштейн). Результатом изучения проблемы немецкими психологами стало разделение понятий «выражение эмоций» и «внешнее проявление эмоций». Под внешним проявлением понималось непосредственная репрезентация эмоциональных состояний, а под «выражением эмоций» - комплекс направленных действий, связанных с пережитым, при этом выражение эмоций рассматривалось как компонент структуры личности, ее характера. По сути, «выражение эмоций» и есть экспрессия личности. Экспрессия стала рассматриваться как нечто устойчивое, присущее конкретному человеку, которое представляет собой внешнее «Я» человека.
С начала XX в. проблема эмоциональной экспрессии бурно развивается в российской психологии (И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, С. Волконский, Н. Н. Ладыгина-Котс, Н. А Тиха, С. Л. Рубинштейн, А. А. Бодалев,
B. А. Лабунская и др.). В работах Российских ученых обосновывается понятие экспрессии как личностного образования, как внешнего «Я» лич-
ности, рассматривается необходимость использования экспрессии с целью создания образа «Я» личности. С. JI. Рубинштейн рассматривал эмоциональную экспрессию как объективный показатель развития личности. Начинает развиваться социально-перцептивный подход к эмоциям человека.
А. А. Бодалев определяет понятие экспрессивное «Я» личности как динамичное выражение во внешнем облике и поведении человека непрерывно перестраивающихся психологических образований.
Нельзя не остановиться при рассмотрении феноменологии эмоциональной экспрессии человека на психофизиологических исследованиях. Изучение нейрофизиологической организации эмоций и их экспрессии было направлено на изучение связей эмоциональности с устойчивыми, стабильными нейрофизиологическими показателями (как правило, показателями ЭЭГ (А. Е. Олыпанникова, JI. А. Рабинович, А. И. Палей, В. В. Суворова, А. П. Кепалайте и др.)). В большей мере занимались исследованием эмоциональной экспрессии представители нейропсихологии, возникшей на стыке трех наук: психологии, медицины и физиологии. Чрезвычайно плодотворными оказались работы А. Р Лурия, Д. Б. Линдслея, Е. Д. Хамской., Л. С. Цветковой., Н. К. Киященко, Ф. М. Лясс, Н. Я. Батовой. Важным выводом исследований данного направления стало доказательство того, что необходимым этапом психофизиологического исследования эмоций и их проявления должен являться анализ строения эмоционального процесса и роли различных участков мозга в организации этого процесса. Подавляющее большинство исследований проводилось «от полушарий»: анализировались мозговые структуры. Однако недостаточно внимания уделялось самому эмоциональному процессу. В 80-е гг. XX столетия появились многочисленные исследования эмоциональной экспрессии в аспекте функциональной асимметрии полушарий мозга (Straus, Moscoroich, Cacioppo, Petty, Davidson, Fox, Safer, Martin, Craves, Bruder и др.). Результаты исследований оказались противоречивыми:
- было выделено три предположения: об ответственности за эмоциональную экспрессию правого полушария (у пациентов с поражением правого полушария распознавание эмоциональной мимики и эмоционального содержания значительно снижено);
- о преимуществе левого полуполя зрения по сравнению с правым в идентификации эмоциональной экспрессии у женщин и точности узнавания эмоциогенных слов и эмоциональных интонаций у мужчин (Straus, Moscoroich, Duda, Cravesetal, Bryden, Zombardi); об отсутствии и преимущества в полуполях зрения у мужчин (Strambook, Martin).
Таким образом, можно сделать вывод о роли обоих полушарий мозга в организации эмоциональной экспрессии. Исследование Р. Давидсона было направлено на изучение «приуроченности» правого полушария к организации отрицательных эмоций, а левого - положительных, однако, при изучении восприятия грустного лица различий не оказалось, что еще раз подтверждает об участии обоих полушарий в организации эмоций.
В феноменологии эмоциональной экспрессии нельзя обойти еще одно направление, представляющее личностно-динамический подход к эмоциональной экспрессии человека, структурно-функциональный подход к анализу невербального общения, подход к интерпретации как к творческому процессу Представители данного направления рассматривают экспрессию как показатель изменения личности под влиянием воздействия. Широкое развитие данное направление получило во второй половине двадцатого века (К. Изард, Д. Ф. Ронн, П. Экман, И. Лафатер, Л. С. Выготский,
С. Л. Рубинштейн, А. Г. Ковалев, В. Т. Лисовский, Г. А. Урунтаева, А. В. Петровский, В. Н. Панферова, П. В. Симонов, Б. И. Доронова, В. А. Лабунская и др.). Эмоциональная экспрессия в этот период определяется как глубокие непосредственные эмоции в данный момент и их внешнее выражение в мимике пантомимике, жестах и позе. Эмоция же рассматривается как отражение мозгом человека какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и раннее приобретенного опыта. Большой вклад в разработку изучаемого феномена внесла В. А. Лабунская, исследовавшая эмоциональную экспрессию в контексте общения и межличностного познания (невербального общения). Ею разработана структура невербального поведения, глубоко разработана теория невербального общения. Эмоциональную экспрессию она изучает как внешнее «Я» личности в контексте невербального общения как показатель активности личности, развития актуальных психологических процессов, развития личности в качестве субъекта общения, социального статуса личности и личностных способов разрядки, как средство контроля негативных состояний. Ею достаточно широко разработаны сущность экспрессии как внешнего «Я» личности, ее динамические компоненты и механизмы познания феномена в общении.
