Научная статья на тему 'Теоретические аспекты анализа поведения затрат и взаимосвязи затрат, оборота и прибыли'

Теоретические аспекты анализа поведения затрат и взаимосвязи затрат, оборота и прибыли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
641
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ / ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА / ПРИБЫЛЬ / CVP АНАЛИЗ / COSTS / PRODUCTION VOLUME / PROFIT / CVP ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шнайдер Ольга Владимировна, Абрамова Наталья Сергеевна

В современных условиях менеджменту высшего звена управления коммерческой организацией на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат организации, объема и структуры продажи продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате организации. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является CVP анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS of COST BEHAVIOR ANALYSIS and RELATIONSHIP COSTS, TURNOVER and PROFIT

The management of upper management in practice, commercial organization has to take a wide range of management decisions. Every decision concerning prices, cost, sales volume and structure, ultimately affecting the financial result. Simple and highly accurate way to determine the interrelationship and interdependence between these categories is CVP analysis.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты анализа поведения затрат и взаимосвязи затрат, оборота и прибыли»

УДК 338.512

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ ЗАТРАТ И ВЗАИМОСВЯЗИ

ЗАТРАТ, ОБОРОТА И ПРИБЫЛИ

© 2014

О.В. Шнайдер, профессор, кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Н.С. Абрамова, студентка, кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В современных условиях менеджменту высшего звена управления коммерческой организацией на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат организации, объема и структуры продажи продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате организации. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является СУР - анализ.

Ключевые слова: затраты, объем производства, прибыль, СУР - анализ.

Рассматривая условия ведения бизнеса на современном этапе, необходимо отметить, что жесткие условия конкуренции, ресурсоограниченность определяют новые пути формирования и ведения финансово-хозяйственной деятельности любой организации. Учитывая данные условия, коммерческие организации переходят к жёсткому контролю за состоянием и использованием имеющихся ресурсов. Решения по оптимизации и контролю за ресурсами коммерческой организации возлагается на её менеджмент.

Менеджменту высшего звена управления коммерческой организацией на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат коммерческой организации, объема и структуры продажи продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате организации. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является CVP -анализ.

Необходимо отметить, что одно из главных условий данного анализа - это разграничение затрат на постоянные и переменные. Сущность деления затрат на постоянные и переменные состоит в том, что они по-разному реагируют на изменение объема производства продукции (товаров, услуг) и как следствие по-разному влияют на конечный результат деятельности, т.е. прибыль.

Как известно, переменные затраты - это затраты, находящиеся в прямой зависимости от объема производства, а постоянные затраты - это затраты, которые не зависят от изменений объема производства. Такие затраты на единицу продукции уменьшаются при увеличении объема производства и наоборот.

Основной целью данной статьи является определение теоретических аспектов о сущности и методике анализа поведения затрат и взаимосвязи затрат, оборота и прибыли.

Основное и достаточно весомое место в проведении CVP-анализа занимает определение точки безубыточности, которая весьма точно определяет взаимосвязь и взаимозависимость между этими категориями. Кроме того установление точки безубыточности определяет момент с которого доходы организации полностью покрывают ее расходы.

Одним из мощных инструментов эффективности ведения бизнеса является методика анализа безубыточности производства. Его еще называют анализом соотношения «затраты - объем - прибыль» (Cost - Volume - Profit, CVP анализ).

Этот вид анализа один из наиболее эффективных методов планирования и прогнозирования деятельности коммерческой организации, выявляющий оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом продаж, помогающий минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут более глубоко оценить финансовые результаты и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы

коммерческой организации.

Учитывая тот факт что каждая коммерческая организация имеет свою индивидуальность и специфику деятельности, проведение анализа поведения затрат и взаимосвязи затрат, оборота и прибыли необходимо детализировать такие значимые характеристики, как: цель анализа, задачи анализа и источники информации.

Целью анализа взаимосвязи затрат, оборота и прибыли является повышение эффективности хозяйственной деятельности на основе оценки зависимости между объемом производства, себестоимостью и прибылью. Также в процессе анализа необходимо оценить и выявить резервы повышения эффективности использования применяемых ресурсов в процессе производственной деятельности и продажи продукции.

