REFERENCES
1. Babushkin, G.D. and Yakovykh, Yu.V. (2009), "Experimental justification of a technique of increase in a noise stability of basketball players to the forcing-down competitive factors", Sports psychologist, No. 1, pp. 68-72.
2. Eliseev, E.V. (2003), Noise stability of an organism of the athlete: structure, mechanisms, adaptation: monograph, Ecohouse, Chelyabinsk.
3. Ivoylov, A.V. (1986), Noise stability of movements of the athlete, Physical culture and sport, Moscow.
4. Likhachev, S.A. and Kachinsky, A.N. (2010), "Scientific and methodical ensuring training process: physiological justification of new technologies", Military medicine, No. 1, pp. 119-125.
5. Shibayev, A.V. and Strelnikova, I.V. (2009), "Improvement of training of football arbitrators on the basis of the level of development of their psychophysiological qualities", Sports and improving technologies in the XXI century: Materials II of the All-Russian scientific and practical conference, Issue 2, MGAFK, Malakhovka, pp. 218-223.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.11.2016
УДК 159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КЛУБНОЙ РАБОТЫ НА КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА И ЕЁ СТАНОВЛЕНИЕ
Ксения Андреевна Куликова, заместитель исполнительного директора,
АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад», г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается новая научная идея о возможности создания психолого-педагогических условий становления психологической культуры студентов вуза в условиях клубной деятельности и представлены результаты эмпирического исследования её становления. Доказательствами данной научной идеи являются качественные изменениями в разных компонентах индивидуальной психологической культуры человека и появление новых способов саморегуляции в разных сферах самосознания (телесной, эмоциональной, интеллектуальной, личностной, духовно-нравственной), которые обеспечивают позитивные изменения в эмоциональном и психофизиологическом состоянии человека, в его самоотношении, во взаимоотношениях с самим собой, окружающим социокультурным и природным миром.
Ключевые слова: психологическая культура, клубная деятельность, становление психологической культуры, компоненты психологической культуры.
STUDY OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CLUB WORK INFLUENCE ON COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS AND ITS FORMATION
Kseniya Andreevna Kulikova, the deputy executive director, Autonomous non-profit organization "Strategicpartnership "North-West", St. Petersburg
Annotation
The new scientific idea on providing the background for the psychological and educational conditions of students' culture formation under the club activity conditions has been worked out in this article, as well as the results of empirical research of its development. Qualitative changes in different components of the individual psychological human culture and new ways of self-adjustment in various spheres of self-comprehension (like corporeal, emotional, intellectual, personal, moral and spiritual spheres) proved the possibility of the idea mentioned. Various spheres of self-comprehension facilitates the positive changes in the emotional and psychophysiological human condition, in self-attitude, self-interrelationship and relations with social-cultural and nature world.
Keywords: psychological culture, club activity, psychological cultures formation, psychological
cultures components.
ВВЕДЕНИЕ
В связи с изменениями в системе образования отечественная высшая школа перешла на новые государственные образовательные стандарты. В числе требований к профессиональным компетенциям выпускников вуза - требование к их психологической культуре. Неоднозначность представлений о сущности психологической культуры и условиях ее повышения в практике образования [1; 2; 4], а также существующие в вузе организационные и методические ограничения не способствуют выработке необходимой стратегии и тактики становления психологической культуры студентов. [3].
Аудиторные формы работы очень быстро исчерпывают свои возможности, оставляя знания и умения, применение которых требует продолжения формирующего и воспитательного воздействия. Актуальной проблемой становления психологической культуры студентов вуза является поиск факторов и условий, позволяющих преодолевать эти недостатки в присвоении студентами психологических знаний и умений [5].
Решение этой проблемы мы увидели в возможностях студенческих сообществ, чаще всего представленных в виде клубных объединений (студенческих школ актива, студий), в которых также могут создаваться ситуации становления психологической культуры студентов [7], в частности, в создании студенческого психологического клуба.
