Научная статья на тему 'Теоретическая модель становления психологической культуры студентов вуза'

Теоретическая модель становления психологической культуры студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
87
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ / ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куликова Ксения Андреевна, Егорова Татьяна Евгеньевна

В статье рассматриваются теоретические основания к исследованию психологической культуры специалиста. Используется логика гносеологического и онтологического подходов к анализу сущности психологической культуры как основания для моделирования условий ее становления в практике обучения студентов вуза. Теоретическая модель становления индивидуальной психологической культуры студентов представленауправляемой педагогической деятельностью, студенческим самоуправлением и разворачивающимся в пространстве и времени поэтапным процессом становления индивидуальной психологической культуры личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куликова Ксения Андреевна, Егорова Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель становления психологической культуры студентов вуза»

12. Helms J.E. Some better practices for measuring racial and ethnic identity constructs // Journal of Counseling Psychology. 2007. Vol. 54, № 3. P. 235-246.

13. Howard J. A. Social psychology of identities // Annu. Rev. Sociol. 2000. Vol. 25. P. 367-393.

14. Johnson J.M., Lambie G.W. Ethnic identity and social-cognitive maturity in a multicultural group experience // Counselor Education and Supervision. 2013. Vol. 52, № 3. P. 193-206.

15. Marcia J.E. Development and validation of ego-identity status // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. Vol. 3, № 5. P. 551-558.

16. Marcia J.E. Identity and psychosocial development in adulthood // Identity: An International Journal of Theory and Research. 2002. Vol. 2, № 1. P. 7-28.

17. Ong A.D., Fuller-Rowell Т.Е., Phinney J.S. Measurement of ethnic identity: Recurrent and emergent issues // Identity: An International Journal of Theory and Research. 2010. Vol. 10, № 1. P. 39-49.

18. Phinney J.S. Ethnic identity in adolescents and adults: Review of research // Psychological Bulletin. 1990. Vol. 108, № 3. P. 499-514.

19. Phinney J.S. The Multigroup ethnic identity measure: A new scale for use with diverse groups // Journal of Adolescent Research. 1992. Vol. 7, № 2. P. 156-176.

20. Phinney J.S., Ong A.D. Conceptualization and measurement of ethnic identity: Current status and future directions // Journal of Counseling Psychology. 2007. Vol. 54, № 3. P. 271-281.

21. Ponterotto J.G., Park-Taylor J. Racial and ethnic identity theory, measurement, and research in counseling psychology: Present status and future directions // Journal of Counseling Psychology. 2007. Vol. 54, № 3. P. 282-294.

22. Quintana S.M. Racial and ethnic identity: Developmental perspectives and research // Journal of Counseling Psychology. 2007. Vol. 54, № 3. P. 259-270.

23. Syed M., Walker L.H.M., Lee R.M., Umana-Taylor A.J., Zamboanga B.L., Schwartz S.J., Armenta B.E., Huynh Q.-L. A two-factor model of ethnic identity exploration: Implications for identity coherence and well-being // Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 2013. Vol. 19, № 2, P. 143154.

24. Umana-Taylor A.J., Yazedjian Аю, Bamaca-Gomez M. Developing the ethnic identity scale using Eriksonian and social identity perspectives // Identity: An International Journal of Theory and Research. 2004. Vol. 4, № 1. P. 9-38.

25. Williams M., Husk K. Can we, should we, measure ethnicity? // International Journal of Social Research Methodology. 2013. Vol. 16, № 4. P. 285-300.

26. Yoon E. Measuring ethnic identity in the Ethnic Identity Scale and the Multigroup Ethnic Identity Measure-Revised // Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 2011. Vol. 17. - № 2. -P. 144-155.

