Научная статья на тему 'Теоретические аспекты эффективной деятельности образовательной организации'

Теоретические аспекты эффективной деятельности образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ЭФФЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EFFECTIVE ACTIVITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTION / PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томашевская Елена Юрьевна

Целью данной статьи является исследование теоретических аспектов эффективной деятельности образовательной организации. Рассмотрено понятие эффективность и результативность. Установлено, что эффективная деятельность зависит от нескольких составляющих. В статье представлены характеристики экономической, социальной, интеллектуальной, инновационной, инвестиционной и экологической составляющей эффективной деятельности образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present paper is aimed at the study of theoretical aspects of effective activity of an educational institution. The concepts of efficiency and productivity are considered. It is found that effective activity depends on a number of components. The paper contains characteristics of economical, social, intellectual, innovative, investment and environmental components of effective activity of an educational institution.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты эффективной деятельности образовательной организации»

таможенных и налоговых служб Донбасской юридической академии столкнутся при прохождении практики в ходе общения с представителями других держав. Исходя из этого, обучение студентов иностранному языку вышеупомянутого факультета было продлено еще на два семестра. Вместо установленных ранее трех семестров (1,5 года) студенты этого факультета будут изучать дисциплину пять семестров, т.е. 2,5 года. Стало быть, нынешняя спец. группа обучения английскому языку в следующем учебном году обретет статус обязательной, соответствующей программной норме профессиональной подготовки студентов факультета подготовки кадров таможенных и налоговых служб со всеми вытекающими отсюда нюансами планирования профессиональной лингвистической подготовки и методического обеспечения.

Следовательно, информационно-аналитическая работа преподавателя со студентами в аудитории, имеющая, как нам кажется, приоритет среди трех видов профессиональной деятельности специалиста со знанием иностранного языка, выделенных ранее, будет продолжена. Бесспорно, преподаватель сам, по своему усмотрению, выбирает необходимые методические пособия и учебники для работы с группой, благо таковые на кафедре имеются. Однако возможны и свои практические наработки и новаторство в этой области, что в будущем, возможно, приведет к созданию новых методических разработок в результате творческого поиска преподавателя.

ЛИТЕРАТУРА

¡.Мальцева Н.А. Подготовка специалистов со знанием иностранных языков в высших учебных заведениях / Н.А. Мальцева // Иностранные языки в школе. -2006. - № 7. - С. 11 -19.

2. Махсма А.Г. Глоссарий (Английский язык для юристов) / А.Г. Махсма. - Донецк: Цифровая типография, 2013. - 25 с.

Томашевская Елена Юрьевна

кандидат экономических наук ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

THEORETICAL ASPECTS OF EFFECTIVE ACTIVITY OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

Целью данной статьи является исследование теоретических аспектов эффективной деятельности образовательной организации. Рассмотрено понятие

эффективность и результативность. Установлено, что эффективная деятельность зависит от нескольких составляющих. В статье представлены характеристики экономической, социальной, интеллектуальной, инновационной, инвестиционной и экологической составляющей эффективной деятельности образовательной организации.

Ключевые слова: эффективность, результативность, эффективная деятельность, образовательная организация.

The present paper is aimed at the study of theoretical aspects of effective activity of an educational institution. The concepts of efficiency and productivity are considered. It is found that effective activity depends on a number of components. The paper contains characteristics of economical, social, intellectual, innovative, investment and environmental components of effective activity of an educational institution.

Key words: efficiency, productivity, effective activity, educational institution.

В современных условиях хозяйствования эффективность образовательных организаций зависит от умения быстро реагировать и адаптироваться к переменам, которые диктует современное общество. Поэтому возникает необходимость принятия рациональных и сбалансированных управленческих решений с целью выявления резервов эффективной деятельности, что способствует повышению конкурентоспособности, рейтинга среди других организаций и работодателей, а также созданию положительного имиджа. С учетом этого одной из наиболее актуальных проблем представляется выявление теоретических аспектов эффективной деятельности организаций в сфере образования.

Проблемам определения эффективной деятельности образовательных учреждений уделяли внимание многие ведущие ученые. Так, автор работы [1] говорит о том, что эффективность деятельности образовательных учреждений можно описать с помощью достижения высокого качества образования, создания позитивных отношений между всеми субъектами образовательного процесса (сотрудничество), положительного влияния руководства на организацию деятельности ОУ (лидерство). Научный интерес вызывает исследование [2], в котором описывается взгляд преподавателей и руководителей образовательных организаций на мониторинг данных учреждений. Были описаны позитивные и негативные эффекты мониторинга различных аспектов деятельности ВУЗа.

Однако представленные выше достижения выдающихся ученых оставляют достаточный простор и возможности для дополнения и выявления теоретических аспектов эффективной деятельности учреждений в сфере образования.

Целью данной статьи является исследование теоретических аспектов эффективной деятельности образовательной организации.