Новый этап в развитии эмоциональной экспрессии можно выделить в связи с ее изучением с позиции энергетической сущности человека [1]. С этой точки зрения экспрессия рассматривается как энергетическая насыщенность телодвижений человека, отражающая силу и значимость переживаемых им внутренних и внешних воздействий, как механизм эмоциональных разрядок, действующий в рамках культуры общества с целью защиты, самовыражения, мимикрии, адаптации. Экспрессия, как и любое другое психическое состояние, бывает различных видов: жизненной активности, внутренней стабильности, самодисциплины, самосознания и интеллектуальных состояний - отношения к партнеру, черт личности; она может быть разного уровня.
В настоящее время проблема эмоциональной экспрессии во все большей степени становится одной из наиболее актуальных, несмотря на кажущуюся достаточность уровня разработанности. Она прочно связана с потребностью определения степени важности личности как субъекта человеческого общения и взаимодействия. Сегодня наблюдается острый интерес к экспрессивному «языку» общения как к показателю индивидуального раз-
вития личности, как характеристике межличностного общения, как к средству влияния на другого человека. В. А. Лабу некая отмечает, что появление «модной имиджелогии» было бы отрадно, если бы не преувеличивались или преуменьшались, наоборот, диагностические, коммуникативные регулятивные возможности невербального общения. Основную массу сведений об особенностях невербального общения, его феноменах, специалисты по имиджелогии черпают из учебных пособий по «языку тела», в которых, как правило, даются описания невербальных кодов состояния, отношений, и читатель настраивается на их механическое заучивание, считая это достаточным для понимания внутреннего мира человека. Психологи-практики столкнулись с функциональной ошибкой, связанной с игнорированием тех идей психологии невербального общения, которые имеют отношение к взаимосвязи «души и тела», экспрессии и психологических особенностей человека.
Понимание языка эмоций требует не только знания общих норм выражения эмоций, типичных для данного общества, оно требует еще способности и готовности анализировать специфический язык окружающих людей и обучать ему, понимать психологическую сущность внутреннего состояния своего и партнера. Очевидно, эта проблема встала так остро еще и потому, что разрабатывалась она до сих пор в недрах психофизиологии, нейропсихологии, общей психологии, но не затрагивались в психологии развития и педагогической психологии. Остались не изученными механизмы эмоци-онально-экспрессивного развития личности. Характеризуя нерешенные проблемы психологии эмоционально-экспрессивного развития, необходимо начать с объекта исследования. В современной психологии нет четкого определения того, что входит в понятие «эмоционально-экспрессивное развитие», «эмоционально-экспрессивная сфера», «эмоциональное состояние», отсутствуют четкие критерии эмоционального состояния в отличие от других (психических, функциональных и т. д.). Изучая проблему развития эмоционально-экспрессивной сферы личности, необходимо определить первоначально сущность самой эмоционально-экспрессивной сферы. Рассматривая эмоциональную сферу человеческой личности как сложную и многогранную структуру, в которую входят многочисленные эмоции и чувства и целая группа эмоциональных состояний. Эмоциональные же состояния - специфические переживания человека, которые характеризуются относительной ровностью протекания и значительной устойчивостью [4]. Эмоциональные состояния - это своеобразное плато в жизни человека. В эмоциональную сферу человека, как утверждает современная психология, входят эмоциональные состояния, эмоциональный тон ощущений, эмоциональные реакции и эмоционально-личностные качества. С другой стороны, сами эмоции и чувства можно тоже рассматривать как состояние. На это обратил внимание еще Н. Д. Левитов [7], который отмечал, что ни в какой сфере психической деятельности так не применим термин «состояние», как в эмоциональной жизни. Эмоциональные состояния - весьма специфичес-
кий класс состояний, он характеризуется большим объемом и пересечением с другими состояниями. В. Н. Мясищев [8] эмоциональную сферу рассматривал как систему эмоциональных явлений, охватывающих три разнородные группы: эмоции и эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Эмоциональные состояния, как и другие психические, интегрируют динамику эмоциональных процессов и актуальные фазы их развития и изменения. Основываясь на теории психического состояния, данного Л. В. Куликовым [5], мы определяем как основные детерминанты эмоционального состояния: потребности, желания и стремления и мотивы человека; способности и потенциалы личности, т. е. возможности личности и условия среды.
