Научная статья на тему 'Теоретическая модель формирования инженерно-технологической подготовки в будущей профессионально-педагогической деятельности'

Теоретическая модель формирования инженерно-технологической подготовки в будущей профессионально-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБУЧЕ- НИЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА / КЕЙС-МЕТОД / ЦЕЛЕВОЙ / СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ / РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОКИ / READINESS OF THE TEACHER TO ENGINEERING AND TECHNOLOGY EDUCATION / VOCATIONAL AND SIGNIFI CANT QUALITIES OF THE TEACHER / CASE METHOD / TARGET / TECHNOLOGY TRAINING / SUBSTANTIAL-PROCEDURAL / RESULT-EVALUATION UNITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова И. С.

В статье приводится теоретическая модель формирования инженерно-технологической подготовки будущих бакалавров профессионального обучения. Рассматриваются дидактические формы, методы и сред- ства формирования инженерно-технологической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL MODEL OF ENGINEERING AND TECHNOLOGY TRAINING IN FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY

The article presents the theoretical model of engineering and technological preparation of the future bachelors of the vocational training. Didactic forms, methods and means of formation of engineering and technological training are considered.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель формирования инженерно-технологической подготовки в будущей профессионально-педагогической деятельности»

УДК 378 UDC 378

И.С. ГАВРИЛОВА IS. GAVRILOVA

старший преподаватель, кафедра профессионального Senior Lecturer, Department of professional education and

обучения и бизнеса, Орловский государственный уни- business, Orel State University

верситет Е-mail: [email protected] Е-mail: irinagavrilova@autorambler. ru

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE THEORETICAL MODEL OF ENGINEERING AND TECHNOLOGY TRAINING IN FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY

В статье приводится теоретическая модель формирования инженерно-технологической подготовки будущих бакалавров профессионального обучения. Рассматриваются дидактические формы, методы и средства формирования инженерно-технологической подготовки.

Ключевые слова: технологии обучения, готовность педагога к инженерно-технологическому обучению, профессионально значимые качества педагога, кейс-метод, целевой, содержательно-процессуальный, результативно-оценочный блоки.

The article presents the theoretical model of engineering and technological preparation of the future bachelors of the vocational training. Didactic forms, methods and means offormation of engineering and technological training are considered.

Keywords: technology training, readiness of the teacher to engineering and technology education, vocational and significant qualities of the teacher, case method, target, substantial-procedural, result-evaluation units.

Развитие профессионального образования диктует новые условия обучения и становления молодого педагога. Современный процесс формирования конкурентоспособного бакалавра расширяет общепринятые рамки профориентационной работы.

Подготовка будущих педагогов профессионального обучения на основе блочно-модульного подхода рассматривается нами как вид системного обучения, направленный на выполнение профессионально значимых инженерно-технологических задач, расширение кругозора и углубление знаний на основе специально-професиональных дисциплин, принципов, подходов, социально-педагогических условий и учебных заданий при непосредственном использовании интерактивных форм и методов обучения.

Моделирование образовательного процесса позволит системно и комплексно подойти к проектированию педагогической системы с «наполнением» ее элементов конкретными дидактическими материалами, определением целей и задач, модульным содержанием и повышением уровня теоретического обобщения, реализацией внутренней и внешней обратной связи, предусматривающей овладение обучающимися профессиональными компетенциями для деятельности в социальной среде.

Профессиональная подготовка в вузе согласно ФГОС является целостной педагогической системой. Целостность инженерно-технологической подготовки означает, прежде всего, уровень развития системы про-

фессионального обучения, внутреннюю связь ее компонентов, их гармоническое взаимодействие. Особенность профессиональной инженерно-технологической подготовки бакалавров в том, что она является динамичной с относительной автономией структурных элементов. [2]

Процесс такой подготовки направлен на формирование у студентов инженерно-технологической компетентности. Для разработки системы взаимосвязанных мер по совершенствованию форм и методов инженерно-технологической компетентности у будущих бакалавров необходима новая теоретическая модель, отражающая современный уровень педагогической подготовки в вузе.

В ходе разработки теоретической модели формирования инженерно-технологической подготовки к будущей профессионально-педагогической деятельности были изучены концептуальные идеи ее разработки, учтен опыт обучения инженерным дисциплинам будущих специалистов по отрасли «агроинженерия» и учителя технологии; а также десятилетний опыт преподавания автором статьи дисциплины «Гидравлики и гидравлические машины» в Орловском государственном университете [1].

На основе проведенного исследования на факультете технологии, предпринимательства и сервиса Орловского государственного университета было выявлено, что разработанная авторская теоретическая модель позволила целостно изучить особенности формирования инженерно-технологической компетент-

© И.С. Гаврилова © I.S. Gavrilova

Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (61), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 5 - no. 61. 2014

ности у будущих бакалавров, которые заключаются в формах, методах, содержании, педагогических условиях, критериях и показателях. Таблица 1.

Данная теоретическая модель состоит из: целевого блока; социально-процессуального, в котором отражены принципы, подходы и педагогические условия; результативно-оценочного с критериями, уровнями и результатом.