При определении сущности эффективной деятельности рассматриваемого объекта необходимо дать определение понятию эффективность, используемому в образовательных сферах. Так, автор работы [3, с. 88] рассматривает данное понятие, во-первых, как результативность

деятельности (процесса, проекта, реализации мероприятий), что характеризуется отношением полученного экономического эффекта к затратам ресурсов, которые обусловили получение этого результата; во-вторых, комплексную оценку результатов использования всех видов ресурсов; в-третьих, степень достижения поставленных целей. В ряде научных исследований отечественных и зарубежных ученых эффективность связывается с таким понятием, как результативность. Результативность является относительным показателем, характеризующим уровень достижения субъектами экономики поставленных целей в одной или нескольких сферах и всей его хозяйственной деятельности в конкретный момент времени [4, с. 3]. Таким образом, деятельность любого субъекта хозяйствования сопровождается получением определенного результата, который достигается за счет составляющих. Исходя из специфики деятельности образовательных организаций, можно выделить следующие компоненты, как представлено на рисунке 1.

Одним из главных итогов работы любой организации, демонстрирующий ее эффективную экономическую деятельность, является прибыль. Что касается бюджетных учреждений как некоммерческих предприятий, то главным показателем их деятельности будет не экономический эффект, а социальный. Чем большим будет социальный эффект и престижнее образовательная организация, тем значительнее будет общественная поддержка в социуме и со стороны государства.

Однако, рассчитывая на конкретные бюджетное финансирование, не стоит пренебрегать процессом привлечения дополнительных средств за счет оказания качественных образовательных услуг. Поэтому экономическая составляющая эффективности деятельности образовательной организации может проявляться в увеличении темпов роста финансово-экономических показателей данных организаций сравнительно с темпами роста затрат, связанных с проведением соответствующих мероприятий.

Рис.1 Эффективная деятельность образовательной организации

Социальная составляющая эффективности деятельности образовательной организации ориентирована на удовлетворение потребителей (учащиеся, работодатели, государство) качеством предоставляемых услуг, которые соответствуют нормам, стандартам и требованиям, предъявляемым в современных условиях хозяйствования к уровню образования. Немаловажное влияние на данную составляющую оказывает интеллектуальная. Так как именно от уровня квалификации коллектива образовательной организации зависит подготовка и уровень образованности, что приводит к увеличению спроса на учащихся и выпускников данной организации среди работодателей, а также повышает ее рейтинг среди других учреждений.

Также реструктуризация экономики и форм собственности во многом зависит от наличия специалистов с высшим образованием, что гарантирует внедрение новейших технологических достижений, создание новых производств и видов товара, формирует спрос на новые профессии и специальности, способствующие переходу общества на новый уровень развития. Всевозрастающая потребность в специалистах с высоким образовательным уровнем является неотъемлемой характеристикой современного производства. Специалисты новой формации, обладающие инновационным мышлением, способные на практике применять свои знания и воплощать прогрессивные идеи, являются мощным катализатором развития производительных сил в экономике страны. В современном технологическом мире труд становится не только более сложным, но и высокоинтеллектуальным и все более квалифицированным во многих аспектах производственной деятельности, что обусловливает достижение высоких результатов в инновационных процессах экономики [5, с. 203]. Поэтому интеллектуальной составляющей эффективной деятельности образовательной организации принадлежит одна из ведущих ролей.

В современных условиях хозяйствования огромную роль в развитии образовательного процесса, а также и самих организаций, играют инновации. В общем понимании инновации в образовании - это нововведения, разработанные и усовершенствованные, которые готовы к внедрению в образовательный процесс и соответствуют требованиям современного общества. Таким образом, инновационная составляющая направлена на применение новых технологий, подходов и методик, которые способствуют повышению восприятия полученной информации учащимися, что приведет в дальнейшем к повышению производительности труда, конкурентоспособности рабочей силы внутри страны и за ее пределами. Однако данная составляющая в немалой степени зависит от инвестиций.

В общем понимании инвестиции представляют собой вложение капитала в различные отрасли и сферы экономики, в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли (дохода), а также достижения иного экономического или

внеэкономического эффекта, осуществление которого базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени и риска [6, с. 318].

Инвестиции в область образования очень специфичны, так как рассматриваются в долгосрочной перспективе и несут определенный риск, так как гарантии ожидаемого эффекта от потраченных средств достаточно проблематичны. Любой инвестор желает получить прибыль, поэтому в данном контексте можно говорить только о вложении в развитие индивида. Т.е. инвестиции могут осуществляться лишь в сфере платных образовательных услуг, а наиболее перспективным сектором рынка для частных инвестиций является рынок дополнительного профессионального образования [7, с.134]. Поэтому в рамках данного исследования будет говориться о частных инвестициях (т.е. собственные вложения коллектива образовательной организации в свое развитие). Как пример, получение второго высшего образования, переподготовка, повышение квалификации, стажировки для получение передового опыта, т.е. то, что можно использовать и применить в образовательном процессе.

