УДК 378
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ГИДРАВЛИКА И ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ МАШИНЫ»
И.С. Гаврилова, В.Н. Правдюк
Рассматривается формы и методы, направленные на формирование инженерно-технологических компетенций у будущих педагогов профессионального обучения на примере дисциплины «Гидравлика и гидравлические машины».
Ключевые слова: формы, методы, профессиональное обучение, гидравлика, гидравлические машины, компетенции, блочно—модульное.
Необходимость подготовки будущих педагогов и, в том числе, педагогов профессионального обучения, предусматривает следующие цели:
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- обеспечить основы графической грамотности, технического мышления, пространственных представлений и конструкторских способностей.
- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить к освоению программ высшего профессионального образования [3, 6, 7].
Цель инженерно-технологического обучения направлена на формирование компетенций в инженерно-технологической области знаний у будущих бакалавров профессионального обучения и составляет основу проектирования ее содержания. Формирование компетенций способствует развитию профессионально-значимых качеств будущего педагога [3,4].
Фундаментальные основы специальных дисциплин базируются на двух концепциях: на концепции о материальном единстве окружающего нас мира и на концепции о единстве законов, которым подчиняются все материальные процессы.
Все явления и физические процессы, изучаемые по дисциплине «Гидравлика и гидравлические машины», находятся в определенной причинно-следственной связи друг с другом. Студентам, изучающих данную дисциплину, трудно при анализе сложных технических процессов проследить и выявить основные связи вследствие наличия целого ряда
дополнительных зависимостей. Поэтому преподавателю необходимо, прежде всего, отделить главные из них, тем самым создать некоторую упрощенную схему явления, абстракцию [6].
В блоке профессиональных дисциплин в соответствии с ФГОС дисциплина «Гидравлика и гидравлические машины» является одной из базовых. Она является основой изучения вопросов эксплуатации водоснабжения, сельскохозяйственной техники, гидроэнергетики, мелиорации земель, дорожно-мостового строительства и других. Кроме этого, важна роль гидравлических дисциплин в выполнении продовольственной и энергетических программ, охране окружающей среды, использовании водных ресурсов, при проектировании систем водоснабжения и канализации, гидравлических машин [1].
В стандарте прописаны компетенции, на основании которых преподаватель-предметник направляет внимание бакалавров на будущую профессиональную деятельность. Поэтому формирование у будущего педагога инженерно-технологического мышления происходит в процессе изучения различных специальных дисциплин. Это позволяет выполнить единую цель - профессиональную подготовку высококачественного, квалифицированного выпускника, готового к педагогической деятельности в профессиональных учебных учреждениях.
В целом инженерно-техническое обучение основывается на научном подходе, что позволяет расширить кругозор и углубить знания студентов. Наше исследование показало, что в современное вузовское обучение специальным дисциплинам требует внедрения инновационных технологий, позволяющих повысить качество подготовки бакалавра [6].
В целом опыт работы преподавателей кафедры профессионального обучения и бизнеса показал, что один из перспективных методов является кейс-метод как один из методов педагогических технологий [2]. Педагогическое обоснование внедрения кейс-метода состоит в необходимости подготовки студентов к таким типам профессиональной деятельности, которые требуют умения и навыков использования научного подхода к изучению инженерных технологий.
Педагогические технологии, в которых используется кейс-метод, сопровождают процесс обучения, предоставляя более широкие возможности коммуникации и более качественные материалы, что усиливает преподавание дисциплины «Гидравлика и гидравлические машины», совершенствуя преподавание, управление, исполнение, повышая эффективность обучения. Это способствует позитивному влиянию на ход обучения и положительно сказывается на педагогическом сотрудничестве.
В связи с этим автор обращает внимание на необходимость введения блочно-модульного обучения будущих педагогов, изучающих
инженерные дисциплины, как одной из ведущей в настоящее время форм обучения.
Экспериментальная работа, проводимая на факультете по выявлению эффективных форм обучения специальным инженерным дисциплинам, показала, что внедрение в учебный процесс по блочно-модульному обучению наилучшим образом повышает уровень подготовки будущих педагогов по направлениям подготовки 051000.62 профессиональное обучение «Агроинженерия» и 050100. 62 педагогическое образование «Технология».