K.A. Куликова Т.Е. Егорова

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основания к исследованию

психологической культуры специалиста. Используется логика гносеологического и онтологического подходов к анализу сущности психологической культуры как основания для моде-

© Куликова К.А., Егорова Т.Е., 2013

лирования условий ее становления в практике обучения студентов вуза. Теоретическая модель становления индивидуальной психологической культуры студентов представлена управляемой педагогической деятельностью, студенческим самоуправлением и разворачивающимся в пространстве и времени поэтапным процессом становления индивидуальной психологической культуры личности студента.

Ключевые слова: психологическая культура, модель становления психологической культуры, онтологический подход.

Профессиональная деятельность сегодня все чаще и острее напоминает нам о ее истинном значении в жизнедеятельности общества. Неоспоримо, что в центре оценки качества профессионального труда должен стоять человек с его правом на здоровье, достойную и полноценную жизнь, однако в реальности мы продолжаем сталкиваться с обратным явлением. Отсутствие «святости в труде» - это не столько результат качества профессиональных знаний и умений специалиста. Это прежде всего результат низкого уровня его психологической культуры (ПК), что препятствует выработке тех устойчивых нравственных принципов, которые бы смогли «одухотворять» профессиональную деятельность специалиста, придавая ей ценность - служение людям. Развитие ПК человека, позволяющей ему самоопределяться в духовных и нравственных ценностях, выращивать в себе человека-специалиста, сегодня видится в числе наиболее значимых задач системы образования. Однако должные приоритеты в проектировании и создании соответствующей развивающей среды для полноценного решения этих задач пока еще не расставлены. Одна из причин этому - недостаточная теоретико-методологическая проработка вопросов самой сущности ПК личности и психолого-педагогического сопровождения процесса ее становления в вузе. В цели нашего исследования входило определить теоретико-методологические основания для проектирования рабочей модели становления индивидуальной ПК студента в процессе их профессиональной подготовки в вузе.

Анализ имеющегося в науке опыта исследования ПК личности показал, что выведенные понятия и модели психологической культуры опирались на: а) общекультурные требования к взаимодействию людей в разных средовых условиях их жизнедеятельности (О.И. Мотков, 1993; JI.C. Колмогорова, 2002; Т.Е. Егорова, 2007 и др.); б) общекультурные требования к взаимодействию людей в профессиональной среде (Ф.Ш. Мухаметзянова, 1997; Н.И. Лифинцева, 2002; В.В. Семикин, 2004, A.A. Леженина, 2007 и др.); в) общекультурные требования к выполнению задач профессиональной деятельности (Н.Т. Селезнева, 1997; Г.И. Марасанов, Т.Э. Зингер, 1998 и др.). Решение разных эмпирических задач, своя исследовательская логика приводили авторов к разному пониманию сущности ПК и определению ее содержательных характеристик. Большинство авторов к определению ПК подходили с позиции феноменологической логики. Например, О.И. Мотков определяет ПК как комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений [3]. Т.Н. Селезнева рассматривала ПК как интегративное целостное, многокомпонентное образование личности, выполняющее проектно-регулирующую функцию психики в профессиональной деятельности, самоактуализации и управлении [5]. В исследованиях Т.Е. Егоровой под ПК рассматривались те свойства личности, которые позволяют ей организовывать

свою жизнедеятельность, согласуя ее с природными, социальными, духовно-нравственными нормами взаимодействия с окружающим миром. В структуре ПК автор видит «гуманистическую и экологическую направленность сознания личности, что позволяет специалисту ориентировать свои профессиональные действия и поведение на нравственные общечеловеческие ценности, логику «субъект-субъектных» отношений с окружающим миром» [1, с. 12]. В.В. Семикин поднимая вопрос сущности ПК говорит о «мере человечного в человеке» [6]. Если культурологическая составляющая данного понятия дает нам понимание о духовно-нравственном потенциале человека, то психологическая составляющая свидетельствует о владении человеком теми средствами и способами, которые позволяют этому потенциалу реализоваться в жизни и профессиональной деятельности.

