Научная статья на тему 'Стратегический альянс как фактор повышения конкурентоспособности образовательного учреждения'

Стратегический альянс как фактор повышения конкурентоспособности образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ENTERPRISE / STRATEGIC ALLIANCE / EDUCATIONAL INSTITUTION / SYNERGETIC EFFECT / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Томашевская Елена Юрьевна

Исследована сущность стратегического альянса. Рассмотрены преимущества и недостатки стратегического альянса. Обоснована кооперация между предприятиями и образовательными учреждениями. Систематизированы и обоснованы преимущества для участников стратегического альянса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Томашевская Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of a strategic alliance is studied. The advantages and drawbacks of a strategic alliance are analyzed. Cooperation of enterprises and educational institutions is substantiated. The advantages for the participants of a strategic alliance are systematized and substantiated.

Текст научной работы на тему «Стратегический альянс как фактор повышения конкурентоспособности образовательного учреждения»

МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ

Томашевская Елена Юрьевна

кандидат экономических наук ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

STRATEGIC ALLIANCE AS A FACTOR OF ENHANCEMENT OF COMPETITIVENESS OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

Исследована сущность стратегического альянса. Рассмотрены преимущества и недостатки стратегического альянса. Обоснована кооперация между предприятиями и образовательными учреждениями. Систематизированы и обоснованы преимущества для участников стратегического альянса.

Ключевые слова: предприятие, образовательное учреждение, стратегический альянс, синергетический эффект, конкурентоспособность.

The essence of a strategic alliance is studied. The advantages and drawbacks of a strategic alliance are analyzed. Cooperation of enterprises and educational institutions is substantiated. The advantages for the participants of a strategic alliance are systematized and substantiated.

Key words: enterprise, strategic alliance, educational institution, synergetic effect, competitiveness.

В современных условиях хозяйствования стратегический альянс между субъектами хозяйствования является ключевым фактором повышения их конкурентоспособности и стабильного функционирования. Особо актуальным этот вопрос является для образовательных учреждений, готовящих будущих специалистов для различных отраслей производства и хозяйственной деятельности. Зачастую выпускники не готовы к реальному участию в производственном процессе вследствие отсутствия конкретных навыков в использовании современных технологий. К тому же, для поддержания конкурентоспособности, образовательные учреждения стремятся увеличить количество новых специальностей, что сокращает возможность полноценного набора студентов для определенного учебного заведения. Также является проблемой дальнейшее трудоустройство выпускников, которую может решить кооперация в сфере деятельности образовательного учреждения.

Вопросами исследования стратегических альянсов занималось множество известных ученых. Так. Первушина Е.А. [4] рассматривала стратегический альянс между высшими учебными заведениями как основу для выхода на международный рынок, обмена учебно-методическими комплексами, контентами, технологиями и преподавателями на основе взаимной выгоды, проведения научных конференций. Матвиенко Д.Ю. [2] проанализировал различные подходы к сущности и пониманию стратегических альянсов, а также использование данной структуры в конкурентном взаимодействии предприятий на стратегическом и тактическом уровнях. Автор научной работы [5] рассмотрел возможность стратегического сотрудничества между наукой и бизнесом, выявил теоретические основы, «общие корни» этого сотрудничества. Несмотря на большое количество работ в данной сфере, недостаточно уделено внимания стратегическим альянсам между предприятиями и образовательными учреждениями с целью выявления преимуществ для всех участников данной кооперации.

Стратегический альянс сочетает в себе объединение максимального количества ресурсов (материальных, человеческих, природных), инновационных технологий, возможностей для прорыва в завоевании рынка, усиливает лидерские позиции, а также представляет значительный потенциал для дальнейшего развития в различных сферах деятельности.

Стратегический альянс - это система партнерских отношений различного организационно-правового оформления между субъектами хозяйствования, что дает определенную самостоятельность и автономность деятельности, построенной на неопределенно-длительный срок на имущественных и неимущественных основаниях с целью эффективного использования материальных и нематериальных ресурсов для достижения, в течение определенного времени, единых целей, соблюдения общих интересов стратегического и текущего характера, распределения рисков, контроля и результатов совместной деятельности между участниками альянса [6].