В современных условиях рыночной экономики затраты на производство представляют собой один из основополагающих качественных показателей производственной деятельности предприятий и их структурных подразделений. Как мы уже указывали, от уровня объема затрат зависит финансовый результат (прибыль или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующего субъекта.

Показатель затрат на производство выпускаемой продукции позволяет оценивать работу коммерческой организации не только с качественной стороны, но одновременно отражает и количественные итоги его работы, так как значительное снижение затрат на производственную деятельность, в первую очередь, достигается путем наращивания объемов выпуска продукции, что напрямую связано с правильным управлением производственным коллективом и технологическими процессами организации.

Определение факторов снижения затрат на производственную деятельность является важнейшим этапом развития экономики любой коммерческой организации, базисом для соизмерения доходов и расходов.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что анализ затрат играет важную роль в системе управления коммерческой организацией. Как показывает практика, без правильной оценки реальной себестоимости нельзя грамотно управлять деятельностью коммерческой организации, а правильная оценка себестоимости возможна лишь при эффективном управлении затратами.

Целью анализа объема выпуска продукции (оборота) является выявление факторов роста объема производства продукции, формирование ассортимента продукции (работ, услуг), расширение доли рынка при максимальном использовании производственной мощности, составление прогноза развития производственной деятельности.

Определяя цель анализа прибыли необходимо акцентировать внимание на определении величины чистой прибыли, стабильности основных составляющих показателей прибыли и анализе их динамики, а также выявлении резервов роста показателя прибыли на всех этапах её формирования. Основные задачи анализа взаимосвязи затрат, оборота и прибыли представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Основные задачи анализа взаимосвязи затрат, оборота и прибыли

Принятие эффективных управленческих решений невозможно без своевременной, объективной и достоверной информации. Основные источники информации для проведения анализа взаимосвязи затрат, оборота и прибыли представлены на рисунке 2.

Источники информации для проведения С\Т анализа

-учетные источники информации: данные б^'хгалтерского \"чета и отчетности, управленческого учета и внутренней отчетности, статистического ^чета и отчетности.

тп трут !гптт,| ри гт г. ттттттт! информации: материалы постоянно действующих производственных совещаний; собраний трудовых коллективов и акии онеров; информация статистических органов, публикуемая в статистических органах и

-дополнительная, представляемая по запросам пользователя на коммерческих условиях научно - техническая информация о современных мировых и отечественных

-информация о технико-техиолотическихвозможностяхпроизводителейи конкурентов; пенах на продукцию и сырье на нее: сырьевом рынке:

-информация о возможных рынках сбыта и их емкости: возможностях внутреннего и внешнего финансирования, платежеспособности потребителя:

- отчетные и плановые калькуляции себестоимости;

- прайсы на продукцию (работы, услуги) организации и др.

Рисунок 2 - Источники информации для проведения СУР-анализа

Значимость информации для анализа поведения затрат и взаимосвязи затрат, оборота и прибыли в современных условиях неоспорима. На основе предоставленной и уже обработанной информации менеджментом коммерческой организации принимаются управленческие решения необходимые для планирования, контроля за затратами, относительности объема выпускаемой продукции, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства.

Информация для анализа поведения затрат носит оперативный характер, а результаты анализа поведения затрат и взаимосвязи затрат, оборота и прибыли являются коммерческой тайной.

Проведение данного вида анализа взаимосвязано с операционным анализом. Операционный анализ хорошо согласуется с калькулированием себестоимости директ-костинг (на основе переменных затрат) и расширяет возможности бюджетирования и оптимизации ассортиментной политики.

Модель управления прибылью, учитывающая функции затрат в традиционном подходе к калькулированию с полным распределением затрат, имеет следующий вид:

П = N (Ц - С), (1)

где, П - прибыль;

N - количество продаж (выручка);

С - себестоимостью.

Данная модель не отражает зависимости между ко-

личеством продукции и себестоимостью, а показывает лишь изменения в производстве. Следовательно, эта модель плохо подходит для принятия управленческих решений в условиях изменчивости объема продаж.