МЕТОДИКА
Для выявления потребностей студентов в подобных психологических клубах был проведен опрос студентов нескольких вузов Нижнего Новгорода: НИУ РАНХиГС, ННГАСУ им. Р.Е. Алексеева и ННГУ им. Н.И. Лобачевского. В опросе приняло участие 250 студентов. Почти 60% респондентов хотели бы посещать психологический клуб в своем вузе [8]. При этом, на наш взгляд, психолого-педагогические условия становления психологической культуры студентов в процессе клубной работы в вузе должны включать в себя: совокупность психологических условий (мотивация к самосовершенствованию и понимание его критериев, принятие себя как объекта и субъекта познания, реализация вновь открытых качеств в реальной жизнедеятельности, транслирование полученного опыта другим людям); психотехнологию группового взаимодействия студентов, в процессе которого создаются ситуации «проживания» психологического содержания и переживания человеком состояния единства с собой и окружающим миром [6].
Для проверки описанных выше гипотез мы использовали сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, применяли методы обобщения и моделирования. Для сбора эмпирических данных использовались стандартизированные методы: тест «Самоотношение» В.В. Столина и С.Р. Пантелеева; анкетные методы исследования - авторская анкета, которая опиралась на методику ценностных ориентаций М. Рокича. Для изучения изменений компонентов психологической культуры личности использовалась модифицированная анкета Т.Е. Егоровой. Сбор данных также осуществлялся с помощью структурированного интервью, позволяющего выявить изменения физического и психоэмоционального состояний, изменения, происходящие в отношении человека к другим людям, к природным объектам и к себе. Проверка гипотез так же осуществлялась с помощью включенного наблюдения, а так же контент-анализа «Дневников самонаблюдения».
Мы представляем результаты, полученные по модифицированной анкете Т.Е. Егоровой и тесту «Самоотношение» В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, которые отражают изменения компонентов психологической культуры личности.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Эмпирической базой исследования явились студенты и выпускники Нижегородского института управления (филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хо-
зяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации») в количестве 160 испытуемых в возрасте 17-21 года. Выборка в целом была поделена на контрольную (студенты, не принимающие участие в деятельности психологического клуба) - 70 человек, и экспериментальную (участники клубной деятельности) - 90 человек.
В контрольной группе студентов занятия по психологическим дисциплинам проводились в рамках программы обучения в вузе. Опытной проверке были подвержены четыре компонента психологической культуры: когнитивный, эмоционально-оценочный, процессуально-деятельностный и ценностно-смысловой, выделенные на основании теоретического анализа. Достоверные различия в выраженности показателей психологической культуры измерялись в начале и в конце учебного года с помощью коэффициента Стьюдента.
В ходе эксперимента и в контрольной («до» и «после» прохождения психологических дисциплин в традиционном образовательном процессе) и в экспериментальной группе («до» и «после» участия в мероприятиях психологического клуба) произошли изменения в выраженности компонентов психологической культуры.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ
В статье мы рассмотрим значимые изменения показателей компонентов психологической культуры в контрольной и экспериментальной группе спустя год обучения в вузе. Схематично это представлено на рисунке 1.
25 20 15 10 5 2 5,57 5,48 4,94 5,43 5,59 5,16 444 "2,75 П,05 —1,91 Г"2,19 П,81 Г"?,33 |Ц,81 ~1 И Н И И И 1 Н 1,1 1 4 8,1 4 1 1,8 9 6 ,6 1 7 1,9 5 ,3 3 7,36,336,15 №«38 1 1т
0 ЗФ ОФ ОЛК УСр УЛК ПИ ПСК 8 I II IV 3 6 7 □ КГ ПЭГ
Обозначения: ЗФ - осведомленность о своем физическом состоянии и психологических условиях сохранения здоровья; ОФ - уровень удовлетворенности своим физическим состоянием; интерес к миру других людей и природы, переживание ценностного отношения к другим людям и объектам природы; ОЛК - владение методами или системами самооздоровления; УСр - владение методами саморегуляции своих поведенческих характеристик и личностных качеств; УЛК - владение методами, улучшающими взаимоотношения с другими людьми; ПИ - осознание важности и наличие систематической практики развития своих познавательных способностей; ПСК - руководство в повседневной жизни правил ценностного отношения к другим людям и объектам природной среды; 8 - самоотношение (интегральный показатель); I - самоуважение (интегральный показатель); II -аутосимпатия (интегральный показатель); IV - самоинтерес (интегральный показатель); 3 - самопринятие; 6 -самоинтерес; 7 - самопонимание.
