Научная статья на тему 'Теоретическая этика в России: этапы становления'

Теоретическая этика в России: этапы становления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1806
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РОССИИ / НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ И ЭТИКА / ЭТИКА КАК УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУКА / ETHICS / THEORETICAL ETHICS / RUSSIA / MORAL THEOLOGY / ETHICS AS A UNIVERSITY DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Овчинникова Елена Анатольевна

В статье рассматриваются основные исторические этапы становления теоретической этики в России, значение аристотелизма в формировании русской этической мысли, разграничение нравственного богословия и этики и определение предмета теоретической этики в XVIIIначале XIX в., категориальный строй русской этической мысли. Анализируется влияние моральной философии Канта на становление этики как университетской науки в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical ethics in Russia: stages of development

The main historical stages of theoretical ethics in Russia are reviewed. The importance of Aristotelianism in the formation of Russian ethical thought is emphasized. A distinction is made between moral theology and ethics. The subject of theoretical ethics at the turn of the 19th century is defined, as is the system of categories in Russian ethical thought. The influence of Kants moral philosophy on the emergence of ethics as a university discipline in Russia is also analyzed.

Текст научной работы на тему «Теоретическая этика в России: этапы становления»

Е. А. Овчинникова

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РОССИИ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ

При рассмотрении истории становления теоретической этики в России необходимо учитывать различные периоды, этапы влияния западноевропейской мысли на формирование этики как научной философской дисциплины, этико-философского сознания.

С XI в. на Руси появляются первые переводные дидактические нравоучительные сочинения, главная тема которых — ответ на вопрос, «како житии всякому человеку». Нравоучительные сочинения в древнерусской традиции представлены разнообразными жанрами: это всевозможные собрания афоризмов, слова, поучения, притчи, жития. Задача учительной литературы — наставление в добродетельных поступках, стремление представить должные нормы поведения и дать практические советы и рекомендации. Своеобразие нравоучительных текстов Древней Руси определяется наличием в них разнообразных сведений — богословских, философских, исторических, домостроительных правил, житейской мудрости, представлений о человеке, мире, природе. Синкретизм нравоучительного текста отражал в целом синкретичность мировоззрения древнерусского человека, что проявлялось также в единстве художественного образа и нравственно-императивного содержания. Этика (или ифика) была представлена в ранних сочинениях как «наука нрава», связывалась с именем Аристотеля и трактовалась именно в аспекте нравоучения.

Формирование собственно этики как науки с четко очерченным предметом, структурой, категориальным аппаратом относится ко второй половине XVII в. и связано прежде всего с западнорусским влиянием, освоением латинского наследия.

Актуализация отношения к наследию латинской схоластики и прежде всего схола-стизированной философской системе Аристотеля была связана с процессом европеизации, наметившимся еще во второй половине XVI в. Но особенную остроту этот вопрос приобретает в середине XVII в., в царствование Алексея Михайловича. Это было связано с политикой присоединения Украины к России, которая в полной мере выявила актуальность соотношения православия и католицизма, с одной стороны, и роли западного духовного наследия — с другой. Во второй половине XVII в. идеи Аристотеля проникали на Русь преимущественно польско-латинскими путями, его сочинения были известны на латинском языке и в польских переводах. На тексты Аристотеля ссылаются Симеон Полоцкий и его последователи Сильвестр Медведев и Карион Истомин, братья Лихуды.

Мыслителями XVII в. этика стала пониматься как самостоятельная философская наука, являющаяся не только составной частью философской системы, но и фактически основой всех философских построений. Так, Симеон Полоцкий разделяет философию на «разумительную» (умозрительную), т. е. логику, «естественную» (физику) и «нравственную» (этику). Этике в этой системе отводилось первостепенное значение, ибо основной функцией и задачей философии, по мнению Полоцкого, является «врачевание души» («Яко врачество болезнь исцеляет, философия нрав зол души исправляет» [1, с. 71]). Задача философии видится Полоцкому в нравственном наставлении человека: «Философия учит благо жить» [1, с. 70].

© Е. А. Овчинникова, 2010

Влияние схоластической традиции обнаруживается в построении наиболее ранних (XVII — начало XVIII в.) курсов этики в Киево-Могилянской академии [2].