Эмоциональное состояние как психическое явление детерминировано рядом факторов, основными из которых являются среда (природная, социальная и культурная), бытие человека (физическое, психическое и духовное) и деятельность человека (насыщенная, многоаспектная). Несмотря на то, что роль сознания и самосознания для эмоциональных состояний и эмоциональной сферы личности сомнению не подвергаются, именно эта детерминанта остается мало разработанной: не изучены сегодня осознание собственных эмоциональных состояний и реакций (восприятие, понимание, оценивание, принятие своих эмоциональных состояний и реакций).
Эмоциональные процессы и состояния регистрируются в сознании. Способность осознавания эмоций не дана человеку изначально, а вырабатывается в процессе развития. Необходимо научение осознаванию эмоций, которое заключается не столько в выделении эмоциональных состояний, сколько в дифференциации и анализе его особенностей [9, с. 59].
На основе анализа изученной литературы мы, соглашаясь с тем, что эмоции - это генетические программы поведения, обладающие энергетическими свойствами (способностью воспроизведения и трансформации, динамикой и интенсивностью, побуждающим влиянием), понимаем под эмоциональной экспрессией механизм эмоциональных разрядок; информационно-энергетическую насыщенность телодвижений человека, отражающую силу и значимость переживаемых им внутренних и внешних воздействий, способность проявлять свои эмоции в соответствии с общепринятыми нормами и конкретными обстоятельствами в коммуникабельных формах как признак психического здоровья. В своих определениях мы отталкиваемся от точек зрения П. В. Симонова [10].
Хотя нами не найдено у вышеназванных авторов вывода о сущности внутренней экспрессии, мы предположили и в своей работе от этого отталкиваемся, что эмоции проходят внутреннюю и внешнюю экспрессию. Внешняя экспрессия достаточно широко раскрыта в работах как отечественных, так и зарубежных психологов. Под внутренней экспрессией мы понимаем способность человека к интеграции эмоций, собственных потребностей и внешней действительности. Внешняя экспрессия есть реагирование человека на определенную ситуацию и внешнее выражение эмоций. Самый эффек-
тивный и простой способ вывода эмоциональной энергии вовне - выразительные телодвижения. Проблема внешнего выражения эмоций достаточно исследована в теориях общения и невербального поведения В. А. Лабунс-кой (1989, 1999). Поэтому, нас в большей мере интересовала сущность эмоционального реагирования, как составляющая эмоциональной экспрессии. Эмоциональное реагирование мы рассматривали как психофизиологическое состояние, как реакцию человека на внешние и внутренние стимулы с целью управления, регулирования и достижения необходимого результата. В общих чертах Е. П. Ильин [3] рассматривает эмоциональное реагирование как многоуровневую функциональную систему, включающую в себя психический (переживания человека), физиологический (центральную нервную систему, вегетативную систему), и поведенческий (психомоторные реакции, мимику и пантомимику) уровни [3, с. 35-36]. Под эмоциональноэкспрессивной сферой в своей работе мы понимаем все богатство эмоций, чувств и эмоциональных состояний; эмоциональное реагирование; внешнее выражение эмоций и эмоциональных состояний. В развитии эмоционально-экспрессивной сферы личности мы выделяем следующие компоненты: коммуникативно-деятельностный, мотивационно-потребностный, экзистенциальный, субъект-объектный, когнитивный и волевой. Выделение названных компонентов основано на анализе исследований взаимосвязи эмоций с другими психическими процессами и состояниями, на основе изучения теорий психических, в том числе и эмоциональных, состояний, а также в соответствии с определениями сущности внешней и внутренней экспрессии.
Коммуникативно-деятельностный компопет выступает в качестве цементирующего, формирующего. Выделение данного компонента обосновывается самой сущностью и направленным влиянием эмоциональной экспрессии на общение.
Мотивационно-потребностный компонент предполагает включение в эмоциональное состояние процессов смыслообразования, как процесса переосмысления и опредмечивания потребностей, в результате которого меняется мотив деятельности и, соответственно, эмоциональное состояние, и эмоциональное реагирование, и их внешнее проявление.