Особенности использования технологии блочно-модульного обучения по дисциплине«Гидравлика и гидравлические машины» в том, что оно базируется на единстве принципов системности, научности, проблемности, систематичности, модульности и другие. Теоретическая и практическая значимость блочно-модульного обучения состоит в том, что оно рассматривается в комплексе и имеет целевой, содержательный и результативный компоненты;также принципы, формы, методы, способы проектирования содержания обучения, системы задач и упражнений, конструирование дидактических материалов и балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний.
Учебный процесс по блочно-модульному обучению основан на специальных дидактических средствах, направленных на развитие у студентов умений самостоятельно добывать и непрерывно повышать знания, с учетом общедидактичеких принципов обучения и подходов (системного, личностно-ориентированного, дифференцированного и других).
Предлагаемое нами блочно-модульное обучение по дисциплине «Гидравлика и гидравлические машины» имеет достаточно высокие положительные результаты:
во-первых, повысилась мотивация обучения у студентов, возрос интерес к дисциплине, стремление к получению высоких оценок (баллов), из которых складывается их результативная оценка. Можно констатировать факт повышения посещаемости, уровень самостоятельной работы;
во-вторых, внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения позволило усилить педагогическое сотрудничество, что облегчает работу преподавателя в проведении контроля уровня знаний студентов;
в-третьих, внедрение кейс-метода позволило повысить самостоятельную и творческую деятельность студентов, что положительно сказалось на качестве курсовых и дипломных работ.
Все это, по нашему мнению, способствует развитию чувства уверенности будущих педагогов с инженерно-технологической
подготовкой к самостоятельной деятельности в социально-экономических условиях жизни.
Результаты проведенного научного исследования по применению блочно-модульнго обучения в процессе преподавания предмета «Гидравлика и гидравлические машины» на факультете технологии, предпринимательства и сервиса позволили сделать следующие рекомендации по методике и организации обучения:
- создать условия для подготовки конкурентоспособных педагогов с инженерно-технологическими компетенциями, социально активных, творчески развитых, обладающих чувством ответственности за результаты своего труда возможно с опорой на разработанные и обоснованные принципы блочно-модульной педагогической технологии: принципа синтеза, принципа преемственности, моделирования деятельности, межпредметных связей, принципа опережающего характера обучения и системном подходе [7];
-за основу проектирования учебного процесса по инженерным дисциплинам необходимо принять современные педагогические технологии, направленные на повышение качества педагогического сотрудничества, на выполнение соответствующих учебно-воспитательных задач, которые влияют на достижение конечного результата - качества подготовки выпускников;
- методику обучения необходимо согласовывать с целью и содержанием дисциплины; с учебной программой по дисциплине; с наличием учебно-материальной и технической базы.
Также следует отметить, что эффективность обучения по дисциплине«Гидравлика и гидравлические машины» обеспечивается преподавателем по блочно-модульной форме с учетом следующего:
- согласованности нормативных документов, ориентированных на профессионально-педагогическое обучение с образовательными целями учебных программ, то есть разграничения требований Государственного стандарта к объему знаний и умений по специальности относительно тематического плана предмета по блокам;
- структуризации содержания с позиции «достаточного минимума» знаний по блокам, разделяя изучаемый материал на ядро и оболочку. Это позволяет определить базовый уровень знаний для группы с учетом развития личности и соответствующего общим требованиям работодателя;
- совершенствования учебно-программной документации предмета в блочно-модульном варианте (тематического плана, учебной программы предмета и модулей в виде учебно-методического пособия);
- разработанности учебно-материальной и технической базы, отражающей формы и методы обучения, в том числе и кейс-метода; педагогических условий организации лабораторно-практических работ, развивающих интерес к профессии; контролирующих средств обучения
(тестовых зданий, экзаменационных билетов, тематики курсовых работ и письменных экзаменационных работ) [4].
Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволяет повысить: мотивацию изучения предмета; качество и глубину знаний; уровень образовательного процесса в целом.
Дисциплина «Гидравлика и гидравлические машины» является базовой, без знания которой изучение профессионального цикла невозможно. Законы гидравлики объясняют физическую картину в инженерных сетях (в водопроводе, канализации и отоплении), эксплуатационные возможности индивидуальных водозаборов (скважин), сведения о мелиоративных работах на земельных участках и т.д. Наконец, во всех сельскохозяйственных машинах, без которых немыслимо крестьянское хозяйство, имеются насосы и гидравлические приводы.