Модель управления прибылью, учитывающая поведение затрат, реагирует на изменения в объемах продаж [1, с. 97]:

П = Вч х Км.вал - Зпост, (2)

где, Вч - выручка чистая;

Км.вал - коэффициент маржи валовой;

Зпост - постоянные затраты.

С помощью операционного анализа можно решить широкий спектр управленческих задач [2]:

- оценить чувствительность прибыли к изменению основных показателей факторов, формирующих ее уровень;

- прогнозировать уровень показателей рентабельности на основе расчета запаса финансовой прочности;

- оценить предпринимательский риск;

- выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;

- оценить результаты начального периода функционирования новой фирмы или прибыльность инвестиций;

- разработать наиболее выгодную для коммерческой организации ассортиментную политику в сфере производства и продажи готовой продукции.

Однако, процесс планирования затрат и прибыли с использованием операционного анализа накладывает и определенные ограничения [1, с. 98]. Ограничения при использовании операционного анализа представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Ограничения при использовании операционного анализа

Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности коммерческой организации:

- критический объем производства и продажи товаров;

- порог рентабельности;

- запас финансовой прочности.

С помощью СУР-анализа коммерческая организация может определить выручку, при которой она не имеет убытков, но и пока не получает прибыли, такой результат получил название критической точки. Экономические методы используемы для определения критической точки - это графический метод, метод формул и метод маржинальной прибыли.

Таким образом, объем (точка) безубыточности (порог рентабельности) - это объем продаж, при котором выручка равна совокупным затратам, т.е. нет ни прибыли, ни убытков. Можно заметить, что в точке где маржинальный доход равен постоянным затратам определяется точка безубыточности.

Рассмотрим графический метод нахождения точки безубыточности (рисунок 4).

Рисунок 4 - График безубыточности

На рисунке наглядно продемонстрировано, что точка, в которой линия выручки от продаж пересекает линию совокупных затрат и есть та самая точка равновесия, в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Область находящаяся ниже данной точки является убытком. Область, которая лежит выше точки безубыточности - приносит прибыль коммерческой организации.

Точку безубыточности можно определить и с помощью формулы (3):

ТБ = Спост : (Ц - Спер ) (3)

где, ТБ - точка безубыточности; Спост - общая сумма постоянных затрат; Ц - цена измерения единицы работы; Спер ед - переменные затраты на единицу работы. Таким образом, точка безубыточности находится как частное от деления суммы постоянных затрат на разность между ценой и переменными затратами на единицу продукции.

На концепции маржинальной прибыли основан третий способ определения точки безубыточности. Следует заметить, что маржинальная прибыль (доход) - это результат от продажи продукции после возмещения переменных расходов (формула 4).

МД = В - Зпер, (4)

где, МД - маржинальный доход; В - выручка от продажи; Зпер - переменные затраты.

Если из суммы маржинального дохода отнять сумму постоянных затрат, то получим сумму операционной прибыли (формула 5).

ОП = МД - Зпост, (5)

где: ОП - операционная прибыль; З пост - постоянные затраты.

Точка безубыточности может быть определена как точка, в которой операционная прибыль равна нулю, или точка, в которой маржинальный доход равен сумме постоянных затрат. Что касается маржинального дохода, его расчет на конкретном предприятии позволяет получить следующие результаты [2]:

- маржинальный доход равен нулю. В этом случае выручка от продаж покрывает только переменные расходы, т.е. коммерческая организация работает с убытком, равным сумме постоянных издержек;

- маржинальный доход меньше нуля, если выручка покрывает переменные расходы и часть постоянных затрат;

- маржинальный доход равен постоянным издержкам. В такой ситуации выручки достаточно, чтобы возместить все постоянные и переменные расходы, но прибыль при этом равна нулю;

- маржинальный доход больше постоянных расходов. Это означает, что деятельность коммерческой организации прибыльна, т.е. выручка не только покрывает общую сумму всех расходов, но и образует прибыль.

Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные организации в своей практической деятельности используют такие показатели, как средняя величина и норма маржи-

нального дохода. Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в объеме продаж (для отдельного изделия) или доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Использование этих показателей способствует быстрому решению некоторых задач, например определению размера прибыли при различных объемах выпуска [3, с. 410].