Применение онтологического подхода позволили нам обратиться к ПК не только как данности, представленной в особенностях самосознания человека, но и как к системному явлению, порождаемому в процессе познавательного и деятельного взаимодействия человека с окружающей средой [2, 4]. Такой средой для студентов может быть семейная, образовательная, профессиональная, этнокультурная, духовная (религиозная), информационная, природная среда, которая сама может быть носителем ПК или условием, ее порождающим. Этой средой также может стать и сам человек как объект восприятия, познания и развития. Данный подход, с одной стороны, дает основание рассматривать ПК в контексте присвоения личностью культурно-исторических способов человеческой деятельности, направленных на восприятие и произвольную регуляцию телесных и эмоциональных состояний, познавательных процессов и состояний сознания, включая поведенческие акты, ориентирующие человека на гуманистические и экологические ценности [2]. С другой стороны, позволяет исследовать те условия, при которых происходит порождение процесса присвоения студентами ПК. Согласно данной логике, становление ПК представляется разворачивающимся в пространстве и времени процессом присвоения человеком психологических культурных ценностей и способов жизнедеятельности в результате его активного взаимодействия со средой, когда человек и среда начинают представлять собой «совокупный субъект» своего развития, внутри которого складываются разные типы отношений [4].

Онтологическое порождение психологической культуры принимает характер циклического процесса, каждый из которых включает в себя ряд этапов [2; 4]. На первом этапе субъект обнаруживает, что он не такой, как другие, т.е. возникают анизотропные отношения, которые можно представить формулой «у меня нет того качества, которое есть у других». Второй этап - это этап нерефлексируемого отношения к ПК, когда появляется желание иметь то, что человек обнаруживает в других (новый способ восприятия, метод управления своими эмоциями и т.п.). Третий этап мы назвали этапом мотивированного отношения к психологической культуре, когда человек, в нашем случае, студент, желает и имеет возможность упражняться в том, что, как он считает, для него стало значимым. Четвертый - этап рефлексивной интериоризации, на этом этапе студент присваивает психологически культурный способ деятельности, видит его ценность и смысл, воспроизводит и оценивает качество своего воспроизведения. Здесь он становится субъектом своей активности по присвоению и закреплению усваиваемого психологического содержания в общении и деятельности. Пятый - этап экстериоризации содержания и способов деятельности, на этом этапе студент пе-

реносит усвоенный способ в разные сферы отношений, в общение в семье, с друзьями, в профессиональную практику. Шестой - этап субъективации содержания и способов психологической культуры. Здесь студент не только носитель ПК, но и ее транслятор, здесь он становится субъектом, способным к обучению других способу воспроизведения ПК. Именно завершающие цикл этапы свидетельствуют о появлении новообразования в психике человека, говорят о происшедших изменениях в потребностной, ценностно-смысловой сфере личности. На седьмом этапе приобретенное новообразование становится новым условием для порождения новых анизотропных отношений, но уже на другом более высоком уровне или на другом материале ПК. Выделенные этапы позволили увидеть не только внутренние условия приобщения человека к ПК, но и внешние условия, к которым мы отнесли образовательную среду вуза. Кроме того, выделенные этапы были использованы в качестве критерия оценки условий для решения общей задачи повышения ПК студентов в вузе, и нашли свое отражение в нашей теоретической модели становления индивидуальной ПК студента.