Внедрение современных форм и методов при изучении данной дисциплины позволяет студентам быстро осваивать законы гидравлики, сущность, принцип действия, и конструктивное устройство гидравлических машин, которые повсеместно используются в разных сферах производства и в быту.
Также обращаем внимание на кейс-метод как один из видов информационной технологии. Он используется нами с целью развития творческого потенциала преподавателей и студентов. Этому способствует и широкая демократизация, и модернизация процесса обучения, формирование у будущего педагога профессионального обучения прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности. Действия в кейсе либо даются в описании, либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. В любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых [2].
Кейс-метод в подготовке будущего педагога профессионального обучения по техническим дисциплинам - это, на наш взгляд, не просто методическое нововведение, а метод, напрямую связанный с изменениями в современной ситуации в обучении будущих педагогов профессионального обучения. Кейс-метод направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студентов, изучающих, например, дисциплину «Гидравлика и гидравлические машины».
Кейс-метод в данном случае является и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного
процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля. В нем наглядно характеризуется практическая проблема и демонстрируется поиск способов её решения.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.
Опыт работы преподавателей факультета технологии, предпринимательства и сервиса Орловского государственного университета по подготовке педагогов профессионального обучения и учителей технологии и предпринимательства показал, что одной из характерных черт образовательной среды вуза является возможность студентов и преподавателей обращаться к структурированным учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам всего университета в любое время и в любой точке пространства. Поэтому проводимое научное исследование по применению кейс-метода по дисциплине «Гидравлика и гидравлические машины» на кафедре профессионального обучения и бизнеса является актуальным.
Таким образом, внедрение в процесс подготовки будущего педагога профессионального обучения кейс-метода показало, что он является одним из эффективных методов интерактивных форм обучения, которые предусмотрены ФГОС и доказывает их эффективность.
Список литературы
1. Гаврилова И.С. Блочно-модульное обучение будущих педагогов по дисциплине «Гидравлика и гидравлические машины» //Педагогическая наука: теория и практика: коллективная монография / под общей ред. В.Н. Правдюк. 2014. С. 85-99.
2. Гаврилова И.С. Роль кейс-метода в подготовке будущих педагогов профессионального обучения // Известия ТулГУ. Педагогика. Вып.1. 2014. С. 17-23.
3. Гаврилова И.С., Правдюк В.Н. Педагогические условия повышения компетентности посредством блочно-модульного обучения будущих педагогов // Известия ТулГУ. Педагогика. Вып.1. 2014. С. 13-17.
4. Гаврилова И.С., Правдюк В.Н. Экспериментальная оценка инженерно-технологической готовности будущих педагогов к профессионально-педагогической деятельности // Электронный научный журнал «PRIORI. Серия «Гуманитарные науки». № 6. 2014. С1-11. WWW. APRIORI - JOURNALRU.
5. Калекин А. А. Гидравлика и гидравлические машины: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям технологического образования 050502 "Технология и предпринимательство" и 050501 "Профессиональное обучение (Агроинженерия)". М.: Мир, 2005. 511 с.
6. Правдюк В.Н. Инновационные технологии в подготовке будущих специалистов // Тенетилова В.С. Теоретические и практические аспекты научно-исследовательской деятельности ученых ОГУ: сб. статей. Ч.2 / отв. ред. Е.Н. Пузанкова. Орел: Изд-во ОГУ. 2009. С. 222-227.
7. Правдюк В.Н., Дерепаско С.В., Маслов С.И. Современные подходы и педагогические условия в подготовке педагога профессионального обучения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1. Ч.2. Тула: Изд-во ТулГУ. 2012. С.63-67.
Гаврилова Ирина Станиславовна ст. преподаватель;
[email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет,
Правдюк Валентина Николаевна, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет.
FORMS AND METHODS OF THE PROFESSIONAL PEDAGOGUES TRAINING ON THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE "HYDRA ULICS AND HYDRAULIC MACHINES"
I.S. Gavrilova, V.N. Pravdyuk,
The article deals with forms and methods, which lead to the development of technological competences of the professional training pedagogues on the example of "Hydraulics and hydraulic machines"
Key words: forms, methods, professional training, "Hydraulics and hydraulic machines", competences, block-modular training
Gavrilova Irina Stanislavovna, Senior Lecturer, [email protected], Russia, Orel, Orel State University,
Pravdyuk Valentina Nikolaevna, Doctor of Education, professor, [email protected], Russia, Orel, Orel State University.