Поворот в противосхоластическую сторону был совершен Феофаном Прокоповичем. Во многом под влиянием лютеранских систем (которые, однако, не лишены были определенных схоластических элементов) Феофан Прокопович отходит от схоластического направления. В богословии Прокопович «отделил богословие догматическое от нравственного, специализировав и то и другое и точнее определив их задачи», тем самым «утратив путаницу в преподавании того и другого» [3, с. 26]1. Предмет нравственного богословия, по Феофану Прокоповичу, — «добрые дела, обозначаемые в Писании именем любви. Любовь двоякая: к Богу и ближним, поэтому нравственное богословие рассуждает 1) о религии как выражении любви к Богу, 2) о справедливости, которая состоит в любви к ближнему». Этику Прокопович трактует как самостоятельную науку, отделяя, разграничивая этику и нравственное богословие, определяя предмет этической науки и нравственного богословия [4, с. 286-335].

Разграничение предмета этики и нравственного богословия, предпринятое Феофаном Прокоповичем, позволяет в дальнейшем осмыслять их как самостоятельные науки, обладающие своеобразием и спецификой построения моральных систем. Нравственное богословие в России складывается на протяжении всего XIX в., оказывая влияние на формирование религиозной этической мысли [3].

К середине XVIII в. уже повсеместно преподавание философии от ориентации на схоластизированную систему Аристотеля переходит к вольфианскому учению. В соответствии с вольфианской системой философия разделялась на «рациональную, целью которой было научить управлять действиями ума; моральную, имевшую целью определить действия воли или нравы, и натуральную, или естественную, имеющею задачею исследовать все, что есть в природе» [5]. В свою очередь натуральная философия разделялась на физику, математику и метафизику (именовавшуюся также естественным богословием), рациональная включала диалектику и логику. Моральная философия изучала принципы и свойства человеческих действий с целью определить понятие высшего блага как конечной цели человеческого существования и основные добродетели, необходимые для достижения блага. Дисциплинарно этика складывается преимущественно под влиянием немецкой традиции, что объясняется прежде всего ориентированностью в построении университетского образования на немецкие образцы. Это сказывается на характере построения курсов, издании переводных учебников для университетов и гимназий.

Позднее (в конце XVIII — начале XIX в.) этическое знание в России испытывает влияние моральной философии И. Канта, что нашло выражение в формировании идеи автономии морали и предметного построения теоретической этики в России. В 1795— 1797 гг. нравственную философию в кантовском духе в Московском университете читал воспитанник Тюбингенского университета профессор И. М. Шаден, который, как отмечали современники, будучи воспитанным на философии Вольфа, знакомил своих студентов и с учением Канта. С 1803 г. в Московском университете работали геттингенский профессор И. Буле и Х. Ф. Рейнгардт. Последний опубликовал несколько сочинений, построенных на кантианских идеях (Система практической философии. М., 1807; Естественное право. Казань, 1816).

В Харьковском университете с идеями Канта знакомили профессора И. Шад и Л.-Г. Якоб. Оба они были авторами учебников по философии. Учебные руководства

1См. об этом также: [6—8].

Якоба по логике, метафизике, естественному праву, практической философии были приняты не только в Германии, но и за ее пределами. Для российских гимназий им был специально написан учебник, переведенный на русский язык Н. И. Бутырским [9]2.

Однако в двадцатые годы XIX в. завершается первоначальный этап освоения кантовского этического наследия. К сожалению, завершается довольно трагически — с увольнениями и высылкой многих профессоров российских университетов, а затем и закрытием кафедр философии.

В то же время в начале XIX в. моральная философия Канта вызвала дискуссию в русской университетской среде. Анализу проблемы обоснования морали были посвящены лекции профессоров Казанского университета. В 1817 г. профессор Иосиф Срезневский выступил с «Рассуждением о разных системах нравоучения, сравненных по их началам». В своем «Рассуждении» по «Кантовой Критике практического ума» Срезневский выделяет семь систем «нравоучения», в том числе и «учение системы, основанной на понятии нравственного закона». Соглашаясь с этой системой — «Итак, идея нравственного закона современна разуму и тем более в оном раскрывается, чем более он сам образуется и просвещается», — Срезневский тем не менее критикует кантовскую систему за то, что Кант «слишком большое различие полагает между теоретическим и практическим разумом, который в самом деле есть один и тот же» [10, с. 25—26].