Целевой блок системы формирования у студентов инженерно-технологической компетентности представлен единством цели и задач, комплексное решение ко -торых обеспечивает ее достижение.

Цель подготовки будущего педагога к инженерно-технологическому обучению направлена на формирование инженерно-технологической компетентности будущих бакалавров профессионального обучения и составляет основу проектирования ее содержания. Формирование компетенций способствует развитию профессионально значимых качеств будущего педагога. Для выполнения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

Содержательно-процессуальный блок представлен единством элементов содержательного (лекции, практические и лабораторные занятия, стандарты: ФГОС, учебные и рабочие программы по дисциплине «Гидравлика и гидравлические машины») и процессуального (формы обучения: блочно-модульная, интерак-

тивная; методы: кейс-метод, самостоятельной работы, упражнения, практический; средства: мультимедийные, тестирование, учебно-технические средства, электронные ресурсы) образования.

Итоги подготовки будущего бакалавра профессионального обучения отражаются в результативно-оценочном блоке, где представлены: критерии сформированности инженерно-технологической подготовки (мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный) и показатели: понимание социальной значимости профессии, совершенствование инженерно-технологического саморазвития, умение самостоятельно проектировать индивидуальную работу, рефлексия своих возможностей в освоении будущей профессии. Также разработали показатели и уровни в профессиональной деятельности.

В целом, готовность будущего педагога к инженерно-технологическому обучению характеризует степень мотивации изучения инженерных дисциплин, уровень понимания информационных технологий и уровень сформированности рефлексивных умений и способности к самоуправлению.

Особое значение в теоретической модели отводится инновационным методам, среди которых - кейс-метод. Данный метод позволяет приблизить студентов к решению задач в соответствии с реальной действительностью как в социальной среде, так и в образовании.

Таблица 1.

Теоретическая модель формирования инженерно-технологической подготовки к будущей профессионально-педагогической деятельности развитие профессионально значимых качеств педагога; формирование инженерно-технологической подготовки

Социальный заказ

Целевой блок

Цель: подготовка будущего педагога к инженерно-технологическому обучению

Задачи: 1. Развитие профессионально значимых качеств педагога, 2. Формирование инженерно-технологической подготовки

Содержательно-процессуальный блок

Содержательные

Процессуальные

Стандарты: ФГОС, учебные и рабочие программы по дисциплине «Гидравлика и гидравлические машины», содержание курса

Форма обучения: блочно-модульная, интерактивная;

Методы: кейс-метод; самостоятельной работы, упражнения,

практический;

Средства: мультимедийные, тестирование, учебно-технические средства, электронные ресурсы

Принципы

Общие дидактические: научности, последовательности, преемственности, перспективности, связи теории с практикой и др.

Профессионально-специальные: индивидуализация, дифференциация инженерно-технологической подготовки, интерактивности, трудовой подготовки, инженерно-профессиональной направленности, социальной адаптации

Подходы: системный, компетентностный, личностно-ориентированный

Педагогические условия:

социально-педагогические

организационно-педагогические,

профессионально-технологические,

Результативно-оценочный блок

Критерии сформированности инженерно-технологической подготовки

Мотивационный

Когнитивный

Деятельно стный

Рефлексивный

Показатели: понимание социальной значимости профессии, совершенствование инженерно-технологического саморазвития, умение самостоятельно проектировать индивидуальную работу, рефлексия своих возможностей в освоении будущей профессии

Уровни: низкий, средний, высокий Результат: готовность педагога к инженерно-технологическому обучению

Следует отметить, что теоретическая модель формирования инженерно-технологической подготовки к будущей профессионально-педагогической деятельности бакалавров профессионального обучения - соответствует целостной и развивающейся системе профессионально-педагогического образования, так как каждый ее блок и компоненты отражают требования ФГОС.

Таким образом, проведенное научное исследование показало, что формирование инженерно-

технологической подготовки будущего бакалавра профессионального обучения (по отраслям) возможно при соблюдении целеполагания и прогнозирования результата, при учете основных педагогических условий, позволяющих внедрение интерактивных форм и инновационных методов в обучение инженерной дисциплине «Гидравлика и гидравлические машины»; при выборе определенного вида деятельности будущего выпускника и его адаптации в социальной и педагогической среде.

Библиографический список

1. Гаврилова И.С. Блочно-модульное обучение будущих педагогов по дисциплине «Гидравлика и гидравлические машины». Педагогическая наука: теория и практика: коллективная монография. Под общей ред. В.Н. Правдюк, 2014. 136с. С. 85-99.

2. Правдюк В.Н. Инновационные подходы к подготовке педагога профессионального обучения Педагогическая наука: теория и практика: коллективная монография. Под общей ред. В.Н. Правдюк, 2014. 136с. С. 6-19.

References

1. Gavrilova I.S. Modular training of future teachers in the discipline "Hydraulics and hydraulic machines". Education science: theory and practice: collective monograph / under the General editorship of V.N. Pravdyuk, 2014. 136 p. Pp. 85-99.

2. Pravdyuk V.N. Innovative approaches to teacher's professional training Teaching science: theory and practice: a collective monograph. Under the General editorship of V.N. Pravdyuk, 2014. 136 p. Pp. 6-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.