Опираясь на вышесказанное, мы искали такие формы взаимодействия студентов и педагогов, которые бы способствовали прохождению ими всех этапов становления ПК. Такой формой стало самоуправление в вузе и внедренный в его деятельность психологический клуб. В результате многолетнего исследования мы могли убедиться в ценности такой формы работы со студентами. Она органично дополнила традиционные формы, ориентированные на гносеологический подход и знаниевые технологии обучения. В целом теоретическая модель представлена нами внешними условиями: формализованной и неформализованной средой. В формализованную среду включены общекультурный и профессиональный циклы дисциплин, где могут создаваться условия для прохождения первых этапов становления ПК. Неформализованная среда также может быть носителем ПК, к ней можно отнести не только студенческое сообщество, но сообщество педагогов, саму организационную культуру учреждения. Однако неуправляемые спонтанные процессы приобщения студентов к ПК не решают проблемы, оставляя студента на нерефлексируемом этапе присвоения ПК. Между формализованной и неформализованной средой мы выделяем орган студенческого самоуправления, центральную роль в котором играет психологический клуб. Психологической клуб - это та среда, в которой студенты имеют возможность проявлять внеучебную активность. Здесь могут создаваться условия для протекания всех этапов становления ПК, в том числе и завершающих. Усвоенные ранее психологические знания и умения студент может закреплять в разных ситуациях группового взаимодействия, что редко удается достигать в условиях формализованной среды. Здесь студент поставлен в ситуацию самоопределения, что делает его субъектом саморазвития своей ПК.

Сам процесс целенаправленного становления ПК студентов вуза в нашей модели представлен общекультурными требованиями к специалисту, собственно процессом поэтапного становления ПК и результатом, предполагающим ценностное (гуманистическое, экологическое) отношение человека к другим, окружающему миру, к себе. Преломляясь в профессиональную деятельность, такое отношение и создает условие для выработки социально значимой духовно-нравственной установки специалиста, ориентирующей его на служение людям. Представленная модель стала основанием для разработки организационно-

программного, психолого-педагогического и психотехнологического обеспечения процесса становления психологической культуры студентов вуза в клубной деятельности.

Библиографический список

1. Егорова Т.Е. Психологическая культура руководителя: учеб. пособие / Т.Е. Егорова - Н.-Новгород: ВВАГС, 2003. - 164 с.

2. Егорова Т.Е. Психологическая культура: теоретический анализ и практика становления: Монография / Т.Е. Егорова - Н.-Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2006. - 286 с.

3. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие / О.И. Мотков. - М., 1993.-96 с.

4. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии / В.И. Панов - М.: Наука, 2004. - 197 с.

5. Селезнева Н.Т. Психологическая культура руководителя // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2006. - № 1. - С. 160-164.

6. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека: монография / В.В. Семикин. -СПб.: Союз, 2002. - 156 с.

C.B. Лихачев

СЛОВО В УТИЛИТАРНОМ ДИСКУРСЕ

Аннотация. Статья посвящена лексическим и словообразовательным особенностям функционирования слов в утилитарном дискурсе. Автор реилает вопрос об особенностях функционирования слова без речевого контекста. В предметном контексте слово обнаруживает конкретные значения, в том числе новые. Кроме того, в утилитарном дискурсе образуются новые слова.

Ключевые слова: слово, текст, дискурс, значение, словообразование.

Утилитарный дискурс представляет собой управляющее повседневными действиями человека для решения его собственных задач поле взаимосвязанных, позиционируемых на неоплачиваемом пространстве: указателях, ценниках, табличках и т.д., - текстов, в которых письменная часть функционально и семантически взаимодействует с расположенным в актуальной доступности предметом антропогенного происхождения (артефактом). Таким образом, утилитарный дискурс выделен по используемому каналу коммуникации [4, с. 66-67]: письменность во взаимодействии с предметом. Утилитарным текстом называется речевое произведение в утилитарном дискурсе, даже состоящее из одного слова.

Утилитарный в таком контексте значит имеющий отношение к предмету, вторичный по отношению к предмету. Утилитарный дискурс имеет точки соприкосновения с письменными формами рекламы, но не тождествен ей, и подобные факты лингвисты уже отмечали, обращаясь к изучению «письменных жанровых форм, появившихся на улицах города в последнее время. Это городские плакаты нерекламного характера и реплики-наклейки» [2, с. 257].

© Лихачев C.B., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.