Проблема автономии морали является предметом обсуждения профессора теоретической и практической философии Казанского университета А. Лубкина. В «Рассуждении о том, возможно ли нравоучению дать твердое основание независимо от религии» (Казанский университет, 1815) Лубкин выдвигает ряд аргументов против идеи автономии морали, утверждая необходимость основывать мораль на религии, а не выводить религию из морали. Таким образом, практическая философия Канта уже в первые десятилетия XIX в. становится объектом пристального внимания и обсуждения в университетской среде.

В середине XIX в. этическая мысль, лишенная кафедральной, университетской формы своего выражения, проявляется в русской публицистике, которая задает этической мысли социально-политическую направленность, и во взглядах ученых-естествоиспытателей, приобретая позитивистские ориентации.

Только в семидесятые годы XIX в. начинается постепенное возрождение университетской философии в России, духовный облик которой вновь будет определять немецкая философия. Значение Канта для русской философской мысли подчеркивал Вл. Соловьев. Кант, по замечанию Вл. Соловьева, поднял общий уровень философского мышления, а в области этики «дал безукоризненные и окончательные формулы нравственного принципа и создал чистую или формальную этику как науку столь же достоверную, как чистая математика» [11, с. 199].

Влияние Канта и кантианства было особенно значительным в Московском и Петербургском университетах. В учебные программы университетского образования были возвращены общефилософские курсы, курсы истории философии, такие разделы философского знания, как этика и эстетика.

Одним из представителей академической, университетской философской традиции был Александр Иванович Введенский, возглавлявший кафедру философии Петербургского университета с 1888 г.

Если в начале XIX в. в курсах этики, ориентированных на моральную философию Канта, акцент делался прежде всего на идее автономии морали, обосновании предмета

2Учебник был отпечатан в Риге на немецком языке и включал в себя восемь частей. Русский перевод был издан Главным Правлением училищ как основное руководство по философии.

этики и вычленении категориального аппарата, то на более поздних этапах развития русской этической мысли в центре внимания философов оказывается проблема кантовского метода, метафизическое обоснование нравственности, императивность теоретической этики. В работах А. И. Введенского метафизическая проблематика занимает центральное место. Метафизика, как полагает философ, входит в состав «цельного мировоззрения». Следуя критической философии Канта, русский мыслитель на первое место выносит проблему формирования научного мировоззрения, сущностью которого является вопрос о смысле жизни («Совокупность ответов на все вопросы, возбуждаемые вопросом о смысле существования человека, называется мировоззрением»). Мировоззрение включает научное знание и метафизическую морально обоснованную веру. Таким образом, в этической теории А. И. Введенского нашли отражение основные моральные проблемы, прежде всего — проблема смысла жизни [12], свободы воли [13], нравственного обоснования веры, морального императива.

Кантианство, доминируя в университетской традиции, тем не менее, не определяет все многообразие этических систем и построений в русской мысли конца XIX — начала XX в.

Именно в этот период понятийно оформляется и сам термин «теоретическая этика», предметом которой является прежде всего проблема обоснования морали и категориальное построение этических систем.

Литература

1. Симеон Полоцкий. Избранные сочинения. М.; Л., 1953.

2. Памятники этической мысли на Украине XVII — первой половины XVIII столетия / Сост., пер. с лат., вступит. статья и примечания М. В. Кашубы. Киев, 1987.

3. Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб., 1901.

4. Прокопович Ф. Фшософсш твори: В 3 т. Киев, 1979. Т. 1.

5. Никольский Ал. Русская духовно-академическая философия как предшественница славянофильства и университетской философии в России // Вера и разум. Харьков, 1907. № 2.

6. Тихомиров Ф. А. Трактаты Феофана Прокоповича о Боге едином по существу и троичном в Лицах. СПб., 1884.

7. Смирнов С. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855.

8. Архангельский А. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. Казань, 1883.

9. Якоб Л. Г. Курс философии для Гимназий Российской Империи. СПб., 1813.

10. Срезневский И. «Рассуждением о разных системах нравоучения, сравненных по их началам». Казань, 1817.

11. Соловьев В. С. Кант // Философский словарь Вл. Соловьева. Ростов н/Д., 2000.

12. Введенский А. И. Условие позволительности веры в смысл жизни // Ввведенский А. И. Статьи по философии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

13. Введенский А. И. Спор о свободе воли перед судом критической философии// Введенский А. И. Статьи по философии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

Статья поступила в редакцию 17 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.