Влияние образования проявляется и в экологической сфере - в области потребления. В данном аспекте рассматривается как материальные (товары), так и духовные блага (культуры, информации), потребности в которых зависят от уровня развития общества и формируются на различных его стадиях, начиная с формирования потребительского поведения еще в школе и последующим закреплением во взрослой жизни. Образование способствует формированию необходимых социальных норм как на бытовом уровне, так и на государственном. Именно образование формирует личность и корректирует ее потребительское поведение, способствующее рациональному, эффективному и сбалансированному использованию природных ресурсов. [8]

Исходя из этого, стоит уделить достаточное внимание экологической составляющей эффективной деятельности образовательной организации, характеризуемой уровнем знаний, который вырабатывается и приводит к повышению экологической компетентности и ответственности потребителей образовательных услуг. В свою очередь, это способствует разработке и внедрению ресурсосберегающих мероприятий и повышает их эффективность как для отдельной организации, так и страны в целом.

Таким образом, эффективная деятельность образовательных организаций зависит от многих аспектов их деятельности, а именно социальной, экономической, инновационной, интеллектуальной, экологической и инвестиционной. В дальнейшем исследовании необходимо разработать инструментарий оценки составляющих эффективной деятельности образовательной организации, который будет включать специфику и особенности деятельности. Данная методика будет способствовать выявлению резервов для принятия оптимальных, сбалансированных управленческих решений по повышению эффективности деятельности образовательной организации, что будет положительно влиять

на уровень образования, спрос на образовательные услуги и имидж организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Махотин Д. Организация мониторинга эффективности деятельности образовательных учреждений города Москвы / Д. Махотин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://umo.edu.ua/images/content/nashi_vydanya/metod_upr_osvit/v_13/5.pdf - Заголовок с экрана.

2. Мигунова Д. Ю. Мониторинг эффективности деятельности вузов: взгляд преподавателей и руководителей образовательных организаций высшего образования / Д. Ю. Мигунова, Н. Б. Шугаль // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - 2016. - № 24. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru - Заголовок с экрана.

3. Морщенок Т. С. Огляд пiдходiв до визначення економiчноï сутност поняття «ефектившсть» / Т. С. Морщенок, О. М. Бшяк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zgia.zp.ua/gazeta/evzdia_8_082.pdf - Заголовок с экрана.

4. Болдырева Н. П. Сущность эффективности развития промышленных предприятий в рыночных условиях и ее основные виды [Электронный ресурс] / Н. П. Болдырева // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2015. - Том 7. - №6. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/31EVN615.pdf - Заголовок с экрана.

5. Полежаева Г. Т. Интеллектуальная составляющая развития инновационной экономической системы стран / Г. Т. Полежаева, Л. И. Тарарина // Вестник КрасГАУ. -2010. - №9. - С. 202-206.

6. Харсеева А. В. Понятие и сущность инвестиций: проблема определения термин / А. В. Харсеева // Теория и практика общественного развития - 2010. - №1. - С. 313-318.

7. Чеха В. В. Механизмы инвестиций в сферу образования: проблемы и решения / В. В. Чеха // Вопросы образования. - 2011. - №1. - С. 43-53.

8. Малыгина А. Роль образования в экономике и влияние экономики на образование / А. Малыгина // Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/ pdf/27739.pdf - Заголовок с экрана.

Чугрина Оксана Романовна

кандидат исторических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе ДНР»

Дехтярь Светлана Александровна

магистрант кафедры Теории управления и государственного администрирования ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе ДНР»

(г. Донецк, ДНР)

УДК: 159. 923

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УПРАВЛЕНЦА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

DEVELOPMENT OF THE CREATIVE PERSONALITY OF THE MANAGER IN EDUCATIONAL PROCESS

Обоснованы и разработаны содержательные особенности развития творческой личности управленца в образовательном процессе, а также методы, способы и педагогические условия, способствующие её реализации в процессе обучения.

Ключевые слова: творчество, творческое мышление, творческие способности, стиль мышления, продуктивность мышления, мотивация мышления, творческая личность.

Substantial features of development of the creative personality of the manager in educational process, and also the methods, ways and pedagogical conditions promoting its realization in the course of training are proved and developed.

Keywords: creativity, creative thinking, creative abilities, thinking style, efficiency of thinking, motivation of thinking, creative personality.

В соответствии с социальным заказом подготовка специалистов высшего управленческого образования основывается на теоретико-методологических основах развития творческих способностей субъектов управления.

Такие специалисты должны обладать комплексом профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций, отвечающих процессу становления Донецкой Народной Республики, творчески решать современные проблемы, брать на себя роль лидера, вести за собой других. Это обусловлено необходимостью роста требований к качествам творческой личности управленца. Поэтому высшая школа должна адекватно реагировать на социальный заказ, способствовать развитию творческих способностей субъектов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.