Экзистенциальный аспект заключается в раскрытии для себя собственных эмоций и состояний, своего экспрессивного «Я», в переживании самого себя в данном эмоциональном состоянии. Он предполагает саморазвитие эмоциональных состояний и отношения к себе, осознание собственного внешнего «Я» личности.
Субъект-объектный компонент эмоционально-экспрессивного развития заключается в том, что объектные факторы понимания невербального поведения приобретают значение лишь в соответствии с ситуативными и объективными переменными общения. Человек как субъект непосредственно влияет на интерпретацию и понимание другого человека, но и сам становится объектом такого влияния. Познание своих эмоций, эмоциональных
состояний и их экспрессии происходит в большей мере через идентификацию человеком эмоций окружающих людей и их внешних проявлений.
Когнитивный аспект изучения эмоционально-экспрессивной сферы личности заключается в самой когнитивной схеме эмоций, ибо цементирующим ядром когнитивной схемы является полученное из личного опыта знание о субъективном переживании эмоции, оно запечатлевается непосредственно в памяти, возникает эмоциональный тон, субъективное переживание. Именно переживание является ведущим признаком, по которому человек осознает свое эмоциональное состояние. Вслед за ним появляются внешние проявления: мимические, вокальные, физиологические, психические, поведенческие.
Волевой компонент эмоционально-экспрессивной сферы наиболее изучен в психологии. Он представляет собой сложную динамическую систему психической регуляции эмоционального состояния и его внешнего проявления, которая предполагает сознательное преднамеренное конструирование своих реакций и их внешних проявлений через самоконтроль и самооценку своего состояния и внешней экспрессии, через рефлексию и стимуляцию собственного состояния.
Теоретический анализ проблемы и определение сущностных сторон эмоционально-экспрессивной сферы позволили нам выделить наиболее важные факторы, способствующие развитию эмоционально-экспрессивной сферы личности:
- факторы среды: живой, социальной и культурной. Особенно важна социальная и культурная среда. Важнейшими условиями являются при этом наличие условий для эмоционального настроения и комфорта, помощь в удовлетворении потребности в общении, эмоциональном тепле, наличие эталонов эмоциональной и экспрессивной культуры.
- коммуникативно-деятельностный фактор заключается в необходимости организованной, эмоционально-насыщенной деятельности, использовании эффективных способов эмоциональной саморегуляции, самоактуализации личности в деятельности, в открытости общению, способности понимания себя и других, осознанного восприятия экспрессивного поведения, в эмоционально-волевой регуляции, наличия опыта общения и удовлетворяющего статуса в социуме;
- личностные факторы включают в себя согласованность «Я»-вос-принимающего и «Я» - желаемого, достаточный уровень самоактуализации личности, развития мотивационно-потребностной сферы, адекватную оценку себя и других, доминирование позитивных эмоций в понимании своей сущности.
Анализ представленных исследований и нашего изучения феномена эмоционально-экспрессивной сферы позволили нам выделить ведущие аспекты развития эмоционально-экспрессивной сферы личности и факторы, ее определяющие. Мы можем предположить, что в русле гуманистического, личностно-ориентированного подхода к образованию личности в условиях
школы возможно целенаправленное эмоционально-экспрессивное развитие личности при условии оптимально выбранной стратегии реализации выделенных факторов.
Библиографический список
1. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. [Текст]/
В. В. Бойко. - М., 1966.
2. Изард, К. Э. Психология эмоций. [Текст]/ К. Э. Изард. - СП/б., 1999. - 460 с.
3. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства.[Текст]/ Е. П. Ильин. - СП/б., 2002. - 740 с.
4. Ковалев, А. П. Эмоции и чувства в жизни человека.[Текст]/ А. П. Ковалев,
В. Н. Куликов. - Иваново, 1997. - 152 с.
5. Куликов, А. В. Психология настроения.[Текст]/А. В. Куликов. - СП/б., 1997.
- 228 с.
6. Лабунская, В. А. Экспрессия человека; общение и межличностное познание. [Текст]/ В. А. Лабунская. - Р-н/Д, 1999. - 588 с.
7. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека.[Текст]/ Н. Д. Левитов, -М., 1964
8. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы. [Текст]/ В. Н. Мясищев. - Л., 1960.
9. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций.[Текст]/ Я. Рейков-ский. - М., 1979.
10. Симонов, П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций.[Текст]/ П. В. Симонов. - М., 1970.
11. Хомская, Е. Д. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. [Текст]/ Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова. - М., 1998. - 267 с.
12. Ekman, P. Cross-cultural studies offacial expression // Ekman P.; Friesen W. Darvin and facial expression: Acentury of reslarsch in reviev. -N.Y/, 1973. - P. 169-222.