Существуют определенные преимущества и недостатки создания стратегических альянсов. К первым можно отнести способность генерировать новые идеи, с двустороннего партнерства переходить к созданию стратегических альянсов с участием нескольких предприятий. Также приоритетом является совместное использование ресурсов без ущерба для собственного предприятия, с сохранением его специфики и независимости. Действенность политики стратегического альянса, прежде всего, сказывается на предприятиях тех отраслей, где ранее не было активных связей. В результате

взаимодействий субъекты хозяйствования находят выход на ресурсы и новейшие технологии быстрее, чем при самостоятельной деятельности.

К недостаткам стратегического альянса можно отнести нестыковку мотивации предприятий и противоречивость друг другу по определению целей деятельности, вопросы накопления и распределения прибыли, а также такие аспекты ведения дел, как общая стратегия фирмы, научно-исследовательская деятельность. Также есть опасность попасть в зависимость от другого предприятия при взаимодействии в течение длительного периода.

На теоретическом уровне существуют определенные факторы мотивации для обоснования важности стратегических альянсов и их поддержки:

- уменьшение производства и операционных расходов;

- противостояние стратегическим действиям конкурентов;

- освоение новых рынков;

- преодоление причин замедления рыночных преобразований в образовании;

- сокращение риска и неуверенности;

- распространение знаний и компетентности;

- подписание соглашений о покупке образовательных услуг от партнеров при проведении полной экспертизы нового рынка знаний;

- модернизация репутации и законности;

- усиление социального капитала существующих сетей [3, с. 218].

Результатом кооперации субъектов хозяйствования с образовательными

учреждениями служат стратегические альянсы «предприятие-образовательное учреждение». Данная форма сотрудничества представляется достаточно эффективной как между ВУЗами, так и предприятиями-работодателями. В ее основе лежат долгосрочные договоры и комплексные программы в сфере образования, науки и инноваций.

Эти программы, в процессе их реализации как сотрудниками ВУЗа, так и работниками предприятий, дают положительный эффект в целевой подготовке выпускников, с одной стороны и, с другой стороны, способствуют развитию производственных навыков при прохождении ими практики, благоприятствуют дальнейшему трудоустройству, координирует научно-исследовательскую работу.

Стратегический альянс между образовательным учреждением и предприятием является взаимовыгодным процессом: например, предприятие оказывает помощь в оснащении учебно-научных лабораторий, а высшее учебное заведение обязуется готовить конкретных специалистов согласно заказу предприятия, в том числе по магистерской программе.

Объединение теоретического и практического обучения стимулирует критическое мышление студентов, формирует навыки работы в команде, что крайне важно в условиях хозяйствования. Данная кооперация предоставляет возможность профессорско-преподавательскому составу университетов давать инновационные практические знания студентам, обеспечивать последующее трудоустройство молодых специалистов, становясь центрами их качественной подготовки, соответствующей возрастающим требованиям мирового рынка труда.

На рынке труда требуются специалисты со знанием не только бизнес -процессов, но и с опытом работы с программным обеспечением производства. Для студентов, будущих специалистов, это может стать ступенькой в карьерном росте и дальнейшем профессиональном развитии.

В свете данных предложений интересен опыт института непрерывного образования, который соответственно с заказами предприятия разрабатывает и осуществляет различные программы по повышению квалификации сотрудников в соответствии с технологическими требованиями производства. Также аспирантам предоставляется возможность проводить научные исследования по конкретной тематике предприятий, получая при этом необходимые средства на оплату своего труда.

Одними из главных факторов успешности стратегического альянса является доверие между партнерами, эффективная система обмена знаниями между субъектами хозяйствования и образовательными учреждениями, а также государственная поддержка. В научной литературе весьма подробно освещены такие факторы конкурентоспособности ВУЗов, как качество обучения и организации образовательных и бизнес-процессов, эффективность маркетинга в комплексе, умение сформировать лояльность потребителей образовательных услуг, потенциал ВУЗа в части создания стратегических и тактических альянсов, позитивный имидж и деловая репутация ВУЗа на рынке образовательных услуг, бренд ВУЗа и его образовательных программ, лояльность персонала и корпоративная культура [4]. Однако принципиальной особенностью предложенного взаимодействия между данными структурами является достижение синергетического эффекта.