Рисунок 1 - Значимые изменения показателей компонентов психологической культуры в контрольной и экспериментальной группе спустя год обучения в вузе
Несмотря на безусловное влияние, на развитие психологической культуры таких факторов, как общеобразовательный учебный процесс, направленный на повышение общекультурного уровня студентов, формирования их общекультурных компетенций, полученные результаты исследования подтверждают эффективность проведенной работы, направленной на повышение психологической культуры студентов. В группе студентов, принимающих участие в мероприятиях психологического клуба, значимо увеличились следующие показатели: когнитивный компонент (осведомленность о своем физическом состоянии и психологических условиях сохранения здоровья: среднее значение в ЭГ составило - 5,57, а в КГ - 2,75, 1крит. = 1,97 при р < 0,05; 1крит. = 2,6 при р < 0,01); процессу-ально-деятельностный (отношение к своему физическому состоянию: среднее значение
ЭГ - 5,48; КГ - 2,05; интерес к другим: ЭГ - 4,94; КГ - 1,91, Цит. = 1,97 при p < 0,05; Цит. = 2,6 при p < 0,01); эмоционально-оценочный (владение методами саморегуляции: среднее значение ЭГ - 5,43; КГ - 2,19; владение методами, улучшающими понимание других: среднее значение ЭГ - 5,59; КГ - 1,81; Цит. = 1,97 при p < 0,05; ^рит=2,6 при p < 0,01); ценностно-смысловой (практика саморазвития: среднее значение ЭГ - 5,16; КГ - 2,33; уровень осознанности поступков и отношения к другим и природе: среднее значение ЭГ
- 4,44; КГ - 1,81; самоотношение (интегральный показатель): среднее значение ЭГ -21,00; КГ - 18,14; самоуважение (интегральный показатель): среднее значение ЭГ -11,86; КГ - 9,67; аутосимпатия (интегральный показатель): среднее значение ЭГ - 12; КГ
- 8,33; самоинтерес (интегральный показатель): среднее значение ЭГ - 7,38; КГ - 6,33; самопринятие: среднее значение ЭГ - 6,14; КГ - 5,05; самоинтерес: среднее значение ЭГ
- 5,95; КГ - 5,33; самопонимание: среднее значение ЭГ - 4,14; КГ - 3,38; при этом ^рит. = 1,97 при p < 0,05; t^. =2,6 при p < 0,01.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты и достоверность различия показателей по t-критерию Стьюдента нашего эмпирического исследования становления психологической культуры студентов в процессе клубной деятельности позволили утверждать об эффективности внедренной психотехнологии работы со студентами и создаваемых организационных и психолого-педагогических условий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волобуева, Н.М. Психологическая культура как условие развития жизнестойкости студентов : дис. ... канд. психолог. наук / Волобуева Н.М. - Белгород, 2012. - 183 с.
2. Дубровина, И.В. Психологическая культура школьников в контексте современного образования / И.В. Дубровина // Известия Российской академии образования. - 2010. - № 3. - С. 62-76.
3. Егорова, Т.Е. Становление психологической культуры: теория, эксперимент, практика : дис. ... д-ра психолог. наук / Егорова Т.Е. - Екатеринбург, 2007. - 438 с.
4. Колмогорова, Л. С. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования [Электронный ресурс] // Педагог. - 1997. - № 3. - URL : http://www.altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_3/at14.html. - Дата обращения 01.10.2016.
5. Куликова, К.А. Психолого-педагогические условия становления психологической культуры студентов вуза в клубной деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - URL: http://www.science-education.ru/113-11095. - Дата обращения 01.10.2016.