Операционный анализ тесно связан с понятием производственного (операционного) рычага, сила воздействия которого определяется отношением маржинального дохода к валовой прибыли. Этот показатель указывает на степень чувствительности валовой прибыли к изменению объема производства и отражает степень производственного риска. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводит к существенному изменению валовой прибыли.

Эффект производственного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг приводит к еще более интенсивному колебанию финансового результата (прибыли или убытка) [8-13]. Действие данного эффекта связано с неодинаковым влиянием переменных и постоянных затрат на конечный финансовый результат при изменении объема производства и продажи продукции. Если порог рентабельности пройден, то доля постоянных издержек в суммарных расходах снижается и сила воздействия производственного (операционного) рычага падает. Наоборот, повышение удельного веса постоянных издержек усиливает действие производственного рычага. Можно сказать, что сила воздействия производственного рычага - это объективный фактор, выражающий уровень предпринимательского риска.

Следует уточнить, что на данном этапе анализа рассматривается не какое-либо одно сложившееся, а любое возможное соотношение между затратами, продажами и прибылью. Такой анализ представляет собой ситуационное моделирование, при котором исследуется влияние изменения тех или иных факторов на значение точки безубыточности и (или) величину прибыли с учетом того, что возможно как изолированное воздействие каждого фактора, так и одновременное изменение двух и более факторов [14, с. 197].

Таким образом, цель анализа безубыточности (Cost volume profit analysis), или CVP анализа, - установить, что произойдет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объем производства изменится.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кукукина И.Г. Управленческий учет. Управление затратами. Управленческий анализ : учебник / И.Г. Кукукина. - М. - Высшее образование, 2008. - 418 с. -ISBN 978-5-9692-0259-7

2. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности учебник / О.И. Аверина, В.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова и др.. - М. : КНОРУС, 2012. - 432 с. - ISBN 978-5-406-00883-6.

3. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева и др.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2011. - 712 с. - ISBN 978- 5-40600730-3.

4. Nikiforova E.V. Paradigm of public reporting of economic entities. World Applied Sciences Journal. 2014. № 29. С. 667.

5. Шнайдер В.В. Управленческий учёт: проблемы и решения налоговых расчётов // Вектор науки

Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 1 (16). С. 104-106.

6. Боровицкая М.В. Роль управленческого учета и отчетность в выборе стратегии деятельности организации // Вестник СамГУПС. 2009. Т. 1. № 6. С. 84а-91.

7. Васильчук О.И., Голиков О.И., Филатова Е.В. Управленческий учет на предприятиях химической промышленности. Монография. Тольятти, 1999.

8. Назарова А.Н. Разработка процесса постановки системы управленческого учета и управленческой отчетности в организации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 174-178.

9. Голощапова Л.В. Учет экономического потенциала в системе стратегического управления промышленным предприятием // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

управление. 2013. № 1 (12). С. 32-34.

10. Игошина Ю.А. Содержание управленческой отчетности и этапы её постановки // Вестник НГИЭИ. 2012. № 7. С. 13-28.

11. Кузнецова Н.Л., Волкова А.А. Бухгалтерский учет у субъектов малого предпринимательства: современное состояние, проблемы и основные направления развития // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 18. С. 132-143.

12. Булавко О.А., Крепчук Е.И. «Директ-костинг» как важнейшая подсистема управленческого учета // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 33-36.

13. Комплексный экономический анализ предприятия / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. - СПб.: Питер, 2012. - 576 с.: ил. - ISBN 978-5-459-00934-7.

THEORETICAL ASPECTS OF COST BEHAVIOR ANALYSIS AND RELATIONSHIP COSTS,

TURNOVER AND PROFIT

© 2014

O.V. Schneider, candidate of economic sciences, associate professor analysis and audit

N.S. Abramova, student

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The management of upper management in practice, commercial organization has to take a wide range of management decisions. Every decision concerning prices, cost, sales volume and structure, ultimately affecting the financial result. Simple and highly accurate way to determine the interrelationship and interdependence between these categories is CVP analysis.

Keywords: costs, output, profits, CVP analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.