В экономическом словаре синергетический эффект рассматривается как возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта (эмерджентности) [7]. Автор научной работы [1] под данным понятием понимает эффект, вызванный скоординированным в

пространстве и времени действием разнородных по природе механизмов, приводящих к качественным изменениям в системе.

Однако данный эффект может быть как положительным, так и отрицательным. Первый имеет вид « 2 + 2 = или > 5 » и характеризует способность получать дополнительные преимущества предприятиям и учреждениям, что проявляется в увеличении прибыли, конкурентоспособности, повышении имиджа, улучшении финансового состояния и повышении индивидуальной эффективности хозяйственной деятельности каждой из сторон и т.д. Отрицательный эффект, соответственно, характеризуется неполучением преимуществ от совместного функционирования структур и представляет собой следующий вид: « 2 + 2 < 5 ».

Таким образом, для предприятий, которые состоят в стратегическом альянсе, синергетический эффект будет проявляться в привлечении работников со знаниями и навыками в определенной сфере в соответствии с запросами предприятия, повышении конкурентоспособности, экономии ресурсов, снижении затрат на привлечение специалистов, что приведет к повышению финансово-экономических показателей деятельности и стабильной работе. В свою очередь, преимуществами для образовательного учреждения выступают повышение его конкурентоспособности и имиджа среди других учреждений, растущий спрос будущих абитуриентов на образовательные услуги, а также дополнительный доход от участия в сфере научно-исследовательских работ «предприятие-образовательное учреждение».

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдонина С.Г. Синергетический эффект кластерных образований и параметры его оценки [Электронный ресурс] / С.Г. Авдонина // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2012. - №29. - Режим доступа: http://eee-region.ru/article/2904/ - Заголовок с экрана.

2. Матвиенко Д.Ю. Стратегические альянсы в конкурентном взаимодействии компаний / Д.Ю. Матвиенко // Современная конкуренция. - 2010. - № 6 (24). - С. 18-26.

3. Парфенюк Т.Ю. Стратепчний альянс як форма реалiзацii ринково-орieнтованих реформ осв^и в Австралп [Электронный ресурс]. / Т.Ю. Парфенюк. - Режим доступа: http://www.soc.univ.kiev.ua/sites/default/files/library/elopen/actprob17_217.pdf - Заголовок с экрана.

4. Первушина Е.А. Управление коммуникациями как фактор конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг / Е.А. Первушина // Современная конкуренция. - 2010. - № 6 (24). - С. 74-82.

5. Полякова С.Т. Взаимодействие науки и бизнеса: базис модернизации отечественной экономики / С.Т. Полякова // Вестник ТГУ. - 2010. - Вып. 12 (92). - С. 352-357.

6. Стратегический альянс как объект управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://8cent-emails.com/strategicheskij-aljans-kak-obekt-upravlenija/ - Заголовок с экрана.

7. Экономический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/13622 - Заголовок с экрана.

Ивахненко Наталья Николаевна

кандидат физико-математических наук, доцент ГО ВПО «ДонНУЭТ им. М. Туган-Барановского»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ

ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЗАВЕДЕНИИ

PECULIARITIES OF STUDENTS' ADAPTATION IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Рассмотрена проблема адаптации студентов первого курса к учебному процессу в высшем учебном заведении. Установлено, что социально-психологическая адаптация первокурсников происходит в двух взаимосвязанных направлениях, а именно к новым формам и методам учебной деятельности и адаптация, связанная с перестройкой поведения и деятельности в новых условиях жизни.

Ключевые слова: адаптация, учебная деятельность, первокурсник, мотивация, социально-педагогические условия.

The problem of adaptation of first-year students to the educational process in a higher educational institution is considered. It is established that the socio-psychological adaptation of first-year students occurs in two interrelated directions, namely, to new forms and methods of educational activity and adaptation, associated with the restructuring of behavior and activity in the new conditions of life.

Key words: adaptation, educational activity, first-year student, motivation, social and pedagogical conditions.

Одной из важнейших проблем высшей школы была и остается проблема адаптации первокурсников к новым психолого-педагогическим условиям обучения, к таким формам учебной деятельности, которые практически не встречались в предыдущем жизненном опыте. Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является насущной проблемой для каждого студента. Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем - специалиста с высшим образованием. В высшем учебном заведении процесс обучения первокурсников налаживается непросто,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.