6. Куликова, К. А. Теоретическая модель становления психологической культуры студентов вуза / К.А. Куликова // Вестник университета / Государственный университет управления. - 2013. - № 23. - С. 264-268.
7. Куликова, К.А. Клубная деятельность как условие становления психологической культуры студентов вуза / К.А. Куликова, Т.Е. Егорова, О.А. Костина // Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета. - СПб., 2012. - С. 304-310.
8. Саркисян, Ю.В. Психологический клуб в вузе как способ формирования проактивной личности студента / Ю.В. Саркисян // Вестник Нижегородского института управления. - 2016. - № 3. - С. 35-38.
REFERENCES
1. Volobueva, N.M. (2012), The psychological culture as a condition of the development of stu-dents'resilience, dissertation, Belgorod.
2. Dubrovina, I.V. (2010), "The psychological culture of schoolboys in the context of modern education", Bulletin of the Russian Academy of Education, N 3, pp.62-76.
3. Egorova, T.E. (2007), The formation of psychological culture: theory, experiment, practice, dissertation, Yekaterinburg.
4. Kolmogorova, L.S. (1997), "The formation of psychological culture of the person as a landmark of modern education", Pedagog, No. 3, available at: http://www.altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_3/at14.html.
5. Kulikova, K.A. (2013), "The psycho-pedagogical conditions of formation of psychological culture of high school students in club activities", Modern problems of science and education, No. 6, available at: http// www.science-education.ru/113-11095.
6. Kulikova, K.A. (2013), "The theoretical model of formation of psychological culture of students of high school", Scientific Journal of University, No. 23, pp. 264-268.
7. Kulikova, K.A., Egorova, T.E. and Kostina, O.A. (2012), "The club activities as a condition of formation of psychological culture of students of high school", Proceedings of the International scientific-practical conference dedicated to the 215th anniversary of the Herzen University, pp.304-310.
8. Sarkisyan, Yu.V. (2016), "Psychological club in higher education institution as a way of formation of the pro-active identity of the student", Bulletin of the Nizhny Novgorod Institute of Management, No. 3, pp.35-38.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.11.2016
УДК 159.923.3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Юлия Николаевна Подгорная, аспирант, тренер-преподаватель, Владимир Михайлович, Карлышев, кандидат педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск, Оксана Васильевна Параскевич, тренер-преподаватель, МБУДО СДЮСШОР «Гармония» г. Челябинск
Аннотация
Статья содержит психологический профиль личности спортсменки по художественной гимнастике, где выявлены ведущие качества личности и особенности психики спортсменки для данного вида спорта. Приведены практические рекомендации по диагностике и коррекции выявленных профессионально-значимых качеств в процессе тренировочной деятельности спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой.
Ключевые слова: психоспортограмма, ведущие качества личности и психики спортсменок.
RHYTHMIC GYMNAST'S PSYCHOLOGICAL PROFILE
Yuliya Nikolaevna Podgornaya, the post-graduate student, coach, Karlyshev Vladimir Mikhailovich, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ural State University of physical culture, Chelyabinsk, Oksana Vasilievna Paraskevich, the coach, Specialized children and youth sports school of Olympic reserve, Chelyabinsk
Annotation
The article contains the psychological profile of the female athlete in rhythmic gymnastics, where the athlete's leading qualities and psychic peculiarities for the given sport are observed. Practical recommendations for the diagnosis and the correction of identified professionally significant qualities in the training activities of the rhythmic gymnastics athletes have been given.
Keywords: psychogram (psychic profile), leading personal qualities and psyche of the athletes.
Психологическая подготовка в спорте, описанная в трудах отечественных и зарубежных психологов, рассматривает подробный перечень объективных и субъективных факторов, обуславливающих формирование качеств личности и развитие психических функций под воздействием определённых видов человеческой деятельности. Содержательное описание подобных характеристик в спорте получило название «психоспорто-граммы» и имеет отличие в различных видах спорта. Однако, подобные характеристики в большинстве случаев касаются, в основном, условий и требований к достижению про-